Инерция бренда: различия между версиями

Материал из Posmotrelisu
Перейти к навигации Перейти к поиску
 
 
(не показано 11 промежуточных версий 9 участников)
Строка 1: Строка 1:
{{TVTropes|CashCowFranchise|Cash Cow Franchise}}
{{TVTropes|CashCowFranchise|Cash Cow Franchise}}
{{Вкратце|Публика продолжает потреблять то, что выходит под маркой когда-то хорошей франшизы, хотя франшиза [[Уже не торт|уже не та]].}}
Казалось бы, [[Опухание сиквелов|франшиза пухнет как на дрожжах]], [[Разрыв канвы копирастами|канва раздирается в клочья юристами]], критики в шоке, зрители негодуют, но… Новый выпущенный фильм [[:tv:CriticProof|не только окупает затраты, но и снимает сливки]]. Почему так?
{{Q|Не стоит излишне доить корову, дабы не повредить бедняжке.|Клинт Моррис, американский кинокритик, о [[Один дома#Выдаивание франшизы|фильмах «Один дома»]], начиная с четвёртого}}
{{Q|Новогодние праздники — это период веселья и добра. В эти дни люди по всему миру стараются создать тепло и уют, которые они ощущали, будучи детьми: готовят любимые блюда, смотрят любимые с детства сериалы и фильмы. Но для кого-то дети внутри нас — это добыча, и именно в Новый Год за эту добычу можно сорвать приличный куш.|[[BadComedian]] о бездарном шестом фильме вышеупомянутой франшизы}}


Казалось бы, [[Опухание сиквелов|франшиза пухнет как на дрожжах]], [[Разрыв канвы копирастами|канва раздирается в клочья юристами]], критики в шоке, зрители негодуют, но… Новый выпущенный фильм [[:tv:CriticProof|не только окупает затраты, но и снимает сливки]]. Почему так? Потому что бренды подчиняются законам физики, и продюсеры это знают.
Потому что бренды подчиняются законам физики, и продюсеры это знают. Есть такое правило — '''«люди идут на предыдущий фильм»'''. То есть судят о будущем фильме по тому фильму, который уже знают, и исходя из его качеств, принимают решение, пойти на продолжение или нет (и это зачастую куда важнее качеств ''самого продолжения'', поскольку его-то зритель ещё не видел). Поэтому даже если в режиссёрское кресло посадили бездарность или зеленейшего новичка, [[Кастинг-агентство «WTF?»|кастинг-агентство облажалось по полной]], а сюжет писали левой ногой с похмелья — фильм, имеющий в названии бренд, соберёт кассу (если, конечно, бренд [[:tv:FranchiseKiller|не выдохся]] [[:tv:DeaderThanDisco|и не «остановился»]]). В этом случае наступает вторая фаза занимательной физики: попытка реанимации, а точнее, попытка [[:tv:WinBackTheCrowd|раскачать бренд, чтобы он снова двинулся]]. А это сложно. Обычно бренд «взлетает», потому что находится на гребне волны тренда, а воскресить его пытаются, когда он уже лежит у подножья, и его надо снова затолкать наверх. Сизиф гарантирует: это непросто.
 
Есть такое правило — «'''люди идут на предыдущий фильм'''». То есть судят о будущем фильме по тому фильму, который уже знают, и исходя из его качеств, принимают решение, пойти на продолжение или нет (и это зачастую куда важнее качеств ''самого продолжения'', поскольку его-то зритель ещё не видел). Поэтому даже если в режиссёрское кресло посадили бездарность или зеленейшего новичка, [[Кастинг-агентство «WTF?»|кастинг-агентство облажалось по полной]], а сюжет писали левой ногой с похмелья — фильм, имеющий в названии бренд, соберёт кассу.
 
Если, конечно, бренд [[:tv:FranchiseKiller|не выдохся]] [[:tv:DeaderThanDisco|и не «остановился»]]. В этом случае наступает вторая фаза занимательной физики: попытка реанимации, а точнее, попытка [[:tv:WinBackTheCrowd|раскачать бренд, чтобы он снова двинулся]]. А это сложно. Обычно бренд «взлетает», потому что находится на гребне волны тренда, а воскресить его пытаются, когда он уже лежит у подножья, и его надо снова затолкать наверх. Сизиф гарантирует: это непросто.
 
[[Инверсия]]: [[Культовая игра]] — игра не получила высокие продажи или забылась, но имела и до сих пор имеет отличные отзывы.
 
См. также [[Неживая франшиза]].


== Примеры ==
== Примеры ==


=== [[Кино]] и [[мультфильмы]] ===
=== [[Кино]] ===
* «[[Star Wars|Звёздные войны]]» живут на этой инерции десятилетиями. Приквелы нынче модно ругать, а диснеевские сиквелы многие вообще ненавидят — но публика и на те, и на другие ходила как миленькая. Провалился только один фильм — причём как раз тот, который не так уж ругали. А разгадка проста: 90 % казуальных зрителей по барабану на канон, предысторию и фанатские разборки, они ходят на торговую марку, означающую «[[Есть бюджет — не нужен сюжет|в фильме будут летать, стрелять лазером и драться на световых мечах!]]» А этого добра «Звёздные войны» давать продолжают.
* [[Star Wars]] VII, всеми ругаемый, более чем окупился. Всем ведь было любопытно, «что там было дальше», что поделывает Люк Скайуокер и т. п.
* На аналогичном принципе держались «[[Transformers/Films by Michael Bay|Трансформеры» Майкла Бэя]]. Все их ругали, критики их просто ненавидели, но не провалилась ни одна часть, потому что публика знала: хочешь хыщ-пыщ — иди на «Трансформеров». Впрочем, к пятой части дурная репутация серии начала влиять на сборы (не фатально, но заметно), так что шестой фильм сделали с другим режиссёром и в другой стилистике, чтобы освежить серию.
** Эпизод 7 как раз не был всеми ругаемым. Бугурт вызвали 8-й и в особенности 9-й. И вот то, что даже 9-й после всё же окупился — уже именно инерция бренда.
* И «[[Пираты Карибского моря]]» работают так же. Критики и фанаты могли хоть заплевать ядом два последних фильма, но инерция бренда такова, что кассу они собрали, провалов не было.
* Если уж рассматривать отечественный киноконвеер, то уместнее вспомнить «Елки» или тех же «Мульт Богатырей» — каждый год одно и то же, причем сомнительного развлекательного качества, но народ смотрит.
* Если рассматривать отечественный киноконвейер, стоит вспомнить «[[Ёлки]]» и [[Три богатыря (Мельница)|цикл мультфильмов про трёх богатырей]] от «Мельницы» — каждый год одно и то же, причем сомнительного развлекательного качества, но народ смотрит.
** Рубежом можно поставить «Ёлки 3» и «Три богатыря на дальних берегах»: третья часть «Ёлок» была слабее, но на неё всё ещё многие пошли, а следующие части уже большинство россиян игнорировали. «Три богатыря на дальних берегах» оказались [[хуже, чем ужасно]], но заработали больше, чем остальные серии, потому что люди пошли на них из-за славы предыдущих частей серии — но ни одна из следующих частей не «выстрелила» хотя бы на уровне любой из первых 4-х, а именно после «дальних берегов» серию стали ругать. То же и с «Иван-царевич и серый волк»: после чрезмерно политизированной 3-ей части выпущено ещё несколько, про которые мало кто даже слышал.
** «Богатыри» начинались очень хорошо, но мало-помалу колодец вычерпали. Да и коммерческая направленность несомненна, поскольку студия признавалась: «Богатыри» создаются, чтобы позволить себе существовать на правах минимальной окупаемости и не закрыться на фоне в целом невостребованной индустрии анимации.
** «Ёлки», в принципе, тоже начинались не сказать, что плохо, отнако в трэш скатились уже к третьему фильму. А их уже восемь, и каждый следующий хуже предыдущего!
*** Путь «Ёлок» повторяет серия фильмов «[[Home Alone|Один дома]]» (см. эпиграфы).
* [[Disney|Диснеевские]] «live-action» [[ремейк]]и — «[[Король-Лев]]», «[[Beauty and the Beast (Disney)|Красавица и Чудовище]]», «[[Книга джунглей]]», «[[Aladdin|Аладдин]]». Слепо копируют оригиналы («Король-Лев» так вообще почти<ref>Сцену, где оба льва сидят на обрыве и разговаривают, слили, сменив ракурс на со спины, так что не видно мимики. Впрочем, какая у львов мимика?</ref> покадрово), получаются неизменно хуже них. Берут только брендом и графоном, но собирают ТАКИЕ кассы, что студия скорее поверит в летающих свиней, чем в оригинальный проект.
** И единственная [[аверсия]]: ремейк «[[Дамбо]]», который как раз почти не копировал оригинал, провалился в прокате.
** Уже немного подзабыто, что 10 лет назад у «Диснея» была другая тактика: современные переосмысления сказок, вольные приквелы и сиквелы («[[Алиса в стране чудес]]» Тима Бёртона, «[[Оз, великий и ужасный]]», «Малефисента»). Эти фильмы тоже было принято ругать (как раз за обратное — за отход от классики), но они тоже хорошо собирали в прокате. А вот их сиквелы уже силы бренда не имели и проваливались. «Дамбо» и не-ремейк «[[Щелкунчик]] и четыре королевства» можно считать запоздавшими фильмами этой волны, пропустившими момент, когда это работало.
*** В смысле «Когда это работало»? «Круэлла» вот только вышла и идёт отличным курсом.
* Все фильмы Тарантино. Несмотря на неожиданно камерные «Джеки Браун» и «[[Йопт In Translation|Смертенепроницаемый]]», на очередной фильм Квентина идут все. И каждый мечтает узнать, каким же будет последний, десятый.


=== [[Видеоигры]] ===
=== [[Видеоигры]] ===
* Death Stranding — именно благодаря легендарному Хидео Кодзиме этот скучный симулятор курьера с никаким сюжетом и скучной боёвкой с тремя типами врагов с лихвой окупился.
* Серия [[Assassin's Creed]]. Чтобы докатиться до остановки, потребовалось четыре игры.
* Серия [[Assassins Creed]].
* Серия [[Call of Duty]].
* Серия [[Call of Duty]].
** [[Battlefield]] в тот же ящик.
* [[Mass Effect: Andromeda]]. Магия бренда все же не сработала до конца — продаж оказалось недостаточно, и студию расформировали, отложив франшизу в долгий ящик.
* [[Mass Effect: Andromeda]]. Магия бренда все же не сработала до конца — продаж оказалось недостаточно, и студию расформировали, отложив франшизу в долгий ящик.
* [[Dragon Age]] — несмотря на яростную критику со стороны многих геймеров вторая и третья части продались неплохо, ну и у критиков снискали благосклонность и завоевали награды. А вот создание четвёртой превратилось в производственный ад и заглохло.
** Говорят что биотвари после [[Dragon Age|Failguard]] пошли делать ME5. Запасаем попкорн?
* Серия [[Fallout]]. Каждую новую часть<ref>Кроме, возможно, New Vegas</ref> фанаты старых частей встречают громким «фе» и «уже не тот», но это не мешает играм отлично продаваться и завоёвывать новую аудиторию. Которая через 10 лет считает «не тортом» уже следующие части. Педаль в пол продавила [[Fallout 76]]: казалось, что эту игру ненавидели все, отрицательные отзывы были повсюду, а с продажами тем временем полный порядок.
* [[Fallout 4]]. Несмотря на то, что четвертая часть собрала огромное количество отрицательных отзывов и имеет [[Идиотский сюжет/Видеоигры/Fallout|огромное]] [[Не в ладах с культурой|количество]] [[Не в ладах с оружием/Видеоигры|объективных]] [[Не в ладах с технологией|проблем]], это не помешало ей разойтись солидным тиражом.
** Fallout 76 — клинический случай, когда критика начинает перевешивать. К сожалению, политика окончательно удаления RPG в пользу боевика на том же RPG-движке и MMO при отсутствии чата, хоть сколько-нибудь завлекательных квестов и NPC (!) начинает влиять и на продажи.
** С чётвёркой дело в том, что несмотря на всю отвратительность сюжета, моделей, и идей, в неё всё ещё интересно ''играть'' за счёт использования Вифездой своей сильной стороны — то есть создания карты, которую интересно исследовать. Плюс моды. А вот 76 был огромной ошибкой — ММО модами не исправишь, а все проблемы с неспособностью беседки делать что-то кроме исследуемого мира тот же мультиплеер резко проявляет.
*** Со [[Starfield]] получилось ещё смешнее — ввиду отсутствия бренда выяснилось, что разрабы докатились до окончательного дна и разучились делать и это, и в итоге исследовать неинтересно. Никакие нововведения вроде космических кораблей и боёв не оправдывают того, что Вифезда отказалась проявлять свою сильную сторону — вместо учёта ошибок с автогенерацией (случайный лут в предыдущих играх компании неинтересен, потому что автогенерируется слишком вольно — везде одно и то же) её решили расширить до карт и не исправлять проблемы генератора вроде повторений, в результате чего вполне реально три раза подряд встретить одно и то же здание с одним и тем же подвалом, а вместо ''разных'' фракций (Стрелки, Институт, простые бандиты, супермутанты, гули, Братство Стали, роботы все выглядят по разному и используют разное вооружение, то же самое в TES) сделали «люди в скафандрах разного цвета с огнестрелом», причём тоже одним и тем же для всех. В движке есть функция декорирования в зависимости от фракции, но вместо добавления локациям уникальности, а фракциям характера (у организованных наёмников чисто, у пиратов везде мусор, у фанатиков походные святыни…) она используется исключительно для минирования.
* Компиляция Final Fantasy XIII. Несмотря на множество отрицательных отзывов, игра разошлась огромным тиражом и даже помогла с продажами приставки PS3. Final Fantasy XIII-2 продалась в два раза хуже первой части, а Lightning Returns в два раза хуже второй.
* Компиляция Final Fantasy XIII. Несмотря на множество отрицательных отзывов, игра разошлась огромным тиражом и даже помогла с продажами приставки PS3. Final Fantasy XIII-2 продалась в два раза хуже первой части, а Lightning Returns в два раза хуже второй.
 
** Интересно, как она помогла продать PS3, если её быстро слили на Xbox 360.
== Примечания ==
* Перезапуск [[Doom]] (2016, Eternal c The Ancient Gods, The Dark Ages). Начали за здравие с бодрым бумер-шутером, Eternal ввёл сомнительные нововведения, не понравившиеся многим игрокам, но отлично продался (в три раза больше продаж в первый месяц, и 450 миллионов долларов за первый год, в два раза больше результатов первой игры), в The Ancient Gods добавилось ещё больше сомнительных нововведений, в итоге TDA за две недели был продан тиражом менее миллиона копий — половина от продаж Eternal за примерно тот же срок. Сказалось также и то, что игра была одновременно выпущена на gamepass’e, в результате чего получилось сильное расхождение между продажами и игроками (последних — три миллиона).
<references/>
 
{{Nav/Производное творчество}}
{{Nav/Производное творчество}}

Текущая версия на 15:33, 5 июня 2025

TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Cash Cow Franchise. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.

Казалось бы, франшиза пухнет как на дрожжах, канва раздирается в клочья юристами, критики в шоке, зрители негодуют, но… Новый выпущенный фильм не только окупает затраты, но и снимает сливки. Почему так?

Потому что бренды подчиняются законам физики, и продюсеры это знают. Есть такое правило — «люди идут на предыдущий фильм». То есть судят о будущем фильме по тому фильму, который уже знают, и исходя из его качеств, принимают решение, пойти на продолжение или нет (и это зачастую куда важнее качеств самого продолжения, поскольку его-то зритель ещё не видел). Поэтому даже если в режиссёрское кресло посадили бездарность или зеленейшего новичка, кастинг-агентство облажалось по полной, а сюжет писали левой ногой с похмелья — фильм, имеющий в названии бренд, соберёт кассу (если, конечно, бренд не выдохся и не «остановился»). В этом случае наступает вторая фаза занимательной физики: попытка реанимации, а точнее, попытка раскачать бренд, чтобы он снова двинулся. А это сложно. Обычно бренд «взлетает», потому что находится на гребне волны тренда, а воскресить его пытаются, когда он уже лежит у подножья, и его надо снова затолкать наверх. Сизиф гарантирует: это непросто.

Примеры[править]

Кино[править]

  • Star Wars VII, всеми ругаемый, более чем окупился. Всем ведь было любопытно, «что там было дальше», что поделывает Люк Скайуокер и т. п.
    • Эпизод 7 как раз не был всеми ругаемым. Бугурт вызвали 8-й и в особенности 9-й. И вот то, что даже 9-й после всё же окупился — уже именно инерция бренда.
  • Если уж рассматривать отечественный киноконвеер, то уместнее вспомнить «Елки» или тех же «Мульт Богатырей» — каждый год одно и то же, причем сомнительного развлекательного качества, но народ смотрит.
    • Рубежом можно поставить «Ёлки 3» и «Три богатыря на дальних берегах»: третья часть «Ёлок» была слабее, но на неё всё ещё многие пошли, а следующие части уже большинство россиян игнорировали. «Три богатыря на дальних берегах» оказались хуже, чем ужасно, но заработали больше, чем остальные серии, потому что люди пошли на них из-за славы предыдущих частей серии — но ни одна из следующих частей не «выстрелила» хотя бы на уровне любой из первых 4-х, а именно после «дальних берегов» серию стали ругать. То же и с «Иван-царевич и серый волк»: после чрезмерно политизированной 3-ей части выпущено ещё несколько, про которые мало кто даже слышал.

Видеоигры[править]

  • Серия Assassin's Creed. Чтобы докатиться до остановки, потребовалось четыре игры.
  • Серия Call of Duty.
  • Mass Effect: Andromeda. Магия бренда все же не сработала до конца — продаж оказалось недостаточно, и студию расформировали, отложив франшизу в долгий ящик.
    • Говорят что биотвари после Failguard пошли делать ME5. Запасаем попкорн?
  • Fallout 4. Несмотря на то, что четвертая часть собрала огромное количество отрицательных отзывов и имеет огромное количество объективных проблем, это не помешало ей разойтись солидным тиражом.
    • Fallout 76 — клинический случай, когда критика начинает перевешивать. К сожалению, политика окончательно удаления RPG в пользу боевика на том же RPG-движке и MMO при отсутствии чата, хоть сколько-нибудь завлекательных квестов и NPC (!) начинает влиять и на продажи.
    • С чётвёркой дело в том, что несмотря на всю отвратительность сюжета, моделей, и идей, в неё всё ещё интересно играть за счёт использования Вифездой своей сильной стороны — то есть создания карты, которую интересно исследовать. Плюс моды. А вот 76 был огромной ошибкой — ММО модами не исправишь, а все проблемы с неспособностью беседки делать что-то кроме исследуемого мира тот же мультиплеер резко проявляет.
      • Со Starfield получилось ещё смешнее — ввиду отсутствия бренда выяснилось, что разрабы докатились до окончательного дна и разучились делать и это, и в итоге исследовать неинтересно. Никакие нововведения вроде космических кораблей и боёв не оправдывают того, что Вифезда отказалась проявлять свою сильную сторону — вместо учёта ошибок с автогенерацией (случайный лут в предыдущих играх компании неинтересен, потому что автогенерируется слишком вольно — везде одно и то же) её решили расширить до карт и не исправлять проблемы генератора вроде повторений, в результате чего вполне реально три раза подряд встретить одно и то же здание с одним и тем же подвалом, а вместо разных фракций (Стрелки, Институт, простые бандиты, супермутанты, гули, Братство Стали, роботы все выглядят по разному и используют разное вооружение, то же самое в TES) сделали «люди в скафандрах разного цвета с огнестрелом», причём тоже одним и тем же для всех. В движке есть функция декорирования в зависимости от фракции, но вместо добавления локациям уникальности, а фракциям характера (у организованных наёмников чисто, у пиратов везде мусор, у фанатиков походные святыни…) она используется исключительно для минирования.
  • Компиляция Final Fantasy XIII. Несмотря на множество отрицательных отзывов, игра разошлась огромным тиражом и даже помогла с продажами приставки PS3. Final Fantasy XIII-2 продалась в два раза хуже первой части, а Lightning Returns в два раза хуже второй.
    • Интересно, как она помогла продать PS3, если её быстро слили на Xbox 360.
  • Перезапуск Doom (2016, Eternal c The Ancient Gods, The Dark Ages). Начали за здравие с бодрым бумер-шутером, Eternal ввёл сомнительные нововведения, не понравившиеся многим игрокам, но отлично продался (в три раза больше продаж в первый месяц, и 450 миллионов долларов за первый год, в два раза больше результатов первой игры), в The Ancient Gods добавилось ещё больше сомнительных нововведений, в итоге TDA за две недели был продан тиражом менее миллиона копий — половина от продаж Eternal за примерно тот же срок. Сказалось также и то, что игра была одновременно выпущена на gamepass’e, в результате чего получилось сильное расхождение между продажами и игроками (последних — три миллиона).