Географический сеттинг: различия между версиями

Материал из Posmotrelisu
Перейти к навигации Перейти к поиску
м (Отмена правки, сделанной Novlit (обсуждение): раздел Комплексных франшиз рекомендован администрацией)
 
(Перенаправление на Мироцентричный сеттинг)
Метка: новое перенаправление
 
(не показана 1 промежуточная версия 1 участника)
Строка 1: Строка 1:
[[Файл:World_mm7.jpg|240px|thumb|right|В [[HoMM]] III.]]
#перенаправление [[Мироцентричный сеттинг]]
В классической европейской мифологии, из которой берёт начало весь жанр фантастики, центр [[карта|карты]] традиционно занят родными для автора местами. Более того, у древних племён самоназвание часто совпадало со словом «человек». В дальнейшем ойкумена мифа расширяет границы — в том числе принудительно, посредством войн с соседями и дальних походов. Выделяются первые геополитические полюса (скажем, Запад и Восток, Рим и Карфаген). Однако знания человека о мире растут, и вместе с ними растут площадь и разнообразие в художественных произведениях. Конечным этапом такого развития и можно назвать предмет статьи.
 
Географический сеттинг в форме фэнтези и производных от него жанров — это сеттинг, где ''мир'' играет не меньшую роль, чем личность героя. Он выписан — талантливо или не очень — с расчётом именно на этот замысел. Какие признаки можно выделить для такого мира?
* Обилие, собственно, географических зон. Нам дадут побывать во всех частях света, на море, заглянуть под землю, а то и полетать над ней. Как минимум, тут должно быть более одного материка. И разные климатические пояса (есть шанс скатиться в [[лоскутная география|крайность]]). К разнообразной географии добавляется разношёрстная биосфера: флора и фауна. При должном исполнении это даёт мгновенный бонус к симпатии: ну классно же в летний солнцепёк почитать про зимнюю тайгу, а будучи жителем Аляски — побегать персонажем на острове с джунглями!
* Многоукладность мира. Географический сеттинг — простор, где есть разгуляться любителю [[СФК]]. Для нажористости можно ввести забытые, иномировые или нарождающиеся расы… главное, не перегнуть, чтобы сохранилось ощущение той самой ойкумены, а не одного из жалких «камушков на орбите газового пузыря». Часто нравы той или иной фракции зависят от географии: ну не будут милыми няшками живущие в лютом холоде варвары, ну не станут суровыми аскетами нежащиеся среди виноградников поэты<ref>В исторической науке на эту тему есть теория этногенеза за авторством Льва Гумилёва. Проходит по разряду спорных, но и лженаучной не считается.</ref>…
* Как следствие из предыдущего пункта — такие сеттинги обычно заточены под [[все оттенки серого|серо-серую]] или [[нет мира под оливами|оливковую]] мораль. Ведь если наций и рас в мире — вагон и маленькая тележка, вряд ли среди них есть абсолютные добряки и злодеи. Нет, тут бывают [[чужеродное чудовище|чужеродные чудовища]] и [[апокалиптический маньяк|апокалиптические маньяки]], но их существование объяснимо, а иногда и откровенно деконструируется. Также популярен мотив катастрофы, которая произойдёт «когда-то там».
* Географическая вселенная не страдает от центропупия героев, иногда тут даже [[нет протагониста]]. Но при том — [[дофига персонажей]]. Безусловно, крутые и незаменимые личности встречаются<ref>В этом, кстати, причина возникновения [[Хрустальный дракон Иисус|Хрустального дракона Иисуса]]: по самой христианской вере Христос именно что уникальный Богочеловек, в фэнтези это будет безличный Свет или какой-нибудь крутой учитель доброты.</ref>, и о-очень важные места, включая «тёплые и ламповые» с заточкой под эмоциональную связь автора с нами… Но если мы о них не знаем и даже не читали сам сюжет, то к нашим услугам — обильный энциклопедический материал. Да, такой сеттинг будет пестрить [[карта]]ми, [[бестиарий|бестиарием]], стилизованными летописями и научными работами местных умников.
* Мир, даже если велик (а он чаще велик!), вполне обыденный. Добраться в противоположный конец материка — не проблема, была бы карта хорошая, свежие лошади, прочные паруса, ну и так далее по списку. Другие земли населены тоже людьми или народами с человеческой психикой — даже если злобными. То есть путешествие в иные земли — это не «преодоление границ», включая духовные, не сверхгероический акт. Дипломатия и торговля являются делом обыденным и, кроме редких исключений, ими занимаются все фракции мира (а теперь представьте респектабельных переговорщиков Гондора и Мордора).
* Если повествование само по себе не занимает годы и десятилетия, то нам наверняка расскажут устами героев многотысячелетнюю историю мира. Что интересно, не гротескно-мифологическую, а зачастую вполне научную. Могут даже заявить об эволюции разумных рас, чего в классическом фэнтези не водится.
* Стоит ли говорить, что сабж — отличная база для игрофикации вселенной в MMORPG! И да, в нём ваш герой будет протагонистом, а все эти короли, архимаги да пророки — так, NPC-сопартийцами.
 
Географический сеттинг — не всегда классическое фэнтези. Это может быть [[космоопера]], которая зачастую и есть «планетарное фэнтези», особенно когда она с [[Село_Планетовка|планетами-поселениями]]. Иногда это одна планета, подчас и мультиверс — если автору не тягостно расписывать разнообразие в нескольких мирах. Если ойкумена невелика, но автор физически не ведал о реальных размерах мира, но выжал из имеющихся познаний, что мог — то сеттинг тоже подпадает под определение.
 
== Примеры ==
 
=== Мифология ===
* «Одиссея» Гомера. Возможно, [[первопример]]. И образец того самого «выжимания» разнообразия из скромной по площади территории. От Трои (Турция) до Итаки (островок у берегов Греции) недалеко, но по воле автора и бога морей Посейдона Одиссей прошёл чуть ли не всё Средиземное море. Собственно, на разнообразии народов и построен весь сюжет. У героя есть родное место — Итака, но до него нужно проделать немаленький путь. Сам Одиссей — далеко не рыцарь в сверкающих доспехах, а встреченные им личности представляют целый спектр морали.
* Исторические сочинения Геродота там, где они касаются описания иных земель. В свете нынешней исторической науки выглядят мифологично (грифоны, пёсьеглавцы, аримаспы и всё такое).
 
=== [[Комплексные франшизы]] ===
 
* [[BIONICLE]] — у серии всегда была куча создателей, которые с разных сторон работали над миром и кроме сюжета, персонажей (Грег Фаршти) занимались ещё и проработкой дизайна локаций, рисовали концепты (Кристиан Фейбер) для визуализации. Они навыпускали путеводителей, энциклопедий, а если уж устраивали какое-то место плацдармом для очередных сражений, то в деталях прописывали окружение, искали для локаций свои фишки.
 
=== [[Литература]] ===
* [[Лавкрафт]] очень любил так делать — что Земля, что Мир Снов, что Вселенная как таковая, всё прекрасно подходит.
* Р. Говард, «[[Конан]]» — материк вроде как один, но занят климатическими зонами от тундры до пустыни. Наипрямейшие [[СФК]] разных земных культур и одна из ранних попыток отхода от чёрно-белой морали.
* «[[Волшебник Изумрудного города]]» и сиквелы ([[с прикрученным фитильком]]). С одной стороны, есть чёткое деление на «хороших» и «плохих» (только Урфин Джюс ухитрился побывать на обеих сторонах). С другой — ой, не всё вращается вокруг Элли и Энни Смит, да и разнообразие стран достаточно велико для территории, составляющей небольшую часть Канзаса.
* [[Братья Стругацкие]], [[Мир Полудня]] — Земля и множество планет, населённых в основном гуманоидами с разными обществами. Пополам с [[героецентричный сеттинг]].
* Л. Буджолд, «[[Сага о Форкосиганах]]». Три планеты описаны подробно, ещё несколько — менее подробно, и ещё упоминается приличное число обитаемых планет и космических станций.
* Терри Пратчетт, [[Discworld|Плоский мир]].
* Анджей Сапковский, «[[Ведьмак]]» — [[с прикрученным фитильком]]. Мир тут состоит из одного материка, но он занимает солидную площадь от крайнего севера до жарких пустынь. [[СФК]] преимущественно европейские (даже пустынная Империя изрядно германоподобна), но за общий талант пан Анджей заслуживает быть в этом списке. И да, к нему есть замечательный артбук-бестиарий за авторством персонажей вселенной.
* «[[Песнь Льда и Огня]]» — эталон! Многочисленные [[СФК]], отсутствие [[протагонист]]а, бережно выписанные Мартином традиции вселенной: от религии и науки до геральдики и кухни. [[Педаль в пол]] — для мира есть физическая и политическая карта, без них в совокупности хрен разберёшься.
* [[Упорядоченное|Миры Ника Перумова]], особенно Хьёрвард, на котором три материка и десятки разных цивилизаций. В Эвиале и Мельине материк один, а сюжет крутится больше вокруг морального конфликта разных людей.
* Его же, в соавторстве со С. Логиновым, «Чёрная кровь» и «Чёрный смерч». Первобытное фэнтези, сюжет которого напоминает классическое путешествие героя индоевропейского мифа. Но с какой любовью выписаны разные географические зоны, народные обычаи, легенды мира!
* Опять же С. Логинов, «[[Многорукий бог далайна]]» — [[педаль в асфальт]]: там мир фактически является одним из главных героев.
* Кирилл Еськов в «Последнем Кольценосце» попытался перевести мир Толкина (см. ниже) на рельсы географического сеттинга.
* М. и С. Дяченко, два романа в одном сеттинге «Варан» и «Медный король», в особенно первый из них.
* Ю. [[Нестеренко]], «Время меча» и «[[Крылья (роман)|Крылья]]» — ведущая роль принадлежит все же главным героям и их приключениям, но соответствующий мир отличается большим разнообразием и описан с обилием деталей, экскурсов в историю и т. п.
* Брендон Сандерсон, «[[Stormlight Archive|Архив Буресвета]]» — мир Рошар.
** Да и вообще весь Космер подходит.
* П. Стюарт и К. Ридделл, «[[The Edge Chronicles|Хроники Края]]» — тщательнейшим образом прописанный и очень оригинальный мир Края остаётся в меру загадочным, но при этом прописан до мелочей.
* Х. Райаниеми, трилогия «[[Квантовый вор]]» — во все поля.
* Ч. Мьевиль очень любит такие сеттинги.
 
=== [[Телесериалы]] ===
* [[Lexx]] — обилие планет с разными укладами. Во вселенной Света объединены тоталитарной империей, во вселенной Тьмы — находятся в беспорядке. Но летали по ним три сезона, потом, правда, заглянули на Землю.
 
=== [[Мультсериалы]] ===
* [[Avatar: The Last Airbender]] и [[Avatar: The Legend of Korra|продолжение]]: мир преимущественно в восточно-азиатском стиле (но со многими мелкими элементами Ближнего Востока, Европы и Америки), с одним огромным континентом и неплохим количеством крупных островов большого сюжетного значения, с четырьмя основными народами и многими под-народами, с разными источескими эпохами, описанными в разной степени подробно. Во время первого сериала была своя империя зла, но относительно реалистичная — в ней тоже люди живут.
 
=== [[Комиксы]] ===
 
* [[Homestuck]] — по ходу сюжета придётся побывать и на множестве планет с самыми разными условиями, жителями и ландшафтом, и непосредственно в космосе, и в Пузырях снов — местном аналоге загробного мира, и много где ещё. И обо всём этом выдадут немало сведений, историй и даже легенд.
 
=== [[Видеоигры]] ===
* Pokemon — мир маленький (это вроде как острова Японии, впоследствии ещё несколько регионов вроде Нью-Йорка и Франции), но очень «глубокий». Встречаются и леса, и пустыни, и снег, и всё прочее. Подчёркнуто разнообразием самих покемонов, которые являют собой и неживую природу, и флору, и фауну, и аллюзии на типажи людей. [[С прикрученным фитильком|С другой стороны]], в историю мира как такового там особенно не вдаются — только если это нужно для очередного приключения.
* Мир [[Warcraft]] — вероятно, эталон в играх. Восточный материк — типа Старый Свет, от магических лесов до джунглей, [[лоскутная география|посередине снега и пустыни]]. Западный материк — типа Новый Свет, от них же до пустынь, включая порченые местными инсектоидами. Северный материк — пристанище древних рас, дикарей и нежити. Южный — немаленький [[Утай]]. Великое море с таинственными архипелагами — один из них в грядущем дополнении к [[WoW]] станет размером с материк. А есть ещё другая планета. Причём в двух альтернативных реальностях. E-e-epic c-c-combo!
* Вселенная [[Аллоды|Аллодов]] — здесь лоскутность смягчена тем, что острова-аллоды летают в астрале-космосе отдельно друг от друга. Собственно, почти каждый из показанных нам островов, отличается от всех других. [[СФК]] тут откровенно давит [[педаль в пол]], вобрав в себя ещё и калейдоскоп эпох: от Древнего Египта и старой Руси до Советского Союза, в том числе отсылки к Гражданской и Великой отечественной.
* Серия «Might and Magic», включая [[HoMM]] — мультиверс, для которого прописали уйму планет-миров. Более-менее однообразно (лоскуты снега-леса-пустыни-лавы и т. п.), но такой труд заслуживает уважения. И да, в масштабе одной ''игровой'' карты оно тоже географично.
* [[The Elder Scrolls]], естественно. Лоскутностью почти не страдают, набор [[СФК]] в наличии, литературная составляющая — ого-го какая (для своего времени — чуть ли не рекордсмен по объёму внутриигровых текстов).
* Diablo — [[с прикрученным фитильком]]. По миру побегать особо не дадут, но одна из фишек серии — герой прыгает по разным климатическим зонам. Несмотря на библейское название, вселенная от чёрно-белой морали далека. Ну, точнее, чёрное — тут реально чёрное, а вот с ангелами — затруднения… Ваш персонаж для сюжета, естественно, важен, он мир и спасает. Но вот его личность не особо, что следует из самой механики игры.
* «Spore» и «No Man’s Sky» — педаль в асфальт в масштабах Вселенной.
* Песочницы типа «Minecraft» и «The Ark» — [[с прикрученным фитильком]], ибо там нет истории и этнографии, упор на природу.
 
=== [[Настольные игры]] ===
* [[Warhammer Fantasy]], естественно. Почти что наша Земля.
* [[World of Darkness]] — редкий образец ''тёмного'' географического фэнтези.
* [[D&D]] — большинство сеттингов, поскольку предполагают создание сюжета и персонажей совместными усилиями мастера и игроков, но в уже готовом мире по имеющимся правилам. Выделяется тут разве что Ravenloft, где сама география формируется вокруг той или иной [[Героецентрический сеттинг|личности]] и [[Фракциоцентричный сеттинг|фракциоцентричный]] Planescape. В Эббероне также ярко проявляется [[алгоритм сортировки зла]] по географическому признаку. Начинают приключенцы на условно-цивилизованном материке Кхорвайр (хотя и тут есть где поприключаться), жаждущие острых ощущений отправляются в Ксен’Дрик (как Южная Америка, только с дикими дроу и остатками магической цивилизации гигантов), для любителей испытать свои силы на враждебном государстве есть завоёванная империей злых [[псионик]]ов Сарлона, ну а для совсем уж отвязных придурков существует континент Аргоннессен, целиком населённый [[Страна чудовищ|драконами и реликтовыми чудовищами]].
 
=== Прочее ===
* Все проекты на тему ксенобиологии, спекулятивной биологии и иже с ними — там упор делается как раз на моделирование мира просто по определению.
 
== Где не встречается ==
''Просьба писать сюда те произведения, которые оказали существенное влияние на культуру, но не являются сабжем. Те сеттинги, где мир маленький по задумке (страна, город, особняк), конечно же, не считаются.''
 
* Скандинавская мифология. Есть Мидгард — обжитый людьми, то есть самими скандинавами, мир. Остальные — божественный, адский, огненный, ледяной и эльфийские, хоть и доступны для посещения, но представляют собой отдельные планы бытия.
* [[Библия]]. Все ключевые события происходят на смешном по площади клочке суши в районе Ближнего Востока.
* [[Арда]]. Материк большой, но он один и преимущественно находится в средней полосе. Собственно, Средиземье — недвусмысленная аллюзия на Мидгард, Срединный мир. Континент Валинор — не физический континент, а что-то вроде рая. По первоначальным замыслам Толкина, Средиземье — вообще какой-то уголок на нашей Земле (это в «Хоббите»; потом всё стало сложнее, что-то типа альтреальности). И да, тут есть абсолютное Добро и Зло, хотя сам Дж. Р. Р., не будь он добрый католик, воздерживался от категорических оценок.
* [[Гарри Поттер]] — волшебный мир крайне обширен, а сведения о нём продолжают поступать и в седьмой книге, и после неё (Гарри даже немного это подсвечивает), однако из локаций доступны, считай, Хогвартс с Запретным Лесом и Хогсмидом, дом Уизли и волшебная часть [[Великий Смог|Лондон]]а. Обо всём остальном сведения скудные.
 
== См. также ==
* [[Срисованная фэнтезийная культура]] — неотъемлемый атрибут жанра.
* [[Люди_%3D_европейцы|Люди = европейцы]] — во многом противоположный сабжу троп, ибо расчеловечивает целые материки и планеты. Хотя бывает и совмещение (в том же Варкрафте).
* [[Происхождение фэнтезийных народов]] — даёт сеттингу хронологическую глубину.
* [[Пейзажное порно]] — встречается в иллюстрациях, экранизациях и играх по сабжу.
 
== Примечания ==
<references/>
{{Nav/Место действия}}

Текущая версия на 11:52, 10 февраля 2025

Перенаправление на: