Вывих мозга/Мифы и фольклор

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску

Это подстатья к статье «Вывих мозга». Навигационные шаблоны и категории тут не нужны.

« Если уж Вы хотите обдолбиться, то используйте методы философской интоксикации, читая труды Святых Отцов. Если Ваше сознание должным образом не тринеровано, — эффект будет сходный, — что-то типа удара пыльным мешком по голове. »
— Некий Nemo в ответ на письмо некоего N

Тора и Библия[править]

  • Книга пророка Иезекииля считалась тёмной по содержанию даже бывалыми раввинами.
  • «И будете вы как боги, знающие добро и зло» Бытие 3:5. Как богИ. В монотеизме!
    • Ну правильно. Их же двое. Один Адам — бог, Адам+Ева — боги. Всё логично.
    • В оригинале книги Бытия слово, переведенное как «боги», звучит как «элохим». Это слово в текстах Библии может обозначать как Единого творца (и тогда имелось в виду «вы уподобитесь Богу»), так и владык, начальников, судей (ряд глав книги Исход, Псалом 81, — и в этом случае обещание вообще весьма приземленно — «Будете большими начальниками»). Все остальное — издержки перевода с культуры на культуру (идиома «бог войны» применительно к артиллерии в официально атеистическом Советском Cоюзе отчего-то никого не смущает…)
    • И, кстати, не стоит забывать, что процитированный фрагмент книги Бытие — часть прямой речи Дьявола…
    • Впрочем, чуть дальше (Быт. 3:22) Элохим проговаривается: человек стал «одним из нас», знающим добро и зло, а если он съест ещё от древа жизни, то станет впридачу бессмертным. Этого допустить нельзя.
    • В начале Псалма 81 Бог и вовсе приходит на собрание богов. Правда, ведёт себя там как главный, распекает окружающих и называет их «сынами Всевышнего». Этой цитатой, судя по Евангелиям, ещё Иисус доводил до белого каления буйных фарисеев.
      • Стоит помнить, что монотеизм впитал в себя многие староязыческие мифы. То есть, было время, когда «Единый Бог» не был не просто «Единым», а даже «Единственным». Потом об этом решили забыть.
  • Этим чреваты попытки понять смысл пророческих книг, особенно Откровения Иоанна Богослова и Книга Пророка Даниила. А также «Песни песней Соломоновых».
    • А что непонятного в Апокалипсисе?
    • «В книге присутствуют образы, ставшие темой для многочисленных богословских толкований: апокалиптические всадники, вавилонская блудница, Жена, облечённая в солнце и другие».
  • Немного богословия: Ветхий Завет состоит из нескольких собранных вместе источников, и прежде всего существует деление всех текстов на «элохист» и «иеговист» в зависимости от того, как на иврите в этом отрывке зовётся Бог: Яхве (YHWH) — собственное имя бога (как оно произносится, на самом деле никто не знает, поскольку при чтении вслух заменяется на Адонай, что переводится как Господь; для намёка на это в тетраграмматоне проставляются огласовки от «Адонай», и если этого не знать и прочитать «как написано», получится «Иегова») или Элохим (переводится как Бог, но Элохим — это множественное число, так же, как сераф — серафим и херув — херувим). В единственном числе слово звучит как Эль и встречается, например, в именах ангелов — Михаэль (кто как бог), Габриэль (Бог — сила моя) и т. д. Вдобавок в древнееврейской каббале элохим — это просто еще одна категория ангелов, наряду с серафим и херувим. Из этого выходит, что Элохим — это скорее титул, чем имя, а само слово обозначает скорее возвышенных духов, а не богов. Так вот, 2 и 3 главы Книги бытия — это иеговист, поэтому там упоминается Господь Бог (Яхве Элохим на иврите), в 3 главе также впервые упоминаются ангелы. Таким образом, упоминание змеем богов (он использует слово элохим на иврите), может быть всего лишь неправильной интерпретаций переводчиком, а на самом деле змей имел в виду ангелов или того самого Элохима (в конце концов, от написания Книги бытия до первого перевода на греческий едва ли прошло меньше 5 веков). Впрочем после прочтения этого абзаца у вас вряд ли стало меньше вопросов.
    • По версии современного оксфордского библеиста Джона Дея, изначально древние евреи были язычниками и верили во множество богов. Долгие годы их канон передавался чисто изустно и был кодифицирован в Торе и Талмуде лишь в период вавилонского плена, когда под влиянием зороастризма-маздаизма они окончательно перешли к единобожию. Яхве — это племенной бог именно евреев (всего их было более 70 у разных племён семитов), Эль — с одной стороны имя собственное общесемитского верховного бога-демиурга, с другой — элоах это любой бог или божок, элохим это множественное от него. Укажем, что Элоах и Аллах — родственные слова. Еврейскими книжниками-фарисеями и масоретами было предпринято множество попыток как цензурировать священные тексты на предмет былого многобожия, так и просто нагло исказить их смысл введением вымышленного «торжественного множественного числа». Как ни удивительно, многие поборники-масореты пытались вычистить и само имя Яхве и оставить лишь его синоним Эль-Элоах, позже и оно нередко менялось на элохим. В результате либо ошибок, либо компромиссных правок появились всякие Яхве Элохим, просто невозможные в оригинале.
    • Теперешние версии Пятикнижия составлялись уже после Вавилонского пленения, когда не все слова в древних рукописях были понятны. Например, у угаритов и жителей Ханаана, судя по уцелевшим табличкам, у Илу (аналога Яхве) была жена, богиня Ашера. В Ветхом Завете ашера упоминается (упомянуто, что Иезавиль и царица Мааху поклонялись идолу Ашеры), но уже в древних переводах начинается разнобой: в разных местах её переводят как «роща», «дубрава», «идол дубравный» и «Астарта».
  • Понятие Троицы, когда есть Бог-Отец, Бог-Сын и Святой Дух. И при этом Бог один. Собственно, поэтому в христианстве в своё время были сильны позиции антитринитаризма. В исламе аналоги христианского догмата о Троице тоже отсутствуют.
    • Пример осознанного использования тропа: в лоб сие понятие непонимаемо, будучи некорректным, и патчить его напрямую запрещено, но если по чуть-чуть, добавочными интерпретациями, то можно. В результате, когда церковным иерархам требовался предлог, чтобы устроить санкции проигравшему политическому противнику, они заявляли, что его интерпретация является ересью.
      • Назвать ересиарха Ария «проигравшим политическим оппонентом» будет довольно смело, особенно если помнить, что арианство после Никейского Собора не только не пропало, но и «брало реванш».
  • Автору правки в свое время один монах совершенно прямо говорил, что осмысливать странные моменты в Библии не нужно, в это нужно просто поверить, насколько бы это ни противоречило науке, здравому смыслу и личному опыту. Впрочем, автор правки сама не в ладах с богословием и не может сказать, является ли это позицией христианства в целом или конкретного монаха/монастыря.
    • Буквальное понимание ВСЕЙ Библии никогда не являлось официальной позицией католической, православной и значительной части протестантских церквей. Спор о значении символов в ней и того, что в тексте является символом, а что нет, идет еще из еврейской каббалы. Вездесущие эпитеты, метафоры и т. д. — самый очевидный из примеров. Касательно же противоречия с наукой: папа римский признает теории эволюции и большего взрыва как достоверные, а идею о том, что земля плоская, считал языческими выдумками еще Иоанн Златоуст (4 в. н. э.) «Держава» в руках у русского царя символизировала власть бога над миром, и она круглая. Казни египетские могли быть вполне реальны.
      • Собственно, две основные ветви раннехристианского богословия — Антиохийская и Александрийская школы богословия — расходились как раз в вопросе о степени допустимого буквализма (символизма) в трактовке библейских текстов.
      • Вообще, представление о том, что Библия однозначно написано под диктовку Святого Духа — типична скорее для ортодоксального иудаизма и Каббалы (при этом каноничными считаются строго те части Ветхого Завета, которые написаны на древнееврейском языке, а арамейские фрагменты в Книге пророка Даниили и одно предложение у Иеремии отбрасываются), а также всяких сект а-ля адвентисты. Внимательный читатель даже синодального перевода легко заметит, что теперешние книги — результат сведения воедино книг более древних, уцелевших документов, народных преданий и легенд соседних народов. В тексте Ветхого (и даже Нового) Завета упоминаются утраченные Книга Еноха Праведного, Книга браней Господних, Книга дел Соломоновых, летописи Иудеи и Израиля, утраченные книги пророков Иоиля, Самея, Адды, Нафана, Гада и Ииуя, некая книга с пророчествами Самуила. Из текста ясно, что пророк Самуил не мог быть автором первых двух книг Царств (он умирает на середине второй), а целые главы из третьей и четвёртой дублируются у Иеремии. Текстовый анализ и вовсе показывает, что в тексте каждой книги есть и архаичные, и более поздние слова и грамматические формы: видимо, составилители пытались не просто пересказать древние предания, но и пояснить их примерами, привязать к знакомым читателю местам и прикрутить к ним мораль, не всегда удачную.
    • Как вишенка на торте: в Евангелие от Марка описывается, что каждую вторую притчу Христа не очень понимали и его ученики.
  • Теодицея же. Над совмещением концепции всеблагого, всемогущего и всезнающего Бога с тем трешем, что творится и творился тут на Земле, ломало головы не одно поколение богословов. Вроде бы так до конца и не объяснили.
  • Но все это мелочи по сравнению с Каббалой, эзотерическим учением, в которой люди пытаются найти тайный смысл в Торе.

Дхармические религии[править]

  • Парашурама в индуистских сказаниях. Он — шестая аватара (воплощение) бога Вишну. И всё бы ничего, но в «Рамаяне» Парашурама встречается с Рамой, то есть с седьмой аватарой бога Вишну.
  • Буддистские сутры Праджняпарамиты из канона Махаяны. Без комментариев какого-нибудь уважаемого ламы остаётся только читать и удивляться.
    • Гатэ, гатэ, парагатэ, парасамгатэ, бодхи, сваха!
  • А точно монотеизм появился под влиянием именно персов, а не египтян?
    • Монотеизм неоднократно возникал у разных народов. Маздаизм и индуизм, несмотря на общие истоки в культах доисторических ариев, дали совершенно разный результат; в свою очередь, на базе индуизма тоже возник почти монотеистической буддизм. В Ветхом Завете тоже описывается долгая борьба сторонников традиционного семитского многобожия и исключительного яхвеизма в период Израильского и Иудейского царств.
    • Буддизм не похож на привычный авраамический монотеизм, потому что нет бога-творца, а Будды — не боги. Буддизм и языческих богов особо не отрицает, но существенно снижает их статус и отрицает их роль как демиургов. Но и некое высшее существо тоже не вводится, поэтому не монотеизм, а «почти».
      • Буддизм вообще не похож на религию в европейском понимании этого слова, при попытке вписать его в европейскую систему идей его часто сопоставляют с атеизмом (особенно такие направления, как Тхеравада или Дзогчен). Сами европейские буддисты для описания буддизма зачастую используют термин нетеизм (non-theism), включающий в себя все формы отрицания теизма, в том числе агностицизм.

Разное[править]

  • Армянские народные сказки. Чего стоит только премудрый козёл, способный самого себя зарезать, освежевать, приготовить семь разных кушаний и как ни в чём не бывало вернуться пастись на лужайку!
    • Именно ими, скорее всего, вдохновлены знаменитые «армянские мультфильмы» Роберта Саакянца.
  • Многие загадки. Вот что вот это вот такое, можете догадаться? «Ходит тур по горам, А турица по долам, Тур-то свистнет, Турица-то мигнёт». Гром и молния! Или, например: «Два раза родился, ни разу не крестился, всем людям пророк». Петух.
    • Существуют предположения, что загадки изначально вообще не предназначались для разгадывания в современном смысле, а служили чем-то вроде пароля для опознания посвящённых. Отголоски этого сохранились, например, в сказке «Дочь-семилетка»: богатый брат отвечает на царские загадки, исходя из обыденной логики, и остаётся ни с чем, а бедный по совету дочери даёт весьма неочевидные ответы, которые, однако, сразу принимаются царём — это правильный «пароль».
  • Автопереводчики могут отпускать такие перлы, что понять что-либо становится невозможным.
  • Японская мифология, ёлки-палки! Ещё в древности японцы успели напридумать аж целый бестиарий из сотен ёкаев. Тут есть и ожившие предметы, и обезьяноподобные лягушки, и оборотни с призраками необычных разновидностей. Даже сегодня японская мифология является отличным источником идей для аниме и прочей отаку-культуры.
  • Факты про Чака Норриса. Например, такой: «Чак Норрис одновременно может нанести удар с разворота в двух разных местах».