Преступность — это кошмар: различия между версиями
Кейн (обсуждение | вклад) (Новая страница: «{{spoilers ahoy}} {{q|Тот, кто желает разбогатеть в течение дня, будет повешен в течение года.|Леонардо да Винчи}} {{Video|fs_Qhmiz40E|Индонезийцы раскрывают суть}} Каким современный обыватель представляет себе преступника? Нет, не того, чьи намерения Благородный разбой...») |
|||
Строка 1: | Строка 1: | ||
{{spoilers ahoy}} | {{spoilers ahoy}} | ||
{{q|Тот, кто желает разбогатеть в течение дня, будет повешен в течение года.|Леонардо да Винчи}} | {{q|Тот, кто желает разбогатеть в течение дня, будет повешен в течение года.|Леонардо да Винчи}} | ||
Строка 32: | Строка 31: | ||
==== Русскоязычная ==== | ==== Русскоязычная ==== | ||
* Данил Корецкий, «Антикиллер» — быт преступников, находящихся в центре повествования, показан крайне неприглядно и без прикрас. [[антиреклама наркотиков|Наркотическая зависимость]], [[промискуитет|беспорядочная половая жизнь]], недоверчивость и постоянная грызня за власть. Практически все они по ходу развития сюжета теряют влияние, власть и жизни. Банду отморозков — Амбала, Веретено и Попугая — вырезают [[Крутой полицейский|оперативник уголовного розыска]] и [[Силач|офицер спецназа]] из мести за убитого товарища. Баркас погибает от рук спецназовца. Бывшего милиционера, а ныне бригадира рыночной группировки Центуриона приканчивают свои же, заподозрив подставу. Беглецов из СИЗО Башку и Жигана тоже дырявят спецназовцы. Организаторы покушения на Президента и исполнители гибнут от рук контрразведчиков. | * Данил Корецкий, «Антикиллер» — быт преступников, находящихся в центре повествования, показан крайне неприглядно и без прикрас. [[антиреклама наркотиков|Наркотическая зависимость]], [[промискуитет|беспорядочная половая жизнь]], недоверчивость и постоянная грызня за власть. Практически все они по ходу развития сюжета теряют влияние, власть и жизни. Банду отморозков — Амбала, Веретено и Попугая — вырезают [[Крутой полицейский|оперативник уголовного розыска]] и [[Силач|офицер спецназа]] из мести за убитого товарища. Баркас погибает от рук спецназовца. Бывшего милиционера, а ныне бригадира рыночной группировки Центуриона приканчивают свои же, заподозрив подставу. Беглецов из СИЗО Башку и Жигана тоже дырявят спецназовцы. Организаторы покушения на Президента и исполнители гибнут от рук контрразведчиков. | ||
* В. Шаламов, «Колымские рассказы», «Жульническая кровь» — блатные (профессиональные преступники) 1930—1950-х годов описаны без тени сочувствия, как полные чудовища, начисто лишенные человеческих качеств. | * В. Шаламов, «Колымские рассказы», «Жульническая кровь» — блатные (профессиональные преступники) 1930—1950-х годов описаны без тени сочувствия, как полные чудовища, начисто лишенные человеческих качеств. | ||
* А. И. Солженицын, «Архипелаг ГУЛАГ» — то же самое. | * А. И. Солженицын, «Архипелаг ГУЛАГ» — то же самое. | ||
* Ахто Леви, «Записки Серого волка», «Мор» — блатной мир 1930—1950-х и на воле, и в лагерях описан без всякой романтики. | * Ахто Леви, «Записки Серого волка», «Мор» — блатной мир 1930—1950-х и на воле, и в лагерях описан без всякой романтики. | ||
==== На других языках ==== | ==== На других языках ==== | ||
* Марио Пьюзо, «[[ | * Марио Пьюзо, «[[Крестный отец]]» — криминальная драма, раскрывающая социальную подоплёку и значение преступности в жизни общества. Протагонист произведения Майкл Корлеоне изначально не хотел иметь ничего общего с поставками оливкового масла, курируемыми его отцом. Не хотел настолько, что даже ушел на тихоокеанский фронт, где героически воевал и получил ранение. Проблемы начались тогда, когда он всё же начал втягиваться в дела мафии. В ходе войны теневых структур он потерял отца, старшего брата и первую жену. Вторую же и своих детей он намеренно [[Оттолкнуть, чтобы спасти|оттолкнул, чтобы спасти]]. Зная, что свояк оказался предателем, задумал его убийство, а перед ним хладнокровно дождался смерти отца. Так как понимал, что смерть зятя от руки сына кому угодно может разбить сердце. Большую часть этих вещей он сделал из соображений семейного долга и в итоге остался практически одинок. Понял его лишь консильери (советник семьи, человек, которому дон может доверять и к советам которого прислушивается) Том Хаген. | ||
* Стивен Кинг | * Стивен Кинг «[[Побег из Шоушенка|Рита Хейворт и спасение из Шоушенка]]» — до попадания в тюрьму Энди Дюфресн был обычным законопослушным банкиром. Оказавшись же в ней, он применил все свои знания финансовой системы, чтобы позволить начальнику обогатиться. Навёл нужные связи. Но когда впереди замаячила возможность оправдания, Энди понял, что оказался в западне. И что если не переиграть начальника в этой игре, никакого будущего может и не случиться. | ||
** И это не затрагивая судьбы других заключённых. Каково уже приготовиться встретить смерть в тюрьме, но затем вдруг выйти спустя пятьдесят лет? В мир, к которому придётся ещё и приспосабливаться? | ** И это не затрагивая судьбы других заключённых. Каково уже приготовиться встретить смерть в тюрьме, но затем вдруг выйти спустя пятьдесят лет? В мир, к которому придётся ещё и приспосабливаться? | ||
* Роберт Вегнер | * Роберт Вегнер «[[Сказания Меекханского пограничья]]» — чародея-преступника перед лицом смерти не способно оправдать даже то, что он спас роту Горной Стражи от западни в леднике. А юный адепт культа Сетрена (местного бога войны), глава банды налетчиков, при попытке обесчестить дипломатов Империи не только ничего не добился, но навлёк на себя гнев сородичей. | ||
=== [[Кино]] === | === [[Кино]] === | ||
==== Отечественные фильмы ==== | ==== Отечественные фильмы ==== | ||
* «Бумер». | * «Бумер». | ||
* «Жить». | |||
* «Майор». | |||
* «Восьмерка» | * «Восьмерка» | ||
* | * «Скольжение» | ||
* «Линия жизни». | * «Линия жизни». | ||
==== Зарубежные фильмы ==== | ==== Зарубежные фильмы ==== | ||
* Дилогия «Рейд». | * Дилогия «Рейд». | ||
* | * «Лицо со шрамом» — оба фильма, и довоенный, и послевоенный. | ||
* «Кровный отец». | |||
* | |||
* «Легенда». | * «Легенда». | ||
* «Путь Карлито». | * «Путь Карлито». | ||
* | * «Однажды в Америке». | ||
* «Американский гангстер». | * «Американский гангстер». | ||
* Трилогия «Пушер» [[Drive|Николаса Виндинга Рефна]] | * Трилогия «Пушер» [[Drive|Николаса Виндинга Рефна]] | ||
* «Чёрная месса». | * «Чёрная месса». | ||
* «Потому что мы банда». | * «Потому что мы банда». | ||
=== [[Телесериалы]] === | === [[Телесериалы]] === | ||
Строка 198: | Строка 69: | ||
* Многие НТВшные сериалы про бандитов и ментов: | * Многие НТВшные сериалы про бандитов и ментов: | ||
** «Улицы разбитых фонарей». | ** «Улицы разбитых фонарей». | ||
** «Бандитский Петербург» | ** «Бандитский Петербург». | ||
** «Крот». | ** «Крот». | ||
** Ряшин, Опалёв, Тартаков и Осипов последовательно отдают дань тропу: «Ментовские войны», «Судья», «Бомбила», «Учитель в законе», «Братаны», «Лесник», «Дельта»… Как только на экране появляются криминальные личности — любой из этих сериалов превращается просто в кунсткамеру моральных уродов, причём не картонных, а живых, многогранных, «чувствующих и переживающих», с различной мотивацией, даже порой с угадываемыми личными предысториями. Но общее у всех этих типажей одно: на фигню они свою жизнь убивают, гоняются за разного рода призраками, химерами. | ** Ряшин, Опалёв, Тартаков и Осипов последовательно отдают дань тропу: «Ментовские войны», «Судья», «Бомбила», «Учитель в законе», «Братаны», «Лесник», «Дельта»… Как только на экране появляются криминальные личности — любой из этих сериалов превращается просто в кунсткамеру моральных уродов, причём не картонных, а живых, многогранных, «чувствующих и переживающих», с различной мотивацией, даже порой с угадываемыми личными предысториями. Но общее у всех этих типажей одно: на фигню они свою жизнь убивают, гоняются за разного рода призраками, химерами. | ||
** Любинский и Куликов не отстают: «Меч», | ** Любинский и Куликов не отстают: «Меч», «Глухарь», «Пятницкий», «Карпов». | ||
* «Бригада». | |||
* | * «След». | ||
* | |||
* «Закон каменных джунглей», в особенности второй сезон. | * «Закон каменных джунглей», в особенности второй сезон. | ||
==== Зарубежные сериалы ==== | ==== Зарубежные сериалы ==== | ||
* [[Breaking Bad|«Во все тяжкие»]]. | * [[Breaking Bad|«Во все тяжкие»]]. | ||
* «Подпольная империя». | * «Подпольная империя». | ||
* | * «Барыги». | ||
* «C.S.I.: Место преступления». | * «C.S.I.: Место преступления». | ||
=== [[Комиксы]] === | === [[Комиксы]] === | ||
* «[[Город грехов]]». | * «[[Город грехов]]». | ||
=== [[Аниме | === [[Аниме и манга]] === | ||
* «Дом Пяти Листьев» — история бывшего подельника Уме, того, который медвежатник. | * «Дом Пяти Листьев» — история бывшего подельника Уме, того, который медвежатник. | ||
=== [[Видеоигры]] === | === [[Видеоигры]] === | ||
* Трилогия | * Трилогия «Mafia» — играет троп, хотя каждая последующая часть слабее предыдущей. | ||
* Grand Theft Auto IV — наиболее мрачная, жесткая и реалистичная часть серии. Преступность здесь не развесёлое действо, а унылый быт. И протагонист погружается в него не сколько ради сытой жизни, столько потому что ничего другого делать не умеет. | * Grand Theft Auto IV — наиболее мрачная, жесткая и реалистичная часть серии. Преступность здесь не развесёлое действо, а унылый быт. И протагонист погружается в него не сколько ради сытой жизни, столько потому что ничего другого делать не умеет. | ||
* Дилогия «Kane and Lynch» — первая часть ощутимо сильнее второй. Тоже в чём-то драматичное произведение о наёмнике, пытающемся заслужить прощение своих жены и дочери за изломанную жизнь. Множество преступлений и разборки с бывшими подельниками этому не способствуют. | * Дилогия «Kane and Lynch» — первая часть ощутимо сильнее второй. Тоже в чём-то драматичное произведение о наёмнике, пытающемся заслужить прощение своих жены и дочери за изломанную жизнь. Множество преступлений и разборки с бывшими подельниками этому не способствуют. | ||
* [[Sleeping Dogs]] — [[полицейский под прикрытием]] внедряется в банду Сун-Он-Йи с помощью друга детства и начинает свой путь к успеху. Чем ближе операция внедрения к концу, тем сильнее он понимает мировоззрение, образ мышления и мотивацию преступников. Войны банд, потери друзей и родных, предательства, месть и постоянное беспокойство. Множество персонажей второго плана, мечтающих о спокойной жизни и стремящихся выйти из игры, [[Жертвенный агнец|идут]] [[Жертвенный лев|на заклание]]. | * [[Sleeping Dogs]] — [[полицейский под прикрытием]] внедряется в банду Сун-Он-Йи с помощью друга детства и начинает свой путь к успеху. Чем ближе операция внедрения к концу, тем сильнее он понимает мировоззрение, образ мышления и мотивацию преступников. Войны банд, потери друзей и родных, предательства, месть и постоянное беспокойство. Множество персонажей второго плана, мечтающих о спокойной жизни и стремящихся выйти из игры, [[Жертвенный агнец|идут]] [[Жертвенный лев|на заклание]]. | ||
* Made Man. | * Made Man. | ||
=== [[Музыка]] === | === [[Музыка]] === | ||
* [[Disturbed]] — Criminal. | * [[Disturbed]] — Criminal. | ||
* Dope — Blood Money. | * Dope — Blood Money. | ||
{{Nav/Криминал}} | {{Nav/Криминал}} |
Версия 15:49, 3 апреля 2022
« | Тот, кто желает разбогатеть в течение дня, будет повешен в течение года. | » |
— Леонардо да Винчи |
Каким современный обыватель представляет себе преступника? Нет, не того, чьи намерения чисты и непорочны, как слеза младенца, или не тот, кого Тоталитарный Режим загнал в настолько тесные рамки, что остается только бунтовать. Обычного преступника, который воспринимает написание собственных законов существования как ремесло и не более?
Малиновый пиджак, цепь в палец толщиной и похожий на кирпич мобильник? Полосатый костюм, федора, усики и футляр из-под виолончели с Томмиганом? Свободная гавайская рубашка, джинсы и дорогая сигара?
Так или иначе в немалой доле произведений образ преступника излишне романтизирован. Всегда можно создать себе хорошую репутацию, войти в круги общества с уровнем общей эрудиции и знаний этикета и просто рубить денежки в обход закона. Государство все равно прогнило, правоохранители берут на лапу или сами меняют сторону Силы, а котлеты валюты помогут и слона запихнуть в холодильник, сложив пополам сотворить что угодно в рамках разумного.
Ну и что же… Герой доволен выбором, все радужно?
Отнюдь. И дегтя в бочку меда будет не ложка, а такая же бочка:
- не все полицейские продажны, а некоторые из них ещё и чертовски круты;
- кроме того, крутой парень с жетоном не всегда будет действовать по закону (если, конечно, герой вообще успеет узнать, что у него есть жетон);
- гражданские, которых герой обидел по работе, могут и выследить. Причём не затем, чтобы повести в суд;
- и это не говоря уже о войнах банд, в ходе которых его жизнь и вовсе обесценится в нули;
- если герой не конченый подонок, ход вещей может поставить перед сложной моральной дилеммой;
- близкие люди будут находиться под перманентной угрозой — а они ведь куда более уязвимы, чем сам герой;
- кроме того, если близкие являются хорошими людьми, правду от них придется скрывать. В противном случае дорожки разойдутся;
- ну и главное — обратной дороги не будет. Выйти из игры удастся, только уплатив большую цену.
Троп посвящен произведениям, демонстрирующим неприглядные стороны криминального быта. С тропом Война — это кошмар он соприкасается в двух местах: если речь идет о военных преступниках или войне банд.
Если персонаж еще и не скрывается, вслед за чем наступают последствия — это троп Зло — это отстой.
Примеры
Литература
Русскоязычная
- Данил Корецкий, «Антикиллер» — быт преступников, находящихся в центре повествования, показан крайне неприглядно и без прикрас. Наркотическая зависимость, беспорядочная половая жизнь, недоверчивость и постоянная грызня за власть. Практически все они по ходу развития сюжета теряют влияние, власть и жизни. Банду отморозков — Амбала, Веретено и Попугая — вырезают оперативник уголовного розыска и офицер спецназа из мести за убитого товарища. Баркас погибает от рук спецназовца. Бывшего милиционера, а ныне бригадира рыночной группировки Центуриона приканчивают свои же, заподозрив подставу. Беглецов из СИЗО Башку и Жигана тоже дырявят спецназовцы. Организаторы покушения на Президента и исполнители гибнут от рук контрразведчиков.
- В. Шаламов, «Колымские рассказы», «Жульническая кровь» — блатные (профессиональные преступники) 1930—1950-х годов описаны без тени сочувствия, как полные чудовища, начисто лишенные человеческих качеств.
- А. И. Солженицын, «Архипелаг ГУЛАГ» — то же самое.
- Ахто Леви, «Записки Серого волка», «Мор» — блатной мир 1930—1950-х и на воле, и в лагерях описан без всякой романтики.
На других языках
- Марио Пьюзо, «Крестный отец» — криминальная драма, раскрывающая социальную подоплёку и значение преступности в жизни общества. Протагонист произведения Майкл Корлеоне изначально не хотел иметь ничего общего с поставками оливкового масла, курируемыми его отцом. Не хотел настолько, что даже ушел на тихоокеанский фронт, где героически воевал и получил ранение. Проблемы начались тогда, когда он всё же начал втягиваться в дела мафии. В ходе войны теневых структур он потерял отца, старшего брата и первую жену. Вторую же и своих детей он намеренно оттолкнул, чтобы спасти. Зная, что свояк оказался предателем, задумал его убийство, а перед ним хладнокровно дождался смерти отца. Так как понимал, что смерть зятя от руки сына кому угодно может разбить сердце. Большую часть этих вещей он сделал из соображений семейного долга и в итоге остался практически одинок. Понял его лишь консильери (советник семьи, человек, которому дон может доверять и к советам которого прислушивается) Том Хаген.
- Стивен Кинг «Рита Хейворт и спасение из Шоушенка» — до попадания в тюрьму Энди Дюфресн был обычным законопослушным банкиром. Оказавшись же в ней, он применил все свои знания финансовой системы, чтобы позволить начальнику обогатиться. Навёл нужные связи. Но когда впереди замаячила возможность оправдания, Энди понял, что оказался в западне. И что если не переиграть начальника в этой игре, никакого будущего может и не случиться.
- И это не затрагивая судьбы других заключённых. Каково уже приготовиться встретить смерть в тюрьме, но затем вдруг выйти спустя пятьдесят лет? В мир, к которому придётся ещё и приспосабливаться?
- Роберт Вегнер «Сказания Меекханского пограничья» — чародея-преступника перед лицом смерти не способно оправдать даже то, что он спас роту Горной Стражи от западни в леднике. А юный адепт культа Сетрена (местного бога войны), глава банды налетчиков, при попытке обесчестить дипломатов Империи не только ничего не добился, но навлёк на себя гнев сородичей.
Кино
Отечественные фильмы
- «Бумер».
- «Жить».
- «Майор».
- «Восьмерка»
- «Скольжение»
- «Линия жизни».
Зарубежные фильмы
- Дилогия «Рейд».
- «Лицо со шрамом» — оба фильма, и довоенный, и послевоенный.
- «Кровный отец».
- «Легенда».
- «Путь Карлито».
- «Однажды в Америке».
- «Американский гангстер».
- Трилогия «Пушер» Николаса Виндинга Рефна
- «Чёрная месса».
- «Потому что мы банда».
Телесериалы
Отечественные сериалы
- Многие НТВшные сериалы про бандитов и ментов:
- «Улицы разбитых фонарей».
- «Бандитский Петербург».
- «Крот».
- Ряшин, Опалёв, Тартаков и Осипов последовательно отдают дань тропу: «Ментовские войны», «Судья», «Бомбила», «Учитель в законе», «Братаны», «Лесник», «Дельта»… Как только на экране появляются криминальные личности — любой из этих сериалов превращается просто в кунсткамеру моральных уродов, причём не картонных, а живых, многогранных, «чувствующих и переживающих», с различной мотивацией, даже порой с угадываемыми личными предысториями. Но общее у всех этих типажей одно: на фигню они свою жизнь убивают, гоняются за разного рода призраками, химерами.
- Любинский и Куликов не отстают: «Меч», «Глухарь», «Пятницкий», «Карпов».
- «Бригада».
- «След».
- «Закон каменных джунглей», в особенности второй сезон.
Зарубежные сериалы
- «Во все тяжкие».
- «Подпольная империя».
- «Барыги».
- «C.S.I.: Место преступления».
Комиксы
- «Город грехов».
Аниме и манга
- «Дом Пяти Листьев» — история бывшего подельника Уме, того, который медвежатник.
Видеоигры
- Трилогия «Mafia» — играет троп, хотя каждая последующая часть слабее предыдущей.
- Grand Theft Auto IV — наиболее мрачная, жесткая и реалистичная часть серии. Преступность здесь не развесёлое действо, а унылый быт. И протагонист погружается в него не сколько ради сытой жизни, столько потому что ничего другого делать не умеет.
- Дилогия «Kane and Lynch» — первая часть ощутимо сильнее второй. Тоже в чём-то драматичное произведение о наёмнике, пытающемся заслужить прощение своих жены и дочери за изломанную жизнь. Множество преступлений и разборки с бывшими подельниками этому не способствуют.
- Sleeping Dogs — полицейский под прикрытием внедряется в банду Сун-Он-Йи с помощью друга детства и начинает свой путь к успеху. Чем ближе операция внедрения к концу, тем сильнее он понимает мировоззрение, образ мышления и мотивацию преступников. Войны банд, потери друзей и родных, предательства, месть и постоянное беспокойство. Множество персонажей второго плана, мечтающих о спокойной жизни и стремящихся выйти из игры, идут на заклание.
- Made Man.
Музыка
- Disturbed — Criminal.
- Dope — Blood Money.