Горизонт отчаяния

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Despair Event Horizon. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
River Song.jpgSpoilers, sweetie!
Особенность темы этой статьи в том, что она по самой сути своей раскрывает спойлеры. Поэтому в этой статье спойлеры никак не замаскированы. Если вы уверены, что хотите их видеть — читайте!
« Конец! Всему конец!
Всё разбилось, поломалось.
Нам осталась только малость —
Только выстрелить в висок… иль во врага.
»
— Владимир Высоцкий, «Песня белогвардейцев» (из спектакля «Десять дней, которые потрясли мир»)

У этого персонажа были жизненные цели и приоритеты. Было то, за что стоит жить и бороться, было то, что ему дорого, то, что он хотел защищать. Но солнце закатилось за горизонт, и ничего не осталось. Все, за что он боролся — пустышка, все, что было ему дорого, теперь стоит ломаный грош, и ничего из того, что он хотел защитить — не защитил.

Тогда персонаж закатывается за горизонт отчаяния. Это такое событие: когда оно происходит, последние лучи надежды для персонажа гаснут, и он оказывается в потёмках, не зная, как и зачем дальше жить. Он может впасть в голубой экран смерти, утратить волю и подчиниться своему врагу, совершить поворот кругом или даже дойти до самоубийства. Но что бы это ни было, прежние идеалы к нему уже не вернутся, и он, если переживёт это, из героя-идеалиста станет антигероем или злодеем.

Нередко за горизонтом отчаяния следует переход морального горизонта событий. Эх, пропадай моя телега, все четыре колеса! — как бы говорит герой и пускается во все тяжкие.

Но случается и так, что именно после этого у героя открывается геройское второе дыхание. Ведь ему больше совершенно нечего терять, а значит он уже совершенно ничего не боится.

Где встречается[править]

Театр[править]

  • А. Островский, «Гроза» — самоубийство Катерины.

Литература[править]

  • А. Н. Толстой, «Гадюка». Героиня, утратившая в Гражданскую войну женственность, влюбилась. Чтобы понравиться мужчине, пошла против своей натуры и стала одеваться как барышня. Он отреагировал: «выкиньте из головы мечты о шелковых чулочках, пудрах и прочее». А потом она узнала, что он расписался с такой вот дамочкой в чулочках и с пудрой. Конец был печален…
  • М. Шолохов, «Тихий Дон» — жизнь Григория и так не изобиловала радостными событиями, но гибель Аксиньи добила его окончательно.
    • Его же «Судьба человека» — гибель сына в последний день войны для главного героя.
  • «Сильмариллион»: Финголфин переходит Горизонт отчаяния после поражения эльфов в Дагор Браголлах и вызывает Моргота на поединок — с предсказуемым результатом.
    • Там же: Турин и Ниэнор по очереди переходят горизонт отчаяния, когда узнают, что их брак — кровосмесительство: они приходятся друг другу братом и сестрой. Для Турина это был уже не первый удар судьбы, Ниэнор же хватило и одного: кончается всё очень печально
    • Да и собственно сыновья Феанора, Маэдрос и Маглор, в течение более чем половины тысячелетия стремившиеся выполнять данную отцу клятву вернуть сильмариллы. Клятву-то они выполнили, но наполненные первозданным светом камни обожгли руки, которые братья, в ходе исполнения клятвы, успели запятнать множеством преступлений. От отчаяния Маэдрос бросился вместе со своим камнем в огненную пропасть. Что сталось с Маглором — неизвестно, но вряд ли его судьба была лучше.
    • Технически, сам Феанор который узнает о смерти отца и краже сильмариллиов. Напополам с ГЭС, однако в этом состоянии он пребывает достаточно недолго, но сам момент (пусть и описанный мельком) становится важным катализатором для всего Исхода нолдор из Амана.
  • «Властелин колец» — Денетор окончательно переходит его после мнимой смерти Фарамира.
  • Братья Стругацкие, «Трудно быть богом». Румата после убийства Киры, своей возлюбленной.
  • «Хроники странного королевства» — Элмар после увечья («Скажи, мистралиец, знаешь ли ты, что такое отчаяние?»). В меньшей степени — Кантор после разоблачения.
    • А также Харган перед самоубийством.
  • Дольф из «Приговора» Юрия Нестеренко переходит Горизонт отчаяния аж дважды. В первый раз — после гибели своего учителя, убитого науськанной инквизицией невежественной толпой. Отчасти выходит из этого состояния благодаря Эвелине. После того, как Эвелина попадает в плен и подвергается пыткам, переходит Горизонт отчаяния окончательно, нарушает данную учителю клятву и стремится уничтожить человечество.
  • Элрик из Мелнибоне Муркока. Находится постоянно в сильной депрессии с незначительными временными просветлениями до самой смерти. Привело его к такому печальному состоянию собственные страсти и недальновидное поведение. Он был действующим наследственным императором, у которого имелось собственное государство, любимая женщина и немыслимое богатство. А затем он отправился в путешествие, переложив ответственность на своего двоюродного брата Йиркуна, которой до этого совершил покушение на него же. Вернувшись, Элрик обнаружил, что его пост заняли, а возлюбленную заключили в башню. И что он делает? Обращается за помощью к пиратам! В результате его империя разрушена, любимая погибла от его же меча, бывшие поданные люто ненавидят. Сам он в сильнейшей степени зависит от Черного клинка, питающегося чужими душами. А еще его репутация хуже некуда как у убийцы женщин и предателя. ГЭС с последующими отягчающими закономерен.
  • «Мессия Дюны» и «Дети Дюны» — смерть Чани для Муад’диба. После неё он отправляется в открытую пустыню, где личность Муад’диба умирает, а морально сломленный и физически истощённый Поль ведёт довольно-таки жалкое существования в виде Пророка, разрушающего религию Муад’диба и Алии.
  • Финал «Не прикасайся ко мне» — гибель Элиаса и уход Марии-Клары в монастырь для Ибарры. Как результат — превратился в благонамеренного экстремиста. А после смерти Марии-Клары по ходу действия «Мятежа» он окончательно превратился в двуногую машину для мести.
  • В. Новодворская, «По ту сторону отчаяния», название говорит само за себя.
  • Шеоран, главный герой романа С.Логинова «Многорукий бог далайна» по сути всё произведение переходит этот горизонт. Нелепая смерть спутницы и друга Шеорана стала для героя последней каплей.
  • «Голодные игры» С. Коллинз — для Китнисс наступил после гибели ее младшей сестренки Прим, ради которой она во все это ввязалась.
  • «Лунные хроники» М. Мейер — для Волка этим стало похищение лунатиками Скарлетт.
  • Жюль Верн, «Пятнадцатилетний капитан» — Дик Сэнд, услышав от Гэрриса, что все, кого он любил, умерли, выхватил у Гэрриса нож и убил его. Пусть Дик во власти работорговцев, которые его жестоко покарают — ему всё равно: дальше жить незачем, но пусть хотя бы на тот свет отправится и виновник страданий.
  • Роберт Сальваторе Сага о Дризте. ГГ впадал в это состояние трижды. В первый раз, потеряв товарищей в ходе «Тысячи Орков», затем — во время Магической Чумы, которая унесла жизнь Кэтти-Бри. В третий раз вследствии Чумы Абисса, ментального магического заболевания, которое он подцепил во время третьего похода в Подземелье.
    • Здесь же — Вульфгар, после освобождения из плена дроу. Потребовались несколько книг, чтобы он смог собраться и вновь стать великим героем.

Кино[править]

  • В финале Оригинальной трилогии Звёздные войны Император Палпатин пытается столкнуть Люка за горизонт, создав у него впечатление, что Восстание провалилось. У него в конечном счете ничего не получается.
    • А в «Мести ситхов» он наступает для Энакина во время уничтожения Совета сепаратистов, где он понимает, чем стал, и оплакивает себя.
    • Ещё Дуку: в момент осознания, что Сидиус его предал, Дуку впадает в такое отчаяние, что не в силах вымолвить ни слова.
  • «Загнанных лошадей пристреливают, не правда ли?» — Глория пересекает данный горизонт, когда узнаёт от организатора танцевального марафона, что в случае победы победителю придётся выплачивать счета за питание, медпомощь и прочие услуги, полученные в течении марафона. И в результате чего от заветного выигрыша в 1,5 тысячи долларов (по временам Великой депрессии немалые деньги) останутся лишь жалкие гроши.
  • Серия фильмов «Ворон» — педаль в пол. Главгерой испытывает переход горизонта отчания после своей физической насильственной смерти, возвращаясь живым мертвецом в качестве карающей длани.

Телесериалы[править]

  • Капитан Малькольм Рейнольдс из Firefly уже давно за горизонтом. Закат для него произошел во время битвы в долине Серенити, одной из последних битв войны между Альянсом и Независимыми Планетами. С тех пор он циник, наёмник и атеист.
  • «Великолепный век. Империя Кёсем»: после второй смерти Искандера Сафие признала виновную в этом Кёсем достойной преемницей и, отдав ей символ власти женского султаната — кольцо Хюррем, умерла от принятого перед встречей яда.
  • Battlestar Galactica — когда флот узнал, что искомая ими Земля 2000 лет как превращена в радиоактивные пустоши, а тринадцатое племя были кобольскими сайлонами, начались депрессивные настроения по всему флоту, как в руководстве, так и среди рядового населения.
  • Game of Thrones (TV) — Томмен пересёк его после взрыва в септе Бейлора, в которой в буквальном смысле сгорело всё и все самые дорогие для него. Со следующим шагом в окно он долго не колебался…
  • «Пятницкий» — До такого довели Вадима Климова. Последней каплей стало, когда его никто не поздравил в его же день рождения. Всё закончилось плохо.
  • «В Филадельфии всегда солнечно» — серия «Шайка сломала Ди». Шайка, недовольная тем, что Ди впала в апатию и перестала смешно огрызаться на их оскорбления, решает помочь ей, наглядно показав, что она еще не на полном днище и что все может быть еще хуже. Как ни странно - помогло, хотя в процессе они сломали ее брата Денниса.

Мультфильмы[править]

  • «Жил-был пёс» — до него дошёл старый Пёс, изгнанный хозяевами из дома и безуспешно пытавшийся найти хоть что-нибудь поесть.
  • «Лига справедливости: Парадокс источника конфликта» — в этой альтернативной реальности, вместо родителей Брюса Уэйна, погибает он сам. Пока его отец выбивал дерьмо из убийцы, Марта Уэйн обняв сына, безутешно рыдает. Затем она внезапно прекращает плакать, и начинает дико хохотать. В конечном итоге, Марта Уэйн сходит с ума, и становится альтернативной версией Джокера.
  • Frozen II — Анна после смерти Эльзы и дезинтеграции Олафа: «Hello darkness, I am ready to succumb». Как-то удерживается, внезапно чуть не срывается вновь, и наконец обретает второе дыхание.

Мультсериалы[править]

  • My Little Pony: Friendship is Magic — Твайлайт впадает в это состояние во 2 серии 2 сезона, когда обнаруживает, что её подруги трудами Дискорда стали противоположностью самих себя. Но тут срабатывает арсенал Чехова
    • В финале пятого сезона за горизонт отчаяния отправляется основная антагонистка этого сезона — Старлайт Глиммер. Которая решила уничтожить дружбу шестерки помешавших её планам героинь в зародыше, использовав мощную магию времени и отменив одно событие, которое и стало для этой шестерки ключевым в их судьбах. Однако, увидев что в конце концов станет с миром в результате её мести, испытала самый настоящий шок и нервный срыв. В данном случае заход за горизонт отчаяния оказался благом, который позволил Твайлайт убедить её не следовать этим путем и встать на путь исправления и искупления.
  • Gravity Falls — в одной из серий Диппер и Мэйбл были на ярмарке, где Диппер попробовал завязать отношения с Венди, а Мэйбл выиграла свинью. Когда Диппер пытался сбить мячиком бутылки и выиграть для Венди игрушку, мячик попал не туда, отскочил и влетел Венди в глаз. Соперник Диппера Робби воспользовался этой ситуацией, чтобы самому начать встречаться с Венди. Потом в руки Диппера и Мэйбл попало устройство, позволяющее перемещаться во времени, и Диппер с его помощью пытался исправить ситуацию с Венди. Когда ему это удалось (спустя множество попыток), помогавшая ему в этот раз Мэйбл пошла выигрывать свою любимую Пухлю и обнаружила, что её уже взяла другая девочка. Мэйбл пыталась заставить Диппера вернуть их в прошлое ещё раз, но он не хотел и сказал, что она всё равно забудет об этом через день, и переместился в следующий день. Но там Мэйбл по-прежнему стояла и билась лбом о столб. То же самое она делала через неделю… И через месяц…

Комиксы[править]

  • Top Cow Universe — происходит у Тома Джаджа до начала событий линейки, но есть флэшбеки. После его совета «делать, что говорит сердце» прихожанин убил жену, детей и покончил жизнь самоубийством. Том отринул веру, стал пить по-чёрному, спать с проститутками и т. д. Правда, был выведен из морального коматоза во имя спасения мира. И потом даже тому самому горе-папаше в аду навалял.
  • Watchmen — для Роршаха горизонтом отчаяния стало жестокое убийство девочки Блэр Рош, которое он не смог предотвратить. После этого он утратил всякие остатки цивилизованности и окончательно превратился в упёртого вигиланта, у которого нет ничего в жизни, кроме войны со всем миром.
  • Ultimate Marvel — Капитан Америка уходит за горизонт после того как Человек паук спасает его от пули Карателя и тётя Мэй даёт ему пощечину и прогоняет его с похорон обвиняя в смерти Человека паука. После этого он подаёт в отставку и отправляется в изгнание на руины города вдали от цивилизации.

Аниме и манга[править]

  • Для Сузаку из Code Geass закат за горизонт происходит аж дважды: первый раз в момент гибели Юфемии, второй — когда он под действием Гиасса взрывает неатомной бомбой Токио. Он бы еще в первый раз покончил с собой, но Лелуш наложил на него с помощью Гиасса команду «Выжить», и в такие минуты он себе не хозяин.
    • Для самого Лелуша закат за горизонт происходит, когда гибнет его сестра Наннали, ради которой он все и затеял (как позже выяснится, она выжила, но менять что-либо уже поздно, да и бессмысленно), и Черные Рыцари предают его. Тогда у него слетают все тормоза, он начинает полностью лишать людей воли (раньше он с помощью Гиасса такого не делал) и формулирует план объединения мира через самопожертвование.
  • Берсерк — Гриффит переходит Горизонт отчаяния… нет, не тогда, когда его пытают в подземельях Башни Тысячелетия. А когда он, освобожденный Гаттсом и Каской, подслушивает их разговор и понимает, что эти двое вместе, а сам он больше никогда не сможет даже поднять меч.
    • Да и вообще чтобы активировать бехелит будущий апостол должен перейти горизонт отчаяния.
  • Кэнсин из Rurouni Kenshin переходит Горизонт отчаяния, когда на его глазах убивают Каору (впрочем, ее на самом деле не убили).
  • Mahou Shoujo Madoka Magica — Саяка, а также другие девочки-волшебницы, которые, следуя плану Кьюбея по предотвращению энтропии, впадают в отчаяние и превращаются в ведьм. То же происходит с Хомурой в последнем фильме, сопровождаемое ее последующим поворотом кругом.
    • Хотя Хомура в своей обычной манере попыталась спасти и Мадоку (от захвата Кьюбеями), и всех остальных волшебниц, которые должны были бы уйти с Законом Цикла
  • «Weiß Kreuz». Горизонт отчаяния перешли все главные герои, прежде чем стать убийцами.
  • Vinland Saga — Кётил закатился за горизонт, когда король несправедливо обвинил его в измене, чтобы присвоить богатую ферму себе. Окончательно Кётила уничтожила новость о том, что любимая рабыня Арнейс попыталась сбежать. Узнав об этом, он избил ее, беременную, до полусмерти.
  • «Porfi no Nagai Tabi»: Главный герой доходит до острого горизонта отчаяния темной холодной ночью где-то в юго-восточной Франции, когда вместе с ним хочется просто свалиться на обочине дороги и замерзнуть насмерть. Денег нет, все пожитки украли, последние ниточки, которые бы могли привести к сестре, оборвались. Последней каплей стало убийство совы, которая сопровождала его с самой Греции.
  • Golden Kamuy — Асирпа очень изменилась после убийства её отца (как она тогда считала) и почти всё время проводила на охоте. Последней каплей стал случай во время ночёвки в лесу, когда её белый волк Ретар, которого она вырастила, услышал волчий вой из чащи и покинул её. После этого девочка окончательно замкнулась в себе и оттаяла лишь после встречи с Сугимото. И именно поэтому она забыла ключ к золоту — он был связан с волками и айнским именем её отца.
  • Devilman — Акира переходит горизонт отчаяния и разочаровывается в людях после того, как те, потеряв тормоза от паранойи и страха перед демонами, сначала запытали до смерти родителей Мики (и множество других невиновных), а затем зверски убили саму Мики и её младшего брата.
  • Форма голоса — самым пронзительным примером тропа можно считать сцену на мосту. Нисимия мучается чувством вины, но не может ничего сделать, абсолютно ничего — от безысходности и ощущения, что она лишь портит всем жизнь, решила выброситься из окна, но ее спас ее бывший обидчик Исида, при этом сам выпав из окна. В итоге к прежнему грузу вины за вред близким добавилась еще и ответственность за то, что Исида чудом выжил и впал в кому. В итоге она бежит невесть куда и на мосту от бессилия горько рыдает, готовая пасть в ноги своему школьному мучителю.
  • Kanata no Astra — Чарс, причём дважды. Первый раз случился, когда умерла Сеира и закончился сначала ГЭС, а затем заботливо самовзлелеянным в застенке дичайшим комплексом вины. Второй — во время разборки в пещере на Галеме, когда Каната и сотоварищи таки прижали его к стенке и вынудили признать, что все те ценности и убеждения за которые он держался столько лет просто фикция в сравнении с теми отношениями, что он завязал на 4 месяца путешествия. Закончился попыткой самоубийства, которую предотвратил Каната, и последующим поворотом направо.
  • «Одному лишь Богу ведомый мир» — его едва не переходит Кейма Кацураги, осознав, что не может быть свободен от биохимии тела: оказавшись в теле Юи Гоидо, он стал играть в отомэ-игры для девушек и вести себя как цундере при прикосновении Юи в его теле. Сбежав из школы на улицу, он мрачно приходит к выводу, что стал простой девчонкой, свихнувшейся на романтике, и потому утратил свой статус свободного от зова плоти бесстрастного гения. «Бог (дейт-симов) умер»…к счастью, находится кого вдохнуть в него силы и желание бороться.
  • «Основатель Тёмного пути» — после «Выстрела в Солнце» закатываться начинает Вэй Усянь, в чём ему активно помогали. В конечном итоге события в Безночном городе становятся последней каплей и, окончательно улетевший за горизонт, Старейшина Илин кончает с собой…
    • …после чего за горизонт закатился Лань Ванцзи, единственный кто изо всех сил пытался спасти Вэй Усяня, но в конечном счёте проиграл. Через некоторое время оправился, но тем не менее последующие тринадцать лет явно тосковал по ушедшему.
    • Сяо Синчэнь благодаря дурости Сун Ланя (из-за которой тот убился о Сюэ Яна, при неумышленной помощи самого Синчэня) и при активной помощи Сюэ Яна улетел за горизонт настолько, что даже его душа после смерти раскололась на мельчайшие фрагменты.
  • Благословение небожителей — после первого низвержения Се Лянь и его близкие переживают не самые лучшие времена, но если сначала он ещё старается держаться, то после сначала расставания с ближайшими сподвижниками, сотни смертельных ранений от испугавшихся поветрия людей и, как финал, самоубийства родителей, Се Лянь окончательно отчаивается и намеревается отомстить Юнаню. В частности, он даже успевает убить короля и уже готовится обрушить на Юнань поветрие ликов. К счастью, успел вовремя одуматься, хотя это ему также недёшево обошлось.
    • В целом, именно таково условие становления демоном. Собиратель цветов под кровавым дождём стал демоном после того, как на его глазах человека, которого он боготворил и любил, смертельно ранили сотню раз на алтаре его же собственного храма, отчего отчаялся и устроил пожар, в котором сгорели все находившиеся там люди. Другой демон стал таковым после того, как несмотря на обещанное ему большое будущее и потенциальное вознесение потерял абсолютно всё, включая семью, в результате чужих интриг и, доведённой до грани, перебил большое количество людей.
  • «Реинкарнация безработного» — Рудэус переходит его в альтернативной временной линии, когда по вине Хитогами погибает Рокси и их общий нерождённый ребёнок. Дальше всё становится только хуже: главный герой теряет практически всех своих родных и близких и скатывается всё ниже и ниже. К счастью, он находит способ перенестись в прошлое к себе-молодому, стерев этот вариант мрачного будущего.
    • Его чуть не переходит Эрис, держа у себя на руках умирающего Рудэуса. Но вовремя заметившая состояние девушки Сидзука убеждает Орстеда вылечить его — морально сломленная Эрис будет бесполезна для долговременных планов Бога-Дракона, в которых ей отведено важное место.

Видеоигры[править]

  • Last of Us II — Элли после смерти Джоэла натурально слетает с катушек. Был ли переход морального горизонта событий — вопрос дискуссий. Куда заводит месть во все края.
  • Max Payne. «Жизнь была прекрасна… Закат освещает прекрасный летний вечер, в воздухе висит запах свежескошенной травы с газонов, где-то смеются и кричат дети. Дом за рекой… где тебя ждут красавица-жена и чудесная маленькая дочка. Настоящий воздушный замок, ставший реальностью. Вот только если бы воздушные замки не разрушались так быстро, пока на них не смотрят.»
  • Metal Gear Solid 3: Snake Eater — когда герой вынужден убить свою обожаемую наставницу/приёмную мать, думая, что она переметнулась к врагам. Что хуже, после этого герой узнаёт, что она была совершенно ни в чём не виновна, и ими обоими просто цинично манипулировало правительство. Неудивительно, что в 4-й части, по прошествии многих лет, бедняга говорит: «С того самого дня, когда я убил Босс, я был уже мёртв».
  • Warcraft — Артас встретил закат, когда понял, что окружен армией Малгануса, что скорее всего ему и остаткам его войск пришел конец, и что все что он сделал было бесполезно. Именно это и толкнуло его взять Фростморн (хотя там была табличка, гласящая, что меч проклят) и окончательно перейти моральный горизонт событий.
    • Книга «Джайна Праудмур: Приливы войны». Гаррош Адский Крик уничтожил Терамор с помощью мана-бомбы. Город был полностью разрушен, все друзья и знакомые Джайны погибли, дело всей её жизни пошло прахом. После этого волшебница решила уничтожить Оргриммар — и, что важнее, могла это сделать. Одумалась лишь после долгих уговоров Тралла и Калесгоса.
  • Dragon Age — если после всего пережитого протагонист отказывается убивать Логэйна и норовит принять его в Серые Стражи, Алистер срывается и рвет любые отношения с ним или с ней, будь герой/героиня ему хоть лучшим другом, хоть возлюбленной. Дело в том, что он винит Логэйна в смерти своего наставника Дункана (в достаточной мере оправданно), к которому был очень сильно привязан, и пошел на описанное в сюжете игры во многом ради мести. При некоторых условиях (в числе которых коронация) Алистер может просто дистанцироваться от героя, покинув его команду, но обычно он дезертирует из Стражей и потом спивается, когда осознает, что такой его поступок — тоже предательство памяти Дункана.
    • Во второй части горизонт отчаяния видит перед собой Фенрис, если протагонист отдает его бывшему хозяину. Эльф, до того готовый выносить работорговцев и наемников отрядами, даже не пытается сопротивляться, когда его уводят вслед за магистром. Ещё бы — такое предательство со стороны того, кого он считал другом.
    • В третьей части настигает даже жизнерадостного Варрика, если Инквизитор оставляет в Тени Хоук/Хоука
  • BioShock — Эндрю Райну, основавшему Восторг, чтобы даровать каждому свободу, в итоге эту свободу пришлось забрать для спасения города.
  • Mass Effect 2: Именно в таком состоянии находится после своего предательства Сидонис. Он, в принципе, даже согласен на то, чтобы Гаррус его прикончил — «No more sleepless nights. Thank you».
  • Mass Effect 3 — если в конфликте квариан и гетов встать на сторону последних, то сабж наступит для Тали’Зоры. Или для Шалы’Раан, если Тали не удалось пережить Самоубийственную Миссию во второй части
  • Ведьмак 3 — плохая концовка. Цири не вернулась из Белого Хлада и Геральт, хоть убил последнюю ведьму (и забрал медальон Цири, ранее принадлежавший Весемиру), теперь в отчаянии сидит, пока дом окружает толпа монстров.
  • Tales of Zestiria — начало Эры Хаоса. Пастырь Михаил до последнего старался защитить от людского зла главного из пяти владык-серафимов и сохранить мир в основанной им деревне, которую заняли солдаты империи Ролэнс под предводительством генерала Хелдальфа. Однако, когда на деревню напали солдаты королевства Хайлэнд (враждебного империи), генерал просто бросил её на произвол судьбы. Михаил же, увидев трупы односельчан и горящие дома, из гнева и отчаяния принёс в жертву своего же племянника, и проклял Хелдальфа, создав нового Владыку Бедствий и обеспечив всему континенту кучу проблем на следующие полтора десятилетия.
  • Tales of Berseria — Артур после смерти Селики. В итоге, несмотря на все свои благие намерения закатился и за второй горизонт.
    • Собственно Велвет после смерти Лафицета. Ушла за первый горизонт благодаря предыдущему кадру и, в куда, кстати, большей степени, благодаря самому Лафицету, и, как и он, ушла за второй. Вплоть до того, что сказать, кто из них двоих большая катастрофа для мира, очень и очень трудно.
  • Diablo III — на некоторое время за горизонт отчаяния провалился Тираэль, и игроку пришлось вытаскивать его оттуда обратно, освобождая от плена демонов архангела надежды.
  • Frostpunk — в основном сценарии «Новый дом», после того, когда жители Нью-Лондона узнают о судьбе Винтерхоума, некоторые жители от отчаяния захотят вернуться в Лондон, рискуя замерзнуть насмерть, а другие просто потеряют надежду на выживание. Чтобы вытащить их из этого горизонта и переубедить бунтарей остаться, игроку придется стать перед дилеммой, идти по пути «Порядка» или «Веры». И это только начало…
  • Анабиоз: Сон разума — его проходит Капитан: Корабль собираются демонтировать, в Команде разлад, близкие люди его, как ему кажется, предали… Примечательно, что в концовке Коменданта он цитирует стих 4:10 из Екклесиаста, отражающий его отчаяние: «ибо если упадет один, то другой поднимет товарища своего. Но горе одному, когда упадет, а другого нет, который поднял бы его».
  • Criminal Case: Pacific Bay — Эми переходит его в финальном деле своей сюжетной арки в Уайт Пикс. После этого она вынуждена временно оставить службу в полиции и посещать психотерапевта, а возвращается уже намного более циничной и жесткой по сравнению с собой в начале игры.
  • Ghost Trick — к горизонту отчаяния одновременно подходят протагонист и антагонист, когда застревают на тонущей подводной лодке. Последний признается, что у него даже не осталось сил на месть, хотя все те, кому он хотел отомстить, стоят перед ним, либо скоро умрут. В итоге все собравшиеся совместными силами устраивают такую эвкатастрофу, что любо-дорого посмотреть.
  • «Цена свободы» — Джек Файрвуд побывал за ним после того, как почти лишился зрения после неудачной попытки взорвать дверь наружу.
  • Final Fantasy XV — Ардин и без того уже давно не был тем героическим идеалистом, который лечил людей от скверны, но финальную точку падения в пучину отчаяния поставила правда о том, что он и в самом деле был избран Кристаллом, а Сомнус просто-напросто узурпировал трон. Именно после этого Ардин выходит из своей апатии и решает отомстить всем. Ну, а добивает его признание Багамута, что его предназначение — нести тьму, и быть убитым Истинным Королём.
  • NieR: Automata — Паскаль, просто Паскаль. Его реакция на разрушение его деревни, смерть детей, потерю всего, что было ему дорого очень проста: «А2, мне нужна твоя помощь. Сотри мне воспоминания или убей меня». Безусловно один из самых мощных моментов слезогонки во всей игре.

Визуальные романы[править]

  • Little Busters!по сути этим заканчивается для главных героев линия Рин2. Не слишком помогает даже то, что в этой вселенной действует механизм дня сурка: в следующем круге всё равно чувствуются ужасные последствия предыдущего.
  • Rose Guns Days — Ричард и Кит переходят горизонт отчаяния после гибели Стеллы и Юджи
  • Danganronpa — состоит из этого чуть менее, чем полностью!
  • Doki Doki Literature Club! — субверсия. Моника еще не пересекла горизонт отчаяния, но отчетливо понимает, что если оставить все как есть — игра не даст ей быть с любимым, и она таки свалится туда. Эти мысли и заставляют ее делать то, что она делала. И в итоге, в 4 акте, она таки сваливается: ГГ/игрок-возлюбленный ее стер, в качестве последнего акта своей воли она восстанавливает все, что порушила, а ее лучшая подруга намерена повторить ее вредоносные действия. Написав последнее благодарственное письмо, Моника окончательно разрушает игру.

Реальная жизнь[править]

  • Увы, встречается нередко — и именно этим и объясняется львиная доля самоубийств.