Мир загадок: различия между версиями

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
(→‎Видеоигры: не на английском он читал, а на родном японском. Сколько можно повторять одну и ту же дезу)
 
(Новая страница: «{{TVTropes|WorldOfMysteries|World of Mysteries}} Сеттинг, ''целиком'' состоящий из вечных загадок, тайных знаков и недосказанностей. Этот троп очень любят авторы, «косящие» под Дэвида Линча; также может сочетаться с тропом [[Вселенная за кадром]...»)
Строка 1: Строка 1:
{{TVTropes|WorldOfMysteries|World of Mysteries}}
{{TVTropes|WorldOfMysteries|World of Mysteries}}
{{q|pre=1|
Я им говорю, что каждый раз, как находишь ответ, под ним находишь еще шесть вопросов, как эльфов под поганкой.|Уильям Берроуз, «Города красной ночи»}}


Сеттинг, ''целиком'' (или почти целиком) состоящий из [[Вечная загадка|вечных загадок]], тайных знаков и недосказанностей.
Сеттинг, ''целиком'' состоящий из [[Вечная загадка|вечных загадок]], тайных знаков и недосказанностей.


Этот троп очень любят [[Типа я Линч|авторы, «косящие» под Дэвида Линча]]; также может сочетаться с тропом [[Вселенная за кадром]].
Этот троп очень любят [[Типа я Линч|авторы, «косящие» под Дэвида Линча]]; также может сочетаться с тропом [[Вселенная за кадром]].
Также часто сочетается с [[антисюжет]]ом, однако не всегда: скажем, Лемони Сникет [[33 несчастья|умудрился натянуть на такой сеттинг]] вполне себе классический викторианский сюжет воспитательного романа о трёх юных сиротах, пытающихся найти своё счастье во взрослом мире.


== Примеры ==
== Примеры ==
Строка 15: Строка 11:
* «[[Дом, в котором...]]» — сабжем является [[Странная альтернативная реальность|Изнанка Дома]] и [[Сказочный лес|Лес]]. Персонажи, побывавшие там, переживают странные приключения (в Лесу — сказочные, на Изнанке — скорее детективные, [[Эстетика девяностых|в духе американских триллеров девяностых]]). Причём согласно правилам Дома рассказывать о них нельзя, поэтому на эту тему все общаются только намёками, и не существует никакой единой «карты» Изнанки или «справочника» по ней; возможно, что она отражает коллективное бессознательное жителей Дома, основанное на книгах и фильмах того периода (а-ля Солярис), и логики в тамошних детективных сюжетах нет вообще.
* «[[Дом, в котором...]]» — сабжем является [[Странная альтернативная реальность|Изнанка Дома]] и [[Сказочный лес|Лес]]. Персонажи, побывавшие там, переживают странные приключения (в Лесу — сказочные, на Изнанке — скорее детективные, [[Эстетика девяностых|в духе американских триллеров девяностых]]). Причём согласно правилам Дома рассказывать о них нельзя, поэтому на эту тему все общаются только намёками, и не существует никакой единой «карты» Изнанки или «справочника» по ней; возможно, что она отражает коллективное бессознательное жителей Дома, основанное на книгах и фильмах того периода (а-ля Солярис), и логики в тамошних детективных сюжетах нет вообще.
* «[[The Illuminatus!]]»
* «[[The Illuminatus!]]»
* «Сердца четырёх» [[Владимир Сорокин|Владимира Сорокина]] — сюжет крутится вокруг четырёх героев (мужчины, женщины, мальчика и старика), которые выполняют некую шпионскую миссию [[Бесславные девяностые|в реалиях России начала девяностых]]: раскладывают предметы на чём-то вроде игрового поля, упоминают цифры, цвета, музыкальные ноты, фамилии неизвестных людей — однако в чём суть, читателю так и не объяснят.
* Павел Пепперштейн и Сергей Ануфриев, «Мифогенная любовь каст» — ровно то же самое. Единственное, что понятно из сюжета — это то, что [[Вторая Мировая]] в эзотерическом плане представляла собой [[Мир — игрушка богов|что-то вроде детской игры для высших сущностей]], причём сущности, игравшие за СССР, выглядят как герои русских сказок (Муха-Цокотуха, [[Кощей Бессмертный]], Гуси-лебеди), а играющие за Третий рейх — как герои западных ([[Mary Poppins|Мэри Поппинс]], [[Astrid Lindgren|Карлсон]], [[Winnie-the-Pooh|Винни-Пух]], [[Peter Pan|Питер Пэн]]). Но как устроены миры этих высших сущностей, не представляется возможным понять, [[Момент губастого аллигатора|в книге полно никуда не ведущих сюжетных линий и вставок]], персонажи появляются из ниоткуда и исчезают в никуда… [[Приглючения в Глюколяндии|Ну или это просто всё глюки главного героя, контуженного в лесу в 1941 и питающегося галлюциногенными грибами]] — тогда логику искать вообще бесполезно.
* «Королева» Евгения Долматовича — именно такой предстаёт Феодосия, особенно ночью. Новый знакомый героя, приехавшего туда на отдых, рассказывает ему, что город полон мифов, легенд и загадок, по ночам там бродит нечисть и иногда исчезают люди. С некоторыми из местных легенд герой даже познакомился лично.
* «Полигон» Сергея Кузнецова — комбинация нормального сюжета и мозговыносящего [[антисеттинг]]а оставляет сотни (это не фигура речи и не преувеличение) вопросов без ответа.
* «Полигон» Сергея Кузнецова — комбинация нормального сюжета и мозговыносящего [[антисеттинг]]а оставляет сотни (это не фигура речи и не преувеличение) вопросов без ответа.
* «Восьмое небо» Константина Соловьева — фактически ни на одну из основных загадок сюжета и вселенной ответа так и не дано:
** Почему в этом мире земные топонимы и имена собственные, (причем с переворотом, например теорию эволюции открыл мистер Бигль, надо полагать во время своего путешествия на корабле «Дарвин»), а имеющиеся народы — [[СФК]] земных наций? {{spoiler|Есть намек, что это Земля из параллельной реальности после произошедшей на ней магической катастрофы}}.
** Зачем тут такие обширные отсылки на другой роман автора «Канцелярская крыса», с намеком на фактический [[кроссовер]]? {{spoiler|Что не удивительно, учитывая что остров, на котором происходит действие "Канцелярской крысы" находиться в измерении между мирами, а значит способен проявиться в любом мире.}}
** Есть ли на самом деле Восьмое небо?
** Что такое «Аргест»? {{spoiler|Кроме того, что это магический артефакт невероятной, способной изменять реальность и ее законы, магической силы, начавший Себя Вести.}}
** Кем на самом деле был дед Ренриетты?
** Кем на самом деле была Ренриетта Уйалдбриз?
** А {{spoiler|сущестовали ли Ренриетта и ее дед на самом деле? Как люди? Фактически, это классические «люди ниоткуда». Открытым текстом говорится, что «Аргест» способен превращаться в любую сущность и взять себе оболочку зверя или человека. А «Малефакс», разумный гумункул, вообще считает что он — суть ребенок, которому нужен учитель и провожатый в этой вселенной….. Кстати, подобный сюжетный поворот автор уже использовал.}}
** Почему Ренриетта убежала из Академии, став капитаном на корабле своего деда? {{spoiler|Она же презирала своего родственника, не так чтобы любила небо и вообще мечтала стать королевским юристом.}}
** Что в конце концов случилось с Ренриеттой?
** Что случилось с Линдой?
** Кто такой на самом деле «Малефакс», гумункул, (магический интеллект, использующий для управления кораблем), обладающий собственным разумом? {{spoiler|Никаких аналогов ему в этой вселенной не существует.}}
** {{spoiler|Все [[с прикрученным фитильком]], поскольку половину загадок и нестыковок можно списать на [[бог из машины|бога из машины]] — магическое влияние «Аргеста».}}
* Роберт Ирвин, «Арабский кошмар» — весь Каир — одна [[Вынос мозга|бесконечно запутанная загадка]] и [[Сон во сне|сон внутри сна]].
* «[[Нет прощения!]]» — сеттинг дан очень скупыми мазками, поэтому загадок о его устройстве после прочтения остаётся множество. Сколько времени прошло от наших дней до начала Второго Пришествия? Какой из материков стал Конфедерацией, а какой Христианским Содружеством, и существуют ли государства кроме них? Кто стоял за «Экотеррой» и к чему в итоге привела её деятельность? Существуют ли как отдельные сущности Дракон и Папа Легба, которого призвал Эрлиг? Наконец, что из происходящего с героями дилогии — реальность, что — отражение в пси-фоне каких-то [[Может, магия, а может, реальность|трансцендентных процессов]], а что просто галлюцинации?


=== [[Кино]] ===
=== [[Кино]] ===
Строка 43: Строка 21:
* «[[Gravity Falls]]» — в городке есть так называемый «природный магнетизм аномалий», притягивающий туда загадки и паранормальные явления, а также Общество Слепого Глаза, цель которого состоит в том, чтобы всё это засекречивать.
* «[[Gravity Falls]]» — в городке есть так называемый «природный магнетизм аномалий», притягивающий туда загадки и паранормальные явления, а также Общество Слепого Глаза, цель которого состоит в том, чтобы всё это засекречивать.
* «[[Эй, Арнольд!]]» — в городе Хилвуде, где живут главные герои, навалом городских легенд и странных событий ([[поезд-призрак]], [[Без балды|извозчик без головы]], странный сосед Арнольда мистер Смит, похожий на секретного агента), которые герои периодически берутся раскапывать. Хотя некоторые из легенд объяснились более-менее обычным образом (например, человек-обезьяна и человек-голубь), большинство так и осталось загадкой.
* «[[Эй, Арнольд!]]» — в городе Хилвуде, где живут главные герои, навалом городских легенд и странных событий ([[поезд-призрак]], [[Без балды|извозчик без головы]], странный сосед Арнольда мистер Смит, похожий на секретного агента), которые герои периодически берутся раскапывать. Хотя некоторые из легенд объяснились более-менее обычным образом (например, человек-обезьяна и человек-голубь), большинство так и осталось загадкой.
* «[[Scooby-Doo|Скуби-Ду! Мистическая корпорация]]» — необычный вариант. Под городком Кристальная Бухта, где живут герои, закопан древний саркофаг с инопланетным [[Чу-Чу]], которое [[Совратитель|влияет на умы жителей]] и заставляет их совершать преступления, [[Злодейский китч|наряжаясь в дикие костюмы монстров]]. Поэтому каждую отдельную детективную загадку разгадать можно (что герои и делают), но пока Чу-Чу не уничтожено, оно будет продуцировать новые и новые.
=== [[Аниме]] и [[манга]] ===
* [[Dragon Ball]] — кто-то скажет, что это [[идиотский сеттинг]]. Немалая фанбаза явно так не считает. Автор не скрывал, что многое в истории у него уже позабыто, творческая свобода и полёт фантазии ему важнее. Ещё тут находится место для [[оммаж]]ей китайской мифологии, как то роман «[[Путешествие на Запад]]», чем частично объясняется смешение несмешуемого. Основная тайна всегда в том, как это всё, чёрт возьми, работает? Тут есть боги Каи, но пойди разберись, зачем они нужны. Есть магия, но основы её работы по прежнему подразумеваются, а не объясняются. Бомбы, которые должны бы прошить землю насквозь, только ломают скалы, и под это появляются обоснования в духе «он уже научились контролировать силу», но как-то неуверенно. Существует огромный космос, но мы видели лишь несколько полупустых планеток и Землю, хотя полёты между мирами тут не проблема. И почему люди, которых так шокируют выкрутасы главных героев, продолжают упорно забывать об их существовании, а не говорят о них по всем каналам? Как уживаются традиционные китайские деревеньки с антигравитацией и учёными, которые легко сооружают звездолёты под копирку с инопланетных технологий? Что тут происходит?
=== [[Видеоигры]] ===
* [[Dark Souls]] же! А также другие работы Хидетаки Миядзаки, короля недосказанностей. В детстве он читал Властелин Колец на японском языке, но родные иероглифы знал еще очень плохо, понимал не больше трети и белые пятна заполнял с помощью воображения. На этом принципе он построил лор большинства своих игр. Там нам удаётся побывать лишь в некой области большого мира, а остальное [[вселенная за кадром|находится за периферией]]. Исчерпывающей информации о случившемся ни у кого не остаётся в силу катастрофы, упадка и оттока, безумия или гибели населения. Какая-то картина складывается из обрывочных пояснений в описании предметов, а также при изучении окружения, которое много о чём может сообщить. Оставшиеся дыры фанаты вынуждены замазывать предположениями.
** В [[Demon's Souls]] игрок попадает в королевство Болетария, чей король прибегнул к силе магии душ и привлёк внимание демонов, пожирателей тех же душ, существующих, чтобы сохранять баланс в мире. О них нам нам мало что известно, как и о делах королевства до той поры, когда на него опустился туман, из которого никто ещё не вернулся.
** В [[Dark Souls]] мы трижды можем своими глазами лицезреть закат существующего мира, когда Первородное пламя, которое питает действующие в нём законы, угасает, и его необходимо возжечь, — или сойти с тропы, на которую вас направляют приверженцы существующего порядка, и позволить наступить царству тьмы. По закону местного жанра, выбор делается во многом вслепую, потому что на последствия решения даются только намёки. Персонажи вообще обожают говорить загадками, какими-то глубокими метафорами. В общих чертах ясно, кто мир построил и заправлял им, и как примерно жилось {{spoiler|(людям так себе, богам неплохо, драконы неизвестно, как ещё сохранились),}} но каждый важный персонаж преследует личные мотивы и игрока посвящает только в выгодные ему вещи, а непредвзятые описания к важным предметам опять же обрывочны и туманны.
** В [[Bloodborne]] троп усугубляется тем, что автор испытал заметное влияние [[Лавкрафт]]а и его космического ужаса, а также в целом [[готика|готики]], где без таинственности не обходятся. Игрок оказывается заброшен в город Ярнам, полный готических церквей и пропитанный духом викторианской эпохи, вынужден блуждать по его лабиринтам, потом вообще оказывается в чьих-то кошмарах, попутно выслушивая скупые разъяснения попавшихся на пути охотников на чудовищ и мирного населения по поводу случившегося. Виной всему Старая Кровь, найденная в катакомбах под школой Бургенверт и использованная затем Церковью Исцеления для врачевания любых болезней, что закономерно оказалось решением опрометчивым, но трудно даже представить, насколько далекоидущим по своим последствиям.
** В [[Sekiro]] сеттинг оказывается приближен к реальной эпохе в истории феодальной Японии, во всяком случае, по сравнению с прошлыми работами Миядзаки, что даёт нам определённый контекст. Например, под упомянутым не раз Западом мы без труда понимаем Китай, а статуи Будды отсылают к соответствующей философии. Здесь даже появляется настоящий сюжет, который состоит не только из диалогов с NPC. Глобально ничего в вопросах лора, впрочем, не изменилось. Герой [[Молчаливый Боб|довольно молчалив]], судьбы знаменитых личностей покрыты тайной, крупные битвы давно прошли, эксперименты с получением бессмертия ведутся в стороне от игрока, а он имеет дело с результатом.
* [[Stellaris]]. Кое-что вам с радостью объяснят, но этого явно недостаточно, чтобы мир перестал состоять из вечных загадок процентов эдак на пятьдесят. См. троп «[[Вечная загадка]]» в соответствующей статье.
* Rockstar Games очень любит такое вставлять в свои творения. Периодически в различных играх этой компании можно встретить НЛО, странных хиппи, загадочных маньяков, различных мистических существ, культистов и всё в таком духе. Определённая часть фанбазы этих игр — это как раз любители поискать мистику и секреты. Rockstar не возражает и добавляет всё больше загадок. Только ответов не ждите.
* E.Y.E: Divine Cybermancy. Какова природа метастремоников? Что произошло с главным героем? Кто же на самом деле ментор и Риманах? {{Spoiler|Что реально, а что лишь плод поражённого мозга героя?}}
=== [[Настольные игры]] ===
* Warhammer 40000 же! Разномастных нераскрываемых загадок тут отсыпали изрядно — начиная от судьбы двух «потерянных» примархов (2-й и 11-й легионы) и заканчивая Звездой-Тираном, которой готовы приписать чуть ли не все беды и ужасы сектора Каликсида. Что впрочем неудивительно для космического тёмного фэнтези, породившего такое понятие как гримдарк.


=== Интернет-проекты ===
* [[SCP Foundation]] — да практически все объекты, находящиеся на содержании Фонда. Связано с тем, что '''[ДАННЫЕ УДАЛЕНЫ]'''.
{{Nav/Сеттинг}}
{{Nav/Сеттинг}}
{{Nav/Unsolved}}

Версия 21:44, 18 апреля 2022

TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья World of Mysteries. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.

Сеттинг, целиком состоящий из вечных загадок, тайных знаков и недосказанностей.

Этот троп очень любят авторы, «косящие» под Дэвида Линча; также может сочетаться с тропом Вселенная за кадром.

Примеры

Литература

  • «33 несчастья» — собственно, в этом вся «фишка» цикла: чуть ли не каждый персонаж имеет свои «скелеты в шкафу», связанные с тайной организацией «Г. П. В.», и чуть ли не каждый предмет связан с какой-то загадочной историей. Подсвечено в начале седьмой главы «Предпоследней Передряги», где вскользь упоминается множество персонажей с разными тайнами (семейство, охотившееся за некоей салфеткой, агент «Г. П. В.», читавший текст на иврите, и др.), и в девятой главе «Конца», где перечислены странные предметы, каждый из которых имеет свою историю.
  • «Дом, в котором...» — сабжем является Изнанка Дома и Лес. Персонажи, побывавшие там, переживают странные приключения (в Лесу — сказочные, на Изнанке — скорее детективные, в духе американских триллеров девяностых). Причём согласно правилам Дома рассказывать о них нельзя, поэтому на эту тему все общаются только намёками, и не существует никакой единой «карты» Изнанки или «справочника» по ней; возможно, что она отражает коллективное бессознательное жителей Дома, основанное на книгах и фильмах того периода (а-ля Солярис), и логики в тамошних детективных сюжетах нет вообще.
  • «The Illuminatus!»
  • «Полигон» Сергея Кузнецова — комбинация нормального сюжета и мозговыносящего антисеттинга оставляет сотни (это не фигура речи и не преувеличение) вопросов без ответа.

Кино

Мультсериалы

  • «Gravity Falls» — в городке есть так называемый «природный магнетизм аномалий», притягивающий туда загадки и паранормальные явления, а также Общество Слепого Глаза, цель которого состоит в том, чтобы всё это засекречивать.
  • «Эй, Арнольд!» — в городе Хилвуде, где живут главные герои, навалом городских легенд и странных событий (поезд-призрак, извозчик без головы, странный сосед Арнольда мистер Смит, похожий на секретного агента), которые герои периодически берутся раскапывать. Хотя некоторые из легенд объяснились более-менее обычным образом (например, человек-обезьяна и человек-голубь), большинство так и осталось загадкой.

Шаблон:Nav/Сеттинг