Преступность — это кошмар: различия между версиями
Строка 97: | Строка 97: | ||
* «[[Сопрано]]» — по сути все итоги деятельности нескольких поколений итальянских мафиози пытающихся выбраться из нищеты — по факту не впечатляют. Весь результат в том — что четвёртое поколение семьи Сопрано, наконец то смогут поступить в нормальный университет, а сам Тони с женой и его соратники, смогли наконец то жить, ''чуть лучше'' чем средний американский класс. В прочем тут с прикрученным фитильком - "кошмаром" это является для их жертв в первую очередь. Жёны мафиозников, к примеру, прекрасно знают на какие деньги имеют всю эту роскошь - и их это полностью устраивает. | * «[[Сопрано]]» — по сути все итоги деятельности нескольких поколений итальянских мафиози пытающихся выбраться из нищеты — по факту не впечатляют. Весь результат в том — что четвёртое поколение семьи Сопрано, наконец то смогут поступить в нормальный университет, а сам Тони с женой и его соратники, смогли наконец то жить, ''чуть лучше'' чем средний американский класс. В прочем тут с прикрученным фитильком - "кошмаром" это является для их жертв в первую очередь. Жёны мафиозников, к примеру, прекрасно знают на какие деньги имеют всю эту роскошь - и их это полностью устраивает. | ||
* "В Поле Зрения" - примерно первые два с половиной сезона, по большей части именно о борьбе с криминалом затерроризировавших Нью-Йорк уже до полного беспредела. На момент выхода сериала в ранних десятых, многими считалось что уровень преступности показанный в сериале, соответствует скорее Готэм Нолана, чем реальному Нью-Йорку. Но из середины 20ых, на это уже смотришь с некоторой иронией... | * "В Поле Зрения" - примерно первые два с половиной сезона, по большей части именно о борьбе с криминалом затерроризировавших Нью-Йорк уже до полного беспредела. На момент выхода сериала в ранних десятых, многими считалось что уровень преступности показанный в сериале, соответствует скорее Готэм Нолана, чем реальному Нью-Йорку. Но из середины 20ых, на это уже смотришь с некоторой иронией... | ||
* "Правосудие" - про современный (уже не совсем) Кентукки и про нынешнюю преступность которая на этом нищем штате паразитирует. Банды неонацистов, уайт трэш варящий мет, прибывающие в регион по наркоделам "коллеги" вышеперечисленных из картелей, и люди умирающие от случайно прилетевших пуль этих уродов. И клан Краудеров - | * "Правосудие" - про современный (уже не совсем) Кентукки и про нынешнюю преступность которая на этом нищем штате паразитирует. Банды неонацистов, уайт трэш варящий мет, прибывающие в регион по наркоделам "коллеги" вышеперечисленных из картелей, и люди умирающие от случайно прилетевших пуль этих уродов. И клан Краудеров, один из двух местных горских кланов - на которых тут уже давно нет никакой управы, потому что все либо запуганы, либо в деле. Почти никакой. | ||
=== [[Комиксы]] === | === [[Комиксы]] === |
Версия 12:55, 7 июня 2024
« | Тот, кто желает разбогатеть в течение дня, будет повешен в течение года. | » |
— Леонардо да Винчи |
(link)
Индонезийцы раскрывают сутьКаким современный обыватель представляет себе преступника? Нет, не того, чьи намерения чисты и непорочны, как слеза младенца, или не тот, кого Тоталитарный Режим загнал в настолько тесные рамки, что остается только бунтовать. Обычного преступника, который воспринимает написание собственных законов существования как ремесло и не более?
Малиновый пиджак, цепь в палец толщиной и похожий на кирпич мобильник? Полосатый костюм, федора, усики и футляр из-под виолончели с Томмиганом? Свободная гавайская рубашка, джинсы и дорогая сигара?
Так или иначе в немалой доле произведений образ преступника излишне романтизирован. Всегда можно создать себе хорошую репутацию, войти в круги общества с уровнем общей эрудиции и знаний этикета и просто рубить денежки в обход закона. Государство все равно прогнило, правоохранители берут на лапу или сами меняют сторону Силы, а котлеты валюты помогут и слона запихнуть в холодильник, сложив пополам сотворить что угодно в рамках разумного.
Ну и что же… Герой доволен выбором, все радужно?
Отнюдь. И дегтя в бочку меда будет не ложка, а такая же бочка:
- Не все полицейские продажны, а некоторые из них ещё и чертовски круты;
- кроме того, крутой парень с жетоном не всегда будет действовать по закону (если, конечно, герой вообще успеет узнать, что у него есть жетон);
- Гражданские, которых герой обидел по работе, могут и выследить. Причём не затем, чтобы повести в суд;
- И это не говоря уже о войнах банд, в ходе которых его жизнь и вовсе обесценится в нули;
- Если герой не конченый подонок, ход вещей может поставить перед сложной моральной дилеммой;
- Близкие люди будут находиться под перманентной угрозой — а они ведь куда более уязвимы, чем сам герой;
- Если близкие — хорошие люди, то правду от них придется скрывать. В противном случае дорожки разойдутся;
- А если близкие занимаются тем же, чем и ты, то никогда не знаешь, в какой момент триста процентов прибыли окажутся им дороже тебя;
- Ну и главное — обратной дороги не будет. Выйти из игры удастся, только уплатив большую цену.
Троп посвящен произведениям, демонстрирующим неприглядные стороны криминального быта. С тропом Война — это кошмар он соприкасается в двух местах: если речь идет о военных преступниках или войне банд.
Если персонаж еще и не скрывается, вслед за чем наступают последствия — это троп Зло — это отстой.
Примеры
Литература
Русскоязычная
- Данил Корецкий, «Антикиллер» — быт преступников, находящихся в центре повествования, показан крайне неприглядно и без прикрас. Наркотическая зависимость, беспорядочная половая жизнь, недоверчивость и постоянная грызня за власть. Практически все они по ходу развития сюжета теряют влияние, власть и жизни. Банду отморозков — Амбала, Веретено и Попугая — вырезают оперативник уголовного розыска и офицер спецназа из мести за убитого товарища. Баркас погибает от рук спецназовца. Бывшего милиционера, а ныне бригадира рыночной группировки Центуриона приканчивают свои же, заподозрив подставу. Беглецов из СИЗО Башку и Жигана тоже дырявят спецназовцы. Организаторы покушения на Президента и исполнители гибнут от рук контрразведчиков.
- В. Шаламов, «Колымские рассказы», «Жульническая кровь» — блатные (профессиональные преступники) 1930—1950-х годов описаны без тени сочувствия, как полные чудовища, начисто лишенные человеческих качеств.
- А. И. Солженицын, «Архипелаг ГУЛАГ» — то же самое.
- Ахто Леви, «Записки Серого волка», «Мор» — блатной мир 1930—1950-х и на воле, и в лагерях описан без всякой романтики.
На других языках
- Марио Пьюзо, «Крестный отец» — криминальная драма, раскрывающая социальную подоплёку и значение преступности в жизни общества. Протагонист произведения Майкл Корлеоне изначально не хотел иметь ничего общего с поставками оливкового масла, курируемыми его отцом. Не хотел настолько, что даже ушел на тихоокеанский фронт, где героически воевал и получил ранение. Проблемы начались тогда, когда он всё же начал втягиваться в дела мафии. В ходе войны теневых структур он потерял отца, старшего брата и первую жену. Вторую же и своих детей он намеренно оттолкнул, чтобы спасти. Зная, что свояк оказался предателем, задумал его убийство, а перед ним хладнокровно дождался смерти отца. Так как понимал, что смерть зятя от руки сына кому угодно может разбить сердце. Большую часть этих вещей он сделал из соображений семейного долга и в итоге остался практически одинок. Понял его лишь консильери (советник семьи, человек, которому дон может доверять и к советам которого прислушивается) Том Хаген.
- Стивен Кинг «Рита Хейворт и спасение из Шоушенка» — до попадания в тюрьму Энди Дюфресн был обычным законопослушным банкиром. Оказавшись же в ней, он применил все свои знания финансовой системы, чтобы позволить начальнику обогатиться. Навёл нужные связи. Но когда впереди замаячила возможность оправдания, Энди понял, что оказался в западне. И что если не переиграть начальника в этой игре, никакого будущего может и не случиться.
- И это не затрагивая судьбы других заключённых. Каково уже приготовиться встретить смерть в тюрьме, но затем вдруг выйти спустя пятьдесят лет? В мир, к которому придётся ещё и приспосабливаться?
- Роберт Вегнер «Сказания Меекханского пограничья» — чародея-преступника перед лицом смерти не способно оправдать даже то, что он спас роту Горной Стражи от западни в леднике. А юный адепт культа Сетрена (местного бога войны), глава банды налетчиков, при попытке обесчестить дипломатов Империи не только ничего не добился, но навлёк на себя гнев сородичей.
Кино
Отечественные фильмы
- «Бумер» - фильм Буслова, эталонный пример неправильно понятой басни. Автор правки помнит, как такие же малолетние тогда дуралеи, угорали по фильму и видели в четырёх быках - чётких пацанов и друзей по жизни. Да и из-за убедительности портрета, многими людьми с альтернативными взглядами на жизнь, герои казались "своими в доску". А между тем, "Бумер" это по сути полемизирующее произведение со всей тогдашней блатной культурой, и в особенности с "Бригадой". Про то что четыре бандита, это не элегантные и образованные Саша Белый с друзьями - а четыре тупорылых ублюдка, метающихся между жизнями по понятиями, звериными повадками и смутными проблесками совести. Которая заключается лишь в принесённым другим, нормальным людям встреченным по пути, большими неприятностями или большим горем. А кончается это жизнь либо в грязной луже на улице какого то мухосранска от ментовской пули, либо на зоне где ты будешь ближайшие лет 15 пытаться не передать своё очко в зрительский зал.
- «Жить».
- "Антикиллер" - инверсия. Чётко различает что всё таки есть и среди преступников люди, просто люди, с принципами и какой то там совестью. Но в целом да, даже неплохие люди, увязнув в криминале и свои руки в крови испачкали, и сами погибли довольно бесславно за чужие амбиции и грязные бабки. А вот позиция Лиса по ситуации однозначная - мочить уродов, по мере сил, коих у него немеряно.
- «Восьмерка»
- «Скольжение»
- «Линия жизни».
- "Чужая" - стоит показывать юным поклонникам "блатной романтики" уже в более менее сознательном возрасте. Ровно как и "Иди и Смотри" стоит показывать всем юным поклонникам "чистой расы". Просто что бы юный дурачок, посмотрев на это, попытался увидеть в этом говне рода людского - хоть что-то человеческое.
- "Мама не Горюй" - общество 90ых во всей красе, когда обществом правят те у кого больше всего денег, а денег больше всего у преступников. Те братки что показаны именно в фильме, персонажи скорее трагические, они все нехорошие люди, но им от этого отчётливо хреново. И в конечном итоге, конец у всех будет бесславный и до старости мало кто из них доживёт. Зато эпизодически появляющееся в истории бандиты - такие патентованные уроды, что хоть сейчас в музей современного искусства.
Зарубежные фильмы
- Дилогия «Рейд» — преступность правит всем островом Явой а то и Индонезией. Ситуация настолько аховая, что честные менты фактически в оппозиции собственному коррумпированному начальству, а ОМОН уничтожают целыми отрядами и делают вид как будто так и надо. Что же делать? Однозначно резать — не дожидаясь перитонитов, всех, до последнего.
- Фильмы Джона Ву. «Светлое Будущее 1-2», «Киллер» и в конце-концов «Круто Сваренные» педаль в пол. Бандитизм это всегда кромешный кошмар — и режиссёр всегда однозначно на стороне парней который его курошат самым жёсткими методами.
- «Лицо со шрамом» — оба фильма, и довоенный, и послевоенный.
- «Кровный отец» — в фильме очень хорошо раскрывается тема того, чем именно является преступный промысел для рядового бандюка дожившего до старости. И даже без всякой моральной стороны вопроса, а просто чисто с практической. Все твои «друзья» подонки, пол жизни ты проводишь в тюрьме, а в конце ты живёшь в нищете преисполненный сожалениями. Единственное хорошее что есть в твоей жизни, твоя дочь, и то ты её никогда не знал, а теперь ещё и её пытаются убить.
- «Легенда».
- «Путь Карлито».
- "Казино" - мафия Вегаса в течении почти 20 лет, спокойно расстреливала дома в которых жили копы, и убивала людей прямо на улицах уже даже не вывозя их в пустыню (сколько там народу закопано, даже считать никто не попытался). И ВСЕМ, на это было абсолютно наплевать! Педаль в пол, когда стали уничтожать своих же собственных соратников и партнёров, просто потому что возникла угроза запалить чёрную кассу. Всё по реальным событиям.
- «Однажды в Америке» - если у Де Пальмы или Скорцезе, среди итальянских мафиозников присутствуют просто сбившееся с пути антигерои, обладающие некоторыми искупающими качествами, то у Леоне здесь всё крайне жёстко. По большому счёту вся история - парад совершенно мерзейших выродков, таких что это даже смотреть местами тяжело. Педаль в пол - у Моралиста Скорцезе, в конечном итоге так или иначе, всякая мразь но получает пусть и запоздало, но по заслугам. А здесь всё это уже запоздало и как бы и ни о чём.
- «Американский гангстер».
- Трилогия «Пушер» Николаса Виндинга Рефна
- "Драйв" собственно тоже отыгрывает по полной.
- «Чёрная месса».
- «Потому что мы банда».
- «Выбивая долги» — главный герой и его дружбан-отморозок собирают «дань» с криминала для своего босса… пока их бизнес не пытаются отжать совсем уж отбитые мексиканцы. Несмотря на условный хэппи-энд фильм хорошо показывает, что бандитизм это не круто.
- Трилогия "Криминальный Город" - в первом и третьем фильме с прикрученными фитильком. Сеульские опера из местного уголовного, ребята лихие и порядок у них на территории жёсткий. Вот вторая часть, про похищения и убийства корейских бизнесменом в некой стране Юго-Восточной Азии - педаль в пол, корейским мужикам приходить в нарушение всех правил и местных законов, самим отморозков искать, а у них тут всё на корню скуплено.
- "Narc" - гниющий заживо как зомби Детройт, в котором по улицам уже давно люди стараются только ездить, а копы по сути на осадном положении.
Телесериалы
Отечественные сериалы
- Многие НТВшные сериалы про бандитов и ментов:
- «Улицы разбитых фонарей» - особенно первый сезон, снимаемый с 1995 по 1998 год, на натуре по мотивам реальных историй Кивиновым. События на экране, как и события в стране на тот момент, можно описать, самое цензурное, одним словом - Жопа.
- "Убойная Сила" - Кивинов знал о чём писал, и было это всё тогда всё сплошь и рядом. В последних сезонах уже не так мрачно и в целом с позитивным вайбом. Но первые сезона три, не смотря на в целом юмор и настрой на позитив - выглядит обстановка в Петербурге очень и очень мрачно.
- «Бандитский Петербург».
- «Крот».
- Ряшин, Опалёв, Тартаков и Осипов последовательно отдают дань тропу: «Ментовские войны», «Судья», «Бомбила», «Учитель в законе», «Братаны», «Лесник», «Дельта»… Как только на экране появляются криминальные личности — любой из этих сериалов превращается просто в кунсткамеру моральных уродов, причём не картонных, а живых, многогранных, «чувствующих и переживающих», с различной мотивацией, даже порой с угадываемыми личными предысториями. Но общее у всех этих типажей одно: на фигню они свою жизнь убивают, гоняются за разного рода призраками, химерами.
- Любинский и Куликов не отстают: «Меч», «Глухарь», «Пятницкий», «Карпов». Причём если в примерах выше, среди преступников можно найти персонажей даже вызывающих сочувствие, у Куликова преступные элементы (особенно профессиональные преступники) как правило конченные мрази. На фоне которых даже такие лютые волки в собачьей шкуре как подполковник Карпов — ангелы, пусть и смерти.
- «Бригада» - жёсткая аверсия. Была бы гнусной блатной пропагандой, если бы не факт того - что получилось настолько плохо, что хорошо. Вороватые и кровавые ФСБшники с киберпротезами руки, которые внедряют агентов-"зомби" к честным пацанам в братву. Заставляют их продавать чеченцам оружие а бельгийцам таджикский героин. А пацаны то, всего лишь хотели Россию, в которой сможем жить я, ты, и ты тоже - как нормальные люди, по человечески! Чиста! Сердешна!
- То что ещё и снято, за бешеные бабки, федеральным телеканалом, на деньги братьев Копылёвых (лидеров Орехово-Медведковской группировки) - вся история вообще доводить да кромешного абсурда. Интересно, были ли сами братья довольны увиденным?
- «След».
- «Закон каменных джунглей», в особенности второй сезон. Рука Ильи Куликова ощущается отчётливо - "обиженным" из истории не ушёл никто, жизнь себе сломали ВСЕ, те кто в живых остался конечно.
- "Химера" - собственно кроме главного героя, выгоревшего спеца выносящего план уничтожить наркомафию - никто из героев истории сочувствия не заслуживает. И собственно так и задумывалось, но тут ещё и с углублением и подтекстом. Очень хорошо показано как люди из средней мудовости козлов, превращаются в законченных тварей. И про то что в самих бандитах, при всей их показушной человечности - этого самого человеческого как правило очень мало, зато всякого очень нездорового навалом, тоже показано очень хорошо.
- "Геймеры" - в казалось бы молодёжном фантастическом боевике про геймеров-суперсолдат, не ждёшь весьма жизнеутверждающей истории про то - как бандитский промысел ломает человека. И убедительную провинциальную братву, состоящую из таких родных очаровательных уродов - тоже не ожидаешь. А подишь ты...
Зарубежные сериалы
- «Во все тяжкие».
- «Подпольная империя».
- «Барыги».
- «C.S.I.: Место преступления».
- «Сопрано» — по сути все итоги деятельности нескольких поколений итальянских мафиози пытающихся выбраться из нищеты — по факту не впечатляют. Весь результат в том — что четвёртое поколение семьи Сопрано, наконец то смогут поступить в нормальный университет, а сам Тони с женой и его соратники, смогли наконец то жить, чуть лучше чем средний американский класс. В прочем тут с прикрученным фитильком - "кошмаром" это является для их жертв в первую очередь. Жёны мафиозников, к примеру, прекрасно знают на какие деньги имеют всю эту роскошь - и их это полностью устраивает.
- "В Поле Зрения" - примерно первые два с половиной сезона, по большей части именно о борьбе с криминалом затерроризировавших Нью-Йорк уже до полного беспредела. На момент выхода сериала в ранних десятых, многими считалось что уровень преступности показанный в сериале, соответствует скорее Готэм Нолана, чем реальному Нью-Йорку. Но из середины 20ых, на это уже смотришь с некоторой иронией...
- "Правосудие" - про современный (уже не совсем) Кентукки и про нынешнюю преступность которая на этом нищем штате паразитирует. Банды неонацистов, уайт трэш варящий мет, прибывающие в регион по наркоделам "коллеги" вышеперечисленных из картелей, и люди умирающие от случайно прилетевших пуль этих уродов. И клан Краудеров, один из двух местных горских кланов - на которых тут уже давно нет никакой управы, потому что все либо запуганы, либо в деле. Почти никакой.
Комиксы
- «Город грехов».
Аниме и манга
- «Дом Пяти Листьев» — история бывшего подельника Уме, того, который медвежатник.
Видеоигры
- Трилогия «Mafia» — играет троп, хотя каждая последующая часть слабее предыдущей.
- Grand Theft Auto IV — наиболее мрачная, жесткая и реалистичная часть серии. Преступность здесь не развесёлое действо, а унылый быт. И протагонист погружается в него не сколько ради сытой жизни, столько потому что ничего другого делать не умеет.
- Дилогия «Kane and Lynch» — первая часть ощутимо сильнее второй. Тоже в чём-то драматичное произведение о наёмнике, пытающемся заслужить прощение своих жены и дочери за изломанную жизнь. Множество преступлений и разборки с бывшими подельниками этому не способствуют.
- Sleeping Dogs — полицейский под прикрытием внедряется в банду Сун-Он-Йи с помощью друга детства и начинает свой путь к успеху. Чем ближе операция внедрения к концу, тем сильнее он понимает мировоззрение, образ мышления и мотивацию преступников. Войны банд, потери друзей и родных, предательства, месть и постоянное беспокойство. Множество персонажей второго плана, мечтающих о спокойной жизни и стремящихся выйти из игры, идут на заклание.
- Made Man.
Музыка
- Disturbed — Criminal.
- Dope — Blood Money.