Историческое фэнтези: различия между версиями

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
 
(Новая страница: «Это Земля. Её история, родная и знакомая нам со школьной скамьи. Град Киев, княжеские дружинники, купцы, деревянные домики, а на улицах продают мёд и калачи. Вот смотрите, посреди улицы два православных монаха заняты высокоумной дискуссией о вере с языче...»)
Строка 9: Строка 9:
Правильно. Потому, что это '''историческое фэнтези'''. Реалии знакомого минувшего сочетаются здесь с магическим и фантастическим. Здесь в болотах действительно живут кикиморы, а в шахтах — кобольды, алхимики действительно могут превратить ртуть в золото и сварить эликсир бессмертия, герметисты ренессансной Италии действительно вызывают в кругах ангелов и демонов, а в египетских пирамидах таятся злобные призраки и оживающие мумии.
Правильно. Потому, что это '''историческое фэнтези'''. Реалии знакомого минувшего сочетаются здесь с магическим и фантастическим. Здесь в болотах действительно живут кикиморы, а в шахтах — кобольды, алхимики действительно могут превратить ртуть в золото и сварить эликсир бессмертия, герметисты ренессансной Италии действительно вызывают в кругах ангелов и демонов, а в египетских пирамидах таятся злобные призраки и оживающие мумии.


Почему всё это исчезло — и исчезло ли? Возможно, вера людей в разум, логику и прогресс убивает магию. Возможно, сами разум, логика и прогресс — дело рук тайного ордена технократов, которые и истребили магов и духов. Возможно, всё это [[Городское фэнтези|всё ещё существует,]] [[Маскарад|хоть и сокрыто]].
Почему всё это исчезло — и исчезло ли? Возможно, вера людей в разум, логику и прогресс убивает магию. Возможно, сами разум, логика и прогресс — дело рук тайного ордена технократов, которые и истребили магов и духов. Возможно, всё это [[Городское фэнтези|все еще существует,]] [[Маскарад|хоть и сокрыто]].


Вариант данного тропа — ''псевдоисторическое'' фэнтези, когда за основу фабулы произведения берутся реальные события, но действие происходит в вымышленном мире. Примеры: «[[Песнь Льда и Пламени]]» (основа — Война Алой и Белой розы), бо́льшая часть произведений Гая Гэвриела Кея (например, за основу «Песни для Арбонны» взяты альбигойские крестовые походы), «Князь пустоты» Бэккера (Первый крестовый поход), «Риганте» Дэвида Гэммела (первые две книги — войны Цезаря с галлами и бриттами, третья и четвёртая — Английская буржуазная революция). Как правило, противоборствующие фракции в таких произведениях являются почти полными [[СФК]] сторон конфликта-прототипа, а персонажи — [[Копиркин]]ыми исторических лиц в той или иной степени.
Вариант данного тропа — ''псевдоисторическое'' фэнтези, когда за основу фабулы произведения берутся реальные события, но действие происходит в вымышленном мире. Примеры: «[[Песнь Льда и Пламени]]» (основа — Война Алой и Белой розы), бОльшая часть произведений Гая Гэвриела Кея (например, за основу «Песни для Арбонны» взяты альбигойские крестовые походы), «Князь пустоты» Бэккера (Первый крестовый поход), «Риганте» Дэвида Гэммела (первые две книги — войны Цезаря с галлами и бриттами, третья и четвёртая — Английская буржуазная революция). Как правило, противоборствующие фракции в таких произведениях являются почти полными [[СФК]] сторон конфликта-прототипа, а персонажи — [[Копиркин]]ыми исторических лиц в той или иной степени.
 
См. также [[Всё так и было]], [[Магический реализм]]. Надтроп — [[Низкое фэнтези]].


== Где встречается ==
== Где встречается ==


=== [[Литература]] ===
=== [[Литература]] ===
* Александр Фомич Вельтман, «Светославич, вражий питомец» ([[Старше, чем радио|1835]]) — на фоне событий, предшествующих [[Богатыри и чудища лесные|крещению Руси]], [[Злой двойник|злой двойник]] князя Владимира, его похищенный из чрева матери и выращенный нечистой силой, [[Язычество против авраамизма|встревоженной распространением христианства]], брат, ищет череп князя Святослава — если он успеет кинуть череп отца в Днепр — власть языческой нечисти будет вечной…
* «Сага о Рейневане» Анджея Сапковского: «Башня шутов», «Божьи воины», «Свет Вечный».
* [[Метавселенная Рудазова]] — «[[Преданья (серия книг)|Преданья старины глубокой]]». Иван-дурак — тиборский княжич. Елена Прекрасная — дочь [[богатыри и чудища лесные|Всеволода Большое Гнездо]]. Садко — [[Господин Великий|новгородский]] посадник. Бова-королевич — [[Доннерветтер унд сосиски|тевтонский]] рыцарь. И при этом Руси угрожает с востока [[Кощей Бессмертный|Кащей]], планирующий сократить популяцию людей до безопасного числа. В его армии служат людоящеры, разномастная нечисть и [[коллаборационист]]ы из людей — <s>татары</s> татаровья; это не считая уникумов вроде [[Змей Горыныч|Змея Горыныча]], Соловья-разбойника или Кота-Баюна. В избушках в лесу живут три [[Баба-Яга|сестры-яги]], на дальнем северном острове — грозный Дед Мороз, на Кавказе — дэвы и каджи…
* «Боярская сотня» — [[реконструкторы]] [[попаданец|попадают в прошлое]], где присутствует немного магии.
** [[С прикрученным фитильком]] — Земля-1691. Несмотря на стоящий на дворе год, в Европе царит высокое [[Средневековье]] с рыцарями и волшебниками. Австралия открыта, Америка — нет. На месте Руси — земли гоблинов, Швейцарии — гномов, Скандинавии — цвергов, посреди Франции — эльфов, в лесах орудуют банды огров, троллей и гноллей. [[Инквизиция|Инквизицию]] возглавляет лично тот самый Торквемада, один из кардиналов — эльф, лично знавший апостола Павла, а его друг сэр Исаак Ньютон изучает [[алхимик|алхимическое]] расщепление атомного ядра и немало в этом преуспел.
* Произведения Елизаветы Дворецкой о викингах и славянах — циклы «Корабль во фьорде», «Лес на Той Стороне», «Огнедева», «Князья леса».
* «[[В час, когда луна взойдет]]» — спин-оффы, в которых борьба с вампирами разворачивается на фоне реальных исторических событий.
* цикл «Ория» Андрея Валентинова.
* Андрей Уланов, цикл «Однажды на [[Дикий Запад|Диком Западе]]…». Время действия — 1860-е в США. В наличии шрамы от [[Гражданская война в США|Гражданской войны]], [[индейцы|индейские]] войны, попытки колонизировать прерии, реставрация Мэйдзи в [[развесистая сакура|Японии]]… А также гномы, эльфы, орки и гоблины вместо индейцев и прочая фэнтезийная нечисть. Магия и стимпанк — прилагаются.
** здесь скорее собственно славянское фэнтези, в которой от исторического реала лишь отсылки и аллюзии.
* Андрей Валентинов, цикл «Ория». Хотя скорее собственно славянское фэнтези, в которой от исторического реала лишь отсылки и аллюзии.
* Цикл Пола Андерсона «Галльские ведьмы».
* Елизавета Дворецкая, произведения о викингах и славянах — циклы «Корабль во фьорде», «Лес на Той Стороне», «Огнедева», «Князья леса».
* Его же «Сломанный меч».
* Александр Прозоров, «Боярская сотня» — [[реконструкторы]] [[попаданец|попадают в прошлое]], где присутствует немного магии.
* Цикл Фрица Лейбера о Фафхрде и Сером Мышелове начинался именно так. Потом Лейбер придумал собственную вселенную, а повесть, в которой герои действуют в земном прошлом, [[обоснуй|объяснил]] путешествием в параллельный мир.
* Лев Прозоров:
* «Джонатан Стрендж и мистер Норрелл» Сьюзанны Кларк — один из самых необычных примеров. Фэнтезийный сюжет с магами, эльфами, войнами и пророчествами разворачивается в таком нехарактерном сеттинге, как Англия XIX века.
** «Евпатий Коловрат». Даёт фэнтезийный ответ на вопросы, [[Никто не любит Аида|откуда]] рязанский воевода взял войско на [[Враги сожгли родную хату|разорённых]] [[Ордынское иго|Батыем]] землях русских княжеств, почему татарам виделись [[Нежить|восставшие мертвецы]] в этом войске и почему с [[Рыцарь Смерти|самим воеводой и его дружиной]] удалось расправиться только с помощью камнемётных машин.
* [[В час, когда луна взойдет]] — спин-оффы, в которых борьба с вампирами разворачивается на фоне реальных исторических событий.
** Дилогия «Мечеслав». Тут сюжетообразющего значения не имеет и вообще в большинстве случаев может быть сведено к [[Может, магия, а может, реальность|«им показалось»]] (что [[Подсветка|подсвечено]] беседою [[Крутой дедуля|Бояна]] [[Ментор|Вещего]] с Вольгостем — «Так оно увиделось или было?» — по итогам [[Шаманизм|шаманского]] поединка Бояна с печенежским кудесником Курей).
* [[Метавселенная Рудазова]] — «Преданья старины глубокой». Иван-дурак — тиборский княжич. Елена Прекрасная — дочь Всеволода Большое Гнездо. Садко — новгородский посадник. Бова-королевич — тевтонский рыцарь. И при этом Руси угрожает с востока Кощей Бессмертный, планирующий сократить популяцию людей до безопасного числа. В его армии служат людоящеры, разномастная нечисть и коллаборационисты из людей — <s>татары</s> татаровья; это не считая уникумов вроде Змея Горыныча, Соловья-разбойника или Кота-Баюна. В избушках в лесу живут три сестры-яги, на дальнем северном острове — грозный Дед Мороз, на Кавказе — дэвы и каджи…
* Анджей Сапковский, «[[Сага о Рейневане]]».
** С прикрученным фитильком — Земля-1691. Несмотря на стоящий на дворе год, в Европе царит высокое Средневековье с рыцарями и волшебниками. Австралия открыта, Америка — нет. На месте Руси — земли гоблинов, Швейцарии — гномов, Скандинавии — цвергов, посреди Франции — эльфов, в лесах орудуют банды огров, троллей и гноллей. Инквизицию возглавляет лично тот самый Торквемада, один из кардиналов — эльф, лично знавший апостола Петра, а его друг сэр Исаак Ньютон изучает алхимическое расщепление атомного ядра и немало в этом преуспел.
* [[нет, не тот|Мария Стюарт]], трилогия о Мерлине.
* Олег Дивов, «Храбр» — был бы чисто исторической, ни разу не фэнтези-книгой, если бы не <s>Соловей</s> Соловый разбойник и его семейка, оказывающиеся натуральными {{spoiler|[[доисторическое Средневековье|гигантопитеками]]}}. Как один из них, описывается и Святогор. И, судя по всему, в жилах заглавного героя [[мрачный добряк|Ильи Урманина]] течёт та же кровь.
* Пол Андерсон, «Сломанный меч» и цикл «Галльские ведьмы».
** и это трудно назвать [[Фэнтези|фэнтези]], как таковым. Недовымершая доисторическая зверюга всё же не эльф, не гоблин, не маг и не восставший мертвец…
* Фриц Лейбер, цикл о Фафхрде и Сером Мышелове начинался именно так. Потом Лейбер придумал собственную вселенную, а повесть, в которой герои действуют в земном прошлом, [[обоснуй|объяснил]] путешествием в параллельный мир.
* Серия «Разрушенная империя» Марка Лоуренса.
* Сьюзанна Кларк, «Джонатан Стрендж и мистер Норрелл» — один из самых необычных примеров. Фэнтезийный сюжет с магами, эльфами, войнами и пророчествами разворачивается в таком нехарактерном сеттинге, как Англия XIX в.
* «Евпатий Коловрат» Льва Прозорова. Даёт фэнтезийный ответ на вопросы, [[Никто_не_любит_Аида|откуда]] рязанский воевода взял войско на [[Враги_сожгли_родную_хату|отгеноцижженных]] [[Ордынское_иго|Батыем]] землях русских княжеств, почему татарам виделись [[Нежить|восставшие мертвецы]] в этом войске, и почему с [[Рыцарь_Смерти|самим воеводой и его дружиной]] удалось расправиться только с помощью камнемётных машин.
* Марк Лоуренс, серия «Разрушенная империя».
**дилогия "Мечеслав" того же автора. Тут сюжетообразющего значения не имеет и вообще в большинстве случаев может быть сведено к [[Может,_магия,_а_может,_реальность|"им показалось"]] (что [[Подсветка|подсвечено]] беседою [[Крутой_дедуля|Бояна]] [[Ментор|Вещего]] с Вольгостем -- "Так оно увиделось или было?" -- по итогам [[Шаманизм|шаманского]] поединка Бояна с печенежским кудесником Курей).
* Александр Накул, «Скиф-оборотень». Закат эллинизма с работающей магией и легендарными существами.
*[[Старше,_чем_радио|Александр Фомич Вельтман, "Светославич, вражий питомец", 1835]] -- на фоне событий, предшествующих [[Богатыри_и_чудища_лесные|крещению Руси]], [[Злой_двойник|злой двойник]] князя Владимира, его похищенный из чрева матери и выращенный нечистой силой, [[Язычество_против_авраамизма|встревоженной распространением христианства]], брат, ищет череп  князя Святослава -- если он успеет кинуть череп отца в Днепр -- власть языческой нечисти будет вечной...


=== [[Кино]] ===
=== [[Кино]] ===
* Восточно-азиатские фильмы на историческую тематику — тот же «Герой».
* Восточно-азиатские фильмы на историческую тематику — тот же «Герой».


=== [[Аниме]] и [[манга]] ===
=== [[Аниме]] ===
* Большая часть исторического аниме, например «Василиск» — события вполне реальные, техники ниндзя, используемые персонажами, явно фантастичны.
* Большая часть исторического аниме, например «Василиск» — события вполне реальные, техники ниндзя, используемые персонажами, явно фантастичны.
* А ещё японцы страсть как любят переосмысливать свои же легенды, основанные на реальных событиях, в фэнтезийном ключе. Вот, например, какое прозвище заслужил Ода Нобунага? В аниме он с высокой долей вероятности [[Тёмный властелин|действительно]] будет повелевать демонами.
* [[Spice and Wolf]] — сеттинг с максимально возможной точностью (автор тщательно изучал матчасть) повторяет средневековые европейские реалии. Однако это не мешает существовать в том мире и магии, и необычным существам. Но мир другой, так что псевдоисторическое.
* [[Spice and Wolf]] — сеттинг с максимально возможной точностью (автор тщательно изучал матчасть) повторяет средневековые европейские реалии. Однако это не мешает существовать в том мире и магии, и необычным существам. Но мир другой, так что псевдоисторическое.
* [[Maria The Virgin Witch]] — а тут уже про реальную Столетнюю Войну. Известна своей маниакальной проработкой местной обстановки, единственный фентезийный элемент - собственно, сами ангелы, демоны, колдуны и ведьмы.
* [[Maria The Virgin Witch]] — а тут уже про реальную Столетнюю Войну. Известна своей маниакальной проработкой местной обстановки, единственный фентезийный элемент - собственно, сами ангелы, демоны, колдуны и ведьмы.
Строка 51: Строка 48:
=== [[Настольные игры]] ===
=== [[Настольные игры]] ===
* Исторические [[сеттинг]]и Мира Тьмы, настольного ролевого сеттинга от White Wolf, а также тесно связанная со Старым Миром Тьмы, но отошедшая другому правообладателю Ars Magica.
* Исторические [[сеттинг]]и Мира Тьмы, настольного ролевого сеттинга от White Wolf, а также тесно связанная со Старым Миром Тьмы, но отошедшая другому правообладателю Ars Magica.
* Aquelarre


{{Nav/Fantasy}}
{{Nav/Fantasy}}
{{Nav/Средневековье}}
{{Nav/Средневековье}}

Версия 19:43, 9 апреля 2022

Это Земля. Её история, родная и знакомая нам со школьной скамьи. Град Киев, княжеские дружинники, купцы, деревянные домики, а на улицах продают мёд и калачи. Вот смотрите, посреди улицы два православных монаха заняты высокоумной дискуссией о вере с языческим волхвом. Ой, добром это не кончится, они подзывают дружинников и науськивают их на волхва…

Стоп.

Что это?

Волхв только что вызвал с неба молнию Перуна? Монахов и дружинников убило наповал, а волхв улетел?

Правильно. Потому, что это историческое фэнтези. Реалии знакомого минувшего сочетаются здесь с магическим и фантастическим. Здесь в болотах действительно живут кикиморы, а в шахтах — кобольды, алхимики действительно могут превратить ртуть в золото и сварить эликсир бессмертия, герметисты ренессансной Италии действительно вызывают в кругах ангелов и демонов, а в египетских пирамидах таятся злобные призраки и оживающие мумии.

Почему всё это исчезло — и исчезло ли? Возможно, вера людей в разум, логику и прогресс убивает магию. Возможно, сами разум, логика и прогресс — дело рук тайного ордена технократов, которые и истребили магов и духов. Возможно, всё это все еще существует, хоть и сокрыто.

Вариант данного тропа — псевдоисторическое фэнтези, когда за основу фабулы произведения берутся реальные события, но действие происходит в вымышленном мире. Примеры: «Песнь Льда и Пламени» (основа — Война Алой и Белой розы), бОльшая часть произведений Гая Гэвриела Кея (например, за основу «Песни для Арбонны» взяты альбигойские крестовые походы), «Князь пустоты» Бэккера (Первый крестовый поход), «Риганте» Дэвида Гэммела (первые две книги — войны Цезаря с галлами и бриттами, третья и четвёртая — Английская буржуазная революция). Как правило, противоборствующие фракции в таких произведениях являются почти полными СФК сторон конфликта-прототипа, а персонажи — Копиркиными исторических лиц в той или иной степени.

Где встречается

Литература

  • «Сага о Рейневане» Анджея Сапковского: «Башня шутов», «Божьи воины», «Свет Вечный».
  • «Боярская сотня» — реконструкторы попадают в прошлое, где присутствует немного магии.
  • Произведения Елизаветы Дворецкой о викингах и славянах — циклы «Корабль во фьорде», «Лес на Той Стороне», «Огнедева», «Князья леса».
  • цикл «Ория» Андрея Валентинова.
    • здесь скорее собственно славянское фэнтези, в которой от исторического реала лишь отсылки и аллюзии.
  • Цикл Пола Андерсона «Галльские ведьмы».
  • Его же «Сломанный меч».
  • Цикл Фрица Лейбера о Фафхрде и Сером Мышелове начинался именно так. Потом Лейбер придумал собственную вселенную, а повесть, в которой герои действуют в земном прошлом, объяснил путешествием в параллельный мир.
  • «Джонатан Стрендж и мистер Норрелл» Сьюзанны Кларк — один из самых необычных примеров. Фэнтезийный сюжет с магами, эльфами, войнами и пророчествами разворачивается в таком нехарактерном сеттинге, как Англия XIX века.
  • В час, когда луна взойдет — спин-оффы, в которых борьба с вампирами разворачивается на фоне реальных исторических событий.
  • Метавселенная Рудазова — «Преданья старины глубокой». Иван-дурак — тиборский княжич. Елена Прекрасная — дочь Всеволода Большое Гнездо. Садко — новгородский посадник. Бова-королевич — тевтонский рыцарь. И при этом Руси угрожает с востока Кощей Бессмертный, планирующий сократить популяцию людей до безопасного числа. В его армии служат людоящеры, разномастная нечисть и коллаборационисты из людей — татары татаровья; это не считая уникумов вроде Змея Горыныча, Соловья-разбойника или Кота-Баюна. В избушках в лесу живут три сестры-яги, на дальнем северном острове — грозный Дед Мороз, на Кавказе — дэвы и каджи…
    • С прикрученным фитильком — Земля-1691. Несмотря на стоящий на дворе год, в Европе царит высокое Средневековье с рыцарями и волшебниками. Австралия открыта, Америка — нет. На месте Руси — земли гоблинов, Швейцарии — гномов, Скандинавии — цвергов, посреди Франции — эльфов, в лесах орудуют банды огров, троллей и гноллей. Инквизицию возглавляет лично тот самый Торквемада, один из кардиналов — эльф, лично знавший апостола Петра, а его друг сэр Исаак Ньютон изучает алхимическое расщепление атомного ядра и немало в этом преуспел.
  • Олег Дивов, «Храбр» — был бы чисто исторической, ни разу не фэнтези-книгой, если бы не Соловей Соловый разбойник и его семейка, оказывающиеся натуральными гигантопитеками. Как один из них, описывается и Святогор. И, судя по всему, в жилах заглавного героя Ильи Урманина течёт та же кровь.
    • и это трудно назвать фэнтези, как таковым. Недовымершая доисторическая зверюга всё же не эльф, не гоблин, не маг и не восставший мертвец…
  • Серия «Разрушенная империя» Марка Лоуренса.
  • «Евпатий Коловрат» Льва Прозорова. Даёт фэнтезийный ответ на вопросы, откуда рязанский воевода взял войско на отгеноцижженных Батыем землях русских княжеств, почему татарам виделись восставшие мертвецы в этом войске, и почему с самим воеводой и его дружиной удалось расправиться только с помощью камнемётных машин.
    • дилогия "Мечеслав" того же автора. Тут сюжетообразющего значения не имеет и вообще в большинстве случаев может быть сведено к "им показалось" (что подсвечено беседою Бояна Вещего с Вольгостем -- "Так оно увиделось или было?" -- по итогам шаманского поединка Бояна с печенежским кудесником Курей).
  • Александр Фомич Вельтман, "Светославич, вражий питомец", 1835 -- на фоне событий, предшествующих крещению Руси, злой двойник князя Владимира, его похищенный из чрева матери и выращенный нечистой силой, встревоженной распространением христианства, брат, ищет череп князя Святослава -- если он успеет кинуть череп отца в Днепр -- власть языческой нечисти будет вечной...

Кино

  • Восточно-азиатские фильмы на историческую тематику — тот же «Герой».

Аниме

  • Большая часть исторического аниме, например «Василиск» — события вполне реальные, техники ниндзя, используемые персонажами, явно фантастичны.
  • Spice and Wolf — сеттинг с максимально возможной точностью (автор тщательно изучал матчасть) повторяет средневековые европейские реалии. Однако это не мешает существовать в том мире и магии, и необычным существам. Но мир другой, так что псевдоисторическое.
  • Maria The Virgin Witch — а тут уже про реальную Столетнюю Войну. Известна своей маниакальной проработкой местной обстановки, единственный фентезийный элемент - собственно, сами ангелы, демоны, колдуны и ведьмы.
  • Берсерк — тоже псевдоисторический, но автор - медиевист-любитель. Перед тем, как рисовать, внимательно изучает тему вплоть до поездок в города-прототипы и консультаций с серьезными историками. Альтернативная Европа со своими Ватиканом и Столетней Войной.
  • Дороро — действие происходит в Японии периода Сэнгоку. Тем не менее, присутствует магия и демоны.
  • Манускрипт ниндзя — аналогично.

Настольные игры

  • Исторические сеттинги Мира Тьмы, настольного ролевого сеттинга от White Wolf, а также тесно связанная со Старым Миром Тьмы, но отошедшая другому правообладателю Ars Magica.