Правда Кассандры

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
Склифосовский.pngКороче, Склихосовский!
Чистая правда, которой никто не верит или не воспринимает всерьёз
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Cassandra Truth. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
« Без умолку безумная девица
Кричала: «Ясно вижу Трою павшей в прах!»
Но ясновидцев — впрочем, как и очевидцев —
Во все века сжигали люди на кострах.
»
— Владимир Высоцкий, «Песнь о вещей Кассандре»
Никто не слушает коммандера Шепард(а)… А зря.
« — Я прожил тут почти 30 лет — чего меня слушать?! »
— «Кинг Конг: Остров черепа»

Кассандра — одна из многочисленных дочерей троянского царя Приама, которая привлекла внимание самого Аполлона и в качестве «свадебного подарка» попросила у него дар провидения. А потом, благодаря полученному дару, она узнала, что Аполлон собирается «поматросить и бросить» — и продинамила божественного ухажёра. Аполлон, естественно, обозлился, но, так как не мог забрать дар обратно, сделал его невероятно отстойным — Кассандра провидит будущее, но её предсказаниям никто не верит.

Правда Кассандры — один из сюжетных элементов, способных или усилить драматический эффект, или создать комическую разрядку, в зависимости от целей автора. Для драматического эффекта нужно, чтобы персонаж (не обязательно провидец, достаточно просто человека с порцией здравого смысла в голове) предостерегал других от беды, которая им реально грозит, а все остальные не принимали его всерьёз. Когда беда всё-таки случается, осознание того, что герои могли её избежать, усиливает сочувствие к ним.

Для комической разрядки нужно, чтобы Кассандра надела костюм Капитана Очевидность: остальные герои настолько слепы, что не замечают вещей, которые могли бы заметить и без Кассандры.

Правда Кассандры также может быть изысканным враньём, построенным на глубоком проникновении в психику оппонента — когда персонаж говорит чистую правду и ничего, кроме правды, точно зная, что ему не поверят и поступят наоборот. Если так поступает злодей, вообще, если правду изрекает злодей — это Никто не верит злодею.

И, на всякий случай, Кассандре не верили не потому, что идиоты, а потому, что так подстроил Аполлон.

Примеры[править]

Мифология и фольклор[править]

  • Почти никто из библейских пророков не избежал этого тропа. «А о тебе, сын человеческий, сыны народа твоего разговаривают у стен и в дверях домов и говорят один другому, брат брату: „пойдите и послушайте, какое слово вышло от Господа“. И они приходят к тебе, как на народное сходбище, и садится перед лицем твоим народ Мой, и слушают слова твои, но не исполняют их; ибо они в устах своих делают из этого забаву, сердце их увлекается за корыстью их. И вот, ты для них — как забавный певец с приятным голосом и хорошо играющий; они слушают слова твои, но не исполняют их. Но когда сбудется, — вот, уже и сбывается, — тогда узнают, что среди них был пророк» (Иезекииль, 33:30-33)
  • В сказках игнорирование героем предупреждения, что чего-то делать нельзя — один из самых распространённых сюжетообразующих элементов (правда, и предупреждающие, как правило, хороши — «нельзя и всё», без каких-либо объяснений). Правда, по итогам благодаря нарушению запрета можно прийти к счастливому финалу. Не было бы нарушения — остался бы статус-кво, хороший или не очень.

Литература[править]

  • Во множестве книг и фильмов жанра хоррор взрослые упорно не верят детям, рассказывающим чистую правду о монстрах, пришельцах или странно ведущих себя соседях (это отдельный подтроп «Никто не верит ребёнку»). Иногда в той же роли выступают старики, которых все считают впавшими в маразм.
  • Опять же классический элемент хоррора — предупреждение местного старожила, которому не верят заезжие столичные снобы.

Русскоязычная[править]

  • Л. Соловьёв, «Повесть о Ходже Насреддине» — однажды героя начали бить, когда он, путешествуя под чужим именем, сказал: «Прежнего Ходжи Насреддина больше нет. Он обзавёлся многочисленной семьёй, купил дом и позабыл о прежних скитаниях. Его серый ишак день ото дня толстеет в своём стойле, да и сам Ходжа Насреддин изрядно растолстел от мирной сидячей жизни. Он поглупел, обленился и теперь никуда не выходит из дому без тёмных очков, опасаясь, как бы его не узнали. …Во всех этих россказнях о нём три четверти — выдумка. …Он сменил своё имя. Ныне его зовут Узакбай».
  • Братья Стругацкие, «Трудно быть богом» — на должности Кассандры здесь Румата.
  • Дмитрий Суслин, «Страна остановленного времени» — пилот Краснобаев среди коллег считается чем-то вроде барона Мюнхгаузена (ему это даже мешает продвигаться по службе), а между тем он рассказывает чистую правду. Просто ему вечно везёт увидеть в небе странные вещи, вроде стаи гусей-лебедей, обгоняющих реактивный самолёт, или девочки, летящей верхом на стуле.
  • Олег Авраменко, «Звёздная дорога». Власти Славянской Империи на Земле Юрия Великого получают доступ к потерпевшему аварию малому гражданскому звездолёту и его пилоту (тоже человеку). Чинят. Проводят тестовые полеты. Перед первым 'официальным' полётом тот пилот слегает от пневмонии и решают лететь без него (свои пилоты уже есть). Военные настаивают, что на борту корабля надо иметь ядерную бомбу — 'дескать, а вдруг подвернутся враждебно настроенные инопланетяне'. Система безопасности корабля сообщает, что лететь нельзя, потому что на борту радиоактивные материалы. Бомбу не убирают, а просто отключают датчики. Сообщение компьютера, что не получается провести проверку на радиоактивность — игнорируется. При попытке уйти в прыжок — корабль разносит на атомы, потому что бомба взрывается немедленно — пилот — попаданец просто забыл сказать о том, что ну нельзя входить в прыжок с радиоактивными изотопами на борту, для него это очевидным было. В итоге для Земли Юрия Великого всё кончилось очень плохо. Взрыв привлёк внимание гостей из иного мира, кто отлично понял, что произошло, и начали своё расследование чтобы узнать, откуда взялся корабль и где надо провести зачистку. Получилось не очень удачно и в итоге информация попала в планетарную сеть. Один из гостей решил, что угроза (с определённой точки зрения) была слишком велика. Пришлось уничтожать планетарную сеть. Вместе с цивилизацией. Спровоцировав там ядерную войну.
  • А. С. Пушкин, «Песнь о вещем Олеге». «Но примешь ты смерть от коня своего». Зигзаг, потому что сначала Олег поверил и приказал увести коня подальше. Но от судьбы не уйдёшь!
    • А вот в пародийной песне Высоцкого сыграно прямо: «Олег бы послушал, ещё один щит прибил бы к воротам Царьграда».
  • «Самый далёкий берег» А. Бушкова — психиатр Терехов, прочитав историю пожарного Кирьянова, не без основания считает рассказы о галактической Структуре творчеством душевнобольного. Но потом Кирьянов исчезает с концами (его не помнит ни учётная книга, ни персонал), а к доктору заявляется тот самый прапорщик Шибко (вернее, Шубко) с недвусмысленным намёком на предмет поработать в этой самой Структуре.
    • Аналогично было и в «Возвращении Пираньи». Русский негр Франсуа был прав — реальной целью операций «Кайман» было спасение дочери олигарха из лап наркоторговцев, а упавший в озеро самолёт с документами — очень грамотной дезинформацией и отвлекающим манёвром. В оправдании Мазура с Кацубой нужно отметить их дисциплину и профессиональную недоверчивость — они выполняют «от и до» прямые приказы начальства, а Франсуа этим самым начальством не является. Кстати, то же самое говорили и легенде спецслужб Санта-Кроче (именно в этой стране и происходят события) генералу Чунчьо — но тот резонно посчитал доводы аналитика писанными вилами на воде. Результат — оглушительный провал и почётная отставка в результате давних интриг.
  • «Лиловый шар» — никто не верит не только в то, что на Земле заложена мина замедленного действия, но и в сам вирус вражды. Может, если бы главные герои дали нормальный отчет об экспедиции, им бы и поверили после некоторой научной дискуссии, но на это не было времени. Справедливости ради, на поиск нормального решения времени тоже не было, а под планом «летим в прошлое, дальше решаем на месте» все равно никто бы не подписался, так что при любом раскладе вышло бы так же.
    • Вообще-то они сами напросились на карантин, сказав, что везут опасный вирус. Вирус на борту? Опасен? Не выпускать заразу! О мине на Земле речи не было.
  • «Заражение» Сергея Тармашева — когда врач стройбата заметил, что жёлтая сыпь на животе у контактировавших с камнями солдан — не аллергия, а эпидемия, его никто не послушал. Когда местная знахарка Полина Федсеевна говорила о зле из леса, её тоже никто не слушал. А потом установился ареал, и все помеченные ушли туда…

На других языках[править]

  • Карл Иммерман, «Мюнхгаузен. История в арабесках» — Феофил фон Мюнхгаузен? сын «барона-враля». Никогда не шутил, говорил всегда правду, но ему никто не верил — либо считали его достойным потомком, продолжающим «традиции», либо не задумывались, с кем именно из рода Мюнхгаузенов имеют дело. Аналогично и внук «барон-враля», хотя в меньшей степени.
  • Джек Лондон, «Сердца трёх» — когда И Пын прибежал сообщить о похищении Леонсии, его не хотели слушать, потому что «торговец секретами» всех уже в поместье достал и наверняка выдумывает чтобы еще подзаработать. К счастью, хитрый китаец нашел вернейший способ — сунул в руки собеседника кошелёк со всеми заработанными им сегодня деньгами с условием, что ему его отдадут назад, только если он прав и девушки нет в спальне.
  • Р. Сабатини, «Хроника капитана Блада» — в ассортименте:
    • Губернатор Пуэрто-Рико обвиняет свою жену в глупости, когда она не признаёт в прибывшем посланнике собственного родственника — хотя казалось бы, кому это виднее! Вполне естественно, что гордая португальская дворянка мстит мужу-хаму (а вдобавок испанцу!) и не выдаёт Блада.
    • Блад предупреждал Кросби Пайка — не связывайся с мерзавцем Истерлингом! Пайк не послушал, и всё закончилось плохо.
    • В свою очередь, сам Блад не верил россказням Истерлинга о кладе Генри Моргана. Как выяснилось, зря — и в результате клад Моргана оказался на дне вместе с кораблём Истерлинга.
  • М. Крайтон, «Парк Юрского периода» — Малкольм, просто Малкольм. А в адаптации он это самолично подсветил. «I hate being right all the time!»
  • А. Азимов, «Сами боги» — на этом построено две трети трилогии.
  • Айн Рэнд, «Атлант расправил плечи» — Джон Голт в бытность ещё скромным инженером изрёк сабж о своём заводе, которым новые владельцы пытались управлять как коммуной, а не компанией.
  • «Гарри Поттер и Узник Азкабана»: вредноскоп в течение всей книги работал правильно, но никто ему не верил.
  • «A Song of Ice and Fire» — Пицель, разумеется интриган, лжец и лекарь так себе. Но! Когда Серсея получила всю власть в свои руки, этот старичок начал давать ей вполне разумные советы: что не следует портить отношения с Железным Банком, возвращать церкви право носить оружие и т. д. Только когда это Серсея кого-то слушала?
  • Лейтмотив лебединой песни Тома Клэнси Command Authority — «мы знаем, что виновата Россия, но нам никто не поверит». Герои моментально понимают, что директора СВР грохнула ФСБ, что Головко отравила полонием тоже ФСБ, погромы у базы ЦРУ в Севастополе устроила ФСБ, Оксану Зуеву убила ФСБ, теракт на митинге в Донецке устроила ФСБ, полулегендарный советский киллер «Зенит» — это нынешний директор ФСБ Роман Таланов, но больше никто в мире в это не верит и продолжает считать, что злой президент России и бывший полковник КГБ Володин — нежная пусечка.
  • Курт Кобб, роман «Прелюдия» — героиню зовут Кассандрой Юнг (Cassandra Young, букв. юная Кассандра). Как и положено Кассандре, девушка предсказывает, но окружающие не слушают. Потом плавно наступает предсказанное…
  • Терри Пратчетт, «Изумительный Морис и его учёные грызуны» — Злокозния имеет репутацию любительницы придумывать истории и подводить любую ситуацию под сказку, и поэтому, когда она говорит разъяренной толпе, что крысоловы-мошенники сейчас в подвале, где они страдают от «яда», который им помог скормить говорящий кот, то толпа, естественно, не верит, на что и рассчитывала Злокозния.

Кино[править]

Отечественные фильмы[править]

  • «Неуловимые мстители»:
    • Терехов, персонаж Савелия Крамарова, рассказывает чистую правду (он-то не знает, что мёртвые с косами были декорацией, созданной Мстителями), но ему никто не верит. В конце концов скепсис товарищей доводит мужика до того, что сам он, видя, как Даньку вытаскивают на верёвке из трубы, говорит себе «брехня» вместо того, чтобы поднять тревогу.
    • Бурнаш долго не верил Лютому и его версии о «засланном казачке». Поверил только тогда, когда явился отец настоящего Грини.
    • Весьма оригинальный вариант — песня Яшки-цыгана. «Спрячь за высоким забором девчонку — / Выкраду вместе с забором». Предупреждал ведь! И выкрал.
  • «Кавказская пленница»: Шурик честно рассказал милиционеру о том, что они украли невесту (бе-е-е!), а потом и всей психбольнице.
  • «Дамы приглашают кавалеров» — обаятельный мошенник Валентин (Николай Караченцов) в открытую говорит Ане, что занимается карточным шулерством и что обманом ужинает за счёт женщин. Наивная Аня думает, что интересный мужчина так шутит, а зря… Он немедленно облапошивает и её.
  • Пётр Михайлович Гаврилов в фильме «Брестская крепость». Учитывая то, что за «паникёрство» его аж желает судить НКВД (без задержания, впрочем), момент можно смело считать за педаль в пол.

Зарубежные фильмы[править]

  • «Пираты Карибского моря: на странных берегах» Анжелика скрывает своё происхождение от Джека, сказав Джеку правду: она — дочь Чёрной Бороды. Джек, хотя сам неоднократно пользовался этим приёмом, не верит.
    • Потом он сам опробует приём на них обоих.
  • Любой фильм трилогии «Назад в будущее»: Эммет Браун сколько угодно может рассказывать Марти о том, как опасно изменять что-то в прошлом. Но тот раз за разом будет пропускать его слова мимо ушей… а потом они вместе будут расхлёбывать то, что наворотил Марти.
    • В третьей части Док Браун честно рассказывает своей возлюбленной Кларе, что он из будущего и должен туда вернуться! Клара, естественно, приходит в ярость — она решила, что раз уж она увлекается книгами Жюля Верна, то Док над ней насмехается..
  • «Чужие»: когда Рипли говорит, что на корабле «Ностромо» всех убила неведомая космическая тварь с кислотой вместо крови, в это мало кто верит.
  • «Терминатор»: во втором фильме мы узнаём, что Сару Коннор посадили в психбольницу за её пророчества и мероприятия по подготовке к тёмному будущему. В сериале она перманентно находится на нелегальном положении по тем же причинам.
    • В первом фильме в роли Кассандры Кайл Риз в полицейском участке, рассказывающий полицейским про терминатора и перемещение во времени
  • «Все страхи мира» (по мотивам одноимённого произведения Тома Клэнси) — когда Кэти требует от Джека Райана объяснений, тот по совету начальника честно признаётся ей, что он сотрудник ЦРУ и сейчас летит в Россию в составе инспекционной группы по уничтожению списанных ядерных боеголовок, на что оказывается послан к чёртовой матери с такими сказками.
  • «Миссия в Москву» (1943) — фильм посвящен истории американского дипломата в СССР Дж. Д. Дэвиса. Он за время работы осознает опасность мировой войны и призывает помочь СССР, ради чего совершает все предсказания внешней политики Гитлера и даже упорство русских в случае войны. Но ему, за редким исключением, никто не верит… Предсказания не удивляют, учитывая, что фильм является экранизацией книги самого Дж. Д. Дэвиса, которая написана сильно позже всех упомянутых в ней событий, в 1942 г.
  • «Space Jam» — зря баскетболисты отмахнулись от гадалки: она-то, в отличие от многочисленных врачей, верно определила причину потери игроками таланта.

Телесериалы[править]

Отечественные сериалы[править]

  • Мини-сериал «Гостья из будущего» — слегка. Если дети расскажут как все было, то им не поверят или подумают, что речь идет о какой-то игре.
    • А ещё, когда Коля говорит деду Павлу о пиратах, то он не верит, вспоминая себя в Колином возрасте.
      • Впрочем, есть гипотеза, что не всё так просто с дедом Павлом. Иначе почему, поверив, он посылает Колю в самостоятельную погоню за вооружёнными бластером, гипнозом и метаморфизмом пиратами, а не в ближайшее отделение органов правопорядка? Едва ли на Земле будущего таковых уже нет.
        • Дед Павел упоминает, что ему 132 года, а Коля переместился ровно на сто лет в будущее. Возможно, они пересекались и в 20 веке.
  • «Агент национальной безопасности» — «Транзит», последняя серия первого сезона: бандит Челкаш действительно взорвал пост ГАИ из гранатомёта и сбежал из больницы, перебив охрану (ну что твой Рэмбо!). И Лёха Николаев — действительно «засланный казачок». Но Челкашу никто не верит, благо ФСБ уже заблаговременно кормит бандитов дезинформацией — и проверки на вшивость Лёха проходит, а вот Челкаш — нет. И вообще, спасает от преждевременной смерти Челкаша только то, что главарь банды Раджа — не беспредельщик, а бандит со стандартами. Но недолго.
    • А перед этим, в эпизоде «Наследник», отморозок Луфарь толкает речь о том, что подельник Костя Морган, непременно его, Луфаря, предаст. Пополам с самосбывающимся пророчеством — поведение Луфаря настолько безумно, что даже сам Морган неиллюзорно боится получить шальную пулю от него.
  • «Мачеха. Взрослые игры» — Лесе до последнего никто не верил, когда она утверждала, что Артур пытается заполучить «Фан» и что именно он убил её мать.
  • «Новые приключения ментов» (2 сезон), занятно обыграно в эпизоде «Сердечная недостаточность». Дукалис свято уверен, что к смерти бандита Зелинского причастен покойный киллер Спикер, а остальные коллеги по отделу не воспринимают это всерьёз. В итоге оказалось, что брат-близнец покойного Спикера действительно хотел зарезать Зелинского, но того от лицезрения «воскресшего Спикера» хватил инфаркт, благо сердечко преступного главаря уже давно было «на грани».

Зарубежные сериалы[править]

  • «Секретные материалы»: агент Малдер с его историями о паранормальных явлениях и инопланетянах — главное посмешище всего ФБР. Хотя он чаще всего оказывается прав.
  • «Подпольная империя»: целых два персонажа (Илай Томпсон и Микки Дойл) предупреждают Джимми Дармоди, что нельзя недооценивать Наки Томпсона и Моню Горовица. Джимми презирает и Илая, и Микки (не без оснований), а потому игнорирует Илая, а Микки Дойлу так и просто в ответ даёт в морду. Результат? Гибель Джимми и его жены от рук Наки и Мони.
  • «Кукольный дом»: агент Баллард крепко достал весь лос-анджелесский отдел ФБР рассказами о том, что Кукольный дом существует. Он действительно существует. Когда Балларду удалось туда проникнуть, а потом понадобилось отвадить оттуда коллегу, он сказал чистую правду: «Кукольный дом существует, ты на нём стоишь, я могу тебя туда отвести». Само собой, коллега послал его к чёртовой матери.
  • «Звёздный путь: Следующее поколение»: юного гения Уэсли Крашера никогда не воспринимают всерьёз — он же ребёнок, но при этом он зачастую видит и понимает больше взрослых и честно (и одновременно тщетно) пытается всех предупредить.
  • «Игра Престолов» — Маргери Тирелл предупреждает Его Воробейшество, что если Серсея не пришла на собственный суд, осознавая последствия своего отсутствия, значит, она не собирается страдать от них. И ей никто не верит. А зря, Серсея на самом деле вскоре избавляется от Его Воробейшества, а также Маргери и ПОЧТИ всех своих политических противников.
    • Справедливости ради, логика Маргери довольно шаткая и отдает сценарным ясновидением. Самый логичный вывод из отсутствия Серсеи — она сбежала. Вот то, что нет короля Томмена, это уже однозначно тревожный звоночек. Увы, сей аргумент Маргери не использует.
    • Оленна Тирелл в разговоре с Дейенерис предупреждает её на счет умных мужей и Тириона в частности. В итоге Тирион (хоть и по вине сценаристов) провалил все что мог. По его совету Дени не взяла Королевскую Гавань сразу пока была возможность, итог известен всем.
  • «Десятое королевство»: во время «испытания скромности» фальшивый принц искренне признаётся: я не тот, кто достоин править этим королевством, я просто пёс… Чувствуя искренность в его словах, все аплодируют «выдающейся скромности Его Высочества» — не подозревая, что перед ними и в самом деле просто пёс, которому магией придали облик принца.
  • «Хэппи» — когда у Ника спрашивают за игрой в покер, благодаря чему ему стало так везти в карты, он отвечает абсолютно честно, что на голове его соперника сидит маленький синий единорог и подсказывает ему расклад. Конечно, главному герою никто не поверил.
  • «Звёздный охотник» — в одной серии, Коул наконец рассказывает детективу Вику Бруно всю правду о себе и о беглецах-пришельцах. Реакцию Вика можно предсказать: поначалу считает, что над ним издеваются, а потом попросту принимает Коула за умалишённого. Коул сам подсвечивает, что уже понял, что на Земле довольно легко отвести от себя подозрения просто рассказав всю правду.
  • «Менталист» — Патрик Джейн не всегда знает, кто виновен. Именно поэтому в сериале то и дело проводятся очные ставки. Но Джейну коллеги не верят.
  • «Тайны острова Мако» — хотя Зак и в самом деле был отправлен пещерой на острове прямиком в лунный бассейн и стая не могла знать об этом, поскольку остров с суши не изучила ввиду презрения к ногам, всё равно совет русалок и даже Аквата не поверили, посчитав, что Зак вплыл в лунный бассейн полностью по недосмотру горе-патруля, и изгнал из стаи
  • «Бюро магических дел» — Питер, просто Питер, всем известный как житель Страны Эльфов (его там всерьёз никто особо не воспринимал в людском мире). Невероятно клёвое проклятие: и именно поэтому сначала Рокси не стёрла память (ибо влюблена в него), а затем Питер вошёл во 2-е «Бюро», где он действительно был полезен в ряде случаев.
  • «Волчонок» — Стайлз Стилински постоянно является голосом разума, который вдалбливает в головы своих друзей то, что тот или иной человек является злодеем, но ему не верят до того момента, как тот самый злодей официально не объявит свою личность. Работает как на Мэтте, которого Стайлз сразу назвал подозрительным, на Тео, которому вся компания внезапно верит, стоит ему рассказать трогательную историю, так и на Стайлзе самом: он первым заподозрил, что все странности, происходящие с ним могут быть причиной почти летальных инцидентов, и оказался прав практически во всех случаях.
  • «Дневники вампира» — Кол половину сезона объяснял, что допускать воскрешение Сайлоса нельзя, что бы им не сулили, это может аукнуться масштабными (глобальными даже) проблемами. Но Колу не верили не только Елена с Сальваторе, но и собственные брат и сестра, считая, что за свою долгую жизнь он слегка повредился умом и страдает пароноей. Кто был прав на этот счет? Кол. Кто был бессмысленно и жестоко убит? Тоже Кол. Правда, Кол позже умудртлся мстить всем с Того света, к сожалению, неудачно

Мультфильмы[править]

  • «Гадкий Я-2»: «Я точно знал, что ты — Эль Мачо!»
  • «Как казаки на свадьбе гуляли»: вечно пьяному старику о его приключениях с чертями никто не поверил.
  • Волк и Телёнок — Медведь не хочет участвовать в съедении Телёнка, выкормленного Волком — но под давлением Лисы и Кабана соглашается участвовать. Когда у дома Волка всю компашку расшвыривает Бык (в которого Телёнок и вымахал) правота Медведя становится очевидной (что им самим и подсвечивается).
  • «Василиса Микулишна» — уж твердила-твердила Забава Путятишна, что посол татарский — это не богатырь, а женщина, а князь Владимир так и не верил до последнего.
    • Даром что не признать женщину в после с очевидно нарисованными усами и не очень-то мужским платьем (а также выдающейся женской грудью) может только идиот, которым князь Владимир во всём мультфильме и выставлен. А остальные просто не смеют князю возражать и вообще вмешиваться в государственные дела. Даже Забава поневоле на свадьбу с женщиной пошла (правда, свадьба не состоялась).

Мультсериалы[править]

  • «Звёздные Войны: Войны клонов» — 5 сезон, когда клон Файвс (Пятерня в перевода Лостфильма) узнал про план Палпатина уничтожить джедаев и полностью захватить власть, про контролирующие чипы и т. д., а ему никто не поверил.
  • «A.T.O.M.»: архитектор и безумный гений Сайрус Грин предупреждает, что покровитель Экстремальной команды мультимиллиардер Янус Ли предаст ребят, как только в них пропадёт надобность. Ему не верят, пока в начале 2-го сезона не оказывается, что Ли действительно разгоняет Команду, да ещё и всерьёз планирует заменить человечество более совершенным зверолюдьми. С другой стороны, а вы готовы поверить человеку, неиллюзорно настроенному вас убить? Вот то-то же.
  • «Геркулес»: собственно Кассандра.
  • «Утиные истории», арка с «золотым солнцем»: «Шагнёт железо и метель задует им дорогу…»
  • «My Little Pony: Friendship is Magic» — в финале второго сезона Твайлайт считала, что Принцесса Кейденс ведёт себя явно не так, как вела себя Кейденс, которую она знала в детстве. Она твёрдо убеждена в том, что Кейденс — самозванка, особенно после того, как Кейденс применяет на её брате мощное заклятие, от которого у него болит голова. Увы, но друзья поначалу не верят ей и, более того, относятся к её обвинениям с презрением. Но в итоге Твайлайт оказалась права: на самом деле эта Кейденс была предводительницей чейнджлингов Королевой Кризалис, а настоящая Кейденс томилась в заточении в катакомбах под замком Кантерлота.
  • «Мистер Пиклз»: никто не верит дедушке, что всеми любимый пёс — исчадие преисподней. А старик прав.
  • «Южный парк» (1103 Вшивые приключения): в роли предсказателя выступает учёная вошь.
  • «Легенда о Корре»: Корра говорит схватившим её стражникам, что их королеве грозит смертельная опасность от Захира, который, по сути, сам на это намекнул ей в мире духов. Естественно, никто не собирается верить в этакую ахинею.
  • «Стар против сил зла» — тощая замухрышка неопределённого возраста, обитающая в мусорном баке и говорящая словесной окрошкой, именует себя «величайшим воином, что когда-либо видел свет». На неё обращают внимания не больше, чем на пациентку дурдома, вот только Стар с первого взгляда опознаёт в ней Мину Лавберри
  • «RWBY»: Рейвен всем желающим рассказывает, что Сейлем бессмертна, но подобной особе никто верить не хочет… А в шестом томе выясняется, что Сейлем абсолютно бессмертна.
  • «Рапунцель: новая история» — Рапунцель не слушала свою лучшую подругу и не понимала намёков, что та может совершить поворот налево кругом. А зря. Педаль в недра Короны: имя подруги — именно Кассандра!

Комиксы[править]

  • Вселенная DC: Джор-Эл, будучи одним из ведущих учёных Криптона, предупреждал, что Криптон погибнет. Ему не верили, даже когда Криптон начал разрушаться.

Аниме и манга[править]

  • «Волчий дождь»: Квенту Яйдену никто не верит, когда он рассказывает, что волки в человеческом облике ходят среди людей. Квент, конечно, престарелый алкоголик, но в данном случае он не ошибается.
  • Bishoujo Senshi Sailor Moon: в 1 сезоне Рэй часто говорила Усаги, что Мамору очень похож на обожаемого ими обеими Такседо Маска. Усаги долгое время не верила, а надо бы… Хотя бы потому, что Рэй — всё-таки неплохой экстрасенс.
    • А в начале второго сезона Усаги верит, что Мамору — это Рыцарь Лунного Света. Потом видит их вместе… Потом все встает на свои места… Авторы сериала и тут умудрились порвать собственный же шаблон!
  • Blood: The Last Vampire: когда медсестра в истерике кричит, что одна из учениц превратилась в монстра и напала на неё, негр-полицейский лишь добродушно хохочет и считает, что над женщиной просто подшутил кто-то из школьников (тем более, что действие происходило в ночь Хеллоуина). Правдивость рассказа медсестры подтвердилась довольно быстро, причём с плачевным исходом для стража порядка.
  • Shiki: жители деревни только потешаются над местной старухой-шаманкой, когда та называет виновниками «эпидемии» вампиров-окиагари.
    • Точно так же отец Нацуно не верил рассказам Каори и Акиры. Да и с доктором Одзаки такое было.
  • Youjo Senki — однажды став свидетелем безжалостности главной героини, Реруген убежден в том, что Таня — это чудовище в человеческом облике, которое в конечном итоге принесёт гибель Империи и всему миру, если его не остановить. Из-за этого он активно пытается остановить её продвижение по службе, сообщая о жестокости и невменяемости «Демона Рейна» высшим эшелонам Имперской Армии при каждом удобном случае. Большинство имперских офицеров либо игнорируют его, либо, если и верят, всё же считают Таню слишком полезной для того, чтобы вот так вот просто уволить из армии такого ценного специалиста.
  • Elfen Lied — очень грустный пример. Когда младшая сестра Коты Канаэ говорит брату, что видела, как рогатая девочка убила людей на фестивале, Кота называет сестру вруньей. Затем, когда в вагоне поезда внезапно появляется Люси, и Канаэ, защищая брата, толкает её, Кота отвешивает сестре пощёчину и яростно требует от неё извиниться перед его подругой, иначе он возненавидит Канаэ. Шокированная Канаэ со слезами умоляет брата не ненавидеть её, но в следующую же секунду Люси разрывает девочку напополам

Видеоигры[править]

  • Mass Effect: коммандер Шепард может до хрипоты убеждать Совет, что Жнецы существуют и собираются уничтожить всё живое — ему/ей всё равно не верят. Пока Жнецы в буквальном смысле не сваливаются им на головы.
  • Vampire: The Masquerade — Bloodlines: на протяжении игры протагониста ТРИЖДЫ предупреждают о том, что не следует открывать Анкарский саркофаг. Нет, правда, не надо его открывать — вместо древнего могущественного вампира (у которого, предположительно, можно высосать кровь и обрести невероятное могущество) там установлена бомба с таймером на десять секунд. За этим стоит первый вампир. Вас предупреждали.
    • Там же, только педаль в магму: вампиры клана Малкавиан. По легенде, ментально связаны друг с другом и с первым из Вампиров. Несут бред, троллят толсто и тонко, другими персонажами воспринимаются как чудаки. А теперь, зная этот троп и вышесказанное, прочтите вот это, что игрок, играя за этот клан, в качестве «шутки» говорит одному из персонажей: На самом деле первый из вампиров Каин всё ещё жив и следит за нами из тени. Также в ответ на одно из предупреждений произносит: Да. Гробница озарит ночное небо.
  • Saints Row 4: пресс-секретарь президента США (то есть протагониста) Кинзи Кенсигтон неоднократно предупреждала об угрозе инопланетного вторжения и на борьбу с ней просила «всего» 3 миллиарда долларов. Но так Кинзи никто не воспринял всерьёз, Земля была уничтожена в результате вторжения зинцев.
  • В Dragon Age: Origins, когда герой появляется в Остагаре, он может поговорить с раненым солдатом, который, побывав на разведке, видимо, обезумев, кричит: мы все погибнем, король погибнет, Серые стражи погибнут! За него извиняется сиделка, мол, бред у человека, не обращайте внимания. При первом прохождении игры действительно кажется, что это был бред — хотя солдат абсолютно прав (и возможно, даже находится в пророческом трансе).
  • Fallout: New Vegas: в поселении Новак живет полоумный старик Нунан, который несет всякую чепуху. То рядом с поселком завелся невидимый монстр с автоматическим оружием, который заставляет коров притихнуть; то слишком приветливым и опрятным людям нельзя доверять, ибо у них явно на совести какое-то отвратительное преступление; то мимо пролетали религиозные мертвяки на ракетах, ищущие новый дом… и все это чистая правда!
    • Кроме последнего. Нелай вообще-то утверждал, что призраки-коммунисты собираются полететь на Луну, чтобы покрасить ее в розовый цвет и нарисовать портрет Ленина.
  • The Legend of Zelda: Majora’s Mask: на протяжении большей части игры Луна заметно приближается к Клоктауну и Термине в целом, но это практически никто не замечает, а тех, кто понимает всю опасность, попросту игнорируют[1].
  • WarCraft 3: Reign of Chaos: король Теренас не поверил Медиву, что грядёт тьма, и надо плыть на запад. Верховный маг Антонидас не поверил Медиву, что грядёт тьма, и надо плыть на запад. Принц Артес… ну вы поняли. Джайна с трудом, но поверила Медиву. Первые двое мертвы, третий перешёл на сторону зла и несколько побледнел, а последняя поучаствовала в спасении мира. А Тралл поверил сразу, и для Орды всё вышло весьма хорошо. А разгадка одна — магия. Джайна, будучи магом, сумела увидеть в Медиве огромную силу (хотя странно, что её тогда не смог увидеть сам Антонидас), а Траллу, как шаману, духи предков настоятельно советовали поверить пророчествам, хотя сам он считал их поначалу бредом безумца, как и остальные.
    • Джайна уже своими глазами увидела творящийся звездец, а оркам сами духи велели валить с земель, где им не рады.
  • StarCraft 2: Legacy of the Void: в самом начале Зератул пытается предупредить протоссов об Амуне, но его не слушают. Кончилось это не очень хорошо (особенно для Зератула).
    • Справедливости ради, к тому, что случилось далее, протоссы подготовиться не могли никак…
      • Могли. Зератул предлагал им всем сделать себе обрезание, но они послушали бы только Иерарха Артаниса, а он как раз Зератулу и не поверил, пока Зератул ценой своей жизри не сделал обрезание ему.
        • Это для них было совершенно неприемлемо: «обрезание» разрушило бы их связь с Кхалой, а Кхала — ключевая часть их культуры, и на такое протоссы пойтить никак не могли.
  • Baldur’s Gate II: Throne of Bhaal: Громнир Ил-Хан при встрече говорит герою, чтобы тот не доверял Амеллисан, дескать, она хочет погубить всех потомков Баала. Но наш герой его не слушает и атакует. О том, что полуорк был прав, выясняется в самом конце.
  • Oblivion, квест «Детектив»: Тёмное Братство запускает в особняк в Скинграде шесть человек, приманив их байкой о спрятанных там сокровищах. Один из этих шестерых — вы, и при входе в особняк одна из участниц поисков попросит вас представиться. Можно рассказать короткую грустную сказку про больного ребёнка, а можно честно признаться в том, что вы — наёмный убийца, которому поручено убить остальных гостей. Участница в ответ рассмеётся и оценит вашу «шутку».
  • WarHammer 40,000: Dawn of War: инквизитор Мордекай Тот уже при первом своём появлении предлагает Кровавым Воронам покинуть Тартарус, оставив планету до прихода варп-шторма, но капитан 3 роты Ангелос упорно не слушается. В итоге оказывается так, что если бы Вороны действительно ушли и позволили хаоситам завершить свои поиски, это было бы меньшим злом.
  • Dragon's Dogma: Граф Эдмун отказывается верить в то, что протагонист смог уничтожить дракона и обвиняет того в заговоре против трона. С другой стороны, учитывая то, как именно Эдмун получил трон сам, неудивительно, что он скажет что угодно, лишь бы не потерять собственный титул.
  • Metro Exodus — сначала Артём ищет радиосигналы других выживших на Земле. Мельник и Анна ему не верят — ведь всем известно, что никто не выжил. И вот он обнаруживает систему радиоглушения, после отключения которой оказалось, что выжившие есть, и их много! Казалось бы, давайте впредь и дальше прислушиваться к этому парню, раз он оказался прав… Что ты там мелишь про то, что никаких оккупационных сил на территории страны нет? Ведь всем известно, что эти западные собаки (без обид, Сэм) только и мечтают о том, чтобы захватить наши радиоактивные берёзки!
  • The Next Big Thing — Дэн Мюррей может лепить правду-матку в лицо самым оскорбительным образом, рассказывая в мельчайших деталях ЧТО он сделает с собеседником и услышать в ответ лишь «Что за парень!». А потом жертва правдолюбца будет рвать волосы на голове от осознания.

Визуальные романы[править]

  • Saya no Uta — до встречи с Фуминори Сая жила в госпитале и развлекалась тем, что пугала пациентов с психическими отклонениями. И действительно, ну кто же им поверит, что это вырвиглазное чу-чу — вовсе не плод больного воображения?
  • euphoria — во время испытания с Канаэ в заминированной коробке есть два способа её освободить — герою необходимо пожертвовать указанные части тела или же решить за десять минут астрономически сложную (в данных условиях) математическую задачку. Нему практически сразу же сообщает правильный ответ, но ГГ считает её волком в овечьей шкуре и в итоге пытается решить задачу самостоятельно. В последние секунды испытания доходит до того же ответа.
  • Бесконечное лето — Семён может сказать Алисе, что попал в «Совёнок» из будущего, и не может ничего ей обещать, потому что не знает, когда вернётся назад в будущее. Алиса отреагирует на эти слова, как Клара Клейтона — на признание доктора Брауна. В этой концовке Семён Алису в своём времени не встретит.
  • Hatoful Boyfriend — Ангел в деталях способен рассказать все секреты школы вплоть до разработки биологического оружия. Но поскольку он при этом считает, что живёт в фэнтези-JRPG, подача очень хромает и ему никто не верит.
  • Rance — Ну кто, кто поверит что этот несерьезный, глупый гопник: Победил бывшего короля демона, несколько темных лордов, легендарного убийцу, имеет легендарное оружие, спас Леазас, Зетч и объеденил Японию, да и ещё принцессы Зетч и Леазас спорят насчет того, чей он будет муж и король. (На момент Rance Quest) Рэнс хвалится этим постоянно, ну никто ему не верит и до событий последней игры(X — 10! части), он так и остается нонеймом. Что интересно, когда он хочет реально обмануть, то все ему верит, даже если все указывает на обратное.

Музыка[править]

  • Клип на песню «Shut your mouth» группы Pain — правительственные чиновники наотрез отказываются верить вокалисту, в доме которого нагло поселился инопланетянин.
  • Громыка — «Говорил я вам». Особенно минималистичный случай — весь текст сводится к «Говорил я вам, не прислушались — так и получилось»

Реальная жизнь[править]

« А раньше где были? Когда думать было надо, а не резать сплеча семь раз… А сейчас спохватились, забегали. И все сзади оказались. В самом глубоком смысле. А Черномырдин предупреждал. И не просто, а непросто… Потому что знал и видел, как в воду. И что? Да ничего. А у нас ведь как? »
— Виктор Черномырдин

См. также мета-пророчество

  • «Слово о полку Игореве»: автор, критикуя раздробленность русских княжеств, упоминает «Бусово время», о котором поют «готские красные девы». Согласно мнению большинства учёных, здесь имеются в виду события IV века, когда война между двумя довольно близкими народами готов и протославян-антов[2] во главе с князем Бусом привела к порабощению обоих народов кочевниками-гуннами (об этом можно прочесть, например, у Иордана). В тексте чувствуется посыл: «Если не отбросите свары, закончите так же, как ваши предки — кочевники из Степи всех сметут». Князья не прислушались. До монгольского нашествия оставалось всего полвека…
  • Иван Блиох опубликовал в 1898 году шеститомник «Будущая война и её экономические последствия», в котором весьма точно описал техническую подоплёку и результаты Первой мировой войны. Книга была весьма популярна, однако ход войны совершенно не изменила.
  • АНБ «продавило» как международный стандарт криптографический генератор псевдослучайных чисел на эллиптических кривых с «чёрным ходом»: зная параметры кривой и 32 последовательных числа, можно восстановить всю цепочку. Известнейший шифровальщик Брюс Шнайер спросил: откуда кривая? Никто ему не поверил. Вмешательство спецслужб было раскрыто много лет спустя, тем самым Эдвардом Сноуденом.
  • Фердинанд Фош, ознакомившись с условиями Версальского мирного договора, заявил, что это не мир, а перемирие на 20 лет. Что характерно, ошибся всего на два месяца.
  • Игнац Филипп Земмельвайс, венгерский врач-акушер, профессор, один из основоположников асептики. Добился прорывных для своего времени показателей по снижению % смертности среди рожениц: с 30-50 аж до 7. Неизвестно, кому именно и в связи с чем конкретно подобное нововведение пришлось не ко двору, но вскоре, 30 июля 1865 года, некий Фердинанд Риттер фон Гебра обманом завлёк новатора посетить сумасшедший дом в Дёблинге под Веной. Когда же Земмельвайс эту фишку просёк и попытался лыжи из стен дурки смазать, то злые санитары его ретивейше избили, спендекрючили, вырядили в традиционные одежды с непропорционально длинными рукавами и заперли в тёмную комнату с мягкими стенами. В качестве «лечения» ему прописали слабительное и обливания холодной водой. А спустя пару недель бедный доктор и вовсе скончался в позорном узилище от, кто бы мог подумать, сепсиса — ирония весьма острое оружие. До открытий Листера оставалось ещё 18 лет. В современной психологии имеется мемориальное понятие «Рефлекс Земмельвайса», которым обозначают отрицание новых данных на основании того, что они противоречат устоявшимся представлениям.
    • Никого не оправдываем, но сгубило Земмельвайса, как ни странно, отсутствие какого-то обоснования своей теории — до открытия болезнетворных микроорганизмов оставалось немного, но еще оставалось, и почему мытье рук хлоркой помогало никто не понимал. Сама медицина еще не сильно отошла от знахарства. А может, это новая вентиляция миазмы вытягивала. Тем более, бывало и что руки мыли, а вспышки родильной горячки встречались — потому, что мыли перед осмотром сразу всех пациенток, а среди таковых могла попасться как сифозная бомжиха, на которой чего только не было, так и просто женщина с онкологией матки (опухоль выделяет токсины, если кто-то не знает). А претензия «получается, они гробили пациентов» это немного странно. Получается, что после открытия работающего метода лечения врачи становятся виновны в том, что лечили тем, что не помогало? А после опытов Пастёра не «стало нельзя отрицать очевидное», а стало понятно, почему и как это работает, и Пастёра, почему-то, никто не довел и не закрыл, и не забил.
  • Записка Дурново, в которой последнего царя предупреждали, чем закончится для него война. Предупреждение оказалось настолько точным, что до сих пор в нем подозревают апокриф.
  • «Дневник белогвардейца» колчаковского генерала и даже военного министра А. П. Будберга состоит из этого чуть ли не наполовину. Всю книгу генерал приходит в злобу, бешенство и отчаяние, что его алармистские предсказания о развале собственной армии и тыла никто не слушает, и они в итоге сбываются. Люто был нелюбим за это многими соратниками.
  • Лев Федотов, советский старшеклассник из 1930-х, в своих записках удивительно точно предсказавший не только сам факт будущей Великой отечественной, но и её исход. О пророчестве стало известно уже после войны (которую наш герой не пережил), — и, может, и к лучшему: в довоенные годы ему бы за это выписали не благодарность, а как минимум вызов на допрос.
    • Точно, за научную фантастику вообще расстреливали.
  • В 2003 году знаменитый серийный убийца Александр «Шахматист» Пичушкин, который на тот момент убил уже как минимум 30 человек, пришёл в милицию сдаваться с повинной, но был успешно послан на три весёлых буквы.

См. также[править]

Примечания[править]

  1. К примеру, в мэрии настаивают на проведении Фестиваля Огня в конце Последнего Дня (проще говоря — накануне апокалипсиса). При этом, если ждать до того времени, когда до падения Луны останется 6 часов, то можно увидеть, что убедить мэра по поводу его проведения действительно удалось.
  2. Германцы-готы всяко ближе славянам, чем тюрки-гунны, да и совместное проживание в рамках пшеворской и черняховской культур не могло не наложить свой отпечаток.