Враг мой
![]() | TV Tropes Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Enemy Mine. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью. |
« | …Враг твой силён, но не хочет боя. |
» |
— Meldis, «Поединок» |
Враг мой — общее название для всех сюжетных коллизий, когда двое противников становятся друзьями, или даже чем-то большим. Слезогонка/душегрейка слабого действия.
- Оказавшись изолированными от своих враждующих лагерей в условиях сурового выживания, постепенно сближаются.
- Частенько сталкиваются в ходе боевых действий.
- Один попадает к другому в плен.
- Они вынуждены объединиться против третьего врага.
- Враги дружили до войны.
- Персонаж жалеет, что тот парень воюет на стороне врага, ведь сложись всё иначе…
Родственный троп — достойный противник. Часто пересекается с добрый самаритянин (когда представитель врагов, вопреки вражде, ведёт себя по совести и помогает, но не обязательно становится другом).
Версия с педалью в пол — нечестивый союз. Имеет возможность эволюционировать в дружбу, закалённую огнём.
Тропнеймер — рассказ Барри Лонгиера в жанре космооперы «Враг мой» и снятый по нему фильм. Один из путей перехода к тропу — совместная трапеза.
Примеры[править]
Комплексные франшизы[править]
- «Сага о ведьмаке»
- Рееф был среди солдат, бравших штурмом замок родителей Кайлея. Потерявший при штурме всю семью Кайлей, подобрав брошенного своими раненого Реефа, не то что не добил его (хотя поначалу и хотел) — напротив, выходил. И, несмотря на то, что предпосылок для дружбы не было никаких, они сдружились.
- Примерно таким способом влились в ганзу Геральта Кагыр и Регис. Первый — офицер армии захватчиков, у которого совесть подала голос и который теперь ищет Цири не по приказу, а из желания защитить. Второй — просто естественная добыча ведьмака (хотя по гамбургскому счёту ещё не факт, кто из них чья)… и, по выражению самого ведьмака, «воплощение человечности».
- Ведьмак 3: Дикая Охота — после битвы между Нильфгаардом и Темерией у Белого Сада два раненых бойца из враждующих армий вместе скрываются от трупоедов в заброшенной избушке в лесах. Даже когда темерца находит брат, он отказывается бросить своего товарища по несчастью, и брат скрепя сердце прячет нильфа в своем доме.
- «Песнь Льда и Пламени»/«Игра престолов» — Роберт Баратеон, уж на что дундук, был мастером заводить союзников именно этим способом. Самый блестящий пример — Барристан Селми, которого баратеоновцам пришлось буквально завалить трупами, чтобы пленить; Роберт прислал к нему своего мейстера, и «сир дедуля», встав на ноги, стал служить новому королю так же верно, как служил старому.
Фольклор[править]
- Бродячий сюжет про старого пса, которого хозяин выгнал, сочтя негодным в хозяйстве, и волка, которому этот самый пес не раз срывал охоту. Волк напоминает ему об этом, но входит в положение и даже придумывает план, как вернуть старому врагу расположение хозяина. В одних версиях пес находит способ отплатить волку добром за добро, и они окончательно расстаются друзьями. В других все заканчивается или смертью волка от собственной тупости, или и вовсе выбором пса в пользу хозяина, когда волк просит об ответной услуге.
Литература[править]
Отечественная[править]
- А. С. Пушкин, «Капитанская дочка» — Пётр Гринёв и Емельян Пугачёв. «Я офицер и дворянин; вчера еще дрался противу тебя, а сегодня еду с тобой в одной кибитке, и счастие всей моей жизни зависит от тебя».
- «Кавказский пленник» — одноимённые поэмы Пушкина и Лермонтова и рассказ Л. Толстого. Русский попадает в плен к кавказцам и вызывает добрые чувства со стороны молодой особы женского пола (в первых двух случаях — романтическое повествование и любовь со стороны взрослой девушки, в третьем случае события изображены в реалистическом ключе — сочувствие девочки-подростка).
- Тот же. Л. Н. Толстой, «Война и мир» — отношение Пети Ростова к пленному французскому барабанщику Венсану, своему ровеснику. С прикрученным фитильком, так как личной вражды, по сути, не было.
- Лидия Чарская, «Некрасивая». Ло страдает от травли в институте благородных девиц, но однажды ночью замечает, что зачинщица этой травли, страдающая лунатизмом, пошла к закрытой на ремонт высокой лестнице. Так и навернулась бы оттуда, не просыпаясь, если бы Ло ее не подхватила. На этом вражда и травля кончаются.
- Б. Лавренёв, повесть «Сорок первый» о Гражданской войне — кодификатор для русскоязычного читателя, пополам с Обречённая любовь. Девушка-красноармейка (снайперша, уже убившая сорок «врагов трудового народа») и белый поручик сначала вместе идут по пустыне, а потом оказываются на необитаемом острове — и вынуждены выживать и находить общий язык. Только заканчивается плохо: к острову подходит корабль с белогвардейцами. Вадим восклицает «Наши!» — и мчится к кораблю, крича при этом: «Господа! Господа!!». Марютка убивает его — и, обнимая голову убитого, говорит «Дурень ты мой синеглазенький». Наверное, её тоже убьют…
- К. Тренёв, «Любовь Яровая». Жена — за красных, муж — за белых. Зигзаг: муж дважды спас жену, она же выдала его красным.
- В. С. Гроссман, «Жизнь и судьба»: советский разведчик Климов и немецкий солдат, обнаружив, что они укрылись от артобстрела в одной снарядной воронке, не стали убивать друг друга; немецкий комендант, пожалев, освободил Семёнова; жительница освобождённого Сталинграда, наблюдающая за тем, как немецкие пленные достают тела из подвала бывшего здания гестапо и готовая растерзать пленных, неожиданно для себя самой суёт немецкому офицеру кусок хлеба.
- К. Симонов, «Живые и мёртвые» — сцена с захваченным под Сталинградом немецким госпиталем.
- Братья Стругацкие, «Пикник на обочине» — Рэдрик испытывает симпатию к полицейскому капитану Квотербладу, понимая, что тот преследует его в надежде заставить завязать со сталкерством и не гробить себя.
- Ю. Семёнов, «Семнадцать мгновений весны» — бегство радистки Кэт с ребёнком, которой помогает немецкий солдат Гельмут. Впрочем, перерастает в поворот направо кругом.
- Владимир Высоцкий, «Роман о девочках» — отец Питера Онигмана из ФРГ «был в плену, в Сибири, и вывез оттуда больше теплых воспоминаний».
- В. П. Крапивин:
- «Оранжевый портрет с крапинками» — мальчик, сет (князь) Фа-Дейк, отпускает на свободу своего ровесника по имени Хота, чтобы спасти его от пыток. Правда, всё это происходит в воображении Фаддейки Сеткина. Или нет.
- «Выстрел с монитора» — судьба экипажа этого самого монитора.
- В. Кунин, «Русские на Мариенплац» — с прикрученным фитильком: немецкая семья фактически удочеряет украинскую девушку, попавшую в их дом в качестве остарбайтерки.
- Рассказ карельского писателя Яакко (Якова) Ругоева «Вся жизнь впереди…» (о взятии в плен финна во время Второй мировой).
- Ольга Громыко, «Верные враги»: Верес и Шелена считают друг друга врагами, но в конце концов вражда перерастает не только в дружбу.
- Эпический пример — «Танцующая с Ауте» Парфеновой: главная героиня выходит замуж за злейшего врага своей расы, из-за которого у неё погибло много родственников, её первый муж, ребёнок от него, а она сама стала калекой! Причина брака — желание Антеи предотвратить дальнейшую эскалацию конфликта между двумя расами, а заодно интерес родственников Антеи к потенциальному гибридному потомству. Последствия брака — любовь, которая победила смерть. По крайней мере, на время.
- «Волкодав» М. Семёновой: главному герою предстоит битва с кунсом Винитаром во искупление старого деяния, но то одно, то другое постоянно им мешает (да и особого желания нет ни у одного, ни у другого — просто так положено). Противникам поневоле приходится отложить топор войны, и к концу серии книг их отношения можно назвать если и не дружескими, то вполне доброприятельскими.
- Декалогия Сухинова «Изумрудный город» — Ланга и Элли, что подсвечивается первой в «Битве в Подземной стране». Да и сходства у них гораздо больше, нежели можно было себе представить.
- В частично одобренном Сухиновым постканоне от Анны Зиминой развито и выжато по максимуму.
- Антон Орлов, «Тина Хэдис» — Тина Хэдис и её друзья объединяются с Лиргисо для совместной борьбы с Конторой Игрек, которая от отлова преступников со сверхъестественными способностями перешла к уничтожению всех носителей сверхъестественных способностей без разбора. Хотя задолго до этого Лиргисо, взятый Тиной в плен, через некоторое время смог добыть оружие, но так и не смог выстрелить в неё — подсознательно сам начал тянуть время разговорами и дотянул до того, что она смогла обезоружить его (в романе «Властелин Сонхи» явно написано, что самым страшным кошмаром Лиргисо/Тейзурга являются мысли на тему «если бы я тогда выстрелил в Тину»).
- В. Камша, «Отблески Этерны» — Ротгер Вальдес и Олаф Кальдмеер, вице-адмирал и адмирал двух воюющих стран. После битвы второй попадает в плен к первому, что приводит к чудесному бромансу.
- В. В. Князева, «Азбука шахматиста» — Шахшахич и Пешкин. Первый вроде как белая ладья, второй — черная пешка. На доске воюют за разные стороны, вне доски дружат. При личной встрече на поле боя демонстрируют рыцарское отношение к сопернику.
- Александр Покровский, рассказ «Он и Она» из сборника «72 метра» — история взаимоотношений вахтенного офицера и корабельной крысы. Эдакая пародия на От неприязни до любви: «Пойду на камбуз воровать пирожки. У нас прибавление».
- М. и С. Дяченко, «Солнечный круг» — Кайра Из-Тени и Маркус Из-Лета принадлежат к враждующим армиям, они оба хороши в своем деле, их с детства учили ненавидеть друг друга, но по стечению обстоятельств порталом их выбрасывает на далекий материк, который пустует уже лет двести, с предыдущей войны. Чтобы выжить, они вынуждены сотрудничать, хотя оба понимают, что, стоит им вернуться домой, одному из них придется убить другого.
Зарубежная[править]
- А. Дюма, «Три мушкетёра» — герцог Бэкингем для главных героев, д’Артаньяна с его друзьями. Д’Артаньян первоначально помогает Бекингему ради Констанции, но и сам по себе английский герцог внушает ему симпатию. Так что мушкетёры даже пытались предупредить его об угрожавшей ему опасности, и с этим согласился даже Атос, не любивший англичан. В свою очередь, и сам Бекингем дружески принял д’Артаньяна в своём доме, и пытался наградить его с друзьями так, чтобы им не зазорно было принять его подарок.
- Отец и сын Бикара для главных героев.
- А. Конан Дойл, «Как бригадиру достался король» — протагонист, будущий бригадир, а на тот момент полковник Этьен Жерар, и его противник, английский офицер Рассел, всё больше проникаются симпатией друг к другу. В итоге они решают вместо боя… сыграть в карты: кто проиграет, тот и будет пленником победителя.
- Уильям Дэвис, A Victor of Salamis. Изгнанный по ложному обвинению из родного города афинянин Главкон во время кораблекрушения помогает спастись персидскому военачальнику Мардонию и его жене Артозостре, родной сестре царя Ксеркса, не подозревая, кто они такие, лишь помогая товарищам по несчастью. В благодарность Мардоний устроил, чтобы Главкона приняли как знатного перса, представил его самому Ксерксу, собирался женить на своей сестре. Но Главкон всё-таки остался эллином и вернулся к своим после Фермопильского сражения, где сражался вместе со спартанцами, и выжил только благодаря тому же Мардонию, который нашёл раненого Главкона первым. В итоге Мардоний отпустил Главкона, убедившись, что тот никогда не станет персом.
- Редьярд Киплинг, «Баллада о Востоке и Западе» — тянет на кодификатор.
- О. Генри, «Квадратура круга». В роли враждебной среды, вправляющей мозги — внезапно, большой город.
- Л. Буссенар, «Капитан Сорвиголова» — целый букет: между ГГ и взятым им в плен молодым британским офицером Патриком Леноксом возникает своеобразная дружба; генерал Вуд спасает ГГ, попавшего в плен, от истязания и смерти; франкоканадец Франсуа Жюно, знавший ГГ ещё до войны, устраивает ему побег из плена, а в конце книги подбирает тяжело раненого на поле боя; и куча эпизодических персонажей — британских военнослужащих, которые ведут себя вполне прилично.
- Жорж Сименон: следователь Комельо для комиссара Мегрэ — закадычный враг.
- Эрих Мария Ремарк.
- «На Западном фронте без перемен»:
- Пауль (главный герой) идет в разведку, где сталкивается с французским солдатом. Происходит довольно долгая и тяжёлая сцена (несколько часов), где Пауль сначала закалывает кинжалом француза, но тот остается жить, хоть и при смерти, после этого Пауль перевязывает его и наблюдает за страданиями и умиранием. За несколько часов в воронке от снаряда, с собственноручно заколотым солдатом врага, Пауль успевает просмотреть фотографии его семьи, пытается читать его письма, зарекается обзавестись той же профессией и написать письмо его жене.
- Пауль же при охране лагеря наблюдает за страданиями пленных русских и раздает им сигареты.
- «Время жить и время умирать» — главный герой проникается чувствами к русским и в итоге отпускает жителей, подозреваемых в том, что они партизаны , за что и поплатился.
- «На Западном фронте без перемен»:
- Р. Сабатини, «Удачи капитана Блада» — дон Иларио (глава «Пасть Дракона»). После того, как Блад спас его после кораблекрушения, перевязал сломанное бедро и взялся доставить в столицу колонии Сан-Доминго, счёл, что спасителя надо как следует отблагодарить: «следует разрешить запастись здесь дровами, водой, свежей провизией и лодками, предоставить кораблю убежище для ремонта». «Обменялся с капитаном Бладом взаимными комплиментами и благими пожеланиями, которые, как все хорошо понимали, ни в коей мере не помешают дону Иларио ревностно исполнять свой долг после окончания перемирия».
- Джек Коуп, «Прекрасный дом». Зулус Коломб Пела (в крещении Исайя) участвует в восстании 1906 г., а англичанин Том Эрскин как офицер милиции должен участвовать в его подавлении (хотя считает, что колониальные власти поступали с зулу несправедливо).
- Вьетнамский писатель Нгуен Минь Тяу, роман «Выжженный край» — с прикрученным фитильком: 4-летний сын южновьетнамского майора Шинь опекается военнослужащими-северянами.
- Л. М. Буджолд, завязка «Саги о Форкосиганах» — знакомство Эйрела Форкосигана и Корделии Нейсмит началось с этого тропа. Предложение руки и сердца она получила, находясь в плену.
- Курт Воннегут, «Сирены Титана» — главный герой вместе со своим злейшим врагом, Бозом, оказываются сначала заперты на неуправляемом космическом корабле, а потом вынуждены долго жить вдвоём на Меркурии.
- Джеймс Клавелл, «Тай-Пэн» — Дирк Струан и Тайлер Брок. Ненавидят друг друга и стремятся уничтожить. Однако до откровенной подлости не опускаются и при необходимости могут договориться.
- Хэсворд Густав, «Старики и „бледный Блупер“» — солдат, побывав в плену во Вьетнаме, очень даже меняется.
- «Колесо Времени» — часть Айз Седай, попавших к Ранду в плен. Ранд, собственно, никакой ненависти к ним не питает, он всего лишь уверен, что они находятся в плену предубеждений и воюют не за то, за что следовало бы.
- Коты-воители — коты из разных племён, когда между ними на данный момент нет открытых столкновений, могут отыгрывать данный троп. Хотя настоящая дружба между воинами разных племён запрещена Воинским Законом, всё же некоторые из них могут втайне симпатизировать друг другу, а при случае — и помогать, временно объединяясь против общего противника. Особенно много таких «врагов-друзей» у Огнезвёзда. Больше всех соответствовало тропу племя Ветра в первом цикле. Ну а против Кровавого племени и во время переселения после гибели старого леса всем племенам пришлось действовать сообща — чтобы вновь сделаться врагами, как только настали спокойные времена.
- Хол Клемент, «У критической точки»[1] — пока дипломаты воюющих империй пытаются как-то устроить перемирие, дочь одного (девочка лет десяти, не отличающаяся физической силой) и сын другого (силач, так как на его планете повышенная гравитация, но интеллектуально на уровне четырёхлетнего ребёнка) умудряются забраться в субмарину и погрузиться в океан. Для спасения детей приходится плотно сотрудничать и самим детям, и их родителям.
Кино[править]
- Собственно, Враг мой — как бы не кодификатор. Дэвидж с нашей стороны и Джерибба с их стороны. «Враги, потому что научены быть ими. Союзники, потому что пришлось стать ими. Братья, потому что осмелились быть ими».
- Французский фильм «Великая иллюзия» Ж. Ренуара (1937 г.) о Первой мировой войне — отношение немецкого лётчика фон Рауффенштайна к пленному французскому коллеге, аристократу Боэльдьё. См. сословная мораль.
- «Сорок первый» — две экранизации повести. Деталь из второго фильма: по приказу комиссара Евсюкова все сливают остатки воды в одну посудину и отпивают по глотку. Пленный стоит в сторонке и слегка удивляется, когда конвоирша передаёт воду и ему.
- «Помни, Каспар!» (СССР, 1964) — немец Каспар Гролта и наш лейтенант Денис Марасаев.
- «Гусарская баллада»: Шурочка и наполеоновский офицер Винсенто Сальгари выручают друг друга.
- «Кукушка»: Вторая мировая война, лапландская глушь, врагов финна и русского приютила нейтральная саамка. Все трое совершенно не понимают языков и мотивов друг друга, что не мешает им составить маленькое, необычное и по-своему уютное общество.
- Вообще-то Райво и Пшёлты убивать друг друга передумали довольно быстро. Финн оголтелым фашистом, мягко говоря, не был: во вступительной сцене фильма эсэсовцы приковали его к снайперской высотке цепью и, кажется, забирать оттуда уже не собирались (крепко основано на реальных событиях).
- «Добро пожаловать в Тонмакколь»: действие перенесено в корейскую войну.
- «Западный фронт» — опять же Корейская война, но с элементами приключенческая комедии про северянина и южанина
- Российский фильм «Пленный» А. Учителя (2008 г.) по мотивам повести В. Маканина «Кавказский пленный» (и написанная, в свою очередь, по мотивам фильма одноимённая повесть того же Маканина). Осторожно, в тексте (и, возможно, в видеоряде) присутствуют гомоэротические мотивы!
- «Время собирать камни» (Россия, 2005, по сценарию Дунского и Фрида от 1981) — после Победы в 1945 г. немецкий лейтенант-минёр Рудольф Онезорг пришёл в советский штаб, чтобы рассказать о масштабной операции по минированию важных объектов на советской территории и помочь в их разминировании. И погибает.
- Фильм «4 дня в мае» А. фон Борриса (2011 г.): руководительница приюта совершенно адекватно ведёт себя по отношению к оккупационной власти, офицер Калмыков начинает испытывать отцовские чувств к немецкому мальчику, несмотря на то, что тот пытался оказывать вооружённое сопротивление, немецкая девушка влюбляется в солдата, а после подписания капитуляции обитательницы приюта и маленький советский гарнизон начинают совместное празднование.
- Фильм С. Спилберга «Боевой конь» — во время Первой мировой войны немцы и англичане вместе помогают освободиться лошади, которая запуталась в колючей проволоке на нейтральной полосе.
- «Следопыт» (Tracker) (2010, Н. Зеландия-Великобритания). С клюквой на гарнир, зато очень политкорректно.
- Фильм Э. Кустурицы «Жизнь — это чудо»: боснийский серб влюбляется в мусульманскую медсестру, живущую у него в доме в качестве заложницы для обмена на его сына, попавшего в плен.
- «Мандарины»: во время войны в Абхазии грузин и чеченец попадают ранеными к эстонцу. Сначала они хотят убить друг друга, потом эстонец берет с них клятву, что у него дома они не будут убивать.
- «Последний самурай»: история американского офицера, которого самурай посчитал достойным противником и сохранил жизнь. А потом и сам американец проникся самурайским духом.
- «Хроники Нарнии: Принц Каспиан» — начав открытое восстание против тельмаринов Каспиан собирает под своими знамёнами кентавров, фавнов, минотавров, гномов… И в итоге прибывшие в Нарнию Пэвенси немало удивляются тому факту, что в их армии объединились бывшие сторонники Колдуньи и сторонники Аслана.
- «Конг: Остров Черепа». Фильм начинается со схватки двух пилотов, американского и японского, которые потерпели крушение на острове Конга во время Второй Мировой. Ближе к середине фильма герои встречают постаревшего американца, который рассказывает им о своем лучшем друге — японце Ганпее Икари, которого убили монстры.
- «Двое» — российско-украинский телефильм 2010 года. По сюжету советский партизан захватывает в плен немецкого шифровальщика и вынужден заботиться о пленнике, чтобы тот ненароком не помер в суровую советскую зиму. В итоге эти двое становятся чуть ли не друзьями.
- «Хранители» — Комедиант и Молох: «Боже, перед кем я выворачиваю кишки?! Ты мой заклятый враг. А на самом деле… Выходит, ближе врага у меня друга нет. И о чем это, мать его, говорит?! Чёрт!»
- «Ад в Тихом океане». Американский и японский пилоты оказались на одном острове. Сначала пытаются прикончить друг друга. Затем — строят плот. Что интересно, оба актера прошли Вторую мировую, сражаясь каждый на своей стороне.
- Серия фильмов «Фантагиро» о принцессе-воительнице Фантагиро — Фантагиро и Ромуальдо, позднее Фантагиро и Тарабас. А заодно и хрустально-воздушная музыкальная тема «Mio nemico amatissimo» (букв. «Враг мой возлюбленный»).
- «Круче некуда» (Hidden strike): Дракон Ло (Джеки Чан) и Крис Балбес (Джон Сина) поначалу имели немало поводов убить друг друга. Но после получили куда более веские поводы подружиться. Но не настолько, чтобы Ло отдал за Балбеса свою дочь.
Телесериалы[править]
- «Игра престолов» (2011) — неоднократно встречается. Джон Сноу подружился с одичалым Тормундом, а с Игритт не только подружился. Джейме Ланнистер и Бриенна. Арья Старк и Сандор «Пёс» Клиган. Оша и младшие Старки. В пятом сезоне подсвечено напрямую Тирионом «Каждый из нас (Бриенна, Тирион, Давос, Джейме, Тормунд) ранее в той или иной форме сражался со Старками. И вот мы в их замке готовимся его защищать»
- «Побег» — Майкл, Беллик и Махоун, оказавшись по одну сторону решетки панамской тюрьмы, вместе работают над планом побега. Потом и вовсе становятся друзьями.
- Телефильм «Адъютант его превосходительства» по мотивам романа И. Болгарина, с прикрученным фитильком: красные берут под опеку попавшего в их расположение подростка Юру Львова, сына белого офицера.
- Ранее красноармейцы и белобандиты вместе бегут из плена батьки Ангела, в последствии офицер даже прикрывает своего бывшего товарища по несчастью, попавшего в плен уже к белякам, записав его в учётных документах рядовым, хотя прекрасно знал, что он является красным командиром.
- История с побегом — это временный союз. А кто и кого прикрывает? Может, в книге? В сериале Юра не стал говорить, что один из красных пленных — командир с которым он имел дело, но это другое.
- В третьей серии. Краском Сиротин попал в плен к белым и на сортировочном пункте встретил штабс-капитана Дудицкого. Тот продиктовал писарю: «Сиротин Николай Петрович, 78-го года, рядовой».
- Одноименная серия «Звёздный путь: Следующее поколение» о Ла Форже и ромуланце, оказавшихся на враждебной планете.
- «Звёздный путь: Оригинальный сериал»: один из лучших эпизодов сериала — «Равновесие силы».
- «Звёздный путь: Энтерпрайз» — эпизод «Рассвет».
- Одноимённая серия «Звёздные врата SG-1» седьмого сезона.
- Также серия «Атлантиды», где Шепард попадает в плен к дженаям вместе с рейфом, которого он нарекает Тоддом. Они выбираются вместе и, впоследствии, Тодд часто появляется в роли вынужденного партнёра.
- Вавилон 5 — субверсия. Лондо и Г’Кар оказыются вместе заперты в застрявшем лифте во время пожара. Для того, чтобы выжить, они должны сотрудничать, и Лондо предлагает заключить временное перемирие. Да вот только оказывается, что Г’Кар предпочитает умереть, чтобы Лондо умер вместе с ним (он не может лично убить Лондо, ибо тогда центаврийцы казнят 500 нарнов в отместку). В итоге, впрочем, они все равно подружились по-настоящему. И умерли, задушив друг друга — таким образом Г’Кар освободил Лондо от ментального контроля дракхов.
- «Агент национальной безопасности» — главный герой Лёха Николаев и вигилант Смагин. Николаев в своё время отпустил Смагина, хотя по долгу службы был обязан арестовать, потому что Смагин мстил за изнасилованную и, по сути, впавшую в клиническую смерть дочь (правда, отец откачал девочку нажатием на нужные точки тела), а Николаеву омерзительно изнасилование девочки-подростка. А впоследствии Смагин ещё дважды отплатил добром за добро.
- «Морская полиция» — отец Гиббса рассказывает, что во время ВМВ, он потерялся на повреждённом самолёте где-то над Францией. Его спас другой лётчик — немец, который рисковал жизнью, чтобы помочь другому лётчику вернуться на базу. После войны, тот эмигрировал в США, и они подружились.
- «Орвилл» — Мерсеру приходится сотрудничать с криллом Телеей, после того, как они совершили экстренную посадку на планете и третья сила начинает за ними охоту. Так как солнечный свет губителей для криллов, Телее приходится доверять врагу во время дневного времени суток (которое ужасно длинное на этой планете). Позже, после нападения кайлонов на Землю, криллы соглашаются на мирные переговоры с Союзом впервые за много десятилетий вражды. Здесь имеет место «реалполитик» — криллы всё ещё презирают другие расы, считая их низшими животными, но они не настолько высокомерны, чтобы не осознавать угрозу, представляемую кайлонами всем расам Галактики. Однако под конец сезона, случается полный оборот ― Телея совершает переворот на Крилле, мокланов исключают из Союза за похищение Топы, после чего они примыкают к криллам, ну а кайлоны в конце концов дружаться с Союзом и даже предлагают вступить в него.
- The Rat Patrol — протагонистская четверка и гауптман Дитрих (присутствует не во всех сериях). Иногда сражаются открыто, иногда применяют хитрости, иногда объединяются, а то и спасают друг другу жизнь. Причем в случае Дитриха это может означать выступление против вроде бы своих (например, в одной из серий он убивает эсэсовца, который собрался застрелить пленного британца и нейтральную медсестру.
- «Дочь Люпена»: второй сезон — девушке детективу Сакумаре Ходзё пришлось объединится с кланом воров клан Л против ренегатов этого самого клана.
- «Бумажный дом» — после того, как Алисия Сьерра привезла оклеветавшему её Тамайо связанного Профессора буквально на блюдечке с голубой каёмочкой, а полковник в ответ снова послал её к чёрту и попытался арестовать, ей не осталось ничего другого, кроме как всё же объединиться с Профессором и слаженно скрыться от полиции. В процессе она дала слабину, расчувствовалась, и в итоге между ними установилось перемирие и даже что-то вроде хрупкой дружбы.
- «Йеллоустоун» — Джон Даттон и вождь Томас Рейнуотер. У них кардинально разные взгляды на будущее долины, но оба уважают друг друга и способны объединиться против пришлых, желающих прибрать долину к рукам.
Мультфильмы[править]
- «Жил-был пёс» — встретив изгнанного хозяевам Пса в лесу, Волк немного позлорадствовал, но, несмотря на старые обиды, помог Псу.
- «Товарищъ со звёздъ» — наглядно демонстрируется на примере взаимоотношений Чекиста и Пришельца. Впрочем, потом перерастает в троп дружба, закалённая в огне.
- «Angry Birds в кино». В первой части птицы и свиньи сражались друг против друга, во второй части объединились против общего врага
Мультсериалы[править]
- Звёздные Войны: Войны Клонов — пират Хондо Онака и Оби-Ван Кеноби.
- Звёздные Войны: Повстанцы — Зебу и агенту Каллусу приходится вместе выживать на ледяном спутнике Джеонозиса, и отношения между ними складываются очень уж тёплые для кровных врагов. В дальнейшем Каллус помогает сбежать Сабине, попросив её передать Зебу, что они квиты. А затем и вовсе оказывается, что Каллус — новый Фалкрум. А упомянутый выше Хондо Онака в «Повстанцах» перешёл в категорию Какой ни есть, а он за нас.
- «Конан — искатель приключений»: регулярно.
- The Dragon Prince — солнечный рыцарь Джанай и генерал человеческого королевства Католис Амайя, пополам с Достойный противник. Амайя дважды спасла жизнь Джанай, а та в свою очередь заступалась за Амайю перед сестрой. Кончилось всё лесбийским романом.
- Diabolik — в одной из серий Дьяволик и его заклятый враг инспектор Интерпола Динко оказались заражены вирусом, и им пришлось объединиться ради своего спасения, а в финале сериала Дьяволик помог Динко изоблачить преступную организацию своего сводного брата..
- StarCrafts — протоссы и терраны уже не раз объединяли усилия против сил Заразителя, но лишь в самой последней серии Зилот наконец-то не стал с уходом опасности бросаться с
кулакамиклинками на Морпеха-с-Заплаткой, а зауважал как равного. - «Утиные истории» (2017) — Делла много лет воевала с Лунным Клещом, но при этом чудище было для неё единственным живым существом рядом.
- «Фантом 2040» — Фантом и глава службы безопасности злодейской мегакорпорации Графт не раз и не два объединялись, когда речь заходила о спасении сохранившихся на Земле будущего участков нетронутой дикой природы.
- Трансформеры: Прайм — Оптимус Прайм и Мегатрон. И их совместную битву в недрах Юникрона — это надо видеть. Да и есть у автора правки такое впечатление, что один без другого просто зачахнет, что бы там они оба на эту тему не говорили.
- «Аватар: Легенда об Аанге» — в серии «Синяя маска» (в оригинале «The Blue Spirit») Аанг выражает сожаление, что они с Зуко сражаются по разные стороны баррикад, и сложись бы всё иначе…Субверсия, так как к третьему сезону Зуко становится для Аанга просто врагом, а просьба Зуко о присоединении к команде Аватара, как и идея учиться у него покорению Огня воспринимается самим Аангом в штыки. Двойной плюс к тому, что Зуко напоминает Аангу о предложении дружбы. Не сработало.
Веб-комиксы[править]
- «Гоблины: Жизнь их глазами» — Минимакс и Недотёпа жмут педаль в пол: именно благодаря общению с Минимаксом Недотёпа более-менее социализировался после тяжёлой психологической и душевной травмы.
Аниме и манга[править]
- «Космический воин Балдиос»-Марлон влюбляется в очаровательную девушку-мечтательницу…пока не выясняется, что на самом деле это безжалостная генерал Роза Афродия, и пока не случается то, что превратило их во врагов-брат Афродии убивает отца Марлона и сжигает его лабораторию-Марлон платит ударом на удар, убив брата Афродии. Сестра люто ненавидит Марлона…но даже воспитавший сироту Афродию узурпатор Зео Гаттлер замечает, как при виде «врага моего» Афродия начинает мягчать, и предупреждает девушку: «Всё-таки ты не только генерал, но и женщина». Впоследствии Афродия получает возможность заколоть бесчувственного Марлона-но куда только поделась злость? Афродия осознаёт — ничего не поделать, она любит своего врага. Впоследствии девушку настигает и чудовищное прозрение — планета Земля, которую она жаждет завоевать для жителей планеты С-1(а Марлон рьяно защищает), это и есть планета С-1 из прошлого(когда ещё не сошли с орбит Меркурий и Венера и Земля не стала С-1(то есть первой планетой от Солнца). Получается, правнуки воюют с прадедами--и жуткое прозрение ещё больше толкает Афродию к сближению с Марлоном. Тем более, действия «правнуков» и привели к превращению Земли в затопленную, отравленную и испакощенную С-1
- «Покемон» — Пикачу и Мяут в некоторых сериях. Также Эш и Пол во время Tag Battle Tournament в арке Синно.
- «Одинокий волк и волчонок»: Огами Итто и главный злодей Рецудо активно пытаются убить друг друга на всём протяжении манги. Но когда Абе-Но-Каии (враждующий с обоими) пытается прикончить их, открыв шлюзы и затопив целую долину (причем ошибается шлюзом и направляет потоп не на Огами и Рецудо, а на близлежащие деревни), они объединяют усилия, чтобы, рискуя своими жизнями, закрыть шлюзы снова. Потом, впрочем, они возобновляют вражду.
- «Гуррен-Лаганн»: лидер Гуррен-Дана Симон и мутант Вирал не раз сталкивались на поле боя, начиная с битв на ганменах в пустыне и кончая тюремной потасовкой, из-за которой оба угодили в карцер. Бесконечная вражда, общность целей и сходные характеры, основанные на неукротимом чувстве воинского долга, сблизили бывших противников, которые решают объединить усилия в борьбе с антиспиральщиками и спасти Землю от уничтожения.
- Hataraku Maou-sama!: Непримиримые враги эпической войны в фэнтезийном мире, оказавшись попаданцами в привычной нам Японии, образуют уютное «землячество», где старые обиды если и вспоминают, то как дружеские подколки. Впрочем, обычно новые члены присоединяются после оздоровительной порки — тот же Люцифер хотел убить своего бывшего начальника Мао и героиню Эмилию, после проигрыша стал безобидным хиккой-недохакером на содержании у самого Мао.
- Bungou Stray Dogs — во время трёхсторонней войны эсперов в Йокогаме организация «Гильдия», для минимизации своих потерь, решает сравнять с землёй весь город вместе с двумя организациями, которые в нём базируются — «Портовой мафией» и «Вооружённым детективным агентством». И вполне логично, что организации, узнав об этом плане, сумели договориться о совместных действиях против «Гильдии», несмотря на все свои противоречия.
- В меньшем масштабе — пары Дазай Осаму/Чуя Накахара и Ацуши Накаджима/Рюноскэ Акутагава. Ненавидят друг друга, но во время операции по освобождению Кю/захвату Моби Дика соответственно, были вынуждены действовать сообща, сражаясь против Лавкрафта/Фицджеральда. Причём первые двое промышляли этим тропом ещё в бытность Дазая членом «Портовой мафии».
- Чуть позже уже все три организации — «Портовая мафия», «Вооружённое детективное агентство» и новая «Гильдия» начинают сотрудничать против «Крыс» Достоевского.
- Gintama — Йорозуя (правонарушители) и Шинсенгуми (полиция), Джои (патриоты-террористы) и Шинсенгуми (полиция).
- Uchuu Senkan Yamato 2199: Hoshimeguru Hakobune — оказавшись в ловушке джирольцев три гамилусианина из бывшего флота Домела и четыре террана с «Ямато» постепенно проникаются друг к другу взаимным уважением (при том, что командир первых дико ненавидит весь экипаж «Ямато» за гибель Домела и мечтает им отомстить, а трое из четверых землян мягко говоря не очень хорошо относятся к Гамилусу). Благодаря этому в финале «Ямато» и флот Гамилуса выступают единым строем против общего врага. При этом с прикрученным фитильком, поскольку на тот момент «Ямато» и Гамилус в принципе уже договорились о формальном прекращении огня (что, правда, не мешало упомянутому выше командиру желать уничтожить бывшего врага).
- Rurouni Kenshin — Сайто и Кэнсин в итоге.
- Date a Live II — в арке Мику герой Шидо остается в итоге без всякой поддержки, один-одинешенек против зомбированных духов, служб материнского корабля «Рататоск» и тысяч зрителей, рыщущих в поисках его — не считая самой Мику и боевиков корпорации Уэсткотта. В таких условиях он просто вынужден просить о помощи…Куруми Токисаки, единственного непокоренного им духа — да, она отъявленняая маньячка, но зато на нее голос Мику не действует и она имеет свои интересы в корпорации Уэсткотта.
- Date a Live III — к помощи Токисаки Куруми обращается уже обретшая силы духа Тобиичи Оригами, чтобы переместиться назад во времени и предотвратить гибель своих родителей от руки таинственного духа. Позже Куруми уже сама отправляет главного героя в тот же момент в прошлом, чтобы он разобрался, что же произошло, и предотвратить уничтожение города, девушек-духов и Фраксинуса обезумевшей Оригами в настоящем.
- Ushio to Tora — собственно Усио и Тора, японский школьник и древний демон. Тора хотел сожрать своего незадачливого спасителя, ну а Усио не мог убить ёкая, так как ему нужна была его помощь. Со временем их отношения превратились в другой троп/
Видеоигры[править]
- Fallout New Vegas: Lonesome Road — гулифицированные бойцы НКР и Легиона Цезаря оставили разногласия, чтобы надавать по башке любым «чужакам» в разломе, в том числе Улиссу и Курьеру Шесть. Которые, в свою очередь, могут отставить свои разногласия и надавать по башке небольшой армии этих супергулей.
- Heroes of Might and Magic IV: волшебница Эмилия Найтхевен и джинн Солимр Ибн Вали Барад изначально были по разные стороны баррикад, но затем по воле судьбы решили объединиться против мага Гэвина Магнуса, который решил сделать всех жителей Аксеота безвольными болванчиками.
- Трейлер World of Warcraft: Mists of Pandaria — очень быстро вынуждены стать таковыми самый обычный человек и такой же обычный орк, не то пандарен обоим наваляет (впрочем, и так навалял).
- Вероятно, отсылка к вступительному синематику из Warcraft 3, где сражавшиеся орк и человек вынуждены были объединиться против адского голема. Тот тоже порвал обоих. Буквально.
- Orcs Must Die 2: безымянный боевой маг и такая же безымянная волшебница, являющиеся, соответственно, протагонистом и антагонистом первой части, объединяются чтобы противостоять прорывающимся через портал оркам.
- Star Wars: The Old Republic: Лана Бенико (лорд ситхов) и Терон Шан (полевой агент республиканской разведки) объединились, дабы распутать заговор Реванитов и остановить самого Ревана. С прикрученным фитильком, ибо в последнем аддоне оба покидают свои посты и вступают в ряды новой организации, работая вместе абсолютно легально.
- Гнев Империи и джедай-мастер Сомминик Тиммнс были вынуждены оставить разногласия и работать вместе во время поисков Дарт Эккедж. Исход этого союза может быть разным — ситх может убить джедая, отпустить на все четыре стороны, напомнив о вражде двух сверхдержав или уверить, что они могут стать друзьями после окончания войны.
- Аллоды Онлайн — ветераны Эльдар Бывалин и Сварог Львов с Осколка Язеса, вместе сражавшиеся против демонов сорок лет назад. И целая тайная организация «Единая рать», состоящая из таких ветеранов.
- Cyberpunk 2077 — такие отношения могут возникнуть между Ви и Такэмурой. В любых других обстоятельствах последний без всяких сомнений стал бы для главного героя непримиримым противником, но сейчас они вынуждены работать сообща.
- Саботаж: Кулак Империи — ГГ успешно убеждает Вуду помочь Конфедерации в войне (отнявшей у первых территорию), аргументируя это тем что Империя будет ещё более жестокой чем нынешнее правительство планеты.
- You Throw Like A Girl — в случае изменения реальности протагонист, сменивший пол на девичий, теперь живет в женском общежитии в одной комнате с ведьмой Рэйвен, которая и запустила всю эту катавасию с проклятием в изначальной реальности (в этой, разумеется, ничего такого не было и отношения у них вполне нормальные).
- Серия Devil May Cry — братья-близнецы Данте и Вергилий. Пополам с достойный противник. В пятой части, однако, враждовать… не перестали, но от попыток убить друг друга отказались.
- Secretary — в линии карьеры проституции владелица бара-сутенер Дафна отправляет враждующих протагонистку и Сол на хорошо оплачиваемую работу, на самом деле тренинг местной госпожи, где обе вынуждены объединиться, чтобы одолеть ее раба и завоевать свободу. В итоге отношения налаживаются.
- Dissidia Final Fantasy NT — Final Battle Cutscene утапливает педаль в кору, магму, ядро и ещё глубже, объединяя против общего врага (гигантского астрального дракона) всех протагонистов и антагонистов всех пятнадцати номерных частей серии Final Fantasy. А перед этим сшибает их лоб в лоб в эпичнейшем групповом замесе (по итогам, которого, собственно, дракон и появился).
- Mass Effect:
- Если во второй части репликой героя или ренегата помирить Джек и Миранду, то их взаимоотношения переродятся во что-то похожее. Тали с Легионом — аналогично, даже ещё трогательнее.
- Как-то так (и частично так) воспринимают на Тучанке Мордина. Он, конечно, саларианин, то есть один из создателей генофага (кроганы сами не знают, насколько правы…) — но он НАШ саларианин, который хочет генофаг вылечить!
- Если в первой части позволить сбежать батарианскому террористу Балаку ради того, чтобы спасти брошенных им заложников, то в третьей части можно будет завербовать его воевать со Жнецами. Хотя изначально он припрётся на Цитадель отомстить Шепард(-у) за своё поражение (ну и за уничтожение ретранслятора «Альфа», если пройти соответствующее DLC).
Визуальные романы[править]
- Ace Attorney — Феникс Райт и Майлз Эджворт.
Музыка[править]
- Владимир Высоцкий, «Военная песня»:
« | А до войны — вот этот склон |
» |
— Мерцал закат, как сталь клинка… |
- Кошка Сашка, «Враг» — половина песни об этом. Вторая — что Война — это кошмар.
- Алькор:
- «Охота на призрака» и «Ответ призрака».
« | Мы до утра с тобою старые друзья, |
» |
— «Ночной разговор» |
- Тэм (или Йовин), «Мальчик и Воин».
- Валерий Леонтьев, «Каждый хочет любить» — югославский солдат и английский матрос стали друзьями. Песня написала во время оккупации Югославии войсками НАТО.
« | И солдат посмотрел |
» |
« | Так говорится с античных дней: |
» |
— «Моим „врагам“ на Леграновке-99» |
Реальная жизнь[править]
« | Даже по отношению к врагу, если его уже не очень боятся, возникает иногда нечто вроде доверчивого интереса. | » |
— Элиас Канетти |
- В наёмных отрядах Средневековья считалась нормой принять к себе в отряд пленного противника.
- Ангус Макинтош и его жена Анна, участники второго Якобитского восстания 1745 г.: муж — на стороне правительства, жена — на стороне мятежников.
- Александр Козачинский, автор повести «Зелёный фургон», с 1920 г. был инспектором уголовного розыска в Одессе, но бросил службу и организовал банду из 20 с лишним человек ( Красавчика в «Зелёном фургоне» он писал с себя). Во время погони с перестрелкой узнал в одном из инспекторов угрозыска своего гимназического друга Евгения Катаева, которому и сдался. Был приговорён к расстрелу, однако по кассации, к которой был причастен и Катаев, расстрел отменили.
- Михаил Петрович Девятаев, лётчик-истребитель, герой Великой Отечественной, прославился тем, что совершил побег из концлагеря на о. Узедом,[2]на угнанном немецком самолёте, вместе с группой товарищей и информацией о секретных немецких разработках. Обнаружив несанкционированный взлёт, немцы, разумеется, не сидели сложа руки, и послали вдогон истребители — к счастью, безуспешно. Уже задолго после войны, в 1990-х, М. П. Девятаев приехал в бывший концлагерь — почтить память товарищей. А сопровождал его Гюнтер Хоббом, тот самый немец, который был послан на его перехват. Посидели вместе, выпили, помянули товарищей, обнялись и разошлись…
- Хоббом еще и выразил радость, что во время погони Девятаева не догнал.
- История нашего сбитого лётчика Я. И. Антонова. С прикрученным фитильком, потому что источник обширной цитаты в Вики, немецкий ас Гюнтер Ралль — откровенно ненадёжный рассказчик.
- Рассказывают, что как-то в немецкой пивной встретились случайно два ветерана — немецкий и советский. Разговорились. Оказалось, что воевали в одних и тех же местах. Пока они мирно пили пиво, в заведение ввалился какой-то молодой человек и заорал «Хайль Гитлер!». Ветераны, не сговариваясь, отлупили его вместе. Палками.
- Инцидент с Чарльзом Брауном и Францем Штиглером, также воспетый шведской пауэр-метал группой Sabaton.
- Очень редко и очень робко вспоминаются в кинематографе немцы времен Первой и Второй мировой войн. Потому что есть вещи, которые для пропаганды очень неудобны. Например, такая вещь, как братание, очень сильно подрывает милитаристские настроения, и тем не менее, в Первую мировую довольно часто встречалось — солдаты с обеих сторон вместо того, чтобы палить друг в друга, начинали вдруг брататься, потому что им эта война нафиг не нужна, а когда ты три месяца сидишь в окопе через дорогу от Ганса, и он делится с тобой историями из своей обычной жизни, а ты из своей, и за неимением гранат приходится кидаться друг в друга галетами — поневоле появятся мысли — а может, ну их, этих генералов? Второй вариант ещё хуже: он, конечно, может быть хорошим семьянином, благородным человеком, храбрым командиром и вообще со всех стороны образцом. Но. Он — фашист. Пришедший захватывать и убивать на заселённых такими же людьми территориях. Даже если он это делает далеко не по своей воле, порой на просторах твоей собственной Родины. Поэтому любая попытка показать, что среди военнослужащих Оси были достойные люди, сразу встречается в штыки. Тем не менее, изредка некоторые произведения всё же умудряются протащить, в основном про кригсмарине, как наименее затронутые нацизмом. Всё же такие люди были, и мы все жалеем, что им не было дано служить Родине в стране, чьё правительство не желало бы испепелить половину мира ради себя любимого. Жалеем, но стреляем.
- Актуальные события тоже успели породить истории на тему. Говорят, что реальные.
- И снова нельзя не вспомнить Sabaton — они делают очень много для популяризации таких историй. Применительно к перемириям — сингл «Christmas Truce» (2021).
- Нормальная ситуация для рынка антивирусного ПО. Конкуренты охотно делятся друг с другом наработками и даже совместно работают над обезвреживанием особо стойких штаммов компьютерного сифилиса.
- Английский офицер-радист Эрик Ломакс попал в плен к японцам в феврале 1942, после сдачи Сингапура. Предприимчивый молодой человек не стал сидеть сложа руки (точнее, японцы, видимо, недостаточно нагрузили его работой), а соорудил вместе с товарищами радио для прослушивания новостей о войне, а также начертил карту строящейся Тайско-Бирманской железной дороги. Во время общего обыска японские охранники нашли и то, и другое, и Ломакса вместе с товарищами взяли в оборот. Из-за карты Ломакс отлично подходил на роль главы антияпонского заговора, поэтому его начали допрашивать с помощью форсированных методов, но ничего особенного не добились и просто посадили в военную тюрьму в Сингапуре, откуда он вышел после конца войны (в тюрьме были такие условия, что мало кто выдерживал больше двух-двух с половиной лет). Понятно, что после войны Ломакс возненавидел и японцев, и Японию, и несколько десятков лет тюрьма возвращалась к нему в кошмарах. Особенно он ненавидел японца-переводчика, участвовавшего в допросах и пытках, потому что в кошмарных снах постоянно слышал его голос. Через сорок лет он узнает, что переводчик вполне жив и даже написал книгу (переводчика звали Такаси Ногасе). После общения письмами (Ногасе прекрасно помнил этого заключенного и удивился тому, что тот жив), Ломакс едет в Таиланд (встречаются они возле знаменитого моста через реку Квай). Искренне и очень бурно раскаивающийся в своей службе в военной полиции и причастности к ее деятельности Ногасе просит у Ломакса прощения, в конце концов они примиряются. Ломакс и Ногасе продолжают переписываться и постепенно становятся друзьями (Ногасе тоже ездил к Ломаксу в Шотландию). Глядя на совместные фотографии этих двух смеющихся стариков, никогда не догадаешься, где и как они познакомились…
- Хасимото Мотицура (командир подлодки I-58) и Чарльз Маквэй (командир крейсера «Индианаполис»). Хасимото потопил крейсер, а потом защищал Маквэя, обвинённого в преступной халатности. Даже после того, как сам Маквэй застрелился.