Обыденность зла: различия между версиями
Строка 127: | Строка 127: | ||
* [[WarHammer 40,000]]: собственно, вселенная посвящена борьбе демонического зла в лице Хаоса, некронов, тиранид и тёмных эльдар с обыденным в лице [[WarHammer 40,000/Imperium Humanus|Империума]]. | * [[WarHammer 40,000]]: собственно, вселенная посвящена борьбе демонического зла в лице Хаоса, некронов, тиранид и тёмных эльдар с обыденным в лице [[WarHammer 40,000/Imperium Humanus|Империума]]. | ||
** При этом, судя по всему, сами боги Хаоса изначально — порождение обыденного зла в массовом сознании. Вспыхнул от обиды, схватился за нож и убил обидчика? Спасаясь от правоохранителей, записался в солдаты, увлечён кровавой яростью, пленных не берёшь? [[WarHammer 40,000/Кхорн|Кхорн]] одобрительно помахивает рукой. Считаешь, что знание — сила? Жаден до тайн и открытий, не считаешься с последствиями своих трудов? [[WarHammer 40,000/Тзинч|Тзинч]] поможет открыть ещё более интересные секреты. Больных, унылых и отчаянных ждёт [[WarHammer 40,000/Нургл|«добрый дедуля» Нургл]]. А ценителей всевозможных удовольствий заберёт в свои объятия [[WarHammer 40,000/Слаанеш|Слаанеш]]. | ** При этом, судя по всему, сами боги Хаоса изначально — порождение обыденного зла в массовом сознании. Вспыхнул от обиды, схватился за нож и убил обидчика? Спасаясь от правоохранителей, записался в солдаты, увлечён кровавой яростью, пленных не берёшь? [[WarHammer 40,000/Кхорн|Кхорн]] одобрительно помахивает рукой. Считаешь, что знание — сила? Жаден до тайн и открытий, не считаешься с последствиями своих трудов? [[WarHammer 40,000/Тзинч|Тзинч]] поможет открыть ещё более интересные секреты. Больных, унылых и отчаянных ждёт [[WarHammer 40,000/Нургл|«добрый дедуля» Нургл]]. А ценителей всевозможных удовольствий заберёт в свои объятия [[WarHammer 40,000/Слаанеш|Слаанеш]]. | ||
* [[World of Darkness]] не был бы миром ''Тьмы'', не будь там этого самого. Это — альтернативная версия нашего мира, где всё на октаву ниже: копы продажнее, экология хуже, надежд меньше, трава менее зелёная, колбаса менее вкусная, и деревья ниже. Богато представленная в сеттинге нечисть далеко не всегда оказывается непосредственными антагонистами или антагонистами вообще. Ярче всего раскрыто в линейках [[Werewolf: the Apocalypse]] с оскотинивающей людей корпорацией [[Pentex]], и [[Changeling: The Dreaming]], для главных героев которой обыденность и безнадёга — натуральный криптонит. | * [[World of Darkness]] не был бы миром ''Тьмы'', не будь там этого самого. Это — альтернативная версия нашего мира, где всё на октаву ниже: копы продажнее, экология хуже, надежд меньше, трава менее зелёная, колбаса менее вкусная, и деревья ниже. Богато представленная в сеттинге нечисть далеко не всегда оказывается непосредственными антагонистами или антагонистами вообще. Ярче всего раскрыто в линейках [[Werewolf: the Apocalypse]] с оскотинивающей людей корпорацией [[WoD/Pentex|Pentex]], и [[Changeling: The Dreaming]], для главных героев которой обыденность и безнадёга — натуральный криптонит. | ||
=== [[Музыка]] === | === [[Музыка]] === |
Версия 12:40, 12 октября 2024
« | Среди действующих лиц нашей сказки [«Обыкновенное чудо»], более близких к «обыкновенному», узнаете вы людей, которых приходится встречать достаточно часто. Например, король. Вы легко угадаете в нём обыкновенного квартирного деспота, хилого тирана, ловко умеющего объяснять свои бесчинства соображениями принципиальными. Или дистрофией сердечной мышцы. А то и наследственностью. | » |
— Слово Божие от Евгения Шварца |
« | — Люди, — Геральт повернул голову, — любят выдумывать страшилищ и страхи. Тогда сами себе они кажутся не столь уродливыми и ужасными. Напиваясь до белой горячки, обманывая, воруя, исхлёстывая жён вожжами, моря голодом старую бабку, четвертуя топорами пойманную в курятнике лису или осыпая стрелами последнего оставшегося на свете единорога, они любят думать, что ужаснее и безобразнее их всё-таки привидение, которое ходит на заре по хатам. Тогда у них легчает на душе. И им проще жить. | » |
— Анджей Сапковский, «Край света» |
« | Обычные. Такие же, как все. | » |
— Леонид Филатов, «Дилижанс» (речь о весьма недостойных, но ничем не выдающихся людях) |
« | Где-то была гениальная фраза про то, что выдуманное зло изворотливо, находчиво, умно, а добро – скучно и приторно. Тогда как настоящее зло — тупо, монотонно и обыденно, а добро — умно, удивительно и разнообразно. | » |
— Одоната Ветер |
Чтобы вызывать ужас и омерзение, злодею совсем необязательно быть посланцем из Ада, кровососущим мертвецом или каким-нибудь вовсе непознаваемым страховидлом. Обычные люди о двух руках, двух ногах и одной голове с этой задачей справляются ничуть не хуже, а то и лучше. В конце концов, от чёрта рогатого никто не ждёт раздачи бесплатного мороженого, а когда простой человек начинает вытворять такое, что всех чертей может заткнуть за пояс, шок и отвращение аудитории гарантированы.
Плюс сто очков к обыденности злодей получает, если он не наглухо слетевший с катушек маньяк, каннибал или ещё какой психопат, а рядовой гражданин. Серийные убийцы (к счастью!) по улицам толпами не шастают, а вот избивающие по пьяни членов семьи люди обыденность зла демонстрируют наиболее наглядно.
Бонусные очки, если бытовой злодей творит нехорошее дело, но при этом уверен, что поступает правильно и что ему потом спасибо скажут, если только не окажутся безнадёжно-неблагодарными свиньями. Так самое страшное, что настоящего героя народ тупо и демонстративно забывает, даже не сговариваясь, ибо похоже мыслит.
Так как обыденное зло обычно противопоставляют фантастическим и невероятным вещам, троп зачастую пересекается с Плохие люди. Также наш троп является неотъемлемой частью жанра чернуха.
Примеры
« | Слепая ненависть к другому рождается завистью, страхом и безоглядной жаждой потребления. | » |
— Платон Беседин |
Фольклор
- Анекдот: «А ты вот хотя бы представляешь, что чувствует снайпер, стреляя в мирных жителей? Правильно, отдачу в плечо».
Литература
Отечественная
- Рассказ Л. Толстого «После бала» во многом как раз об этом.
- М. Е. Салтыков-Щедрин, «Господа Головлёвы» — целиком о тропе, как и большая часть творчества этого автора. Ни Порфирий «Иудушка» Головлёв, ни его мать не являются какими-то сугубыми злодеями, однако в основном именно их поступки и характер прямо или косвенно привели к смерти практически всех членов семейства, включая и самого Иудушку с матерью.
- Сварог — да, в этом мире наличествуют мраккультисты и Великий Мастер во главе них, но основная масса злодеев — просто люди (и лары), готовые ради своих амбиций решительно на всё. Отдельно стоит король Хелльстада Фаларен — обычный человек, на которого свалилось огромное могущество, превратив его в итоге в эдакого пресыщенного всем злодея из книг маркиза де Сада
- П. Санаев, «Похороните меня за плинтусом». Подобное психологическое насилие в семьях — вещь, к сожалению, обыденная и довольно часто встречающаяся, просто не всем повезло быть пасынком известного режиссёра.
- А. Богатырёв, «Марсианин» — интересная вариация случайно попавшие в наш мир туристы из параллельной реальности, где СССР — ведущая мировая держава, были шокированы обыденностью зла в капиталистической России.
- Захар Петров, «Муос» — наиболее омерзительным и жутким в романе являются не монстры-змеи и даже не зомбированные червями люди-ленточники (которые вообще по сути в их понимании благонамеренные экстремисты), а патологический садист и апокалиптический маньяк Рэй Славински, совершенно нефантастический (в плане отсутствия каких-то мутаций) человек.
- Стругацкие, «Обитаемый остров» — «Ужасно, когда тебя пытает не враг, а чиновник. Вот посмотрите на мою левую руку. Мне ее отпилили в доброй довоенной охранке, в три приема, и каждый акт сопровождался обширной перепиской… Палачи выполняли тяжелую, неблагодарную работу, им было скучно, они пилили мою руку и ругали нищенские оклады. И мне было страшно».
- Едва ли не все книги Александра Варго (псевдоним российской группы писателей, работающих в жанре хоррора, мистики и ужасов, и возглавляемых С. Дёминым). Даже при наличии заглавного маньяка/монстра обязательно будут как минимум двое персонажей ничуть не жиже (в некоторых книгах, впрочем, вообще нет ни единого положительного персонажа. «Кристмас», к примеру). Причём они спокойно будут маскироваться под обычных людей — по крайней мере в глазах других персонажей.
- Юрий Нестеренко:
- «Приговор» — практически все персонажи. На 21-м году гражданской войны не стоит доверять ни добродушной крестьянской чете, ни гостеприимным бабушкам, ни аристократической чести…
- «Комбинат». Педаль выжимается в пол с самого начала, когда описываются мрачные будни нищей депрессивной российской провинции — но при этом явных злодеев среди персонажей нет, не считая эпизодических уголовников (да и те — мелкая шпана). Обычные люди, которым просто не повезло жить в таком месте, вполне способные вызывать сочувствие… В финале, когда выясняется, что все жители Красноленинска знают, для чего существует Комбинат и сам город — педаль уходит под землю.
- «Чёрная топь» — аналогично.
- «Злее не бывает» Игоря Мерцалова — совершенно бытовой кошмар о бывшем гопнике, спившемся до полной невменяемости, и его семье, из которой он теперь тянет каждую копейку.
Зарубежная
« | В мире полным-полно подонков — и эти подонки могли запросто рядиться в одеяния аристократов, Кулаков, даже рясы жрецов или балахоны учёных мужей — подонков всегда хватало, тут без вопросов, и всегда они жаждали хаоса и возможностей, которые тот предоставлял. Жаждали бессмысленной жестокости, высвобождения ненависти, хотели убивать и насиловать. И тут уже всякое оправдание сгодится, да и без оправдания тоже можно. | » |
— «Малазанская книга Павших», книга «Охотники за костями» |
« | Пираты плохие, а солдаты хорошие, хотя убивают и те и другие. Торговец, по уши погрязший в обмане, — порядочный человек, но воришка, который крадёт у него кошелек, — подлый злодей. Команда этого корабля, Тарес, Дороль и остальные, — просто пираты. А ты когда-нибудь думала о том, откуда берутся пираты? Известно ли тебе, госпожа, что такое служба на имперском корабле? Или торговом барке? | » |
— Раланд, «Король Тёмных Просторов» Феликса Креса; пополам с ещё одним тропом |
- Эмануэль Гейбель, стихотворение «Данте». Данте мрачен и угрюм потому, что его потрясло увиденное вовсе не в аду — а на земле.
- «Повелитель мух».
- Стивен Кинг обожает этот троп:
- «Оно» — на одного несчастного древнего монстра там целая туча обыденных злодеев: малолетние психопаты Генри Бауэрс, Джон Гартон и Патрик Хокстеттер, грязно посматривавший на собственную дочку Эл Марш, домашний садист Том Роган.
- Интерлюдии о жизни Дерри ещё ярче подсвечивают обыденность зла: в массовых убийствах охотно принимают участие рядовые горожане, жён и детей не бьющие, над соседями не издевающиеся. Хотя не то чтобы расстрелянную банду слишком-то жалко…
- Глава о судьбе братьев Коркоранов тему раскрывает полностью: тут есть и отчим-садист, одного пасынка «довоспитывавший» до смерти, а второго постоянными избиениями вынудивший сбежать из дому (из-за чего до мальчишки быстро добралось Оно); и его сука-жена, которая сначала покрывала мужа, а после его разоблачения быстренько развелась и отсудила личные сбережения пропавшего сына; и школьная администрация, закрывавшая на весь этот кошмар глаза (не дай бог начальство узнает и урежет финансирование!).
- «Сияние» — Джек Торранс отличался склонностями к вспышкам насилия задолго до того, как в его жизни появился отель «Оверлук». Равно как и его папаше для жестокого избиения супруги помощь сверхъестественного зла не потребовалась.
- «Необходимые вещи» — мерзкие поступки, пусть и вследствие демонического соблазна, совершают самые обычные жители городка Касл-Рок. Устоять перед искушением смогли единицы.
- «Буря столетия»: педаль в пол. Да, главзлодей там — демон, но сам он мало злодействует: весь цимес в том, чтобы раскрутить на пересечение морального горизонта ВСЕХ жителей городка Литтл Толл Айленд.
- «Мизери» — в этом романе вообще нет ни капли сверхъестественного, и во многом благодаря этому он является одним из самых страшных среди произведений Кинга: ведь в теории подобное может произойти с любым из нас. А вот попасться в лапы вурдалаку или быть укушенным вампиром весьма маловероятно в нашем мире.
- «Оно» — на одного несчастного древнего монстра там целая туча обыденных злодеев: малолетние психопаты Генри Бауэрс, Джон Гартон и Патрик Хокстеттер, грязно посматривавший на собственную дочку Эл Марш, домашний садист Том Роган.
- «Гарри Поттер»:
- Семейство Дурслей вкупе с тётушкой Мардж и её бульдогом.
- Тут всё непросто. Слово Божие гласит: взрослые Дурсли — Вернон и Петунья — свято уверены, что они самое настоящее Добропорядочное Доброе Добро. Унижая и недокармливая Гарри, они не хотят ему зла — они уверены, что таким образом «спасают мальчика от страшной волшебной участи», уже убившей его мать (сестру Петуньи). Примерно так: станет, мол, ребёнок мало кушать — и в нём не накопится ЭТО; будет сопляк знать своё место — и приучится быть нормальным человеком, а не ЭТИМ! Именно поэтому они до последнего старались не пустить Гарри в школу волшебства и были готовы «защищать мальчика» с оружием в руках (буквально!).
- До гибели своей сестры Петунья очень завидовала ей из-за того, что родители гордились дочерью-волшебницей, и даже сама написала письмо в Хогвартс с просьбой её принять — лишь бы получить такое же родительское внимание. из-за этого и рассорилась с сестрой. Но гибель Лили от руки местного Тёмного Властелина привела Петунью в ужас, и она поклялась, что близких своих, если потребуется, удержит от этого пути. Любой ценой.
- Дадли Дурсль (сын Вернона и Петуньи) — просто избалованный и злой мальчишка (исключительно по собственной милости и по милости родителей, сделавших из него культ). Вырос — поумнел, хоть и не сразу.
- Тётушка Мардж — озлобленная, грубая и властная стерва, к тому же пьяница… которую, однако, Вернон Дурсль любит нежной братней любовью. Когда она была девочкой — он всегда за неё заступался, а она чувствовала себя за дюжим младшим братиком как за каменной стеной. Выросши, она стала заводчицей породистых собак — а любимого бульдожку она балует, сюсюкается с ним и поит его коньяком, который хлещет и сама. То есть попросту портит и медленно убивает пса, сама не понимая.
- С некоторой натяжкой сюда можно добавить и Долорес Амбридж (Кхембридж). Это не вселенское зло. Это бюрократ, получающий истинное удовольствие от того, что заставляет других подчиняться правилам и законам. А что конкретно эти жестокие и извращённые законы и правила она сама и написала — просто добавочная везуха, вишенка на торте.
- Семейство Дурслей вкупе с тётушкой Мардж и её бульдогом.
- Анджей Сапковский:
- «Сага о ведьмаке» (и сиквел — трилогия игр Ведьмак). Монстры в основном помаленьку вымирают, и их не так уж много; а маги, ведьмаки и нелюди не принесли столько горя, сколько его доставили войны и феодальные распри.
- «Сага о Рейневане». Роты смерти колдуна Грелленорта смотрятся довольно блекло на фоне всеобщей мерзости — рыцарей-разбойников, садистов-фанатиков, циничных предателей, алчных князей, развратного духовенства и простых безликих бандитов.
- «Песнь Льда и Пламени» (и «Игра престолов») — во все поля. Пока что наиболее мерзкие существа в этой вселенной — это охреневшие от безнаказанности феодалы, кровожадные рыцари и наёмники, а вовсе не таинственные ледяные демоны, поднимающие мертвецов (хотя и такие там есть, да ещё как есть).
- Ялмар Тесен, «Опасное соседство» — обыденность зла по отношению к живой природе описывается во всей красе.
- Произведения Ричарда Лаймона — во все поля. Видите вон того интеллигентного учителя? Толстого и неуклюжего парня? Самого обычного мальчика? Не обманывайтесь, они сотворят такое, что даже обычным маньякам тошно станет.
- «Князь Пустоты» — педаль в земное ядро. Мир, где боги — полностью инфернальные сущности, и чтобы не угодить в ад, приходится откупаться от них жестокостью и фанатизмом. Мир, где местные не эльфы из-за дефективного бессмертия вынуждены убивать тех, кого любят. Мир, где грохнувшиеся на голову предыдущим инопланетяне — апокалиптические маньяки, вытворяющие такое, что лучше вообще не упоминать. Как думаете, какие здесь будут люди?
- С. Хилл, «Я в замке король!» — это почище отношений Дадли Дурсля с Гарри Поттером.
- Феликс Крес, цикл «Книга Всего», «Король просторов» — бывший помощник капитана Раланд в ярких красках описывает дочери капитана Ридарете, о которой он просил позаботиться перед своей кончиной, что из себя представляет служба на имперском корабле или торговом бараке и почему так много людей уходят с них в пиратство.
- Дэн Симмонс, «Террор» (и одноимённый сериал): сверхъестественный персонаж ровно один — древний демон в форме огромного белого медведя. Помимо него, есть конченный психопат в лице плотника Хикки и его братии, а также опасности в лице голода, мороза и ледяных торосов.
- Терри Пратчетт, «Ночная стража» — большинство «непоминаемых», за исключением их начальника, не злодеи по сути, а просто тупое быдло, дорвавшееся до власти и получившее возможность самоутверждаться за счёт слабых. В наличии бухгалтер — незлобивый и семейный человек, который никого не пытал и не казнил, просто аккуратно вёл учёт схваченным и убитым горожанам. Довольно прозрачная аллюзия на нацистские (да и любые, в общем-то) концлагеря.
- Сирилл Корнблатт, «Корабль — акула» — садист-моралист Виляка начал, а остальное США подхватило…
- Р. Харрис, «Фатерланд». Коллеги-следователи спокойно, между делом обсуждают текучку в виде бытовухи. Основного виновного теперь казнят, вторую участницу отправят «на исправление», мужу ее тоже не позавидуешь. Сущность уголовного преступления? Какая-то фрау затеяла интрижку с присланным помогать ей с работой по дому поляком-гастарбайтером. В тексте есть еще немало подобных сцен и намёков. Впрочем, узнав о медицинских опытах на людях во время войны, главный герой еще задолго до событий книги пошел и крепко напился в компании со своим начальником, который и показал ему секретные документы.
- И это вовсе не какая-то особенная фишка нацистов — абсолютное большинство человеческой истории характеризовалось вполне аналогичным подходом. Русская боярыня, переспавшая с ордынцем, супруга конкистадора, разделившая ложе с индейским воином, плантаторка, затащившая в постель чёрного раба — участь их всех была бы ещё хуже. Причём такое преступление заключено не в адюльтере как таковом и даже не в том, что его совершила женщина, а в связи с представителем «низшей расы». Только вот время действия романа — не X и даже не XV век, а 1964 г.
Сетевая
- Рассказ «У меня нет брата» — злая бабка рассказчика прекрасно знала, что один из внуков, играя в пещере, застрял там и не может выбраться (рассказчик же врал взрослым из страха), но ничего не сообщила во время поисков. Просто потому, что она ненавидела пропавшего внука.
Кино
- «The Shining» — примерно то же, что и в романе, но намного усилено. Отель ли свёл Джека с ума, или всё зло он изначально носил в себе, а отель — это просто отель?
- «Догвилль» — весь об этом.
- Фильмы о буллинге, от советского «Чучела» до эстонского «Класса», тоже попадают под этот троп. Обычные школьники из нормальных семей, не какие-нибудь маньяки…
- «Лабиринт Фавна» — самым омерзительным персонажем является не какой-то сказочный монстр, а палач франкистского режима капитан Видаль.
- «Иди и смотри» — вся суть политики Третьего рейха по отношению к мирным жителям на оккупированных территорий СССР.
- «Человек за солнцем» — во все поля. На фоне до омерзения жестоких убийств подопытных Сиро Исии жалеет солдата, которого тошнит от этих зверств, надеется, что он скоро привыкнет и рекомендует ему отдохнуть. Работник крематория, сжигая изуродованные трупы, напевает песни. Учёные по-дружески обещают угостить офицера ужином, если он найдёт им в качестве подопытного (для извлечения заживо органов) молодого мальчика.
- А самое страшное в этом фильме, что это обычная производственная драма про институт физиологии. Просто «бревнами» стали представители не слишком обычного вида. Когда вполне приятная дама рассказывает про действия, достойные этого фильма, и на ахуй скучающе замечает, что надо просто абстрагироваться, поневоле вспоминаешь сцену: «это человек… — Нет!… — Это китаец… — Нет! — Это очень плохой китаец… — Нет! Запомните, это — Бревно!». Сиро Исии среди нас гораздо больше, граждане. Оправдания те же. Законодательство пока ограничивает, больше тормозов нет.
- «Андрей Рублёв» — Русь для грустных.
- «Колоски» (Польша, 2012 год) — разумеется, нацисты, занявшие польскую деревушку, в любом случае устроили бы охоту на евреев. Однако поляки и сами оказались не против расправиться над бывшими соседями, после чего завладели их домами.
- «Волынь» (Польша, 2016 год) — про Волынскую резню. Опять-таки, на территории, где десятилетиями бок-о-бок жили украинцы, поляки и евреи, ещё недавние соседи оказались намного страшней коммунистов и нацистов. Правда, в отличие от упомянутых выше «Колосков», основными жертвами стали сами поляки.
- «Рустам и Сухраб» — здесь див Тулад, в отличие от предыдущего фильма, «Сказания о Рустаме», намеренно воздерживается от колдовства, чтобы проверить свою теорию: люди и сами по себе совершат всё зло, какое только можно. Увы, эксперимент подтвердил правоту дива.
- «Левиафан».
- «Груз 200» (реж. Алексей Балабанов).
- «Без свидетелей» Никиты Михалкова. Едва ли не самый страшный персонаж в истории отечественного кинематографа — это статусный учёный, основная цель которого — любой ценой сохранить свою блестящую карьеру.
- «Дитя бога» — у героини ребёнок от бога. Чудес не бывает, бывают изнасилования и амнезия.
- «72 метра» — именно это изображает Янычар в качестве меры психологического воздействия на регулярно выпивающего «воина-строителя». С явно скучающим видом человека, которого опять вынудили заниматься какой-то ерундой вместо важных дел, проговаривает под нос: «Планируемое мероприятие — расстрел, участники — так, место — плац, наглядное пособие — пистолет Макарова (достаёт, передёргивает затвор), руководитель — я, исполнитель… а, чёрт, опять самому придётся».
Телесериалы
- «Игра престолов» (2011) — диалог Рамси и Оши. Когда Рамси говорит ей о своей привычке сдирать с людей кожу, она спрашивает: «Ты их ешь после этого?». На его отрицательный ответ она говорит: «Я видала и похуже».
- «Клан Сопрано» — персонажи телесериала почти не отличаются от тех, кто за ними наблюдает у экранов телевизоров: они растят детей, обсуждают бейсбол и бокс за барной стойкой, боятся застудить простату, нервничают из-за переработок, вступают в профсоюзы… а время от времени ещё скрываются от копов, вымогают деньги, торгуют краденным, делят общак, убивают людей.
- «Гримм» — некоторые серии тоже подходят под троп.
- «Культ» — 7 сезон «Американской истории ужасов». Членами культа являются озлобленные обыватели, которым просто не очень повезло в жизни. Но трупов они понаделали немало.
- «Торчвуд» — в одной из серий охота на нечто сверхъестественное и инопланетное заканчивается встречей с семьёй вполне «нормальных» людей-канибалов. После чего Капитан Харкнесс ещё и подсвечивает, что страшнее человека монстра он ещё не встречал. Третий и четвёртый сезоны вдавливают педаль в земную кору. Гвен даже подсвечивает, что главнач причина, по которой Доктор не всегдя является чтобы спасти Землю ― от землян ему просто бывает отвратительно.
- «Пока цветёт папоротник» — потустороннее зло и колдуны, говорите? Ну-ну. Главные герои, которые за время своих побегушек по Алтаю навидались всякого, с уверенностью скажут: жестокий и расчётливый бизнесмен Игорь Князев страшнее. Впрочем, даже его начинаешь жалеть, когда узнаёшь, что его буквально держит за жабры родная бабка — Надежда «Не называй меня бабушкой!» Игоревна. Которая ради собственной выгоды манипулирует внуком, играет за его спиной за его конкурентов и в конце концов просто его «топит». А самое обидное — в итоге этот милый божий одуванчик не получает абсолютно никакого наказания за свои художества и, сдав Игоря в психушку, с удовольствием налагает свои загребущие руки на его активы. Остаётся только посочувствовать тем самым конкурентам — с такой партнёршей, как Надежда Игоревна, долго они на вершине мира явно не продержатся.
- «Великолепный век» — козни, грызня и изощрённые убийства — необъемлемый элемент гаремной жизни. Умение избавиться от соперницы или её ребёнка — необходимый женщине навык для выживания, если, конечно, не хочешь всю жизнь прокуковать простой служанкой при госпожах. Да что там, сам будущий султан до восшествия на престол должен избавиться от братьев-конкурентов.
- «Твин Пикс» — одна из основных тем сериала. Помимо потустороннего инфернального Зла, в Твин Пиксе хватает и «обыденных» преступлений, совершаемых обычными людьми из плоти и крови: организованная преступность, вовлечение в проституцию, наркоторговля, домашнее насилие, финансовые махинации…
Аниме и манга
- Манга Kami no Kodomo («Дитя Бога») — даже главный герой, социопат с комплексом Бога, для которого убить человека — всё равно, что чаю выпить (включая собственных родителей!), не вызывает такого отвращения, как его одноклассники в младшей школе, которые издевались над девочкой-изгоем, загоняя ей булавки под ногти и заставляя есть собственные экскременты. Подсвечено самим героем: потом-то эти детишки вырастут и станут «порядочными членами общества».
- Elfen Lied — наиболее мерзкими в этом аниме и манге выглядят вовсе не апокалиптические маньяки диклониусы и силпелиты, и даже не полные чудовища, вроде Какудзавы и Шляпника, а самые заурядные люди. Маленькие гаденыши, убившие щенка потому что это весело, отчим, насиловавший маленькую Майю, бесчувственный продавец еды, грубо пославший Нану, у которой были деньги, но которая не умела ими пользоваться и т. д. На их фоне даже псих-наёмник Бандо и неэтичный антизлодей Курама кажутся приличными людьми.
- Trigun — реалии Гансмоука как таковые.
- Meikyuu Black Company — Веруза Шубах просто добивается непрестанного повышения нормы прибыли и выработки. А добьется падения и вымирания человечества, когда перед лицом армии монстров оно пошлет гиперкапиталистическую цивилизацию в преисподнюю.
- Tokyo Godfathers — внезапно, есть даже в такой доброй и светлой работе. Кто из всех персонажей не вызывает ничего, кроме отвращения? Группа подростков, устроившая «предновогоднюю уборку» и потехи ради избившая бомжа Джина. А потом эти молодчики, как будто ничего и не случилось, пошли тусовать с девчонками.
- Хентайная Henshin Emergence — ой, много. Тут и папаша, домогающийся собственной дочери, и парни из класса Саки, шантажом заставившие её отдаться им, и группа старшеклассников, ограбившая и избившая до полусмерти бомжиху на последнем месяце беременности. Если что, жертвой была одна и та же девушка, а те сволочи так и не понесут никакой кары.
- «Перелеска» — даже те, на кого надеешься до последнего.
- «Хроники Эвиллиоса».
- Спорно, на самом деле. Несмотря на название и в целом мрачный сеттинг, моральная составляющая серии в принципе… обычная человеческая? Люди как люди, со своими пороками и недостатками, однако они не «злые» по умолчанию.
Видеоигры
- Dragon Age Origins и особенно вторая часть. Своеобразная фишка игры. Конечно, сушествуют всякие демоны, порождения тьмы и прочие хтонические чудовища, однако герою и общему правому делу вредят в-основом не они. Логэйн (хоть он и антизлодей), эрл Хоу, соперник в Орзаммаре, Хартия, Антиванские Вороны и прочая… Это не вселенское зло, а обычные властолюбивые козлы, садисты, корыстолюбцы, стяжатели, гопники, горе-патриоты и т. д., но вкупе они составляют такой клубок зла, который любого Архидемона переплюнет. Во второй части еще хлеще. Никакой демон или сатана не наделает столько вреда, сколько одна взбесившаяся бабёнка, следующая инстинкту храмовника, и подлец-предатель своего брата, движимый жадностью.
- В третьей части в целом история та же. Да, демоны, Корифей, ещё кое-кто (не будем спойлерить) — но большую часть адского ада обеспечивают вполне нормальные интриганы, повстанцы, слетевшие с нарезки наркоши и прочий тедасский зоопарк. И наличие натуральной ДЫРЫ В НЕБЕ им не мешает ни капли. Вопль фемИнквизитора в «Чужаке» более чем оправдан — ибо мир именно такой, как там сказано.
- В ту же копилку идут и первые две части Mass Effect (казалось бы, причём тут один и тот же разработчик?). Восставшие геты, зловещие Жнецы и прислуживающие Коллекционеры являются фоном для преступных сообществ, частных армий и всевозможных террористов с экстремистами. Даже в третьей части, в разгар решающей схватки со Жнецами, без этого не обходится.
- LISA — Марти Армстронг, регулярно насиловавший свою дочь (и, по-видимому, принуждавший сынишку Брэда принимать в этом участие). Кончилось тем, что Лиза повесилась.
- Сама Лиза, например, издевалась над маленькими животными, чтобы облегчить свою боль. Во многом из-за неё неплохой парень Бернард съехал с катушек и возненавидел Брэда.
- Cyberpunk 2077 — во все поля. Все пассажиры сварились заживо внутри автоматического автобуса при пересечении пустыни из-за технической неисправности, приведшей к блокировке дверей и отключению системы кондиционирования? Компания-производитель заявила, что успех и безупречная репутация этого автобуса не должны быть омрачены из-за случайных мелких ошибок во вторичных системах. Спасибо хоть, что не подали в суд на родных покойных за то, что они в предсмертной агонии попортили обивку кресел…
Визуальные романы
- Kara no Shoujo — думаете, что самыми гнусными личностями в визуальном романе, посвященном раскрытию серии жестоких убийств, будут сами маньяки? Да нет, все они слишком неадекватны и к тому же имеют весьма вескую причину, по которой они сошли с ума и встали на нетвердую тропу кровавых преступлений. Куда более сильные неприятные эмоции вызывают на вид приличные и адекватные персонажи, на деле способные на хоть и менее кровавые, но куда более подлые действия. Видите ту девушку-отличницу строгих правил, всем ребятам пример? А она в юности делала деньги на том, что поставляла педофилам малолетних проституток. А обаятельную медсестру и тихого врача-анастезиолога? Они вполне способны похитить доверившегося им человека ради выкупа. Отец семейства? Насильник собственной дочери и мучитель сына. И так далее. Собственно, даже двое из трех маньяков в конечном счете начали как жертвы обыденного зла: у одного сестра оказалась в числе тех, кого юная особа из примера выше вовлекла в оказание услуг педофилам, а другой оказался жертвой насилия со стороны собственной матери.
Настольные игры
- Forgotten Realms: для тёмных эльфов дроу зло — нормальное явление. Ложь, лицемерие, предательство, убийства в темноте — всё это не порицается, а поощряется. Хочешь подняться по социальной ступени — перережь горло тому, кто стоит выше. Но не забывай, что кто-то уже стоит позади тебя.
- WarHammer 40,000: собственно, вселенная посвящена борьбе демонического зла в лице Хаоса, некронов, тиранид и тёмных эльдар с обыденным в лице Империума.
- При этом, судя по всему, сами боги Хаоса изначально — порождение обыденного зла в массовом сознании. Вспыхнул от обиды, схватился за нож и убил обидчика? Спасаясь от правоохранителей, записался в солдаты, увлечён кровавой яростью, пленных не берёшь? Кхорн одобрительно помахивает рукой. Считаешь, что знание — сила? Жаден до тайн и открытий, не считаешься с последствиями своих трудов? Тзинч поможет открыть ещё более интересные секреты. Больных, унылых и отчаянных ждёт «добрый дедуля» Нургл. А ценителей всевозможных удовольствий заберёт в свои объятия Слаанеш.
- World of Darkness не был бы миром Тьмы, не будь там этого самого. Это — альтернативная версия нашего мира, где всё на октаву ниже: копы продажнее, экология хуже, надежд меньше, трава менее зелёная, колбаса менее вкусная, и деревья ниже. Богато представленная в сеттинге нечисть далеко не всегда оказывается непосредственными антагонистами или антагонистами вообще. Ярче всего раскрыто в линейках Werewolf: the Apocalypse с оскотинивающей людей корпорацией Pentex, и Changeling: The Dreaming, для главных героев которой обыденность и безнадёга — натуральный криптонит.
Музыка
Бесчисленное количество музыкантов посвящают свои песни данному тропу, особенно в жанрах рок и метал.
- Disturbed — Innocence. «Кто невинен? Невинных просто нет.»
- Dope — Pig Society, Durty World, Blood Money. Да вообще, группы, играющие в жанре nu-metal часто посвящают свои песни свинцовым мерзостям жизни.
- Музыкальная сказка «Али-Баба и 40 разбойников» — разбойники считают убийства и грабежи частью своего рутинного быта: «Утром вставай, режь, убивай, все ему (атаману) отдавай, а себе — стааааарые рааааныыы…»
- Subway to Sally — Warte, warte. «Alle Wölfe und Vampire,/alle Teufel sind nur dies:/Menschen, die die Menschen jagen,/diese Wahrheit ist gewiss»
- Король и Шут — «Добрые люди».
Реальная жизнь
Чуть ли не кодификатор — книга журналистки и психолога Ханны Арендт «Банальность зла», описывающая судебный процесс над нацистским преступником Адольфом Эйхманом, руководившим в третьем рейхе «окончательным решением еврейского вопроса», в которой Эйхман показан не осознавшим чудовищности своих действий, действующим из стремления к карьерному росту и идеальному исполнению вверенной ему задачи.