Вывих мозга

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Mind Screw. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
« Ум за рамки тупо плыл по пути к маразму… »
— Палиндромическая строчка из пародии-памфлета на Велимира Хлебникова
« А что касаемо до смысла —
Он вообще куда-то смылся.
»
— Оттуда же
« Я не смог! Это как если бы лёгкая бригада пошла в свою атаку по минному полю, отбиваясь при этом от имперских шагоходов AT-AT! Никакого смысла не было нигде! Автор тот же, что и у 'Улисса', стоило бы догадаться, но я и не знал, что он настолько тронутый! Ещё раз лезть в романы Джойса - благодарю покорно, на сто лет вперёд налазился »
— SCР-423 о творчестве Джойса
« Стивен Кинг сочинял истории про кровожадные автомобили и продал миллионы экземпляров. Спрашивается, зачем ограничивать себя логикой? »
— Ричард Касл

Вы прочитали книгу/посмотрели кино. По итогам прочитанного/просмотренного единственная мысль бьётся у вас в голове о стенки черепа: «Что. Это. Было?!»

(link)

Зелёненький он был…
Очень весело шагать
Joan Cornella’s «Rabbit»
Иллюзия присутствия
Что в бутылке — девять дельфинов, или двое любовников?

Не пугайтесь — просто вы только что ознакомились с образцом жанра вывих мозга. Некоторые авторы убеждены, что настоящее искусство непостижимо, вот и снимают/пишут/рисуют такое, смысл чего даже сами вряд ли смогут сформулировать, если их попросить. Воздействие подобных вещей на зрителя, таким образом, происходит скорее на уровне подсознания, чем сознания. Яркие примеры явления — сюрреализм или лютый, бешеный арт-хаус.

Субтропы: Непонятно — значит страшно, когда сабж используется в триллерах и ужастиках как средство дополнительного нагнетания ужаса, и Абсурдный юмор, когда он используется в юмористических произведениях; Безумная тролльская логика и взгляд глазами сумасшедшего — результаты работы вывихнутого мозга. Если в нормальное произведение вставлен один такой эпизод, это Момент губастого аллигатора, а если такой неожиданно оказывается концовка — это Гайнакс-энд.

А ещё вывихом мозга очень часто является физика, причем список людей, попавших в дурдом с вывихом мозга из-за попыток понять ОТО и квантмех (не говоря уже о попытках совместить одно с другим) — довольно длинный.

Примеры[править]

Мифология и фольклор[править]

См. подстатью Вывих мозга/Мифы и фольклор

Литература[править]

См. подстатью Вывих мозга/Литература

Кино[править]

См. подстатью Вывих мозга/Кино

Телесериалы[править]

  • «Xavier: Renegade Angel». Посмотрите этот ролик и всё поймёте. Вернее, не поймёте. Даже не пытайтесь. Изнасилованный мозг зрителя после первого знакомства с данным абсурдным творением не был вывихнут, но пробил его черепную коробку насквозь и улетел с околосветовой скоростью в никуда.
  • Остаться в живых же! Это по прошествии лет любой может зайти в интернет и прочесть краткие описания всех сезонов. А на момент выхода сериал был тем еще вывихом мозга, особенно градус шизы поднялся начиная с 3 сезона.
  • Шерлок, в частности способ, который Джонатан Смолл удумал для убийства майора Шолто. Лучше сразу принять на веру, ибо попытка осмыслить, как подобное возможно в реальной жизни, ведёт к непоправимым последствиям. А также визуальный эффект знаменитого дедуктивного метода великого детектива…
  • Сериал «Мир Дикого Запада». Временные линии настолько неуловимо спаяны, что при первом просмотре есть риск вообще не заметить их наличие. Секрет открывается только в последней серии, до этого большинство сцен выглядят как минимум странными.
  • Попытка построить адекватную хронологию «Доктора Кто» закончится именно сабжем. Путешествия во времени и многократные временные петли способствуют. Особенно арка с «невозможной девушкой» Кларой.
  • «Холистическое детективное агентство Дирка Джентли». Первые серий пять каждого сезона происходит дичайший вынос мозга. Продолжается он до тех пор, пока в одной из финальных серий не раскрывается главный твист, связывающий все, казалось бы, не имеющие друг к другу никакого отношения события в цельную картину.
  • Вавилон 5 — логика и речи теней, ворлонов и минбари (минбарцев). Попытка осознать всё это с неизбежностью приводит к вывиху мозга.
    • Педаль в гиперпространство давят причины начала и окончания земляно-минбаррских войн.
  • Творчество Ноэля Филдинга. Если в «The Mighty Boosh» его ещё несколько разбавлял соавтор Джулиан Баррэт, то в «Luxury Comedy» маэстро развернулся на полную…
  • «The Shivering Truth» — весь сериал построен целиком и полностью на этом тропе. Ни в коем случае не стоит пытаться понять происходящее.
  • Мини-сериал «Raised by the wolves» — концовка, пополам с Так страшно, что уже смешно
  • «Три жизни, три мира: Десять миль персиковых цветков» — главный герой Е Гохуа, приходится братом-близнецом богу-наставнику главной героини хотя он его моложе на 200 тысяч лет
  • «Parks and Recreation» — у Жана-Ральфио есть сестра-близнец. Но общий у них только отец.
  • «Тьма» — первый сезон кажется относительно простой историей о перемещениях во времени, но затем количество временных веток начинает разрастаться, а вместе с ними — и количество персонажей. А потом наступает третий сезон, и ко всей этой куча-мале присоединяется параллельная реальность, где живут альтернативные версии всех этих дофига-персонажей и есть свои временные ветки; а к финалу выясняется, что там есть ещё и реальность №3. В итоге в хронологии событий и генеалогических древах персонажей сложно разобраться без бутылки специальных схем, которые создатели сериала подготовили по просьбам страждущих.
  • "Легион" - главный принцип и главная художественная и сюжетная особенность сериала. Учитывая характер персонажей и их суперспособности, а так же совершенно неадекватное восприятие действительности как минимум главным героем - как минимум две трети первого сезона вообще непонятно, это у героя крыша уехала, или всё происходит на самом деле. Учитывая что главный герой - без пяти минут полубог (или бог с маленькой буквы), все подобные беды с башкой на окружающую реальность воздействуют весьма хтонично (и не очень приятно для окружающих).
  • "Роковой Патруль" - достаточно посмотреть на главных героев и главного злодея, и это только в пилотной серии! Чем дальше в лес, тем толще партизаны. Начинается истории с того, что один американский городок засосало в восьмидесятилетнего боливийского осла...

Телевидение[править]

  • «Что? Где? Когда?» — некоторые вопросы. Особенно потуги зрителей, сочиняющих авторские загадки типа: «С красным флагом в правой руке, правой ногой — на чёрной земле, левой ногой — на зелёной траве, на левую руку луч жёлтый упал». Ответ — аппарат для записи кардиограммы.
    • Мнемонику (а это именно оно, запоминание, куда какой датчик ставить) вообще может отличать та еще заверченность. Но обычно мнемоформулы запоминаются проще, а не сложнее, чем соответствующая информация. Так что еще и придумано неудачно.
    • Это вы ещё некоторые вопросы спортивного ЧГК не видели.
  • КВН же! Тут даже есть свой собственный термин, характеризующий юмор, основанный на вывих мозга — т. н. Космос. Основывается, как правило, либо на импровизационном юморе, либо на жёстких каламбурах. У команд космического амплуа частенько широкий круг поклонников — болельщикам по нраву что-то выделяющееся. А вот другие команды сильно не любят выступать на концертах после таких коллег, ибо страдающие от вывиха мозга зрители не сразу врубаются в юмор следующей команды.
  • Так называемое «Ночное вещание» («Late Night Programming») канала Adult Swim — короткометражные пародии на рекламу, телемагазины, реалити шоу и прочий телевизионный ширпотреб, наполненные абсурдом, психоделикой, а местами и топливом ночного кошмара. С учётом времени показа, случайный зритель, увидевший такое в полудрёме, рискует вывихнуть мозг в попытках отделить сон от реальности.

Мультфильмы и мультсериалы[править]

См. подстатью Вывих мозга/Мультипликация

Комиксы[править]

  • Некоторые комиксы французского автора Мёбиуса, такие как «Арзак» и в особенности «Герметичный гараж».
  • Или французская же пародийная серия комиксов о комичном сыщике Джеке Палмере от несколько отмороженного (в хорошем смысле) автора-художника Петийона.
  • Комикс Gear. Этот комикс создавал один из создателей «Червя Джима» и «Неверхуда» (см. «Видеоигры»), так что… ну вы поняли…
  • Girl Genius — и чем дальше, тем больше.
  • Sin City — попробуйте расставить все события в хронологическом порядке. Всё ещё не поехали кукушкой? Добавьте две оригинальные новеллы из второго фильма (пусть их нет в комиксах, но они каноничны). Что, уже и этому придумали обоснуй? А слабо назвать время действия (хотя бы с точностью до 20 лет)?

Веб-комиксы[править]

  • Homestuck выжимает педаль в пол, если не сразу в асфальт. Понять, что там происходит, не прочитав комикс целиком пару раз и не проштудировав вики, почти невозможно. При этом внутренняя логика у комикса очень крепкая, а мир проработан, так что никакого сюрреализма там нет — просто правила вселенной ну очень странные.
  • Romantically Apocalyptic — Капитан и его команда давит педаль в пол и прикладывает сверху кирпичом.

(link)

Нет, индастриал это не Раммштайн

Аниме и манга[править]

См. подстатью Вывих мозга/Аниме и манга

Видеоигры[править]

См. подстатью Вывих мозга/Видеоигры

Визуальные романы[править]

  • Ever 17: The Out of Infinity — игра любит это дело. Чего стоит один пролог. Самое интересное, что в ситуации во многом виноваты сами персонажи (точнее пара-тройка), которые знают об игроке и целенаправленно пытаются запудрить ему голову, чтобы привлечь его внимание и попросить о помощи. Случай с прикрученным фитильком, так как в истинной концовке объясняют всё происходящее.
  • «7 дней лета» — все концовки сами по себе нехило так выносят мозг. Но педаль в пол выжимает истинная концовка Мику «Cпасибо тебе!» и рут Слави.
  • Steins;Gate 0 — если в оригинале мировые линии были хотя бы изолированы друг от друга, то тут сюжет вырисовывается уже в виде бублика, где герой не просто скачет между линиями, а умудряется действиями в одной повлиять на другую и носиться уже не внутри одной линии в основном вперед-назад, а между линиями. В аниме честно пытались передать это, но не обошлось без каши.
  • Hatoful Boyfriend — героиня живет в пещере и ходит в школу, где живут и работают одни разумные голуби и заводит с ними романы-руты, из которых хорошо заканчивается один-два. Случай с прикрученным фитильком…если вы готовы исполнить обещание.

Настольные игры[править]

  • Warhammer 40 000 — всё, что связано с богом Хаоса Тзинчем и Альфа-Легионом. Первый — бог обмана, волшебства, хитрых планов и безумия, причём его планы подчёркнуто бессмысленны, ибо его цель — не допустить победы ни одной из сторон в бесконечной войне. Вторые — легион космодесантников-предателей, которые могут являться хитро шифрующимися лоялистами. Тоже большие фанаты хитрых планов и заговоров, причем непонятно, для чего и против кого. Кроме того, у них два примарха, неотличимых внешне от рядового десантника — Альфарий и Омегон. А может быть один — Альфарий Омегон. А ещё одного из них убили. А может и не убили. Педаль в асфальт.
    • Примархов у них таки двое, одного таки точно убили, со вторым непонятно. Во время Ереси пытались вести свою игру, используя в ней сразу несколько сторон конфликта, что привело к бунту внутри легиона. К 41-му тысячелетию раскололись на банды, каждая из которых идёт своим путём (разброс весьма широк: от почти обычной (если к этим вообще применимо слово «обычный») хаоситской шайки до не забывших первоначальную установку высокодисциплинированных групп сверхпрофессионалов, всё ещё считающих себя верными слугами Императора, творящими необходимое зло ради общего блага).
  • Pathfinder - В этой вселенной довольно странные боги: Богиня похоти и мести, богиня излишеств и... нежити, покровительница... проституции и девственности.
  • Японские шахматы сёги (подробнее см. в основной статье).

Музыка[править]

(link)

Малыш, Малыш, ты зачем меня придумал?
Малыш, Малыш, мне же некуда теперь.
Малыш, Малыш, кто нас в этот мир засунул?
И что за дверкой потайною — ты поди проверь…

(link)

В небе сине-бледно-розовом,
Как легкий листок
Пролетали косяки
С запада на восток;
И курлыкали и песни пели
Эти косяки;
А на вид были все разные,
такие-сякие…

Исполнители из России и стран СНГ[править]

  • «Алюминиевые огурцы» В. Цоя. Хотя есть и попытки расшифровки. Сам автор говорил: «Это чисто фонетика, и, может быть, какие-то ключевые моменты, не связанные между собой и имеющие задачу вызвать ассоциативные связи. (…) Эта песня — попытка полного разрушения реальности, какого-либо реализма». © Слово «Бошетунмай» из одноимённой песни — сюда же.
  • Песня «В далёком Бискайском заливе», которую исполнял в 1990 году толстячок Крылов. У него манговые рощи, ночные перестрелки и цедящие шартрез наёмники уютно расположились на побережье стран ЕС — Франции и Испании. Чтобы придать ситуации минимум правдоподобия, надо было просто заменить Бискайский залив на Гвинейский. Впрочем, автор слов — тот самый Витторио Негропонте Виктор Пеленягре, который сочинил мем про хруст французской булки (эта фраза существовала и до него, это был эвфемизм, означавший неловкую ситуацию, когда кто-то пытался незаметно пустить шептунчика, но бабахнул задом от души).
    • В девяностые с Бискайским заливом была некоторая путаница: в одних источниках он помещался у побережья Франции, в других — Латинской Америки, а поскольку интернета не было, проверить верность того или иного источника было затруднительно.
  • Наутилус Помпилиус — «Гибралтар-Лабрадор». Песня уже после распада Наутилуса написана на стихи мастера абсурдистской поэзии Анатолия «Джорджа» Гуницкого (до этого снабжавшего абсурдиями «Аквариум»). Жаждущие могут приобщиться к двум альбомам проекта «Террариум», где в исполнении песен Гуницкого замечены все, от Шевчука до Леонидова.
  • Многие песни Б. Б. Гребенщикова. Как сказали, кажется, в КВН (или, более вероятно, в «Кривом зеркале») — «коль слышите, что в песне нет мотиийийийива, и смысла гав, и связи между слов[1], о ней не отзывайтесь некрасиво, ведь это пел…» Или, возможно, это уже народная версия, усиленная и дополненная, а в «…Зеркале» было всё-таки менее смачно.
    • У самого Борис Борисыча к текстам своим и поиску в них глубинного смысла отношение сугубо иронично-философское. Как он сказал в одном интервью от 2005 года: «Почему вы считаете, что в песне с названием „Zoom zoom zoom“ обязательно должен быть какой-то смысл, а в песне с названием „Муси Пуси“ — нет?»
  • Сергей Курёхин. Просто Сергей Курёхин.
  • Трек «Мазер-флаер-групп» («Мамы») с альбома «Черепашья головка» нижнетагильской рэп-команды «Группа-в-ухо».
  • Гражданская Оборона, да и вообще все творчество Егора Летова, особенно «Русское поле экспериментов». И успевшие поиграть в ней Янка Дягилева и Кузя УО.
  • Песня Майи Кристалинской на стихи Семёна Кирсанова «У тебя такие глаза, будто в каждом по два зрачка».
  • Ива Нова, особенно альбом «Уба Хоба».
  • Альбом «Веселящий газ» сайд-проекта Егора Летова «Коммунизм». Считается, что даже самые рьяные поклонники Летова смогут прослушать этот альбом всего один раз.
  • Позднее творчество группы «Калинов Мост».
    • Ранний немногим лучше.
  • Дмитрий Селиванов, прославившийся как основатель группы «Калинов мост» и гитарист летовской «Гражданской обороны», успел порвать мозг поклонникам собственным проектом «Промышленная архитектура». И только через много лет после смерти Селиванова, выяснилось, что как автор индастриала он был не хуже, чем английские и немецкие корифеи.
  • Эдмунд Шклярский и его «Пикник». С годами стиль не меняется.
  • «АукцЫон» туда же.
  • Некоторые песни барда Михаила Щербакова («Марш кротов», «К сороконожке», «Два слова рыбы»). Впрочем, порой пересекается с тропом Бонус для гениев.
  • Otto Dix это тоже любят. «Стеклянные цветы», например (предположительно, метафорически описывает внутренний мир человека).
  • Альбом Джем «Оцифрованный мир». Почти весь.
    • И примерно две трети песен с остальных альбомов туда же. При всей несомненной гениальности автора мозг нужно беречь, иначе может быть… своеобразно.
  • «Кровосток». Многие тексты так же представляют собой топливо ночного кошмара.
    • Уточнение — многие ранние тексты. С 2016 г. там обычная бандитская лирика о нелегкой жизни гопников.
  • Некоторые песни эрзянского певца Бакича Видяя содержат берущие за душу описания переживаний человека (особенно — связанных с взаимоотношениями мужчины и женщины), но… поданные в «ну очень иносказательной» форме. При попытке проанализировать, что же конкретно поэт имел в виду — мозг реально вылетает.
  • Группа Uratsakidogi — эталонный вынос мозга абсурдно-агрессивным стебом, причем как с текстовой, так и с музыкальной стороны. Как и художества ее солиста Егора Гогенатора («Вместе весело шагать, шшупать хобот» выше — самый известный его пример, однако меркнущий перед многосерийным комиксом «Мальчик-крокодил». При всем этом техническая сторона и музыки, и картинок выполнены безупречно.
  • Два слова: «Театр Яда». Впрочем, покойный Ян Никитин как-то признавался, что использовал свои мозговыносящие тексты как всего лишь еще один музыкальный инструмент (и воспроизводил их, соответственно, как три аккорда на гитаре — без ошибок) — а потому все, без исключения, композиции группы являются инструменталами.
  • Творчество группы «Эмбрион Мракобесия».
  • «Мумий Тролль». Лагутенко уж сам не скрывает, что откровенно издевается над слушателями, а те всё ищут глубинный смысл, время от времени вывихивая мозги. Хотя вообще смысл местами есть, но такой, какой только автору и понятен. Пример: «На Луне заблеяла коза» (песня «Мальчик-солдат»). Откуда слушателю знать, что во времена службы Мумика в армии Луной называли за характерный рельеф соседний островок, на котором, тем не менее, жили люди и постоянно блеяла чья-то коза?
  • Русский металкор из того самого 2007, в особенности Amatory и «Психея».
  • Киевские альтернативщики из Vivienne Mort любили этот троп, особенно на заре карьеры. «Персефона» вообще давит педаль в земное ядро: «Біжи, достучися до вищих інстанцій, біжи\ В палаці дітей та юнацтва немає дітей\ Звіт про досягнення писаний кров’ю\ Звідси не видно перебіг подій\ Свинство, панове — в двері ногою\ В царстві Аїда сновиділа тінь»(c).
  • «Кобыла и Трупоглазые Жабы Искали Цезию, Нашли Поздно Утром Свистящего Хна». Это название группы. Теперь попробуйте представить, какие у них тексты.
  • Есть такая нидерландская сказка «Курочка и петушок». Оригинальная сказка тоже тот ещё абсурд, но при этом абсурд органичный. Для многострадальных же российских детей какие-то креативщики из провинциального театра перевели её с песнями и записали в виде аудиосказки. Желающих послушать, нужно предупредить: там что ни песня, то музыкальный триппер. Будьте осторожны. Это полный вынос мозга. Кто здесь есть?
    • Курочка. Единственный нормальный персонаж, жертва обстоятельств.
    • Петушок. Обидел жену, посмеявшись над ней, но в общем, персонаж неплохой.
    • Иголка — третий относительно нормальный персонаж. По крайней мере, её песня не пережигает синапсы.
    • Мышки. Ездовые мышки, они телегу таскают. А ещё они поют и разговаривают хором, и впечатление это производит довольно жуткое и неприятное.
    • Кирпич — старый бич хрыч (так в этой адаптации!). Поёт натуральный кирпичиный блатняк. Детей, видимо, с детства приучают к прекрасному.
    • Паук (не тот) — кандидат наук. Да, так и поёт о себе. Каких именно, по счастью, не уточняет.
    • Верёвка (внимание!) ядовитая! Вернее, это её обзывают (за что, непонятно, но если вдуматься, то повод, наверное, есть), а на самом-то деле, она и домовитая, и душой открытая (и судя по рыданиям в песне, истеритая), и друга бы обвила, словно шаль
    • Лиса. Если судить по песне, то работает заведующей школьной столовой. Из одной курочки она собирается приготовить: а) котлеты, б) бульон, в) цыплёнка табака. А получив бичом-кирпичом по ноге, кричит в лучших традициях немецкого кинематографа. Причём дважды, с паузой, что наводит на мысли о волнообразном характере и таком прочем.
  • Группа «Джан Ку» (она же «Jan Coo») славна мозговывихивающими текстами. Впрочем, музыка у них вполне соответствует.
  • Юлия Шерстобитова и «Некие стеклянные пуговицы» — уже по названию группы можно что-то заподозрить, но тексты пережигают мозг напрочь. По музыке же — ну гранж, ушибленный Летовым… в общем, вы поняли. В любом случае перед прослушиванием необходим бэкап мозга.
  • София Губайдуллина — просчитывала будущие композиции математически, изначально вдохновляясь спиритизмом и восточными религиями. В четвертом квартете есть место, которое должен произнести дирижер на языке жестов.
  • Творчество группы «Би-2». Понять, о чём парни поют нереально, можно почувствовать.
    • На самом деле у Би-2 обычная символистская поэзия с довольно прозрачным смыслом. Не понять даже такой простой символизм — не лучшее признание.
  • Творчество белорусской группы «НейроДюбель». Больше всего тексты Куллинковича похожи на нарезку реплик разных персонажей, когда сюжет уже не восстановить, но общий смысл и настроение понятны. Для ознакомления достаточно заглянуть в «Резиновый дом», «Охотник и сайгак», «Звёздочки мерцают» и «Убийство монтировкой».
  • Всё творчество группы Atlantida Project. Психоделические тексты, напетые быстрым речитативом, красивые, с хорошим смыслом. Но не всегда этот смысл понятен с первого раза («Тебе не помешает спать шорох пресловутых привидений, тяжелые шаги по коридору к стоянке между взлетов и падений, а также уходящий из-под ног шахматный пол, осиновый кол…» и т. п.).
    • Всё да ни всё. Ледники растают и восполнится Иордан, О все помирятся...
  • Песня «Ты узнаешь её» группы «Корни» этим прославилась. Все помнят про изумрудные брови, колосящиеся под знаком луны, но там вообще-то весь текст такой: «Она любит пугливую речь. Аппликацию леса в реке вертикальной. Её почерк машинный наскальный. Её профиль, как сон тишины». Кстати, автор этих бессмертных строк — Павел Жагун, сооснователь «Морального кодекса».
    • Не такая уж редкость в российской попсе. О смысле тут не особо думают.
  • «Тема креста».
  • Многие клипы IC3PEAK, но особенно "Сказка"
  • Всё творчество дарк-эмбиент/индастриал группы Neutral Erde. Просто всё. Группа прекрасна, но мозгу делает плохо...
  • Time Out, «Ёхан Палыч».
    • Здесь скорее субверсия для тех, кто не знает за Тайм-Аутовскую тусовку. А в мотологическую терминологию со всеми их гобулями, рапитосами, народом кукушечного типа и брызгами денатурата, врубиться достаточно легко. Но троп можно отнести ко всему Тайм-Ауту в частности и ко всем матологам в целом.
  • «Моральный кодекс», «Первый снег» — казалось бы, в куплетах просто перечислены рандомные действия, совершаемые рандомными людьми, так что соседство персонажей «Золотого ключика» с историческими личностями из разных эпох никого удивлять не должно — главное, что в рифму. Но если представить «Битлов» и Шекспира, играющих блюз на волынках, не составит особого труда, то просто попробуйте визуализировать фразу «Короли и народ ели бутерброд, а он падал всё маслом вниз».
  • PALC - "Во дворе", "Гриб".
  • Клип Pakito - Living on video. В начале нормально, но в конце 1-й минуты, а особенно с 2:30... Это надо видеть.

Зарубежные исполнители[править]

(link)

Пионер электронной музыки Жан Жак Перре
Смотри картинку @ Слушай пластинку
  • Психоделика как направление само по себе.
  • Брайан Ино. Просто Брайан Ино.
  • Cocteau Twins — Alice. Её ещё попробуй разбери на слух, к тому же.
  • Чад Вангаален, сама музыка ещё нормальная, но клипы заставляют испытать именно это.
    • Ну, в общем-то, музыка как раз больше подходит под троп. Тот же самый известный его Molten Light про зеленую женщину и братьев-убийц хотя бы рассказывает своим текстом какую-то историю. Во многих своих песнях Чад не делает даже этого, а просто описывает абстрактные эмоциональные состояния через одному ему понятные метафоры. «Какой же оператор соединил вместе все мои клеточки?»
  • PSY — Gangnam Style. Кроме всего прочего — перегрузил 32-рязрядный счетчик просмотров YouTube’а. Сие знаменательное событие произошло 21.12.2012 г., когда согласно календарю Майя намечался конец света цикла длинного счета Эры Пятого Солнца
    • Да что говорить, многая корейская музыка. Псай не пионер, он просто самый успешный.
  • И японская! Вот уж кто славится своим сумасбродством. Чего стоит одна только Кьяри Пайму
  • Специальное направление в академической музыке — додекафония, в котором нет тоники и гармонии. Для неподготовленного слушателя больше всего похоже на нечленораздельную какофонию и пилёж на расстроенных скрипках вверх ногами (по факту тем же и является, что бы там не утверждали авангардисты).
    • Objection!!! Аргумент «По факту тем же и является, чтобы там не утверждали» можно отнести к любой музыке, которая строится вокруг не до конца сформированной эстетики (хотя уже практически век прошёл — мы все таки достаточно ригидны в этом плане). В данном случае, серийную музыку (да и любой авангард и современный джаз с эксперименталом) лучше рассматривать как «музыку для музыкантов», а не как какофонию расстроенных инструментов. Подобное всегда слышно — достаточно сравнить какой-нибудь алеаторический концерт какого-нибудь Штокхаузена и ребят, которые не умеют в музыку, даже если им очень хочется. Суждения типа «серийная музыка — это какофония» обычно исходит от случайных слушателей (чистая субъективщина из-за нехватки слухового опыта, к которой претензий нет и быть не может), но чаще они педалируются собственно музыкантами, которым не хватает знаний и практики (для анализа или воплощения, например, экспрессивных или сюрреалистичных музыкальных идей в случае с серийной музыкой и алеаторикой соответственно).
      • Незнайка был скуп на слова, поэтому в аналогичных обстоятельствах, чтобы не быть побитым, сказал только «Не доросли ещё до моей музыки».
        • «Гармоничное звучание» — это когда звучащие звуки как-то чем-то между собой гармонируют — какие-то с какими-то и по каким-то схемам, а не каждые два последовательных друг с другом. Чем дальше заходят эксперименты музыкантов, тем более крупноразмерные группы и последовательности звуков они связывают между собой, а отсюда тем длиннее становятся сами связи, потому для их большей заметности музыканты наращивают темп. То есть гармония одних звуков с другими присутствует — просто она присутствует в куче разных видов одновременно, как будто друг на друга наложено несколько мелодий, но при этом выделить отдельные не всегда возможно, потому что они же ещё и пересекаться могут общими звуками. Так что, если вам «три блатных аккорда» уже слишком много и слишком сложно, а предел приемлемости — непрерывно наяриваемый один и тот же аккорд, то да, ещё не доросли. А для всех остальных экспериментальная музыка — это в первую очередь музыкальные эксперименты: какие-то удачные — какие-то не очень. Несколько последовательных атонально звучащих переходов сами по себе могут сложиться в отдельную мелодию — не из отдельных нот, а из этих самых переходов. Да что там — терменвокс на момент своего создания многим казался ужасающим насилием над всем самым прекрасным, что есть на свете, ведь у него нет ладов, нет нот, нет ничего, на чём можно было бы написать «ткнуть сюда, чтобы публика испытыла оргазм пришла в экстаз» — у него абсолютно «непрерывные» переходы между всем и всем, а звучание до кучи зависит ещё и от анатомии музыканта. Но тем не менее инструмент прижился и уже давно вовсю используется в том числе и для исполнения классики.
  • Ранняя индустриальная музыка, а также нойз (это потом там появилась мелодика, человеческий вокал, гибриды с роком и прочей музыкой и т. д.) Железные лязги, нечленораздельные крики, вот это всё. Прелесть.
    • Второй подход к снаряду — так называемая «Musique concrete», тоже использующая полевые записи природных и техногенных шумов, которые после того ещё и сводятся в единое произведение не на основании «Элементов гармоники» Аристоксена, а опять же на основании подражания природным и техногенным явлениям. Со второго раза вышло куда удачнее — публика более-менее оценила, причём именно с художественной точки зрения, а не как «пощёчину общественному вкусу», потому музыкантам не пришлось уходить в смешение с более традиционными жанрами. С другой стороны и сама современная публика в целом гораздо более охотно прислушивается к тому, что пытается сказать автор музыки, из-за чего музыкантам больше не обязательно быть самыми громкими на районе, чтобы быть замеченными.
  • Песня Ника Кершоу «The Riddle». Клип добавляет +100500 безумия. Певец официально признавался, что песня совершенно бессмысленна.
  • Mike Patton — Adult Themes for Voice. Альбом был записан им в гостиничных номерах во время турне с Faith No More. Он состоит из голосовых изощрений без единой ноты музыкального сопровождения.
  • «Я — морж» тех самых Битлз. Тут Леннон проявил себя знатным троллем — он смешал черновик неизданной песни с детскими считалками и добавил Моржа из кэрролловской «Алисы в Зазеркалье».
    • И клип их же «Yellow Submarine». Да и весь одноимённый мультфильм.
    • Не говоря уже про фильм «Magical Mystery Tour». Это натуральный трип (во всех смыслах этого слова).
    • И вообще у Битлов хватало таких песен, начиная с 1965 года, когда они из группы, играющей бодренькие песни «для ног» резко превратились в продвинутых рок-философов. Nowhere Man, Rain, Tomorrow Never Knows, Lucy in the Sky With Diamonds, Glass Onion… Примерам несть числа.
  • Это стиль Пинк Флойд. Есть ещё фильм «The Wall» по одноимённому альбому…
    • Пинк Флойд образца «The Wall» и «Dark side of the moon» — образец понятности и логичности в сравнении с ранним творчеством коллектива. Особенно это касается дебютного альбома, почти все песни к которому написал основатель группы Сид Барретт. А сольные творения Сида вовсе не стоит слушать неподготовленному человеку. Собственно, вывих мозга — не только его музыкальный стиль, но и диагноз по жизни. Неслучайно Пинк Флойд предпочли развиваться без своего основателя и первого лидера…
      • А есть еще и такая штука, как «Тёмная сторона радуги» — альбом «Dark side of the moon», синхронизированный с фильмом «Волшебник из страны Оз». Эффект удваивается, и вообще, кто-нибудь, остановите уже обезьян!
  • Немалая часть творчества Дэвида Боуи.
  • Живые выступления Doors были тем ещё вывихом мозга. Особенно когда Джим Моррисон падал от переизбытка ЛСД в организме и инструменталистам приходилось вытягивать ситуацию.
  • Пионеры психоделического рока Grateful Dead и их лидер Джерри Гарсия, разумеется.
  • Лучший гитарист всех времён Джимми Хендрикс. Его ещё называли «Человеком, который способен выжать из гитары любой звук». Не только за сам скилл, но и за готовность регулярно им пользоваться. Наиболее сложные вещи вызывают вывих мозга и у сегодняшних слушателей. А депрессия, приведшая Джимми к смерти, как раз тем и была вызвана, что тогдашняя аппаратура была физически неспособна передать всё, что он задумал.
    • Бедный, и как только Брайан Мэй успешно справлялся.
    • а вот как: https://www.youtube.com/watch?v=wkhmDEKeaBU - вместе с отцом-электронщиком изготовил гитару по своему вкусу из старой каминной полки, найденной в мусорке, чертежи продал фирме-изготовителю.
      • Не по вкусу, а фактически из чего нашлось под рукой, так как в юности сэр Брайан Мэй не мог себе позволить не только оригинальный стратокастер, но и более дешёвые японские или соцлагерные гитары. А аппаратура действительно, была достаточно примитивной. «Битлы» не дадут соврать.
  • Клипы Tool однозначно. Тексты полные хитровыделыванной психоделической философии тоже под троп подходят.
  • Огромный ворох малоизвестных немецких рок-групп начала 70-х, играющих краут-рок и хард-психоделию (Amon Düül II, ранний Eloy, ранний Lucifer’s Friend, Frumpy, Hairy Chapter, Dies Irae, My Solid Ground, Os Mundi — список можно продолжать до бесконечности). Часто музыканты делали свою музыку даже НЕ под действием наркотиков, а просто для души, чтобы отвлечься после своей работы в каком-нибудь развлекательном ВИА п/у Джеймса Ласта.
  • Нидерландская симфо-метал группа Epica. В принципе, многие песни этого жанра являются тропом, но тексты Эпики со своим философическим угаром вдалбливают педаль в асфальт даже на фоне остальных групп.
  • Ayreon же! Арьен Лукассен давит педаль (гитарную) в ядро планеты Y — все альбомы проекта (ну, кроме двух-трех) представляют собой единую вселенную со своей хронологией (от сотворения мира до Апокалипсиса), мифологией и повторяющимися персонажами. В интервью сам Арьен порой говорил, что это всё у него получилось непреднамеренно, и что он сам словил вывих мозга, осознав, что он создал.
  • CGI’ные клипы Pet Shop Boys. Один так вообще вроде как рисует бред шизофреника (буквально).
  • Ти Боун Бёрнетт. Половина песен — сатира и социальный анализ американской жизни, но вот вторая половина наводит на мысли о духовном родстве музыканта с Борис Борисычем Гребенщиковым. В общем, кого попало не зовут писать музыку для фильмов Линча, Коэнов и Кэри Фукунаги.
  • Mili — Utopiasphere. О чём эта песня, похоже никто не знает, даже сами создатели.
  • ABBA — такие песни, как Eagle, Move On (обе — чистая психоделика семидесятых), а также Elaine, жутковатая I Am the City или ещё более странная On & On & On. Да и всем известная Happy New Year — чистой воды мрачный философский угар, из закрученных метафор которого ясно только то, что Новый год — не особо весёлый праздник. К слову, обе версии клипа Eagle (обычный телевизионный вариант и версия из Abba The Movie) подсвечивают психоделичность песни своим видеорядом: бегающие световые пятна, шахта лифта, похожая на фрактал, или кислотные красные и голубые вспышки (лица Агнеты и Фриды в контровом разноцветном свете меняются, как картинки во время ЛСД-трипа).
    • Некоторые песни из сольного творчества Фриды Лингстад, например, Threnody (музыка Пера Гессле на стихи поэтессы Дороти Паркер). Очень красиво, но странно и ни фига не понятно.
  • В классическом творчестве Black Sabbath тоже хватало сабжа, как в чистом виде, так и аверсий (например, песня Fairies Wear Boots подсвечивает троп в финальных строчках: "So I went to the doc to see what he could give me\ He said «Son, son, you’ve gone too far \'Cause smokin' and trippin' is all that you do»

Изобразительное искусство[править]

  • Иероним Босх. Считается предтечей сюрреализма, при том, что жил в пятнадцатом-шестнадцатом веке.
    • В паутине можно найти мультик по его картинам. Мультик по картинам Иеронима Босха — это отдельный вид искусства.
  • Сюрреализм — направление, известнейшим мастером которого был Сальвадор Дали.
  • А есть ещё кубизм, придуманный Пабло Пикассо…
  • Джексон Поллок. Да, брызги краски — это тоже искусство.
  • Любитель мозголомной перспективы и невозможных фигур Мауриц Корнелис Эшер. Наиболее известная — «Относительность». Отсылки на нее есть в Берсерк'е, Лабиринт (фильм)'е, Чёрном плаще, Лиге Справедливости и других.
  • Художники-оформители второй половины XX века этот троп уважали. Примеры — обложки и иллюстрации книг, особенно жанра научная фантастика, некоторых сборников сказок, пособий по йоге и прочей восточной философии и прочее. Отдельный разговор — художественные постеры перестроечного кино. Признаться честно, некоторые из экзепляров при всей своей выморочности красивы, а от некоторых возникает желание промыть мозг в формалине.
  • Поздние картины Марка Ротко — примерно такое же «искусство для художников», как вышеупомянутая додекафония — «музыка для музыкантов». Люди с тонким чувством цвета и неплохой художественной эрудицией — в нечеловеческом восторге от этих нескольких разноцветных полос на холсте, остальные в таком же нечеловеческом недоумении.
  • Александр Панкин — половину его творчества представляют вполне нормальные для современного искусства экзерсисы с пятнами в предельно импрессионистской манере. Зато вторая половина — перенос классических математических функций и понятий в художественную форму (треугольник из чисел Фибоначчи[2] покоряет Луну и Солнце) или препарирование произведений искусства с помощью математики в поисках закономерностей (более всего Панкин препарирует Малевича, но и в Джоконде нашел золотое сечение и вывел число Джоконды, представив его в пространстве Минковского и в виде числового квадрата). К чести автора, на этих картинах автор обычно пишет все математические выкладки и порой комментарии, но все равно проверить выкладки и полностью восхититься творениями нового Пифагора могут только люди с хорошим математическим образованием\мышлением.
  • Самая, пожалуй, упоротая работа Гитлера-художника — «Солнечный день» (не путать с «Мотоциклом под окном воскресным утром»), пополам с Жутко мило. Над страшновато-симметрично-правильным городом (где, как всегда у wannabe-архитектора Адольфа, здания прорисованы куда детальнее, чем люди) царит в небе совершенно безумное солнце: оно ЧЁРНОЕ с длинными-предлинными цветными лучами, и каждый луч другого цвета.
    • А его тяп-ляп-пейзажики до такой степени неуловимо — и непреднамеренно? — криповаты, что Эдвард Мунк отдыхает.

Интернет[править]

(link)

Тут наверняка замешаны брёвна самокруток, вымоченных в ЛСД
  • Егор Гогенатор, чей комикс про «Сталина-5» красуется в начале статьи. Пишет этот творец, как правило, юмористический мозговыносящий трэш. Особого упоминания заслуживает серия его рисунков «Мальчик-Крокодил», вместе с мозголомными сюжетами переполненная весьма неплохим чёрным юмором и контентом 18+.
    • В схожем стиле работают Борис Могилин (Троллейбус из буханки) и Антониус Глотофф (книга ила).
  • SCP Foundation любит это дело. SCP-3999 продавливает педаль в параллельную вселенную.
  • А Андивионский Научный Альянс в этом деле не уступит и Хоумстаку.
  • Так называемые «ночные блогеры» Tumblr, которые поздно ночью постят очень странные вещи. Отличная демонстрация того, что не стоит сидеть допоздна за компом, раз надо спать — ложитесь спать.
  • Вывих мозга как приём комизма используется в жанре видеоколлажей Youtube Poop (YTP), и его отечественном варианте RYTP — Russian Youtube Poop. Вернее, в лучших из них, остальные — это просто винегрет из популярных в жанре исходных видео.
    • Творчество украинского ютубера под ником niggacommunist. В его т. н. «Ыстык Пиштер Фильмер» и двух его сиквелах количество абсурда давит педаль в Киргизию Анти-Казахстан.
    • Гулявший по интернету в начале нулевых полутораминутный ролик «Дядя Олег купает лошадку» (cм. видео в начале раздела), оно же «Нунунуноно». Герой видео, молодой мужчина, одетый подчёркнуто по-деловому, весьма своеобразно купает в наполненной кипятком миске плюшевую розовую пони, сопровождая весь этот сюр крайней неординарной речью, переходящей в натуральную матомную бомбу. Происходящее от начала и до конца заставляет задуматься либо над психическим здоровьем героя, либо над тем, что именно и в каком количестве он скурил[3].
  • Сервис «Яндекс Рефераты» — источник эталонного вывиха. Работы представляют из себя сборник клише из типичных научных работ, скомпилированных в почти случайном порядке. Результат — абсолютно бессмысленная графомания, годная лишь для заполнения пропусков в пока ещё не готовой своей работе.
    • Доставляет (в хорошем смысле, насколько он может быть у этого слова) фраза «межатомный атом».
  • Русскоязычные сайты новостей breakingmad.me и смиксер. Специализируются на России, встречаются и мировые события. Первый примечательный тем, что в него добавляют исключительно реальные новости из различных лент. Второй с сильным запозданием, до полугода, пишет пародии на новости и некоторые популярные явления.
  • Не совсем интернет, в середине 90-х выпускался электронный журнал «ZX-Format» на дискетах, и в одном из выпусков некто N прислал Nemo (чуваку, собиравшему спектрум-подобные компьютеры) письмо, где жаловался на жизнь и просил прислать ему материнскую плату и схемы для всех возможных и (по большей части) невозможных примочек к нему, а также упомянул вскользь, что занимается йогой. Nemo что-то в этом письме задело, и он решил выдать жесточайшую окрошку из различных нью-эйджевских концепций, упомянув Грофа, Серафима Саровского, братьев Стругацких, Стива Джобса, сравнив судьбу с протоколом Ethernet, а врачей-психиатров — с сотрудниками МВД в астральном вытрезвителе.
  • YouTube-канал "cyriak" специализируется на таких мозговыносящих роликах.

Прочее[править]

  • Добравшаяся до западного зрителя одиозная азиатская реклама. Причём, рекламируемый продукт совершенно не важен, вынос мозга гарантирован в любом случае. Адекватно описать увиденное решительно не представляется возможным. Раньше в этом сегменте доминировали японцы, но в последние годы Корея и Китай их потеснили. Но вообще, такой рекламы достаточно в любой стране. Цель её — отложиться в голове.
  • МИНЕРАЛЬНАЯ ВОДА VYTAUTAS!!! Также на польском (русскому уху понятно), английском и литовском.
  • Именно это в итоге может получиться у бота или нейросети, которая общается с людьми или с ботами. Не определяет бот момент, когда «смысл куда-то смылся».
  • Просто различные бредовые тексты, гуляющие по Интернету под тегом «Шизофазия». Некоторые из них написаны шизофрениками и другими душевнобольными.
« Был строгий декабрьский день. Я ехал в трамвае. В руках держал бульбяной мешок, в котором лежали новогодние подарки для моих друзей — близнецов Отверстика, Ромбика и Колбика. Это мои лучшие корни, с которыми я часто курю укроп. Подарки были ценные, вкусно пахнущие. В мешке лежало шесть батонов, по два на брата. Это были свежие мальцы посыпанные тмином и перцем. Батонам я разрезал брюхи и начинил мальцев ароматным салом и молотыми бобами. В самый большой волосатый батон я положил мочалку и ключи от велосипеда. В другой, бородатый батон я положил тоже метрополитен, но только без заднего колеса и без живота. Так я ехал в трамвае, за окном мелькали поля, озёра и сыроежки. Но тут случилось непредвиденное: сине-бородатый батон выпрыгнул из мешка и прыгая по стульям оказался на середине вагона у кабины водителя. Водитель сидел на покрышке держа в руках огурец и лысый стержень, которые служили рулём и сковородкой. Батон подбежал к сухарю, который лежал под ногой у водителя, меря градусник и произнёс:
Привет от крошек.
Дело пахнет колбасой, — ответил сухарь. И начал убегать.
Тут подбежали пожарники и посадили батон с сухарём в тюрьму. Я сильно перепугался, спрятал оставшиеся подарки в каблук. А сам залез на грушу, которая росла в самом углу трамвая. Трамвай резко остановился. Я ударился пуговицами об пол и потерял сознание.
»

Наука и техника[править]

  • Квантовая механика, просто квантовая механика.
  • Вся современная наука контринтуитивна — от «немного» до «очень даже весьма».
    • Вообще говоря, нет. Однако разрыв между школьным и базовым ВУЗовским (даже инженерным) образованием и тем, что требуется для понимания научных результатов, действительно большой, отсюда и "контринтуитивность".
  • Как вишенка на торте — математика. Ни для кого не секрет, что математика дарует сверхъестественные способности: останавливать, запускать и оборачивать вспять время, закручивать его в многомерные кольца, сравнивать различного вида бесконечности и даже выходить за их пределы, работая с большими кардиналами[5], а также работать в бесконечномерных пространствах, вычислять дробные хаусдорфовы размерности и даже адекватно обращаться с инфинитезималями, для которых нельзя доказать, что они не равны нулю, но от нуля они все же отличаются[6].
    • Есть некая смутная (и, весьма вероятно, не самая корректная) статистика, которая демонстрирует, что среди математиков процент буквально вывихнувших себе мозг несколько выше, чем в популяции в целом. Считается, что крышеснос начинается сразу на первом курсе при изучении общей топологии (в особенности экзотических топологических пространств, что требует весьма развитого абстрактного мышления), а вконец человеческий рассудок теряется при изучении теории категорий. Так что книгу с жутковатым названием «Топосы. Категорный анализ логики» можно считать практически Некрономиконом в реальном мире.
    • От математики не отстают и другие формальные науки. Можно, например, попробовать разобраться в неклассических логиках. Например, нечёткая логика позволяет высказыванию принимать любые значения истинности в интервале [0,1], что по-своему даже придает им большую степень реальности (например, позволяет обойти излишнюю категоричность и добиться необходимой степени истинности. «Нам не нужно знать, кристально ли чистая вода или сущий яд в сосуде — нам нужно знать состав жидкости и содержание яда в воде», так объясняли автору в университете). А модальная логика вводит модальные операторы, такие как «там», «здесь», «нигде», «везде» или «в прошлом», «в будущем», «с этого момента» и другие подобные (то есть, не только пространственные и временные модальности), что позволяет формализировать совершенно дикие высказывания.
  • Так называемые эзотерические языки программирования. Создаются: для исследования возможностей программирования, доказательства реализации различных концепций, как произведения компьютерного искусства или просто шутки ради. Например, программа на Shakespeare имеет вид шекспировской пьесы[7]. Как выглядит классическое «Hello world» можно посмотреть по ссылке на английскую Вики в разделе Example code. Но педаль в пол давит язык Malbolge, в котором выполняемая команда получается путём остатка от деления суммы адреса команды и содержимого ячейки памяти на 94, а каждая выполненная инструкция шифруется с помощью функции Crazy. Первую работающую программу на этом языке писали два года, а некоторые умудрялись реализовывать даже циклы.
    • Отдельно можно вспомнить первый из эзотерических языков, разработанный в далёком 1972 году (но почти двадцать лет существовавший только в виде распечатки спецификации) язык под названием «Compiler Language With No Pronounceable Acronym», акроним которого — по очевидным причинам (так написано в спецификации!), INTERCAL.
    • Также проводится конкурс IOCCC на самую нечитабельную, но работающую программу на C. Программа в виде круга из нулей, которая вычисляет число Пи (и чем больше круг, тем выше точность). Интерпретатор лямбда-выражений в форме буквы лямбда на 25 строк. Операционная система, которая занимает 1 страницу (поддерживается мышка). И т.д., и т. п.
    • А вот язык Brainfuck, несмотря на говорящее имя — пример с сильно прикрученным фитильком. Да, в нём всего 8 команд, программа со стороны выглядит как месиво странных символов. Но те же regex-ы или текст программ для советского калькулятора МК-52 выглядят столь же непонятно. Просто нужно рассматривать его как ассемблер для специфического процессора, так называемой машины Тьюринга. А уж системы команд современных процессоров будут куда сложнее, чем 8 команд Brainfuck-а.
    • Кстати, если говорить о современных процессорах, то внутри они устроены порой крайне контринтуитивно. Знаете ли вы, что процессор в некоторых случаях может получить результат до поступления входных данных (так называемые спекулятивные вычисления), в частности выполнять условный переход до того, как будет вычислено условие? Всё это построено на различных вероятностных моделях, они иногда ошибаются — тогда всего лишь приходится вычислять выражение заново, однако в некоторых случаях это превращалось в уязвимость, правда довольно непростую для использования.
    • Или как вам концепция «неопределённого поведения» (Undefined Behavior) в языках программирования? Проще говоря, в определённых ситуациях, например, встретив в коде конструкцию i++ + ++i, как должна вести себя программа нельзя предсказать в принципе. И даже если вы добились от программы, содержащей UB, нужного поведения — не факт, что она не перестанет работать при добавлении одного байта в конец, переносе на другой компьютер или просто при смене фаз луны. Об это сломало голову много невнимательных или недисциплинированных программистов, которые привыкли доверять отладчику, а не документации. Зачем такая мина подложена? Два слова: переносимость и оптимизация. Например, если разрешить UB при переполнении знакового целого (для беззнаковых, так и быть, сделаем исключение, так как их переполнение часто применяется в различных алгоритмах), можно сокращать математические выражения, если до сокращения переполнение возможно, а после — уберётся.
    • А есть функциональные языки программирования, основанные на декларативной, а не императивной[8], парадигме, и причём вполне себе применяемые для промышленной разработки. Как организовать цикл со счётчиком, если в языке нет классических переменных? рекурсией Зачем нужны и как работают бесконечные списки? лениво А функции высшего порядка? функция от функции И что, чёрт возьми, ещё за монады такие? всего лишь моноид в категории эндофункторов Однако рано или поздно приходит прозрение, и хочется сказать «ну это же элементарно».
      • Тапку в пол давят средства автоматизированного доказательства теорем с теорией зависимымх типов и исчислением индуктивных конструкций, гомотопической теорией типов.
    • Ну и наконец, иногда читая чужой код (или даже свой трёхлетней давности), приходится применять недюжинные навыки дедуктивного метода. Особенно если автор любитель нагораживания многосложных конструкций, или наоборот, писать сплошным потоком сознания, без выделения каких-то значимых блоков. Особенно, если автор пренебрегает такими базовыми вещами, как отступы (всё равно, что писать без знаков препинания) и осмысленные имена (получается глокая куздра), не говоря уже о полноценном документировании кода. Особенно, если этот код ещё и поправлялся разными людьми в стиле письма Дяди Фёдора. Для борьбы с этим применяют разные техники, типа парного программирования и обзора кода перед слитием в общую ветку. Но бывает, что программа должна быть готова вчера, а в ней ещё конь не валялся — и приходится писать как попало, пока исправление ошибок, не говоря уже о добавлении новых функций, не превратится в футбол на минном поле.
  • Теория, что каждый выбор каждого отдельного человека создаёт несколько новых реальностей (например, выбор съесть на завтрак яичницу или бутерброд уже создаёт три варианта развития событий). Если попытаться представить, сколько реальностей за один(!) день может создать один(!) человек и что случилось бы, прими он иное решение, уже мозги поплыть могут, а если представить количество реальностей, созданное за время существования человечества…
    • Да и не только человека. В многомировой интерпретации квантовой механики ЛЮБОЕ квантовое событие (элементарно, распадётся ли отдельно взятый атом или нет) приводит к образованию новой вселенной. И самое интересное, что многие авторитетные физики придерживаются этой интерпретации.
    • Если вывиха мозга из предыдущего недостаточно — вселенная при этом все равно только одна. Как так… К физикам вопрос, наверное, научпоп-источники на этом месте обрываются с комментариями в духе «даже не пытайтесь этого понять».
      • Если грубо, то штука в том, что допускается волновая функция для всей Вселенной. Поскольку Вселенная когда-то была очень маленькая (находилась в особом или сингулярном[9] состоянии), она сама по себе имеет волновую функцию, а все «расщепления» — суперпозиция возможных состояний. Поскольку Вселенная рассматривается в данном случае как квантовая система, то она полностью детерменирована и сама по себе не испытывает недетерменированного коллапса волновой функции. Детерменированность системы обуславливается тем, что, по большому счету, не имеет значения, где конкретно находятся, например, электроны в электронном облаке у атома (и в каком состоянии) — в любом случае они будут наблюдаться именно в электронном облаке нашего атома (а для состояния в этом конкретном примере сгодится принцип Паули). Расширить до масштабов целой Вселенной. Сам Эверетт вскоре после выдвижения многомировой интерпретации (и защиты докторской, где он ее и выдвинул) перестал заниматься теорфизом и сейчас все обычно имеют дело с развитием эвереттовских идей за авторством Брайса Девитта. Про многомировую интерпретацию доступным языком писал Хокинг (если не изменяет память, в книге «Краткая история времени», но я могу путать).
        • Последнее объяснение было непонятно даже мне, я а надеюсь, что все таки понимаю мультивселенскую интерпретацию: частица в неопределенном состоянии имеет в своем составе две свои версии с разными состояниями, когда эта частица взаимодействует с определенной частицей, неопределенность распространяется и теперь у нас уже система, имеющая 2 варианта, по одному для каждого состояния неопределенной частицы, при добавлении определенных частиц, они присоединяются к системе, при добавлении неопределенных, общее количество вариантов становится результатом перемножения. Другими словами, кот действительно и жив, и мертв, но когда вы его увидите, вы тоже станете неопределенным, одна ваша версия будет видеть живого кота, а другая мертвого. При этом всем, энтропия в системе нарастает, или иначе, теряется информация между этими самыми вариантами, поэтому разные версии больше не имеют информации друг о друге, а значит, не могут взаимодействовать, по этой же причине, нельзя сложить их энергию и получить энергии больше чем в начале. Так что у нас есть одна вселенная, но не обычная, состоящая из одной своей версии, а мультивселенная, состоящая из всех своих возможных версий.
          • Возможно станет немного понятнее, если рассматривать каждую отдельную частицу, как «чёрный ящик»: частица содержит не две версии себя, а все возможные версии себя, коих есть непрерывное множество, но результат взаимодействия с другой частицей всё равно детерминирован — на то он и результат, а наблюдаем мы именно его, а не сами частицы. Другое дело, что мы могли взять и не пронаблюдать результат — тогда он тоже будет недетерминирован, но недетерминирован он будет только для нас, как для наблюдателей, а для третьей частицы, на которую он возьмёт и повлияет, он будет детерминирован, но мы того не заметим, если не проследим за той частицей. Если кажется, что что-то тут не так, просто напомню, что на этом уровне взаимодействий проследить — тоже значит провзаимодействовать.
      • Чтобы особо не ломать себе мозг, следует учитывать, что интерпретации квантмеха, за редкими исключениями, вообще не являются чем-то «физичным» — лучше представлять их, как логические модели, в рамках которых анализ определенных вопросов идет легче, чем в других. Та же интерпретация Эверетта хорошо подходит для рассуждений в рамках хаотической инфляции, чем вызвала любовь космологов. Редкие исключения — философские рассуждения о природе бытия (хотя и они, в итоге, сводятся к чисто логических моделям — только выводы следуют в несколько другой плоскости).
  • Предполагаемое доказательство так называемой abc-гипотезы о простых числах — педаль в Австралию. Предложено японцем Синъити Мотидзуки в 2012 году. Занимает пятьсот страниц (а вместе с более ранней работой Мотидзуки, на которую опирается, — тысячу). Этот фолиант читали все ведущие математики мира, но до сих пор непонятно, доказана упомянутая гипотеза или всё же нет.
  • Субверсия с теорией относительности. Сама по себе она чрезвычайно проста и весьма логична, но, по замечанию академика Мандельштама, «в литературе, особенно в популярной, всё подчас чрезвычайно вульгарировано или заменено непонятным философствованием о непонятных вещах».
  • Да и в принципе вся наша с вами Вселенная, которая до сих пор может нас удивлять. Поэтому учёные и занимаются изучением окружающего мира, не так ли?

Примечания[править]

  1. Если мозги уже трещат от предшествующей статьи и не уловили подвоха — „между словами“, конечно же.
  2. w:Треугольник Паскаля что ли?..
  3. Не исключено, правда, что это пародирующая поведение типичного наркомана хохма.
  4. Варианты: «в телегу с разбегу», «козу на возу».
  5. Кардинал или кардинальное число — это мощность множества, то есть количество элементов в нем. Бесконечные кардиналы обозначаются буквой алеф (и другими буквами иврита) и числовым индексом. Большие кардиналы относятся к бесконечностям так же, как бесконечности к обычным числам — их нельзя достичь снизу путем сколь угодно длительного итерирования (в случае бесконечностей — преобразования и булеаны).
  6. Если очень грубо, то 1-ε=0,9(9). А то, что 0,9(9)=1 доказать легко. Делим 0,9(9) на 3, получаем 0,3(3), то есть 1/3 в рациональном представлении. Вернем все обратно, сохранив рациональное представление, умножив 1/3 на 3, получим 3/3, то есть 1. Но с единицей в самом начале мы провели конкретное действие. Поэтому и приходится в таких случях убирать закон исключения третьего.
  7. Список шекспировских персонажей задает количество стеков и объявляет переменные, где каждый персонаж — это переменная, общение персонажей цитатами Шекспира — конкретные операции присваивания, задавание персонажами риторических вопросов — аналог ветвления (выполнение команды при определенном значении логического выражения), а сцены и акты — это метки GOTO.
  8. Императивная — это инструкции в стиле «возьми круглую заготовку со стола, нарежь резьбу, сними фаску, положи на стол; возьми со стола квадратную…» а декларативная — когда «Прибор состоит из детали Б, в которую ввинчена деталь А; деталь A делается из круглой заготовки путём…»
  9. От англ. слова singularity. За весь неанглоязычный мир не ручаюсь, но русскоязычные математики слово переводят, физики — транслитерируют. В математике все просто и абстрактно — это такая точка или область, где математический объект ведет себя нерегулярно (например, функция недифференцируется или разрывается). В физике в целом всё то же самое, но более конкретно — точка или область пространства-времени, через которую нельзя гладко продолжить входящую геодезическую. Это относится и к т. н. космологической сингулярности (которая старт Вселенной), и к гравитационным сингулярностям (которые черные дыры).