Участник:Sir Galahad the Pure/Черновик/Питер Уир: различия между версиями

Материал из Posmotrelisu
Перейти к навигации Перейти к поиску
 
(не показано 12 промежуточных версий этого же участника)
Строка 1: Строка 1:
''Эта статья уже перенесена из моего личного пространства в [[Питер Уир|основное]]! Если хотите сделать правку, пожалуйста, проследуйте туда.''
'''Питер Уир''' (англ. ''Peter Weir''; род. 21 августа 1944, Сидней, [[Кенгуру и каторжники|Австралия]]) — австралийский кинорежиссёр, сценарист и продюсер, получивший всемирную известность в первую очередь благодаря режиссуре таких фильмов, как «Пикник у Висячей скалы», «Общество мёртвых поэтов», «[[Шоу Трумана]]» и «Хозяин морей: На краю земли».
'''Питер Уир''' (англ. ''Peter Weir''; род. 21 августа 1944, Сидней, [[Кенгуру и каторжники|Австралия]]) — австралийский кинорежиссёр, сценарист и продюсер, получивший всемирную известность в первую очередь благодаря режиссуре таких фильмов, как «Пикник у Висячей скалы», «Общество мёртвых поэтов», «[[Шоу Трумана]]» и «Хозяин морей: На краю земли».
== Краткая биография ==
== Краткая биография ==
Строка 16: Строка 18:
Вскоре Уир снова дал о себе знать, и как: в 1989 году вышел фильм «Общество мёртвых поэтов» (''Dead Poets Society''), ставший грандиозным успехом как в прокате, так и среди критиков (принеся Уиру, в частности, вторую номинацию на «Оскар»). А в Робине Уильямсе, главной звезде фильма, другие деятели кинематографа наконец-то разглядели не только комика, но и талантливого драматического актёра. Успеху фильма обязаны и карьеры двух выдающихся молодых актёров — [[Гаттака|Итана Хоука]] и [[Доктор Хаус|Роберта Шона Леонарда]].
Вскоре Уир снова дал о себе знать, и как: в 1989 году вышел фильм «Общество мёртвых поэтов» (''Dead Poets Society''), ставший грандиозным успехом как в прокате, так и среди критиков (принеся Уиру, в частности, вторую номинацию на «Оскар»). А в Робине Уильямсе, главной звезде фильма, другие деятели кинематографа наконец-то разглядели не только комика, но и талантливого драматического актёра. Успеху фильма обязаны и карьеры двух выдающихся молодых актёров — [[Гаттака|Итана Хоука]] и [[Доктор Хаус|Роберта Шона Леонарда]].


В начале девяностых Уир выпустил два комедийных фильма — «Вид на жительство» (''Green Card'', 1990) с [[Лягушатники-капитулянты|Жераром Депардье]] и «Бесстрашный» (''Fearless'', 1993) с [[Большой Лебовски|Джеффом Бриджесом]], второй по традиции [[темнее и острее]] предыдущего. Хотя в целом эти фильмы были успешными (за «Вид на жительство» Уир даже номинировался на «Оскар» уже как сценарист), до успеха «Общества мёртвых поэтов» или «Свидетеля» им было уже далеко.
В начале девяностых Уир выпустил два комедийных фильма — «Вид на жительство» (''Green Card'', 1990) с [[Лягушатники-капитулянты|Жераром Депардье]] и «Бесстрашный» (''Fearless'', 1993) с [[Большой Лебовски|Джеффом Бриджесом]], второй по традиции [[темнее и острее]] предыдущего. Хотя в целом эти фильмы были успешными (за «Вид на жительство» Уир даже номинировался на «Оскар» уже как сценарист), до успеха «Общества мёртвых поэтов» или «Свидетеля» им было уже далеко. Казалось бы, тут Уиру и почить на лаврах, как вдруг…
 
В 1998 году вышел «[[Шоу Трумана]]» (''The Truman Show''), '''самый успешный фильм''' Уира, догнавший и перегнавший даже «Общество мёртвых поэтов» по кассовым сборам и количеству разнообразных наград и номинаций. В этот раз Уир открыл коллегам-кинематографистам драматический талант ещё одного актёра, прежде известного только как комика — [[Джим Керри|Джима Керри]], и получил за это уже третью номинацию на режиссёрский «Оскар».
 
Следующий фильм Уира, «Хозяин морей: На краю земли» (''Master and Commander: The Far Side of the World'', 2003), стал его самой масштабной и фактурной работой — режиссёр перенёс на большой экран эпопею о британском флоте в эпоху наполеоновских войн, взяв на главную роль аж самого [[Гладиатор_(фильм)|Рассела Кроу]]. Несмотря на скромные по меркам блокбастеров того времени сборы, картина получила 10 номинаций на «Оскар» (включая четвёртую лично для Уира) и получила преимущественно положительные отзывы критиков.
 
После этого Уир на время исчез с радаров и лишь в 2010 году вернулся с фильмом «Путь домой» (''The Way Back''), основанном на резонансных мемуарах о побеге [[Крылатые гусары не могут в космос|польского]] военного из [[Гулаги и рабы|сибирского ГУЛАГа]] во времена Второй мировой войны. Эту картину встретили уже сдержаннее, и если к таланту Уира как сценариста «Хозяина морей» у критиков претензий в основном не было, то тут претензии [[Налить_воды|таки]] [[Натяжной диалог|появились]]. Зрители тоже, мягко говоря, не остались от фильма в восторге, из чего можно понять, что успеха даже предыдущего фильма Уир повторить не смог.
 
С 2010 года Уир больше не снимал фильмов, однако о полноценном уходе из кино заявил лишь в 2024 году. А за два года до того, в 2022, Уиру наконец-то вручили хоть и почётный, но «Оскар».


== Фильмография ==
== Фильмография ==
Строка 35: Строка 45:
* '''2003''' — Хозяин морей: На краю земли (''Master and Commander: The Far Side of the World'') — режиссёр, сценарист, продюсер
* '''2003''' — Хозяин морей: На краю земли (''Master and Commander: The Far Side of the World'') — режиссёр, сценарист, продюсер
* '''2010''' — Путь домой (''The Way Back'') — режиссёр, сценарист, продюсер
* '''2010''' — Путь домой (''The Way Back'') — режиссёр, сценарист, продюсер
== Тропы в творчестве ==
* [[Режиссёрский любимчик]]:
** По два раза у Уира сыграли характёрные актёры Мел Гибсон («Галлиполи», «Год опасной жизни»), Харрисон Форд («Свидетель», «Берег москитов») и Эд Харрис («Шоу Трумана», «Путь домой»).
** Все фильмы Уира с «Пикника у Висячей скалы» до «Года опасной жизни» (кроме «Водопроводчика») снимал оператор Расселл Бойд. Он же впоследствии вернулся на эту должность в фильмах «Хозяин морей: На краю земли» и «Путь домой».
** Над фильмами «Свидетель», «Берег москитов» и «Общество мёртвых поэтов», в свою очередь, работал оператор Джон Сил.
** Музыку к «Машинам, которые съели Париж» и «Пикнику у Висячей скалы» написал композитор Брюс Смитон; далее с «Года опасной жизни» до «Бесстрашного» практически бессменным композитором Уира был Морис Жарр (да-да, отец Жана-Мишеля Жарра, пионера электронной музыки!). Почему практически? Да потому что только у «Вида на жительство» саундтрек пера не Мориса Жарра, а Ханса Циммера.
** К «Шоу Трумана» и «Пути домой» музыку творил композитор Буркхард фон Далльвиц.
* [[Форсированный метод Станиславского]] — во время съёмок «Общества мёртвых поэтов» Уир просил юных актёров, игравших учеников Уэлтонской академии, даже вне съёмочной площадки общаться так, будто на дворе 1959 год. Опять же целью наиболее полного погружения актёров в съёмочный процесс сцены фильма снимались Уиром в хронологическом порядке, а после съёмки сцены {{Спойлер|самоубийства Нила Перри}} его актёр был {{Спойлер|на продолжительное время удалён со съёмочной площадки, дабы остальные актёры, игравшие учеников, почувствовали, что потеряли друга, как и друзья Нила}}.

Текущая версия на 22:38, 3 мая 2025

Эта статья уже перенесена из моего личного пространства в основное! Если хотите сделать правку, пожалуйста, проследуйте туда.

Питер Уир (англ. Peter Weir; род. 21 августа 1944, Сидней, Австралия) — австралийский кинорежиссёр, сценарист и продюсер, получивший всемирную известность в первую очередь благодаря режиссуре таких фильмов, как «Пикник у Висячей скалы», «Общество мёртвых поэтов», «Шоу Трумана» и «Хозяин морей: На краю земли».

Краткая биография[править]

Изначально Уир не планировал становиться кинематографистом и занимался изучением искусства и права в Сиднейском университете. Интерес к кино появился у Уира благодаря тому, что он учился и, как следствие, общался с другими будущими австралийскими кинематографистами, в частности, Филлипом Нойсом.

Поработав некоторое время на должности помощника продюсера на местном телевидении, в начале семидесятых Уир устроился в компанию Film Australia, в составе которой уже в качестве режиссёра работал над сериалами и документальным кино, а также снял по собственному сценарию новеллу «Майкл» в художественном киноальманахе «Трое» (3 To Go, 1971), получившую награду Австралийской академии кино и телевидения в номинации «Лучший фильм».

В это же время он создал и свой первый независимый короткометражный художественный фильм — чёрную комедию «Хоумсдейл» (Homesdale, 1971), а спустя ещё три года снял и первую низкобюджетную полнометражную работу также в жанре чёрной комедии (на грани с хоррором) — «Машины, которые съели Париж» (The Cars That Ate Paris, 1974), ставшую впоследствии классикой андеграундного кино. Эти два фильма, по сути, и задали основы художественного стиля Уира — почти в каждом из его последующих фильмов сюжет, как и в этих двух, разворачивается вокруг людей, страдающих от последствий своего отдаления от общества — будь то отдаления непосредственно физического, социокультурного или психологического.

Однако настоящим прорывом для Уира стала картина «Пикник у Висячей скалы» (Picnic at Hanging Rock, 1975) — роскошная и атмосферная историческая драма по роману Джоан Линдсей о таинственном исчезновении воспитанниц женского пансионата во время поездки в горы. Благодаря восторженным отзывам критиков эта картина вышла в кинотеатральный прокат по всему миру и вызвала интерес широкой публики как к самому Уиру, так и к австралийской киноиндустрии в целом.

Сняв после «Пикника у Висячей скалы» две менее успешные в финансовом плане и в целом прошедшие мимо критиков картины — мистическую драму «Последняя волна» (The Last Wave, 1977) и психологический триллер «Водопроводчик» (The Plumber, 1979 — снимался изначально для австралийского телевидения, но в 1981 году был выпущен и в кинотеатрах в США), в начале восьмидесятых Уир снова прогремел на весь мир с антивоенной драмой о Первой мировой войне «Галлиполи» (Gallipoli, 1981), главную роль в которой сыграл молодой и перспективный американский актёр Мел Гибсон. Гибсон перекочевал и в следующий фильм Уира, романтическую драму в сеттинге Индонезии периода свержения Сукарно — «Год опасной жизни» (The Year of Living Dangerously, 1982). Этот фильм вывел масштаб Уира с австралийского уровня на международный — производство фильма было уже австрало-американо-филиппинским. Благодаря международному же прокату фильм, собственно, себя и окупил, в родной Уиру Австралии он провалился.

С середины 1980-х Уир продолжил свою карьеру уже в Голливуде. Первым фильмом, снятым им в Америке, был неонуарный триллер «Свидетель» (Witness, 1985) с Харрисоном Фордом. «Свидетель» неожиданно «выстрелил» — не только показал огромный успех в прокате, но и принёс Уиру первую номинацию на «Оскар» (а работавшему с ним Форду — так и вообще первую и единственную). Через год Уир, снова скооперировавшись с Фордом, выдал на гора уже более мрачную картину, «Берег москитов» (The Mosquito Coast, 1986), экранизацию одноимённого романа Пола Теру о человеке, одержимом идеей переехать с семьёй не абы куда, а в джунгли Центральной Америки. Этот фильм примечателен, помимо всего прочего, тем, что в нём Форд наконец-то смог сыграть редкую для себя злодейскую роль — там его персонаж мало того, что невыносимый гений, так ещё и домашний тиран. Привыкшие видеть Форда в роли героя критики и зрители этого не оценили, и в момент выхода фильм провалился по всем фронтам. Впоследствии картина была в целом отомщена временем.

Вскоре Уир снова дал о себе знать, и как: в 1989 году вышел фильм «Общество мёртвых поэтов» (Dead Poets Society), ставший грандиозным успехом как в прокате, так и среди критиков (принеся Уиру, в частности, вторую номинацию на «Оскар»). А в Робине Уильямсе, главной звезде фильма, другие деятели кинематографа наконец-то разглядели не только комика, но и талантливого драматического актёра. Успеху фильма обязаны и карьеры двух выдающихся молодых актёров — Итана Хоука и Роберта Шона Леонарда.

В начале девяностых Уир выпустил два комедийных фильма — «Вид на жительство» (Green Card, 1990) с Жераром Депардье и «Бесстрашный» (Fearless, 1993) с Джеффом Бриджесом, второй по традиции темнее и острее предыдущего. Хотя в целом эти фильмы были успешными (за «Вид на жительство» Уир даже номинировался на «Оскар» уже как сценарист), до успеха «Общества мёртвых поэтов» или «Свидетеля» им было уже далеко. Казалось бы, тут Уиру и почить на лаврах, как вдруг…

В 1998 году вышел «Шоу Трумана» (The Truman Show), самый успешный фильм Уира, догнавший и перегнавший даже «Общество мёртвых поэтов» по кассовым сборам и количеству разнообразных наград и номинаций. В этот раз Уир открыл коллегам-кинематографистам драматический талант ещё одного актёра, прежде известного только как комика — Джима Керри, и получил за это уже третью номинацию на режиссёрский «Оскар».

Следующий фильм Уира, «Хозяин морей: На краю земли» (Master and Commander: The Far Side of the World, 2003), стал его самой масштабной и фактурной работой — режиссёр перенёс на большой экран эпопею о британском флоте в эпоху наполеоновских войн, взяв на главную роль аж самого Рассела Кроу. Несмотря на скромные по меркам блокбастеров того времени сборы, картина получила 10 номинаций на «Оскар» (включая четвёртую лично для Уира) и получила преимущественно положительные отзывы критиков.

После этого Уир на время исчез с радаров и лишь в 2010 году вернулся с фильмом «Путь домой» (The Way Back), основанном на резонансных мемуарах о побеге польского военного из сибирского ГУЛАГа во времена Второй мировой войны. Эту картину встретили уже сдержаннее, и если к таланту Уира как сценариста «Хозяина морей» у критиков претензий в основном не было, то тут претензии таки появились. Зрители тоже, мягко говоря, не остались от фильма в восторге, из чего можно понять, что успеха даже предыдущего фильма Уир повторить не смог.

С 2010 года Уир больше не снимал фильмов, однако о полноценном уходе из кино заявил лишь в 2024 году. А за два года до того, в 2022, Уиру наконец-то вручили хоть и почётный, но «Оскар».

Фильмография[править]

  • 1970 — Трое (3 To Go) — режиссёр, сценарист (новелла «Майкл»)
  • 1971 — Хоумсдейл (Homesdale) — режиссёр, сценарист, актёр
  • 1974 — Машины, которые съели Париж (The Cars That Ate Paris) — режиссёр, сценарист
  • 1975 — Пикник у Висячей скалы (Picnic at Hanging Rock) — режиссёр
  • 1977 — Последняя волна (The Last Wave) — режиссёр, сценарист
  • 1979 — Водопроводчик (The Plumber) — режиссёр, сценарист
  • 1981 — Галлиполи (Gallipoli) — режиссёр, сценарист
  • 1982 — Год опасной жизни (The Year of Living Dangerously) — режиссёр, сценарист
  • 1985 — Свидетель (Witness) — режиссёр
  • 1986 — Берег москитов (The Mosquito Coast) — режиссёр
  • 1989 — Общество мёртвых поэтов (Dead Poets Society) — режиссёр
  • 1990 — Вид на жительство (Green Card) — режиссёр, сценарист, продюсер
  • 1993 — Бесстрашный (Fearless) — режиссёр
  • 1998 — Шоу Трумана (The Truman Show) — режиссёр
  • 2003 — Хозяин морей: На краю земли (Master and Commander: The Far Side of the World) — режиссёр, сценарист, продюсер
  • 2010 — Путь домой (The Way Back) — режиссёр, сценарист, продюсер

Тропы в творчестве[править]

  • Режиссёрский любимчик:
    • По два раза у Уира сыграли характёрные актёры Мел Гибсон («Галлиполи», «Год опасной жизни»), Харрисон Форд («Свидетель», «Берег москитов») и Эд Харрис («Шоу Трумана», «Путь домой»).
    • Все фильмы Уира с «Пикника у Висячей скалы» до «Года опасной жизни» (кроме «Водопроводчика») снимал оператор Расселл Бойд. Он же впоследствии вернулся на эту должность в фильмах «Хозяин морей: На краю земли» и «Путь домой».
    • Над фильмами «Свидетель», «Берег москитов» и «Общество мёртвых поэтов», в свою очередь, работал оператор Джон Сил.
    • Музыку к «Машинам, которые съели Париж» и «Пикнику у Висячей скалы» написал композитор Брюс Смитон; далее с «Года опасной жизни» до «Бесстрашного» практически бессменным композитором Уира был Морис Жарр (да-да, отец Жана-Мишеля Жарра, пионера электронной музыки!). Почему практически? Да потому что только у «Вида на жительство» саундтрек пера не Мориса Жарра, а Ханса Циммера.
    • К «Шоу Трумана» и «Пути домой» музыку творил композитор Буркхард фон Далльвиц.
  • Форсированный метод Станиславского — во время съёмок «Общества мёртвых поэтов» Уир просил юных актёров, игравших учеников Уэлтонской академии, даже вне съёмочной площадки общаться так, будто на дворе 1959 год. Опять же целью наиболее полного погружения актёров в съёмочный процесс сцены фильма снимались Уиром в хронологическом порядке, а после съёмки сцены самоубийства Нила Перри его актёр был на продолжительное время удалён со съёмочной площадки, дабы остальные актёры, игравшие учеников, почувствовали, что потеряли друга, как и друзья Нила.