Темнее и острее

Материал из Posmotrelisu
Перейти к навигации Перейти к поиску
Довольный Федя.jpgМолодцы!
Это хорошая статья. Нам она нравится такой, какая она есть. Поэтому мы доверяем право сделать её ещё лучше только проверенным людям. Редактировать её могут все, но и администраторы проверяют эти правки с особенной тщательностью.
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Darker and Edgier. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
« — Виктория, не знаю, как вы, а Жанна Аркадьевна, похоже, здесь уже освоилась.

— Шо?! Погодите. Она что, тоже здесь?
— А как же? У нас все как в настоящей сказке: чем дальше, тем страшнее.

»
— Константин сообщает Вике о Жанне Аркадьевне (шутки ради). (Моя прекрасная няня. Ночь в стиле детства)
«

— Дядь Гриша, я вашу Галю ТОГО…
— Ну так женись на ней!
— Да я её того… трактором переехал…

»
— Папаша надеялся на лучшее
«

Начали за здравие, закончили за упокой

»
— Поговорка
Гарри Поттер: наглядно.

Автор начинает вроде бы вполне на уровне PG-13 — однако по мере развития действия возрастает доля «взрослого» контента — секса, насилия, матерщины; нередко при этом смещается и ценностная шкала: герои становятся более циничными, мораль — серо-серой, и чем дальше, тем ближе к чёрно-серой гамме. В особо запущенных случаях — скатываясь до совсем уж беспросветной черноты.

Внимание: не нужно путать с деконструкцией! Да, когда кто-то деконструирует штамп, развивая его методами реализма — результат получается нередко темнее и острее, чем штамп, сыгранный напрямую. Но деконструкция обязательно подразумевает применение методов реализма, а темнее и острее может получиться и при лобовой реализации штампа. И наоборот — при деконструкции совершенно не обязательно будет возрастать количество ППЦа и дизастера.

Ещё одно явление, с которым наша статья пересекается, но не скрещивается — отращивание бороды. Бывает, что с переходом на более серьёзную проблематику произведение становится темнее и острее: разбитая ваза в детских произведениях — не то же, что разбитое сердце в подростковых. Но это совершенно не обязательно и может быть никак не связано: скажем, Бэтмен Фрэнка Миллера темнее и острее, чем Бэтмен Тима Бёртона, но уровень проблематики один и тот же. И наоборот: МЭШ после четвёртого сезона отрастил бороду, но темнее и острее не стал.

Противоположный троп — Светлее и мягче. Также встречается при экранизациях и других адаптациях произведений. Подтроп — Кровавее и мяснее.

Примеры[править]

Общее[править]

Театр[править]

  • Опера П. И. Чайковского «Пиковая дама» относительно повести Пушкина. Если книга — эдакий великосветский анекдот из жизни дворян-картёжников, то опера — именно трагедия. Лиза сначала бросает жениха из-за порочной страсти к Герману, а когда он променял её на карты — бросается с моста (в книге она благополучно выходит замуж за достойного человека), а сам Герман, проигравшись, стреляется (в книге — «всего лишь» попадает в сумасшедший дом).
  • Британский мюзикл «Чарли и шоколадная фабрика» относительно оригинальной повести. Да, книга тоже не была милой, розовой и доброй. Но мюзикл ухитрился в этом плане переплюнуть Роальда Даля. Не будем подробно разжёвывать всё, отметим только самую мякотку. Майк Тиви, который в книге был просто гиперактивным парнем с зависимостью от телевизора, здесь — психически нездоровый без пяти минут маньяк, которого у телевизора держат специально. Чтобы, так сказать, быть уверенными, что он ничего не натворит и его через пару часов найдут там же, где и оставили. К слову, его матушка — не менее двинутая на всю голову мадам, которая, ко всему, пьёт лекарство сына как своеобразный наркотик. Также стали куда более жестокими наказания для некоторых «испорченных» детей: Виолетта Борегард раздувается до таких размеров, что в конце концов лопается (Вонка, правда, обещает, что её соберут обратно), а уже упомянутого Майка довольная его новым уменьшенным видом мамаша с кровожадным смехом запирает в кошельке, радуясь, что теперь ребёночек не доставит ей больших проблем, и за ним будет легко присматривать. А в бродвейской версии мюзикла темноты и остроты только добавили: в частности, намекается, что обжора Август Глуп слопал собственного отца, а Веруку Солт в ореховом цехе белки в буквальном смысле разрывают на части (хотя опять же, Вонка обещает, что её склеят).

Литература[править]

Примеры вынесены в отдельную подстатью.

Кино[править]

Примеры вынесены в отдельную подстатью.

Телесериалы[править]

Примеры вынесены в отдельную подстатью.

Мультфильмы[править]

Примеры вынесены в отдельную подстатью.

Мультсериалы[править]

Примеры вынесены в отдельную подстатью.

Аниме, манга, ранобе[править]

Примеры вынесены в отдельную подстатью.

Комиксы[править]

  • Вселенная Marvel после «Гражданской Войны» и вплоть до «Эры Героев». Особенно выделяется серия Thunderbolts, про группу заключённых, выполняющих грязные миссии для правительства, включая борьбу с незарегистрированными героями. Апогеем кошмара становится незавидная судьба героя по кличке Джек Флаг. После «Эры Героев» стабильно такова серия Carnage про одноимённое чудовище, атмосфера кошмара и чернушного хоррора не спадает даже при появлении Мстителей во главе с Человеком-Пауком.
  • Вселенная Ultimate Marvel намного темнее и острее оригинальной вселенной. После Ультиматума и смерти Человека-паука давит педаль в пол.
  • R.E.D. — комикс по сравнению с экранизацией.
  • Transmetropolitan — изначальный сеттинг можно охарактеризовать как довольно-таки ржавое будущее с чёрно-серой моралью. Но всё произошедшее в комиксе до президентских выборов — ещё цветочки…
  • Серия лавкрафтианских хорроров Алана Мура «The Courtyard», «Neonomicon», «Providence» по отношению к первоисточнику — произведениям Лавкрафта. Мур решил обойтись без фирменных лавкрафтовских недоговорённостей и намёков, а потому после ознакомления с комиксами может потребоваться отбеливатель для мозга. Или нейрализатор.
  • Вселенная Bubble, такое ощущение, ради этого тропа и создавалась. Как говорится, в русской литературе должен страдать или герой, или читатель, или писатель, а в идеале — не «или», а «и».
    • «Майор Гром» — и без того, в общем-то, жестокие, комиксы с каждой сюжетной аркой становятся мрачнее, а в последних выпусках Гром теряет жену и сына и становится вигилантом.
    • «Экслибриум» вообще сходу деконструирует троп «школа волшебства» и вообще городское фэнтези, а уж когда раскрывается, откуда и каким способом это волшебство у книгочеев берётся…
  • «Трансформеры: IDW Comics» — по сравнению с детским Первым Поколением, а также последующим контентом франшизы это довольно жёсткое и неоднозначное чтиво.

Веб-комиксы[править]

  • Homestuck — начинается как весёлая история о детях, играющих в игру, но чем дальше, тем больше превращается в мрачный и кровавый триллер. Между «светлым» и «тёмным» Хоумстаком есть даже общепринятая граница — флэшка «[S] Descend».

Видеоигры[править]

Примеры вынесены в отдельную подстатью.

Визуальные романы[править]

  • Ace Attorney — пятое дело первой игры «Rise from the Ashes» на фоне остальных в фундаментальной трилогии.
  • Danganronpa — чем новее игры, тем они мрачнее. В Trigger Happy Havoc нет ничего особо страшного, а казни скорее забавные, чем пугающие; в Goodbye Despair всё становится гораздо серьёзнее — как персонажи, казни и смерти, так и завязка сюжета; а в Killing Harmony казни донельзя жестоки, характеры и истории персонажей обостряются, а завязка сюжета — вообще полный ад по сравнению с предыдущими играми.
  • Doki Doki Literature Club! — по мере развития сюжета. Начинается, как безобидный симулятор свиданий, но после первого акта…
  • Fate/Stay Night — каждый сценарий темнее и острее предыдущего. Первый — обыкновенная история про добрых героев и злых злодеев. Во втором конфликт героя со злодеем оказывается второстепенной линией по отношению к конфликту героя с самим собой, а сам герой принимает на вооружение принцип меньшего зла. В третьем его принципы получают удар под дых, когда оказывается, что меньшим злом было бы убийство его возлюбленной. А вот с продолжением аверсия: несмотря на то, что его события происходят в бреду умирающей женщины, и на то, что там впервые появляется в качестве действующего лица Все Зло Этого Мира, продолжение во многом комедийное. Вместо него эстафету «тёмности и острости» принимает приквел.
  • Rewrite — линия Аканэ по сравнению с тем, что было до неё, да и по сравнению с другими линиями девушек тоже, прям до того, что Котаро совершает убийства, чтобы защитить Аканэ. Маршрут Terra продолжает тренд, заданный рутом Аканэ, хотя Котаро там представлен более порядочным человеком. Наконец, сама игра может рассматриваться как пример тропа, ведь это первая попытка разработчиков сделать не повседневку с элементами мистики, а местами тёмное городское фэнтези.
  • Super Adventure Rockman — по отношению к оригинальной серии (скажите спасибо Ра Муну за это).
  • Чайки в сравнении с Цикадами.
  • H-роман X-Change 3 — по отношению к двум другим. Впервые поднимаются темы спаивания с целью изнасилования, сексуального рабства (аж в двух вариантах) и BDSM (герой может побывать в обеих ролях).
  • «Бесконечное лето» — руты Лены, Мику и аддон о Пионере по сравнению с другими линиями сюжета.
    • «7 дней лета» — по сравнению с оригиналом этот мод намного более мрачен и неоднозначен.
  • «Элдария» — зигзаг: эпизоды по мере продвижения сюжета могут становиться напряжённее и слегка криповее, а потом внезапно переходить на противоположный троп. С 16-го эпизода троп начинает играться прямо…

Настольные игры[править]

  • This War of Mine: The Board Game по отношению к компьютерному оригиналу. Одна шкала состояний чего стоит.
  • Warhammer 40,000 — восьмая редакция по сравнению с предыдущими! Думаете во вселенной мрачного темного будущего, где есть только одна война, нельзя добавить еще гримдарка? Ошибаетесь! Кадия пала, Око Ужаса разрослось до Великого Разлома, разделившего галактику пополам и теперь демоны шастают в реальный мир, как к себе на задний двор; целая Четвёртая сфера расширения Тау поглотила вышеупомянутый Разлом и те почти сразу же запустили Пятую; к тиранидам прибыло подкрепление аж трех громадных флотов-ульев (и кучи мелких), один из которых заточен на войну с демонами, а второй добивает остатки прежде уничтоженных флотов-ульев (ещё они практически дожевали до корочки родной мир Кровавых Ангелов), Хаос во второй раз после Ереси Хоруса штурмовал саму Терру (!), а потом захватил значительное количество секторов рядом с Разломом, уничтожив больше половины всех орденов Астартес. Одновременно с этим некронский фаэрон Имотех Повелитель Бурь начал подчинять соседние династии, одновременно удерживая легионы Кхорна в Цербераксовой войне. В результате нападения Падших на Скалу из плена Тёмных Ангелов пропал предатель Лютер. И, как вишенка на торте, Астрономикон отключился на месяц, а после включения оказалось, что его свет не проникает по ту сторону Разлома, лишая половину Империума (т. н. Тёмный Империум) путеводного маяка, да и поддерживающий Астрономикон Золотой Трон медленно выходит из строя[1]. На этом фоне новость о том, что примарх Жиллиман восстал из мертвых и повел войска Империума в Неодолимый Крестовый Поход, а также пробуждение Иннеяда и появление надежды на уничтожение Слаанеша особенно и не радуют — ведь другие демонические примархи (Магнус, Фулгрим, Мортарион) тоже активизировались на полную катушку.
    • Тем не менее, из-за череды роялей в кустах[2] и смены стиля многих официальных иллюстраций многие фанаты воспринимают «восьмёрку» как противотроп.
    • Ну а так же, в результате Крестового похода Индомитус, произошедшего в М42, Империум вернул большую часть утраченных территорий. В итоге все (ну или почти все) опять вернулось на круги своя, что было в конце 41 миллениума. Ну, и где тут спрашивается гримдарк?
    • А вот то, что с первой редакции по четвёртую градус гримдарка только рос, неоспоримо.
    • Впрочем, ход с тиранидами был сделан весьма халтурно. Изначально теория о том, что они уже успели сожрать почти всю галактику, была фанатской, но позже GW начали делать всё больше и больше намёков на то, что это, дескать, чистой воды правда. Но ведь если жуки банально съедят всю галактику, то в ней больше не будет бесконечной резни и гримдарка, верно? И как нам в таком случае их остановить или хотя бы задержать? Роялями в кустах, к которым фанаты уже подготовились.
  • 40к вообще, темнее и острее по отношению к FB.

Музыка[править]

Примеры вынесены в отдельную подстатью.

Прочее[править]

  • Board James — подкаст от Джеймса Рольфа с обзорами настольных игр. Рольф в своих лучших традициях превращает каждый выпуск в маленькую историю. В итоге более невинное по сравнению с AVGN шоу превращается в лихо закрученный психологический триллер.
    • Само шоу Злобного Видеоигрового Задрота прошло путь от коротеньких жопносортирных обзоров до короткометражных фильмов ужасов. Но это скорее случай отрастить бороду — обзоры стали ещё и глубже.
  • Короткометражные фанатские фильмы Power/Rangers 2015 года и Dora the Explorer с Ариэль Уинтер.
  • Творчество украинского ютубера Slidan’a начало сильно меняться от лёгких смешных скетчей в сторону всё больше меланхоличных и «размышлительных» роликов, а уж после расставания с девушкой и событий февраля 2022 крыша Виктора съехала окончательно… Последнее справедливо и для многих других российских и/или украинских блогеров.
  • «Дорогая, мы убиваем детей» — педаль в пол. С третьего по шестой сезоны сюжеты стали жёстче, чем в первых двух, в некоторых выпусках первоначальные (мрачные) портреты детей даже показывали смерть ещё до 40 лет, а один раз дело вообще закончилось лишением матери-убийцы родительских прав. А вот в седьмом сезоне создатели явно перестарались с жестью и трешем.
  • Мем с лицами Мистера Исключительного. И в обратную сторону тоже.
  • Ток-шоу «Пусть говорят» (ранее — «Большая стирка» и «Пять вечеров»). Возможно, что спорно, но передача прошла три смены названия: «Большая стирка», «Пять вечеров» и «Пусть говорят». Чем дальше, тем скандальнее, мрачнее и т. п. А то иной раз и до драк доходило. В бытность «Стиркой» ругань (и уж тем более драка) в студии тоже могли случиться, но намного реже, чем в ПГ. Вплоть до того, что в «Стирке» 0все участники могли рассказать свои истории и расстаться доброжелательно. А в предпраздничных спецвыпусках еще попеть и поплясать. А начиная с «Вечеров» делалось чуть ли не по принципу «никто не уйдет необиженным».

Реальная жизнь[править]

  • Для кого как, но многие видят взрослую жизнь именно такой, по сравнению с детской.
  • Призыв в армию. Комментарии излишни. Призыв во время войны — педаль в асфальт.
  • Введение крепостного права. До этого крестьяне хоть тоже жили несладко, но хоть как-то избегали постоянного голода.
  • В передовом обществе Российской империи начала ХХ века министр внутренних дел Сипягин считался отмороженным на всю голову реакционером, сатрапом и душителем свободы. Когда после его убийства МВД возглавил Плеве, стало ясно: Сипягин-то был ещё ничего…
  • Первая мировая война (да и все «Потерянные Десятые» в целом) — по отношению ко второй половине XIX века. Показала что такое танки, самолёты, ядовитый газ на войне, разруха по всему миру, непризнание ветераном после войны, ну и вдобавок пандемия испанки! Из-за такого цинизма вместо славы, в конце-концов образовала «Потерянное Поколение» — людей, которые стали циничными, гедоничными и спивались от горя во всё последующее десятилетие.
  • Ревущие двадцатые — зигзаг. По событиям были не такими уж плохими: бурный рост экономик, независимость и демократизация некоторых стран, смягчение нравов; но цинично-гедоничный дух той эпохи ещё темнее, чем патриотизм и героизм людей времён ПМВ: чувствуя что их обманули, люди спивались, вешались, уходили в себя. Ещё, именно тогда зародилось множество гангстеров, немало социалистов, целый фашистский режим, сепаратисты в крупных странах и реваншистские настроения в Германии… А ещё заложились основы для будущего кризиса…
  • Великая депрессия — по отношению к 1920-м: внезапно возникли экономический коллапс, бешеная инфляция, нищета и бедность, рост коррупции и преступности, тотальная фашизация стран Оси, репрессии в СССР, голоды и войны. И если в большинстве стран острые явления сошли на нет к концу 1933, то в США и Канаде депрессия была остановлена только военными заказами Европы, примерно с 1939 г.
  • Вторая мировая война — по отношению ко всем перечисленным событиям. И вообще ко всей остальной истории человечества.
  • Пандемия SARS-CoV-2 («ковида») по сравнению с эпидемией SARS-CoV-1 («атипичной пневмонии»), которую не все уже даже помнят.

Примечания[править]

  1. И пока что не вышел только потому, что некоторые АдМехи заключили тайное соглашение с тёмными эльдарами.
  2. В том числе, буквально из ниоткуда пришедшие Астартес-Примарисы и прогрессивный архимагос АдМехов, внезапно исчезнувший после уничтожения Кадии Абаддон Осквернитель и хитрости Тзинча, приведшие к окончанию военных походов Кхорна и Нургла и междоусобной Войне внутри Разлома.