Ось Зла: различия между версиями
Перейти к навигации
Перейти к поиску
м (1 версия импортирована) |
|||
Строка 1: | Строка 1: | ||
Если в [[фэнтези]]-[[сеттинг]]е есть [[пять рас]], то наверняка есть и ещё пять, только нехорошие. Потому что делать всех Врагов принадлежащими к одной единообразной | Если в [[фэнтези]]-[[сеттинг]]е есть [[пять рас]], то наверняка есть и ещё пять, только нехорошие. Потому что делать всех Врагов принадлежащими к одной единообразной расе — это, конечно, [[Неполиткорректный злодей|хороший и современный политический мессидж]], но скучно же! Намного лучше добавить разнообразия, отзеркалив хорошие пять рас. Поэтому и существует '''Ось Зла'''. | ||
Как правило, она включает: | Как правило, она включает: | ||
Строка 6: | Строка 6: | ||
* '''Жуткие существа''' ([[Демон]]ы, [[нежить]], лавкрафтианские сущности): могущественны, опасны, обладают колдовскими силами и наименее похожи на людей, внешне и внутренне. Соответствуют хорошим '''Волшебным'''. | * '''Жуткие существа''' ([[Демон]]ы, [[нежить]], лавкрафтианские сущности): могущественны, опасны, обладают колдовскими силами и наименее похожи на людей, внешне и внутренне. Соответствуют хорошим '''Волшебным'''. | ||
* '''Злое племя''' (Зверолюды, иногда опять же [[орк]]и или просто нехорошие люди): во всем человекообразны, просто уродливы и отличаются мерзким характером. Соответвуют хорошим '''Обычным'''. | * '''Злое племя''' (Зверолюды, иногда опять же [[орк]]и или просто нехорошие люди): во всем человекообразны, просто уродливы и отличаются мерзким характером. Соответвуют хорошим '''Обычным'''. | ||
* '''Падшие''' (Темные эльфы, вампиры или [[Испорченные аристократы|чуть]] [[Религия зла|более]] [[Злобный прихвостень|интеллигентные]] нехорошие люди): внешне привлекательные и умные, но [[Хитрый план|хитрые]] и [[Хроническое спиннокинжальное расстройство|подлые]], и очень этим гордые. На глаза показываться и лезть на поле брани не любят, живут либо под землей, либо в очень хорошо охраняемых злых городах с теплыми сортирами, специализируются на скрытности и безжалостности. Соответствуют хорошим '''Высшим'''. Альтернативное их | * '''Падшие''' (Темные эльфы, вампиры или [[Испорченные аристократы|чуть]] [[Религия зла|более]] [[Злобный прихвостень|интеллигентные]] нехорошие люди): внешне привлекательные и умные, но [[Хитрый план|хитрые]] и [[Хроническое спиннокинжальное расстройство|подлые]], и очень этим гордые. На глаза показываться и лезть на поле брани не любят, живут либо под землей, либо в очень хорошо охраняемых злых городах с теплыми сортирами, специализируются на скрытности и безжалостности. Соответствуют хорошим '''Высшим'''. Альтернативное их изображение — как социальщиков тёмного блока, агитаторов, пропагандистов и дипломатов, миссия которых — рисовать портрет [[Черный властелин|Черного властелина]] «с человеческим лицом» (разумеется, это враки, потому что они все равно хитрые и подлые). | ||
* '''Ушлые''' ([[У нас зеленее гоблины|Гоблины]], [[кобольды]]): хитроумные ребята, не умеющие ни в драки, ни в интриги, зато обладающие полезными навыками, недоступными другим расам. Могут быть [[Сумасшедший ученый|безумными учёными]], заводчиками монстров, колдунами (если они не Падшие или Жуткие) или скрытными собирателями информации и убийцами. Соответствуют хорошим '''Милым'''. | * '''Ушлые''' ([[У нас зеленее гоблины|Гоблины]], [[кобольды]]): хитроумные ребята, не умеющие ни в драки, ни в интриги, зато обладающие полезными навыками, недоступными другим расам. Могут быть [[Сумасшедший ученый|безумными учёными]], заводчиками монстров, колдунами (если они не Падшие или Жуткие) или скрытными собирателями информации и убийцами. Соответствуют хорошим '''Милым'''. | ||
Строка 13: | Строка 13: | ||
=== [[Литература]] === | === [[Литература]] === | ||
* [[LotR]], с определённой долей условности: | * [[LotR]], с определённой долей условности: | ||
** | ** Берсерки — орки, тролли.<ref>С орками всё мутно. Строго говоря, они больше подходят под роль злого племени, нежели берсерков, так как вряд ли они сильно отличаются от людей физическими характеристиками. С другой стороны, они же являются ушлыми, так как выкармливают волков, используют взрывчатку и создают пыточные и осадные машины.</ref> | ||
** | ** Жуткие — балроги, умертвия, назгулы. | ||
** Злое | ** Злое племя — харадримы, истерлинги. | ||
** | ** Падшие — тёмные маги и Чёрные Нуменорцы. | ||
** | ** Ушлые — Голлум, Змиеуст и порода мелких орков-сыщиков. | ||
* Армия Волдеморта в [[Harry Potter]]: | * Армия Волдеморта в [[Harry Potter]]: | ||
** Великаны и | ** Великаны и оборотни — Берсерки. | ||
** Дементоры и зомби- | ** Дементоры и зомби-инферналы — Жуткие. | ||
** Охотники за головами и прочие | ** Охотники за головами и прочие полицаи — Злые. | ||
** Сами Пожиратели | ** Сами Пожиратели Смерти — Падшие. | ||
** | ** Гоблины — Ушлые с большой долей условности. | ||
* Зимние Фейри в [[Досье Дрездена]]: | * Зимние Фейри в [[Досье Дрездена]]: | ||
** [[Тролли вообще не такие|Тролли]], [[ | ** [[Тролли вообще не такие|Тролли]], [[огр]]ы, [[Троглодиты|хобы]] и [[У нас зеленее гоблины|Красные Шапки]] — Дикие. | ||
** [[Выходец из кошмара|Фетчи]] | ** [[Выходец из кошмара|Фетчи]] — Жуткие. | ||
** [[У нас зеленее гоблины|Гоблины]] | ** [[У нас зеленее гоблины|Гоблины]] — Злобные. | ||
** [[У нас не такие эльфы|Сидхе]] | ** [[У нас не такие эльфы|Сидхе]] — Падшие. | ||
** [[Зловещая кошка|Кайт Сит]] | ** [[Зловещая кошка|Кайт Сит]] — Ушлые. | ||
* [[Князь Пустоты]] | * [[Князь Пустоты]] — хороших здесь практически нет даже среди людей, но местные темные силы вдалбливают педаль в земную кору: | ||
** Шранки, | ** Шранки, Башраги — дикие берсерки. [[Биоробот]]ы, у которых всего два режима — убивать и насиловать все, что находится в пределах досягаемости. | ||
** | ** Инхорои — жуткие существа. Раса злобных извращенцев, насильников и садистов, выведенная [[достаточно развитые инопланетяне|достаточно развитыми инопланетянами]] для зачистки обитаемых миров. | ||
** | ** Скюльвенды — злое племя, народ людей, чья религия основана на служении Не-Богу и поддержавший Консульт в его апокалиптических начинаниях. | ||
** Нелюди- | ** Нелюди-эрратики — падшие, нелюди, сошедшие с ума от дефективного бессмертия. Служат Консульту офицерами в отрядах шранков и колдунами. | ||
** Шпионы- | ** Шпионы-оборотни — ушлые, но даже при этом они сильнее и быстрее обычных людей, а в плане зверств и изнасилований даже превзошли шранков и башрагов. | ||
* «[[The Edge Chronicles|Хроники Края]] | * «[[The Edge Chronicles|Хроники Края]]» — в этой серии книг даже среди самых злобных рас могут найтись вполне достойные представители, но это, как правило, редкие исключения: | ||
** | ** Шрайки — дикие берсерки. Налетающие [[птицелюди]] с матриархатом, склонные к садизму и поеданию своих жертв, иногда заживо. | ||
** Главгад Хрумхрымс и | ** Главгад Хрумхрымс и Глистеры — жуткие существа. Существа из легенд, пришедшие в реальность благодаря неосознанным экспериментам местных ученых. Их очень трудно убить или ранить. | ||
** Молтоголовые, проскоголовые, волосатые и прочие | ** Молтоголовые, проскоголовые, волосатые и прочие гоблины — злое племя. Чуть адекватнее шраек хотя бы в том, что не поедают заживо своих жертв. | ||
** | ** Вэйфы — ушлые. Существа, умеющие читать мысли, благодаря чему из них получаются великолепные шпионы, воры и ассасины. | ||
* [[Волшебник Изумрудного города]]: | * [[Волшебник Изумрудного города]]: | ||
** | ** Берсерки — солдаты-дуболомы. | ||
** | ** Жуткие — злые колдуньи Гингема, Бастинда и Арахна, а также Саблезубые тигры. | ||
** Злое | ** Злое племя — марраны, с сильно прикрученным фитильком. | ||
** | ** Падшие — Урфин Джюс, [[Жуткая сова|Гуамоколатокинт]] (впоследствии повернули направо), Руф Билан, Кабр Гвин, Энкин Флед. | ||
** | ** Ушлые — деревянные полицейские-шпионы Урфина. | ||
=== | * [[Метавселенная Рудазова]] — демоны наиболее прописанных Тёмных миров вполне укладываются в архетип. | ||
* То, что описано для LotR, нарочито [[ | ** Лэнг: | ||
*** Берсерки — [[чёрт с рогами|Двурогие]], [[элементаль|адские духи]], [[рой|утукку]], вымершие хигйджайя. | |||
*** Жуткие — [[живой дым|Жрецы Древних]], будхи, эг-мумии, [[Lovecraft/Elder Things|Старцы]], Погонщики Рабов. | |||
*** Злые племена — [[у нас зеленее гоблины|Тощие Всадники Ночи]], [[оборотень|Волки и Дикие Псы]]. | |||
*** Падшие — с натяжкой [[вампир|Злыдни]] и опять-таки эг-мумии. | |||
*** Ушлые — алуа и маскимы. | |||
** Паргорон: | |||
*** Берсерки — гохерримы, кульминаты, развраги, храпоиды, вымершие нактархимы и созданные по их образцу чрепокожие. | |||
*** Жуткие — кэ-миало, ларитры (пополам с падшими), камтстады. | |||
*** Злые племена — гхьетшедарии (пополам с жуткими), храки и харгаллы. | |||
*** Падшие — фархерримы. | |||
*** Ушлые — бушуки (пополам с падшими), маркольмы, аргеры, шуки. | |||
==== [[Фанфик]]и ==== | |||
* То, что описано для LotR, нарочито [[Светлее и мягче|смягчено]] и [[Мелькор был хороший|вывернуто]] у [[Последний кольценосец|К. Еськова]], в духе следующих примеров. Но структура сохранена. Орки — люди Мордора («незлое племя»), тролли — гордые, мастеровитые и независимые горцы («не кровожадные берсерки»), назгулы — нелюдимые мудрецы (не особенно жуткие и падшие). | |||
=== [[Видеоигры]] === | === [[Видеоигры]] === | ||
* [[HoMM|Heroes of Might and Magic]] | * [[HoMM|Heroes of Might and Magic]] — самые разные варианты архетипов. | ||
** I часть: Варвары (берсерки, злое племя, ушлые) и Чернокнижники (падшие Визарды); | ** I часть: Варвары (берсерки, злое племя, ушлые) и Чернокнижники (падшие Визарды); | ||
** II часть: добавлены | ** II часть: добавлены Жуткие — Некроманты; | ||
** III часть: два замка | ** III часть: два замка Жутких — Некрополис и Инферно, ушлые — Темница, а берсерки и злое племя — Цитадель. С фитильком к злому племени можно отнести Крепость a.k.a. Болото, но из-за того, что непонятно, к добру ли оно принадлежит или злу, а то и вовсе нейтрально, отнести этот замок к примеры злому племени довольно трудно, если вообще не представляется возможным. | ||
** IV часть: по сюжетной линии в каждом замке есть хорошие ребята и козлы (да-да, у некров | ** IV часть: по сюжетной линии в каждом замке есть хорошие ребята и козлы (да-да, у некров тоже — Голдот!), однако Жуткие принадлежат масти Смерть (нежить и демоны), Злое племя (свиноподобные орки, минотавры, медузы), Падшие (чернокнижники, ифриты и кошмары как «тёмные версии» джиннов и единорогов) и ушлые (пиратская линия) — Хаосу, берсерки — Мощи. | ||
** V часть и далее: | ** V часть и далее: Жуткие — некры и демоны, Падшие — тёмные эльфы, Берсерки — орки.<ref>С фитильком, так как с шестой части (местами есть ещё в пятой, но малозаметно) некроманты, орки и тёмные эльфы не сильно похожи на Абсолютное Зло. Чего не скажешь о демонах.</ref> | ||
* [[ | * [[С прикрученным фитильком|С фитильком]] — [[WoW]], ибо Орда давным-давно не представляет абсолютное зло: | ||
** | ** Берсерки — орки, но частично они — Злое племя, так как соответствуют не Дворфам, а Людям; | ||
** Злое | ** Злое племя — тролли, немножко таурены; | ||
** | ** Жуткие — Отрекшиеся (нежить); | ||
** | ** Падшие — Эльфы Крови; | ||
** | ** Ушлые — гоблины. | ||
* | * Аналогично — [[Аллоды]] Онлайн: | ||
** Злое | ** Злое племя — люди Хадагана (антитеза — естественно, Канийцы); | ||
** | ** Орки — берсерки с Ушлыми «шестёрками»-гоблинами (антитеза — Гибберлинги); | ||
** | ** Зэм — смесь Падших и Жутких (антитеза — Эльфы); | ||
=== [[Настольные игры]] === | === [[Настольные игры]] === | ||
* [[Dungeons & Dragons]] | * [[Dungeons & Dragons]] — всё, что можно найти в других сеттингах, и ещё кое-что. | ||
** Бехолдеры и мозгоеды- | ** Бехолдеры и мозгоеды-иллитиды — «родные» для D&D Жуткие. | ||
** Эталонные злые | ** Эталонные злые расы — танар’ри, баатезу и юголоты — состоят из подрас всех пяти типажей, но в целом демоны-танар’ри больше тяготеют к Берсерку, даймоны-юголоты — к Жуткости, а дьяволы-баатезу — к Ушлости. | ||
* [[ | * [[Warhammer Fantasy|Warhammer: Age of Reckoning]] — пакт тёмных сил: | ||
** Хаоситы, демоны, | ** Хаоситы, демоны, зверолюды — Злое племя + Жуткие существа, но высшие хаоситы — Падшие; | ||
** | ** Зеленокожие — орки-берсерки, гоблины-ушлые; | ||
** Тёмные | ** Тёмные эльфы — Падшие. | ||
* [[ | * [[Warhammer 40000|Warhammer 40 000]] — злые существа мира мрачного будущего крайне разнообразны и враждебны друг к другу, но среди них можно выделить знакомые архетипы: | ||
** Силы Хаоса: | ** Силы Хаоса: | ||
*** Боги и демоны | *** Боги и демоны Варпа — Жуткие; | ||
*** Космодесант | *** Космодесант Хаоса — Падшие | ||
**** Чумные | **** Чумные десантники — Жуткие, берсерки Кхорна — Берсерки; | ||
*** Культисты и мутанты | *** Культисты и мутанты Хаоса — Злобные; | ||
*** Чернокнижники и Тёмные | *** Чернокнижники и Тёмные Механикус — Ушлые | ||
** Ключевые ксенорасы: | ** Ключевые ксенорасы: | ||
*** | *** Орки — Берсерки и Жуткие (так как под личиной простоватых качков скрывается потусторонняя, почти всемогущая хрень, которая имеет множество эволюционных форм и способна истребить все живые виды на планете). | ||
*** | *** Тираниды — Жуткие. Каждый тиранид является сильным псайкером, правда большинство из них использует свои способности только для телепатии. Там, где движется флот-улей тиранид, даже демоны чувствуют себя неуютно. | ||
*** | *** Некроны — Падшие. При всём своём могуществе, себя некроны считают жертвой обмана и мечтают о возвращении живых тел. | ||
**** Свежеватели | **** Свежеватели некронов — Берсерки. По своей сути они являются безумными и глуповатыми существами. | ||
*** Тёмные | *** Тёмные Эльдар — Падшие. | ||
**** Гомункулы Тёмных | **** Гомункулы Тёмных Эльдар — Жуткие. | ||
*** | *** Хруды — Ушлые. | ||
** Прочие ксенорасы: | ** Прочие ксенорасы: | ||
*** | *** Энулианцы — Злобные. Есть фанатская теория, что энулианцы являются единой расой с вымершой расой некронтир. | ||
*** | *** Стриксис — Ушлые. | ||
*** | *** Ю’ват — Жуткие. | ||
*** | *** Рак’гол — Берсерки. | ||
* [[World of Darkness]] | * [[World of Darkness]] | ||
** Приспешники Змея: | ** Приспешники Змея: | ||
*** [[Одержимость демонами|Фоморы]] | *** [[Одержимость демонами|Фоморы]] — Берсерки. | ||
*** [[Демон|Губители]] | *** [[Демон|Губители]] — Жуткие. | ||
*** [[Мраккультист|Сектанты Седьмого Поколения]] | *** [[Мраккультист|Сектанты Седьмого Поколения]] — Злые. | ||
*** [[Оборотень|Плясуны Чёрной Спирали]] и [[Варлок|Нефанди]] | *** [[Оборотень|Плясуны Чёрной Спирали]] и [[Варлок|Нефанди]] — Падшие. | ||
*** [[Мегакорпорация|Пентекс]] | *** [[Мегакорпорация|Пентекс]] — Ушлые. | ||
** Вампирские кланы: | ** Вампирские кланы: | ||
*** [[Неформалы-бандиты|Бруха]] и [[Оборотень|Гангрел]] | *** [[Неформалы-бандиты|Бруха]] и [[Оборотень|Гангрел]] — Берсерки. | ||
*** [[Ассасин|Ассамиты]], [[Мраккультист|Сеттиты]], [[Некромантия|Предвестники Черепов]], [[Сумасшедший учёный|Цимисхи]] и [[Безумный провидец|Малкавиан]] | *** [[Ассасин|Ассамиты]], [[Мраккультист|Сеттиты]], [[Некромантия|Предвестники Черепов]], [[Сумасшедший учёный|Цимисхи]] и [[Безумный провидец|Малкавиан]] — Жуткие. | ||
*** Каитифф и | *** Каитифф и Пандер — Злые. | ||
*** [[Криминальный барон|Джованни]], [[Тёмная энергия|Ласомбра]], [[Испорченные аристократы|Вентру]] и [[Культурный мерзавец|Тореадор]] | *** [[Криминальный барон|Джованни]], [[Тёмная энергия|Ласомбра]], [[Испорченные аристократы|Вентру]] и [[Культурный мерзавец|Тореадор]] — Падшие. | ||
*** [[обаятельный мошенник|Равнос]], [[Облик Орлока|Носферату]] и [[Маг|Тремере]] | *** [[обаятельный мошенник|Равнос]], [[Облик Орлока|Носферату]] и [[Маг|Тремере]] — Ушлые. | ||
** Да и сами линейки можно разложить, [[Черно-серая мораль|такой уж мир]]. | ** Да и сами линейки можно разложить, [[Черно-серая мораль|такой уж мир]]. | ||
*** [[Оборотень|Оборотни]] | *** [[Оборотень|Оборотни]] — Берсерки. | ||
*** [[У нас страшнее призраки|Призраки]] | *** [[У нас страшнее призраки|Призраки]] — Жуткие. | ||
*** [[Вампир | *** [[Вампир]]ы — Злые. | ||
*** [[Одержимость демонами|Демоны]] | *** [[Одержимость демонами|Демоны]] — Падшие. | ||
*** [[Прекрасный народ|Феи]] | *** [[Прекрасный народ|Феи]] — Ушлые. | ||
== Примечания == | == Примечания == | ||
{{примечания}} | |||
{{Nav/Бестиарий}} | {{Nav/Бестиарий}} | ||
{{Nav/Амплуа и архетипы}} | {{Nav/Амплуа и архетипы}} |
Версия 13:40, 21 сентября 2023
Если в фэнтези-сеттинге есть пять рас, то наверняка есть и ещё пять, только нехорошие. Потому что делать всех Врагов принадлежащими к одной единообразной расе — это, конечно, хороший и современный политический мессидж, но скучно же! Намного лучше добавить разнообразия, отзеркалив хорошие пять рас. Поэтому и существует Ось Зла.
Как правило, она включает:
- Дикие берсерки (Орки, огры, тролли): грубы, необузданны, физически сильны, непроходимо тупы. Дисциплина на нуле. Соотвествуют хорошим Крепким. Иногда изображаются несколько более симпатично, как неприятная, но всё-таки гордая и воинственная раса.
- Жуткие существа (Демоны, нежить, лавкрафтианские сущности): могущественны, опасны, обладают колдовскими силами и наименее похожи на людей, внешне и внутренне. Соответствуют хорошим Волшебным.
- Злое племя (Зверолюды, иногда опять же орки или просто нехорошие люди): во всем человекообразны, просто уродливы и отличаются мерзким характером. Соответвуют хорошим Обычным.
- Падшие (Темные эльфы, вампиры или чуть более интеллигентные нехорошие люди): внешне привлекательные и умные, но хитрые и подлые, и очень этим гордые. На глаза показываться и лезть на поле брани не любят, живут либо под землей, либо в очень хорошо охраняемых злых городах с теплыми сортирами, специализируются на скрытности и безжалостности. Соответствуют хорошим Высшим. Альтернативное их изображение — как социальщиков тёмного блока, агитаторов, пропагандистов и дипломатов, миссия которых — рисовать портрет Черного властелина «с человеческим лицом» (разумеется, это враки, потому что они все равно хитрые и подлые).
- Ушлые (Гоблины, кобольды): хитроумные ребята, не умеющие ни в драки, ни в интриги, зато обладающие полезными навыками, недоступными другим расам. Могут быть безумными учёными, заводчиками монстров, колдунами (если они не Падшие или Жуткие) или скрытными собирателями информации и убийцами. Соответствуют хорошим Милым.
Примеры
Литература
- LotR, с определённой долей условности:
- Берсерки — орки, тролли.[1]
- Жуткие — балроги, умертвия, назгулы.
- Злое племя — харадримы, истерлинги.
- Падшие — тёмные маги и Чёрные Нуменорцы.
- Ушлые — Голлум, Змиеуст и порода мелких орков-сыщиков.
- Армия Волдеморта в Harry Potter:
- Великаны и оборотни — Берсерки.
- Дементоры и зомби-инферналы — Жуткие.
- Охотники за головами и прочие полицаи — Злые.
- Сами Пожиратели Смерти — Падшие.
- Гоблины — Ушлые с большой долей условности.
- Зимние Фейри в Досье Дрездена:
- Князь Пустоты — хороших здесь практически нет даже среди людей, но местные темные силы вдалбливают педаль в земную кору:
- Шранки, Башраги — дикие берсерки. Биороботы, у которых всего два режима — убивать и насиловать все, что находится в пределах досягаемости.
- Инхорои — жуткие существа. Раса злобных извращенцев, насильников и садистов, выведенная достаточно развитыми инопланетянами для зачистки обитаемых миров.
- Скюльвенды — злое племя, народ людей, чья религия основана на служении Не-Богу и поддержавший Консульт в его апокалиптических начинаниях.
- Нелюди-эрратики — падшие, нелюди, сошедшие с ума от дефективного бессмертия. Служат Консульту офицерами в отрядах шранков и колдунами.
- Шпионы-оборотни — ушлые, но даже при этом они сильнее и быстрее обычных людей, а в плане зверств и изнасилований даже превзошли шранков и башрагов.
- «Хроники Края» — в этой серии книг даже среди самых злобных рас могут найтись вполне достойные представители, но это, как правило, редкие исключения:
- Шрайки — дикие берсерки. Налетающие птицелюди с матриархатом, склонные к садизму и поеданию своих жертв, иногда заживо.
- Главгад Хрумхрымс и Глистеры — жуткие существа. Существа из легенд, пришедшие в реальность благодаря неосознанным экспериментам местных ученых. Их очень трудно убить или ранить.
- Молтоголовые, проскоголовые, волосатые и прочие гоблины — злое племя. Чуть адекватнее шраек хотя бы в том, что не поедают заживо своих жертв.
- Вэйфы — ушлые. Существа, умеющие читать мысли, благодаря чему из них получаются великолепные шпионы, воры и ассасины.
- Волшебник Изумрудного города:
- Берсерки — солдаты-дуболомы.
- Жуткие — злые колдуньи Гингема, Бастинда и Арахна, а также Саблезубые тигры.
- Злое племя — марраны, с сильно прикрученным фитильком.
- Падшие — Урфин Джюс, Гуамоколатокинт (впоследствии повернули направо), Руф Билан, Кабр Гвин, Энкин Флед.
- Ушлые — деревянные полицейские-шпионы Урфина.
- Метавселенная Рудазова — демоны наиболее прописанных Тёмных миров вполне укладываются в архетип.
- Лэнг:
- Берсерки — Двурогие, адские духи, утукку, вымершие хигйджайя.
- Жуткие — Жрецы Древних, будхи, эг-мумии, Старцы, Погонщики Рабов.
- Злые племена — Тощие Всадники Ночи, Волки и Дикие Псы.
- Падшие — с натяжкой Злыдни и опять-таки эг-мумии.
- Ушлые — алуа и маскимы.
- Паргорон:
- Берсерки — гохерримы, кульминаты, развраги, храпоиды, вымершие нактархимы и созданные по их образцу чрепокожие.
- Жуткие — кэ-миало, ларитры (пополам с падшими), камтстады.
- Злые племена — гхьетшедарии (пополам с жуткими), храки и харгаллы.
- Падшие — фархерримы.
- Ушлые — бушуки (пополам с падшими), маркольмы, аргеры, шуки.
- Лэнг:
Фанфики
- То, что описано для LotR, нарочито смягчено и вывернуто у К. Еськова, в духе следующих примеров. Но структура сохранена. Орки — люди Мордора («незлое племя»), тролли — гордые, мастеровитые и независимые горцы («не кровожадные берсерки»), назгулы — нелюдимые мудрецы (не особенно жуткие и падшие).
Видеоигры
- Heroes of Might and Magic — самые разные варианты архетипов.
- I часть: Варвары (берсерки, злое племя, ушлые) и Чернокнижники (падшие Визарды);
- II часть: добавлены Жуткие — Некроманты;
- III часть: два замка Жутких — Некрополис и Инферно, ушлые — Темница, а берсерки и злое племя — Цитадель. С фитильком к злому племени можно отнести Крепость a.k.a. Болото, но из-за того, что непонятно, к добру ли оно принадлежит или злу, а то и вовсе нейтрально, отнести этот замок к примеры злому племени довольно трудно, если вообще не представляется возможным.
- IV часть: по сюжетной линии в каждом замке есть хорошие ребята и козлы (да-да, у некров тоже — Голдот!), однако Жуткие принадлежат масти Смерть (нежить и демоны), Злое племя (свиноподобные орки, минотавры, медузы), Падшие (чернокнижники, ифриты и кошмары как «тёмные версии» джиннов и единорогов) и ушлые (пиратская линия) — Хаосу, берсерки — Мощи.
- V часть и далее: Жуткие — некры и демоны, Падшие — тёмные эльфы, Берсерки — орки.[2]
- С фитильком — WoW, ибо Орда давным-давно не представляет абсолютное зло:
- Берсерки — орки, но частично они — Злое племя, так как соответствуют не Дворфам, а Людям;
- Злое племя — тролли, немножко таурены;
- Жуткие — Отрекшиеся (нежить);
- Падшие — Эльфы Крови;
- Ушлые — гоблины.
- Аналогично — Аллоды Онлайн:
- Злое племя — люди Хадагана (антитеза — естественно, Канийцы);
- Орки — берсерки с Ушлыми «шестёрками»-гоблинами (антитеза — Гибберлинги);
- Зэм — смесь Падших и Жутких (антитеза — Эльфы);
Настольные игры
- Dungeons & Dragons — всё, что можно найти в других сеттингах, и ещё кое-что.
- Бехолдеры и мозгоеды-иллитиды — «родные» для D&D Жуткие.
- Эталонные злые расы — танар’ри, баатезу и юголоты — состоят из подрас всех пяти типажей, но в целом демоны-танар’ри больше тяготеют к Берсерку, даймоны-юголоты — к Жуткости, а дьяволы-баатезу — к Ушлости.
- Warhammer: Age of Reckoning — пакт тёмных сил:
- Хаоситы, демоны, зверолюды — Злое племя + Жуткие существа, но высшие хаоситы — Падшие;
- Зеленокожие — орки-берсерки, гоблины-ушлые;
- Тёмные эльфы — Падшие.
- Warhammer 40 000 — злые существа мира мрачного будущего крайне разнообразны и враждебны друг к другу, но среди них можно выделить знакомые архетипы:
- Силы Хаоса:
- Боги и демоны Варпа — Жуткие;
- Космодесант Хаоса — Падшие
- Чумные десантники — Жуткие, берсерки Кхорна — Берсерки;
- Культисты и мутанты Хаоса — Злобные;
- Чернокнижники и Тёмные Механикус — Ушлые
- Ключевые ксенорасы:
- Орки — Берсерки и Жуткие (так как под личиной простоватых качков скрывается потусторонняя, почти всемогущая хрень, которая имеет множество эволюционных форм и способна истребить все живые виды на планете).
- Тираниды — Жуткие. Каждый тиранид является сильным псайкером, правда большинство из них использует свои способности только для телепатии. Там, где движется флот-улей тиранид, даже демоны чувствуют себя неуютно.
- Некроны — Падшие. При всём своём могуществе, себя некроны считают жертвой обмана и мечтают о возвращении живых тел.
- Свежеватели некронов — Берсерки. По своей сути они являются безумными и глуповатыми существами.
- Тёмные Эльдар — Падшие.
- Гомункулы Тёмных Эльдар — Жуткие.
- Хруды — Ушлые.
- Прочие ксенорасы:
- Энулианцы — Злобные. Есть фанатская теория, что энулианцы являются единой расой с вымершой расой некронтир.
- Стриксис — Ушлые.
- Ю’ват — Жуткие.
- Рак’гол — Берсерки.
- Силы Хаоса:
- World of Darkness
- Приспешники Змея:
- Фоморы — Берсерки.
- Губители — Жуткие.
- Сектанты Седьмого Поколения — Злые.
- Плясуны Чёрной Спирали и Нефанди — Падшие.
- Пентекс — Ушлые.
- Вампирские кланы:
- Да и сами линейки можно разложить, такой уж мир.
- Приспешники Змея:
Примечания
- ↑ С орками всё мутно. Строго говоря, они больше подходят под роль злого племени, нежели берсерков, так как вряд ли они сильно отличаются от людей физическими характеристиками. С другой стороны, они же являются ушлыми, так как выкармливают волков, используют взрывчатку и создают пыточные и осадные машины.
- ↑ С фитильком, так как с шестой части (местами есть ещё в пятой, но малозаметно) некроманты, орки и тёмные эльфы не сильно похожи на Абсолютное Зло. Чего не скажешь о демонах.