Кино
Кино, или фильм — последовательность движущихся или статических изображений, которые снимаются на камеру. Серия быстро следующих друг за другом картинок создает видимость движения. Многие фильмы содержат звуковую дорожку, которая позволяет лучше понять, что происходит на экране, а также усиливает ощущение реальности происходящего в фильме. В последнее время в моду входит так называемое 4D кино, в котором кроме объемной (псевдо-трёхмерной) картинки и звука есть ощущение запаха.
Фильмы стали важной частью любой культуры; они существуют для развлечения публики и служат серьезным инструментом системы образования и пропаганды.
С появлением широкополосного интернета и видеохостингов типа YouTube и Vimeo, а также сервисов «видео по запросу» вроде Netflix, серьезным конкурентом для Голливудского кино становится телевидение, которое при меньших бюджетах вполне способно побороться за внимание зрителя. Ещё один конкурент — видеоигры, которые кроме размаха и спецэффектов ещё и интерактивны, в отличие от старого доброго кино. Кроме того, интернет (как рекламная площадка и сеть доставки контента) и дешёвые цифровые камеры сильно упростили создание независимого кино, которое становится всё более доступным.
История[править]
Зарождение кинематографа[править]
Первым шагом к зарождение кинематографа считается изобретение в 1685 году камеры-обскуры — устройства, создающего оптическое изображение различных предметов. Впоследствии на основе этого «волшебного фонаря» были созданы некоторые ранние фотокамеры.
Второй шаг — «оживление картинки» — совершил Фарадей в 1791 году, создав так называемый фенакистископ — устройство, которое из серии картинок создавало подвижное изображение.
Впоследствии была изобретена фотография, различные виды устройств для её создания и целлулоидная пленка. В 1876 году в Париже появился кадровый кинематограф: в устройство, созданное на основе камеры-обскуры, подавалась пленка с некоторым количеством фотографических кадров, на которых повествовалась какая-то небольшая история. Фотографии проецировались на экран, а оператор переключал кадры, а специальный актер комментировал происходящее на экране. Таким образом «оживлялись» незатейливые житейские сюжеты, порой с неожиданной развязкой.
За последнее десятилетие 19 века кино изобрели трижды. Томас Эдисон вместе с Генрихом Уилкесом придумал и реализовал кинестоскоп. Это устройство позволяло просматривать фильмы только одному человеку. Русский ученый Иосиф Тимченко, заинтересовавшись последним веянием моды, изобрел проектор и камеру. На камеру он снимал свою семью, а потом с помощью проектора просматривал результат. Казалось бы, успех, однако ни научное общество, ни предприниматели ему денег на дальнейшее развитие не дали. И, наконец, спустя год после неудачи Тимченко, братья Люмьер объявили о создании кинематографа (синематографа) — универсального аппарата для съемки, проецирования и копирования кинофильмов. Именно они вошли в историю как создатели кинематографии.
28 декабря 1895 года в Гранд Кафе на бульваре Капуцинок в Париже был показан первый кинофильм. Точнее, десять первых кинофильмов общей протяженностью 20 минут. Многие из них не были постановочными и изображали ничем не примечательные события, вроде выхода рабочих с фабрики и езды на велосипеде.
Эра немого кино[править]
Поначалу не было универсальных звукозаписывающих устройств, поэтому первые фильмы показывались без звукового сопровождения. Все реплики и комментарии присутствовали в изображении в виде титров. В то время кино можно было наблюдать только в специальных заведениях, и чтобы публика не скучала, музыкант («тапëр») сопровождал показ фильма игрой на фортепиано.
Хотя эксперименты со звуковым сопровождением проводились с самого начала 20 века, немая эра продлилась вплоть до 1926 года, когда студия Warner Bros. представила систему Vitaphone. В течение еще примерно пяти лет после этого в США, СССР, Франции и Германии снимали немое кино.
Одним из величайших (если не величайшим) из фильмов немого кино считается «Метрополис» (1927) — научно-фантастическая антиутопия Фрица Ланга о мегаполисе будущего и социальном конфликте рабочих и промышленников.
Эра звукового кино[править]
В 1927 году на экраны вышел «Певец джаза», первый звуковой фильм. Немедленно начался бум звукового кино, и к 1930 году немых фильмов практически не осталось. В прошлое ушли таперы и часть актеров немого кино, которым не удалось приспособиться к новым условиям. В кино пришли многие артисты из водевилей и с радио. Появилось множество новых жанров.
Всем заправляли студии — «большая пятёрка». Каждая студия владела своей сетью кинотеатров и распространяла через них свои фильмы. Независимые студии не могли себе этого позволить и продавали фильмы независимым кинотеатрам.
Золотым дном для студий стала практика блокового заказа — чтобы купить хороший фильм, который сделает кассу, кинотеатрам приходилось покупать в довесок несколько фильмов похуже. Вскоре в кино были введены двойные сеансы — сначала показывали второсортный фильм категории Б, а за ним — крутой блокбастер.
Тогда же сформировалось понятие «звезды» — сверхпопулярного актёра или актрисы, способного сделать кассу. Студии заключали с актерами поистине кабальные контракты, в которых регламентировалась вся жизнь звезды, вплоть до романов с другими звёздами, которые организовывали менеджеры студий, чтобы подогреть интерес публики. В то же время режиссёры были чрезвычайно зависимы от студий, которые могли свободно вмешиваться в творческий процесс.
В 1930 году вышел Кодекс Хейса, документ, фактически вводивший отраслевую цензуру — огромный список правил и предписаний о том, что можно и чего снимать нельзя. Тем не менее, во время Золотого века было снято множество фильмов, оставших след в истории — те же «Гражданин Кейн», «Касабланка» и «Кинг-Конг».
В 1948 году система блочного заказа была объявлена незаконной, а в 1952 году был отменен Кодекс Хейса, на смену которому в 1968 году пришла система рейтингов для кинофильмов. Кроме того, профсоюзы актеров и режиссеров долгое время боролись за большие зарплаты и творческую свободу. Все это привело к падению студийной системы в середине 1960-х. Наступила пора смелых экспериментов и новых тем вместо шаблонов старого Голливуда.
Новая волна принесла с собой кино про секс, наркотики, рок-музыку, антигероев и прочие символы контркультуры шестидесятых. Близкие молодежи картины были чрезвычайно успешны, и новое поколение режиссеров фактически смогло снимать всё, что хотелось. В это время было снято множество классических работ: «Бонни и Клайд», «Выпускник», «Крестный отец», «Чайнатаун», «Таксист». «Ночь живых мертвецов» и «Техасская резня бензопилой» открыли новую страницу в истории ужасов. Впервые в США стало набирать популярность иностранное кино — спагетти-вестерны и гонкогские боевики.
В конце концов слишком большая свобода режиссёров привела к тому, что фильмы стали провалиться в прокате. В конце 1970-х Новая Волна официально умерла.
Хотя век Нового Голливуда был недолог — всего 15 лет, он оказал огромное влияние на само восприятие кино в популярной культуре. Если раньше кино приходилось доказывать, что оно является настоящим искусством, то теперь это стало очевидным. Кроме того, наконец было признано право режиссеров и сценаристов работать так, как они считают нужным, и делать фильмы как произведения искусства, а не только для зарабатывания денег.
Блокбастер — это масштабный высокобюджетный фильм. Фактическим отцом современных блокбастеров является Стивен Спилберг, выпустивший в 1975 году картину «Челюсти». Студии сделали ставку на рекламу и дисциплинированное производство в качестве способа создания качественного и доходного кино и не прогадали. Кроме того, дополнительным источником заработка стал мерчандайз, а также развитие удачного продукта во франшизу.
Огромное влияние на индустрию оказало домашнее видео, завоевавшее популярность в 1980-е годы. Возможность арендовать фильмы в магазинах также дало толчок и независимому кино, которое могло миновать стадию проката и выходить сразу на кассетах. Это, безусловно, увеличило доступное зрителю количество жанров. Студии же получили дополнительный источник дохода — можно стало издавать старое кино на видео, радовать фанатов и грести деньги лопатой.
Кроме того, в 1980-е случился бум торговых центров, в которые стали встраивать мультиплексы — огромные кинотеатры со множеством экранов. Вложившись в рекламу, можно было отбить бюджет фильма за несколько уикэндов, пока интерес к нему не спадёт или друзья не расскажут зрителям, что ходить не стоит.
Советское кино[править]
Не стоит думать, что кино снимали только в Голливуде. По другую сторону железного занавеса, как ни странно, тоже существовала киноиндустрия. На советский кинематограф, понятное дело, не распространялись этапы развития Голливуда, здесь были свои собственные.
- Советское немое кино. Снималось в эпоху нэпа и мало отличалось по сути от западного. Это была эпоха, когда железного занавеса как такового ещё не было, и культурный обмен между СССР и Западом имел место быть. Существовало, однако, довольно большое количество идеологизированных и заказных фильмов.
- Кино сталинской эпохи. Здесь появляются первые звуковые советские фильмы. Бал правила в основном политическая заказуха, хотя в эту эпоху были сняты многие легендарные фильмы, такие, как все творчество Эйзенштейна или «Волга-Волга». В эту эпоху также появились истерны.
- Кино эпохи развитого социализма. Это золотой век советского кинематографа. Окончательно сформировались ключевые жанры советского кино: комедия, лирическая комедия, фильм о войне, экранизация классики, истерн.
- Перестроечное кино. Это период перелома, когда советское кино плавно перетекало в российское. Усилившийся культурный обмен с Западом привёл к подражанию и появлению большого количества мрачных, чернушных фильмов.
Фильмы | |
---|---|
Сами фильмы | По жанрам: Ужасы • Боевики • Научная фантастика • Фэнтези • Комедии • Криминал • Триллеры • Военные • Драмы • Приключения • Байопики • Исторические • Детские
По режиссёрам: Алекса Пройаса • Андрея Тарковского • Брайана Де Пальмы • Гая Ричи • Джеймса Кэмерона • Дрю Годдарда • дуэта Вачовски • Зака Снайдера • Квентина Тарантино • Кима Джи Уна • братьев Коэнов • Кристофера Нолана • Леонида Гайдая • Люка Бессона • М. Найта Шьямалана • Марка Захарова • Мартина Скорсезе • Нила Бломкампа • Ридли Скотта • Роберта Земекиса • Стивена Спилберга • Рона Ховарда • Рубена Флейшера • Станислава Говорухина • Терри Гиллиама • Тима Бёртона • Уэса Крейвена • Фрэнка Дарабонта • Фрэнсиса Форда Копполы • Эдгара Райта • Эльдара Рязанова • Эндрюа Никкола |
Другое | Вестерн • Кино • Основы • Перестроечное кино • Ремейки советского кино • Фильмы Брюса Ли • Эффект Кулешова |