Преступность — это кошмар: различия между версиями

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
 
(Новая страница: «{{spoilers ahoy}} {{q|Тот, кто желает разбогатеть в течение дня, будет повешен в течение года.|Леонардо да Винчи}} {{Video|fs_Qhmiz40E|Индонезийцы раскрывают суть}} Каким современный обыватель представляет себе преступника? Нет, не того, чьи намерения Благородный разбой...»)
Строка 1: Строка 1:
{{spoilers ahoy}}
{{spoilers ahoy}}
{{Шок-контент}}


{{q|Тот, кто желает разбогатеть в течение дня, будет повешен в течение года.|Леонардо да Винчи}}
{{q|Тот, кто желает разбогатеть в течение дня, будет повешен в течение года.|Леонардо да Винчи}}
Строка 32: Строка 31:


==== Русскоязычная ====
==== Русскоязычная ====
* Спец.
* Ф. М. Достоевский, «Преступление и наказание» — в тюрьму герой попадает в конце книги, а хреново ему с самого начала.
* Данил Корецкий, «Антикиллер» — быт преступников, находящихся в центре повествования, показан крайне неприглядно и без прикрас. [[антиреклама наркотиков|Наркотическая зависимость]], [[промискуитет|беспорядочная половая жизнь]], недоверчивость и постоянная грызня за власть. Практически все они по ходу развития сюжета теряют влияние, власть и жизни. Банду отморозков — Амбала, Веретено и Попугая — вырезают [[Крутой полицейский|оперативник уголовного розыска]] и [[Силач|офицер спецназа]] из мести за убитого товарища. Баркас погибает от рук спецназовца. Бывшего милиционера, а ныне бригадира рыночной группировки Центуриона приканчивают свои же, заподозрив подставу. Беглецов из СИЗО Башку и Жигана тоже дырявят спецназовцы. Организаторы покушения на Президента и исполнители гибнут от рук контрразведчиков.
* Данил Корецкий, «Антикиллер» — быт преступников, находящихся в центре повествования, показан крайне неприглядно и без прикрас. [[антиреклама наркотиков|Наркотическая зависимость]], [[промискуитет|беспорядочная половая жизнь]], недоверчивость и постоянная грызня за власть. Практически все они по ходу развития сюжета теряют влияние, власть и жизни. Банду отморозков — Амбала, Веретено и Попугая — вырезают [[Крутой полицейский|оперативник уголовного розыска]] и [[Силач|офицер спецназа]] из мести за убитого товарища. Баркас погибает от рук спецназовца. Бывшего милиционера, а ныне бригадира рыночной группировки Центуриона приканчивают свои же, заподозрив подставу. Беглецов из СИЗО Башку и Жигана тоже дырявят спецназовцы. Организаторы покушения на Президента и исполнители гибнут от рук контрразведчиков.
* В. Шаламов, «Колымские рассказы», «Жульническая кровь» — блатные (профессиональные преступники) 1930—1950-х годов описаны без тени сочувствия, как полные чудовища, начисто лишенные человеческих качеств.(Это ещё и [[полемизирующее произведение|полемика]] с ранней советской литературой, где блатные порой изображались как сбившиеся с пути, но классово близкие и обладающие своим кодексом чести люди.)
* В. Шаламов, «Колымские рассказы», «Жульническая кровь» — блатные (профессиональные преступники) 1930—1950-х годов описаны без тени сочувствия, как полные чудовища, начисто лишенные человеческих качеств.
* А. И. Солженицын, «Архипелаг ГУЛАГ» — то же самое.
* А. И. Солженицын, «Архипелаг ГУЛАГ» — то же самое.
* Ахто Леви, «Записки Серого волка», «Мор» — блатной мир 1930—1950-х и на воле, и в лагерях описан без всякой романтики.
* Ахто Леви, «Записки Серого волка», «Мор» — блатной мир 1930—1950-х и на воле, и в лагерях описан без всякой романтики.


==== На других языках ====
==== На других языках ====
* Марио Пьюзо, «[[Крёстный отец]]» — криминальная драма, раскрывающая социальную подоплёку и значение преступности в жизни общества. Протагонист произведения Майкл Корлеоне изначально не хотел иметь ничего общего с поставками оливкового масла, курируемыми его отцом. Не хотел настолько, что даже ушел на тихоокеанский фронт, где героически воевал и получил ранение. Проблемы начались тогда, когда он всё же начал втягиваться в дела мафии. В ходе войны теневых структур он потерял отца, старшего брата и первую жену. Вторую же и своих детей он намеренно [[Оттолкнуть, чтобы спасти|оттолкнул, чтобы спасти]]. Зная, что свояк оказался предателем, задумал его убийство, а перед ним хладнокровно дождался смерти отца. Так как понимал, что смерть зятя от руки сына кому угодно может разбить сердце. Большую часть этих вещей он сделал из соображений семейного долга и в итоге остался практически одинок. Понял его лишь консильери (советник семьи, человек, которому дон может доверять и к советам которого прислушивается) Том Хаген.
* Марио Пьюзо, «[[Крестный отец]]» — криминальная драма, раскрывающая социальную подоплёку и значение преступности в жизни общества. Протагонист произведения Майкл Корлеоне изначально не хотел иметь ничего общего с поставками оливкового масла, курируемыми его отцом. Не хотел настолько, что даже ушел на тихоокеанский фронт, где героически воевал и получил ранение. Проблемы начались тогда, когда он всё же начал втягиваться в дела мафии. В ходе войны теневых структур он потерял отца, старшего брата и первую жену. Вторую же и своих детей он намеренно [[Оттолкнуть, чтобы спасти|оттолкнул, чтобы спасти]]. Зная, что свояк оказался предателем, задумал его убийство, а перед ним хладнокровно дождался смерти отца. Так как понимал, что смерть зятя от руки сына кому угодно может разбить сердце. Большую часть этих вещей он сделал из соображений семейного долга и в итоге остался практически одинок. Понял его лишь консильери (советник семьи, человек, которому дон может доверять и к советам которого прислушивается) Том Хаген.
* Стивен Кинг, «[[Побег из Шоушенка|Рита Хейворт и спасение из Шоушенка]]» — до попадания в тюрьму Энди Дюфресн был обычным законопослушным банкиром. Оказавшись же в ней, он применил все свои знания финансовой системы, чтобы позволить начальнику обогатиться. Навёл нужные связи. Но когда впереди замаячила возможность оправдания, Энди понял, что оказался в западне. И что если не переиграть начальника в этой игре, никакого будущего может и не случиться.
* Стивен Кинг «[[Побег из Шоушенка|Рита Хейворт и спасение из Шоушенка]]» — до попадания в тюрьму Энди Дюфресн был обычным законопослушным банкиром. Оказавшись же в ней, он применил все свои знания финансовой системы, чтобы позволить начальнику обогатиться. Навёл нужные связи. Но когда впереди замаячила возможность оправдания, Энди понял, что оказался в западне. И что если не переиграть начальника в этой игре, никакого будущего может и не случиться.
** И это не затрагивая судьбы других заключённых. Каково уже приготовиться встретить смерть в тюрьме, но затем вдруг выйти спустя пятьдесят лет? В мир, к которому придётся ещё и приспосабливаться?
** И это не затрагивая судьбы других заключённых. Каково уже приготовиться встретить смерть в тюрьме, но затем вдруг выйти спустя пятьдесят лет? В мир, к которому придётся ещё и приспосабливаться?
* Роберт Вегнер, «[[Сказания Меекханского пограничья]]» — чародея-преступника перед лицом смерти не способно оправдать даже то, что он спас роту Горной Стражи от западни в леднике. А юный адепт культа Сетрена (местного бога войны), глава банды налетчиков, при попытке обесчестить дипломатов Империи не только ничего не добился, но навлёк на себя гнев сородичей.
* Роберт Вегнер «[[Сказания Меекханского пограничья]]» — чародея-преступника перед лицом смерти не способно оправдать даже то, что он спас роту Горной Стражи от западни в леднике. А юный адепт культа Сетрена (местного бога войны), глава банды налетчиков, при попытке обесчестить дипломатов Империи не только ничего не добился, но навлёк на себя гнев сородичей.
* Марио Пьюзо, «[[Последний Дон]]».
* Кальви Фабрицио, «Повсегденная жизнь мафии»
* Артур Конан Дойл, цикл о [[Шерлок Холмс|Шерлоке Холмсе]].


=== [[Кино]] ===
=== [[Кино]] ===


==== Отечественные фильмы ====
==== Отечественные фильмы ====
* «[[Асса]]». И не поспоришь!
* «[[Брат]]» и «Брат»-2.
* «[[Жмурки]]».
* «[[Пиранья (цикл)|Охота на Пиранью]]».
* «[[Холодное лето пятьдесят третьего…]]».
* «Воры в законе» 1988.
* «Игла» 1988.
* «Камышовый рай» 1989.
* «День любви» 1990.
* «Палач» 1990.
* «Я объявляю вам войну» 1990.
* «За последней чертой» 1991.
* «Охота на сутенёра» 1991.
* «Дюба-Дюба» 1992.
* «Луна-парк» 1992.
* «Макаров» 1994.
* «Классик» 1998.
* «Чужая» 2010.
* «Дом» 2011.
* «Камень» 2011.
* «Антикиллер».
* «Бумер».
* «Бумер».
* «Жить».
* «Майор».
* «Восьмерка»
* «Восьмерка»
* «Жить».
* «Скольжение»
* «Завод (Ю. Быков)».
* «Как Витька Чеснок вёз Лёху Штыря в дом инвалидов».
* «Линия жизни».
* «Линия жизни».
* «Львиная доля».
* «Майор».
* «По прозвищу Зверь».
* «Скольжение».


==== Зарубежные фильмы ====
==== Зарубежные фильмы ====
* Дилогия «Рейд».
* Дилогия «Рейд».
* «Каморрист».
* «Лицо со шрамом» — оба фильма, и довоенный, и послевоенный.
* "Кровавый четверг.
* «Кровный отец».
* «Корлеоне 1978».
* «[[Scarface|Лицо со шрамом]]» — оба фильма.
* «[[Крёстный отец]]».
* «Сто шагов».
* «Легенда».
* «Легенда».
* «Адреналин 1 и 2».
* «Доберман».
* «Лепке 1975».
* «Кулак 1978».
* «Путь Карлито».
* «Путь Карлито».
* «[[Однажды в Америке]]».
* «Однажды в Америке».
* «Американский гангстер».
* «Американский гангстер».
* Трилогия «Пушер» [[Drive|Николаса Виндинга Рефна]]
* Трилогия «Пушер» [[Drive|Николаса Виндинга Рефна]]
* «Чёрная месса».
* «Чёрная месса».
* «Драйв 2011».
* «Пуля 1996».
* «Диллинджер» 1973.
* «Потому что мы банда».
* «Потому что мы банда».
* «Я боюсь 1977».
* «Восхождение пехотинца» — все 3 части.
* «Враг государства № 1»
* «Атлантик-Сити 1980».
* "Проклятый путь 2002
* «Гоморра» (2008).
* «Схватка» 1995
* «Гангстер № 1».
* «Борсалино» 1970
* «Отступники».
* «Руслан» 2009.
* «Уондерленд» 2003.
* «Пророк» 2009.
* «[[Casino|Казино]]».
* «Стукач» 1984.
* «Контрабанда 1980.
* „Славные парни“ 1990.
* „Перекресток Миллера“ 1990.
* „Билли Батгейт“ 1991.
* „[[Карты, деньги, два ствола]]“.
* „Бумаги Валачи“.
* „Контрабанда“ 1980.
* „[[Большой куш]]“ — как и другие фильмы [[Guy Ritchie|Гая Ричи]] показывает, что преступники рано или поздно умирают, причём не от естественных причин.
* „Рок-н-рольщик“.
* „Неприкасаемые“ 1987».
* «Неприкасамые 2011».
* «[[Бешеные псы]]».
* «[[Криминальное чтиво]]».
* «Пёс-призрак: путь самурая».
* «Бронксская повесть».
* «Джонни Д.» 2009.
* «Донни Браско».
* «Порок на экспорт».
* «Честь семьи Прицци».
* «Ангелы с грязными лицами».
* «[[Банды Нью-Йорка]]».
* «Револьвер».
* «[[Оружейный барон]]» — Юрий очень старался не замараться торгуя оружием, вот только это оказалось невозможно. Люди вокруг него гибли даже без его участия, семья от него отреклась и из этого бизнеса он выйдет только вперёд ногами.
* «Гангстер» 1997.
* «Слоёный торт».
* «Ограбление казино».
* «Город Бога».
* «Гангстеры» 1991.
* «Альфа Дог».
* «Афера» 1973.
* «Англичанин» 1999.
* «Убрать Картера» 1971.
* «Сексуальная тварь» 2000.
* «Элитный отряд» — против отмороженных бандитов из фавелл бросают ещё более отмороженных копов, которые уже не будут церемониться и брать кого-то живым.
* «Малавита» 2013.
* «Герой-одиночка» 1996.
* «[[Старикам тут не место]]».
* «Кокаин» 2001.
* «[[Леон]]».
* «[[Sicario|Убийца]]».
* «Последний дон».
* «Зона преступности» 1997.
* «Общак» 2014.
* «Жажда смерти» (c Чарльзом Бронсоном).
* «Гарри Браун» 2009.
* «Дом у дороги».
* «Смертный приговор».
* «Светлое будущее», «Пуля в голову» и остальные фильмы Джона Ву.
* «Счастливое число Слевина».
* «Секреты Лос-Анджелеса».
* «Воины» 1979.
* «Война» 2005.
* «Маленькая Одесса» 1984.
* «Выборы» 1 и 2.
* «Отправь их в ад, Мэлоун!».
* «Красная жара» 1988.
* «Мёртвые президенты».
* «[[The Boondock Saints|Святые из трущоб]]» и сиквел.
* «Багси» 1991.
* «Заложница» 1 и 2.
* «Долгая Страстная пятница».
* «Ад 2010».
* «[[Залечь на дно в Брюгге]]».
* «Город воров».
* «Музыкант», «Отчаянный», «Однажды в Мексике».
* «Гнев» 2004.
* «Король Нью-Йорка».
* «Город грехов».
* «Быстрее пули».
* «Кровью и потом: Анаболики».
* «Беспредел» 1, 2, 3. Думаете, якудза — это середневековый кодекс чести, мрачный самурайский романтизм и эстетика насилия? В наши дни «понятия» давно мертвы. Все решают деньги и умения их зарабатывать. А тот, кто не может приспособиться, идёт на корм рыбам.
* «Поезд-беглец».


=== [[Телесериалы]] ===
=== [[Телесериалы]] ===
Строка 198: Строка 69:
* Многие НТВшные сериалы про бандитов и ментов:
* Многие НТВшные сериалы про бандитов и ментов:
** «Улицы разбитых фонарей».
** «Улицы разбитых фонарей».
** «Бандитский Петербург». Первые три сезона бьют педаль в пол. Потом становится всё становится более традиционным, с черно-серой моралью и противостоянием честных ментов и жестоких воров.
** «Бандитский Петербург».
** «Крот».
** «Крот».
** Ряшин, Опалёв, Тартаков и Осипов последовательно отдают дань тропу: «Ментовские войны», «Судья», «Бомбила», «Учитель в законе», «Братаны», «Лесник», «Дельта»… Как только на экране появляются криминальные личности — любой из этих сериалов превращается просто в кунсткамеру моральных уродов, причём не картонных, а живых, многогранных, «чувствующих и переживающих», с различной мотивацией, даже порой с угадываемыми личными предысториями. Но общее у всех этих типажей одно: на фигню они свою жизнь убивают, гоняются за разного рода призраками, химерами.
** Ряшин, Опалёв, Тартаков и Осипов последовательно отдают дань тропу: «Ментовские войны», «Судья», «Бомбила», «Учитель в законе», «Братаны», «Лесник», «Дельта»… Как только на экране появляются криминальные личности — любой из этих сериалов превращается просто в кунсткамеру моральных уродов, причём не картонных, а живых, многогранных, «чувствующих и переживающих», с различной мотивацией, даже порой с угадываемыми личными предысториями. Но общее у всех этих типажей одно: на фигню они свою жизнь убивают, гоняются за разного рода призраками, химерами.
** Любинский и Куликов не отстают: «Меч», [[Глухарь. Пятницкий. Карпов|«Глухарь», «Пятницкий», «Карпов»]].
** Любинский и Куликов не отстают: «Меч», «Глухарь», «Пятницкий», «Карпов».
* «[[Бригада]]».
* «Бригада».
* [[Место встречи изменить нельзя]].
* «След».
* «[[След (телесериал)|След]]».
* «Закон каменных джунглей», в особенности второй сезон.
* «Закон каменных джунглей», в особенности второй сезон.
* «[[Ликвидация]]».
* «Спец».


==== Зарубежные сериалы ====
==== Зарубежные сериалы ====
* [[Breaking Bad|«Во все тяжкие»]].
* [[Breaking Bad|«Во все тяжкие»]].
* [[Sons of Anarchy|«Сыны Анархии»]]
* «[[Щит (телесериал)|Shield]]» — весьма реалистичный сериал про продажных полицейских. Преступный мир показан во всей «красе».
* «Southland» — чем-то похож на предыдущий пример, но сосредоточен на постепенном переползании морального горизонта событий молодым полицейским.
* «Клан Сопрано».
* «Лучше звоните Солу».
* «Подпольная империя».
* «Подпольная империя».
* «[[Narcos|Барыги]]».
* «Барыги».
* «C.S.I.: Место преступления».
* «C.S.I.: Место преступления».
* «Прослушка 2002».
* «Острые козырьки».
* «Фарго».
* «Снегопад».
* «Воин».


=== [[Комиксы]] ===
=== [[Комиксы]] ===
* «[[Город грехов]]».
* «[[Город грехов]]».


=== [[Аниме]] и [[манга]] ===
=== [[Аниме и манга]] ===
* «Дом Пяти Листьев» — история бывшего подельника Уме, того, который медвежатник.
* «Дом Пяти Листьев» — история бывшего подельника Уме, того, который медвежатник.
* «Ushijima the Loan Shark» — сюжет крутится вокруг ростовщика Усидзимы, который никогда не упускает своей выгоды. Несмотря легкомысленное название манга полностью раскрывает мир японских криминальных ростовщиков, готовых ободрать должника как липку.
* «[[Gunsmith Cats]]» — да, среди преступников попадаются люди следующие определенным правилам, но большинство из них головорезы, готовы на любое злодейство.
* [[Death Note]].


=== [[Видеоигры]] ===
=== [[Видеоигры]] ===
* Трилогия «[[Mafia]]» — играет троп, хотя каждая последующая часть слабее предыдущей.
* Трилогия «Mafia» — играет троп, хотя каждая последующая часть слабее предыдущей.
* Grand Theft Auto IV — наиболее мрачная, жесткая и реалистичная часть серии. Преступность здесь не развесёлое действо, а унылый быт. И протагонист погружается в него не сколько ради сытой жизни, столько потому что ничего другого делать не умеет.
* Grand Theft Auto IV — наиболее мрачная, жесткая и реалистичная часть серии. Преступность здесь не развесёлое действо, а унылый быт. И протагонист погружается в него не сколько ради сытой жизни, столько потому что ничего другого делать не умеет.
** В принципе и GTA III тоже подходит. Кидалово на кидалове, в финале Либерти-Сити становится крайне опасным для Немого Клода местом (пусть и не во всех районах).
* Дилогия «Kane and Lynch» — первая часть ощутимо сильнее второй. Тоже в чём-то драматичное произведение о наёмнике, пытающемся заслужить прощение своих жены и дочери за изломанную жизнь. Множество преступлений и разборки с бывшими подельниками этому не способствуют.
* Дилогия «Kane and Lynch» — первая часть ощутимо сильнее второй. Тоже в чём-то драматичное произведение о наёмнике, пытающемся заслужить прощение своих жены и дочери за изломанную жизнь. Множество преступлений и разборки с бывшими подельниками этому не способствуют.
* [[Sleeping Dogs]] — [[полицейский под прикрытием]] внедряется в банду Сун-Он-Йи с помощью друга детства и начинает свой путь к успеху. Чем ближе операция внедрения к концу, тем сильнее он понимает мировоззрение, образ мышления и мотивацию преступников. Войны банд, потери друзей и родных, предательства, месть и постоянное беспокойство. Множество персонажей второго плана, мечтающих о спокойной жизни и стремящихся выйти из игры, [[Жертвенный агнец|идут]] [[Жертвенный лев|на заклание]].
* [[Sleeping Dogs]] — [[полицейский под прикрытием]] внедряется в банду Сун-Он-Йи с помощью друга детства и начинает свой путь к успеху. Чем ближе операция внедрения к концу, тем сильнее он понимает мировоззрение, образ мышления и мотивацию преступников. Войны банд, потери друзей и родных, предательства, месть и постоянное беспокойство. Множество персонажей второго плана, мечтающих о спокойной жизни и стремящихся выйти из игры, [[Жертвенный агнец|идут]] [[Жертвенный лев|на заклание]].
* Red Dead Redemption обе части.
* Made Man.
* Made Man.
* True Crime обе части.
* [[Payday]].
* Empire of Sin.
* Серия Yakuza.
* Crime Life Gang Wars.
* Darkness 1 и 2.
* The Godfather 1 и 2.
* Rezerwowe Psy.
* The Sopranos: Road to Respect.
* Gangsters: Organized Crime.
* Gangsters 2: Vendetta.
* Omerta: City of Gangsters.
* Chicago 1930.
* Kingpin: Life of Crime.
* Total Overdose.
* [[Saints Row]] — в основном первые две части, дальше пошёл развеселый угар.
* [[Scarface|Scarface: The World Is Yours]].
* Escape From Paradise City.
* [[Max Payne]].
* Reservoir Dogs.
=== [[Визуальные романы]] ===
* [[Ace Attorney]].
* [[Cartagra]] / [[Kara no Shoujo]] / [[Uro no Shoujo]].


=== [[Музыка]] ===
=== [[Музыка]] ===
* [[Disturbed]] — Criminal.
* [[Disturbed]] — Criminal.
* Dope — Blood Money.
* Dope — Blood Money.
* Coolio and L.V. — Gangsta’s Paradise.
 
* Eminem — Like Toy Soldiers.
* ILL BILL — WHAT’S MY DRUG ft. D.V. ALIAS KHRYST.
* Dizzee Rascal — Bop N Keep It Dippin.
* Criminal Mind — Maestro feat. Infinite & Gowan.
* Монеточка — 90.
* Caravan Palace — Lone Digger.
* Ленинград — Вояж.
* Ленинград — Очки Собчак.
{{Nav/Криминал}}
{{Nav/Криминал}}

Версия 15:49, 3 апреля 2022

River Song.jpgSpoilers, sweetie!
Особенность темы этой статьи в том, что она по самой сути своей раскрывает спойлеры. Поэтому в этой статье спойлеры никак не замаскированы. Если вы уверены, что хотите их видеть, — читайте!
« Тот, кто желает разбогатеть в течение дня, будет повешен в течение года. »
— Леонардо да Винчи

(link)

Индонезийцы раскрывают суть

Каким современный обыватель представляет себе преступника? Нет, не того, чьи намерения чисты и непорочны, как слеза младенца, или не тот, кого Тоталитарный Режим загнал в настолько тесные рамки, что остается только бунтовать. Обычного преступника, который воспринимает написание собственных законов существования как ремесло и не более?

Малиновый пиджак, цепь в палец толщиной и похожий на кирпич мобильник? Полосатый костюм, федора, усики и футляр из-под виолончели с Томмиганом? Свободная гавайская рубашка, джинсы и дорогая сигара?

Так или иначе в немалой доле произведений образ преступника излишне романтизирован. Всегда можно создать себе хорошую репутацию, войти в круги общества с уровнем общей эрудиции и знаний этикета и просто рубить денежки в обход закона. Государство все равно прогнило, правоохранители берут на лапу или сами меняют сторону Силы, а котлеты валюты помогут и слона запихнуть в холодильник, сложив пополам сотворить что угодно в рамках разумного.

Ну и что же… Герой доволен выбором, все радужно?

Отнюдь. И дегтя в бочку меда будет не ложка, а такая же бочка:

Троп посвящен произведениям, демонстрирующим неприглядные стороны криминального быта. С тропом Война — это кошмар он соприкасается в двух местах: если речь идет о военных преступниках или войне банд.

Если персонаж еще и не скрывается, вслед за чем наступают последствия — это троп Зло — это отстой.

Примеры

Литература

Русскоязычная

  • Данил Корецкий, «Антикиллер» — быт преступников, находящихся в центре повествования, показан крайне неприглядно и без прикрас. Наркотическая зависимость, беспорядочная половая жизнь, недоверчивость и постоянная грызня за власть. Практически все они по ходу развития сюжета теряют влияние, власть и жизни. Банду отморозков — Амбала, Веретено и Попугая — вырезают оперативник уголовного розыска и офицер спецназа из мести за убитого товарища. Баркас погибает от рук спецназовца. Бывшего милиционера, а ныне бригадира рыночной группировки Центуриона приканчивают свои же, заподозрив подставу. Беглецов из СИЗО Башку и Жигана тоже дырявят спецназовцы. Организаторы покушения на Президента и исполнители гибнут от рук контрразведчиков.
  • В. Шаламов, «Колымские рассказы», «Жульническая кровь» — блатные (профессиональные преступники) 1930—1950-х годов описаны без тени сочувствия, как полные чудовища, начисто лишенные человеческих качеств.
  • А. И. Солженицын, «Архипелаг ГУЛАГ» — то же самое.
  • Ахто Леви, «Записки Серого волка», «Мор» — блатной мир 1930—1950-х и на воле, и в лагерях описан без всякой романтики.

На других языках

  • Марио Пьюзо, «Крестный отец» — криминальная драма, раскрывающая социальную подоплёку и значение преступности в жизни общества. Протагонист произведения Майкл Корлеоне изначально не хотел иметь ничего общего с поставками оливкового масла, курируемыми его отцом. Не хотел настолько, что даже ушел на тихоокеанский фронт, где героически воевал и получил ранение. Проблемы начались тогда, когда он всё же начал втягиваться в дела мафии. В ходе войны теневых структур он потерял отца, старшего брата и первую жену. Вторую же и своих детей он намеренно оттолкнул, чтобы спасти. Зная, что свояк оказался предателем, задумал его убийство, а перед ним хладнокровно дождался смерти отца. Так как понимал, что смерть зятя от руки сына кому угодно может разбить сердце. Большую часть этих вещей он сделал из соображений семейного долга и в итоге остался практически одинок. Понял его лишь консильери (советник семьи, человек, которому дон может доверять и к советам которого прислушивается) Том Хаген.
  • Стивен Кинг «Рита Хейворт и спасение из Шоушенка» — до попадания в тюрьму Энди Дюфресн был обычным законопослушным банкиром. Оказавшись же в ней, он применил все свои знания финансовой системы, чтобы позволить начальнику обогатиться. Навёл нужные связи. Но когда впереди замаячила возможность оправдания, Энди понял, что оказался в западне. И что если не переиграть начальника в этой игре, никакого будущего может и не случиться.
    • И это не затрагивая судьбы других заключённых. Каково уже приготовиться встретить смерть в тюрьме, но затем вдруг выйти спустя пятьдесят лет? В мир, к которому придётся ещё и приспосабливаться?
  • Роберт Вегнер «Сказания Меекханского пограничья» — чародея-преступника перед лицом смерти не способно оправдать даже то, что он спас роту Горной Стражи от западни в леднике. А юный адепт культа Сетрена (местного бога войны), глава банды налетчиков, при попытке обесчестить дипломатов Империи не только ничего не добился, но навлёк на себя гнев сородичей.

Кино

Отечественные фильмы

  • «Бумер».
  • «Жить».
  • «Майор».
  • «Восьмерка»
  • «Скольжение»
  • «Линия жизни».

Зарубежные фильмы

  • Дилогия «Рейд».
  • «Лицо со шрамом» — оба фильма, и довоенный, и послевоенный.
  • «Кровный отец».
  • «Легенда».
  • «Путь Карлито».
  • «Однажды в Америке».
  • «Американский гангстер».
  • Трилогия «Пушер» Николаса Виндинга Рефна
  • «Чёрная месса».
  • «Потому что мы банда».

Телесериалы

Отечественные сериалы

  • Многие НТВшные сериалы про бандитов и ментов:
    • «Улицы разбитых фонарей».
    • «Бандитский Петербург».
    • «Крот».
    • Ряшин, Опалёв, Тартаков и Осипов последовательно отдают дань тропу: «Ментовские войны», «Судья», «Бомбила», «Учитель в законе», «Братаны», «Лесник», «Дельта»… Как только на экране появляются криминальные личности — любой из этих сериалов превращается просто в кунсткамеру моральных уродов, причём не картонных, а живых, многогранных, «чувствующих и переживающих», с различной мотивацией, даже порой с угадываемыми личными предысториями. Но общее у всех этих типажей одно: на фигню они свою жизнь убивают, гоняются за разного рода призраками, химерами.
    • Любинский и Куликов не отстают: «Меч», «Глухарь», «Пятницкий», «Карпов».
  • «Бригада».
  • «След».
  • «Закон каменных джунглей», в особенности второй сезон.

Зарубежные сериалы

Комиксы

Аниме и манга

  • «Дом Пяти Листьев» — история бывшего подельника Уме, того, который медвежатник.

Видеоигры

  • Трилогия «Mafia» — играет троп, хотя каждая последующая часть слабее предыдущей.
  • Grand Theft Auto IV — наиболее мрачная, жесткая и реалистичная часть серии. Преступность здесь не развесёлое действо, а унылый быт. И протагонист погружается в него не сколько ради сытой жизни, столько потому что ничего другого делать не умеет.
  • Дилогия «Kane and Lynch» — первая часть ощутимо сильнее второй. Тоже в чём-то драматичное произведение о наёмнике, пытающемся заслужить прощение своих жены и дочери за изломанную жизнь. Множество преступлений и разборки с бывшими подельниками этому не способствуют.
  • Sleeping Dogs — полицейский под прикрытием внедряется в банду Сун-Он-Йи с помощью друга детства и начинает свой путь к успеху. Чем ближе операция внедрения к концу, тем сильнее он понимает мировоззрение, образ мышления и мотивацию преступников. Войны банд, потери друзей и родных, предательства, месть и постоянное беспокойство. Множество персонажей второго плана, мечтающих о спокойной жизни и стремящихся выйти из игры, идут на заклание.
  • Made Man.

Музыка

  • Disturbed — Criminal.
  • Dope — Blood Money.