Я этого не просил

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
« Я не просил этого. Я не просил Айзека спасать мне жизнь. Может, я хотел умереть. Мне было весело, мать твою! Я был жив! Кто, чёрт побери дал ему право лишать меня этого?! Я не могу больше играть, я не могу любить. Всё, что могу — чахнуть в безвестности »
— Эш Риверс, Vampire: The Masquerade — Bloodlines
« Я для него какой-то урод. Плюшевая игрушка. Да только вот это не мой выбор. Я не просил, чтобы меня разбирали, потом снова собирали, сто раз перебирали. Чтобы вышел такой недоделанный монстр. »
—  Енот Ракета, Стражи Галактики
DX1Nt51W0AA8v8 .jpg

Есть некий персонаж. Он уважаем, богат, просто крут, наконец — одним словом, выгодно отличается от остальных. Многие завидуют ему из-за этого — по-чёрному или по-белому, не суть. Всё бы хорошо, да есть одна проблемка…

Я этого не просил — явление, при котором от «выгодного» отличия персонажа в восторге все (ну, или почти все), кроме него самого.

См. также Крутой поневоле, Герой поневоле, Сверхспособности — это плохо, Хочу быть нормальным. Близкое до смешения понятие — Невероятно клёвое проклятие (хотя с точки зрения героя это может быть, напротив, Невероятно отстойный дар).

Примеры[править]

Литература[править]

Русскоязычная[править]

  • М. Булгаков, «Собачье сердце»: пёс Шарик не просил, чтобы его превращали в человека, и после превращения Шариков при случае напоминает об этом профессору Преображенскому, который его и превратил в процессе научного эксперимента. И это единственный в книге момент, когда обычно не лезущий за словом в карман Преображенский явно не знает, что ответить.
    • Справедливости ради, Шариков тем более не просил, чтобы его «возникали» из ниоткуда и ввергали в очень непростую жизнь без семьи, друзей, детства, биографии и вообще хоть каких-либо корней, вынуждая во всём зависеть от самодовольного евгениста-мизантропа.
  • Братья Стругацкие, «Трудно быть богом». «— Я не звал вас. Я никогда никому не молился. Вы пришли ко мне сами. Или вы просто решили позабавиться?» (Арата — Румате).
  • «Сварог»: Майор Станислав Сварог однозначно не просил своего попадания на Талар и участия в тамошней игре престолов в роли Серого Ферзя.
    • Но очень не хотел тянуть рутинную лямку кадрового офицера в Монголии бок о бок с откровенно гулящей женой. Высшие силы услышали… Бойся исполнения своих желаний!
      • Более того, попав в Монголию доисторическую, ещё и формулирует желание более чётко: вот кабы не в степь, а в европейский королевский замок, вот тогда бы… Да Золотая Рыбка бы лучше автора не справилась!
  • «Хроники странного королевства» — с прикрученным фитильком: Шеллар не то чтобы не хочет быть королём — он скорее осознаёт, насколько это тяжёлая и ответственная должность. И задавая себе вопрос: «А я потяну королевство?» сам же на него и отвечает: «Я должен». Тем не менее, разнообразный церемониал и традиции он искренне ненавидит и не скрывает этого.
    • Королевство он получил ценой гибели всей своей семьи, кроме принца-бастарда Элмара, принца-бастарда Мафея и сестёр, сплавленных замуж за границу. Конечно, он этого не просил!
  • «Хроники Арции» Веры Камши: герцог Рене Аррой искренне желает быть просто капитаном своего корабля. Но вынужден быть то адмиралом, то королём…
  • «Время меча» Юрия Нестеренко: принца Артена интересует только наука, и он терпеть не может своё высокое происхождение, втягивающее его в политику. «У меня нет времени на то, чтобы править государством!»
  • Анатолий Рыбаков, «Кортик»: пример внутри произведения, постановка Саши Огуреева «Кулак и батрак». «Ваня, я тебя крестил!» — «Я вас об этом совсем не просил!»
  • Генри Лайон Олди, «Я возьму сам». Главный герой, попав в другой мир, стал носителем «царственного духа» фарра. Носителю фарра с искренней радостью подчиняются подданные (кроме немногочисленных «небоглазых», но этих сущие единицы), его не смеют тронуть в бою враги, бонусом идёт идеальное здоровье и жизнь до двух с лишним сотен лет… даже уметь править не особо обязательно, от самого наличия правителя дела державы идут на лад. Казалось бы, живи, царствуй и радуйся. Вот только воин, поэт и идейный бродяга аль-Мутанабби меньше всего желал себе подобной судьбы и приложил массу усилий, чтобы только от фарра избавиться.

На других языках[править]

  • Роберт Грейвз, «Я, Клавдий» — Клавдий неохотно принимает из рук преторианцев рычаги власти, будучи уверенным, что в противном случае его жену (ту самую, но пока ещё любимую Мессалину) и детей просто убьют. Он не особо готов это признавать, но император из него получился неожиданно хороший.
  • Р. Сабатини, «Одиссея капитана Блада» — ну не хотел Блад идти в пираты после захвата «Синько Льягас»! Однако пришлось — всё же и в морской тактике он понимал, да и команда потребовала.
  • «Гарри Поттер»: Гарри — Избранный, о котором было сказано в пророчестве Трелони. Однако, кроме него, под определение Избранного подходил также и Невилл, и неизвестно, почему Волдеморт выбрал именно Гарри. А если Волдеморт намеревался убрать их обоих по очереди — почему он начал именно с Гарри?
  • «Песнь льда и пламени»: Джон Сноу вообще ничего и никогда не просит, таково воспитание бастарда.
    • Но сначала его избирают лордом-командующим по инициативе мейстера Эйемона Таргариена. На это Джону приходится согласиться, потому что он всё-таки давал присягу служить Дозору, а у того явные проблемы с командным составом.
    • Затем товарищ Станнис, который считает, что кадры решают всё, пытается объявить Джона законным Старком и лордом Винтерфелла. От этого Джону всё же удаётся отбояриться — именно под предлогом того, что он теперь лорд-командующий и у него не менее важные задачи, чем у искомого Станнисом лорда Винтерфелла.
  • Анджей Сапковский, «Сага о ведьмаке»: в рассказе «Нечто большее» во время лечения Геральта целительницей Висенной произошел между ними «тёплый» разговор на тему ведьмачей доли Геральта.
  • Кэтрин Куртц, «Камбер Кулдский» — законного наследника престола Камбер и компания извлекают из монастыря, где он был вполне счастлив, и силой заставляют возглавить восстание и принять корону. Новообретённый Синхил Халдейн со своей долей так и не смирился.
  • Йозеф Томан, «Калигула или После нас хоть потоп». Император Тиберий ненавидит авторитарную власть, ненавидит Сенат и презирает большинство людей. Все, чего он хотел бы, это жить с любимой женой в уединенном поместье. Именно этого ему сделать не позволили. Притом он искусный государь, но его мизантропия все портит.
  • Малия в «Утонувших городах» П.Бачигалупи хочет не воевать, а лечить людей. Но доктора-учителя убили, деревенскую клинику сожгли, сводного брата забрали в рекруты… Мачете в зубы — и вперёд. Организует собственное бандформирование! Боевик у неё всего один, зато одноглазый крутой спецназовец. Когда первый раз в жизни девочка берёт заложников — говорит именно этими словами: «Я этого не просила».
  • «Досье Дрездена» — в «Холодных днях» Гарри осознает, что Лилия вовсе не собиралась становиться Летней леди. У сменившей её на этом посту Сариссы мнения тоже не спрашивали (и вообще её готовили на Зимнюю). А Молли тоже не думала становиться Зимней леди (хотя её неявно готовили на Летнюю). Такие дела.
  • Том Клэнси, цикл книг о Джеке Райане. Упоминается практически в каждой книге — Райан постоянно вступает то в дерьмо, то в партию то в ЦРУ, то в Белый дом, то вообще становится президентом США, и постоянно бурчит «вот на фига мне всё это надо, я этого не просил».
    • Главный антагонист LOcked One Георгий Сафронов страшно мстит ненавистной родине-мачехе. Он не просил русских родителей усыновлять себя, дагестанского сироту, называть его Георгием, давать образование и позволять ему стать директором первой в России частной космической компании. У него же отняли ислам и возможность быть чабаном в родном ауле. Ради этого право же стоит захватывать Байконур, ставить на свою ракету ядерную бомбу и угрожать вжарить по Москве!
  • Терри Брукс, «Эльфийские камни Шаннары» — выбранная Элькрис преемница не просто не в восторге от навязанной ей роли Избранной. Она ещё и искренне уверена, что если послать Алланона куда подальше и закрыть дверь поплотнее, со вторжением демонов справятся как-нибудь и без неё. Её можно понять, учитывая, что по итогу её предназначением было превратиться в дерево.
  • Терри Пратчетт, Discworld — Ваймсу очень не хочется руководить большой организацией, но очень хочется, чтобы в Анк-Морпорке появилась наконец эффективная городская стража — а Ветинари ставит условием появления новой стражи именно то, что её возглавит Ваймс и никто другой. В итоге Ваймс неохотно соглашается на повышение.
    • Это продолжается и дальше. Каждый раз, как стража под началом Ваймса разрулит какой-нибудь большой кризис, Ветинари впаривает Ваймсу новый титул — но в придачу идёт что-нибудь очень полезное для стражи и города в целом, так что Ваймсу приходится соглашаться. Так, например, он стал герцогом… после чего Ветинари начал поручать Ваймсу дипломатические задания, с которыми умный, хоть и весьма прямолинейный полицейский очень неплохо справлялся.
    • Судя по всему это его стандартное решение проблемы руководства, ведь лучше всего работу делает человек, который в принципе не хочет этим заниматься. Даже больше, он САМ почти не занимается руководством, он просто В КУРСЕ, что делают его подчинённые и регулярно об этом им напоминает!
    • Аркканцлер Незримого университета Наверн Чудакулли считает лучшим наказанием — повышение по службе. Самое странное, что это мнение теперь разделяет весь Незримый университет! Хочу напомнить, что до появления этого не убиваемого главы, повышение было в основном клингонским.
    • Ринсвинд. Просто Ринсвинд. По его словам, лучше бы он вообще не рождался. Под конец ему таки удалось вновь занять скучное место помощника библиотекаря, но что он пережил в процессе? это один большой спойлер, читайте сами.
    • По началу на это пеняет внучка Смерти, которая даже к мистике относилась скептически! После всё же втягивается в спасения мира, ей то что, «при исполнении» она ведь неубиваемая.
  • «Интервью с вампиром» Энн Райс. Главный герой, Луи, долгое время после обращения тяжело переживает необходимость убивать для продолжения своего существования и даже пытается перейти на питание кровью животных. Вампиры тут вполне классические: бессмертные, нечеловечески сильные и проворные, наделенные мистическими силами, но Луи все же не в восторге. Его ментор, Лестат, тоже пример тропа, хотя поначалу бытие вампира ему весьма даже нравилось. Что характерно, ментор Лестата кончает с собой вскоре после обращения последнего. Так что это общий мотив всего сеттинга.
  • «Колесо Времени» — педаль в пол. Ни один из трёх главных героев не просил быть та’вереном. А в особенности Ранд, на которого ещё и навалили возможное безумие от Единой Силы и обязанность спасения мира от Тёмного. И это при том, что жители этого мира не особо-то его и любят.
  • «Врата Смерти» — воскрешённый Альфредом Монбанком Хьюго Длань. Более того, теперь Хьюго бессмертен. Однако Хьюго после этого чуда уходит с горя в запой: на том свете ему, в общем, понравилось, а на грешной земле заняться уже нечем, ведь Хьюго — профессиональный киллер, а оборотной стороной его бессмертия является физическая неспособность причинять смерть кому бы то ни было.
  • Нейромант Уильяма Гибсона — Генри Дорсетт Кейс НЕ ПРОСИЛ себе улучшенную, моментально нейтрализующую стандартные наркотики печень! И даже нашел в итоги такие наркотики, которым и улучшенная печень нипочем а большую часть гонорара в конце книги спустил на то, чтобы вновь заиметь вместо улучшенной печени обычную.
    • В том, что финальная стадия миссии пошла не вполне по плану, тоже виноват не он а прошляпивший сразу две угрозы всей операции Уинтермьют, но именно Кейс повел себя геройски и вытащил Молли. Ну и операцию до конца довел.
    • Дикси «Флетлайн» настолько не просил запускать копию своего сознания уже после своей смерти для «одного последнего дельца», что попросил Кейса после «дельца» оную копию стереть. Даже несмотря на способность копии взламывать киберсистемы чуть ли не буквально силой мысли. Нейромант, в своей обычной манере, молча и без разрешения сделал себе бэкап и поместил в свой «рай». И Линду Ли забэкапил. И самого Кейса.
    • Бобби «Граф» Ньюмарк из «Графа Ноль» много выпендривался, что нормально для мальчика его возраста, но вряд ли хотел вляпаться в настоящую заварушку. Когда же все равно вляпался, повел себя в ней не то чтобы прямо «круто», но, в целом, держался молодцом.
      • Энджи Митчелл, в целом, тоже как минимум не струсила. Хотя не просила ни побега в ночи под перекрестным огнем на мотодельтаплане из места, где она провела всю сознательную жизнь — неизвестно куда, к кому, с кем и зачем, ни тем более «веве» биософта в головном мозге, делающих ее оракулом «диких» ИскИнов и ходячей живой кибердекой в одном лице.
    • Марла Крушкова хотела быть искусствоведом, а не агентом сверхбогатого влиятельного мерзавца, жутковатым планам которого она потом еще и осмелилась бросить вызов — и ведь преуспела! Пусть и не то чтобы без по(ту)сторонней помощи.
    • Кумико из «Моны Лизы Овердрайв» выполняла волю отца, как и положено порядочной дочери… пока не стало очевидно, что человек отца сам ввязался в какой-то гайдзинский блудняк, и ее, Кумико, в него втянул. И тут девочка начала действовать не то чтобы агрессивно, но решительно и с выдумкой — в ситуации, которая очевидно менее всего отвечала ее как минимум осознанным желаниям.
      • Слик Генри не хотел синдром Корсакова и мучительно ваять потом кинетические статуи, он хотел просто угонять чужие тачки.
        • А вот Мона не просила превращать ее в копию Энджелы Митчелл, но осталась превращением крайне довольна — ну, пока до нее не дошло, что бесплатного сыра в приличных местах не бывает, и она не дала от добрых дядей деру.

Фанфики[править]

  • «Гарри Поттер и методы рационального мышления» — Гермиона совсем не просила делать из неё ЭТО! Особенно в плане «ауры чистоты и невинности». Хотя не то чтобы она была недовольна.
    • Сам Гарри просил ЭТОГО не больше нее, что Гермиона в финальной сцене сама же и подсветила. В своем нынешнем состоянии, впрочем, Гарри с гипотетическим неизмененным собой ни за какие коврижки бы не поменялся.

Кино[править]

  • Farinelli (в прокате «Фаринелли-кастрат») — главного героя не стали спрашивать хочет ли он сохранить свой ангельский голос, или он предпочёл бы сохранить кое-что другое
  • «Конан-варвар» 1982-го года: когда Тулса Дум говорит о том, что он сделал Конана таким, каков он есть теперь, Конан молчаливо соглашается. Когда Тулса пытается представить толпе своего новоявленного «сына», Конан срубает Тулсе голову. Да, именно за это.
  • «Стражи Галактики» — смотрите эпиграф.
  • Шариков из советского фильма Собачье сердце. Крутым его можно назвать с очень большой натяжкой, но в ходе фильма он сам заявляет, что не давал согласия на операцию.
  • «Чужой: Воскрешение» — Эллен Рипли, которая воскресает благодаря безумному учёному даёт ему же понять, что она знает о Королеве Чужих на борту, и о том, что ничем хорошим это не кончится.
  • «Дэдпул». Он этого не просил, он просто хотел жить…
  • «Властелин Колец» — в режиссерской версии есть сцена, в которой Арагорн говорит Элронду о своем нежелании короны Гондора именно в этом ключе.
  • Фантастическая четвёрка 2014 года поначалу только и может, что ныть из-за своих способностей. Хотя реальный повод есть только у Существа, ставшего уродом, у остальных способности сродни магии, которую нужно просто контролировать. Как ни странно, больше всех бомбит не он, а Рид Ричардс, чьи способности чуть ли не самые выгодные, и именно Бену приходится его возвращать по заданию правительства.
  • Repo Men — главный герой после нечастого случая, во время работы коллектором, очнувшись обнаружил, что пока он валялся без сознания, ему заменили сердце на кибернетику, и оформили медицинскую ипотеку… а ведь, в случае просрочки с оплатой за ним придут его коллеги изымать сердце за неуплату.

Телесериалы[править]

  • «Farscape»: Главгерой получает способность открывать червоточины и путешествовать по ним, не превращаясь в розовый кисель. Да, можно быстро перемещаться куда угодно (даже во времени), можно убрать вражеский крейсер с орбиты на счёт раз, можно устроить конец света. Но когда за тобой гоняются армии двух самых сильных империй галактики — захочешь, чтобы все поверили, что ты это забыл.
  • «Игра престолов», третий сезон, восьмая серия. Тирион Ланнистер, фактически, приносит извинения Сансе Старк за то, что его на ней женят. И буквально произносит фразу, вынесенную в заголовок статьи.
    • Седьмой сезон, вторая серия. Джон Сноу произносит фразу: «Вы выбрали меня своим королём. Я не хотел этого. И не просил об этом».
      • Иные зрители ехидно замечают, что на весь восьмой сезон у нехочухи Джона всего две реплики: «Я не хотел этого» и «Ты моя королева» (к Дейнерис).
    • Станнис вообще не знает слова «хочу» — только слово «надо».
  • «Дом дракона» — Эйгон активно не хочет править. Настолько, что готов просто так уступить трон явно заинтересованному Эймонду и уплыть развлекаться в Эссос, чтобы никогда не возвращаться. Но, судя по его реакции на ликование толпы во время его коронации, может и втянуться, особенно после того, чем его помазание закончилось.
  • «Эш против зловещих мертвецов» — собственно, и до событий сериала проскакивает. Но в сериале перед решающей битвой Эш откровенно отчаивается и истерит. Не хотел он быть супергероем, Избранным, Спасителем, Хефе… пришлось просто принять. Помогает только оплеуха от дочери.
  • «От заката до рассвета» — Сантанико Пандемониум, королева вампиров. Вообще-то ей ещё в бытность человеком ни разу не нравилось то, что она вынуждена играть роль посредника между людьми и богами и принимать кровавые человеческие жертвы. Что ж, сделали так, чтобы кровь ей нравилась. Получилось что-то среднее между клёвым проклятием и отстойным даром.
  • Бюро магических дел — присутствует в самых разных отыгрышах и вариантах:
    • Кайра о магических силах не очень-то и просила, ибо они ей достались абсолютно случайно. Это же касается и доставшейся ей в середине 1 сезона магии Сферы Лемурии. Зигзаг по этому пункту: потом всё это приняла как должное. А в 16 серии 2 сезона оказалось, что её подлинный отец был трилингом, как и его дочь.
    • 7 серия 1 сезона: Лили сделала из Кайры фею, наколдовав ей крылья. Для самой Кайры это оказалось мегаобузой, а сработал серьёзный побочный эффект — мало того, что Кайра не могла колдовать пальцами (так она колдует штатно) и нуждалась в фейской палочке, так ещё пропали крылья (потому что заклинание на день), а сама Кайра уменьшилась, пока заклинание не снято.
    • В следующей же серии всё та же Лили, а также Имоджен при счёте 29:35 не в пользу баскетбольной команды Кайры вмешались в ход игры, о чём их не просили: Лили сделала мяч притягивающимся к Кайре при попытке врага забросить мяч в корзину, а Имоджен ликвидировала трение у кроссовок лидера вражеской команды. И если кроссовки легко было заменить, то заклинание притяжение работало почти всю вторую половину игры до перепалки Кайры с её магическими подругами на тему мяча.

Мультсериалы[править]

  • RWBY — в отличии от главных героев, которые добровольно во всю эту заварушку полезли, новый местный избранный ввязываться в это не очень-то хотел: «Я всегда хотел быть кем-то большим, чем просто фермер, но… Это? Кто бы просил об этом

Комиксы[править]

  • Бен Гримм из Фантастической четвёрки точно не желал превращаться в оранжевое камнеподобное Существо.
    • Да и вообще, во Вселенной Марвел каждый второй персонаж с радостью отказался бы от своих суперспособностей в обмен на нормальную жизнь. У DC с этим всё же не так круто.
      • С другой стороны, именно у Марвел есть инвертирующий Капитан Америка, который не то чтобы просил, но согласился добровольно. А есть персонажи, в том числе злодеи, которые отыгрывают зигзагом: просить-то они просили, например, да результат не порадовал.

Манга и аниме[править]

  • Сыграно зигзагом с Зелгадисом из Slayers. Он именно что хотел стать суперсильным — но возмущается, что нифига не просил делать его каменным человеком-химерой. Из-за того, что он выглядит как монстр, ему теперь совсем не нравится быть суперсильным и неуязвимым. Может, свою внешность он и перенес бы, но насмешка в том, что сохранив сексуальное влечение, он физически его не можеть удовлетворить из-за нечеловеческой физиологии. Его тело — бесчувственный камень, а волосы — как стальная проволока
    • В общем-то, он сам напросился, так как ему неоднократно указывали, что как маг или мечник он совершенно бездарен, но он готов был ухватиться за любую соломинку ради силы.
  • Densetsu no Yuusha no Densetsu — главный герой произносит целый проникновенный монолог на эту тему. Являясь одним из сильнейших людей мира и обладая крутыми магическими глазами Альфа-стигма, позволяющими без проблем копировать и воспроизводить любую магию, он действительно этого не просил, поскольку ко всему этому прилагаются зашкаливающие страх и ненависть со стороны окружающих и кнопка берсерка, после которой вокруг остаётся только выжженная земля. А другие владельцы Альфа-стигмы после активации берсеркера ещё и умирают.
  • Совершенно эпичным примером является Ян Вэньли из Legend of Galactic Heroes — гениальнейший стратег, лучший флотоводец и главная надежда Союза, мечтающий лишь о том, чтобы выйти в отставку и наконец посвятить всего себя своей любимой истории (чуть позже — любимой истории, любимой жене и любимому приёмному сыну). И да, он и военным-то стал по той причине, что у него не было денег на какое-нибудь другое учебное заведение.
    • Даже когда Ян вполне по собственной воле устраивает восстание против оккупировавшей Союз Галактической империи он относится к этому как к своему историческому долгу, просто потому что больше некому. Справедливости ради была ещё одна причина: нешуточная угроза потерять если не жизнь, то свободу уж точно — даром что и Ренненкампфа, и Лебело в тот момент явно «понесло».
    • Менее эпичным примером оттуда же является друг Яна — Дасти Аттенборо. Причём схема очень похожая — талантливый и грамотный флотоводец (талант которого высоко оценивает даже сам Ян), который об этом никого не просил и мечтает стать журналистом. А военным его заставили стать родители, пообещавшие это деду Дасти.
  • «Alderamin on the Sky» — главные герои сумели спасти принцессу (и себя самих) с территории враждебного государства. В награду император пожаловал их титулом «Имперских рыцарей», который обычно доставался лишь солдатам с великими военными заслугами, но никак не кадетам, пусть даже они и совершили подобный подвиг. Сам же по себе этот титул означал автоматическое дворянство и возможность продолжать военное обучение в школе для высшего офицерского состава. Неудивительно, что многие позавидовали героям, а они сами очень обрадовались подобному повороту… кроме главного героя — Икуты Сорлока, который чуть не прямым текстом заявил, что ТАКОЙ награды он не просил:
« А что насчёт меня? Полная противоположность — это наихудший день в моей жизни. Если сравнивать с событиями прошлого, этот день сопоставим с тем, когда я потерял свою мать. Всё потому, что 3 вещи, которые не должны были произойти — как я надеялся — случились сразу в один день. Я стал дворянином, солдатом и героем. »
— Икута Сорлок
  • Saiunkoku Monogatari — Ши Рьюки никогда не хотел становиться императором, поэтому в завязке истории старательно разыгрывает троп Богатый безработный дурак, чтобы его его старший брат Сейен(когда/если он вернется из изгнания) без проблем занял трон.
    • Сейен впрочем не настолько наивен и понимает, что из-за его возвращения гражданская война случится по-любому, и поэтому живет в столице инкогнито.
  • Steins;Gate — серия 23(б). После провала миссии по спасению Курису и осознания того, КТО является её убийцей, Окабе в отчаянии стоит на коленях и плачет. На требование Сузухи повторить попытку и спасти мир, Маюри отвечает ей, что Окабе, собственно, никогда не просил о такой возможности — это слишком тяжёлая ноша для одного человека.
    • По большому счету, Окабе не просил НИЧЕГО из того, с чем ему пришлось иметь дело. Кёма да, для него происходящее вплоть до атаки Шулеров на Лабораторию было, по сути, сплошным праздником.
  • Bleach — зигзаг с главным героем. Когда всё только начиналось, Ичиго не хотел видеть духов и тем более сражаться с Пустыми. Прошло 400 глав, сверхъестественную силу «отрезало» после победы над Айзеном. Казалось бы, живи и радуйся, нормальный человек Ичиго Куросаки! Но герой так не может. Он втайне переживал, что не способен защитить семью и друзей, и поэтому ухватился за шанс вернуть силу.
  • Восхождение героя щита — Наофуми вполне резонно отмечает несколько раз, что в этот фэнтези-мир его, по сути, призвали даже не спросив согласия:
« Всё это потому что у меня есть только щит и мне запрещено сражаться оружием?! Ради собственной выгоды вы будете пинать меня, когда я повержен?! Вы все… МРАЗИ. Никто из вас с самого начала не верил в меня… Мало того, вы сами, без спроса, затащили меня сюда! Так какого хрена… я обязан защищать этот сброд?! »
— И все же, несмотря на все вышесказанное, главный герой защищает людей этого недружелюбного к нему мира несмотря ни на что…
  • И вообще, многие ОЯШ. Им не обязательно быть нытиками а-ля Синдзи, просто им свалившаяся новая жизнь не особо нужна, ибо и в старой неплохо было. Но сюжет должен развиваться и им приходится смириться с переменами в жизни.
  • Bungou Stray Dogs — именно эту фразу произносит Кью, говоря о своей «Догра Магре».
  • Katekyo Hitman Reborn! — офигенно высокий статус, куча подчинённых, уважение… Вот только все это Тсуне и даром не сдалось, он хочет только спокойной жизни без амбиций и тем более без мафии. Но кто ж его спрашивал?
    • Мукуро, Кен и Чикуса тоже вполне подходят под троп.
  • «Maji Tora!» — инверсия: вы думаете, парни становятся махо-сёдзё только по злой иронии судьбы? А вот ОЯШ Минами сознательно пошел в клуб девочек-волшебниц и был не против косплея, а когда узнал, что там не косплеем занимаются, а реально в махо-сёдзё обращают (обратимо), вообще пришел в восторг от нового тела и возможностей.
  • Герой-рационал перестраивает королевство — Кадзуя Сома не просил об исекае. Но о становлении королем он тем более не просил. Зато втянулся относительно быстро.
  • Sword Art Online: Abridged — Кирито не просил, чтобы его, путем «увеличения его сердца в три раза, а потом сразу же уменьшения в шесть, до размеров сингулярности, откуда не вырваться ни единой частице любви» учили эмпатии, сочувствию и ценности жизни других людей. *Вздох* Хочешь прикол? Я ненавижу... блин... людей! Самовлюбленные, тупые, шумные, несносные мудилы вообще без положительных качеств! Нет, серьезно! Ты посмотри, чего они добились! Геноцид, глобальное потепление, ТОК-ШОУ В ЗОМБОЯЩИКЕ и просто нескончаемый парад провалов и проебов! Они однозначно — ошибка природы всем кагалом, ТАК КАК ТЫ СМЕЕШЬ ЗАСТАВЛЯТЬ МЕНЯ ЗА НИХ ПЕРЕЖИВАТЬ!!!!!
  • Hellsing — чисто формально, Серас Виктория, вроде как, попросила Алукарда спасти ей жизнь. Но она не просила перед этим стрелять в вампира-священника через ее легкое!
    • А вот будущий Алукард как раз сам, в принципе, попросил всего, что ему было дано, и отказался от всего, от чего пришлось ради этого отказаться.
    • Пип Бернадотте тоже не то чтобы прямо просил Серас выпить его кровь, но и не был против — и остался жить в ее теле не рабом, а равноправным партнером.
  • Senki Zesshou Symphogear AXZ — «Ноубл-Рэд», злодейская троица из 5-го сезона. Сами по себе — бывшие члены Баварских Иллюминатов, ставшие подопытными для своих же коллег (а для Ванессы, едва пережившей взрыв, становление киборгом было единственным способом выжить, но ей от этого не легче). Помогают Фудо воскресить Шем-Ха, чтобы та откатила все издевательства над их телами и сделала их снова людьми.

Видеоигры[править]

Адам Дженсен. «Я этого не просил» — его коронная фраза.
  • Deus Ex: Human Revolution — тропнеймер. Эта фраза — ответ главного героя на то, что его буквально вытащили с того света, напичкав таким количеством имплантов, что никакому другому человеку (не считая Джарона Намира, у которого от человека осталась только голова — и то не вся) и не снилось. В общем-то, Адам имеет полное право жаловаться, пусть изначально этого и не знает — для спасения его жизни вполне хватило бы замены левой руки, грудной клетки и части мозга, всё остальное — по требованию руководства. Не пропадать же уникальной способности ГГ к неотторжению имплантов?
    • Насколько следовать этой линии в самой игре — вопрос отыгрыша. С одной стороны ничто не мешает игроку в роли Дженсена радоваться своему новому телу, а с другой — игру можно закончить уничтожением и самого Дженсена, и его дражайшего шефа, и изобретателя богомерзких имплантов.
    • О многом говорит даже то, что в квартире Дженсона можно увидеть разбитое ударом кулака зеркало, причем, судя по недовольной записке мастера-зеркальщика, далеко не первое.
    • До некоторой степени — протагонисты первой и второй частей, Джей Си и Алекс Дентоны. Да, на наноагументации оба подписались добровольно, но быть ГМО с момента зачатия — едва ли.
  • Dragon Age: Origins. Опять же, ГГ может радоваться и считать за честь то, что его(её) взяли в Серые Стражи (не наш троп). А может всю игру поминать Дункана последним словом за это: ведь быть Серым Стражем — значит нести огромную ответственность перед простым людом и гарантированно мутировать от скверны через тридцать лет после посвящения. Хотя жаловаться ГГ особенно нечего — ему светила либо смерть от Мора, либо виселица, либо магическая лоботомия, либо долгая и нудная казнь, либо хорошо если просто сдохнуть на глубинных тропах, либо быть порубленным от рук осаждающих замок.
    • Там же — Алистер. Он является сыном Мэрика и, следовательно, законным наследником Ферелденского трона. Однако с того самого момента, когда ГГ узнаёт об этом, становится совершенно ясно: быть королём Алистер очень, ОЧЕНЬ не хочет. Впрочем, видеть на троне Логэйна он не хочет еще больше, так что уломать его можно.
      • Алистер — бастард за которым маячит «добродетельный» Эамон у которого единственного осталась боеспособная армия так как он опаздал к Остагару. А уж после того как из книг оказывается что мамка Алистера не служанка, а верховная чародейка Фиона(пусть про это никто особо е знает), то трон он получает лишь потому что Логейн по совету Хоу перешел уже все берега и собрание готово даже на бастарда. Один фиг из-за скверны помрет, а там уже выберем кого удобнее… Эамона, например.
        • Если бы дворяне узнали, что Алистер — сын эльфийки, то вряд ли согласились сажать его на трон.
    • Об этом сокрушается Фенрис, которого магические татуировки сделали непревзойдённым бойцом дорогой ценой. Увы, неправда, за что боролся, как говорится.
    • Инквизитор тоже может нехорошим словом помянуть обстоятельства, ведь он и правда не просил, просто случайно поймал геройский мяч… в прямом смысле.
  • Vampire: The Masquerade — Bloodlines: вампир-тореадор Эш Риверс до обращения был известным голливудским актёром. Жил он довольно развязно: много гулял, прожигал жизнь и иногда баловался наркотой. И, как водится, в один прекрасный день у него случился передоз; к (не)счастью для Эша, его зашёл проведать его продюсер (и по совместительству — Барон Голливуда) Айзек Абрамс. Не желая, чтобы юноша скончался таким молодым, Айзек обратил его в вампира. И хотя после превращения Эш Риверс обрёл бессмертие и вампирские суперсилы, он от этого ничуть не в восторге — отныне он не может сниматься в кино, не может любить и навсегда лишён простых радостей человеческой жизни вроде вкушения любимой еды и напитков. Неудивительно, что Эш несколько раз пытался покончить с собой.
    • Впрочем, если бы Эш действительно хотел умереть, ему было достаточно встретить рассвет. Или не сбегать от охотников на вампиров. Да хоть просто застрелиться, выстрел из дробовика в голову смертелен и для вампира. Он же раз за разом выбирает способы, которые с высокой вероятностью позволяют ему остаться «живым» и невредимым. Так что, скорей, это декадентская рисовка.
      • Ну, во-первых, Айзек мог попросту запретить Эшу кончать с собой таким тупым образом. А во-вторых, Эш, похоже, хочет погибнуть, как бы это сказать…"официально", а не по принципу «тело найдено не было».
  • Mass Effect: Шепард именно что никогда не просил(а) быть спасителем галактики и героем, особенно с биографией «Герой войны», где он(а) в одиночку сдерживал(а) нападение пиратов на колонию Элизиум. Да он(а) вообще-то в отпуск туда приехал(а), а там такое…
    • Шепард ладно, а вот у Джек реально всё плохо. И она этого точно не просила.
  • Bio-Forge: главный герой — подопытный, насильно превращённый в киборга.
  • Syndicate — начинается с того, что Синдикат, похитив человека, насильно превращает его в киборга.
  • Quake IV — в середине игры главный герой попадает в плен, и его без полной анестезии, находящегося в сознании, так, что он видит всё воочию, начинают переделывать в Строгга, то есть киборга…
  • Half-Life: и доктор Гордон Фримен тоже всего этого не просил! Но Джи-мэну плевать…
    • Старейшины-мудрейшины Вортигонтов, в принципе, с ним чуть вежливее — извинятся, склонят головы, но всё равно вердикт тот же — «Надо, Федя, надо
  • Portal — на уровне необузданных догадок, именно это могло быть причиной, почему искусственный интеллект GLaDOS желает убить всех человеков — Кэролайн не просила оцифровывать её личность, это произошло фактически насильно, и она возненавидела людей, сделавших с ней это.
  • «Ведьмак» — Беренгар, ведьмак-отступник, именно этим объясняет свое поведение.
    • А в третьей части этим объясняют повышенный козлизм ведьмака Ламберта.
  • Revenant, 1999 год. «Я не просил этого!» — говорит главный герой воскресившему его магу через несколько тысяч лет после смерти. Гореть за грехи в Аду невесело, но иметь дело со всякими встречными-поперечными магами, которые считают сильно бывшего аристократа личным рабом, тоже не особо приятно.
  • Final Fantasy XV — Ноктис. Не хотел для себя ни судьбы избранного, ни судьбы короля.
  • System Shock — Хакер подписался заниматься кибербезопасностью в классическом понимании термина, а пришлось… скажем так, в весьма свободной трактовке.
    • А вот протагонист второй части как раз просто военнослужащий, и первую треть игры выполняет распоряжения единственного офицера, с каким у него есть связь.
  • Bioshock — нормальный человек, пережив авиакатастрофу, будет ожидать теплого пледа, кружки чая и юридической помощи. А не того, с чем немедленно пришлось иметь дело протагонисту. О том, что случилось на борту самолета в частности и в жизни протагониста в целом на самом деле, он тем более не просил.
    • «Большие Папочки» и «Маленькие Сестрички» — продукты промывки мозгов (девочки видят вместо покореженных коридоров Восторга и окровавленных трупов полянки с цветочками и ангелов, у Папочек с самосознанием, как таковым, большие проблемы). Ни те, ни другие не просили, чтобы их превращали в машины-компоненты системы по рециркуляции «АДАМа», пусть они в своем новом качестве и способны остановить танк.
      • Дельта, протагонист второй части, вообще — похищенный и превращенный в «Папочку» водолаз.
      • Грейс Холлоуэй хотела быть великой певицей — и была ей. А потом пришлось стать духовным лидером секты сплайсеров — боевых хиппи под давлением комплекса вины за то, что не уберегла девочку — причем впоследствии оказалось, что это еще и было подстроено нарочно.
  • Код Доступа: РАЙ — Хакер понятия не имел, что в умыкнутом с правительственного сервера письме ТАКОЕ палево, и вообще просто развлекался. С ухода из собственного дома через окно от ОМОНа путь героя только начался…
    • Лайка хотела лечить животных в Верхнем Городе, а не сидеть в плену и мерзкого главы Синдиката Нижнего или отнимать жизни у просто выполняющих свою работу полицейских, военных и спецагентов в составе банды каких-то маргиналов со сверхидеей.
      • Мутанты в основном просто хотели, чтобы их не трогали — сперва на Марсе, затем на Земле. Не сложилось.
    • Власть Закона — судя по репликам БиК-14, он сам не рад. Тому ли, что захотел «посмотреть мир», или тому, что родился крысой — не очевидно.

Настольные игры[править]

  • Warhammer 40,000 — примарх Ангрон точно не просил Императора ни спасать его телепортацией (когда его отряд был окружён, а позднее подчистую уничтожен), ни тем более брать на себя командование легионом Пожирателей Миров. Но его никто не спрашивал — неудивительно, что присоединение Ангрона к Хорусу было естественным и простым.
    • «Почему я ещё жив? Чего вам ещё от меня нужно? Я отдал вам всё. И что вы сделали с нашей мечтой?! Этот раздувшийся и сгнивший труп империи всё ещё идёт вперёд благодаря не разуму и надежде, но лишь страху, ненависти и невежеству. Лучше бы мы все сгорели в пламени амбиций Хоруса, чем дожили до этих дней…» — примарх Робаут Жиллиман совсем не рад своему воскрешению. Хотя потом он успокаивается, понимает, что надо что-то делать иначе Империуму кирдык, закатывает рукава и начинает поднимать Империум с колен.
    • Примарх-скромняга Вулкан, хоть и никогда не жаловался на свою судьбу, но в одном диалоге с имперским летописцем проговорился, что тоже не просил ни легион под Саламандр под своё начало, ни славы и почестей, и будь его воля, то стал бы… фермером.
    • Император никогда не просил делать из него божество, но так уж получилось, что ему начали поклонятся при жизни. А теперь представьте что он сделает, если всё таки встанет с золотого трона? Впрочем, сейчас всё больше кажется, что он вовсе не против и это такой хитрый план.
  • Warhammer Fantasy Battles — Конрад фон Карштайн, граф-вампир Сильвании, судил собственную мать за то, что дала ему жизнь без его на то согласия. Старушка — учитывая, что Конрад ещё до обращения в вампира имел репутацию законченного психа — отделалась сравнительно легко: пожизненным заточением в башне.
  • По одному из вариантов лора D&D, призванная некромантом нежить не слишком довольна своей посмертной участью и хочет вернуть себе покой. В обычных скелетов или зомби заклинание подчинения вкладывается при поднятии (поскольку поднимаются они ненадолго), а вот воля воинов-скелетов, способных существовать почти неограниченно, привязывается к амулетам, которые некромант постоянно носит на себе. Если же такой амулет будет изъят или разрушен прежде, чем скелету будет отдан приказ умереть, то представлять опасность он будет в первую очередь для собственного бывшего хозяина.

Интернет-проекты[править]

  • «Ретрозор» — попытка Писаки процитировать вышеупомянутого Адама Дженсена заканчивается тирадой Дока: «Ах ты долбанный тюлень! Я тут стараюсь, изобретаю, а он, видите ли, „не просил“!»

Реальная жизнь[править]

  • Оперные певцы, которых в Средние Века и даже вплоть до XVIII века, ради сохранения голоса, кастрировали не спрашивая их мнения.
    • Подчеркнём: к тропу относятся именно те, кто реально пострадал от произвола родственников/иных лиц. В то же время, было полно кастратов, которые сделали это добровольно или даже сами просили, чтобы их кастрировали — чтобы не потерять голос и получить возможность пробиться на вершины оперного мира.
  • После убийства своего отца Павла I царевич Александр (который, как считается, был в курсе заговора) заявил, что он этого не просил. На что один из убийц ответил ему: «Полно ребячиться, ваше величество — ступайте царствовать».
    • Его младший брат Константин не просил настолько, что заставить его стать императором так никому и не удалось.
    • Вы будете смеяться, но третий брат Николай тоже не просил и даже отказался от прав на престол. Но чувство долга взыграло, и после двойного отказа брата от короны он таки решился стать императором Николаем I.
    • Некоторые историки полагают, что «не просил» Николая Павловича было вызвано тем, что генерал-губернатор Милорадович, под властью которого были все петербургские войска, принадлежал именно к партии Константина и не поддержал бы Николая, буде тот объявит о своих правах на престол — но удачно погиб при попытке утихомирить декабристов. С другой стороны, в беседах с иностранными послами (особенно в последние годы жизни, во время поражений Крымской войны) Николай неоднократно вздыхал, мол, если бы мог выбирать, то никогда в жизни бы не выбрал себе императорский венец.
  • С определенной точки зрения последний российский император Михаил II — младший брат Николая II — отбивался от оставленного ему братом престола как мог и в итоге отбился, свалив решение вопроса о форме правления России на будущее Учредительное собрание, а текущее управление страной — на Временное правительство.
  • Первые выборы президента США по сути были уговариванием Джорджа Вашингтона занять этот пост.
  • Циничный, но не лишенный справедливости логики аргумент, ответ ребенка сабжем при попытке манипулировать: «Я тебя родила, а ты не делаешь того что я от тебя хочу».
  • Также и логичный ответ на претензии в стиле «ты же девочка/ты же мальчик».
  • Национальный одесский артист Михаил Жванецкий изрядно фалломорфировал, когда в 2015 году Минкульт Украины включил его в «белый список» хороших русских артистов, которые поддерживают территориальную целостность страны и осуждают действия России на Донбассе. «Не расстраивайте меня. Моя публика, концерты — у меня же в основном вся работа в России. Я должен всё это обдумать. Я всё время как-то так занимаюсь своим делом, а меня так или иначе втягивают в политику» — проворчал артист.