|
|
Строка 34: |
Строка 34: |
|
| |
|
| === [[Литература]] === | | === [[Литература]] === |
| | | ''См. подстатью [[Великолепный мерзавец/Литература]]'' |
| ==== Русскоязычная ====
| |
| * Л. Н. Толстой, «[[Война и мир]]»: Долохов — единственный персонаж романа, который может подойти под троп. За весь роман он совершает кучу отвратительных поступков, но остается симпатичен многим читателям.
| |
| * Ф. М. Достоевский, «[[Преступление и наказание]]» — Аркадий Свидригайлов. [[Полное чудовище|Абсолютный мерзавец]], давно уже перешедший [[моральный горизонт событий]], однако нескучный и очень проницательный. И, как ни странно, способный на добрые поступки.
| |
| ** Это никак не отменяет того факта, что Свидригайлов — аморальный подонок, который никаким добрым поступком не купит себе индульгенцию. Автор правки искренне не понимает, как ему можно сочувствовать. Что ты посеял, то и жни.
| |
| * «Гиперболоид инженера Гарина» — собственно, сам инженер Гарин. Стал диктатором всей Земли, благодаря воровству чужих идей.
| |
| * Б. Л. Пастернак, «Доктор Живаго» — адвокат Виктор Комаровский. В экранизации 2005 г. в исполнении Олега Янковского — [[педаль в пол]].
| |
| * А. Волков, цикл «[[Волшебник Изумрудного города]]» — Урфин Джюс. Дважды завоевывал Волшебную страну {{spoiler|и ещё дважды помогал защитить её от завоевателей}} за счёт незаурядного ума и огромной силы воли.
| |
| * «Азазель» Бориса Акунина — Иван Францевич Бриллинг. В исполнении Безрукова в мини-сериале — [[педаль в пол]].
| |
| ** Их вообще много у Акунина. Анвар-эфенди в «Турецком гамбите», Момоти Тамба и Дон Цурумаки в «Алмазной колеснице», Ахимас в «Смерти Ахиллеса», Пожарский в «Статском советнике». Даже такие [[Полное чудовище|чудовища]] как доктор Линд и Мари Санфон {{spoiler|— к слову, обе — великолепные [[Зло с женским лицом|мерзавки — ]]}} а также {{spoiler|Благовольский/Просперо}} из «Любовницы Смерти».
| |
| * «На мраморных утёсах» Эрнста Юнгера — Старший Лесничий, конечно же! На своей харизме правит всем лесом, при том, то его основное население — [[Армия воров и шлюх|Огненные Черви]].
| |
| * «Голова профессора Доуэля»: профессор Керн хоть и [[неэтичный учёный]] во все поля, жаждущий в первую очередь славы и поработивший живую голову своего учителя, но хирург он, что называется, от Бога, и даже Лоран в отдельные моменты им восхищается. Да и сложно не согласиться с его аргументами в пользу пересаживания голов обречённых людей на тела людей с погибшим мозгом — как ни крути, а [[Благонамеренный экстремист|вместо двоих оплакивать будут только одного]].
| |
| * «[[Тайный город]]» — комиссар Сантьяга. Да, он выведен как [[Тьма не есть зло|условно-положительный]] и весьма харизматичный персонаж, но горе тем, кто забудет, что он — прожжённый [[Генерал-шахматист|шахматист]] и интриган, который ради выживания своего биологического вида пойдет на всё. Чего стоит его «многоходовочка» в пятой-шестой книгах, вылившаяся [[Сожрите друг друга|в кровавый замес с участием гиперборейцев Кадаф и всех трёх Великих Домов]] (родной Нави Сантьяга, естественно, отвёл роль [[Офигенные герои|офигенных героев]]).
| |
| ** Там же, но труба пониже и дым пожиже — Сдемир. Беспринципный карьерист, донжуан, предатель, [[Сиротинушка|отцеубийца]] и государственный изменник — притом рубаха-парень, отчаянный храбрец и [[И у злодея есть любимые|невесту свою любит по-настоящему]], настолько, что ради неё готов наплевать на презрение сородичей и невидание столь чаемого титула барона, как своих ушей без зеркала. Впрочем, после перехода [[Горизонт отчаяния|горизонта отчаяния]] {{spoiler|по причине, в первую очередь, на редкость жестокого убийства этой самой невесты}} оказался в шаге от [[Направо кругом|поворота направо]] и — старательно подталкиваемый вышепомянутым комиссаром — делает уверенные телодвижения в сторону если не [[Антигерой|антигероя]], то [[Антизлодей|антизлодея]] точно.
| |
| ** Многие считают таковым Яргу. Да, он - чудовище, спровоцировавшее бойню среди своих же. Да, после освобождения из Железной Крепости он успел натворить многое, в том числе пытался развязать войну с челама, которая закончилась бы плохо для всех. Но он когда-то сплотил Навь и вывел ее в доминирующую расу Вселенной, а оказавшись в новом для себя мире, не растерялся, а смог не только выжить, но и стать достойным противником для самого Сантьяги, и даже сумел у него несколько раз выиграть. Есть чем восхищаться.
| |
| * Роберт Штильмарк (да, это русский, точнее — советский автор), «Наследник из Калькутты» — Джакомо Грелли, по прозвищу «Леопард». Из простого пирата, человека вне закона, превратиться, удачно воспользовавшись подвернувшимися обстоятельствами, в знатного лорда, затем многократно приумножить состояние ([[Идти по трупам|понятно]], [[Люди имеют свою цену|что неправедными путями]]), заслужить звание адмирала и графский титул… Бесспорно, определение «мерзавец» в его личности все-таки перевешивает, но невеликолепный такого добиться бы не смог, ведь так? Да и, помимо самого Грелли, среди [[Гадский ансамбль|его помощников]] есть парочка колоритных личностей, которым стоит отдать должное.
| |
| * «Руки вверх! или Враг номер один» Льва Давыдычева — офицер Лахит. Подделывет документы, подсиживает начальство, фальсифицирует данные — но признается начальству в этом с настолько невинным видом, что у начальства просто опускаются руки. С фитильком, так как является скорее заместителем злодея, [[Стремящийся в ГлавГады|но кто знает]]…
| |
| ** Его начальник Шито-Крыто. Злой гений, хотя и склонный к [[Злодейский аффект|злодейскому аффекту]], мечтает ''предать всех людей''.
| |
| ** Фонди-Монди-Дунди-Пэк тоже был таким, но потом перешёл на сторону добра и стал курощать своих бывших собратьев-шпионов теми же профессиональными методами.
| |
| * Серия повестей «Торговец эпохами» Юрия Ивановича — Крафа, враг протагониста.{{spoiler|Позже выяснилось что он совсем не злодей и стал союзником протагониста но поначалу именно такой образ...}}
| |
| * Вадим Панов, «Кардонийская петля» и «Кардонийская рулетка». [[Топ-менеджер| Директор-распорядитель]] [[Преступная_корпорация|Компании]] Абедалоф Арбедолочик {{spoiler| на самом деле [[Олигарх|один из Директоров-Наблюдателей]] всё той же Компании «под прикрытием»}}. Ослепительно харизматичный, атлетически сложенный, безупречно (разве что с некоторым легким избытком шика) одевающийся красавец-[[Пейсы,_кашрут_и_день_субботний|галанит]], в равной степени способный и к ведению тонкой интриги, и к прямому физическому насилию. Способен изнасиловать даму, с которой только что вёл галантную беседу — и светски улыбаться наведшему на него пистолет смертельному врагу.
| |
| * [[Мастер и Маргарита]] — вся свита Воланда с ним же во главе. Как прекрасно они издеваются над порочными и глупыми жителями Москвы!
| |
| * Фрол, [[криминальный барон|«чёрный губернатор»]] из пресловутого «шантарского цикла» А.Бушкова. Будучи персонажем второстепенным, тем не менее, значительно влиял на судьбы главных героев. Личность безусловно тёмно-серая, но при этом отнюдь не лишённая (анти)злодейских стандартов, да и способность пережить множество... пертурбаций «лихих девяностых» не может не вызывать уважение.
| |
| | |
| ==== На других языках ====
| |
| * В. Скотт, «[[Айвенго]]» — Бриан де Буагильбер.
| |
| * «[[Три мушкетёра]]» — кардинал Ришелье.
| |
| ** Да и про Миледи забывать не стоит.
| |
| * У пана Генрика Сенкевича, включая экранизацию «Крестоносцы».
| |
| ** У него же в «Огнём и Мечом» — Богун. Храбрец, красавец, отличный рубака и обожаемый своими солдатами полковник…он же граничащий с тропом «полное чудовище» бандит, насильник, грабитель и т. д. Сложная, очень сложная фигура.
| |
| *** Как минимум, по отношению к Елене, [[Влюблённый злодей|которую любил по-настоящему]], и не думал ею овладеть против её воли, — уж точно не чудовище! Как оскорбился, когда его враги спросили, не опозорил ли её: мол, неужели вы думаете, что я уже и на настоящие чувства не способен? А если ещё сравнить с тем, как его соперник Скшетусский думал отдать Елену в монастырь, если её изнасилуют, — и вовсе смотрится гораздо приличнее. Ну а что до военных действий — здесь ещё большой вопрос, [[Вам террористы, нам партизаны|какую сторону считать правой.]] Но автор-поляк по-другому написать, конечно, не мог.
| |
| ** В «Потопе» того же автора: гетман Януш Радзивилл. Великолепный воевода, щедрый и безмерно богатый магнат, человек на самом деле недюжинных способностей… и при этом показан как монстр тщеславия и гордыни, готовый пойти на измену ради возвеличивания своего дома и себя любимого. Фигура реальная и весьма неоднозначная.
| |
| ** И его двоюродный брат Богуслав Радзивилл. Блестящий придворный, ловкий политик, могучий рыцарь, способный [[А двести двадцать не хочешь?|выдать 220]] и самому отважному, дерзкому противнику… и при этом человек абсолютно без чести и совести, способен ради власти на что угодно, да и с женщинами не всегда обращается по-рыцарски.
| |
| * «[[Treasure Island|Остров сокровищ]]» — Джон Сильвер давит [[педаль в пол]]: недаром он в финале [[Кармический Гудини|сбегает с корабля, да ещё и прихватив часть сокровищ]].
| |
| * Р. Сабатини, «[[Одиссея капитана Блада]]» — Левасёр. Правда, [[с прикрученным фитильком]]: сильно уступает коллеге из примера выше.
| |
| * «Десять негритят» — судья Лоуренс Уоргрейв. В фильме тоже, но в книге, как кажется автору правки, круче.
| |
| * «Уловка 22» — Милоу Миндербиндер.
| |
| * «Пасынки Вселенной» Роберта Хайнлайна — Финеас Нарби. Правда, мог бы выглядеть не таким великолепным, если бы герои [[Что за идиот!|не показали себя беззаботными дурнями без навыка просчитывать последствия]].
| |
| * Рэй Брэдбери, «[[451 градус по Фаренгейту]]» — брандмейстер Битти.
| |
| * «Звёздные короли» и «Возвращение на звёзды» Эдмонда Гамильтона — Шорр Кан, глава Лиги Тёмных Миров.
| |
| * «Тот кто использовал Вселенную» Алана Дина Фостера — Киис ван Лу-Маклин.
| |
| * В целом ряде книг [[Stephen King|Стивена нашего Кинга]] типичным представителем семейства великолепных мерзавцев оказывается [[Дракон (персонаж)|дракон]] Алого Короля Рэндалл Флегг, также известный как Уолтер, Мартен Броадклок, Человек-в-Чёрном, Добрый Человек, et cetera, et cetera.
| |
| * «[[Dragonlance|Сага о Копье]]» Маргарет Уэйс и Трейси Хикмена — Рейстлин Маджере. Сильнейший маг, смертный, ставший богом, смертный, повергший мир в хаос… {{spoiler|и спасший его.}}
| |
| ** В [[Последнее испытание|отечественном мюзикле]] харизма подчёркивается крутым баритоном исполнителя, хотя у Рейстлина Маджере по книге неприятный, тихий и хриплый голос.
| |
| ** «Рейстлин обладает каким-то странным обаянием! Ведь ты никогда не встречался с ним? Я сам не раз чувствовал в нём нечто располагающее и до сих пор не могу понять… […] Каждый из нас в своей жизни хоть один раз был посмешищем, каждый из нас хоть однажды завидовал своим близким. Всем нам приходилось испытывать боль и страдать так же сильно, как ему. И все мы — хоть однажды — желали получить такое могущество, какого хватило бы, чтобы раздавить наших врагов. Мы жалеем его и ненавидим. Мы боимся его только потому, что частичка его живёт в каждом из нас, хотя признаться себе в этом мы осмеливаемся лишь самой тёмной ночью, в полнейшем одиночестве».
| |
| ** И его старшая сестра, Китиара ут-Матар, тоже. Видимо что-то в генах.
| |
| ** А учитывая, что брат и сестра они только по матери, и гены, очевидно, материнские. Похоже, жителям Утехи сильно повезло, что Розамунд не развивала свой магический талант.
| |
| * «[[Forgotten Realms|Забытые королевства]]» — Артемис Энтрери и тёмный эльф Джарлакс Бэнр. Первый — [[наёмный убийца]] высочайшего класса, второй же возглавляет могущественный и авторитетный клан наёмников и, возможно, является самым умным дроу Мензоберранзана.
| |
| * «[[Dresden Files|Досье Дрездена]]» — Джонни «Джентльмен» Марконе. Глава преступного мира Чикаго, опаснейший, жестокий и безжалостный мафиози. При этом обладает своим кодексом чести и недюжинными умом, волей, харизмой. Достаточно сказать, что он — единственный известный в мире серии [[Простой крутой смертный|обыкновенный человек]], который смог стать независимым властителем собственной территории и полноценным игроком в партии, которую играют боги, полубоги, маги, колдуны, демоны, вампиры и прочая могущественная братия.
| |
| ** Там же Никодимус Архлеоне<ref>Между прочим, тут та еще [[деконструкция]]. Да имеет и старательно поддерживает образ сабжа…
| |
| Но в «Маленькой услуге» выясняется, что свой орден он не контролирует, продул ''собственный'' же [[Гамбит Ксанатоса]], едва [[Пнуть сукиного сына|не был задушен насмерть]] (и был осведомлен что про эту слабость знают только они вдвоем с Дрезденом).
| |
| В «Шкурном вопросе» и вовсе [[Конец-переворот|вовсю плясал]] под дудку Мэб, Марконе и Крингла + слил в фехтовании Майклу (у которого из экипировки был только меч). Да, несмотря на [[Мне на самом деле 700 лет|весь свой опыт]].</ref>, Мэб и Лара Рейт.
| |
| ** Несколько раз Гарри встречается в своём подсознании с «плохим собой». Этот «плохой Гарри» — вполне себе великолепный мерзавец.
| |
| * «[[Лучше подавать холодным]]» Джо Аберкромби — Никомо Коска, в меньшей степени [[Протагонист|Монцкарро Меркатто]] и отравитель Морвеер (под конец стал напоминать [[Самоуверенный мерзавчик|противотроп]]).
| |
| ** [[Крутой фехтовальщик|Генерал]] [[Крутой гей|Ганмарк]], в общем, тоже.
| |
| ** В «[[Первый закон|Первом Законе]]» того же Аберкромби — {{spoiler|[[Казался героем, оказался злодеем|маг Байяз]]}}, да и инквизитор Глокта, [[Антигерой|в меньшей степени]].
| |
| ** А в «Героях» — принц Калдер, хитроумный интриган и искусный политик, по крайней мере, на фоне остальных северян.
| |
| * Серия Г. Макнилла про Ультрадесант и Железных Воинов — кузнец войны Хонсю. Регулярно подсвечивается разнообразными могущественными хаоситами, с которыми Хонсю контактирует. Организация военного вторжения на родину Ультрадесанта{{spoiler|, которое разгромили по сути [[Рояль в кустах|роялем в кустах]]}} — это без дураков круто.
| |
| * «[[Discworld|Плоский мир]]» — патриций Ветинари. Профессиональный манипулятор и единственный человек, способный управлять Анк-Морпорком. Хотя горожане ненавидят Ветинари, но всё же признают, что без него было бы гораздо хуже.
| |
| * Нил Шустерман, «Unwind» — Мэйсон Старки.
| |
| ** Впрочем… Харизмы Старки, конечно, не занимать, но при этом он ТАК фейлит всё, к чему прикоснётся (при этом искренне считая себя дофига крутым лидером, вполне достойным того культа личности, который образовали вокруг него подчинённые — бедные отчаявшиеся дети), что это, пожалуй, [[Самоуверенный мерзавчик|другой троп]].
| |
| * [[Гарри Поттер]] — Гриндельвальд был такой способный злодей, что даже Дамблдор не смог его победить и он находился после поражения в тюрьме Нумергард исключительно (!) по своей воле.
| |
| ** Ну-ну… О том, что Гриндельвальд якобы сдался сам, сообщает ведь Рита Скитер, а [[Ненадёжный рассказчик|ей]] [[Наглая ложь|разве можно верить]]?
| |
| *** Но в остальном — да, вполне великолепный, не чета [[Козёл-мизантроп|Вольдеморту]]. И размах был пошире, хоть и действовал лишь на материке, и до пакости вроде крестражей не опускался, и к убийству (судя по эпизоду с кражей Старшей Палочки) прибегал не всегда, и человеческих чувств не был лишён. Потому и смог раскаяться, да и [[Ушёл достойно|умер с честью]] — смеясь в лицо своему убийце.
| |
| * «[[Сага о ведьмаке]]» — Вильгефорц же!
| |
| * Трилогия Тимоти Зана из расширенной вселенной «Звёздных Войн» — блистательный Гранд-Адмирал Траун!
| |
| * В книге «Потерянное освобождение» из цикла «Ересь Хоруса» в этой роли выступает Альфарий — примарх Альфа-Легиона. В результате проведённой им комбинации оказывается {{spoiler|верная Императору Гвардия Ворона не может быстро восстановить потери из-за вируса в генокоде, заботливо внесённым туда шпионом из Альфа-Легиона. Однако и сторонникам Хоруса Альфа-Легион тоже плюнул в кашу — переданные им генокоды далеко не точные. Правильные генокоды Альфарий оставляет себе, попутно далеко послав Кабал — третью силу, на которую должен был работать Альфа-Легион для спасения мира}}.
| |
| ** Грэм Мастертон «Devil in Gray» — майор-конфедерат Джозеф Шрауд, оседланный Шанго. Смеется над детективом, убивает старушек, произносит крайне вменяемую речь на тему «какой идиот додумался до этих вудуистских штучек? Я-то еще везучий, у меня никого не было, а вот у остальных двенвдцати оседланных родственники были». Детектив с ним в этом совершенно согласен.
| |
| * [[ПЛиО]] — в сравнении с сериалом:
| |
| ** Петир Бейлиш. {{spoiler|В отличие от поздних сезонов, уровень великолепия книжный Мизинец пока не терял.}}
| |
| ** Тайвин Ланнистер, чуть меньше, чем в сериале. (А вот Русе Болтон — наоборот, великолепнее выглядит как раз в книге).
| |
| ** Варис, в сериале [[Вопиющий неканон|понизивший уровень мерзавства]].
| |
| ** Манс. Как [[Злодей|мерзавец]] уступает предыдущим, но в разы великолепней сериального воплощения.
| |
| ** Но сильнее всего в сериале [[Отупеть в адаптации|пострадал]] Эурон Грейджой (в прочем, в седьмом сезоне все же [[с фитильком|поднял]] [[Больше не Джа-Джа|уровень великолепия]]), [[Великолепный мерзавец|великолепное]] [[Полное чудовище|чудовище]], в книге (судя по спойлерной главе из пока не вышедших «Ветров зимы») вздумавшее бросить вызов {{spoiler|аж самим богам.}}
| |
| ** Не стоит забывать и об «[[Мэри Сью|альфе и омеге]]» всей саги, Тирионе Ланнистере. В сериале большую часть мерзавства из него [[Светлее и мягче|вычистили]], однако в книге беспринципности и сомнительных поступков хватает, чтобы записать хитрожопого карлика в явные [[Антигерой|антигерои]]. Правда, в третьей книге у Тириона произошёл заметный «[[Умный — не значит мудрый|кризис великолепия]]», однако в «Танце Драконов» уровень начал восстанавливаться, к тому же появились намёки на повышение мерзавства.
| |
| * У Дэвида Эддингса чаще встречается [[Самоуверенный мерзавчик|противоположный типаж]], но есть и исключения:
| |
| ** «[[Хроники Спархока]]» — Мартэл в «Элении» и {{spoiler|[[Казался героем, оказался злодеем|Заласта]]}} в «Тамули». {{spoiler|Хотя [[Кармический Гудини|самым великолепным]] в итоге оказался работавший на обоих Крегер}}.
| |
| ** «Белгарион» — Зарат и Сади из «Белгариады» ({{spoiler|впрочем, в следующем цикле, [[Поворот направо|присоединяются к героям]]}}), и, чуть в меньшей степени, Агахак из «Маллореона».
| |
| * «[[Орден манускрипта|Орден Манускрипта]]» — граф Страве. {{spoiler|К счастью для героев, [[Какой ни есть, а он за нас|он на их стороне]]}}.
| |
| * [[87th Precinct|Цикл Эда Макбейна о 87-м полицейском участке]] — Глухой. Да, преступник, почти террорист и с явными садистскими замашками, но как эпично он издевается над полицией, какие планы продумывает — однозначно великолепен.
| |
| * Рик Янси, цикл «Монстролог» — доктор Джон Кернс, интеллектуал, эстет, философ, садист и {{spoiler|[[Джек Потрошитель]]}} в одном лице. Да, он [[полное чудовище]] (хотя и [[Даже у зла есть стандарты|не без принципов]]), но это нисколько не умаляет его харизмы. На становление личности Уилла Генри Кернс оказал не меньшее (а то и большее) влияние, чем собственно [[Ментор|доктор Уортроп]].
| |
| * Ги де Мопассан «Милый друг» — Жорж Дюруа.
| |
| * «Последние дни Помпеи» Э. Булвер-Литтона — Арбак, пополам с тропом [[Культурный мерзавец]]. Мечтает ни много ни мало воссоздать былое величие Египта. А ещё он философ и посвящённый маг (хотя колдунств не творит, ибо жанр не тот).
| |
| * «Серебряное крыло» — Гот из-за своей склонности к манипуляциям и [[Когда же ты сдохнешь|неспособности остаться мертвым]].
| |
| * Робин Хобб [[Мир Элдерлингов|«Сага о живых кораблях»]] — пиратский капитан Кеннит. Харизматичен и обожаем своей командой, строит грандиозные планы и ничем не гнушается для их исполнения.
| |
|
| |
|
| ==== Сетевая ==== | | ==== Сетевая ==== |