Справочник автора/Греко-римская мифология/Прочие персонажи

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску

Это подстатья к статье «Справочник автора/Греко-римская мифология». Навигационные шаблоны и категории тут не нужны.

Прочие интересные личности[править]

  • Девкалион — какоказалосьнет сын Прометея и родоначальник современного человечества. Когда Зевс, разозленный поступком Ликаона, решил наслать Потоп, он пощадил лишь Девкалиона и его супругу Пирру. По указу Зевса, они построили большой деревянный ящик с запасами провизии, в котором и просидели девять дней, пока вода не схлынула. Ящик пригнало к горе Парнас, Афон или Этне — когда Девкалион выбрался и взмолился Тучегонителю, прося вернуть людей обратно, Гермес передал ему инструкцию… нет, не то, что вы подумали, а набрать вместе с супругой камней и кидать их через плечо. Девкалион с Пиррой так и поступили — из камней, брошенных Девкалионом, появились мужчины, а Пиррой — женщины. После этого Девкалион стал царствовать над Фтиотидой или Афинами.
  • Тантал — царь Сипила, сын Зевса, любимый богами настолько, что ему было позволено пировать среди них на Олимпе. Подобные привилегии, вкупе со сказочным богатством, не самым лучшим образом сказались на характере царька — он начал спойлерить своим смертным дружкам о решениях Зевса, разглашать тайны богов и угощать украденными со стола амброзией и нектаром. Окончательно достало Зевса похищение священной золотой собаки из посвященного ему храма на Крите — строго говоря, украл её Пандарей, а Тантал лишь хранил ворованное добро, но он ложно поклялся отцу, что в глаза не видел его собаки, за что Зевс поразил его молнией. Но куда более известен миф о том, что однажды все олимпийцы собрались в доме Тантала и тот приказал подать им на стол своего сына Пелопа. Чтобы проверить, действительно ли они такие всевидящие. Боги сразу просекли фишку и собрав части тела Пелопа, воскресили его. Только Деметра, убитая горем из-за похищенной Персефоны, успела схарчить лопатку и Гефесту пришлось делать новую из слоновой кости. За все свои художества Тантал был низвергнут в Аид, где подвергался изощренному наказанию — вечно испытывать муки голода и жажды, сидя по горло в озере с чистой водой и видя у себя под носом деревце с сочными плодами. Стоит Танталу дернуться, чтобы набрать воды или сорвать плод, как вода исчезает, а дерево отдаляется. Некоторые авторы ещё добавляют опасно накренившуюся скалу, которая вечно висит над головой бывшего царя, и, казалось бы, вот-вот упадет, посему он также страдает и от страха.
    • К слову, за косяки Тантала и его сына Пелопа всему роду досталось. Достаточно сказать, что приснопамятные Менелай и Агамемнон приходились Танталу правнуками, а Ниоба со своими детьми, истреблёнными Артемидой и Аполлоном — дочерью и внуками/внучками, соответственно.
Фамильное древо Тантала и Пелопа.
  • Пелоп/Пелопс — сын Тантала, убитый любящим папочкой и воскрешенный богами. Когда Тантала отправили в Тартар, Пелоп воспитывался на Олимпе, и там он стал любовником своего двоюродного деда Посейдона. Бог морей в итоге подарил ему колесницу, которая могла ездить как по суше, так и по морю. Пытался воцариться в родном Сипиле, но был прогнан погаными тряпками новым басилеем Илом. Участвовал в состязаниях за руку Гипподамии, дочки басилея Писы Эномая. Последний был гордым представителем той категории греческих правителей, которым было объявлено пророчество о смерти от руки члена семьи, в данном случае — зятя. Поэтому всех, кто сватался к его дочке, он вызывал на соревнования по езде на колесницах и убивал проигравших. Пелоп, благодаря подкупу Миртила, возницы басилея, и покровительству Посейдона, одержал победу, а Эномай разбился. Взойдя на трон Писы, Пелоп оказался в щекотливой ситуации — ведь он обещал Миртилу отдать треть царства и одну ночь с Гипподамией, и хитрый возница не поленился напомнить о долге. Пелоп, как истинный сын своего отца, поступил просто — заманил Миртила на скалу, откуда и сбросил его, но пока Миртил летел, он успел проклясть весь пелопов род, вплоть до седьмой воды на киселе (видимо, очень высокая скала была). А так как Миртил был сыном не абы кого, а Гермеса, то это проклятие хорошенько аукнулось пелопидам. Сам Пелоп, правда, царствовал неплохо — наплодил тьму родственников, посадил их по соседним царствам и объединил южную часть Балканского полуострова, назвав его в честь себя любимого Пелопоннесом. После смерти в его честь проводились игры, а его костяное плечо было доставлено в Трою, поскольку, согласно пророчеству, лишь тогда можно было бы взять неприступный город. Позднее корабль, везший кость, разбился, а лопатку много позже выловил эретрийский рыбак и по совету оракула отдал элийцам.
    • К слову об Элиде — существует мнение, что Пелоп был местным богом хтонического происхождения, которому приносили в жертву чёрных баранов. Лишь много позже, когда был сформирован общегреческий пантеон, роль Пелопа изменилась, хотя традиция приносить ему в жертву скот осталась.
  • Ниоба — менее везучая сестра Пелопа, дочь Тантала и Дионы, жена фиванского басилея Амфиона. Родила от него множество сыновей и дочерей — по разным источникам, их были двенадцать, четырнадцать, а то и вовсе двадцать. Однажды Ниоба похвасталась, что у неё множество детей и все красивые-румяные, а у той же Лето лишь Аполлон, моль бледная-болезненная, да Артемида, замухрышка, стреляющая мужиков по лесам. В некоторых источниках указано, что она ещё и осквернила алтарь богини. Лето крепко обиделась, пожаловалась детишкам, в красках расписала им, как Ниоба их поносила — и очень скоро на потомков царицы обрушился град стрел. Поскольку Зевс ожесточил сердце фараона сделал сердца людей «каменными», тела убитых остались непогребенными, а сама Ниоба с горя превратилась в скалу, постоянно проливающую слёзы. В иных версиях мифа уточняется, что один сын и одна дочь Ниобы выжили. Видимо, они стали очень богобоязненными людьми.
  • Атрей и Фиест — сыновья Пелопа, беспринципные интриганы, убийцы и полные чудовища даже по меркам не самой гуманной греческой мифологии. Они убили своего брата Хрисиппа, опасаясь, что он лишит их права на трон, но Пелоп обо всем узнал и изгнал их. Позднее, микенский ванакт Сфинел подарил им Мидеи, но братьям хотелось большего. Когда сын Сфенела Эврисфей погиб, Микены получили предсказание, что новый царь должен быть из рода Пелопа и тогда Фиест сел на трон, добыв упомянутого в пророчестве золотого ягненка из стада брата. В этом ему помогла Аэропа — жена Атрея, которая изменяла супругу с Фиестом[1]. Гелиос такой ход событий не одобрил и поменял местами Запад и Восток, показав всем, что выборы прошли нечестно. Ванактом стал Атрей, изгнавший Фиеста, за что Фиест похитил сына Атрея Плисфена и воспитывал из него орудие мести. Фиест планировал натравить Плисфена на Атрея, но юноша сам пал от руки отца. Когда Атрей понял, что убил своего давно пропавшего сына, он решил оплатить брату сторицей, убив его сыновей и подав Фиесту в качестве блюда. Даже боги содрогнулись от такого преступления, а Фиест повредился рассудком и сбежал. В наказание боги наслали на Микены голод, который продолжался бы до той поры, пока в город не вернется Фиест. Атрей разыскивал брата, но нашел лишь его сына Эгисфа, которого взял под свою опеку. Фиест же получил предсказание, что его сын, рожденный от дочери, отомстит за него и потому изнасиловал собственную дочку Пелопию, надев маску, чтобы она его не узнала. Через много лет Менелай и Агамемнон случайно узнали, где скрывается Фиест, и вернули его в Микены. Атрей бросил брата в темницу и послал Эгисфа убить его, но Фиест сразу узнал сына по мечу, а Пелопия признала в отце насильника и закололась. Фиест и Эгисф составили план по убийству Атрея — Эгисф вернулся во дворец и сказал Атрею, что убил пленника. Тот поспешил на побережье возносить хвалы богам и был убит Эгисфом. Отец и сын захватили власть в Микенах и изгнали Менелая с Агамемноном, но братья нашли защиту у Тиндарея, царя Спарты. С его помощью Атреиды вернули себе Микены, но решили пощадить дядю и сводного брата. Фиест поселился в Киферии, где умер от старости, а Эгисф нашел защиту в Аргосе. По другой версии, Фиест был таки убит племянниками, но Эгисф все равно спасся и спустя много лет убил Агамемнона, соблазнив его супругу Клитемнестру.
А нам конечно врут, что Сизифов тяжок труд…
  • Сизиф — строитель и царь Коринфа, известный как самый коварный и хитроумный из смертных. Почувствовав приближение смерти, он обманом сковал Таната и заточил в подземелье, в результате чего люди перестали умирать. Боги некоторое время ничего не замечали, но когда до них дошло, то послали Ареса, чтобы тот освободил Таната и восстановил порушенный порядок. Но Сизиф и тут выкрутился — он заранее запретил своей жене (бессмертной плеяде Меропе, дочери титана Атланта) хоронить его тело и когда Аид с Персефоной, озабоченные отсутствием погребальных жертв, вызвали тень Сизифа на ковер, он убедил их отпустить его на Землю, чтобы он проучил негодницу и обеспечить себе надежные похороны. После этого счастливый Сизиф ещё несколько лет радовался новой жизни, но потом за ним послали Гермеса и отвертеться у царя Коринфа уже не получилось. За всё хорошее его заставили вечно катить на гору валун, который срывается, едва-едва дойдя до вершины.
  • Ликаон — царь Аркадии, которая тогда звалась Пеласгией, отец огромного количества сыновей (по разным источникам, от 22 до 50). Знаменит тем, что пытался накормить Зевса мясом раба, стремясь проверить его всеведение подобно Танталу. Но поскольку в гостях у него был не абы кто, а сам царь богов, то громовержец сразу все понял, а дальнейшая кара была суровой — Зевс убил царя и его детей молнией и сжег дворец. По другой версии, убил лишь царевичей (пощадив самого младшего, Никтима), а Ликаона превратил в волка, вечно страдающего ненасытным голодом (отсюда «ликантропия»). Также, в некоторых легендах указывается, что это стало последней каплей в терпении богов и они смыли человечество Потопом.
  • Иксион — царь лапифов, муж Дии и отец Пирифоя. По другой версии, получивший бессмертие человек и прародитель кентавров, либо один из титанов. Убил своего тестя, обещав ему богатые дары за руку Дии, но вместо этого столкнул того в огненную яму, за что боги наслали на него безумие. Зевс, как не странно, сжалился над Иксионом и отчистил от скверны, после чего пригласил на Олимп. Там Иксион до того сильно возжелал Геру, что попытался её изнасиловать. Однако Зевс (по другой версии, сама Гера) подсунул Иксиону облако в образе властительницы богов и когда царёк закончил с ним грешить, отправил провинившегося прямо в Тартар. Там Иксиона привязали к огненному колесу и отпустили вечно кататься. Что характерно, сын Иксиона пошел по стопам отца, покусившись на Персефону.
  • Данаиды — пятьдесят дочерей царя Даная, убившие мужей по приказу отца. Тому было дано пророчество, что его убьет зять и Данай решил бежать от своего брата Египта, у которого как раз было пятьдесят буйных и воинственных сыновей. Посадив дочек на вёсла, Данай прибыл в Аргос, где стал басилеем, но сыновья Египта их настигли и заставили Данаид обвенчаться с ними. Данай решил пойти ва-банк и по его приказу дочери убили своих женихов, заколов кинжалами во время брачной ночи. Ослушалась его только Гипермнестра, пощадившая Линкея и тот убил как самого Даная, так и всех остальных Данаид. По другой версии, Данай правил долго и даже устроил игры, где раздал победителям оставшихся дочерей. Он считался прародителем эллинов и одним из самоназваний древних греков было «данайцы». В Аиде, в наказание за убийство мужей, Данаиды вечно пытаются наполнить треснувший сосуд.
  • Арахна — ткачиха из Колофона, которая однажды начала утверждать, что превосходит в искусстве ткачества саму Афину, покровительницу данного ремесла. Афина, приняв облик старухи, попыталась урезонить дурочку, но та послала «старуху» и потребовала состязания с олимпийкой. Паллада приняла вызов и создала полотно, где изобразила свои подвиги, вроде победы над Посейдоном в споре за покровительство Аттике. А вот Арахна во всех смачных подробностях, изобразила амурные (и не только) похождения богов, включая Зевса. Не выдержав хулы на любимого папу, Афина в ярости порвала полотно, а саму Арахну отмудохала челноком. Арахна не перенесла позор и повесилась, но Афина «спасла» её, превратив в паука. По другой версии, метаморфоза произошла из-за инцестуальной связи с братом, который превратился в сольпугу.
  • Марсий — сатир или силен, нашедший авлос (нечто вроде двойной дудочки), созданный Афиной. Паллада выбросила его, посчитав негодным; нашедший его Марсий схлопотал от богини оплеуху. Тем не менее, он очень упорно тренировался и стал столь искусен, что решил вызвать на состязание Аполлона. Судьей выступали то ли Музы, то ли царь Мидас (тот самый) и последний присудил победу Марсию. Но когда заиграл Аполлон, все живое выпало в глубокий осадок восхищения. Марсий же бросился молить бога о прощении, но Аполлон просто содрал с несчастного кожу и повесил в роще. Когда рядом звучал авлос, кожа Марсия начинала двигаться, имитируя танец, а если звучали звуки кифары… тут сказители стыдливо умолкают. Гермес, узнав об этой истории, в ярости порвал струны на собственной кифаре (которую он же и изобрел) и отрекся от музыки. Мидас же, за неподобающий музыкальный вкус, огрёб по самые ослиные уши.
  • Эрисихтон — он же Эфон[2], царь Фессалии, разгневавший Деметру и огребший от неё по самое не балуй. Но обо всём по порядку: Эрисихтону кровь из носу как понадобилось срубить священный дуб посвященный богиней плодородия. Советники отговаривали басилея, напоминая, что он посвящен старшей богине, сестре самого Зевса и что в нём вообще-то живёт нимфа-гамадриада, но Эрисихтон, схватив топор, лично срубил дерево, не обращая внимания на полившуюся из древесины кровь и предсмертные стоны бедной нимфы. Когда об этом донесли Деметре — не забыв упомянуть и про то, как Эрисихтон бахвалился, что мол, живи в дубе хоть сама Деметра, все равно бы под откос пустил! — она так разгневалась, что приказала доставить с Кавказа богиню голода, чтобы она покарала нечестивца. С этого момента Эрисихтон постоянно испытывал лютый жор, который никак нельзя было заглушить. Эрисихтон пустил на ветер всё своё царство и сбережения на еду, даже собственную дочь продавал в рабство (благо Посейдон наградил её способностью менять облик и она регулярно сбегала). В конце-концов, он сожрал самого себя яко Унголиант.
  • Алоады — От и Эфиальт, сыновья Посейдона и Ифидемии, перенявшие от папаши как силушку богатырскую, так и буйный нрав. По другой версии, дети Геи, могучие исполины. Сковали Ареса и тринадцать месяцев держали его в медном сосуде, пока его не спас Гермес. И им тогда было всего девять лет! Грозились Олимпу, что когда они подрастут, то поставят две соседние горы — Пелион и Оссу — друг на друга, поднимутся по этой лестнице на гору богов и украдут Афину с Артемидой. Боги восприняли эту угрозу всерьёз и послали лань — когда Алоады пытались поразить её дротиками, лань промчалась аккурат между ними и братья убили друг-друга. В подземном царстве они привязаны змеями к столбу и рядом с ними сидит мерзко орущая сова, не дающая им покоя.
  • Адмет — басилей из Фессалии, участник похода аргонавтов и охоты на Калидонского вепря. Аполлон отслужил у него восемь лет за убийство циклопов и Адмет стал его любовником. Адмет узнал, что скоро умрёт, но Феб выбил из Мойр позволение дать его любимцу жизнь, с условием, что вместо него в Аид сойдет кто-то другой. Царь тут же бросился уговорить поданных, слуг, и членов семейства заменить его, но те, помня, что за ними придёт мрачный Танат, который заберёт к ещё более мрачному Аиду, где они будут в лучшем случае влачить унылое полубеспамятное существование, отказывались. Согласилась только жена Адмета Алкеста, но тут как раз рядом проезжал Геракл. Полубог решил по дороге за диомедовыми конями заглянуть к старому другу и Адмет пытался скрыть от героя, что у него горе случилось. Отнекивался, что у него просто померла дальняя родственница, а Геракл пускай пирует и не обращает внимание. Но Алкид оказался подозрительным и таки узнал у одного из слуг истинное положение вещей. Тогда Геракл устыдился и решил исправить положение — проникнув в толос (то есть в гробницу) Алкесты, он стал ждать Таната. Когда бог смерти явился за жертвенной кровью и душой, герой набросился на него и сдавил в объятиях. Танат пытался сбить Геракла крыльями, дышать на него леденящим дыханием Смерти, но тщетно — Алкид оказался сильнее и пришлось богу уступить тень Алкесты, чтобы крыльев не лишиться. Геракл привёл ожившую Алкесту ко двору Адмета и тот сперва не узнал суженную, решив, что герой хочет отдать ему наложницу, но сын Зевса убедил царя, что вернул его любимую с того света. А то, что она бледная и три дня молчать будет, так это ничего, мелочь. Адмет горячо поблагодарил героя и жил со своей супругой долго и счастливо. Если только она не припомнила, как он позволил ей умереть, чтобы спасти свою жизнь, конечно…
Падение Фаэтона.
  • Фаэтон — сын Гелиоса и океаниды Климены. Однажды его друзья во главе с Эпафом[3]не поверили его словам о божественном происхождении и юноша пришел к отцу за доказательствами. Бог солнца поклялся нерушимой клятвой выполнить любую просьбу сына — и тут же об этом пожалел, ибо сынок попросился на денёк подменить батю на работе. Гелиос слишком хорошо знал норов своих коней, с которыми только он и мог совладать, но отговорить Фаэтона не смог и следующим утром тот выехал на солнечной колеснице на небо. Как и боялся отец, Фаэтон не справился с управлением и колесница понеслась не разбирая дороги, поджигая землю и небо. Зевс, услыхав про назревающий армагеддонец, предотвратил его радикально — молнией в колесницу. Фаэтон упал в реку Эридан, позже его тело выбросило на берег. Гелиос на следующий день тоже не выходил на небо, будучи в трауре[4], а мать юноши умерла от горя.
Пелей отдаёт юного Ахилла на воспитание Хирону. Обратите внимание на передние ноги наставника героев.
  • Хирон — бессмертный кентавр, сын титана Крона и океаниды Филиры, единокровный брат Зевса, Посейдона и Аида. Когда Крон увидел Филиру, она попыталась спастись от него, превратившись в кобылу, но Крон принял образ коня и от такого союза родился конечеловек Хирон. Жил на горе Пелион, где обучал многих известных героев, в частности Ясона, Диоскуров, Асклепия, Орфея, Актеона и Геракла. Последний как раз невольно стал причиной смерти Хирона: во время поимки вепря Геракл гостил у кентавра Фола, который открыл гостю винные запасы. На дух вина сбежались окрестные кентавры, дабы набить морду тому, кто посмел лакать их вино. Геракл же взялся за лук со стрелами, вымоченными в крови Гидры. Паникующие кентавры пытались спастись у Хирона и полубог в боевой горячке не отличил учителя от прочих четвероногих. Поскольку Хирон был бессмертным, его стрела не убила, но боль причиняла страшную. Желая прекратить свои муки, он отказался от бессмертия, передав его то ли Асклепию, то ли Прометею. После смерти был помещён на небо как созвездие Стрельца.
    • По другому мифу, созвездием Стрельца стал другой кентавр, охотник Кротос. Хирону пришлось довольствоваться менее почётным созвездием Центавра.
  • Пандора — первая смертная женщина, созданная по приказу Зевса в качестве наказания для людей. После того, как Прометей передал смертным огонь, боги решили открыть сосуд, хранившийся в доме Эпиметея и для того создали прекрасную девушку. Гефест смешал воду и глину, придав ей форму, Афродита сделала её неотразимой, Афина подарила прекрасные одежды, Гермес сделал лукавой, да и другие олимпийцы расщедрились на всякие плюшки. Отсюда и имя «Пандора», то есть «Всеми одаренная» или «Одаряющая всем». Став женой титана, Пандора открыла роковой сосуд, заглянув в него из любопытства, и выпустив оттуда всяческие беды. В сосуде осталась только Надежда, ибо девушка закрыла крышку до того, как Надежда успела смыться.
    • Вопреки распространенному мнение, сосуд Пандоры был вовсе не ящиком, а пифосом, такой здоровенной амфорой в человеческий рост.
  • Тиресий — известнейший слепой провидец родом из Фив. По разным версиям, был ослеплен Афиной, когда узрел её голой или Герой, когда во время спора между ней и Зевсом о том, кто получает больше удовольствие от секса (мужчина ли, женщина ли) поддержал царя богов. Зевс за это наделил его способностью зреть будущее. Тиресий поведал Амфитриону, что его жену посетил бог и предсказал, что его сын станет величайшим героем. Уже после смерти, в Аиде, с ним встретился Одиссей — принеся в жертву тени провидца черную козу или овцу, Одиссей узнал от него, как лучше доплыть домой. А ещё Тиресий какое-то время пробыл женщиной за то, что ударил палкой двух спаривавшихся змей. Даже детей родить успел, после чего подтверждал слова о том, что женщины испытывают во много раз большее удовольствие от соития, нежели мужчины, чем повторно разгневал Геру, доказывавшей супругу, что мужчины наиболее сластолюбивы.
  • Финей — ещё один незрячий провидец, получивший свой дар от Аполлона, но им же и ослепленный за то, что всем спойлерил о решениях богов. В наказание олимпийцы наслали на него гарпий, не дававших Финею поесть, но старика спасли аргонавты, которым он за это подсказал, как добраться до золотой бараньей шкуры. Согласно реалистичной версии, Финей был царём, а гарпии — проедавшими его состояние наглыми шлюхами.
«Падение Икара». Сможете найти сына Дедала с первого раза? Если сумеете, поищите ещё и племянничка.
  • Дедал — величайший изобретатель древней Греции, построивший лабиринт Минотавра и сбежавший с Крита на восковых крыльях. Если подробнее, то Дедал является представителем знатного рода Метионидов и его обучением ремеслам занималась сама Афина, разглядевшая талант Дедала. Но способности быстро ударили ему в голову, сделав гордецом. Когда ученик Дедала Талос стал проявлять ещё больший потенциал, он испугался, что мальчишка затмит его и скинул с горной кручи. Паллада спасла Талосу жизнь (правда, превратив в куропатку), а за покушение Дедала изгнали из Афин. Дедал нашел приют на Крите, где изготовил для Миноса и его семьи различные ништяки, включая деревянную корову, в которой Пасифая надругалась над посейдоновым бычком, и лабиринт, куда пришлось прятать дитё данной связи. Дедал же, согласно иным источникам, дал Ариадне волшебный клубок, а уж она передала его Тесею, благодаря чему он благополучно нашел выход из лабиринта. Минос, узнав об этом, запер Дедала и его сына, Икара в этом самом лабиринте. Устав жить пленником, Дедал изготовил для себя и Икара крылья, скреплённые воском. Несмотря на предупреждение отца о том, что нельзя опускаться слишком низко (ибо вода намочит воск) и подниматься слишком высоко (тогда воск растает от жары), Икар таки подлетел к солнцу и погиб, упав в воду. Желая найти изобретателя, Минос разослал гонцов с сообщением, что вознаградит того, кто сможет протащить нитку через извилистую морскую раковину. Дедал, нашедший приют у царя Кокала, научил его, как решить задачу — привязать нить к муравью и запустить его в раковину. Вместо награды Минос потребовал у Кокала выдать пленника, угрожая в противном случае войной. Не желая расставаться с учёным, но страшась гнева могущественного Критского царства, Кокал схитрил — он предложил Миносу баню, где его обслужили бы царские дочки, и критский царь согласился, но погиб, заживо сваренный дочерьми Кокала. Что случилось с Дедалом после этого, точно неизвестно, но по некоторым источникам, у него были ученики и потомки, к коим относил себя и Сократ[5].
  • Минос — сын Зевса и Европы, царь города-государства Кносса, располагавшегося на Крите, но в мифологии его обычно называют царём всего острова. От Посейдона он получил чудесного быка, но за попытку обмануть бога, принеся в жертву обычную скотину, бог морей покарал Миноса. Его жена Пасифая забеременела от быка и родила Минотавра, а сама животинка сошла с ума и начала носиться по всему Криту, громя всё на своём пути. Позднее, быка укротил и увёз Геракл, после чего добил Тесей. Основал критские города и законы, раз в девять лет отправлялся в паломничество в пещеру, где Рея скрыла младенца-Зевса от Крона, получая от отца различные откровения. После того, как его сын Адрогей погиб в Афинах, Минос обложил город данью, заставляя присылать на Крит группу юношей и девушек на поживу Минотавру. Так длилось до тех пор, пока не прибыл Тесей, убивший чудовище. Узнав о роли Дедала в этом, Минос запер изобретателя и его сына в лабиринте, а когда тот сбежал — преследовал по всему Средиземноморью, пока не погиб во дворце Кокала. После смерти Минос стал одним из трёх судей душ при дворе Аида.
    • С Миносом связана весьма похабная легенда. Поскольку критский царь успешно перенял аппетиты папы, Пасифая прокляла его. В результате, всякий раз, когда Минос ходил к очередной женщине, вместо спермы из его члена вылезали змеи, скорпионы и прочая гнусь. Надо понимать, бедные женщины умирали не сколько от яда, сколько от шока. Миноса от этой напасти спасла Прокрида, жена Кефала, подарив ему настойку из корня Кирки или просто посоветовав ему перед сексом натягивать козий мочевой пузырь. Как бы там ни было, Минос излечился и подарил Прокриле волшебное копьё, которое всегда попадало в цель и чудесную собаку, от которой никто не мог убежать.
  • Эак — сын Зевса и речной нимфы, основатель рода Эакидов и царь острова Эгина. Его женой была Эндеида, дочь самого Хирона, а сыновьями Эака были Теламон, отец Аякса Большого, и Пелей, отец Ахилла. Помогал Аполлону и Посейдону строить стены Трои и когда работа завершилась, на стены вползи змеи, хотя преодолеть их смогло лишь одно пресмыкающиеся, выбравшее место, построенное Эаком. Это истолковали как то, что стены смогут преодолеть только потомки Эака. Слыл невероятно мудрым и справедливым человеком, за что пользовался любовью всех олимпийцев, кроме Геры. Однажды, она наслала на его остров туман со стаей ядовитых змей, из-за чего все его поданные погибли. На следующий день Зевс подарил ему новых слуг в лице мирмидонян — бывших муравьев, превращенных громовержцем в людей. После смерти он стал судьей мертвых вместе с Миносом и Радамантом.
  • Радамант — брат Миноса, известный своей справедливостью законотворец. Был изгнан за убийство своего второго брата Сарпедона и бежал в Беотию, где женился на Алкмене, матери Геракла. После смерти вошел в триумвират призрачных судей наравне с Миносом и Эаком.
  • Мидас — фригийский царь, знаменитый своим волшебным касанием. Мидас был сыном Гордия и богини Кибелы, а когда он был младенцем, его кормили муравьи. Построил город Анкиру (то есть Якорь), а Орфей поведал ему тайны божественных мистерий, которых Мидас потом распространил. Также он первым обнаружил олово и свинец, но знают его не за это: когда Дионис шел в Индию, его учитель Силен заплутал и старого бога-пьяницу приютил Мидас, за что Дионис позднее разрешил царю попросить у него любой дар. Мидас не придумал ничего лучше, как выпросить способность превращать все в золото одним прикосновением. Сперва Мидас был очень рад, но у этого дара быстро открылись существенные недостатки — еда тоже превращалась в золото. И живые люди тоже. Когда он случайно превратил дочку в статую, то не выдержал и взмолился Дионису, прося забрать дар обратно. Дионис сказал царю искупаться в реке Пактол, после чего способность исчезла, а в реке появились крупицы золота. Также есть миф о том, как Мидас судил состязание между Аполлоном и Марсием (по другой версии, Паном). Все судьи отдали свое предпочтение Фебу и лишь Мидас нашел игру сатира более красивой, за что разгневанный бог сделал его уши ослиными. Мидас тщательно скрывал свой недуг, но был вынужден открыться перед брадобреем. Брадобрей, в свою очередь, не смог удержать язык за зубами и желая хоть кому-то выговориться, выкопал яму и прошептал в неё, что Мидас-то осёл! Позднее, из этой ямы вырос некий тростник и когда его пустили на дудочку, вместо музыки она выдала слушателям тайну бедного басилея.
    • К слову, Мидас действительно существовал. Он правил в седьмой веке до н. э. и воевал с племенами киммерийцев, но неудачно, из-за чего покончил с собой, выпив йаду. Как и его мифическое альтер-эго, был славен своим богатством.
Эврисфей прячется в сосуде от Геракла, притащившего Эрифамского вепря.
  • Эврисфей — внук Персея, сын Сфенела и двоюродный дядя Геракла. Перед рождением сына Зевс дал клятву, что первый родившийся Персеид будет править Микенами и всем родом Персея. Гера, желая насолить супругу, приблизила роды матери Эврисфея, в результате чего он родился недоношенным. Геракл был вынужден служить Эврисфею, но тот боялся и ненавидел своего полубожественного родственника. Когда Алкид преставился, микенский царь преследовал потомков племянника, Гераклидов. Они укрылись у Тесея и Эврисфей пошел на него войной, но проиграл и был убит, когда пытался скрыться на колеснице. Его голову принесли матери Геракла Алкмене и она выдавила мертвецу глаза при помощи ткацкого станка. У Куна же получилось хардкорнее — Алкмена убила плененного Эврисфея, выдрав ему светлы очи[6].
  • Авгий — царь племени эпеев в Элиде, сын Гелиоса и обладатель таких многочисленных стад, что вскоре в его царстве воцарился грандиозный срач. По заданию Эврифсея, Геракл должен был почистить конюшни Авгия, которые больше походили на болото, целиком состоящее из известной субстанции. Полубог подошел к делу радикально — сломал плотину и весь навоз смыло рекой. Когда Геракл потребовал обещанную плату в виде десятой части стад, Авгий послал его, и Эврисфей не засчитал деяние, увеличив количество подвигов с десяти до двенадцати. Позднее Геракл отомстил царьку, двинув на его царство войска. На стороне Авгия сражались его племянники, сиамские близнецы Молиониды, славившиеся своей огромной силой и воинскими умениями. Они разбили армию Геракла и в той битве погиб Ификл. Ослеплённый жаждой мести Геракл убил близнецов, после чего прикончил и Авгия вместе со всей его семьей, кроме царевича Филея, который в свое время просил отца отдать герою стада. По другой версии, Авгий выжил и правил до самой старости.
  • Диомед (не путать с участником Троянской войны) — сын Ареса, царь бистонов и владелец чудовищных коней-людожоров. Убит Гераклом, который скормил Диомеда его же лошадкам. По другой версии, Геракл похитил лошадей и Диомед с войском бросился в погоню за похитителем. Пока Геракл бился, кони сожрали его любовника Абдера, оставленного на корабле присматривать за лошадками. По возвращению в Микены Эврисфей приказал отпустить лошадей в горы, где их растерзали дикие звери.
  • Бусирис — египетский фараон, сын Посейдона, приносивший в жертву Зевсу всех чужеземцев, чтобы его страна перестала страдать от засухи. На это решение его натолкнули греческие предсказатели и первым, кого пустили под нож, был автор данной идеи Фрасий. Бусирис пытался сделать то же самое и с Гераклом, но сын Зевса убил фараона и сам принес его тело в жертву олимпийцам. В целом, этот миф является перекличкой предания об убийстве Осириса Сетом.
  • Ипполита — королева амазонок, дочь Ареса и царицы Ортреры. Её часто путают с Антиопой, о которой ниже. У Ипполиты был волшебный пояс, который возжелала дочь Эврисфея Адмета. Сперва Ипполита собиралась мирно отдать часть гардероба, но всё, как всегда, испортила Гера. Приняв облик амазонки, она завопила, что герои похищают царицу и другие воительницы схватились за оружие. В бою Геракл убил Ипполиту и забрал пояс. По другой версии, лишь пленил и отпустил, как только получил желаемое.
  • Антиопа — царица амазонок, отождествляемая с Ипполитой. Геракл взял её в плен и подарил Тесею за проявленную сыном Посейдона храбрость. Антиопа стала ему верной женой, но вскоре на Афины напали амазонки, желающие возвратить свою царицу. Антиопа возвращаться не захотела и выступила против бывших товарок, в результате чего и погибла.
  • Еврит/Эврит — царь Эсхалии, что в современной Эвбеи, великий лучник и ученик самого Аполлона. По просьбе Амфитриона обучал этому искусству юного Алкида. Спустя много лет Еврит устроил соревнования лучников за руку своей дочери и Геракл победил, но полубог (славящийся приступами безумия), получил отказ. Тогда Геракл угнал коней Еврита, либо же купил их у настоящего вора Автолика. Ифит, сын Еврита, пытался вернуть лошадей и помирить отца с полубогом, но был сброшен со стены последним из-за насланного Герой приступа безумия. За это герой несколько лет провел в рабстве у Омфалы, по возвращению из которого двинулся войной на царство Еврита и убил его. По другой версии, Еврита убил Аполлон, которого ослепленный гордыней ученик вызвал на состязание.
Медея ворожбует и гадает.
  • Медея — дочка колхидского басилевса Эета и внучка Гелиоса, могучая волшебница и возлюбленная Ясона. По приказу Геры Эрот влюбил Медею в Ясона и она помогла молодому герою справиться с испытаниями отца. Так, она дала ему волшебную мазь, чтобы Ясон укротил огнедышащих быков и посоветовала кинуть камень в воинов, выросших из драконьих зубов, чтобы они перебили друг друга. Она же при помощи трав усыпила дракона, стерегущего Золотое Руно и удрала вместе с возлюбленным. Чтобы войска отца отстали от Арго, Медея убила своего младшего брата, которого взяла с собой на корабль, расчленила его тело на куски и швырнула в воду — пока офигевшие колхидцы собирали цесаревича, аргонавты удрали. По другой версии, брат погоню-то и возглавлял и Ясон с Медеей убили его в храме, опять же, чтобы задержать колхидцев. Когда Ясон вернулся в Иолк, Медея убила его дядюшку Пелия — до того она омолодила отца Ясона, разрезав его на куски, бросив в котел и оживив, и Пелий захотел так же, но чуда не произошло и любовники бежали в Коринф. Её счастливая семейная жизнь разрушилась, когда Ясон соблазнился дочкой басилея Креонта и ослепленная ревностью Медея убила соперницу, послав ей отравленный хитон, умертвила собственных детей от мужа-изменника и покинула Коринф на крылатой колеснице своей покровительницы Гекаты.
    • Медея также фигурирует в мифе про Тесея — там она пытается убить юного полубога, чтобы править Афинами из закулисья, но Эгей узнает сына и изгоняет ведьму. Это противоречит хронологии, поскольку Тесей плавал за Руном вместе с Ясоном ПОСЛЕ того, как Эгей признал в нём сына. Возможно, то была тёзка колхидской царевны-ведьмы.
    • После изгнания из Коринфа и Афин Медея вернулась в родную Колхиду, где прикончила своего дядюшку Перса, свергшего её отца и вернула Эету трон. Кроме того, она чуть ли не единственная женщина в мифах, что смогла устоять перед обаянием громовержца, за что Гера сделала её бессмертной.
  • Кирка — она же Цирцея на латинский манер, дочь Гелиоса и одной из океанид, либо дочь Аполлона, либо Гекаты. Могущественная чародейка и колдунья, жившая на отдалённом острове. Однажды к её обители причалил корабль Одиссея и Кирка радушно встретила его разведчиков… превратив их в свиней. Когда разбираться пошел сам Одиссей, чары Кирки на него не подействовали благодаря волшебному растению, которым его заранее снабдил Гермес. Кирка расколдовала людей Одиссея, и они целый год жили душа в душу, пока царь Итаки не вспомнил, что пора бы и честь знать, после чего приказал поднимать паруса. Кирка посоветовала ему уйти в Аид, чтобы выпытать у покойного Тиресия, какие неприятности ожидают его в дальнейшем. По Гесиоду, у Кирки от Одиссея было несколько сыновей и она вышла замуж за Телемаха, но была убита им, когда тот полюбил её дочь Кассифону. Есть и вариант мифа, в котором один из сыновей Одиссея от Кирки, Телегон, случайно убивает своего отца.
  • Перифет, Синид, Скирон, Керкион и Прокруст — разбойники, которые орудовали на дорогах и лесах к Афинам. Все они были убиты Тесеем: Перифет, великан и сын Гефеста, использовал огромную медную палицу, которую снял с его трупа сын Посейдона; Синид привязывал путников к двум соснам, которые пригибал друг к другу, отпускал, и несчастных разрывало на части. За это сам Синид был убит Тесеем аналогичным способом; Скирон жил между Афинами и Мегарой, где заставлял путников мыть ему ноги и сбрасывал в море, на поживу чудовищной черепахе. Когда он пытался провернуть это с Тесеем, то сам был сброшен и сожран рептилией, а скала, на которой он сидел, ныне известна как Какья-Скала; Керкион был подражателем Антея — заставлял путников бороться с ним и убивал проигравших. Но ему не повезло наткнуться на подражателя Геракла, из-за чего и сложил голову; И наконец, Прокруст, разбойник живший в Коридалле, заманивал путников к себе в дом и укладывал на ложе. Если оно было велико очередной жертве, Прокруст растягивал ей ноги, а если мало, то отрубал голову или все те же ноги. Но Тесей не растерялся — завалив Прокруста на ложе, он убил разбойника, так как для него самого оно оказалось мелким. А поскольку Прокруст и ранее убиенный Скирон тоже были детьми Посейдона, то Тесею пришлось потратить время на очищение от убийства родичей.
    • Ещё от последнего мифа пошло выражение «прокрустово ложе», когда хочется вогнать что-либо в жесткие границы, жертвуя при этом чем-то ценным.
  • Ариадна — дочь Миноса и Пасифаи, влюбившаяся в Тесея, когда он прибыл убивать её брата, Минотавра. Ариадна подарила ему волшебный клубок, благодаря которому он нашел дорогу обратно и они вдвоем сбежали с Крита на угнанном корабле. Тем не менее, Тесей был вынужден оставить её на острове Наксос, где она стала супругой Диониса.
  • Левка и Минта — нереида и речная нимфа. Нам они интересны тем, что были единственными известными любовницами Аида. Левка, согласно некоторым авторам, была первой женой старшего Кронида, ещё до того, как он воцарился под землей. Когда Аид получил подземный мир, Левка спустилась за ним в загробное царство, но вскоре умерла, а её тело стало первым тополем. Минта же возлегла с Аидом уже после того, как тот женился на Коре/Персефоне, и закончила плохо. Подземная царица показала, что она ничуть не хуже Геры, превратив любовницу мужа в мяту и растоптав. По другой версии, Минта была первой невестой Аида, но он бросил её ради Коры и проклятия обманутой нимфы так разозлили Деметру, что та обратила её в траву.
Зевс в образе орла похищает Ганимеда.
  • Ганимед — сын царя Трои Троса, невероятно красивый юноша. Когда он пас отцовское стадо, его заметил Зевс и тогда громовержец похитил Ганимеда, превратившись в огромного орла. Зевс сделал Ганимеда виночерпием олимпийцев, а опечаленному Тросу прислал «выкуп» в виде волшебных коней или золотых лоз гефестовой ковки. Культ Ганимеда был необычайно популярен в греческой и римской культуре, а его отношения с Зевсом были считались идеалом педерастии — любви между зрелым мужчиной и прекрасным юношей.
  • Гиацинт — ещё один красавчик, на этот раз любовник и друг Аполлона. Правда, в Гиацинта также был влюблен Зефир, бог восточного ветра. Приревновав Гиацинта к олимпийцу, Зефир сделал так, что брошенный Аполлоном диск оказался в белокурой головушке Гиацинта. Аполлон так трогательно убивался по умершему, что из крови юноши вырос цветок, названный позднее его именем.
  • Нарцисс — сын речного бога и нимфы, тоже жутко красивый и тоже плохо закончивший. Получил предсказание от Тиресия, что будет жить долго, если только не увидит собственное отражение. Любви Нарцисса добивалась нимфа Эхо, но она была проклята Герой за пособничество амурным похождениям Зевсу и могла лишь повторять последние слова собеседника, потому Нарцисс отверг её. Также он отверг юношу Амениаса, буквально предложив ему убиться апстену об меч, и многих других претендентов, свидетельств о которых не сохранилось. В конце концов, на проклятия откликнулась либо Афродита либо сама Немезида и буквально заставила Нарцисса влюбиться в самого себя. Так он и умер, пытаясь облобзывать собственное отражение в луже и не отвлекаясь на приём пищи и сон. Из его тела также был выращен знакомый нам цветок.
  • Адонис — и ещё один красавчик. Да, он тоже плохо кончил. Адонис был настолько красив, что в него без памяти влюбились одновременно Афродита и Персефона (хотя с ней не очень понятно, может у неё материнские чувства взыграли). К слову, предыстория у него тоже бурная: некая царевна Смирна заявила, что её дочка красивее, чем сама Афродита. Богиня это услышала, обиделась и влюбила Смирну в собственного отца, с коим она и возлегла. Когда басилей очухался, то начал гоняться за дочкой с мечом, но Афродита превратила её в дерево и когда басилей перерубил ствол, из него выпал младенец. Афродите он понравился и она решила отдать мальчика на хранение Персефоне, которой он, однако, тоже понравился. К счастью, про соломоново решение никто тогда не знал и богини призвали музу Каллиопу рассудить их. Та и постановила, что по трети года Адонис будет проводить с каждой из богинь, а оставшуюся треть — где захочет. Вот только Адонис явно предпочитал Афродиту, с которой проводил всё свободное время, потому Персефона решила действовать радикально. Она донесла Аресу и тот, забыв себя от ярости, принял облик вепря и задрал Адониса, когда тот охотился. Афродита так убивалась по своему любовнику, что Зевс разрешил ему на полгода покидать подземный мир — налицо архетип умирающего и воскрешающегося бога весны.
    • Изначально Адонис был богом, произошедшим от месопотамского Таммуза, возлюбленного Иштар, которая прообраз Афродиты и которая тоже спасала Таммуза из царства мёртвых.
  • Ио — дочь аргивского царя и речного бога Инаха, жрица в храме Геры, хорошо знавшая (а как иначе-то?) нрав своей богини. Что не помешало ей ответить на ухаживания Зевса, который явился к ней в виде живого облака. Чтобы защитить любовницу от благоверной, Зевс превратил Ио в корову, но Гера раскусила замысел супруга и потребовала ей подарить во-о-он ту прекрасную бурёнку. Громовержцу ничего не оставалось, как согласиться и Ио оказалась под надзором Аргуса. Вскоре, её с спас Гермес, усыпивший титана и отрубивший ему голову, но Гера в ответ натравила на Ио громадного овода, чтобы он постоянно мучил несчастную. Ио узнала от Прометея, что только в Египте она избавится от мук. Добравшись до царства Та-Кемет, она вернула свой прежний облик и родила Эпафа, родоначальника героев и предка самого Геракла.
  • Европа — дочь финикийского царя, сестра Кадма, похищенная Зевсом в образе быка. Когда Европа и другие царевны играли на лугу, то встретили могучего и прекрасного быка, которого тут же бросились наряжать и тискать. Когда Европа села на зверя верхом, тот неожиданно вскочил и помчался в сторону моря. Зевс доплыл с царевной на спине до Крита, где принял привычный образ и овладел царевной. От этого союза родились Минос, Радамант и Сарпедон, а сама она вышла замуж за царя Крита Астериона. Отправившись на поиски Европы, Кадм основал Фивы, будущую родину Алкида/Геракла.
  • Дафна — нимфа, дочь Геи и речного бога Пенея, в которую влюбился Аполлон. До того златокудрый бог оскорбил Эрота, сравнив его лук с игрушкой и мстительный божок вселил в Феба страсть, а в Дафну — страх и отвращение. И когда за нимфой погнался Аполлон, она задала стрекача. Поняв же, что от олимпийца не сбежать, она взмолилась к своим родителям и превратилась в дерево. На память о Дафне Аполлон создал себе лавровый венок, который стал одним из его главных символов. По другой версии, Аполлон надругался над нимфой и она просила Зевса превратить её в лавровое дерево.
  • Семела — дочь Кадма и Гармонии, мать Диониса и возлюбленная Зевса. Гера явилась к ней и сказала, что её-то Зевс всяко любит больше, поскольку является к ней в своем истинном облике царя богов. И Семела потребовала от Зевса, чтобы и её он любил столь же сильно, как Геру. Поскольку громовержец дал клятву Стиксом не отказывать ей, ему пришлось выполнить её просьбу. От обилия божественного огня и света, Семела мгновенно погибла, но Зевс спас своего недоношенного сына Диониса, которого зашил себе в бедро и потом родил. Да, мужская беременность старше, чем феодализм. Тень Семелы вывел из Аида повзрослевший и обожествленный Вакх aka Дионис, сделав своей постоянной спутницей.
  • Леда — жена спартанского басилея Тиндарея, к которой Зевс явился в облике лебедя. От него Леда снесла яйца, из которых позднее вылупились Елена и Полидевк. По другой версии, она лишь приютила яичко, снесенного Немезидой. Покончила с собой после похищения Елены.
  • Алкмена — дочь микенского ванакта Электриона и Анаксо, племянница и жена Амфитриона. Зевс явился к ней в виде законного супруга и делил с ней ложе от трех до девяти ночей подряд. Учтите, что ночь длилась круглые сутки, ибо по воле громовержца Гелиос получил незапланированный отпуск, а Нюкта надрывалась на сверхурочных. Но в самый последний момент вернулся из победоносного похода Амфитрион, который тоже бросился исполнять супружеский долг. Таким образом, она родила близнецов Алкида/Геракла от Зевса и Ификла от Амфитриона. После смерти Амфитриона, Алкмена вышла замуж за Радаманта, но более древний вариант мифа гласит, что она умерла и обвенчалась с Радамантом уже в Элизиуме. Когда Иолай убил Эврисфея и доставил Алкмене его голову, она выколола мертвецу глаза, мстя за потомков. После смерти Гилла, старшего сына Геракла и Деяниры, Алкмена отправилась в Фивы, где её след и затерялся.
Несс несёт Деяниру.
  • Деянира — дочь калидонского басилея Ойнея, супруга Геракла и родоначальница Гераклидов. С ранней юности умела владеть копьем и править колесницей и в то время, как все её сёстры от горя по погибшему брату Мелеагру превратились птиц, Деянира сохранила людской облик благодаря покровительству Диониса. Когда Геракл спускался в Аид за Цербером, там он встретил тень калидонского царевича и дал ему обещание позаботится о Деянире, женившись на ней. На её руку также претендовал речной бог Ахелой, но Геракл одолел его и стал мужем Деяниры. От него она родила четырёх сыновей и дочку. Широко известен миф о Деянире и кентавре Нессе — когда герой и его супруга пытались пересечь бурную реку, им навстречу вышел кентавр, перевозивший людей на своей спине за плату. Геракл посадил супругу на спину Несса, а сам собирался пересечь реку вброд, да только кентавр влюбился в царевну и решил её похитить. Деянира, поняв, что конечеловек бредёт не туда, куда нужно, подняла шум и Геракл доведенным до автоматизма движением всадил Нессу стрелу в выступающую часть тела. Умирающий Несс успел посоветовать Деянире собрать его кровь, ибо если полубог перестанет её любить, то натертая кровью кентавра одежда заново распалит в нём страсть. Спустя много лет, когда Деянира узнала, что Геракл якобы хочет женится на Иоле, дочери Еврита, она натерла кровью Несса хитон и послала мужу через доверенного гонца Лихаса. От отравленной одежды Геракл погиб в мучениях, а сама Деянира, узнав, ЧТО натворила, повесилась или закололась.
  • Калипсо — морская нимфа, дочь титана Атланта, солнечного бога Гелиоса или Океана. Живёт на волшебном острове Огигия, куда выбросило Одиссея, потерявшего свой корабль и экипаж. Царь Итаки провёл у Калипсо семь лет и она искренне полюбила Одиссея, предлагая ему бессмертие, но Одиссей тосковал по Пенелопе. В конце-концов, на остров Калипсо прибыл Гермес с приказом от Зевса и нимфе пришлось уступить. Она помогла Одиссею построить плот, на котором он пустился в дальнейшее плаванье и по некоторым источникам, родила от него сыновей. По версии римского писателя Гигина же, Калипсо покончила с собой, не вынеся расставания с итакийцем.
  • Елена — она же «Прекрасная», «Троянская» и «Спартанская», самая красивая из всех смертных женщин. Изначально была дорийским божеством плодородия и центром её почитания была Спарта. Являлась дочерью Зевса и спартанской царицы Леды, к которой владыка богов явился в облике лебедя, либо же Зевса и богини возмездия Немезиды. Ещё когда Елена была ребёнком её похитили Тесей и Пирифой, чтобы сделать женой одного из них. Жребий выпал Тесею, но он недолго наслаждался супругой, так как пришлось спускаться к Аиду по прихоти лапифа, возжелавшего Персефону. Диоскуры вернули сестру, попутно разорив владения Тесея. Спустя много лет, когда Тиндарей решил выдать своих дочерей замуж, к Елене сваталось десятки знатных людей и героев со всех концов Эллады. Понимая, что обиженные цари могли легко пойти на счастливчика войной, Одиссей предложил остальным бросить жребий и дать клятву помогать мужу Елены. Ахейцы согласились и Менелай стал супругом Прекрасной и новым басилеем Спарты. Но потом Елену похитил обольстивший её Парис, из-за чего и разгорелась Троянская война. После смерти Париса от рук Филоктета она на некоторое время стала женой его брата Деифоба, но и он вскоре погиб. Менелай простил блудную супругу и они вместе вернулись в Спарту, но когда он умер, Елена была изгнана на Родос, где её повесили служанки Поликсо, вдовы героя Тлеполема, погибшего из-за Елены. По другой версии, она была убита по дорого домой Фетидой. После смерти она вошла в число богов или же стала женой Ахилла (по другой версии — Менелая) в Элизиуме.
  • Кассандра — она же Александра, троянская царевна, получившая от Аполлона дар видеть будущее. Однако, она отвергла ухаживание бога, за что он плюнул ей в рот и с тех пор Кассандра пророчила лишь беды, которые непременно сбывались, в то время как окружающие никогда ей не верили. По менее известной версии, маленькая Кассадра заснула в храме Феба, где священные змеи вылизали ей уши, наделив даром «слышать» грядущее. Кассандра предсказала Парису, отплывающему в Спарту, что его судьба будет печальной, а Елене, привезенной в Трою, что она станет виновницей страшных бед, но её само собой, никто не слушал. Когда ахейцы построили Троянского коня, Кассандра предупреждала людей об опасности, но… нужно ли говорить, что было дальше? Во время резни в городе она была изнасилована Аяксом Оилидом, после чего доставлена Агамемнону. Микенский ванакт влюбился в Кассандру и забрал к себе домой, где её и царя Микен убила Клитемнестра. Она предупреждала Агамемнона, что его ждёт, но увы.
  • Клитемнестра — дочь Леды и Тиндарея, сводная (или названная) сестра Елены. Была выдана за Агамемнона, от которого родила Ифигению, Электру и Ореста. В отсутствие мужа изменила ему с его двоюродным братом Эгисфом и когда Агамемнон вернулся домой, жена убила его при помощи лабрисы (топора с двумя лезвиями). Спустя много лет, её саму убил собственный сын Орест.
    • Очков человечности Клитемнестре добавляют источники, в которых указано, что Агамемнон убил её первого мужа и ребёнка. Даже удивительно, что она сразу не взялась за нож, как приснопамятные Данаиды.
  • Ифигения — изначально эпитет Артемиды, позднее ставший именем собственным. Дочка Агамемнона и Клитемнестры, старшая сестра Ореста. Когда греки отправлялись под Трою, царь Микен разгневал Артемиду тем, что убил её священное животное (или похвалившись, что стреляет лучше неё). Поднялись жуткий ветер, плыть стало совершенно невозможно. Провидец Калхант поведал ванакту, что лишь принеся в жертву дочь он вернёт хорошую погоду. Агамемнону пришлось согласиться, и Одиссей с Диомедом вернулись в Микены, где, под предлогом женитьбы на Ахилле, привезли Ифигению в лагерь. Когда над девушкой уже был занесен нож, Артемида спасла её, заменив на козу или лань. Саму Ифигению богиня перенесла в Тавриду, где она стала жрицей и приносила в честь богини охоты человеческие жертвы. Когда туда занесло подросшего брата Ифигении Ореста, она помогла ему спастись и вместе с ним вернулась на родину. По менее известной версии, Артемида сделала её бессмертной.
  • Приам — шестой по счету и последний царь Трои, сын Лаомедонта. Геракл убил морское чудовище, которое опустошало владения Лаомедонта и которому собирались, по примеру Андромеды, скормить царевну Гесиону, но жадный царь отказал платить герою. За это мстительный полубог в считанные дни вынес Трою, убил Лаомедонта и всю его семью — кроме Гесионы и юного Приама, который освободил из темницы отца соратников Геракла, Теламона и Ификла. По другой версии, Подарк попал в плен, откуда его выкупила Гесиона, за что за новоявленным басилеем намертво прилипло прозвище «Приам», сиречь «Выкупленный». К началу войны Приам уже был очень стар, а потому не принимал участия в сражениях, однако он лично явился в лагерь ахейцев — молить Ахилла вернуть ему тело любимого сына Гектора. Убит либо Агамемноном у статуи Зевса, либо Неоптолемом, сыном Ахилла. Отличался громадным количеством сыновей и дочерей, счет которых, по некоторым источникам, доходил до сотни.
  • Лаокоонт — жрец Аполлона или Посейдона из Трои, отец двух сыновей-близнецов. Обладал пророческим даром и потому мигом раскусил, что собой представляет огромный деревянный конь, оставленный ахейцами у стен города. Стремясь предупредить соотечественников, Лаокоонт метнул копье в коня и попал в чей-то щит, отчего раздался характерный звон. Чтобы он не испортил представление, Афина или Аполлон послали огромных змей, которые сожрали сыновей прорицателя, после чего задушили его самого. Или уплыли, оставив убитого горем отца оплакивать потомков. Именно ему принадлежит крылатая фраза Timeo Danaos et dona ferentes.
  • Гермафродит — сын Гермеса и Афродиты, юноша необычайной красоты и женственности. Был воспитан наядами в идейских пещерах. Однажды, его встретила нимфа Салмакида и влюбилась в него, да настолько, что когда он купался в её источнике, она схватила его и громко взмолилась богам о том, чтобы они навеки соединили их. Неизвестно, что на этот счет думал сам Гермафродит (поэты утверждают, что он тоже любил нимфу, верьте этому), но боги исполнили желание Салмакиды. И получился у них человечек… двуполый, правда. Более того, каждый, кто с тех пор пил или купался из данного ручья, становился подобным Гермафродиту существом. Ну, или просто открывал в себе тягу к женственности.
    • Что интересно, изначально Гермафродит был божеством любви, которому поклонялись на Кипре до установления классической греческой религии. Его изображали в виде Афродиты мужского пола и с бородой — то ли Гермафродит был мужской ипостасью богини любви, то ли ассоциировался с ней. Предположительно, культ Гермафродита мог быть связан с культом Афродитоса, киприйского двуполого божества в виде Афродиты с мужским половым органом. Также, по свидетельству римского философа Макробия, Гермафродит был связан с луной, а во время жертвоприношений в его честь мужчины и женщины менялись одеждами, тем самым символически меняя свой пол.

Примечания[править]

  1. Аэропа вообще персонаж колоритный. Её отец, царь Крита Катрей приказал утопить её в море за то, что застал её на ложе с рабом или продать микенскому ванакту Плисфену, которого называют отцом Агамемнона и Менелая вместо Атрея.
  2. «Эфоном» некоторые авторы называют орла Зевса, который клевал печень Прометея. Имя символическое, учитывая дальнейшую судьбу царька.
  3. Сыном Зевса и Ио и прямым предком Персея и Геракла.
  4. Кстати, уж не извержение ли какого-либо вулкана (возможно, что и Санторина) имеет в основе эта легенда? Горящие земля и небо и тучи пепла, закрывшие Солнце, вполне вписываются в картину.
  5. В переносном смысле, а не в буквальном, так как отец великого философа был каменщиком и продолжал дело Дедала.
  6. Имя «Эврисфей» с древнегреческого буквально переводиться, как «Широко смотрящий».