Любовь-наркотик: различия между версиями
м (Доперенос с сохранением) |
|||
Строка 1: | Строка 1: | ||
{{Q| | {{Q| | ||
Барон фон Гринвальдус,<br | Барон фон Гринвальдус,<br> | ||
Известный в Германьи,<br | Известный в Германьи,<br> | ||
В забралах и в латах,<br | В забралах и в латах,<br> | ||
На камне пред замком,<br | На камне пред замком,<br> | ||
Пред замком Амальи,<br | Пред замком Амальи,<br> | ||
Сидит принахмурясь;<br | Сидит принахмурясь;<br> | ||
Сидит и молчит.<br | Сидит и молчит.<br> | ||
Отвергла Амалья<br | Отвергла Амалья<br> | ||
Баронову руку!…<br | Баронову руку!…<br> | ||
Барон фон Гринвальдус<br | Барон фон Гринвальдус<br> | ||
От замковых окон<br | От замковых окон<br> | ||
Очей не отводит<br | Очей не отводит<br> | ||
И с места не сходит;<br | И с места не сходит;<br> | ||
Не пьёт и не ест.<br | Не пьёт и не ест.<br> | ||
Года за годами…<br | Года за годами…<br> | ||
Бароны воюют,<br | Бароны воюют,<br> | ||
Бароны пируют…<br | Бароны пируют…<br> | ||
Барон фон Гринвальдус,<br | Барон фон Гринвальдус,<br> | ||
Сей доблестный рыцарь,<br | Сей доблестный рыцарь,<br> | ||
Всё в той же позицьи<br | Всё в той же позицьи<br> | ||
На камне сидит.|Козьма Прутков, «Немецкая баллада»}} | На камне сидит.|Козьма Прутков, «Немецкая баллада»}} | ||
[[Файл:Image.jpeg|240px|thumb|right|Патрик смотрит на Альбину, как наркоман во время ломки]] | |||
Бывает любовь-судьба, [[Культ любви|истинная любовь]], которая способна преодолеть любые преграды, сделать персонажа сильнее и наполнить его жизнь смыслом. Бывает просто любовь, часть повседневности — высокое, но распространённое и потому обычное чувство. А бывает любовь разрушительная, опасная для того, кто любит и кто любим. '''Любовь-наркотик''' — когда герой, при всей бесперспективности своего чувства, не имеет душевных сил противостоять ему, страдает сам, причиняет страдания окружающим… В общем, всё плохо. | |||
А ещё у человека при любви выделяются эндорфины, что по всем эффектам похоже на хорошую дозу морфия в вену. Так что любовь при неудачном повороте не выглядит, а буквально является наркотиком с кайфом, отходняками, а при совсем неудачной любви герой вполне похож на врача из «Морфия» Булгакова — лежит в депрессии и готов всё отдать за порцию счастья. | |||
Варианты завязки: | Варианты завязки: | ||
* Самый простой и | * Самый простой и прозаичный — [[Безответная любовь|невзаимная любовь]]. Объект воздыханий уже счастлив с кем-то другим, упс. Или он [[Несовместимая ориентация|не той ориентации]]. Или он просто банально не испытывает к поклоннику симпатий. | ||
* Драматический и трагичный | * Драматический и трагичный вариант — [[запретная любовь]]. Чувства героев взаимны, но социальные препятствия не позволят им быть вместе: они из неравных социальных слоёв, из [[Девушка из лагеря противника|враждующих фракций]], они [[Инцест|родственники]], они слишком уж [[Роман мая с декабрем|различны по возрасту]], им препятствует какой-нибудь [[Шовинизм|расизм]], наконец, [[Брак по расчёту|династические интересы и обстоятельства]] просто в принципе исключают для них брак по любви. | ||
* Не менее драматический | * Не менее драматический вариант — неподходящие обстоятельства. Курортные романы редко заканчиваются чем-то хорошим. Окопные — тоже. | ||
Варианты развития: | Варианты развития: | ||
* Герой(иня) добивается благосклонности возлюбленной(ого) даже при том, что изначально ей и не пахло, консервативное общество проникается чужими чувствами и всё же позволяет героям быть вместе. Хэппи-энд. Не наш, в общем-то, случай. Сюда же отчасти те ситуации, когда [[Хороший плохой конец|для самих героев всё кончилось плохо]], но на окружающих их чувства произвели не разрушительное, а благотворное воздействие. | * Герой(иня) добивается благосклонности возлюбленной(ого) даже при том, что изначально ей и не пахло, консервативное общество проникается чужими чувствами и всё же позволяет героям быть вместе. Хэппи-энд. Не наш, в общем-то, случай. Сюда же отчасти те ситуации, когда [[Хороший плохой конец|для самих героев всё кончилось плохо]], но на окружающих их чувства произвели не разрушительное, а благотворное воздействие. | ||
* Конфликт и не думает разрешаться позитивным образом, выливаясь для героя в разрушительные и саморазрушительные деяния: он [[Тупое самопожертвование|жертвует собой]], проявляя [[мортидо]], [[Чего не сделаешь ради любви|жертвует окружающими]], пытаясь хоть так, но преодолеть конфликт, жертвует самим объектом любви ради собственного эгоизма (насилует в тот момент, когда от любви осталось одно тупое исступление, за борт бросает в надлежащую волну<!--не исправлять, имелась в виду именно пародия из классической литературы-->, бьёт камнем в лоб и вкладывает между зубов розу… хотя нет, открытых признаков любви в последнем случае не проявлялось). Наш случай. | * Конфликт и не думает разрешаться позитивным образом, выливаясь для героя в разрушительные и саморазрушительные деяния: он [[Тупое самопожертвование|жертвует собой]], проявляя [[мортидо]], [[Чего не сделаешь ради любви|жертвует окружающими]], пытаясь хоть так, но преодолеть конфликт, жертвует самим объектом любви ради собственного эгоизма (насилует в тот момент, когда от любви осталось одно тупое исступление, за борт бросает в надлежащую волну<!--не исправлять, имелась в виду именно пародия из классической литературы-->, бьёт камнем в лоб и вкладывает между зубов розу… хотя нет, открытых признаков любви в последнем случае не проявлялось). Наш случай. | ||
* Всё заканчивается пшиком: у героя переклинивает в мозгах и он освобождается от чувства. Не исключено, что после частичного развития предыдущего пункта, то есть изрядно всех обгадив вокруг и измучив собственную жопу до крови, измором берёт крепость… и в этот момент его отпускает. После чего ничто не мешает развиться таким же чувствам с другой стороны, если | * Всё заканчивается пшиком: у героя переклинивает в мозгах и он освобождается от чувства. Не исключено, что после частичного развития предыдущего пункта, то есть изрядно всех обгадив вокруг и измучив собственную жопу до крови, измором берёт крепость… и в этот момент его отпускает. После чего ничто не мешает развиться таким же чувствам с другой стороны, если автор — утончённый садист. | ||
Впрочем, определяющим признаком для любви-наркотика являются не сопутствующие обстоятельства, а то, как она влияет на героя и к чему его ведёт: если к личностному распаду, гибели телесной и | Впрочем, определяющим признаком для любви-наркотика являются не сопутствующие обстоятельства, а то, как она влияет на героя и к чему его ведёт: если к личностному распаду, гибели телесной и духовной — это оно. | ||
== Примеры == | == Примеры == | ||
«Любовь», которую вызывают [[инкубы и суккубы]], вполне подходит под этот троп. | |||
=== Мифология и [[фольклор]] === | === Мифология и [[фольклор]] === | ||
* Ариадна и [[Медея]] | * Ариадна и [[Медея]] — ради любви совершают предательство, а затем… годы спустя их бросают ради молодой и красивой. | ||
* [[Василиса Прекрасная]] | * [[Василиса Прекрасная]] — часто вгоняет [[педаль в асфальт]]: ради любви она часто готова убить мать родную — [[Баба Яга|Бабу Ягу]]. | ||
* [[w:Лейли и Маджнун|Лейли и Меджнун]] | * [[w:Лейли и Маджнун|Лейли и Меджнун]] — арабское предание о юноше, сошедшем с ума из-за разлуки с любимой («Меджнун» — прозвище, буквально означающее «одержимый», но после этой истории ставшее обозначением таких влюблённых). Кодификатор на Ближнем и Среднем Востоке. | ||
=== [[Литература]] === | === [[Литература]] === | ||
{{Q|pre=1|— [[святой|Феофан]] [[монах|Затворник]] говорил, что «Любовь, проповедуемая миром сим — болезнь. И опасна она тем, что больному хочется болеть до безумия». Наша повседневная жизнь подтверждает — диагноз прежний, и с каждым днём болезнь прогрессирует. | |||
— Для того, чтобы понять эти слова, надо вспомнить церковное значение слова «страсть». Страсть в церковном смысле — это не сильное чувство, не влюблённость, не страдание. Страсть — это то, что в грамматике передатся с помощью страдательного залога. То есть то, что вторгается в мою жизнь, а не то, что я делаю. Действительно, любовь в этом смысле — это страсть, как то, что владеет мною. И человек влюблённый действует, не замечая, что иногда чем-то странным управляем, а не сам собою руководит. Видимо, об этом измерении чувства влюблённости, о том, что там появляется элемент несвободы и неосознанности, подобное состоянию медиумичности, пассивности, и сказал свт. Феофан как о болезни.|диакон Андрей Кураев, «Церковь в мире людей»}} | |||
* В «Витязе в тигровой шкуре» всякого, кто подхватил зависимость, называют специальным словом: «миджнур». | * В «Витязе в тигровой шкуре» всякого, кто подхватил зависимость, называют специальным словом: «миджнур». | ||
** Это искажённое арабское «меджнун» (см. в разделе «Фольклор»). | ** Это искажённое арабское «меджнун» (см. в разделе «Фольклор»). | ||
* | * аббат Прево, «Манон Леско» — ради любви главный герой [[Вниз по наклонной|пускает жизнь под откос]] и из лучшего ученика семинарии превращается в авантюриста; полная аналогия с поведением наркозависимого. | ||
* | ** [[Герберт Уэллс]], «Любовь и мистер Люишем» — аналогичный пример, но [[с прикрученным фитильком]]: герой действительно ради любви пускает под откос карьерные и общественные перспективы, но в самой семейной жизни по итогу всё-таки счастлив. | ||
* Фридрих Шиллер, поэма «Рыцарь Тогенбург» — [[педаль в пол]]. Рыцарь, отвергнутый возлюбленной, год за годом проводит все дни под окнами монастыря, куда она удалилась. Спародировано Козьмой Прутковым (см. эпиграф). | |||
* Александр Дюма, «[[Три мушкетёра]]» — любовь Бэкингема к Анне Австрийской показывается в схожем ключе. Да и любовь Атоса к Миледи тоже. «Она не нравилась, она опьяняла». | |||
* В. Скотт, «[[Айвенго]]» — рыцарь де Буагильбер проникся совершенно необъяснимой безумной страстью к Ревекке, которая никак ему не подходит по социальному положению, что приводит к печальному финалу (исход № 2). | * В. Скотт, «[[Айвенго]]» — рыцарь де Буагильбер проникся совершенно необъяснимой безумной страстью к Ревекке, которая никак ему не подходит по социальному положению, что приводит к печальному финалу (исход № 2). | ||
* | * «[[Собор Парижской Богоматери]]» — вновь [[педаль в асфальт]]: пылающий страстью к Эсмеральде Клод Фролло не только [[Чего не сделаешь ради любви|ранит Феба]] и [[Моральный горизонт событий|подставляет возлюбленную]], но и вторично выдаёт её страже после побега. Попутно в ходе штурма собора, начавшегося по его же вине, королевские стрелки [[В общем, все умерли|выкашивают под корень почти весь Двор Чудес, от рук Квазимодо гибнет его любимый брат Жеан, а во время казни Эсмеральды — и сам архидиакон]]. И вы ещё скажите, что [[Жертвенный лев|смерть Квазимодо]] не на его совести. | ||
* «[[Wuthering Heights|Грозовой перевал]] | * Эмили Бронте, «[[Wuthering Heights|Грозовой перевал]]» — деструктивная любовь Хитклиффа и Кэтрин. | ||
* | * И. С. Тургенев, «Дым». [[Подсветка|Подсвечено]] в самом тексте. | ||
* А. И. Куприн, повесть «Гранатовый браслет». Скромный чиновник Георгий Желтков влюбился в замужнюю княгиню Веру Шеину. Не имея шансов добиться взаимности, он [[Дойти до самоубийства|сводит счёты с жизнью]]. | |||
* Гастон Леру, «[[Le Fantôme de l’Opéra|Призрак Оперы]]» (а также одноимённый мюзикл и его сиквел) — тот случай, когда любовь такого рода оказалась [[Вечная любовь|вечной]]. | |||
* | |||
* Е. Замятин, «[[Мы]]» — любовь мужчины D-503 (ГГ) и женщины I-330. | * Е. Замятин, «[[Мы]]» — любовь мужчины D-503 (ГГ) и женщины I-330. | ||
** Тут, скорее, всё-таки [[культ любви]], кажущийся наркотическим безумием только лишь по контрасту с реальным безумием этой антиутопии. | ** Тут, скорее, всё-таки [[культ любви]], кажущийся наркотическим безумием только лишь по контрасту с реальным безумием этой антиутопии. | ||
* [[Мастер и Маргарита]] | * «Унесённые ветром» — Скарлетт и её зацикленность на Эшли (а, точнее, на [[Любить тень|идеализированном образе с лицом Эшли]]), и там же — безответно (но с толикой рационализма) влюблённый в Скарлетт Ретт. В обоих случаях закончилось вариантом номер три: добившись-таки Эшли, Скарлетт обнаружила, насколько её ожидания были далеки от реальности, и резко переключилась на Ретта. Вот только поздно: он к этому моменту перегорел, устав ломиться в закрытую дверь. В итоге конец романа вернул Скарлетт на исходную позицию — новая зависимость, [[танцы на граблях|новая цель для любовного штурма]]: «…Она вернет Ретта. Она знает, что вернет. Нет такого человека, которого она не могла бы завоевать, если бы хотела». | ||
* | * М. [[Булгаков]], «[[Мастер и Маргарита]]» — заглавная пара, <s>страдающая</s> наслаждающаяся взаимным использованием друг дружки в качестве стимулятора приятных ощущений. Сам момент их первого осознания чувств друг к дружке автор сравнивает с убийцей с финкой в тёмном переулке. Сторчались друг дружкой так эффектно, что некоторые до сих пор умудряются видеть в их итоговой судьбе [[хэппи-энд]]. | ||
* [[Белая эмиграция|Набоков]], [[Лолита]]. | |||
* «Бремя страстей | * Уильям Сомерсет Моэм, «Бремя страстей человеческих» — едва ли не худшим событием в жизни героя полуавтобиографичного романа стала его патологическая влюблённость в полную всяческих недостатков Милдред Роджерс. | ||
* «[[Сумерки]]» — запах Беллы для Эдварда притягателен настолько, что он называет её «своим личным сортом героина». | * «[[Сумерки]]» — запах Беллы для Эдварда притягателен настолько, что он называет её «своим личным сортом героина». | ||
** Однако пример весьма спорный. Да, отношения Беллы и Эда напоминают наркозависимость, но факт их любви неоспорим. Да и, как ни крути, а кончилось всё в итоге хорошо. | ** Однако пример весьма спорный. Да, отношения Беллы и Эда напоминают наркозависимость, но факт их любви неоспорим. Да и, как ни крути, а кончилось всё в итоге хорошо. | ||
* «Долина | * Дяченко, «Долина совести» — главный герой Влад Палий, обладает «способностью» привязывать к себе людей, которые вроде как не ощущают к нему особой привязанности, но оказавшись вдали, начинают испытывать дикую ломку, вплоть до летального исхода. Впоследствии оказывается, что герой такой не один, и такие люди-наркотики действуют в том числе друг на друга. | ||
* [[Тина Хэдис]] и Сонхийский | * [[Тина Хэдис]] и [[Сонхийский цикл]] — чувство Лиргисо/Тейзурга к Стражу Сонхи во всех их воплощениях. [[Подсветка|Подсвечивается]] не раз самим Стражем, который говорит, что это скорее навязчивая идея, нежели любовь. Тем не менее, именно это чувство сначала свело с ума Тейзурга в бытность демоном, а потом толкало на самые разные поступки — реже на добродетельные (например, помощь тонущему домбергу, спасение из очень опасного миксер-моря, отчасти — создание лекарства для больной дочери объекта любви), но чаще на весьма сомнительные, среди которых {{spoiler|постоянные попытки склонить его к близости, от уговоров до вполне реальной угрозы изнасилования; кража Поля из другого мира, в котором у него осталась семья; утаивание очень важных сведений о его жизни; готовность устроить вечную войну, чтобы удержать его рядом; угроза убить всех потенциальных соперников}}. | ||
* [[ПЛиО]] | * [[ПЛиО]]: | ||
** Погуляв на свежем воздухе, Джейме осознаёт, что их с Серсеей [[инцест|отношения]] больше смахивают на одержимость. Правда, вернувшись к близняшке, [[танцы на граблях|всё равно не может себе в ней отказать]]. | |||
** Роберт Баратеон относительно Лианны Старк — тоже оно. Не сумел переболеть её потерю и [[заливать горе|в попытках хотя бы забыть её спился]], попутно прохлопав возможность установить хоть какие-то человеческие отношения с женой (которой поначалу на самом деле нравился). | ** Роберт Баратеон относительно Лианны Старк — тоже оно. Не сумел переболеть её потерю и [[заливать горе|в попытках хотя бы забыть её спился]], попутно прохлопав возможность установить хоть какие-то человеческие отношения с женой (которой поначалу на самом деле нравился). | ||
*** Да разве нравился? А как же откровения Серсеи о том, что она испытала приступ чисто физического отвращения едва разглядев муженька поближе и увидев, что в отличие от светлого и прекрасного Таргариена, Роберт имеет на теле растительность, да еще и … черную (брюнет же!). | *** Да разве нравился? А как же откровения Серсеи о том, что она испытала приступ чисто физического отвращения едва разглядев муженька поближе и увидев, что в отличие от светлого и прекрасного Таргариена, Роберт имеет на теле растительность, да еще и … черную (брюнет же!). | ||
Строка 78: | Строка 81: | ||
** Основная мотивация Джона Коннингтона, испытывавшего сабж {{spoiler|[[его хотят даже парни|всё к тому же Рейгару]]}}. Если уж предмет любви всё равно безвременно почил, [[а мальчик и не знает|так и не узнав о чувствах влюблённого]] — буду хоть его чадо пестовать и [[делатель королей|продвигать]]. | ** Основная мотивация Джона Коннингтона, испытывавшего сабж {{spoiler|[[его хотят даже парни|всё к тому же Рейгару]]}}. Если уж предмет любви всё равно безвременно почил, [[а мальчик и не знает|так и не узнав о чувствах влюблённого]] — буду хоть его чадо пестовать и [[делатель королей|продвигать]]. | ||
* «[[Гарри Поттер]]» — Беллатриса Лестрейндж именно такими глазами смотрит на Волдеморта. | * «[[Гарри Поттер]]» — Беллатриса Лестрейндж именно такими глазами смотрит на Волдеморта. | ||
* Виталий Зыков, «Дорога домой»: отношения К’ирсана с его возлюбленной Мелисандрой — эталонный второй вариант (она — эльфийский квартерон, а у него с эльфами вендетта и вражда до гроба). По авторскому описанию, чувство главгероя к женщине действительно больше похоже на наркотическую зависимость, чем на нормальную любовь или привязанность. Естественно, автор не мог позволить К’ирсану сильно отвлекаться от борьбы с Евросою… Объединённым Протекторатом за будущее величие Росси… стран Грольда, поэтому, дважды обжёгшись, герой благополучно [[Превозмогать|преодолевает]] любовное наваждение и заключает не особо счастливый, но крепкий и [[Политическая свадьба|политически выгодный]] [[брак по расчёту]]. | |||
* И. Гёте «Страдания юного Вертера» — неразделённая любовь Вертера к Лотте кончилась тем, что он стал невыносимым для окружающих и застрелился. | |||
==== [[Фанфики]] ==== | |||
* «[[Дни Мародеров]]» — Мародеры, Гарри Поттер. Зарождающиеся чувства Роксаны Малфой и Сириуса Блэка скорее напоминают наркозависимость. Сопровождается эта зависимость изменами, отрицанием, разрушением неодушевленных предметов и вполне себе живых окружающих, и даже попыткой убийства. Герои и сами отмечают — «он отравлен, ему конец», «это болезнь, ей нужно лечиться». | |||
=== [[Театр]] === | === [[Театр]] === | ||
* «[[Ромео и Джульетта]]». | * «[[Ромео и Джульетта]]». | ||
* В мюзикле [[Dragonlance| | * В мюзикле «[[Dragonlance|Последнее испытание]]» роковая любовь, неизменно оборачивающаяся бедой — коронное оружие богини Тахизис. Тёмная госпожа раз пять за мюзикл подсвечивает это. | ||
** За полшага до своей абсолютно ненужной победы этот факт саркастически признает и [[Протагонист-злодей|злодей-протагонист]] Рейстлин: «Я деву увлёк, чтоб Врата отпереть, и ей, а не мне предстоит умереть! Я с ней предпочел обменяться ролями, поскольку, к несчастью, | ** За полшага до своей абсолютно ненужной победы этот факт саркастически признает и [[Протагонист-злодей|злодей-протагонист]] Рейстлин: «Я деву увлёк, чтоб Врата отпереть, и ей, а не мне предстоит умереть! Я с ней предпочел обменяться ролями, поскольку, к несчастью, любовь — это смерть…» | ||
*** В альтернативной концовке мюзикла и в книге чародей ради любимой идет на [[участь хуже смерти]]. | *** В альтернативной концовке мюзикла и в книге чародей ради любимой идет на [[участь хуже смерти]] (впрочем, делает он это [[Смерть равносильна искуплению|в качестве искупления]], и [[Героическое самопожертвование|не только ради неё]]). | ||
=== [[Кино]] === | === [[Кино]] === | ||
* «[[Не покидай...]]» — Патрик влюблён в принцессу Альбину, несмотря на то, что считает себя безродным найдёнышем. Этим он доставляет принцессе массу поводов для веселья и проявления своих садистских наклонностей. | |||
* [[Star Wars]]: Энакин — сначала любовник Падме, а потом её тайный муж. Тайный, потому как по уставу ордена джедаев он должен соблюдать целибат. Скрывая жену, он боится, что она умрёт при родах. [[Самосбывающееся пророчество|Действия, которые он предпринимает, и приводят Падме к смерти]], а Энакина — на Тёмную Сторону. | |||
* «Соблазн» (Original Sin, 2001): с [[Нестандартный хэппи-энд|нестандартным хэппи-эндом]]. | |||
* «Луговые собачки». | * «Луговые собачки». | ||
* «Странные дни» — обсессия главного героя, Ленни, по поводу бросившей его девушки Фэйт. Выглядит действительно как наркомания: герой приходит домой, глотает водки и принимается пересматривать диски своей счастливой жизни с Фэйт. И так день за днём. Но тут редкий случай, когда герой всё-таки излечивается от своей роковой любви. | |||
* «Бэтмен возвращается» — [[Подсветка|Подсвечено]] Женщиной кошкой: « Тебя ко мне тянет, как кота на валерьянку». | |||
* «Странные | |||
* [[ | |||
=== [[Телесериалы]] === | === [[Телесериалы]] === | ||
* [[Grimm | * «[[Grimm]]» — в одной из серий педаль уходит в асфальт. В ней фигурирует Муза, прекрасное эльфоподобное Существо, губы которого выделяют природный наркотик, который, с одной стороны, вызывает эйфорию и является мощным стимулятором для отделов мозга, отвечающих за художественное творчество, с другой — вызывает немедленное привыкание и жуткие ломки, выражающиеся в потере контроля над собой, агрессии и утрате чувства реальности. | ||
* [[Великолепный век]] | * [[Великолепный век]] | ||
** Любовь Хюррем к Сулейману: она готова выпить яд, если он прикажет или если предпочтет ей другую женщину. | ** Любовь Хюррем к Сулейману: она готова выпить яд, если он прикажет или если предпочтет ей другую женщину. | ||
* | ** Ранее ранимая и мечтательная Хатидже-султан из-за больной любви к Ибрагиму постепенно сходит с ума. Он для неё «и яд, и лекарство», как сказал султан. Хатидже простила мужу трехлетнюю измену с калфой и нагулянного ребенка, Нигяр — то, что Ибрагим сбежал в поход, бросив ее беременную на растерзание Хатидже и лишение ребенка. Она безумно переживает за него по любому поводу, ревнует, ужасно боится потерять, а после его казни единственным смыслом её жизни становится месть. Отомстив за смерть мужа, заканчивает свою жизнь самоубийством. | ||
** Хюмашах и | ** Нигяр-калфа, как и Хатидже, была безумно влюблена в Ибрагима. Стала его любовницей, даже родила от него ребёнка. Но Ибрагиму после их разоблачения стала больше не нужна, всё оставшееся время он только вытирал об неё ноги и посылал подальше, даже пару раз бил её. И тем не менее она всё ещё любила его. И даже после его смерти Нигяр продолжала его всё так же любить, приходила к нему на могилу и молилась за него. И, как и Хатидже, закончила жизнь самоубийством. | ||
** Фахрие (у детей Сафие это, походу, семейное) и Мехмед. Спасая Мехмеда от смерти, к которой его приговорили за отношения с ней, Фахрие едва не уничтожила Османскую династию (вместе с султаном случайно отравила его младшего брата). С рук это ей не сошло (а Мехмед этому «не сошло» оказал посильную помощь) | * «[[Muhteşem Yüzyıl|Великолепный век. Империя Кёсем]]»: | ||
* [[Кухня]] | ** После того, как Кёсем попыталась отомстить Сафие, отыгравшись на её единственном сыне, глаза у Искандера вроде как открылись, но… как вскоре выяснилось — увы. То есть открыться-то они открылись, но вот любовь (смешанная теперь с ненавистью) и желание [[Что за идиот!|пялиться на любимую из толпы]] никуда не ушли. Летальный исход. | ||
** Хюмашах и Зюльфикяр — [[с прикрученным фитильком]]. Чувства были взаимными, брак счастливым, но оказанное любимому мужу доверие (однажды уже не оправданное, причём в этом же самом вопросе) сделало Хюмашах косвенно виноватой в гибели брата. | |||
** Фахрие (у детей Сафие это, походу, семейное) и Мехмед. Спасая Мехмеда от смерти, к которой его приговорили за отношения с ней, Фахрие едва не уничтожила Османскую династию (вместе с султаном случайно отравила его младшего брата). С рук это ей не сошло (а Мехмед этому «не сошло» оказал посильную помощь) — летальный исход. | |||
* [[Кухня]] — любовь Вики к Максу. Она простила ему две измены (обе с Сашей) и много, нет, МНОГО крупного вранья. За ней постоянно ухаживают богатые и успешные мужчины, но ни один из них не возбуждает в ней те же эмоции, что Макс. | |||
* «Триггер» — протагонистом-психотерапевтом одержима его бывшая пациентка. {{spoiler|Мало того, вдова пациента, которого он якобы довёл до самоубийства четыре года назад.}} | |||
** В одной из серий {{spoiler|муж имитирует панические атаки, когда жены нет рядом, чтобы после собственной измены удержать её (из-за сабжа же).}} | |||
* «[[Школа (телесериал, 2010)|Школа]]» — чувства Шишковой к Шутову, пополам с [[Романтизация насилия|романтизацией насилия]]. Ире с первого взгляда понравился Лёха (причём взаимно, хоть и не смог устоять перед соблазном Будиловой), но основательно она влюбилась в него после того, как он домогался её в подъезде. Когда же Лёха, приревновав девушку к её учителю танцев, дал ей пощёчину, Шишкова привязалась ещё сильнее и стала деградировать: ссорилась с родителями, пробовала травку, бросила танцы, отдалилась от давних друзей. Апофеозом стал идея-фикс Иры переспать с Шутовым. Когда же это случилось (причём, Ире секс не принёс никакого удовольствия), Шутов утратил к возлюбленной интерес и пытался бросить её, но Шишкова начала просто откровенно его преследовать. Тогда Лёха с помощью своих приятелей сделал так, чтобы Ира сама от него отказалась: ребята сделали вид, что хотят изнасиловать Иру, а Лёха в этот момент вышел из комнаты, да ещё потом и посмеялся над Ирой. В итоге Шишкова вернулась к танцам, но стала ещё злее. | |||
* «[[Rome|Рим]]» — Антония к Клеопатре. Искры летят, в пылу ссор бьются о стены амфоры, но друг без друга они уже не могут. Суть их отношений хорошо демонстрирует сцена, когда они во время приёма послов от Октавиана нарядили какого-то придворного в звериную шкуру и заставили изображать оленя на водопое, а сами стреляют в него из лука, параллельно вымогая у Рима новые провинции в обмен на поставки зерна в голодающую Италию. «Смотри», — говорит Антоний, целуя любимую женщину, — «зверь знает об опасности, но не может бороться с жаждой». Ему ли не знать, что Октавиан опасен, однако справиться с пагубной страстью к Клеопатре и тягой к власти он не в силах. | |||
=== [[Мультсериалы]] === | === [[Мультсериалы]] === | ||
* «[[Daria]] | * «[[Daria]]» — [[с прикрученным фитильком]]. Какие-то амуры никогда не разрушат жизнь Стальной Девушки! Дария страдает по Тренту в подушку, не подавая вида, максимум — покроется на нервной почве пятнами или будет вести себя, как ''долбанутая ромашка'' (© переводчики). Вариант развития «пшик» — девицу отпускает более-менее. | ||
* «Гадкие | * «Гадкие американцы» — страсть Рэнделла к Кристалл довела его до превращения в зомби. И это — только начало… | ||
** Да и отношения Марка и Келли тоже вполне себе подпадают под троп. Для обеих сторон. | ** Да и отношения Марка и Келли тоже вполне себе подпадают под троп. Для обеих сторон. | ||
=== [[Аниме]] и [[манга]] === | === [[Аниме]] и [[манга]] === | ||
* «Загадочная девушка | * «Загадочная девушка Х» — как раз об этом. Парень буквально подсел на… слюну девушки — чтобы избежать приступов, очень похожих на тяжёлый грипп, он должен поглощать её слюну ежедневно. Да, и там показано предостаточно способов, как это сделать. | ||
* «[[Cowboy Bebop]] | * «[[Cowboy Bebop]]» — [[говорящее имя|Вишес]] и Джулия. Она-то его как раз не любит, и очень боится. А вот он за эту странную любовь/ненависть цепляется. Лучше от этого не становится ни ему, ни ей, но отпустить он её не желает и не собирается. Он её лучше убьёт. | ||
** Вообще-то Джулия была женщиной Вишеса. Но тут влез его лучший, до поры-до времени, друг | ** Вообще-то Джулия была женщиной Вишеса. Но тут влез его лучший, до поры-до времени, друг Спайк… Короче, с этого всё и началось, и кто тут виноват — вопрос дискуссионный. | ||
* «[[Реинкарнация безработного]]» — именно такие отношения между Лилией и Паулем. Оба не в силах побороть взаимное влечение друг к другу, даже понимая то, что это причинит боль любимой жене и близкой подруге. | |||
=== [[Видеоигры]] === | |||
* [[Yandere Simulator]], где главная героиня не испытывают эмоций, пока не найдёт возлюбленного. Который вызывает именно сабж, что и приводит героиню к превращению в [[яндэрэ]]. И это заболевание оказывается наследственным. | |||
=== [[Музыка]] === | === [[Музыка]] === | ||
* Alice | * Alice Cooper — «Poison». В песне любовное влечение лирического героя к «околдовавшей» его девушке прямо сравнивается с ядом. | ||
* Robert | * Robert Palmer — «Addicted to Love» — целиком и полностью про это (особенно показательны строчки «You like to think that you’re immune to the stuff, it’s closer to the truth to say you can’t get enough»). | ||
* [[Dolphin|Дельфин]] — «Первый поцелуй», где проводятся аналогии между любовью и употреблением наркотиков. | |||
* [[Сплин]] — «Двое не спят». Неспящие двое то сидят у любви на игле, то глотают колёса любви, то дымят её папиросой, разве что только через нос не вдыхают. | |||
* Тейлор Свифт — «Don’t blame me». «{{Перевод|Lord, save me, my drug is my baby i'll be usin' for the rest of my life|Господи, спаси меня, мой малыш это мой наркотик, и я буду принимать его до конца своих дней}}» | |||
* The Weeknd — «Can’t Feel My Face». Инверсия — песня о наркотической зависимости, которая сравнивается с любовью. | |||
* Валерий Ободзинский, «Лесная колдунья» — «Твоя любовь — отравленное зелье, я пью его из бездны твоих глаз. Но скоро будет горькое похмелье — дай Бог мне сил на этот близкий час!» | |||
* The Hooters — «Johnny B». Почти буквально. Песня написана так, что даже непонятно, о чём в точности речь — о любви или о наркотиках. | |||
== См. также == | == См. также == | ||
* [[Обречённая любовь]] | * [[Обречённая любовь]] — это примерно то же самое, но с точки зрения внешнего конфликта, а не внутреннего. Для любви-наркотика важна саморазрушительность, для обречённой любви — стопроцентная гарантия того, что всё закончится плохо. Тропы пересекаются, но не являются одним и тем же. | ||
{{Nav/Романтические тропы и штампы}} | {{Nav/Романтические тропы и штампы}} |
Версия 10:42, 8 октября 2024
« | Барон фон Гринвальдус, Известный в Германьи, Отвергла Амалья Года за годами… |
» |
— Козьма Прутков, «Немецкая баллада» |
Бывает любовь-судьба, истинная любовь, которая способна преодолеть любые преграды, сделать персонажа сильнее и наполнить его жизнь смыслом. Бывает просто любовь, часть повседневности — высокое, но распространённое и потому обычное чувство. А бывает любовь разрушительная, опасная для того, кто любит и кто любим. Любовь-наркотик — когда герой, при всей бесперспективности своего чувства, не имеет душевных сил противостоять ему, страдает сам, причиняет страдания окружающим… В общем, всё плохо.
А ещё у человека при любви выделяются эндорфины, что по всем эффектам похоже на хорошую дозу морфия в вену. Так что любовь при неудачном повороте не выглядит, а буквально является наркотиком с кайфом, отходняками, а при совсем неудачной любви герой вполне похож на врача из «Морфия» Булгакова — лежит в депрессии и готов всё отдать за порцию счастья.
Варианты завязки:
- Самый простой и прозаичный — невзаимная любовь. Объект воздыханий уже счастлив с кем-то другим, упс. Или он не той ориентации. Или он просто банально не испытывает к поклоннику симпатий.
- Драматический и трагичный вариант — запретная любовь. Чувства героев взаимны, но социальные препятствия не позволят им быть вместе: они из неравных социальных слоёв, из враждующих фракций, они родственники, они слишком уж различны по возрасту, им препятствует какой-нибудь расизм, наконец, династические интересы и обстоятельства просто в принципе исключают для них брак по любви.
- Не менее драматический вариант — неподходящие обстоятельства. Курортные романы редко заканчиваются чем-то хорошим. Окопные — тоже.
Варианты развития:
- Герой(иня) добивается благосклонности возлюбленной(ого) даже при том, что изначально ей и не пахло, консервативное общество проникается чужими чувствами и всё же позволяет героям быть вместе. Хэппи-энд. Не наш, в общем-то, случай. Сюда же отчасти те ситуации, когда для самих героев всё кончилось плохо, но на окружающих их чувства произвели не разрушительное, а благотворное воздействие.
- Конфликт и не думает разрешаться позитивным образом, выливаясь для героя в разрушительные и саморазрушительные деяния: он жертвует собой, проявляя мортидо, жертвует окружающими, пытаясь хоть так, но преодолеть конфликт, жертвует самим объектом любви ради собственного эгоизма (насилует в тот момент, когда от любви осталось одно тупое исступление, за борт бросает в надлежащую волну, бьёт камнем в лоб и вкладывает между зубов розу… хотя нет, открытых признаков любви в последнем случае не проявлялось). Наш случай.
- Всё заканчивается пшиком: у героя переклинивает в мозгах и он освобождается от чувства. Не исключено, что после частичного развития предыдущего пункта, то есть изрядно всех обгадив вокруг и измучив собственную жопу до крови, измором берёт крепость… и в этот момент его отпускает. После чего ничто не мешает развиться таким же чувствам с другой стороны, если автор — утончённый садист.
Впрочем, определяющим признаком для любви-наркотика являются не сопутствующие обстоятельства, а то, как она влияет на героя и к чему его ведёт: если к личностному распаду, гибели телесной и духовной — это оно.
Примеры
«Любовь», которую вызывают инкубы и суккубы, вполне подходит под этот троп.
Мифология и фольклор
- Ариадна и Медея — ради любви совершают предательство, а затем… годы спустя их бросают ради молодой и красивой.
- Василиса Прекрасная — часто вгоняет педаль в асфальт: ради любви она часто готова убить мать родную — Бабу Ягу.
- Лейли и Меджнун — арабское предание о юноше, сошедшем с ума из-за разлуки с любимой («Меджнун» — прозвище, буквально означающее «одержимый», но после этой истории ставшее обозначением таких влюблённых). Кодификатор на Ближнем и Среднем Востоке.
Литература
« | — Феофан Затворник говорил, что «Любовь, проповедуемая миром сим — болезнь. И опасна она тем, что больному хочется болеть до безумия». Наша повседневная жизнь подтверждает — диагноз прежний, и с каждым днём болезнь прогрессирует. |
» |
— диакон Андрей Кураев, «Церковь в мире людей» |
- В «Витязе в тигровой шкуре» всякого, кто подхватил зависимость, называют специальным словом: «миджнур».
- Это искажённое арабское «меджнун» (см. в разделе «Фольклор»).
- аббат Прево, «Манон Леско» — ради любви главный герой пускает жизнь под откос и из лучшего ученика семинарии превращается в авантюриста; полная аналогия с поведением наркозависимого.
- Герберт Уэллс, «Любовь и мистер Люишем» — аналогичный пример, но с прикрученным фитильком: герой действительно ради любви пускает под откос карьерные и общественные перспективы, но в самой семейной жизни по итогу всё-таки счастлив.
- Фридрих Шиллер, поэма «Рыцарь Тогенбург» — педаль в пол. Рыцарь, отвергнутый возлюбленной, год за годом проводит все дни под окнами монастыря, куда она удалилась. Спародировано Козьмой Прутковым (см. эпиграф).
- Александр Дюма, «Три мушкетёра» — любовь Бэкингема к Анне Австрийской показывается в схожем ключе. Да и любовь Атоса к Миледи тоже. «Она не нравилась, она опьяняла».
- В. Скотт, «Айвенго» — рыцарь де Буагильбер проникся совершенно необъяснимой безумной страстью к Ревекке, которая никак ему не подходит по социальному положению, что приводит к печальному финалу (исход № 2).
- «Собор Парижской Богоматери» — вновь педаль в асфальт: пылающий страстью к Эсмеральде Клод Фролло не только ранит Феба и подставляет возлюбленную, но и вторично выдаёт её страже после побега. Попутно в ходе штурма собора, начавшегося по его же вине, королевские стрелки выкашивают под корень почти весь Двор Чудес, от рук Квазимодо гибнет его любимый брат Жеан, а во время казни Эсмеральды — и сам архидиакон. И вы ещё скажите, что смерть Квазимодо не на его совести.
- Эмили Бронте, «Грозовой перевал» — деструктивная любовь Хитклиффа и Кэтрин.
- И. С. Тургенев, «Дым». Подсвечено в самом тексте.
- А. И. Куприн, повесть «Гранатовый браслет». Скромный чиновник Георгий Желтков влюбился в замужнюю княгиню Веру Шеину. Не имея шансов добиться взаимности, он сводит счёты с жизнью.
- Гастон Леру, «Призрак Оперы» (а также одноимённый мюзикл и его сиквел) — тот случай, когда любовь такого рода оказалась вечной.
- Е. Замятин, «Мы» — любовь мужчины D-503 (ГГ) и женщины I-330.
- Тут, скорее, всё-таки культ любви, кажущийся наркотическим безумием только лишь по контрасту с реальным безумием этой антиутопии.
- «Унесённые ветром» — Скарлетт и её зацикленность на Эшли (а, точнее, на идеализированном образе с лицом Эшли), и там же — безответно (но с толикой рационализма) влюблённый в Скарлетт Ретт. В обоих случаях закончилось вариантом номер три: добившись-таки Эшли, Скарлетт обнаружила, насколько её ожидания были далеки от реальности, и резко переключилась на Ретта. Вот только поздно: он к этому моменту перегорел, устав ломиться в закрытую дверь. В итоге конец романа вернул Скарлетт на исходную позицию — новая зависимость, новая цель для любовного штурма: «…Она вернет Ретта. Она знает, что вернет. Нет такого человека, которого она не могла бы завоевать, если бы хотела».
- М. Булгаков, «Мастер и Маргарита» — заглавная пара,
страдающаянаслаждающаяся взаимным использованием друг дружки в качестве стимулятора приятных ощущений. Сам момент их первого осознания чувств друг к дружке автор сравнивает с убийцей с финкой в тёмном переулке. Сторчались друг дружкой так эффектно, что некоторые до сих пор умудряются видеть в их итоговой судьбе хэппи-энд. - Набоков, Лолита.
- Уильям Сомерсет Моэм, «Бремя страстей человеческих» — едва ли не худшим событием в жизни героя полуавтобиографичного романа стала его патологическая влюблённость в полную всяческих недостатков Милдред Роджерс.
- «Сумерки» — запах Беллы для Эдварда притягателен настолько, что он называет её «своим личным сортом героина».
- Однако пример весьма спорный. Да, отношения Беллы и Эда напоминают наркозависимость, но факт их любви неоспорим. Да и, как ни крути, а кончилось всё в итоге хорошо.
- Дяченко, «Долина совести» — главный герой Влад Палий, обладает «способностью» привязывать к себе людей, которые вроде как не ощущают к нему особой привязанности, но оказавшись вдали, начинают испытывать дикую ломку, вплоть до летального исхода. Впоследствии оказывается, что герой такой не один, и такие люди-наркотики действуют в том числе друг на друга.
- Тина Хэдис и Сонхийский цикл — чувство Лиргисо/Тейзурга к Стражу Сонхи во всех их воплощениях. Подсвечивается не раз самим Стражем, который говорит, что это скорее навязчивая идея, нежели любовь. Тем не менее, именно это чувство сначала свело с ума Тейзурга в бытность демоном, а потом толкало на самые разные поступки — реже на добродетельные (например, помощь тонущему домбергу, спасение из очень опасного миксер-моря, отчасти — создание лекарства для больной дочери объекта любви), но чаще на весьма сомнительные, среди которых постоянные попытки склонить его к близости, от уговоров до вполне реальной угрозы изнасилования; кража Поля из другого мира, в котором у него осталась семья; утаивание очень важных сведений о его жизни; готовность устроить вечную войну, чтобы удержать его рядом; угроза убить всех потенциальных соперников.
- ПЛиО:
- Погуляв на свежем воздухе, Джейме осознаёт, что их с Серсеей отношения больше смахивают на одержимость. Правда, вернувшись к близняшке, всё равно не может себе в ней отказать.
- Роберт Баратеон относительно Лианны Старк — тоже оно. Не сумел переболеть её потерю и в попытках хотя бы забыть её спился, попутно прохлопав возможность установить хоть какие-то человеческие отношения с женой (которой поначалу на самом деле нравился).
- Да разве нравился? А как же откровения Серсеи о том, что она испытала приступ чисто физического отвращения едва разглядев муженька поближе и увидев, что в отличие от светлого и прекрасного Таргариена, Роберт имеет на теле растительность, да еще и … черную (брюнет же!).
- Физическое отвращение лечится выстраиванием нормальных человеческих отношений, как у того же Рейгара с Элией Мартелл. Окажись Бобби хотя бы характером на него похож, Серсее бы этого хватило. Но он вместо этого залезал на неё, благоухая винищем, и воображал на её месте Лианну — и вот такого бы уже не стерпела даже более психически нормальная женщина.
- Сама Лиа, кстати, подсвечивала: вряд ли влюблённость Роберта была настолько сильна, что ради северянки он забыл бы походы налево…
- Да разве нравился? А как же откровения Серсеи о том, что она испытала приступ чисто физического отвращения едва разглядев муженька поближе и увидев, что в отличие от светлого и прекрасного Таргариена, Роберт имеет на теле растительность, да еще и … черную (брюнет же!).
- Основная мотивация Джона Коннингтона, испытывавшего сабж всё к тому же Рейгару. Если уж предмет любви всё равно безвременно почил, так и не узнав о чувствах влюблённого — буду хоть его чадо пестовать и продвигать.
- «Гарри Поттер» — Беллатриса Лестрейндж именно такими глазами смотрит на Волдеморта.
- Виталий Зыков, «Дорога домой»: отношения К’ирсана с его возлюбленной Мелисандрой — эталонный второй вариант (она — эльфийский квартерон, а у него с эльфами вендетта и вражда до гроба). По авторскому описанию, чувство главгероя к женщине действительно больше похоже на наркотическую зависимость, чем на нормальную любовь или привязанность. Естественно, автор не мог позволить К’ирсану сильно отвлекаться от борьбы с Евросою… Объединённым Протекторатом за будущее величие Росси… стран Грольда, поэтому, дважды обжёгшись, герой благополучно преодолевает любовное наваждение и заключает не особо счастливый, но крепкий и политически выгодный брак по расчёту.
- И. Гёте «Страдания юного Вертера» — неразделённая любовь Вертера к Лотте кончилась тем, что он стал невыносимым для окружающих и застрелился.
Фанфики
- «Дни Мародеров» — Мародеры, Гарри Поттер. Зарождающиеся чувства Роксаны Малфой и Сириуса Блэка скорее напоминают наркозависимость. Сопровождается эта зависимость изменами, отрицанием, разрушением неодушевленных предметов и вполне себе живых окружающих, и даже попыткой убийства. Герои и сами отмечают — «он отравлен, ему конец», «это болезнь, ей нужно лечиться».
Театр
- «Ромео и Джульетта».
- В мюзикле «Последнее испытание» роковая любовь, неизменно оборачивающаяся бедой — коронное оружие богини Тахизис. Тёмная госпожа раз пять за мюзикл подсвечивает это.
- За полшага до своей абсолютно ненужной победы этот факт саркастически признает и злодей-протагонист Рейстлин: «Я деву увлёк, чтоб Врата отпереть, и ей, а не мне предстоит умереть! Я с ней предпочел обменяться ролями, поскольку, к несчастью, любовь — это смерть…»
- В альтернативной концовке мюзикла и в книге чародей ради любимой идет на участь хуже смерти (впрочем, делает он это в качестве искупления, и не только ради неё).
- За полшага до своей абсолютно ненужной победы этот факт саркастически признает и злодей-протагонист Рейстлин: «Я деву увлёк, чтоб Врата отпереть, и ей, а не мне предстоит умереть! Я с ней предпочел обменяться ролями, поскольку, к несчастью, любовь — это смерть…»
Кино
- «Не покидай...» — Патрик влюблён в принцессу Альбину, несмотря на то, что считает себя безродным найдёнышем. Этим он доставляет принцессе массу поводов для веселья и проявления своих садистских наклонностей.
- Star Wars: Энакин — сначала любовник Падме, а потом её тайный муж. Тайный, потому как по уставу ордена джедаев он должен соблюдать целибат. Скрывая жену, он боится, что она умрёт при родах. Действия, которые он предпринимает, и приводят Падме к смерти, а Энакина — на Тёмную Сторону.
- «Соблазн» (Original Sin, 2001): с нестандартным хэппи-эндом.
- «Луговые собачки».
- «Странные дни» — обсессия главного героя, Ленни, по поводу бросившей его девушки Фэйт. Выглядит действительно как наркомания: герой приходит домой, глотает водки и принимается пересматривать диски своей счастливой жизни с Фэйт. И так день за днём. Но тут редкий случай, когда герой всё-таки излечивается от своей роковой любви.
- «Бэтмен возвращается» — Подсвечено Женщиной кошкой: « Тебя ко мне тянет, как кота на валерьянку».
Телесериалы
- «Grimm» — в одной из серий педаль уходит в асфальт. В ней фигурирует Муза, прекрасное эльфоподобное Существо, губы которого выделяют природный наркотик, который, с одной стороны, вызывает эйфорию и является мощным стимулятором для отделов мозга, отвечающих за художественное творчество, с другой — вызывает немедленное привыкание и жуткие ломки, выражающиеся в потере контроля над собой, агрессии и утрате чувства реальности.
- Великолепный век
- Любовь Хюррем к Сулейману: она готова выпить яд, если он прикажет или если предпочтет ей другую женщину.
- Ранее ранимая и мечтательная Хатидже-султан из-за больной любви к Ибрагиму постепенно сходит с ума. Он для неё «и яд, и лекарство», как сказал султан. Хатидже простила мужу трехлетнюю измену с калфой и нагулянного ребенка, Нигяр — то, что Ибрагим сбежал в поход, бросив ее беременную на растерзание Хатидже и лишение ребенка. Она безумно переживает за него по любому поводу, ревнует, ужасно боится потерять, а после его казни единственным смыслом её жизни становится месть. Отомстив за смерть мужа, заканчивает свою жизнь самоубийством.
- Нигяр-калфа, как и Хатидже, была безумно влюблена в Ибрагима. Стала его любовницей, даже родила от него ребёнка. Но Ибрагиму после их разоблачения стала больше не нужна, всё оставшееся время он только вытирал об неё ноги и посылал подальше, даже пару раз бил её. И тем не менее она всё ещё любила его. И даже после его смерти Нигяр продолжала его всё так же любить, приходила к нему на могилу и молилась за него. И, как и Хатидже, закончила жизнь самоубийством.
- «Великолепный век. Империя Кёсем»:
- После того, как Кёсем попыталась отомстить Сафие, отыгравшись на её единственном сыне, глаза у Искандера вроде как открылись, но… как вскоре выяснилось — увы. То есть открыться-то они открылись, но вот любовь (смешанная теперь с ненавистью) и желание пялиться на любимую из толпы никуда не ушли. Летальный исход.
- Хюмашах и Зюльфикяр — с прикрученным фитильком. Чувства были взаимными, брак счастливым, но оказанное любимому мужу доверие (однажды уже не оправданное, причём в этом же самом вопросе) сделало Хюмашах косвенно виноватой в гибели брата.
- Фахрие (у детей Сафие это, походу, семейное) и Мехмед. Спасая Мехмеда от смерти, к которой его приговорили за отношения с ней, Фахрие едва не уничтожила Османскую династию (вместе с султаном случайно отравила его младшего брата). С рук это ей не сошло (а Мехмед этому «не сошло» оказал посильную помощь) — летальный исход.
- Кухня — любовь Вики к Максу. Она простила ему две измены (обе с Сашей) и много, нет, МНОГО крупного вранья. За ней постоянно ухаживают богатые и успешные мужчины, но ни один из них не возбуждает в ней те же эмоции, что Макс.
- «Триггер» — протагонистом-психотерапевтом одержима его бывшая пациентка. Мало того, вдова пациента, которого он якобы довёл до самоубийства четыре года назад.
- В одной из серий муж имитирует панические атаки, когда жены нет рядом, чтобы после собственной измены удержать её (из-за сабжа же).
- «Школа» — чувства Шишковой к Шутову, пополам с романтизацией насилия. Ире с первого взгляда понравился Лёха (причём взаимно, хоть и не смог устоять перед соблазном Будиловой), но основательно она влюбилась в него после того, как он домогался её в подъезде. Когда же Лёха, приревновав девушку к её учителю танцев, дал ей пощёчину, Шишкова привязалась ещё сильнее и стала деградировать: ссорилась с родителями, пробовала травку, бросила танцы, отдалилась от давних друзей. Апофеозом стал идея-фикс Иры переспать с Шутовым. Когда же это случилось (причём, Ире секс не принёс никакого удовольствия), Шутов утратил к возлюбленной интерес и пытался бросить её, но Шишкова начала просто откровенно его преследовать. Тогда Лёха с помощью своих приятелей сделал так, чтобы Ира сама от него отказалась: ребята сделали вид, что хотят изнасиловать Иру, а Лёха в этот момент вышел из комнаты, да ещё потом и посмеялся над Ирой. В итоге Шишкова вернулась к танцам, но стала ещё злее.
- «Рим» — Антония к Клеопатре. Искры летят, в пылу ссор бьются о стены амфоры, но друг без друга они уже не могут. Суть их отношений хорошо демонстрирует сцена, когда они во время приёма послов от Октавиана нарядили какого-то придворного в звериную шкуру и заставили изображать оленя на водопое, а сами стреляют в него из лука, параллельно вымогая у Рима новые провинции в обмен на поставки зерна в голодающую Италию. «Смотри», — говорит Антоний, целуя любимую женщину, — «зверь знает об опасности, но не может бороться с жаждой». Ему ли не знать, что Октавиан опасен, однако справиться с пагубной страстью к Клеопатре и тягой к власти он не в силах.
Мультсериалы
- «Daria» — с прикрученным фитильком. Какие-то амуры никогда не разрушат жизнь Стальной Девушки! Дария страдает по Тренту в подушку, не подавая вида, максимум — покроется на нервной почве пятнами или будет вести себя, как долбанутая ромашка (© переводчики). Вариант развития «пшик» — девицу отпускает более-менее.
- «Гадкие американцы» — страсть Рэнделла к Кристалл довела его до превращения в зомби. И это — только начало…
- Да и отношения Марка и Келли тоже вполне себе подпадают под троп. Для обеих сторон.
Аниме и манга
- «Загадочная девушка Х» — как раз об этом. Парень буквально подсел на… слюну девушки — чтобы избежать приступов, очень похожих на тяжёлый грипп, он должен поглощать её слюну ежедневно. Да, и там показано предостаточно способов, как это сделать.
- «Cowboy Bebop» — Вишес и Джулия. Она-то его как раз не любит, и очень боится. А вот он за эту странную любовь/ненависть цепляется. Лучше от этого не становится ни ему, ни ей, но отпустить он её не желает и не собирается. Он её лучше убьёт.
- Вообще-то Джулия была женщиной Вишеса. Но тут влез его лучший, до поры-до времени, друг Спайк… Короче, с этого всё и началось, и кто тут виноват — вопрос дискуссионный.
- «Реинкарнация безработного» — именно такие отношения между Лилией и Паулем. Оба не в силах побороть взаимное влечение друг к другу, даже понимая то, что это причинит боль любимой жене и близкой подруге.
Видеоигры
- Yandere Simulator, где главная героиня не испытывают эмоций, пока не найдёт возлюбленного. Который вызывает именно сабж, что и приводит героиню к превращению в яндэрэ. И это заболевание оказывается наследственным.
Музыка
- Alice Cooper — «Poison». В песне любовное влечение лирического героя к «околдовавшей» его девушке прямо сравнивается с ядом.
- Robert Palmer — «Addicted to Love» — целиком и полностью про это (особенно показательны строчки «You like to think that you’re immune to the stuff, it’s closer to the truth to say you can’t get enough»).
- Дельфин — «Первый поцелуй», где проводятся аналогии между любовью и употреблением наркотиков.
- Сплин — «Двое не спят». Неспящие двое то сидят у любви на игле, то глотают колёса любви, то дымят её папиросой, разве что только через нос не вдыхают.
- Тейлор Свифт — «Don’t blame me». «Lord, save me, my drug is my baby i'll be usin' for the rest of my life»
- The Weeknd — «Can’t Feel My Face». Инверсия — песня о наркотической зависимости, которая сравнивается с любовью.
- Валерий Ободзинский, «Лесная колдунья» — «Твоя любовь — отравленное зелье, я пью его из бездны твоих глаз. Но скоро будет горькое похмелье — дай Бог мне сил на этот близкий час!»
- The Hooters — «Johnny B». Почти буквально. Песня написана так, что даже непонятно, о чём в точности речь — о любви или о наркотиках.
См. также
- Обречённая любовь — это примерно то же самое, но с точки зрения внешнего конфликта, а не внутреннего. Для любви-наркотика важна саморазрушительность, для обречённой любви — стопроцентная гарантия того, что всё закончится плохо. Тропы пересекаются, но не являются одним и тем же.