Экипаж: различия между версиями
Перейти к навигации
Перейти к поиску
м (1 версия импортирована) |
|||
(не показаны 2 промежуточные версии 2 участников) | |||
Строка 1: | Строка 1: | ||
Корабль — не важно, парусный, паровой, с атомным двигателем или даже космический — нуждается в экипаже. Иногда можно обойтись [[Минимальный экипаж|минимальным количеством моряков]], а порой можно плюнуть на расходы и набрать [[Чрезмерно раздутый экипаж|два раза по дофига народу]] — но уж какие-то ключевые должности и позиции обязательно должны быть заняты. | |||
== Общие == | == Общие == | ||
* '''[[Адмирал]]''' | * '''[[Адмирал]]''' — не член и даже не глава экипажа. Он может командовать флотом или оперативной группой, в который входит корабль, на котором он держит флаг (флагман), но его задача — руководство всеми судами. | ||
* '''[[Капитан]]/шкипер''' | * '''[[Капитан]]/шкипер''' — самый главный, первый после бога, лично ответственный за всё, что происходит с людьми и судном. Его слово — закон, и даже если на борту находится президент, генерал или адмирал в управление кораблём они вмешиваться права не имеют. | ||
** На российских военных | ** На российских военных кораблях — не «капитан», а '''командир корабля''' в звании '''капитан … ранга''' | ||
** Исторически капитан командовал в бою, а на походе — как раз шкипер или '''мастер'''. В некоторых случаях капитан даже морского дела не знал в принципе, просто обладал достаточно высоким статусом, чтобы командовать. | ** Исторически капитан командовал в бою, а на походе — как раз шкипер или '''мастер'''. В некоторых случаях капитан даже морского дела не знал в принципе, просто обладал достаточно высоким статусом, чтобы командовать. | ||
*** В английском флоте вплоть до XIX века капитаном был дворянин, который мог даже навигацией не владеть, а всеми морскими вопросами занимался как раз мастер — в отличие от капитана не офицер, а унтер. Отсюда и звание «Мастер-и-коммандер», когда эти два поста на лёгких кораблях стали совмещать. | *** В английском флоте вплоть до XIX века капитаном был дворянин, который мог даже навигацией не владеть, а всеми морскими вопросами занимался как раз мастер — в отличие от капитана не офицер, а унтер. Отсюда и звание «Мастер-и-коммандер», когда эти два поста на лёгких кораблях стали совмещать. | ||
* '''Первый/старший помощник''' | * '''Первый/старший помощник''' — заместитель и помощник капитана. В корабельных делах разбирается даже лучше кэпа — всё же самому главному не к лицу самолично лазить по всем закоулкам корабля, а старпому сам бог велел. | ||
** В советском флоте первый и старший | ** В советском флоте первый и старший помощник — разные люди: первый помощник — это [[политрук|замполит]]. | ||
* '''Второй, третий и прочие помощники''' | ** До 1917 года - ''старший офицер''. | ||
* '''Мичман''' | * '''Второй, третий и прочие помощники''' — в отличие от первого здесь иерархия не ступенчатая, а горизонтальная, все они примерно равны в ранге. Как правило, каждому из этих офицеров выделяется некий участок /сектор корабля или круг обязанностей, за который они несут полную ответственность. | ||
** Не путаем «юных джентльменов» — по сути, благородных юнг, обучающихся морскому делу на практике, и мичманов — уже обученных унтер-офицеров, имеющих право на сдачу лейтенантского экзамена. | ** Это терминология скорее из торгового флота, в котором порядок помощников был важен (они отвечали за разные мачты парусника). В военном либо просто "помощник", либо (довоенный СССР) "вахтенный начальник", и тут действительно разницы в статусе нет. | ||
* '''Мичман''' — эту должность во [[Флот её величества|флоте её величества]] занимали подростки-дворяне. И обычно обучение морскому делу в качестве мичмана в Британии было платным: не ему платили жалование, а его родители платили капитану, чтобы он взял сына в мичманы. В Британии подростков продолжали пороть даже в XX веке, так что и провинившихся мичманов, случалось, пороли, но — в отличие от простолюдинов — не голыми у мачты, а в штанах на пушке по спине, и не плёткой как простых матросов, а стеком. | |||
** Не путаем «юных джентльменов» — по сути, благородных юнг, обучающихся морскому делу на практике, и мичманов — уже обученных унтер-офицеров, имеющих право на сдачу лейтенантского экзамена. Юные джентльмены, которые обучались назывались просто midshipman (позже появилось уточнение cadet midshipman), а те кто обучился и успешно сдал экзамен на покупку лейтенантского патента назывались [[:w:Passed midshipman]]. | |||
** На современном (российском) флоте мичман является аналогом прапорщика, со всеми вытекающими (и утекающими). | ** На современном (российском) флоте мичман является аналогом прапорщика, со всеми вытекающими (и утекающими). | ||
* '''Гардемарин''' | * '''Гардемарин''' — выпускник навигацкой школы, мореходного училища или другого учебного заведения, выпускающего офицеров-моряков. На борту проходит практику — лично знакомится с морем и жизнью на судне. Полноценным офицером ещё не является, будет произведён в чин по окончании плавания. | ||
* '''[[Боцман]]''' | ** Впрочем, «неполноценность» состояла в основном в отсутствии отдельной каюты, в остальном гардемарины воспринимались как офицеры, пусть и очень неопытные. В последующем русская традиция производить на два года в гардемарины «для стажировки» полностью перекочевала во флот (и армию) СССР и Российской Федерации, но сейчас такой «двухгодичный стажер» называется лейтенантом и числится полноценным офицером, хоть и самым маленьким. | ||
* '''[[Боцман]]''' — главный над матросами и старшинами. Опытен, суров, способен разрешить чуть ли не любую проблему без вмешательства офицеров. Самому боцману офицерское звание не светит по причине недостатка образования или простолюдинского происхождения, но практического опыта и знаний у него немало, а потому уважают его всерьёз. | |||
** В старорежимном Роял Нэви боцман как раз входил в клику уоррент-офицеров — неблагородных унтеров со специальностью, составлявших элиту профессиональных моряков. Кроме него в её состав входили как раз мастер (профессиональный моряк, командующий кораблём в море и походе, если капитан не владеет морским делом), [[штурман]] (если таковые были помимо мастера), [[корабельный врач|хирург]], плотник, парусный мастер, казначей, [[Дворецкий|баталёр]], [[кок]] и так далее. | ** В старорежимном Роял Нэви боцман как раз входил в клику уоррент-офицеров — неблагородных унтеров со специальностью, составлявших элиту профессиональных моряков. Кроме него в её состав входили как раз мастер (профессиональный моряк, командующий кораблём в море и походе, если капитан не владеет морским делом), [[штурман]] (если таковые были помимо мастера), [[корабельный врач|хирург]], плотник, парусный мастер, казначей, [[Дворецкий|баталёр]], [[кок]] и так далее. | ||
* '''[[Матрос]]''' | * '''[[Матрос]]''' — обычный моряк, выполняющий все работы на корабле. Обзаведясь специализацией, может занять более ответственную должность. | ||
* '''[[Юнга]]''' | * '''[[Юнга]]''' — матрос-ученик из простолюдинов, обычно подросток. | ||
* '''Гребец''', [[Капитан Очевидность|если судно гребное]]. Если | * '''Гребец''', [[Капитан Очевидность|если судно гребное]]. Если паровое — то будет кочегар (см.ниже). | ||
* '''[[Корабельный кот]]''' | * '''[[Корабельный кот]]''' — специалист по отлову корабельных же крыс, талисман команды и [[всеобщий любимец]]. | ||
== Специально обученные люди == | == Специально обученные люди == | ||
* '''[[Штурман]]''' | * '''[[Штурман]]''' — специалист по управлению кораблём, в особенности по определению его места в пространстве. На море управляется с секстантом и астролябией, в космосе держит в голове или хотя бы в компьютере звёздные карты. Штурман прокладывает курс, определяя каким путём судно прибудет к цели. | ||
** '''Лоцман''' | ** '''Лоцман''' — спец по управлению судном в конкретных водах. Постоянным членом экипажа обычно не является — в порту его забрасывают на борт специальным катером. Если путь корабля лежит в далёкие и малоисследованные места, то лоцмана можно и с собой взять — но далеко не факт, что он станет выполнять обычные матросские или офицерские обязанности, а не проваляется весь путь до цели в каюте. В крайнем случае его может заменить подробная карта. | ||
* '''Рулевой/пилот/кормчий''' | * '''Рулевой/пилот/кормчий''' — управляет кораблём в ручном режиме. Ну, как управляет… выполняет приказы капитана, штурмана или лоцмана, вращая штурвал или поворачивая румпель<ref>а в начале эпохи паруса был колдершток — длинный рычаг, качающийся на оси, прикрепленный к румпелю, чтобы облегчить его повороты, и торчащий из палубы (румпель спрятали под палубу). позднее появилось рулевое колесо при помощи системы блоков облегчавшее повороты колдерштока, теперь спрятанного под палубу</ref>. На громадных парусных линкорах рулевое колесо было двойным, а то и тройным, и крутило его несколько человек одновременно, ибо одному человеку это могло оказаться не по силам. | ||
* '''Коммит''' | ** В античную эпоху и былинные времена на Руси, когда встречались кормчие (у греков они назывались "кибернетосами"), ничьих приказов они не выполняли. Фактически кормчий - капитан судна. | ||
* '''Кочегар''' | * '''Коммит''' — начальник гребцов. В античности это были свободные граждане, которые вместо службы в армии за свой счёт по причине бедности<ref>отказ от службы в армии или во флоте в античности означали лишение гражданства с потерей части прав.</ref> служили на флоте за казённый счёт, а если город-государство богатое, то получая ещё и деньги. В эпоху Возрождения гребцами на галерах были рабы, а если повезло, то на каждом весле помимо нескольких рабов сидел ещё и один вольнонаёмный гребец в качестве старшего. Обычно таким гребцом становился бывший каторжанин, который отмотал свой срок и остался жив, но ему некуда возвращаться. | ||
* '''Канонир''' | * '''Кочегар''' швыряет уголь в топку парового котла. Работа очень грязная, тяжёлая и вредная для здоровья, поскольку в отличие от большинства прочих моряков кочегары на свежем воздухе практически не бывают, а жара и угольная пыль убивают их медленно, но надёжно. В пути, когда корабль шёл крейсерским ходом, в кочегарке было относительно умеренно жарко («умеренно» для привычного кочегара к жару кочегару), а когда корабль шёл в бой на всех парах, то в кочегарке начинала расти температура, вплоть до нестерпимо жарко даже для кочегара, и как долго корабль может идти на полных парах, зависело от его выносливости. | ||
* '''Канонир''' — стрелок из пушки или иного корабельного вооружения. Фитильную пушку наводит вручную, управлять лазерным орудием может и с мостика, хотя зрелищности ради частенько сидит в полупрозрачной кабинке, лихо крутясь вслед пролетающим мимо вражеским истребителям. | |||
** Также может быть офицером, который следит за состоянием пушек и отдает команды стрелкам в бою. | ** Также может быть офицером, который следит за состоянием пушек и отдает команды стрелкам в бою. | ||
* '''Корабельный плотник/механик''' | * '''Корабельный плотник/механик''' — ремонтирует корабль, поддерживая его в рабочем состоянии. Если работает с деревом, может быть хоть безграмотным самоучкой, в космосе ему лучше бы иметь профильное образование и опыт работы на судах сходного типа. | ||
* '''Сигнальщик''' | ** [[Педаль в пол]] продавливают командиры БЧ-5 (электромеханической) на кораблях с атомными энергетическими установками. В этом случае ''корабельный механик'' - нередко капитан 1 ранга, как и командир корабля, поскольку знания, опыт и возможности нужны соответствующие. | ||
* '''[[Кок]]''' | * '''Сигнальщик''' — подаёт сигналы флажками, фальшфейерами, прожекторами и т. д. | ||
** '''Стюард''' | * '''[[Кок]]''' — корабельный повар. | ||
* '''Корабельный врач''' | ** '''Стюард''' — официант. | ||
* '''Карго-мастер''' на торговых | * '''Корабельный врач''' — лечит экипаж, а в идеале профилактически следит за тем, чтобы лечение и не требовалось. | ||
* '''[[Капеллан|Корабельный священник]]''' | * '''Карго-мастер''' на торговых судах — завскладом. Отвечает за размещение товаров в трюме, хранение, погрузку-выгрузку, а иногда — за покупку и продажу груза. | ||
* '''[[Капеллан|Корабельный священник]]''' — осуществляет пастырское окормление экипажа. Редко когда был постоянным членом экипажа. Обычно в связи с отсутствием священника похороны и венчание поручали капитану. | |||
* '''[[Ложный друг переводчика|Квартирмейстер]]''' — английский термин: | * '''[[Ложный друг переводчика|Квартирмейстер]]''' — английский термин: | ||
** Это помощник боцмана, третьего человека на судне после капитана и старпома, т. е. один из старших офицеров экипажа. Такой человек мог и возглавлять абордажную команду, и артиллерийскую часть, и ведать снабжением корабля как суперкарго в торговом флоте. | ** Это помощник боцмана, третьего человека на судне после капитана и старпома, т. е. один из старших офицеров экипажа. Такой человек мог и возглавлять абордажную команду, и артиллерийскую часть, и ведать снабжением корабля как суперкарго в торговом флоте. | ||
Строка 42: | Строка 47: | ||
== Не экипаж, но… == | == Не экипаж, но… == | ||
* '''Морская пехота'''. На кораблях [[Флот её величества|флота её величества]] гамаки морпехов отделяли каюты офицеров от гамаков | * '''Морская пехота'''. На кораблях [[Флот её величества|флота её величества]] гамаки морпехов отделяли каюты офицеров от гамаков матросов — на случай бунта. | ||
* '''Авиакрыло''' на авианосцах. | * '''Авиакрыло''' на авианосцах. | ||
* '''Космодесант'''. Как правило, спускаются на планету на автоматическом десантном шлюпе. В отдельных произведениях могут вести абордажи. | * '''Космодесант'''. Как правило, спускаются на планету на автоматическом десантном шлюпе. В отдельных произведениях могут вести абордажи. | ||
Строка 48: | Строка 53: | ||
== Примеры == | == Примеры == | ||
=== [[Литература]] === | === [[Литература]] === | ||
* Г. Мелвилл, «Билли Бадд, фор-марсовый | * Г. Мелвилл, «Билли Бадд, фор-марсовый матрос» — экипаж «Неустрашимого». Есть даже такая для нынешних времён экзотика, как '''мастер''' — уорент-офицер, отвечающий за навигацию парусного судна и вообще за паруса. | ||
* [[Мир Полудня|Братья Стругацкие]], [[Мир Полудня]]: | * [[Мир Полудня|Братья Стругацкие]], [[Мир Полудня]]: | ||
** «Страна багровых туч», экипаж научно-исследовательского планетолёта «Хиус»: Анатолий Борисович | ** «Страна багровых туч», экипаж научно-исследовательского планетолёта «Хиус»: Анатолий Борисович Ермаков — начальник экспедиции, командир корабля, физик, биолог и врач. Богдан Богданович Спицын — пилот, радист, штурман и бортинженер. Михаил Антонович Крутиков — штурман, кибернетист, пилот и бортинженер. Владимир Сергеевич Юрковский — геолог, радист, биолог. Григорий Иоганнович Дауге — геолог, биолог. Алексей Петрович Быков (POV-персонаж) — инженер-механик, химик, водитель транспортера, радист. | ||
** «Путь на Амальтею», экипаж фотонного грузовика «Тахмасиб»: | ** «Путь на Амальтею», экипаж фотонного грузовика «Тахмасиб»: Быков — капитан, Крутиков — штурман, новый персонаж, молодой Иван Жилин — бортинженер. Пассажиры — уже знакомые планетологи Дауге и Юрковский, а также радиооптик Шарль Моллар, который учит русский язык и больше не появится в книгах. | ||
* Б. Акунин, «Сокол и | * Б. Акунин, «Сокол и Ласточка» — экипаж «Ласточки» описан вполне подробно: есть и канонир, и плотник, и все прочие. Сама героиня ([[Корнет Шурочка|переодетая юношей]]) служит корабельным врачом. | ||
* Сесил Форестер, цикл «[[Horatio Hornblower|Горацио Хорнблауэр]]». | * Сесил Форестер, цикл «[[Horatio Hornblower|Горацио Хорнблауэр]]». | ||
* Вдохновлённый циклом Форестера [[Honorverse]]. | * Вдохновлённый циклом Форестера [[Honorverse]]. | ||
* Владимир Васильев «Смерть или слава» — очень интересно расписаны принципы распределения экипажа в суперлинкоре «Волга». [[Чрезмерно раздутый экипаж|Экипаж]] [[Педаль в пол|составило всё взрослое население планеты]] (весьма неплотно заселённой, но всё-таки), но и сам кораблина обладает многокилометровыми размерами и имеет внутреннюю систему транспорта. | |||
=== Телесериалы === | === [[Телесериалы]] === | ||
* [[Светлячок]] | * «[[Светлячок]]» (2002) — экипаж «Серенити»: Капитан — Мэл, Старпом — Зои, пилот — Уош, механик — Кейли, корабельный врач — Саймон. Джейн выполняет роль «десанта», а остальные трое — пассажиры, нередко оказывающиеся полезными. | ||
=== [[Аниме]] === | === [[Аниме]] === | ||
* [[One Piece]] | * [[One Piece]] — минимальный экипаж любого пиратского корабля, стремящегося на Гранд Лайн, включает в себя: навигатора, кока, доктора, канонира, ну и, само собой, капитана. Сбору минимального экипажа посвящены первые 147 эпизодов манги и 90 — аниме. Впоследствии оказывается, что очень желателен профессиональный плотник. По версии Луффи, любой команде необходим [[Бард|музыкант]]. Функции рулевого команда исполняет поочередно, пока к ним не присоединяется Дзимбей. | ||
** Остальные команды либо обходятся, как и Пираты Соломенной Шляпы, минимумом людей на борту, либо наоборот, раздувают экипажи до невообразимых пределов (правда, им это [[Краснорубашечники|не помогает]]). | ** Остальные команды либо обходятся, как и Пираты Соломенной Шляпы, минимумом людей на борту, либо наоборот, раздувают экипажи до невообразимых пределов (правда, им это [[Краснорубашечники|не помогает]]). | ||
* [[Haifuri]] | * [[Haifuri]] — только на судне главгероинь 25 членов экипажа. Причём это [[минимальный экипаж]], так как в реале экипаж среднего японского эсминца Второй Мировой (типа пресловутого «Фубуки») составлял около двух сотен человек, а конкретно у типа «Кагеро», на котором они приключаются — аж 240. | ||
* Mouretsu | * Mouretsu Pirates — в экипаж Бэнтэнмару входят все необходимые профессии, от рулевого до бортового медика. | ||
=== [[Видеоигры]] === | === [[Видеоигры]] === | ||
* [[FTL: Faster than Light]] | * [[FTL: Faster than Light]] — корабль может обойтись и вообще без экипажа, кроме пилота для прыжков, но опытный (не)человек на посту значительно увеличивает боевые возможности судна. Инверсия — флагман противника, лишившись последнего человека на борту, переходит в [[Теперь босс разозлился|автоматический режим]], в котором почти мгновенно ремонтирует все системы и тушит пожары, чем очень затрудняет процесс своего уничтожения. | ||
* [[Return of the Obra Dinn]]. | * [[Return of the Obra Dinn]]. | ||
Текущая версия на 11:42, 30 июня 2024
Корабль — не важно, парусный, паровой, с атомным двигателем или даже космический — нуждается в экипаже. Иногда можно обойтись минимальным количеством моряков, а порой можно плюнуть на расходы и набрать два раза по дофига народу — но уж какие-то ключевые должности и позиции обязательно должны быть заняты.
Общие[править]
- Адмирал — не член и даже не глава экипажа. Он может командовать флотом или оперативной группой, в который входит корабль, на котором он держит флаг (флагман), но его задача — руководство всеми судами.
- Капитан/шкипер — самый главный, первый после бога, лично ответственный за всё, что происходит с людьми и судном. Его слово — закон, и даже если на борту находится президент, генерал или адмирал в управление кораблём они вмешиваться права не имеют.
- На российских военных кораблях — не «капитан», а командир корабля в звании капитан … ранга
- Исторически капитан командовал в бою, а на походе — как раз шкипер или мастер. В некоторых случаях капитан даже морского дела не знал в принципе, просто обладал достаточно высоким статусом, чтобы командовать.
- В английском флоте вплоть до XIX века капитаном был дворянин, который мог даже навигацией не владеть, а всеми морскими вопросами занимался как раз мастер — в отличие от капитана не офицер, а унтер. Отсюда и звание «Мастер-и-коммандер», когда эти два поста на лёгких кораблях стали совмещать.
- Первый/старший помощник — заместитель и помощник капитана. В корабельных делах разбирается даже лучше кэпа — всё же самому главному не к лицу самолично лазить по всем закоулкам корабля, а старпому сам бог велел.
- В советском флоте первый и старший помощник — разные люди: первый помощник — это замполит.
- До 1917 года - старший офицер.
- Второй, третий и прочие помощники — в отличие от первого здесь иерархия не ступенчатая, а горизонтальная, все они примерно равны в ранге. Как правило, каждому из этих офицеров выделяется некий участок /сектор корабля или круг обязанностей, за который они несут полную ответственность.
- Это терминология скорее из торгового флота, в котором порядок помощников был важен (они отвечали за разные мачты парусника). В военном либо просто "помощник", либо (довоенный СССР) "вахтенный начальник", и тут действительно разницы в статусе нет.
- Мичман — эту должность во флоте её величества занимали подростки-дворяне. И обычно обучение морскому делу в качестве мичмана в Британии было платным: не ему платили жалование, а его родители платили капитану, чтобы он взял сына в мичманы. В Британии подростков продолжали пороть даже в XX веке, так что и провинившихся мичманов, случалось, пороли, но — в отличие от простолюдинов — не голыми у мачты, а в штанах на пушке по спине, и не плёткой как простых матросов, а стеком.
- Не путаем «юных джентльменов» — по сути, благородных юнг, обучающихся морскому делу на практике, и мичманов — уже обученных унтер-офицеров, имеющих право на сдачу лейтенантского экзамена. Юные джентльмены, которые обучались назывались просто midshipman (позже появилось уточнение cadet midshipman), а те кто обучился и успешно сдал экзамен на покупку лейтенантского патента назывались w:Passed midshipman.
- На современном (российском) флоте мичман является аналогом прапорщика, со всеми вытекающими (и утекающими).
- Гардемарин — выпускник навигацкой школы, мореходного училища или другого учебного заведения, выпускающего офицеров-моряков. На борту проходит практику — лично знакомится с морем и жизнью на судне. Полноценным офицером ещё не является, будет произведён в чин по окончании плавания.
- Впрочем, «неполноценность» состояла в основном в отсутствии отдельной каюты, в остальном гардемарины воспринимались как офицеры, пусть и очень неопытные. В последующем русская традиция производить на два года в гардемарины «для стажировки» полностью перекочевала во флот (и армию) СССР и Российской Федерации, но сейчас такой «двухгодичный стажер» называется лейтенантом и числится полноценным офицером, хоть и самым маленьким.
- Боцман — главный над матросами и старшинами. Опытен, суров, способен разрешить чуть ли не любую проблему без вмешательства офицеров. Самому боцману офицерское звание не светит по причине недостатка образования или простолюдинского происхождения, но практического опыта и знаний у него немало, а потому уважают его всерьёз.
- В старорежимном Роял Нэви боцман как раз входил в клику уоррент-офицеров — неблагородных унтеров со специальностью, составлявших элиту профессиональных моряков. Кроме него в её состав входили как раз мастер (профессиональный моряк, командующий кораблём в море и походе, если капитан не владеет морским делом), штурман (если таковые были помимо мастера), хирург, плотник, парусный мастер, казначей, баталёр, кок и так далее.
- Матрос — обычный моряк, выполняющий все работы на корабле. Обзаведясь специализацией, может занять более ответственную должность.
- Юнга — матрос-ученик из простолюдинов, обычно подросток.
- Гребец, если судно гребное. Если паровое — то будет кочегар (см.ниже).
- Корабельный кот — специалист по отлову корабельных же крыс, талисман команды и всеобщий любимец.
Специально обученные люди[править]
- Штурман — специалист по управлению кораблём, в особенности по определению его места в пространстве. На море управляется с секстантом и астролябией, в космосе держит в голове или хотя бы в компьютере звёздные карты. Штурман прокладывает курс, определяя каким путём судно прибудет к цели.
- Лоцман — спец по управлению судном в конкретных водах. Постоянным членом экипажа обычно не является — в порту его забрасывают на борт специальным катером. Если путь корабля лежит в далёкие и малоисследованные места, то лоцмана можно и с собой взять — но далеко не факт, что он станет выполнять обычные матросские или офицерские обязанности, а не проваляется весь путь до цели в каюте. В крайнем случае его может заменить подробная карта.
- Рулевой/пилот/кормчий — управляет кораблём в ручном режиме. Ну, как управляет… выполняет приказы капитана, штурмана или лоцмана, вращая штурвал или поворачивая румпель[1]. На громадных парусных линкорах рулевое колесо было двойным, а то и тройным, и крутило его несколько человек одновременно, ибо одному человеку это могло оказаться не по силам.
- В античную эпоху и былинные времена на Руси, когда встречались кормчие (у греков они назывались "кибернетосами"), ничьих приказов они не выполняли. Фактически кормчий - капитан судна.
- Коммит — начальник гребцов. В античности это были свободные граждане, которые вместо службы в армии за свой счёт по причине бедности[2] служили на флоте за казённый счёт, а если город-государство богатое, то получая ещё и деньги. В эпоху Возрождения гребцами на галерах были рабы, а если повезло, то на каждом весле помимо нескольких рабов сидел ещё и один вольнонаёмный гребец в качестве старшего. Обычно таким гребцом становился бывший каторжанин, который отмотал свой срок и остался жив, но ему некуда возвращаться.
- Кочегар швыряет уголь в топку парового котла. Работа очень грязная, тяжёлая и вредная для здоровья, поскольку в отличие от большинства прочих моряков кочегары на свежем воздухе практически не бывают, а жара и угольная пыль убивают их медленно, но надёжно. В пути, когда корабль шёл крейсерским ходом, в кочегарке было относительно умеренно жарко («умеренно» для привычного кочегара к жару кочегару), а когда корабль шёл в бой на всех парах, то в кочегарке начинала расти температура, вплоть до нестерпимо жарко даже для кочегара, и как долго корабль может идти на полных парах, зависело от его выносливости.
- Канонир — стрелок из пушки или иного корабельного вооружения. Фитильную пушку наводит вручную, управлять лазерным орудием может и с мостика, хотя зрелищности ради частенько сидит в полупрозрачной кабинке, лихо крутясь вслед пролетающим мимо вражеским истребителям.
- Также может быть офицером, который следит за состоянием пушек и отдает команды стрелкам в бою.
- Корабельный плотник/механик — ремонтирует корабль, поддерживая его в рабочем состоянии. Если работает с деревом, может быть хоть безграмотным самоучкой, в космосе ему лучше бы иметь профильное образование и опыт работы на судах сходного типа.
- Педаль в пол продавливают командиры БЧ-5 (электромеханической) на кораблях с атомными энергетическими установками. В этом случае корабельный механик - нередко капитан 1 ранга, как и командир корабля, поскольку знания, опыт и возможности нужны соответствующие.
- Сигнальщик — подаёт сигналы флажками, фальшфейерами, прожекторами и т. д.
- Кок — корабельный повар.
- Стюард — официант.
- Корабельный врач — лечит экипаж, а в идеале профилактически следит за тем, чтобы лечение и не требовалось.
- Карго-мастер на торговых судах — завскладом. Отвечает за размещение товаров в трюме, хранение, погрузку-выгрузку, а иногда — за покупку и продажу груза.
- Корабельный священник — осуществляет пастырское окормление экипажа. Редко когда был постоянным членом экипажа. Обычно в связи с отсутствием священника похороны и венчание поручали капитану.
- Квартирмейстер — английский термин:
- Это помощник боцмана, третьего человека на судне после капитана и старпома, т. е. один из старших офицеров экипажа. Такой человек мог и возглавлять абордажную команду, и артиллерийскую часть, и ведать снабжением корабля как суперкарго в торговом флоте.
- На современном флоте управляет кораблём. Во флотах многих стран это нижний чин, отвечающий за навигационные приборы и прокладку курса; подчиняется штурману. Следует переводить «младший штурман» либо «рулевой».
- У пиратов был второй по значимости должностью (подробнее в основной статье).
Не экипаж, но…[править]
- Морская пехота. На кораблях флота её величества гамаки морпехов отделяли каюты офицеров от гамаков матросов — на случай бунта.
- Авиакрыло на авианосцах.
- Космодесант. Как правило, спускаются на планету на автоматическом десантном шлюпе. В отдельных произведениях могут вести абордажи.
- Рыбаки, научные сотрудники, курсанты, пассажиры…
Примеры[править]
Литература[править]
- Г. Мелвилл, «Билли Бадд, фор-марсовый матрос» — экипаж «Неустрашимого». Есть даже такая для нынешних времён экзотика, как мастер — уорент-офицер, отвечающий за навигацию парусного судна и вообще за паруса.
- Братья Стругацкие, Мир Полудня:
- «Страна багровых туч», экипаж научно-исследовательского планетолёта «Хиус»: Анатолий Борисович Ермаков — начальник экспедиции, командир корабля, физик, биолог и врач. Богдан Богданович Спицын — пилот, радист, штурман и бортинженер. Михаил Антонович Крутиков — штурман, кибернетист, пилот и бортинженер. Владимир Сергеевич Юрковский — геолог, радист, биолог. Григорий Иоганнович Дауге — геолог, биолог. Алексей Петрович Быков (POV-персонаж) — инженер-механик, химик, водитель транспортера, радист.
- «Путь на Амальтею», экипаж фотонного грузовика «Тахмасиб»: Быков — капитан, Крутиков — штурман, новый персонаж, молодой Иван Жилин — бортинженер. Пассажиры — уже знакомые планетологи Дауге и Юрковский, а также радиооптик Шарль Моллар, который учит русский язык и больше не появится в книгах.
- Б. Акунин, «Сокол и Ласточка» — экипаж «Ласточки» описан вполне подробно: есть и канонир, и плотник, и все прочие. Сама героиня (переодетая юношей) служит корабельным врачом.
- Сесил Форестер, цикл «Горацио Хорнблауэр».
- Вдохновлённый циклом Форестера Honorverse.
- Владимир Васильев «Смерть или слава» — очень интересно расписаны принципы распределения экипажа в суперлинкоре «Волга». Экипаж составило всё взрослое население планеты (весьма неплотно заселённой, но всё-таки), но и сам кораблина обладает многокилометровыми размерами и имеет внутреннюю систему транспорта.
Телесериалы[править]
- «Светлячок» (2002) — экипаж «Серенити»: Капитан — Мэл, Старпом — Зои, пилот — Уош, механик — Кейли, корабельный врач — Саймон. Джейн выполняет роль «десанта», а остальные трое — пассажиры, нередко оказывающиеся полезными.
Аниме[править]
- One Piece — минимальный экипаж любого пиратского корабля, стремящегося на Гранд Лайн, включает в себя: навигатора, кока, доктора, канонира, ну и, само собой, капитана. Сбору минимального экипажа посвящены первые 147 эпизодов манги и 90 — аниме. Впоследствии оказывается, что очень желателен профессиональный плотник. По версии Луффи, любой команде необходим музыкант. Функции рулевого команда исполняет поочередно, пока к ним не присоединяется Дзимбей.
- Остальные команды либо обходятся, как и Пираты Соломенной Шляпы, минимумом людей на борту, либо наоборот, раздувают экипажи до невообразимых пределов (правда, им это не помогает).
- Морская школа — только на судне главгероинь 25 членов экипажа. Причём это минимальный экипаж, так как в реале экипаж среднего японского эсминца Второй Мировой (типа пресловутого «Фубуки») составлял около двух сотен человек, а конкретно у типа «Кагеро», на котором они приключаются — аж 240.
- Mouretsu Pirates — в экипаж Бэнтэнмару входят все необходимые профессии, от рулевого до бортового медика.
Видеоигры[править]
- FTL: Faster than Light — корабль может обойтись и вообще без экипажа, кроме пилота для прыжков, но опытный (не)человек на посту значительно увеличивает боевые возможности судна. Инверсия — флагман противника, лишившись последнего человека на борту, переходит в автоматический режим, в котором почти мгновенно ремонтирует все системы и тушит пожары, чем очень затрудняет процесс своего уничтожения.
- Return of the Obra Dinn.
Примечания[править]
- ↑ а в начале эпохи паруса был колдершток — длинный рычаг, качающийся на оси, прикрепленный к румпелю, чтобы облегчить его повороты, и торчащий из палубы (румпель спрятали под палубу). позднее появилось рулевое колесо при помощи системы блоков облегчавшее повороты колдерштока, теперь спрятанного под палубу
- ↑ отказ от службы в армии или во флоте в античности означали лишение гражданства с потерей части прав.