С чем не справишься ради любви: различия между версиями
(не показано 11 промежуточных версий 4 участников) | |||
Строка 2: | Строка 2: | ||
{{Q|Кто смеет рассуждать или предсказывать, когда высокие чувства овладевают человеком? Нищие, безоружные люди сбрасывают королей с престола из любви к ближнему. Из любви к родине солдаты попирают смерть ногами, и та бежит без оглядки. Мудрецы поднимаются на небо и ныряют в самый ад — из любви к истине. Землю перестраивают из любви к прекрасному. А ты что сделал из любви к девушке?|«Обыкновенное чудо»}} | {{Q|Кто смеет рассуждать или предсказывать, когда высокие чувства овладевают человеком? Нищие, безоружные люди сбрасывают королей с престола из любви к ближнему. Из любви к родине солдаты попирают смерть ногами, и та бежит без оглядки. Мудрецы поднимаются на небо и ныряют в самый ад — из любви к истине. Землю перестраивают из любви к прекрасному. А ты что сделал из любви к девушке?|«Обыкновенное чудо»}} | ||
{{Q|Amantes sunt amentes|Латинская пословица}} | {{Q|Amantes sunt amentes|Латинская пословица}} | ||
Итак, наш герой влюбился. [[Любовь с первого взгляда|С первого взгляда]] или [[От неприязни до любви|после периода вражды]], [[Дева в беде|в деву в беде]] или [[Бой-баба|бой-бабу]] — неважно. Главное, что он влюбился, и влюбился всерьез. | Итак, наш герой влюбился. [[Любовь с первого взгляда|С первого взгляда]] или [[От неприязни до любви|после периода вражды]], [[Дева в беде|в деву в беде]] или [[Бой-баба|бой-бабу]], да хоть бы и [[гей-вариант|не в деву вовсе]] — неважно. Главное, что он влюбился, и влюбился всерьез. | ||
Однако что-то мешает их счастью. Или даже угрожает конкретно любимой. Это могут быть козни злодеев, болезнь любимой, общественное порицание или просто обстоятельства, разлучающие их. Так или иначе, справиться с ними вообще или почти невозможно. | Однако что-то мешает их счастью. Или даже угрожает конкретно любимой. Это могут быть козни злодеев, болезнь любимой, [[неприемлемый возлюбленный|общественное порицание]] или просто обстоятельства, разлучающие их. Так или иначе, справиться с ними вообще или почти невозможно. | ||
Невозможно, слышишь, герой? Невозможно. Нечего пытаться. Это безрассудно. Что значит «Я и не пытаюсь»? А что же? Справляешься? | Невозможно, слышишь, герой? Невозможно. Нечего пытаться. Это безрассудно. Что значит «Я и не пытаюсь»? А что же? Справляешься? | ||
В этом и состоит суть тропа | В этом и состоит суть тропа '''«С чем не справишься ради любви»'''. Герою плевать, насколько возможно то, что нужно сделать ради любимой: если это необходимо, он это сделает. В некотором роде этот троп — добрый близнец тропа [[Чего не сделаешь ради любви]]. Но это вовсе не означает, что они несовместимы. «Чего не сделаешь ради любви» задает моральную оценку: то, что делает герой, подло, безнравственно или жестоко. «С чем не справишься ради любви» — указывает на серьезность препятствий, которые преодолевает герой ради своей любимой, и на безрассудство, с которым он преодолевает их. Он делает невозможное или почти невозможное — не думая о том, что это невозможно. | ||
Чаще всего это безрассудство приводит к одному из следующих тропов: | Чаще всего это безрассудство приводит к одному из следующих тропов: | ||
* [[Героическое самопожертвование]] — если перед героем встанет выбор между его будущим и будущим любимой, он не станет раздумывать. | * [[Героическое самопожертвование]] — если перед героем встанет выбор между его будущим и будущим любимой, он не станет раздумывать. Причём пожертвовать можно не только жизнью, но и, скажем, [[гамбит Бельзедора|добрым именем]] или [[Лютиэн|суперспособностями]]. | ||
* [[Героическая сила воли]] — никакая сила не заставит нашего героя причинить вред своей любимой. | * [[Героическая сила воли]] — никакая сила не заставит нашего героя причинить вред своей любимой. | ||
* [[Героическое упорство]] — он позволит себе отключиться не раньше, чем убедится, что любимая в безопасности. | * [[Героическое упорство]] — он позволит себе отключиться не раньше, чем убедится, что любимая в безопасности. | ||
Строка 29: | Строка 29: | ||
== Где встречается == | == Где встречается == | ||
=== Мифология === | === [[Фольклор]] === | ||
* Миф об Орфее и Эвридике и все его адаптации. Полубогу и любимцу богов Орфею, конечно, было не так страшно отправляться за любимой женой в царство мёртвых, как простому смертному, но всё-таки это не за хлебушком сходить. И да, уже на обратном пути он таки наткнулся на встречный паровоз. | * Народная (есть свидетельства, что [[развесёлые ромалэ|цыганская таборная]]) песня «Валенки». | ||
* Корсиканская сказка «Маттео и Мариучча» — вариант сюжета об Орфее и Эвридике, только в царство мёртвых за любимым отправляется девушка. | |||
* Русская сказка «Финист — ясный сокол» и её вариации в других культурах. | |||
==== Мифология ==== | |||
* Миф об [[Орфей и Эвридика|Орфее и Эвридике]] и все его адаптации. Полубогу и любимцу богов Орфею, конечно, было не так страшно отправляться за любимой женой в царство мёртвых, как простому смертному, но всё-таки это не за хлебушком сходить. И да, уже на обратном пути он таки наткнулся на встречный паровоз. | |||
* Миф об Амуре и Психее, изложенный Апулеем. | * Миф об Амуре и Психее, изложенный Апулеем. | ||
* Миф о Диармайде и Грайне, впоследствии легший в основу истории Ланселота и Гвиневеры. В обоих случаях герой, [[Запретная любовь|влюбившийся в свою королеву]], успешно противостоит всем, кого отправляет против него король-рогоносец. Правда, Диармайд умер, [[Непрямое убийство|когда его жизнь зависела от действий его короля]], а действия Ланселота и вовсе стали одной из причин смуты и гражданской войны… | * Миф о Диармайде и Грайне, впоследствии легший в основу истории Ланселота и Гвиневеры. В обоих случаях герой, [[Запретная любовь|влюбившийся в свою королеву]], успешно противостоит всем, кого отправляет против него король-рогоносец. Правда, Диармайд умер, [[Непрямое убийство|когда его жизнь зависела от действий его короля]], а действия Ланселота и вовсе стали одной из причин смуты и гражданской войны… | ||
=== | === [[Театр]] === | ||
* | * «[[Ромео и Джульетта]]» — да, Ромео залез к Джульетте на балкон по «высокой и неприступной» стене, и Джульетту это изумляет. | ||
* | * «Обыкновенное чудо» Е. Шварца — см эпиграф. Впоследствии Медведь прорывается к умирающей принцессе, несмотря на все препоны, чинимые ему Волшебником («Самые тихие речки по моей просьбе выходят из берегов и преграждают ему путь, едва он подходит к броду. Горы уж на что домоседы, но и те, скрипя камнями и шумя лесами, сходят с места, становятся на его дороге. Я уж не говорю об ураганах. Эти рады сбить человека с пути. Но это ещё не всё. Как ни было мне противно, но приказал я злым волшебникам делать ему зло. Только убивать его не разрешил»)… И в итоге [[Эвкатастрофа|остается в человеческом обличье вопреки условиям заклятья]]. К-к-комбо! | ||
=== [[Литература]] === | === [[Литература]] === | ||
==== | ==== Отечественная ==== | ||
* | * [[Николай Гоголь]], «Ночь перед Рождеством» — чтобы добиться любви Оксаны, кузнец Вакула верхом на чёрте летит в Петербург и добывает черевички царицы Екатерины II. | ||
* [[Братья Стругацкие]], «[[Пикник на обочине]]». Пополам с [[Чего не сделаешь ради любви]]. Чтобы дойти до полумифического Золотого шара, который исполняет самые важные и искренние желания (в данном случае — вернуть дочери Мартышке человеческий разум), Рэдрик Шухарт не только в очередной раз рискует жизнью, но и осознанно подставляет юного Артура (Арчи) Барбриджа под одну из смертельных ловушек Зоны. | * [[Братья Стругацкие]], «[[Пикник на обочине]]». Пополам с [[Чего не сделаешь ради любви]]. Чтобы дойти до полумифического Золотого шара, который исполняет самые важные и искренние желания (в данном случае — вернуть дочери Мартышке человеческий разум), Рэдрик Шухарт не только в очередной раз рискует жизнью, но и осознанно подставляет юного Артура (Арчи) Барбриджа под одну из смертельных ловушек Зоны. | ||
* «[[Хроники странного королевства]]» — все ПРОДУМАННЫЕ меры, которые Шеллар предпринимает в попытке защитить свою невесту от предсказанной смерти, оказываются бесполезными: планированием не изменить Судьбу, и служба безопасности допускает, пожалуй, самый эпичный провал в своей истории. Зато полезным оказывается безумный порыв — [[Героическое самопожертвование|Шеллар закрывает невесту собой от выстрела убийцы]]. И да, [[Пережить самопожертвование|он поправился]]. | * «[[Хроники странного королевства]]» — все ПРОДУМАННЫЕ меры, которые Шеллар предпринимает в попытке защитить свою невесту от предсказанной смерти, оказываются бесполезными: планированием не изменить Судьбу, и служба безопасности допускает, пожалуй, самый эпичный провал в своей истории. Зато полезным оказывается безумный порыв — [[Героическое самопожертвование|Шеллар закрывает невесту собой от выстрела убийцы]]. И да, [[Пережить самопожертвование|он поправился]]. | ||
Строка 50: | Строка 54: | ||
* «Дева и Змей» Игнатовой: защищая любимую, Эйтлиайн побеждает аватару Сияющей-в-Небесах, Королевы [[Прекрасный народ|фэйри]], а чуть позже — [[Героическая сила воли|преодолевает власть своего Истинного имени]]. | * «Дева и Змей» Игнатовой: защищая любимую, Эйтлиайн побеждает аватару Сияющей-в-Небесах, Королевы [[Прекрасный народ|фэйри]], а чуть позже — [[Героическая сила воли|преодолевает власть своего Истинного имени]]. | ||
** Бонусные очки за то, что действия любимой между двумя этими случаями иначе как предательством не назовёшь, — но несмотря на это, Эйтлиайн не сомневался в необходимости спасти её. | ** Бонусные очки за то, что действия любимой между двумя этими случаями иначе как предательством не назовёшь, — но несмотря на это, Эйтлиайн не сомневался в необходимости спасти её. | ||
* «[[Дом, в котором]] | * «[[Дом, в котором]]» — вариант с неромантической любовью. {{spoiler|Стервятник добился-таки возможности уйти на новый круг, чтобы спасти брата}}. | ||
* [[Метавселенная Рудазова]]: | |||
** «[[Архимаг (серия книг)]]» — чтобы спасти {{spoiler|[[бешеный гнев|им самим]] [[трагическая импульсивность|только что]] убитую}} Ванессу и их общего нерождённого сына, Креол [[низведён до простого смертного|отказался от магии и отринул власть Азаг-Тота]], добил-таки Йог-Сотхотха, перебил его Эмблем… и всё равно не успел. {{spoiler|Впрочем, [[Афродита сама всех полюбит|Прекраснейшая]] это исправила.}} А вот нефиг было Йогу с самого начала убеждать Креола, что «нет важней любви, но всё ж дороже власть» — но у него, не просто [[демон]]а, а [[трансген]]а из пробирки, [[злу не постичь Добра|с пониманием таких материй объективные проблемы]]. | |||
** «[[Паргоронские байки]]» — Майно Дегатти даже ради случайных пассий не боялся [[дразнить Ктулху|провоцировать]] злых королей, демонических бонз и Тёмного Властелина. А уж когда он [[ловелас нарвался|полюбил всерьёз]] и взаимно — тем более устроил масштабные [[вторжение в ад|тарарам и блины]], чтобы вырвать будущих жену и падчерицу из лап Хальтрекарока. | |||
==== | ==== Зарубежная ==== | ||
* Шота Руставели, | * Шота Руставели, «[[Витязь в тигровой шкуре]]» — всё об этом от первого и до последнего слова. Эталон из Палаты мер и весов. | ||
* | * Ганс Христиан Андерсен, «[[Snedronningen|Снежная королева]]» — хоть тут и не романтические чувства («Они любили друг друга, [[как брат и сестра]]»), но добраться до Крайнего Севера ради близкого человека — вполне в духе нашего тропа. | ||
* Уилки Коллинз, «Женщина в белом» — предтечах [[детектив]]ов и «история о том, что может вынести женщина и чего может добиться мужчина». | * Уилки Коллинз, «Женщина в белом» — предтечах [[детектив]]ов и «история о том, что может вынести женщина и чего может добиться мужчина». | ||
* [[Arda/The Silmarillion|Сильмариллион]] — разумеется, история Берена и Лютиэн. Если Берен демонстрирует в основном храбрость, то Лютиэн творит подлинные чудеса: усыпляет [[Дьявол| | * [[Arda/The Silmarillion|Сильмариллион]] — разумеется, [[повесть о Берене и Лютиэн|история Берена и Лютиэн]]. Если Берен демонстрирует в основном храбрость, то [[Лютиэн]] творит подлинные чудеса: усыпляет [[Дьявол|Моргота]] и доходит до самых Чертогов Мандоса (в адаптациях она часто еще и бьётся на дуэли с Сауроном, но в Сильме этим занимался [[Проблема Тома Бомбадила|божественный пес Хуан]]). | ||
* «[[Гарри Поттер]]» — Дамблдор не просто так раз за разом повторял Гарри о непобедимой силе любви. Именно любовь и самопожертвование его матери спасли Гарри от Волдеморта. | * «[[Гарри Поттер]]» — Дамблдор не просто так раз за разом повторял Гарри о непобедимой силе любви. Именно любовь и самопожертвование его матери спасли Гарри от Волдеморта. А во время Битвы за Хогвартс Гарри повторил подвиг матери. | ||
* Сюзанна Кларк, «[[Джонатан Стрендж и мистер Норрелл]]» — Стрендж целенаправленно сводил себя с ума, заработал проклятие, возродил в мире магию и достучался до Короля-ворона, но жену все-таки спас. | * Сюзанна Кларк, «[[Джонатан Стрендж и мистер Норрелл]]» — Стрендж целенаправленно сводил себя с ума, заработал проклятие, возродил в мире магию и достучался до Короля-ворона, но жену все-таки спас. | ||
* Девид Геммел, серия о Друссе. Частично и [[неумолимый преследователь]]. Похитили любимую? Причем неизвестно кто и куда? Никаких проблем, год за годом он будет идти за | * Девид Геммел, серия о Друссе. Частично и [[неумолимый преследователь]]. Похитили любимую? Причем неизвестно кто и куда? Никаких проблем, год за годом он будет идти за ней — и найдёт, ворвавшись в числе первых в осаждённую вражескую столицу. После чего ещё и заглянув по ту сторону для освобождения ее души. Бонусные очки за то, что все это время он таскал топор с демоном внутри, совращающим носителя. Остальные владельцы этого топора за короткое время становились кровожадными выродками… | ||
=== [[Кино]] === | === [[Кино]] === | ||
* «[[Чародеи]]» — Иван, не будучи чародеем (в процессе освоив один магический трюк), умудрился снять с Алёны заклятье Зимнего сердца. | * «[[Чародеи]]» — Иван, не будучи чародеем (в процессе освоив один магический трюк), умудрился снять с Алёны заклятье Зимнего сердца. | ||
* «Храбрые перцем» — пародийная(как и все в этом фильме) субверсия: «То есть, чтобы мы с тобой могли переспать, нам придется победить злую и наверняка опасную ведьму?» — «Примерно так». — «Пошли убьём эту суку!» | * «Храбрые перцем» — пародийная (как и все в этом фильме) субверсия: «То есть, чтобы мы с тобой могли переспать, нам придется победить злую и наверняка опасную ведьму?» — «Примерно так». — «Пошли убьём эту суку!» | ||
* «Меняющие реальность» по «Бюро корректировок» Ф. Дика (само «Бюро» не читал, если оно подходит, пусть добавит, кто читал). Герою определили судьбу, в которой нет места его отношениям с любимой. Но у него на этот счёт нашлось своё мнение… | * «Меняющие реальность» по «Бюро корректировок» Ф. Дика (само «Бюро» не читал, если оно подходит, пусть добавит, кто читал). Герою определили судьбу, в которой нет места его отношениям с любимой. Но у него на этот счёт нашлось своё мнение… | ||
=== [[Телесериал]]ы === | === [[Телесериал]]ы === | ||
* «[[Папины дочки]] | * «[[Папины дочки]]» — чтобы Женька на месяц не уехала в спортивный интернат в Питер, влюблённый в неё ботан Вова пробрался по карнизу в учительскую и подделал результаты спортивных соревнований. | ||
=== [[Мультсериалы]] === | === [[Мультсериалы]] === | ||
* [[Pucca]] — обыграно комически. Пукка — хрупкая и неприметная девушка, но когда ее возлюбленному Гару угрожает опасность, она превращается в ходячий танк. | * [[Pucca]] — обыграно комически. Пукка — хрупкая и неприметная девушка, но когда ее возлюбленному Гару угрожает опасность, она превращается в ходячий танк. | ||
Строка 78: | Строка 82: | ||
=== [[Аниме]], [[манга]], [[ранобэ]] === | === [[Аниме]], [[манга]], [[ранобэ]] === | ||
* [[Code Geass]] — сэр Гиллфорд в одиночку сражается с целым подразделением британской контрразведки, как он думает, спасая принцессу Корнелию (и побеждает!). Знал бы он, что [[Морок|видит не то, что есть на самом деле]]… | * [[Code Geass]] — сэр Гиллфорд в одиночку сражается с целым подразделением британской контрразведки, как он думает, спасая принцессу Корнелию (и побеждает!). Знал бы он, что [[Морок|видит не то, что есть на самом деле]]… | ||
* [[TTGL|Гуррен-Лаганн]] | * [[TTGL|Гуррен-Лаганн]] — АНТИСПИРАЛЬЩИК, ПРИГОТОВЬ ЗУБЫ! Симон, потеряв Нию, которую антиспиральщики использовали в качестве посланницы, разносит к чертям половину вражеской вселенной и пробуривает самого антиспиральщика насквозь. Все в лучших традициях Мега-Гуррен-Дана. | ||
* [[Mahou Shoujo Madoka Magica]]: Хомура. Просто… Хомура. | * [[Mahou Shoujo Madoka Magica]]: Хомура. Просто… Хомура. | ||
* [[Full Metal Panic]] — перед боем со злодеем Тидори в красках рассказывает Сагаре, что тот с ней сделает, если захватит в плен. Сагара, преисполнившись праведного гнева, выносит казавшегося непобедимым врага. Притом, что не факт, что тот действительно чего-то такого хотел… Сильно позже встреча с Тидори (считавшейся мертвой) буквально на глазах возвращает Сагаре волю к победе, что становится решающим моментом крупного сражения. | * [[Full Metal Panic]] — перед боем со злодеем Тидори в красках рассказывает Сагаре, что тот с ней сделает, если захватит в плен. Сагара, преисполнившись праведного гнева, выносит казавшегося непобедимым врага. Притом, что не факт, что тот действительно чего-то такого хотел… Сильно позже встреча с Тидори (считавшейся мертвой) буквально на глазах возвращает Сагаре волю к победе, что становится решающим моментом крупного сражения. | ||
** Фитилек прикручен: сильнейшим оружием Сагары является так называемый «лямбда-драйвер», работающий на его эмоциях. Поэтому влияние любви на его боевую эффективность вполне объективно (справедливости ради, другие чувства тоже срабатывают, — [[Озлобленность на весь мир|в чем и был секрет непобедимости врага из первого случая]], — но ТАКОГО эффекта не дает больше ничто). | ** Фитилек прикручен: сильнейшим оружием Сагары является так называемый «лямбда-драйвер», работающий на его эмоциях. Поэтому влияние любви на его боевую эффективность вполне объективно (справедливости ради, другие чувства тоже срабатывают, — [[Озлобленность на весь мир|в чем и был секрет непобедимости врага из первого случая]], — но ТАКОГО эффекта не дает больше ничто). | ||
* Space Pirate Captain Harlock: The Endless | * Space Pirate Captain Harlock: The Endless Odyssey — чувства между персонажами раскрываются полунамеками, но похоже, что именно влюбленность в Кей является одним из обстоятельств (наряду с муками совести за то, что из-за его [[Трагическая импульсивность|трагической импульсивности]] она и вляпалась в эту историю), позволивших Тадаши победить Нуу (если без [[Вывих мозга|вывиха мозга]] — демона) в поединке воли. Стоит заметить, что Нуу с большим трудом и спорным успехом противостоят даже [[предтечи]], а для человека эта третья победа в истории и вторая — в одиночку. {{spoiler|И первая и единственная — силами того, кому есть, что терять: ни Харлок, ни Ирита (который отметился позже) [[Мортидо|не хотели жить]].}} | ||
** Дайбой вела не так любовь, как чувство | ** Дайбой вела не так любовь, как чувство вины — Кей пострадала из-за него. Финал произрастает как раз отсюда — {{spoiler|Дайба должен показать, что глупая месть им более не управляет и отказаться убивать друга даже под страхом смерти. А Харлок просто видимо кинул монетку - умру-не умру. До этого Точиро прямо сказал, что НЕ ДОПУСТИТ его смерти, а в финале появляется на "Аркадии" во плоти, что возможно, учитывая, что она пришла с того света.}} Что же до Ириты — вся злая ирония, что умер он как раз когда наконец ЗАХОТЕЛ жить. Ибо теперь ему стало кого защищать и ради кого жизнь отдать. {{spoiler|Если кто-то не понял суть его камикадзе-атаки - он симулировал [[тупое самопожертвование]], чтобы попросту вместе со своей тушкой закинуть Нуу передатчик, который тут же поймал Харлок и сел Нуу на хвост, когда вылез из их ловушки, и чтобы Нуу не догадались обыскать останки Ириты и этот передатчик найти. Нуу отчасти от нелюдской психологии, отчасти от банального гонора, клюнули (Хильц прямо назвал Ириту идиотом) и трупик генерала проигнорировали, хотя он и был началом их конца. Ненаблюдательных людей автор правки частично понимает - этот момент кривовато переведён у нас. Причём нюанс мизерный - вместо "КАК он (Харлок) за нами гонится?!!" - "почему он за нами гонится?", что можно понять и как "зачем он за нами гонится, один фиг Землю пролюбил?" Автор правки смотрел сначала официальное международное издание (хоть и тоже спираченное), а уже потом фансаб.}} | ||
** А вот в «Аркадии Моей Юности» сыграно прямо. В пилотном эпизоде Харлок не раз отбивает свою Майю от целых подразделений иллюмидусов в одиночку. Сдался он перед этим, когда ещё у него был корабль, только ради возможной встречи с ней. Полетел её забирать через космическую аномалию… {{spoiler|Не спас. Хотя существует промо-арт, где она стоит с ним в его каюте на Аркадии - её планировалось оживить что ли?}} А в сериале Точиро 2 раза кидался в безнадёжную атаку за {{spoiler|свою жену}} Эмеральдас, один раз его спасла она, другой раз он её, {{spoiler|но от того и помер.}} Перед этим он ещё и Харлока по башке волосатой гаечным ключом оприходовал — слыханное ли дело, чтобы Точиро да Харлока? Да и Ля Миме из любви к Золлу у Харлока на корабле подвизалась. | |||
=== [[Видеоигры]] === | === [[Видеоигры]] === | ||
Строка 90: | Строка 95: | ||
=== [[Визуальные романы]] === | === [[Визуальные романы]] === | ||
* [[Fate/Stay Night]] | * [[Fate/Stay Night]] — третий сценарий весь об этом. Чтобы спасти Сакуру от влияния Ангра-Манью (некоторые отмечали сходство с примером из «Чародеев», хотя ПРЯМОЙ связи между произведениями, очевидно, нет), Широ приходится в одиночку сражаться со Слугами — сверхлюдьми, которых он сам же называл «абсолютным оружием, защититься от которого можно только с помощью другого Слуги», а также изгонять собственно Ангра-Манью. Конечно, в этом ему помогает Искусственный Фантазм… Что придает ситуации оттенок самопожертвования, потому что трёх использований Искусственного Фантазма достаточно, чтобы [[Участь хуже смерти|деградировать до состояния овоща]]. А пять использований уже убивают, да так, что восстанавливать и оживлять банально НЕЧЕГО. | ||
=== [[Музыка]] === | === [[Музыка]] === | ||
* [[Наутилус Помпилиус]], пополам с [[Героическое самопожертвование]] | * [[Наутилус Помпилиус]], пополам с [[Героическое самопожертвование]] — «Дыхание». «Я пытаюсь разучиться дышать, / Чтоб тебе хоть на минуту отдать / Того газа, что не умели ценить». | ||
* [[Judas Priest]] | * [[Judas Priest]] — Worth Fighting For. | ||
{{Nav/Phrases}} | {{Nav/Phrases}} | ||
{{Nav/Штампы}} | {{Nav/Штампы}} |
Текущая версия на 13:39, 29 мая 2025
![]() | TV Tropes Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья The Power of Love. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью. |
« | Кто смеет рассуждать или предсказывать, когда высокие чувства овладевают человеком? Нищие, безоружные люди сбрасывают королей с престола из любви к ближнему. Из любви к родине солдаты попирают смерть ногами, и та бежит без оглядки. Мудрецы поднимаются на небо и ныряют в самый ад — из любви к истине. Землю перестраивают из любви к прекрасному. А ты что сделал из любви к девушке? | » |
— «Обыкновенное чудо» |
« | Amantes sunt amentes | » |
— Латинская пословица |
Итак, наш герой влюбился. С первого взгляда или после периода вражды, в деву в беде или бой-бабу, да хоть бы и не в деву вовсе — неважно. Главное, что он влюбился, и влюбился всерьез.
Однако что-то мешает их счастью. Или даже угрожает конкретно любимой. Это могут быть козни злодеев, болезнь любимой, общественное порицание или просто обстоятельства, разлучающие их. Так или иначе, справиться с ними вообще или почти невозможно.
Невозможно, слышишь, герой? Невозможно. Нечего пытаться. Это безрассудно. Что значит «Я и не пытаюсь»? А что же? Справляешься?
В этом и состоит суть тропа «С чем не справишься ради любви». Герою плевать, насколько возможно то, что нужно сделать ради любимой: если это необходимо, он это сделает. В некотором роде этот троп — добрый близнец тропа Чего не сделаешь ради любви. Но это вовсе не означает, что они несовместимы. «Чего не сделаешь ради любви» задает моральную оценку: то, что делает герой, подло, безнравственно или жестоко. «С чем не справишься ради любви» — указывает на серьезность препятствий, которые преодолевает герой ради своей любимой, и на безрассудство, с которым он преодолевает их. Он делает невозможное или почти невозможное — не думая о том, что это невозможно.
Чаще всего это безрассудство приводит к одному из следующих тропов:
- Героическое самопожертвование — если перед героем встанет выбор между его будущим и будущим любимой, он не станет раздумывать. Причём пожертвовать можно не только жизнью, но и, скажем, добрым именем или суперспособностями.
- Героическая сила воли — никакая сила не заставит нашего героя причинить вред своей любимой.
- Героическое упорство — он позволит себе отключиться не раньше, чем убедится, что любимая в безопасности.
- Геройское второе дыхание/Кнопка берсерка — очень не поздоровится тем, кто обидит «его пьелес-с-сть».
- Оттолкнуть, чтобы спасти — если безопаснее для любимой будет держаться от него подальше, герой будет мучиться, но найдет в себе силы сделать, что нужно.
- Бог из машины/Эвкатастрофа — даже если герою не хватит сил, готовность до последнего бороться за свою любовь дает ему право на чудесное спасение в последний момент.
Что НЕ ОТНОСИТСЯ к нашему тропу:
- Трагическая импульсивность. На первый взгляд похоже, но разница критическая. Троп «С чем не справишься ради любви» всегда результативен: так или иначе, герой чего-то да добивается. Трагическая импульсивность же ни к чему хорошему не приводит.
- Сложные, но рядовые битвы со злодеями. Чтобы прямое противостояние считалось, силы должны находиться на принципиально разном уровне. Герой должен не иметь в нормальных условиях и тени шанса.
Если герой преодолевает все преграды, но срезается на финишной прямой, то добавляется троп Это встречный паровоз.
Пятиминутка реальности[править]
Да, в теле человека есть резервы сил, недоступные в обычное время и активирующиеся только в критических ситуациях. Чаще всего это работает у матерей, защищающих своих детей; но встречаются и в защите своей жизни, и в защите любимых, и даже в защите имущества. С этими резервами человек действительно может сделать то, что обычно для него невозможно, но с большой долей вероятности и сам покалечится.
Где встречается[править]
Фольклор[править]
- Народная (есть свидетельства, что цыганская таборная) песня «Валенки».
- Корсиканская сказка «Маттео и Мариучча» — вариант сюжета об Орфее и Эвридике, только в царство мёртвых за любимым отправляется девушка.
- Русская сказка «Финист — ясный сокол» и её вариации в других культурах.
Мифология[править]
- Миф об Орфее и Эвридике и все его адаптации. Полубогу и любимцу богов Орфею, конечно, было не так страшно отправляться за любимой женой в царство мёртвых, как простому смертному, но всё-таки это не за хлебушком сходить. И да, уже на обратном пути он таки наткнулся на встречный паровоз.
- Миф об Амуре и Психее, изложенный Апулеем.
- Миф о Диармайде и Грайне, впоследствии легший в основу истории Ланселота и Гвиневеры. В обоих случаях герой, влюбившийся в свою королеву, успешно противостоит всем, кого отправляет против него король-рогоносец. Правда, Диармайд умер, когда его жизнь зависела от действий его короля, а действия Ланселота и вовсе стали одной из причин смуты и гражданской войны…
Театр[править]
- «Ромео и Джульетта» — да, Ромео залез к Джульетте на балкон по «высокой и неприступной» стене, и Джульетту это изумляет.
- «Обыкновенное чудо» Е. Шварца — см эпиграф. Впоследствии Медведь прорывается к умирающей принцессе, несмотря на все препоны, чинимые ему Волшебником («Самые тихие речки по моей просьбе выходят из берегов и преграждают ему путь, едва он подходит к броду. Горы уж на что домоседы, но и те, скрипя камнями и шумя лесами, сходят с места, становятся на его дороге. Я уж не говорю об ураганах. Эти рады сбить человека с пути. Но это ещё не всё. Как ни было мне противно, но приказал я злым волшебникам делать ему зло. Только убивать его не разрешил»)… И в итоге остается в человеческом обличье вопреки условиям заклятья. К-к-комбо!
Литература[править]
Отечественная[править]
- Николай Гоголь, «Ночь перед Рождеством» — чтобы добиться любви Оксаны, кузнец Вакула верхом на чёрте летит в Петербург и добывает черевички царицы Екатерины II.
- Братья Стругацкие, «Пикник на обочине». Пополам с Чего не сделаешь ради любви. Чтобы дойти до полумифического Золотого шара, который исполняет самые важные и искренние желания (в данном случае — вернуть дочери Мартышке человеческий разум), Рэдрик Шухарт не только в очередной раз рискует жизнью, но и осознанно подставляет юного Артура (Арчи) Барбриджа под одну из смертельных ловушек Зоны.
- «Хроники странного королевства» — все ПРОДУМАННЫЕ меры, которые Шеллар предпринимает в попытке защитить свою невесту от предсказанной смерти, оказываются бесполезными: планированием не изменить Судьбу, и служба безопасности допускает, пожалуй, самый эпичный провал в своей истории. Зато полезным оказывается безумный порыв — Шеллар закрывает невесту собой от выстрела убийцы. И да, он поправился.
- «Верные враги» Громыко — каким-то образом Верес умудряется вернуть к жизни умирающую Шелену, заплатив за это годами жизни. Каким именно — не вполне ясно: едва ли обычная некромантия может вернуть человека к полноценной жизни, а не состоянию нежити…
- Судя по всему, он просто удерживал её душу в теле, пока ей не оказали медицинскую помощь: впоследствии упоминалось, что «плата» взимается за власть над духами.
- «Путь демона» Глушановского — ради спасения любимой герой бьется с полноценным богом (!) на его территории (!!). Правда, чтобы попасть туда, ему сперва пришлось перейти моральный горизонт событий.
- «Дева и Змей» Игнатовой: защищая любимую, Эйтлиайн побеждает аватару Сияющей-в-Небесах, Королевы фэйри, а чуть позже — преодолевает власть своего Истинного имени.
- Бонусные очки за то, что действия любимой между двумя этими случаями иначе как предательством не назовёшь, — но несмотря на это, Эйтлиайн не сомневался в необходимости спасти её.
- «Дом, в котором» — вариант с неромантической любовью. Стервятник добился-таки возможности уйти на новый круг, чтобы спасти брата.
- Метавселенная Рудазова:
- «Архимаг» — чтобы спасти им самим только что убитую Ванессу и их общего нерождённого сына, Креол отказался от магии и отринул власть Азаг-Тота, добил-таки Йог-Сотхотха, перебил его Эмблем… и всё равно не успел. Впрочем, Прекраснейшая это исправила. А вот нефиг было Йогу с самого начала убеждать Креола, что «нет важней любви, но всё ж дороже власть» — но у него, не просто демона, а трансгена из пробирки, с пониманием таких материй объективные проблемы.
- «Паргоронские байки» — Майно Дегатти даже ради случайных пассий не боялся провоцировать злых королей, демонических бонз и Тёмного Властелина. А уж когда он полюбил всерьёз и взаимно — тем более устроил масштабные тарарам и блины, чтобы вырвать будущих жену и падчерицу из лап Хальтрекарока.
Зарубежная[править]
- Шота Руставели, «Витязь в тигровой шкуре» — всё об этом от первого и до последнего слова. Эталон из Палаты мер и весов.
- Ганс Христиан Андерсен, «Снежная королева» — хоть тут и не романтические чувства («Они любили друг друга, как брат и сестра»), но добраться до Крайнего Севера ради близкого человека — вполне в духе нашего тропа.
- Уилки Коллинз, «Женщина в белом» — предтечах детективов и «история о том, что может вынести женщина и чего может добиться мужчина».
- Сильмариллион — разумеется, история Берена и Лютиэн. Если Берен демонстрирует в основном храбрость, то Лютиэн творит подлинные чудеса: усыпляет Моргота и доходит до самых Чертогов Мандоса (в адаптациях она часто еще и бьётся на дуэли с Сауроном, но в Сильме этим занимался божественный пес Хуан).
- «Гарри Поттер» — Дамблдор не просто так раз за разом повторял Гарри о непобедимой силе любви. Именно любовь и самопожертвование его матери спасли Гарри от Волдеморта. А во время Битвы за Хогвартс Гарри повторил подвиг матери.
- Сюзанна Кларк, «Джонатан Стрендж и мистер Норрелл» — Стрендж целенаправленно сводил себя с ума, заработал проклятие, возродил в мире магию и достучался до Короля-ворона, но жену все-таки спас.
- Девид Геммел, серия о Друссе. Частично и неумолимый преследователь. Похитили любимую? Причем неизвестно кто и куда? Никаких проблем, год за годом он будет идти за ней — и найдёт, ворвавшись в числе первых в осаждённую вражескую столицу. После чего ещё и заглянув по ту сторону для освобождения ее души. Бонусные очки за то, что все это время он таскал топор с демоном внутри, совращающим носителя. Остальные владельцы этого топора за короткое время становились кровожадными выродками…
Кино[править]
- «Чародеи» — Иван, не будучи чародеем (в процессе освоив один магический трюк), умудрился снять с Алёны заклятье Зимнего сердца.
- «Храбрые перцем» — пародийная (как и все в этом фильме) субверсия: «То есть, чтобы мы с тобой могли переспать, нам придется победить злую и наверняка опасную ведьму?» — «Примерно так». — «Пошли убьём эту суку!»
- «Меняющие реальность» по «Бюро корректировок» Ф. Дика (само «Бюро» не читал, если оно подходит, пусть добавит, кто читал). Герою определили судьбу, в которой нет места его отношениям с любимой. Но у него на этот счёт нашлось своё мнение…
Телесериалы[править]
- «Папины дочки» — чтобы Женька на месяц не уехала в спортивный интернат в Питер, влюблённый в неё ботан Вова пробрался по карнизу в учительскую и подделал результаты спортивных соревнований.
Мультсериалы[править]
- Pucca — обыграно комически. Пукка — хрупкая и неприметная девушка, но когда ее возлюбленному Гару угрожает опасность, она превращается в ходячий танк.
- Courage the Cowardly Dog — заглавный герой. Практически буквально — спасая хозяйку, регулярно произностит: «The things I do for love…»
Аниме, манга, ранобэ[править]
- Code Geass — сэр Гиллфорд в одиночку сражается с целым подразделением британской контрразведки, как он думает, спасая принцессу Корнелию (и побеждает!). Знал бы он, что видит не то, что есть на самом деле…
- Гуррен-Лаганн — АНТИСПИРАЛЬЩИК, ПРИГОТОВЬ ЗУБЫ! Симон, потеряв Нию, которую антиспиральщики использовали в качестве посланницы, разносит к чертям половину вражеской вселенной и пробуривает самого антиспиральщика насквозь. Все в лучших традициях Мега-Гуррен-Дана.
- Mahou Shoujo Madoka Magica: Хомура. Просто… Хомура.
- Full Metal Panic — перед боем со злодеем Тидори в красках рассказывает Сагаре, что тот с ней сделает, если захватит в плен. Сагара, преисполнившись праведного гнева, выносит казавшегося непобедимым врага. Притом, что не факт, что тот действительно чего-то такого хотел… Сильно позже встреча с Тидори (считавшейся мертвой) буквально на глазах возвращает Сагаре волю к победе, что становится решающим моментом крупного сражения.
- Фитилек прикручен: сильнейшим оружием Сагары является так называемый «лямбда-драйвер», работающий на его эмоциях. Поэтому влияние любви на его боевую эффективность вполне объективно (справедливости ради, другие чувства тоже срабатывают, — в чем и был секрет непобедимости врага из первого случая, — но ТАКОГО эффекта не дает больше ничто).
- Space Pirate Captain Harlock: The Endless Odyssey — чувства между персонажами раскрываются полунамеками, но похоже, что именно влюбленность в Кей является одним из обстоятельств (наряду с муками совести за то, что из-за его трагической импульсивности она и вляпалась в эту историю), позволивших Тадаши победить Нуу (если без вывиха мозга — демона) в поединке воли. Стоит заметить, что Нуу с большим трудом и спорным успехом противостоят даже предтечи, а для человека эта третья победа в истории и вторая — в одиночку. И первая и единственная — силами того, кому есть, что терять: ни Харлок, ни Ирита (который отметился позже) не хотели жить.
- Дайбой вела не так любовь, как чувство вины — Кей пострадала из-за него. Финал произрастает как раз отсюда — Дайба должен показать, что глупая месть им более не управляет и отказаться убивать друга даже под страхом смерти. А Харлок просто видимо кинул монетку - умру-не умру. До этого Точиро прямо сказал, что НЕ ДОПУСТИТ его смерти, а в финале появляется на "Аркадии" во плоти, что возможно, учитывая, что она пришла с того света. Что же до Ириты — вся злая ирония, что умер он как раз когда наконец ЗАХОТЕЛ жить. Ибо теперь ему стало кого защищать и ради кого жизнь отдать. Если кто-то не понял суть его камикадзе-атаки - он симулировал тупое самопожертвование, чтобы попросту вместе со своей тушкой закинуть Нуу передатчик, который тут же поймал Харлок и сел Нуу на хвост, когда вылез из их ловушки, и чтобы Нуу не догадались обыскать останки Ириты и этот передатчик найти. Нуу отчасти от нелюдской психологии, отчасти от банального гонора, клюнули (Хильц прямо назвал Ириту идиотом) и трупик генерала проигнорировали, хотя он и был началом их конца. Ненаблюдательных людей автор правки частично понимает - этот момент кривовато переведён у нас. Причём нюанс мизерный - вместо "КАК он (Харлок) за нами гонится?!!" - "почему он за нами гонится?", что можно понять и как "зачем он за нами гонится, один фиг Землю пролюбил?" Автор правки смотрел сначала официальное международное издание (хоть и тоже спираченное), а уже потом фансаб.
- А вот в «Аркадии Моей Юности» сыграно прямо. В пилотном эпизоде Харлок не раз отбивает свою Майю от целых подразделений иллюмидусов в одиночку. Сдался он перед этим, когда ещё у него был корабль, только ради возможной встречи с ней. Полетел её забирать через космическую аномалию… Не спас. Хотя существует промо-арт, где она стоит с ним в его каюте на Аркадии - её планировалось оживить что ли? А в сериале Точиро 2 раза кидался в безнадёжную атаку за свою жену Эмеральдас, один раз его спасла она, другой раз он её, но от того и помер. Перед этим он ещё и Харлока по башке волосатой гаечным ключом оприходовал — слыханное ли дело, чтобы Точиро да Харлока? Да и Ля Миме из любви к Золлу у Харлока на корабле подвизалась.
Видеоигры[править]
- Final Fantasy VIII — Скволл ловит Риноа в космосе (уже растратившую запас кислорода в скафандре) и вместе с ней дрейфует к заброшенному космическому кораблю. Сочетание отчаянного безумства и редкой удачи.
- Neverwinter Nights 2: Mask of the Betrayer — Акачи пошел войной на собственного бога, чтобы отбить душу своей неверующей возлюбленной. Правда, за эти фокусы ему пришлось расплатиться собственной душой…
Визуальные романы[править]
- Fate/Stay Night — третий сценарий весь об этом. Чтобы спасти Сакуру от влияния Ангра-Манью (некоторые отмечали сходство с примером из «Чародеев», хотя ПРЯМОЙ связи между произведениями, очевидно, нет), Широ приходится в одиночку сражаться со Слугами — сверхлюдьми, которых он сам же называл «абсолютным оружием, защититься от которого можно только с помощью другого Слуги», а также изгонять собственно Ангра-Манью. Конечно, в этом ему помогает Искусственный Фантазм… Что придает ситуации оттенок самопожертвования, потому что трёх использований Искусственного Фантазма достаточно, чтобы деградировать до состояния овоща. А пять использований уже убивают, да так, что восстанавливать и оживлять банально НЕЧЕГО.
Музыка[править]
- Наутилус Помпилиус, пополам с Героическое самопожертвование — «Дыхание». «Я пытаюсь разучиться дышать, / Чтоб тебе хоть на минуту отдать / Того газа, что не умели ценить».
- Judas Priest — Worth Fighting For.