Великий Гудвин: различия между версиями
м (→Мультсериалы) |
Ajoura (обсуждение | вклад) |
||
(не показано 8 промежуточных версий 6 участников) | |||
Строка 7: | Строка 7: | ||
Причины для подобного поведения бывают разные. Зачастую это банальная афера с целью оставить легковерный народ без денег. Может быть, деньги уже не главное, и в дело вступает жажда власти и необходимость держать народ в страхе. Может быть, он пришелец [[попаданец|из будущего]] или с [[Достаточно развитые инопланетяне|высокоразвитой планеты]], которому нужно как-то объяснить свои странные повадки, знание науки и техники и функции своих гаджетов. Или же ему просто не повезло оказаться [[единственный нормальный человек|единственным обычным человеком]] в мире [[маг|волшебников]] и [[ведьма|ведьм]]. | Причины для подобного поведения бывают разные. Зачастую это банальная афера с целью оставить легковерный народ без денег. Может быть, деньги уже не главное, и в дело вступает жажда власти и необходимость держать народ в страхе. Может быть, он пришелец [[попаданец|из будущего]] или с [[Достаточно развитые инопланетяне|высокоразвитой планеты]], которому нужно как-то объяснить свои странные повадки, знание науки и техники и функции своих гаджетов. Или же ему просто не повезло оказаться [[единственный нормальный человек|единственным обычным человеком]] в мире [[маг|волшебников]] и [[ведьма|ведьм]]. | ||
Чтобы выдать себя за волшебника, часто используются самые обычные техники фокусников и иллюзионистов. В другом популярном варианте Гудвин прибегает к сверхразвитой с точки зрения местных технике. Кроме того, есть случаи, когда Гудвин действительно является волшебником, просто ''конкретные заклинания'', которые он якобы колдует, на самом деле невозможны (или на легковерных лень тратить ману), и в дело вступает [[магия иллюзий]] или другое трюкачество с примесью реальной магии. | Чтобы выдать себя за волшебника, часто используются самые обычные техники фокусников и иллюзионистов. В другом популярном варианте Гудвин прибегает к сверхразвитой с точки зрения местных технике. Кроме того, есть случаи, когда Гудвин действительно является волшебником, просто ''конкретные заклинания'', которые он якобы колдует, на самом деле невозможны (или на легковерных лень тратить ману), и в дело вступает [[магия иллюзий]] или другое трюкачество с примесью реальной магии. Вариант: Гудвин просто [[маг-недоучка]], но при этом выдаёт себя как минимум за [[архимаг]]а. | ||
Некоторые кадры настолько наглеют, что [[Ложный бог|прикидываются богами]]. Ср. также [[Чудеса от науки]] о технологиях, принимаемых, выдаваемых или неотличимых от магии. '''Внимание''': если «волшебник» не прикидывается таковым с целью получения какой-то выгоды, а искренне верит в своё колдовское | Некоторые кадры настолько наглеют, что [[Ложный бог|прикидываются богами]]. Ср. также [[Чудеса от науки]] о технологиях, принимаемых, выдаваемых или неотличимых от магии. '''Внимание''': если «волшебник» не прикидывается таковым с целью получения какой-то выгоды, а искренне верит в своё колдовское могущество — это одна из разновидностей [[тюнибё]]. | ||
== Примеры == | == Примеры == | ||
=== [[Литература]] === | === [[Литература]] === | ||
==== | |||
==== Отечественная ==== | |||
* «[[Волшебник Изумрудного города]]»: | * «[[Волшебник Изумрудного города]]»: | ||
** [[тропнеймер|Великий и Ужасный Гудвин]], аналогично Озу, был цирковым артистом, обманувшим местных жителей. У Волкова, в отличие от оригинала Баума, не возвращается в Волшебную страну после первой книги и магии не обучается. | ** [[тропнеймер|Великий и Ужасный Гудвин]], аналогично Озу, был цирковым артистом, обманувшим местных жителей. У Волкова, в отличие от оригинала Баума, не возвращается в Волшебную страну после первой книги и магии не обучается. | ||
** Урфин Джюс сначала выдал себя за колдуна с помощью изготовленного им из сорняков живительного порошка, а в книге «Огненный бог Марранов» пошел дальше и выдал себя за бога, впечатлив Марранов умением разводить костры (с помощью зажигалки) и ручным гигантским орлом. | ** Урфин Джюс сначала выдал себя за колдуна с помощью изготовленного им из сорняков живительного порошка, а в книге «Огненный бог Марранов» пошел дальше и выдал себя за бога, впечатлив Марранов умением разводить костры (с помощью зажигалки) и ручным гигантским орлом. | ||
* У Сергея Сухинова в его [[Изумрудный город (Сухинов)|цикле об Изумрудном городе]] есть отдельная книга о | ** При этом оба реализуют вариант "единственного нормального человека", если рассматривать не все население Волшебной страны, а только правителей. | ||
* [[Александр Рудазов]] | * У Сергея Сухинова в его [[Изумрудный город (Сухинов)|цикле об Изумрудном городе]] есть отдельная книга о Гудвине — «Гудвин, Великий и Ужасный», которую в каноничном издании проиллюстрировал сам Владимирский. Правда, после смерти Гудвин оказался в стране Мертвых и в замке атлантов мало-помалу научился кое-какому волшебству, в финале «Чародей из Атлантиды» остается погостить и поучиться у самого Торна. | ||
** [[Арифмоман (А. Рудазов)| | * [[Александр Рудазов]] — иногда случается: | ||
** А вот у [[Мудрецы (дилогия)|Сергея Чертанова]] не прокатило. «Плохой, негодный [[шаман]], | ** «[[Арифмоман (А. Рудазов)|Арифмоман]]» — с этого начинал свою карьеру на Парифате Исидор Яковлевич Эйхгорн — знания физики и химии, а также несколько земных гаджетов вполне это позволяли. Однако прокатило только потому, что Парибул, куда он [[попаданец|попал]] — [[крохотное королевство|лютые задворки планеты]], и на [[архимаг|бриаровского лауреата]] местный король и не рассчитывал. Уволившись с поста [[придворный маг|придворного мага]], Эйхгорн прикидываться волшебником и вовсе перестал — понял, что настоящих чародеев это не порадует. Хотя колпак носить продолжил — удобно облегал [[мудрая плешь|лысину]]. | ||
* Павел Каташов, «Магия трёх | ** А вот у [[Мудрецы (дилогия)|Сергея Чертанова]] не прокатило. «Плохой, негодный [[шаман]], — сказали [[дикарь|мбумбу]], — может, хоть [[каннибализм|вкусный]]?» | ||
* Роман Злотников, | * Павел Каташов, «Магия трёх мечей» — император (на самом деле — армянский историк-попаданец) Тигран Миграбян, который довольно жёсткими методами внедряет в фэнтези-мир промышленную и буржуазную революцию, всеми считается не то добрым волшебником, не то [[Тёмный властелин|тёмным властелином]]. | ||
* «[[Порри Гаттер]] | * Роман Злотников, «Грон» — с помощью несложных химических и механических фокусов главный герой приобретает у степняков репутацию могучего колдуна, «повелителя демонов песчаной бури и огненной стены». А вот некоторые из реликтовых технологий [[Стагнатор|Ордена]] тянут на магию даже по нашим меркам (другое дело, что сами Посвящённые их как раз магией и считают). | ||
* «[[Порри Гаттер]]» — {{spoiler|[[Низведён до простого смертного|с некоторых пор]] директор Бубльгум. Справляется либо техническими штучками, либо изображением рассеянности и просьбой других поколдовать}} | |||
* Янка Мавр, «Амок». Верховное божество яванских бадувисов, шестирукий бог Багара Тунгаль, конечно, управляется верёвочками из-за ширмы хитрыми жрецами, но вот что жрецы владеют примитивной голографией, становится сюрпризом даже для просвещенного европейца Пипа. | * Янка Мавр, «Амок». Верховное божество яванских бадувисов, шестирукий бог Багара Тунгаль, конечно, управляется верёвочками из-за ширмы хитрыми жрецами, но вот что жрецы владеют примитивной голографией, становится сюрпризом даже для просвещенного европейца Пипа. | ||
Строка 31: | Строка 33: | ||
** Главный герой-[[попаданец]] выдает устраиваемые с помощью своих познаний в науке и технике [[чудеса от науки]] за колдовство и становится придворным волшебником по прозвищу Хозяин. | ** Главный герой-[[попаданец]] выдает устраиваемые с помощью своих познаний в науке и технике [[чудеса от науки]] за колдовство и становится придворным волшебником по прозвищу Хозяин. | ||
** Мерлин, бывший придворным волшебником до него, вроде бы обыкновенный шарлатан, но в конце книги произносит единственное настоящее заклинание, усыпляя героя на 1300 лет. | ** Мерлин, бывший придворным волшебником до него, вроде бы обыкновенный шарлатан, но в конце книги произносит единственное настоящее заклинание, усыпляя героя на 1300 лет. | ||
** По ходу действия главный герой разоблачает других шарлатанов. Так, один из них заявляет, что способен узнать, что в данный момент делает любой человек, на что ГГ предложил: «Скажите мне, что я делаю правой рукой?» Не получил ответа и заявил: «этот | ** По ходу действия главный герой разоблачает других шарлатанов. Так, один из них заявляет, что способен узнать, что в данный момент делает любой человек, на что ГГ предложил: «Скажите мне, что я делаю правой рукой?» Не получил ответа и заявил: «этот приезжий — пустой плуг и лгун». Тот попытался выкрутиться, утверждая, что «маги такого рода, как я, не интересуются делами всякого смертного, а только делами королей, принцев, императоров. Если бы вы спросили меня, чем теперь занят Артур, то я сказал бы вам». Впрочем, про Артура он тоже соврал, а рассказчик смог проверить его ложь, потому что устроил в королевстве телефонную сеть. | ||
* «[[Страна Оз|Удивительный волшебник из страны Оз]] | * «[[Страна Оз|Удивительный волшебник из страны Оз]]» — великий волшебник Оз оказывается обыкновенным цирковым артистом. Впоследствии добрая волшебница Глинда обучает его магии взаправду. | ||
* В одной из «[[Гарри Поттер|сказок Барда Бидля]]» под названием «Зайчиха Шутиха и её пень-зубоскал» жулик прикидывается волшебником с помощью обычных фокусов и устраивается придворным «инструктором магии» с целью обогащения, но его планы в итоге терпят крах благодаря настоящей ведьме. | * В одной из «[[Гарри Поттер|сказок Барда Бидля]]» под названием «Зайчиха Шутиха и её пень-зубоскал» жулик прикидывается волшебником с помощью обычных фокусов и устраивается придворным «инструктором магии» с целью обогащения, но его планы в итоге терпят крах благодаря настоящей ведьме. | ||
** В самом «Гарри Поттере» эту роль играют прорицатели в лице профессора Трелони, предсказывающей всякого рода ужасы и околесицу. Выясняется, что Трелони на самом деле одна из немногих прорицательниц, реально наделенных хоть каким-нибудь даром, | ** В самом «Гарри Поттере» эту роль играют прорицатели в лице профессора Трелони, предсказывающей всякого рода ужасы и околесицу. Выясняется, что Трелони на самом деле одна из немногих прорицательниц, реально наделенных хоть каким-нибудь даром; проблема лишь в том, что пророчества приходят к ней редко и непредсказуемо, сама она совершенно не умеет интерпретировать их, а ее попытки в буквальном смысле слова гадать на кофейной гуще вообще заведомо не работают. При этом прорицатели могут быть вполне способны на другие виды магии. | ||
* «[[Сага о Копье]] | * «[[Сага о Копье]]» — Рейстлин в юности зарабатывал, показывая фокусы на площади и изображая мага. Когда же он на такового и вправду выучился, ловкость рук всё равно не раз его выручала: когда ученик продемонстрировал впечатляющий эффект, при этом вовсе не фоня магией, [[злой ментор|Фистандантилус]] знатно охренел, а разгадав фокус — рассвирепел, но уважением к [[хуцпа|дерзости]] юнца проникся. | ||
* «[[A Song of Ice and Fire|Песнь Льда и Пламени]] | * «[[A Song of Ice and Fire|Песнь Льда и Пламени]]» — Мелисандра вполне способна на настоящую магию, но легковерных проще впечатлить алхимическими трюками. | ||
* Саймон Грин, «Кровь и | * Саймон Грин, «Кровь и честь» — бродячий актёр Джордан не владеет магией, но успешно выдаёт себя за волшебника благодаря спрятанным в специальных устройствах на запястьях стеклянным шарикам с различными алхимическими смесями, дающими эффект как дымовые и зажигательные гранаты. Против суеверного средневекового быдла хватает с запасом. Впрочем, на магически одарённых [[аристократ]]ов тоже неплохо действует. | ||
* [[Легенды Этшара]] | * [[Легенды Этшара]] — престидижитаторы (то есть фокусники) официально признаются одной из школ магии, наряду с настоящими волшебниками (Wizards, в некоторых переводах названные как «чародеи»), ведьмами, [[варлок]]ами, демонологами, теургами и исчезнувшими, но тоже настоящими [[Sorcerer]]s (в одних переводах «колдуны», в других переводах «чародеи»). Настоящими магами официально считаются также и… учёные! (в некоторых переводах… «[[йопт In Translation|саентологи]]» (!) от слова «science» — «наука»). А ещё официально к магам относятся всякие травники. | ||
* [[Нил Гейман]] и Пратчетт, «[[Благие знамения]] | * [[Нил Гейман]] и Пратчетт, «[[Благие знамения]]» — мадам Трейси. | ||
* Роберт Сильверберг, «Скрываемый | * Роберт Сильверберг, «Скрываемый дар» — [[инверсия]]. В эпилоге главный герой — [[Телекинез|телекинетик]] — выдаёт себя за циркового жонглёра. | ||
* Роберт Асприн, «МИФический | * Роберт Асприн, «МИФический цикл» — Скив хоть и способен применять магию (три с половиной заклинания — больше не успел выучить) однако считается наикрутейшим магом не только в захудалом Пенте, но и на Базаре-на-Деве, где реально могущественных чародеев навалом. Дополнительный бонус: его очень уважают за скромность и нежелание применять дурацкие спецэффекты. | ||
* [[Сага о ведьмаке]] | * [[Сага о ведьмаке]] — Сорель Дегерлунд, колдунец более чем средней руки, убеждает общественность в том, что его наставник обучил его высшему пилотажу в чародействе. На самом деле {{spoiler|вместо демона, которого Сорель на самом деле не призывал, старались выведенные Ортоланом прислужники-полукровки.}} | ||
=== [[Кино]] === | === [[Кино]] === | ||
{{video|JpQKgV9p4Us|Трейлер фильма «Оз: Великий и Ужасный»}} | {{video|JpQKgV9p4Us|Трейлер фильма «Оз: Великий и Ужасный»}} | ||
* Многочисленные адаптации истории про волшебника из страны Оз, включая фильм-мюзикл | * Многочисленные адаптации истории про волшебника из страны Оз, включая фильм-мюзикл 1939 г. с Джуди Гарланд и приквел 2013 г. Сэма Рэйми. | ||
* «[[Фильмы Марка Захарова|Формула любви]] | * «[[Фильмы Марка Захарова|Формула любви]]» — Калиостро (см. Реальная жизнь). | ||
* «Братья Гримм» — братья-жулики Яков и Вильгельм выступают в роли [[Охотник на ведьм|охотников на ведьм]] и магических [[Охотник на монстров|чудовищ]], которых они изображают с помощью трюкачества и своих помощников-актёров. В один момент им пришлось изображать инверсию и сделать вид, что всамделишный заколдованный лес на самом деле просто кишит немецкими [[партизан]]ами. | |||
* «[[Night at the Museum|Ночь в музее]]» — узнав, что восковой Аттила суеверен и интересуется всякой магией, главный герой попытался произвести на древнего вождя впечатление при помощи несложных фокусов. Правда, за отсутствием опыта быстро попался на обмане. | |||
* «Братья | * «[[Шерлок Холмс/Sherlock Holmes (2009)|Шерлок Холмс]]» Гая Ричи — лорд Блэквуд. | ||
* «[[Night at the Museum|Ночь в музее]] | * «Красные огни» — героиня Сигурни Уивер с помощником занимаются разоблачением таких вот «Гудвинов». А является ли персонаж Роберта Де Ниро сабжем или всё-таки обладает реальными экстрасенсорными способностями — главная интрига фильма. | ||
* «[[Шерлок Холмс/Sherlock Holmes (2009)|Шерлок Холмс]]» Гая | * «Чёрный рыцарь» — главный герой пытается напугать средневековое дурачьё зажигалкой. «Средневековое дурачьё» внезапно не ведётся. | ||
* «Красные | * «Аллея кошмаров» — главный герой делает вид, что может читать мысли и общаться с умершими, будучи на самом деле всего лишь хорошим менталистом. | ||
* «Чёрный | |||
* «Аллея | |||
=== [[Телесериалы]] === | === [[Телесериалы]] === | ||
* «ЧТД (Что и Требовалось Доказать) | * «ЧТД (Что и Требовалось Доказать)» — одна из серий полностью посвящена разборкам между экстрасенсами-шарлатанами и убийству одного из них. | ||
* «[[Коломбо]] | * «[[Коломбо]]» — в эпизоде «Коломбо идёт на гильотину» убийца является жуликом, выдающим себя за ясновидящего и успешно дурачащего сотрудников ФБР. Лейтенант эффектно троллит и разоблачает его. | ||
* «Константин» (адаптация комиксов Hellblazer для NBC): Джон является настоящим магом, но распугивает грабителей самым обычным, хотя и эффектным, фокусом (на картинке в начале статьи). | * «Константин» (адаптация комиксов Hellblazer для NBC) — [[субверсия]]: Джон является настоящим магом, но распугивает грабителей самым обычным, хотя и эффектным, фокусом (на картинке в начале статьи). | ||
* «[[Менталист]] | * «[[Менталист]]» — Патрик Джейн раньше ''прикидывался'' экстрасенсом, но бросил это занятие и теперь работает на полицию. Патрик терпеть не может Гудвинов, считает их лжецами и с большим удовольствием разоблачает. | ||
* | * «Ясновидец» — Шон Спенсер — криминалист-консультант полиции, выдающий себя за экстрасенса. На самом деле у него нет никаких способностей, он просто умный и наблюдательный, но реально идти в полицейскую академию и заполнять целый день бумажки ему просто лень. | ||
* «[[Детектив Монк]] | * «[[Детектив Монк]]» — в серии «Мистер Монк и экстрасенс» муж, убивший жену, нанимает медиума, чтобы та якобы мистическим образом нашла её тело. | ||
* «Секретный агент | * «Секретный агент Макгайвер» — в одном эпизоде Макгайвер ударился головой и очутился в средневековой Англии, где быстро разоблачил Мерлина, который всего лишь использовал разные фокусы. Затем, однако, Мерлин оказался настоящим магом и отправил агента назад в его место и время. Причём Макгайвер потом ещё раз видел чародея, уходящего через какой-то портал. Были это [[приключения в Комаляндии]] с остаточными галлюцинациями [[Может, магия, а может, реальность|или нет]] — [[вечная загадка]]. | ||
* «Крод Мандун и [[Огненный меч]] | * «Крод Мандун и [[Огненный меч]]» — Зезельрик, чернокожий маг, чьим величайшим магическим даром является… | ||
* «[[Чудеса]]» (они же «[[Йопт In Translation|Святой дозор]]») (2003) — как правило [[аверсия]]: в подавляющем большинстве серий главные герои имеют дело с настоящими чудесами. | |||
** Но в десятой случился прямой отыгрыш. Простая официантка Дебби Олсон из маленького городка, у которой обнаружилась способность мгновенно залечивать полученные раны, оказалась шарлатанкой. Сначала сообщник, прикинувшийся грабителем, «перерезал ей горло» бутафорским ножом. Затем он же натравил на неё «[[Смертоносная змея|смертоносную змею]]» с удалёнными ядовитыми железами. А историю о том, что она якобы исцелила ребёнка, ей приписала молва (а может быть, этот слух тоже пустили сообщники). Пополам с [[План Степлтона|Планом Степлтона]]: Всю эту комедию со «святой-чудотворницей» организовал местный мэр, чтобы привлечь в свой город туристов. | |||
** Туда же и Джейсон Хэрлок из последней серии — стереотипный телевизионный экстрасенс, разводящий публику байками в стиле «Ко мне обратился умерший родственник кого-то из присутствующих. Кажется в его имени есть буква „Т“». Но случайно прикоснувшись к Полу во время очередного своего сеанса, он нежданно-негаданно впервые в жизни словил настоящее видение из будущего. | |||
* «[[Чем мы заняты в тени]]» (2019) — 2 сезон, 8 серия. Гильермо оставил Нандора и ушёл на службу к вампирше Селесте, которая совсем недавно была фамильяром, а теперь намерена организовать вампирское сообщество и сулит своим слугам обращение после того, как они прослужат ей всего лишь неделю. Однако, в итоге выяснилось, что она никакая не вампирка, а всё та же фамильярка, которая в отсуствии хозяйки прикинулась вампиршей, чтобы ощутить, каково это, когда все тебе прислуживают. | |||
=== [[Мультипликация]] === | === [[Мультипликация]] === | ||
Строка 71: | Строка 75: | ||
=== [[Мультсериал]]ы === | === [[Мультсериал]]ы === | ||
* «[[Мишки Гамми]] | * «[[Мишки Гамми]]» — в одной из серий Толстун желает обучиться магии при помощи самодельного медальона. Малыш, не желая разочаровывать друга, подстраивает ему целый спектакль. И успешно — магом Толстун, конечно, не стал, но научился недурно показывать фокусы. | ||
* «[[MLP]] | * «[[MLP]]» — Великая и Могущественная Трикси! | ||
** В одной серии упомянутая Трикси завладела магическим амулетом и стала реально невероятно могущественной волшебницей. И тогда, чтобы победить её, уже Твайлайт пришлось прибегать к трюкам и хитростям, | ** В одной серии упомянутая Трикси завладела магическим амулетом и стала реально невероятно могущественной волшебницей. И тогда, чтобы победить её, уже Твайлайт пришлось прибегать к трюкам и хитростям, | ||
* Гидеон Глифул в «[[Gravity Falls|Гравити Фоллз]]» с успехом выдает себя за экстрасенса, но оказывается | * Гидеон Глифул в «[[Gravity Falls|Гравити Фоллз]]» с успехом выдает себя за экстрасенса, но оказывается разоблачённым — он следил за горожанами через скрытые камеры. Стэн, впрочем, раскусывает его сразу, потому что, во-первых, его мама была тоже экстрасенсом-мошенницей, а во-вторых, {{spoiler|настоящий телепат бы называл его настоящим именем — Стэнли, а не Стэнфорд}}. | ||
* «[[Конан]]: Искатель | * «[[Конан]]: Искатель приключений» — Конан и компания помогали низкоуровневому волшебнику-иллюзионисту То-Рин-Нону Грозному закосить под невероятно крутого мага, способного творить очень сильное колдунство, дабы отпугнуть нацелившегося на него Рат-Амона. | ||
* «[[Футурама]] | * «[[Футурама]]» — вариант без магии, но смысл тот же. Великая Компьютера — правительница планеты [[Гигантская женщина|амазонок]]. Переливающийся лампочками суперкомпьютер величиной с нехилый такой шкаф— это лишь фасад, за которым скрывается обычная женоробот. | ||
* «[[Приключения Джеки Чана]] | * «[[Приключения Джеки Чана]]» — не очень этичный археолог Питер Бэйли выдал себя за великого шамана, показав эскимосам волшебную коробочку, с помощью которой он может общаться с другими шаманами (обычный мобильный телефон). | ||
* «M.A.S.K.» — в одной из серий Слай Рекс, используя потайной лазерный бластер и дымовые бомбы, прикинулся призраком Юлия Цезаря, чтобы отогнать реставраторов от Колизея, когда они начали мешать тайным и незаконным раскопкам Мейхема. | |||
=== [[Комиксы]] === | === [[Комиксы]] === | ||
* Такого рода злодеи регулярно встречаются во вселенной [[Marvel]]. Самый известный из | * Такого рода злодеи регулярно встречаются во вселенной [[Marvel]]. Самый известный из которых — [[заклятый враг]] Человека-паука Мистерио, специалист по спецэффектам, химик, гипнотизёр и так далее. | ||
** Впрочем, с Мистерио [[субверсия]]. Некоторые сюжеты жирно намекают что в какой то-момент он действительно овладел | ** Впрочем, с Мистерио [[субверсия]]. Некоторые сюжеты жирно намекают что в какой то-момент он действительно овладел магией — возвращаясь из мертвых, овладевая телепатией, заключая сделки с демонами и путешествуя между мирами. | ||
* [[Hellblazer]] | * [[Hellblazer]] — Джон Константин, хотя и очень мощный маг, регулярно пользуется фальшивыми заклинаниями, если можно ими обойтись. | ||
=== [[Аниме]], [[манга]], [[ранобэ]] === | === [[Аниме]], [[манга]], [[ранобэ]] === | ||
* Арасака Рэйген в «[[Mob Psycho 100]] | * Арасака Рэйген в «[[Mob Psycho 100]]» — фальшивый экзорцист и спирит, изгоняющий духов с помощью своего ученика Моба. Правда, у большинства его клиентов проблемы вовсе не со сверхъестественным. | ||
* [[Dr. Stone]] | * [[Dr. Stone]] — Гэн Асагири, виртуозный иллюзионист, психолог и шоумен не раз выдавал себя за колдуна перед дикарями постапокалиптического будущего. Субверсия с Хромом: его тоже принимали за колдуна, и он сам считал себя таковым, но на деле был начинающим учёным, заново открывшим некоторые законы физики. | ||
=== [[Видеоигры]] === | === [[Видеоигры]] === | ||
* «[[Южный Парк]]: Палка Истины»: один из играбельных | * «[[Южный Парк]]: Палка Истины»: один из играбельных классов — Маг, пользующийся автомобильным аккумулятором, огнетушителем и т. п. | ||
* В погоне за бессмертием в «Crusader Kings 2» можно нарваться на фальшивого мистика. Что интересно, тот может случайно (хоть и ''очень'' маловероятно) провести самый настоящий ритуал бессмертия. | * В погоне за бессмертием в «Crusader Kings 2» можно нарваться на фальшивого мистика. Что интересно, тот может случайно (хоть и ''очень'' маловероятно) провести самый настоящий ритуал бессмертия. | ||
* Медиум? (вопросительный знак входит в название) в «[[Cultist Simulator]]» начинает шарлатаном, пока неожиданно не обретает способности реального медиума посреди одного из театральных выступлений. Поскольку реальные голоса и воспоминания | * Медиум? (вопросительный знак входит в название) в «[[Cultist Simulator]]» начинает шарлатаном, пока неожиданно не обретает способности реального медиума посреди одного из театральных выступлений. Поскольку реальные голоса и воспоминания мертвых — немного не то, что хочет услышать публика, ее карьера на этом заканчивается, зато некоторые воспоминания можно продать знающим толк за хорошую цену. | ||
* «[[Hitman|HITMAN]]™» и «HITMAN™ 2» | * «[[Hitman|HITMAN]]™» и «HITMAN™ 2» | ||
** Вариация на тему. Марко Абиатти из отдельно стоящей миссии | ** Вариация на тему. Марко Абиатти из отдельно стоящей миссии «Обвал» — очень нехороший человек, метящий в мэры Сапиенцы — выдаёт себя не за волшебника, а за эдакого «кандидата от народа», который чуть ли ни каждого избирателя знает в лицо и в курсе всех его нужд. На самом деле всю нужную информацию ему подсказывает в наушник специальный человек, сидящий за компьютером в импровизированном штабе. И Сорок Седьмой может использовать это, чтобы подобраться к Абиатти и убить его. | ||
** Кампания «Нулевой пациент». Лидер секты Ойбек Набазов выдаёт себя не то за необычайно просветлённого гуру, не то за бога во плоти. Для демонстрации своих божественных сил он суёт ладони в пламя, которое не причиняет ему никакого вреда. На самом деле он предварительно наносит на ладони огнеупорную жидкость, а наш коварный лысый киллер может подменить её на | ** Кампания «Нулевой пациент». Лидер секты Ойбек Набазов выдаёт себя не то за необычайно просветлённого гуру, не то за бога во плоти. Для демонстрации своих божественных сил он суёт ладони в пламя, которое не причиняет ему никакого вреда. На самом деле он предварительно наносит на ладони огнеупорную жидкость, а наш коварный лысый киллер может подменить её на другую — особо горючую. | ||
** В миссии «Дом на песке» Сорок Седьмой может и сам отыграть | ** В миссии «Дом на песке» Сорок Седьмой может и сам отыграть троп — замаскироваться под предсказателя судьбы, нагадать цели скорую смерть и тут же, не отходя от кассы, собственноручно исполнить «пророчество». | ||
** Во втором сезоне основной кампании он же может переодеться под местного шамана и провести ритуал изгнания духов со стройплощадки, дабы успокоить суеверных рабочих и заодно подобраться поближе к очередной цели. | ** Во втором сезоне основной кампании он же может переодеться под местного шамана и провести ритуал изгнания духов со стройплощадки, дабы успокоить суеверных рабочих и заодно подобраться поближе к очередной цели. | ||
** При этом совсем не факт, что вышеупомянутые предсказатель судьбы и шаман относятся к тропу. Они вполне могут верить, что обладают магическими способностями, или даже действительно ими обладать. | ** При этом совсем не факт, что вышеупомянутые предсказатель судьбы и шаман относятся к тропу. Они вполне могут верить, что обладают магическими способностями, или даже действительно ими обладать. | ||
* «[[The Witcher 3|Ведьмак 3: Дикая Охота»]] | * «[[The Witcher 3|Ведьмак 3: Дикая Охота»]]" — божество Всебог, которому местные крестьяне приносят богатые съедобные жертвоприношения, оказался Сильваном-шарлатаном, обитающим в подвале под идолом Всебога и вещающим оттуда страшным голосом. Сильван он, быть может, существо и волшебное, но до бога (даже до низкоуровневого языческого божка) ему явно далеко. | ||
=== [[Настольные игры]] === | === [[Настольные игры]] === | ||
* Шарлатан, престиж-класс в [[Dungeons & Dragons]], не имеет магической силы, пользуясь умением блефовать, ловкостью рук и так далее. | * Шарлатан, престиж-класс в [[Dungeons & Dragons]], не имеет магической силы, пользуясь умением блефовать, ловкостью рук и так далее. | ||
** Небезызвестный [http://wiki.rpgverse.ru/wiki/Сэр_Берингтон сэр Медведингтон], конечно, не шарлатан, а [[шпион]], да и косил не под мага, а под аристократа, так что [[с прикрученным фитильком]]. Но, думается, у него бы получилось. | ** Небезызвестный [http://wiki.rpgverse.ru/wiki/Сэр_Берингтон сэр Медведингтон], конечно, не шарлатан, а [[шпион]], да и косил не под мага, а под аристократа, так что [[с прикрученным фитильком]]. Но, думается, у него бы получилось. | ||
**В 5 редакции [[Dungeons & Dragons]] игрок может выбрать предысторию шарлатан, что даёт неплохие плюшки. [[Субверсия]]: шарлатан способный метать фаерболы/исцелять наложением рук/превращаться в зверей когда | ** В 5 редакции [[Dungeons & Dragons]] игрок может выбрать предысторию шарлатан, что даёт неплохие плюшки. [[Субверсия]]: шарлатан способный метать фаерболы/исцелять наложением рук/превращаться в зверей когда припечёт — явление нередкое. А на высоких уровнях любой игровой класс способен творить паранормальные вещи. | ||
* Шарлатан в The Dark Eye обладает минимальными навыками магии, но в основном пользуется фокусами и алхимией. | * Шарлатан в The Dark Eye обладает минимальными навыками магии, но в основном пользуется фокусами и алхимией. | ||
=== [[Музыка]] === | === [[Музыка]] === | ||
* [[Король и Шут]], | * [[Король и Шут]], «Идол» — инверсия. Суеверная толпа приняла Казимира, который всего лишь нёс на плечах найденного в горах идола, за Бога. И все все его попытки объяснить им их ошибку, имеют лишь обратный эффект. И в итоге эти [[Средневековые дебилы|предположительно cредневековые, но совершенно точно дебилы]] решают, что Господь хочет, чтобы они обратили его плоть в прах, и «нужно сжечь его, чтоб он не стал таким, как мы». | ||
=== Прочее === | === Прочее === | ||
* Серия роликов «[[:lm:В рот мне ноги|Дэвид Блэйн: Уличный маг]]» (не путать с настоящим Блэйном!) | * Серия роликов «[[:lm:В рот мне ноги|Дэвид Блэйн: Уличный маг]]» (не путать с настоящим Блэйном!) — в выпуске, где заглавный герой не достаёт двух своих постоянных жертв, он демонстрирует именно такую «магию». Например, одним взмахом рук заставляет стаю голубей взлететь. | ||
=== [[Реальная жизнь]] === | === [[Реальная жизнь]] === | ||
* Все до одного гадалки, целительницы, экстрасенсы и всё тому подобное | * Все до одного гадалки, целительницы, экстрасенсы и всё тому подобное прочее — до того момента, пока с научной строгостью не будет доказано обратное. Редакция заранее приносит извинения записавшимся на приём к победителям очередной «Битвы экстрасенсов». | ||
* Джузеппе Бальзамо aka Калиостро [[знают именно за это]]. | * Джузеппе Бальзамо aka Калиостро [[знают именно за это]]. | ||
* [[Григорий Распутин|Григория Ефимовича Распутина]] | * [[Григорий Распутин|Григория Ефимовича Распутина]] — [[распутинская живучесть|не только]] и [[половой гигант|не столько]] за это, но по сути тем самым он и был. | ||
* [[w:Грабовой, Григорий Петрович|Ещё один Григорий]] за неумелое гудвинство даже отсидел четыре года (и сидел бы ещё столько же, но вышел по «удочке»). | * [[w:Грабовой, Григорий Петрович|Ещё один Григорий]] за неумелое гудвинство даже отсидел четыре года (и сидел бы ещё столько же, но вышел по «удочке»). | ||
* Фокусники раньше выдавали себя за вполне настоящих магов, хотя сейчас принято говорить «ловкость рук и никакого мошенничества», и посетители не сомневаются, что их | * Фокусники раньше выдавали себя за вполне настоящих магов, хотя сейчас принято говорить «ловкость рук и никакого мошенничества», и посетители не сомневаются, что их обманывают — другой вопрос, ''как''. Ури Геллер — один из последних фокусников «очень старой школы», то есть совершенно серьёзно выдающих себя за настоящего сверхчеловека, без [[w:en:kayfabe|kayfabe]]. Вернее, как фокусник он не снискал той популярности, на которую рассчитывал, вот и подался в «сверхъестественные маги». Даже организовал телешоу «Феномен» (российская версия с российскими «гудвинами» была показана осенью 2008 г., точнее в августе начали, в октябре закончили, а в мае 2009 г. обсуждали у А.Малахова). Там даже было целое соревнование «великих-ужасных гудвинов». | ||
** Гарри | ** Гарри Гудини — [[аверсия]]: показательно не верил в существование магии, обещая награду тем, кто заставит его изменить своё мнение, но в памяти народа остался именно магом (до такой степени, что его именем на уютненьком посмотрелье назван [[кармический Гудини|тот, кто способен заморочить голову самой судьбе]]). Это подчёркивается фильмами о нём, например, диснеевским «Молодой Гарри Гудини», тем более, что секреты некоторых его фокусов коллеги по цеху до сих пор не смогли разгадать. | ||
** А если почитать «нетленку» А.Вадимова и М.Триваса «От магов древности до иллюзионистов наших дней», то в «мире магии» с 18-19 веков боролись две тенденции от предмета статьи (хотя иногда и в не совсем серьезной форме) до полной аверсии. А в СССР никаких «гудвинов»! Максимум факиры и «психологические опыты» (с предсказанием, угадыванием и проч.). А вот экстрасенсы из бывших фокусников стали появляться в начале в 1980-х (не очень смело), а потом понеслось. | ** А если почитать «нетленку» А.Вадимова и М.Триваса «От магов древности до иллюзионистов наших дней», то в «мире магии» с 18-19 веков боролись две тенденции от предмета статьи (хотя иногда и в не совсем серьезной форме) до полной аверсии. А в СССР никаких «гудвинов»! Максимум факиры и «психологические опыты» (с предсказанием, угадыванием и проч.). А вот экстрасенсы из бывших фокусников стали появляться в начале в 1980-х (не очень смело), а потом понеслось. | ||
** А еще в некоторых «учебниках» по фокусам про ментальную магию пишут, что тут цель некий «переворот в умах», а не ощущение ловкого трюка (у Марка Уилсона такое было). В прочем, не забываем про тонкую грань перейдя которую артист оригинального жанра может превратиться в шарлатана. | ** А еще в некоторых «учебниках» по фокусам про ментальную магию пишут, что тут цель некий «переворот в умах», а не ощущение ловкого трюка (у Марка Уилсона такое было). В прочем, не забываем про тонкую грань перейдя которую артист оригинального жанра может превратиться в шарлатана. | ||
{{Nav/Superpowers}} | {{Nav/Superpowers}} |
Текущая версия на 18:24, 27 сентября 2024
![]() | TV Tropes Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статьи Fake Wizardry, Phony Psychic. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью. |
« | Время волшебников прошло. По всей вероятности, их никогда и не было на самом деле. Просто некоторые фокусники умели так ловко обманывать всяких зевак, что этих фокусников принимали за колдунов и волшебников. | » |
— Юрий Олеша, «Три толстяка» |
Персонаж, выдающий себя за волшебника, на самом деле обыкновенный шарлатан.
Причины для подобного поведения бывают разные. Зачастую это банальная афера с целью оставить легковерный народ без денег. Может быть, деньги уже не главное, и в дело вступает жажда власти и необходимость держать народ в страхе. Может быть, он пришелец из будущего или с высокоразвитой планеты, которому нужно как-то объяснить свои странные повадки, знание науки и техники и функции своих гаджетов. Или же ему просто не повезло оказаться единственным обычным человеком в мире волшебников и ведьм.
Чтобы выдать себя за волшебника, часто используются самые обычные техники фокусников и иллюзионистов. В другом популярном варианте Гудвин прибегает к сверхразвитой с точки зрения местных технике. Кроме того, есть случаи, когда Гудвин действительно является волшебником, просто конкретные заклинания, которые он якобы колдует, на самом деле невозможны (или на легковерных лень тратить ману), и в дело вступает магия иллюзий или другое трюкачество с примесью реальной магии. Вариант: Гудвин просто маг-недоучка, но при этом выдаёт себя как минимум за архимага.
Некоторые кадры настолько наглеют, что прикидываются богами. Ср. также Чудеса от науки о технологиях, принимаемых, выдаваемых или неотличимых от магии. Внимание: если «волшебник» не прикидывается таковым с целью получения какой-то выгоды, а искренне верит в своё колдовское могущество — это одна из разновидностей тюнибё.
Примеры[править]
Литература[править]
Отечественная[править]
- «Волшебник Изумрудного города»:
- Великий и Ужасный Гудвин, аналогично Озу, был цирковым артистом, обманувшим местных жителей. У Волкова, в отличие от оригинала Баума, не возвращается в Волшебную страну после первой книги и магии не обучается.
- Урфин Джюс сначала выдал себя за колдуна с помощью изготовленного им из сорняков живительного порошка, а в книге «Огненный бог Марранов» пошел дальше и выдал себя за бога, впечатлив Марранов умением разводить костры (с помощью зажигалки) и ручным гигантским орлом.
- При этом оба реализуют вариант "единственного нормального человека", если рассматривать не все население Волшебной страны, а только правителей.
- У Сергея Сухинова в его цикле об Изумрудном городе есть отдельная книга о Гудвине — «Гудвин, Великий и Ужасный», которую в каноничном издании проиллюстрировал сам Владимирский. Правда, после смерти Гудвин оказался в стране Мертвых и в замке атлантов мало-помалу научился кое-какому волшебству, в финале «Чародей из Атлантиды» остается погостить и поучиться у самого Торна.
- Александр Рудазов — иногда случается:
- «Арифмоман» — с этого начинал свою карьеру на Парифате Исидор Яковлевич Эйхгорн — знания физики и химии, а также несколько земных гаджетов вполне это позволяли. Однако прокатило только потому, что Парибул, куда он попал — лютые задворки планеты, и на бриаровского лауреата местный король и не рассчитывал. Уволившись с поста придворного мага, Эйхгорн прикидываться волшебником и вовсе перестал — понял, что настоящих чародеев это не порадует. Хотя колпак носить продолжил — удобно облегал лысину.
- А вот у Сергея Чертанова не прокатило. «Плохой, негодный шаман, — сказали мбумбу, — может, хоть вкусный?»
- Павел Каташов, «Магия трёх мечей» — император (на самом деле — армянский историк-попаданец) Тигран Миграбян, который довольно жёсткими методами внедряет в фэнтези-мир промышленную и буржуазную революцию, всеми считается не то добрым волшебником, не то тёмным властелином.
- Роман Злотников, «Грон» — с помощью несложных химических и механических фокусов главный герой приобретает у степняков репутацию могучего колдуна, «повелителя демонов песчаной бури и огненной стены». А вот некоторые из реликтовых технологий Ордена тянут на магию даже по нашим меркам (другое дело, что сами Посвящённые их как раз магией и считают).
- «Порри Гаттер» — с некоторых пор директор Бубльгум. Справляется либо техническими штучками, либо изображением рассеянности и просьбой других поколдовать
- Янка Мавр, «Амок». Верховное божество яванских бадувисов, шестирукий бог Багара Тунгаль, конечно, управляется верёвочками из-за ширмы хитрыми жрецами, но вот что жрецы владеют примитивной голографией, становится сюрпризом даже для просвещенного европейца Пипа.
Зарубежная[править]
- Марк Твен, «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура»:
- Главный герой-попаданец выдает устраиваемые с помощью своих познаний в науке и технике чудеса от науки за колдовство и становится придворным волшебником по прозвищу Хозяин.
- Мерлин, бывший придворным волшебником до него, вроде бы обыкновенный шарлатан, но в конце книги произносит единственное настоящее заклинание, усыпляя героя на 1300 лет.
- По ходу действия главный герой разоблачает других шарлатанов. Так, один из них заявляет, что способен узнать, что в данный момент делает любой человек, на что ГГ предложил: «Скажите мне, что я делаю правой рукой?» Не получил ответа и заявил: «этот приезжий — пустой плуг и лгун». Тот попытался выкрутиться, утверждая, что «маги такого рода, как я, не интересуются делами всякого смертного, а только делами королей, принцев, императоров. Если бы вы спросили меня, чем теперь занят Артур, то я сказал бы вам». Впрочем, про Артура он тоже соврал, а рассказчик смог проверить его ложь, потому что устроил в королевстве телефонную сеть.
- «Удивительный волшебник из страны Оз» — великий волшебник Оз оказывается обыкновенным цирковым артистом. Впоследствии добрая волшебница Глинда обучает его магии взаправду.
- В одной из «сказок Барда Бидля» под названием «Зайчиха Шутиха и её пень-зубоскал» жулик прикидывается волшебником с помощью обычных фокусов и устраивается придворным «инструктором магии» с целью обогащения, но его планы в итоге терпят крах благодаря настоящей ведьме.
- В самом «Гарри Поттере» эту роль играют прорицатели в лице профессора Трелони, предсказывающей всякого рода ужасы и околесицу. Выясняется, что Трелони на самом деле одна из немногих прорицательниц, реально наделенных хоть каким-нибудь даром; проблема лишь в том, что пророчества приходят к ней редко и непредсказуемо, сама она совершенно не умеет интерпретировать их, а ее попытки в буквальном смысле слова гадать на кофейной гуще вообще заведомо не работают. При этом прорицатели могут быть вполне способны на другие виды магии.
- «Сага о Копье» — Рейстлин в юности зарабатывал, показывая фокусы на площади и изображая мага. Когда же он на такового и вправду выучился, ловкость рук всё равно не раз его выручала: когда ученик продемонстрировал впечатляющий эффект, при этом вовсе не фоня магией, Фистандантилус знатно охренел, а разгадав фокус — рассвирепел, но уважением к дерзости юнца проникся.
- «Песнь Льда и Пламени» — Мелисандра вполне способна на настоящую магию, но легковерных проще впечатлить алхимическими трюками.
- Саймон Грин, «Кровь и честь» — бродячий актёр Джордан не владеет магией, но успешно выдаёт себя за волшебника благодаря спрятанным в специальных устройствах на запястьях стеклянным шарикам с различными алхимическими смесями, дающими эффект как дымовые и зажигательные гранаты. Против суеверного средневекового быдла хватает с запасом. Впрочем, на магически одарённых аристократов тоже неплохо действует.
- Легенды Этшара — престидижитаторы (то есть фокусники) официально признаются одной из школ магии, наряду с настоящими волшебниками (Wizards, в некоторых переводах названные как «чародеи»), ведьмами, варлоками, демонологами, теургами и исчезнувшими, но тоже настоящими Sorcerers (в одних переводах «колдуны», в других переводах «чародеи»). Настоящими магами официально считаются также и… учёные! (в некоторых переводах… «саентологи» (!) от слова «science» — «наука»). А ещё официально к магам относятся всякие травники.
- Нил Гейман и Пратчетт, «Благие знамения» — мадам Трейси.
- Роберт Сильверберг, «Скрываемый дар» — инверсия. В эпилоге главный герой — телекинетик — выдаёт себя за циркового жонглёра.
- Роберт Асприн, «МИФический цикл» — Скив хоть и способен применять магию (три с половиной заклинания — больше не успел выучить) однако считается наикрутейшим магом не только в захудалом Пенте, но и на Базаре-на-Деве, где реально могущественных чародеев навалом. Дополнительный бонус: его очень уважают за скромность и нежелание применять дурацкие спецэффекты.
- Сага о ведьмаке — Сорель Дегерлунд, колдунец более чем средней руки, убеждает общественность в том, что его наставник обучил его высшему пилотажу в чародействе. На самом деле вместо демона, которого Сорель на самом деле не призывал, старались выведенные Ортоланом прислужники-полукровки.
Кино[править]
(link)
Трейлер фильма «Оз: Великий и Ужасный»- Многочисленные адаптации истории про волшебника из страны Оз, включая фильм-мюзикл 1939 г. с Джуди Гарланд и приквел 2013 г. Сэма Рэйми.
- «Формула любви» — Калиостро (см. Реальная жизнь).
- «Братья Гримм» — братья-жулики Яков и Вильгельм выступают в роли охотников на ведьм и магических чудовищ, которых они изображают с помощью трюкачества и своих помощников-актёров. В один момент им пришлось изображать инверсию и сделать вид, что всамделишный заколдованный лес на самом деле просто кишит немецкими партизанами.
- «Ночь в музее» — узнав, что восковой Аттила суеверен и интересуется всякой магией, главный герой попытался произвести на древнего вождя впечатление при помощи несложных фокусов. Правда, за отсутствием опыта быстро попался на обмане.
- «Шерлок Холмс» Гая Ричи — лорд Блэквуд.
- «Красные огни» — героиня Сигурни Уивер с помощником занимаются разоблачением таких вот «Гудвинов». А является ли персонаж Роберта Де Ниро сабжем или всё-таки обладает реальными экстрасенсорными способностями — главная интрига фильма.
- «Чёрный рыцарь» — главный герой пытается напугать средневековое дурачьё зажигалкой. «Средневековое дурачьё» внезапно не ведётся.
- «Аллея кошмаров» — главный герой делает вид, что может читать мысли и общаться с умершими, будучи на самом деле всего лишь хорошим менталистом.
Телесериалы[править]
- «ЧТД (Что и Требовалось Доказать)» — одна из серий полностью посвящена разборкам между экстрасенсами-шарлатанами и убийству одного из них.
- «Коломбо» — в эпизоде «Коломбо идёт на гильотину» убийца является жуликом, выдающим себя за ясновидящего и успешно дурачащего сотрудников ФБР. Лейтенант эффектно троллит и разоблачает его.
- «Константин» (адаптация комиксов Hellblazer для NBC) — субверсия: Джон является настоящим магом, но распугивает грабителей самым обычным, хотя и эффектным, фокусом (на картинке в начале статьи).
- «Менталист» — Патрик Джейн раньше прикидывался экстрасенсом, но бросил это занятие и теперь работает на полицию. Патрик терпеть не может Гудвинов, считает их лжецами и с большим удовольствием разоблачает.
- «Ясновидец» — Шон Спенсер — криминалист-консультант полиции, выдающий себя за экстрасенса. На самом деле у него нет никаких способностей, он просто умный и наблюдательный, но реально идти в полицейскую академию и заполнять целый день бумажки ему просто лень.
- «Детектив Монк» — в серии «Мистер Монк и экстрасенс» муж, убивший жену, нанимает медиума, чтобы та якобы мистическим образом нашла её тело.
- «Секретный агент Макгайвер» — в одном эпизоде Макгайвер ударился головой и очутился в средневековой Англии, где быстро разоблачил Мерлина, который всего лишь использовал разные фокусы. Затем, однако, Мерлин оказался настоящим магом и отправил агента назад в его место и время. Причём Макгайвер потом ещё раз видел чародея, уходящего через какой-то портал. Были это приключения в Комаляндии с остаточными галлюцинациями или нет — вечная загадка.
- «Крод Мандун и Огненный меч» — Зезельрик, чернокожий маг, чьим величайшим магическим даром является…
- «Чудеса» (они же «Святой дозор») (2003) — как правило аверсия: в подавляющем большинстве серий главные герои имеют дело с настоящими чудесами.
- Но в десятой случился прямой отыгрыш. Простая официантка Дебби Олсон из маленького городка, у которой обнаружилась способность мгновенно залечивать полученные раны, оказалась шарлатанкой. Сначала сообщник, прикинувшийся грабителем, «перерезал ей горло» бутафорским ножом. Затем он же натравил на неё «смертоносную змею» с удалёнными ядовитыми железами. А историю о том, что она якобы исцелила ребёнка, ей приписала молва (а может быть, этот слух тоже пустили сообщники). Пополам с Планом Степлтона: Всю эту комедию со «святой-чудотворницей» организовал местный мэр, чтобы привлечь в свой город туристов.
- Туда же и Джейсон Хэрлок из последней серии — стереотипный телевизионный экстрасенс, разводящий публику байками в стиле «Ко мне обратился умерший родственник кого-то из присутствующих. Кажется в его имени есть буква „Т“». Но случайно прикоснувшись к Полу во время очередного своего сеанса, он нежданно-негаданно впервые в жизни словил настоящее видение из будущего.
- «Чем мы заняты в тени» (2019) — 2 сезон, 8 серия. Гильермо оставил Нандора и ушёл на службу к вампирше Селесте, которая совсем недавно была фамильяром, а теперь намерена организовать вампирское сообщество и сулит своим слугам обращение после того, как они прослужат ей всего лишь неделю. Однако, в итоге выяснилось, что она никакая не вампирка, а всё та же фамильярка, которая в отсуствии хозяйки прикинулась вампиршей, чтобы ощутить, каково это, когда все тебе прислуживают.
Мультипликация[править]
- В мультфильме «Принц Египта», адаптации истории Моисея, придворные колдуны фараона воспользовались ловкостью рук, чтобы превратить посохи в змей, в отличие от Моисея, который совершает то же самое по-настоящему с помощью Бога. Что интересно, в оригинальном тексте про такое шарлатанство нет ни слова, просто наколдованные египетские змеи были слабее.
Мультсериалы[править]
- «Мишки Гамми» — в одной из серий Толстун желает обучиться магии при помощи самодельного медальона. Малыш, не желая разочаровывать друга, подстраивает ему целый спектакль. И успешно — магом Толстун, конечно, не стал, но научился недурно показывать фокусы.
- «MLP» — Великая и Могущественная Трикси!
- В одной серии упомянутая Трикси завладела магическим амулетом и стала реально невероятно могущественной волшебницей. И тогда, чтобы победить её, уже Твайлайт пришлось прибегать к трюкам и хитростям,
- Гидеон Глифул в «Гравити Фоллз» с успехом выдает себя за экстрасенса, но оказывается разоблачённым — он следил за горожанами через скрытые камеры. Стэн, впрочем, раскусывает его сразу, потому что, во-первых, его мама была тоже экстрасенсом-мошенницей, а во-вторых, настоящий телепат бы называл его настоящим именем — Стэнли, а не Стэнфорд.
- «Конан: Искатель приключений» — Конан и компания помогали низкоуровневому волшебнику-иллюзионисту То-Рин-Нону Грозному закосить под невероятно крутого мага, способного творить очень сильное колдунство, дабы отпугнуть нацелившегося на него Рат-Амона.
- «Футурама» — вариант без магии, но смысл тот же. Великая Компьютера — правительница планеты амазонок. Переливающийся лампочками суперкомпьютер величиной с нехилый такой шкаф— это лишь фасад, за которым скрывается обычная женоробот.
- «Приключения Джеки Чана» — не очень этичный археолог Питер Бэйли выдал себя за великого шамана, показав эскимосам волшебную коробочку, с помощью которой он может общаться с другими шаманами (обычный мобильный телефон).
- «M.A.S.K.» — в одной из серий Слай Рекс, используя потайной лазерный бластер и дымовые бомбы, прикинулся призраком Юлия Цезаря, чтобы отогнать реставраторов от Колизея, когда они начали мешать тайным и незаконным раскопкам Мейхема.
Комиксы[править]
- Такого рода злодеи регулярно встречаются во вселенной Marvel. Самый известный из которых — заклятый враг Человека-паука Мистерио, специалист по спецэффектам, химик, гипнотизёр и так далее.
- Впрочем, с Мистерио субверсия. Некоторые сюжеты жирно намекают что в какой то-момент он действительно овладел магией — возвращаясь из мертвых, овладевая телепатией, заключая сделки с демонами и путешествуя между мирами.
- Hellblazer — Джон Константин, хотя и очень мощный маг, регулярно пользуется фальшивыми заклинаниями, если можно ими обойтись.
Аниме, манга, ранобэ[править]
- Арасака Рэйген в «Mob Psycho 100» — фальшивый экзорцист и спирит, изгоняющий духов с помощью своего ученика Моба. Правда, у большинства его клиентов проблемы вовсе не со сверхъестественным.
- Dr. Stone — Гэн Асагири, виртуозный иллюзионист, психолог и шоумен не раз выдавал себя за колдуна перед дикарями постапокалиптического будущего. Субверсия с Хромом: его тоже принимали за колдуна, и он сам считал себя таковым, но на деле был начинающим учёным, заново открывшим некоторые законы физики.
Видеоигры[править]
- «Южный Парк: Палка Истины»: один из играбельных классов — Маг, пользующийся автомобильным аккумулятором, огнетушителем и т. п.
- В погоне за бессмертием в «Crusader Kings 2» можно нарваться на фальшивого мистика. Что интересно, тот может случайно (хоть и очень маловероятно) провести самый настоящий ритуал бессмертия.
- Медиум? (вопросительный знак входит в название) в «Cultist Simulator» начинает шарлатаном, пока неожиданно не обретает способности реального медиума посреди одного из театральных выступлений. Поскольку реальные голоса и воспоминания мертвых — немного не то, что хочет услышать публика, ее карьера на этом заканчивается, зато некоторые воспоминания можно продать знающим толк за хорошую цену.
- «HITMAN™» и «HITMAN™ 2»
- Вариация на тему. Марко Абиатти из отдельно стоящей миссии «Обвал» — очень нехороший человек, метящий в мэры Сапиенцы — выдаёт себя не за волшебника, а за эдакого «кандидата от народа», который чуть ли ни каждого избирателя знает в лицо и в курсе всех его нужд. На самом деле всю нужную информацию ему подсказывает в наушник специальный человек, сидящий за компьютером в импровизированном штабе. И Сорок Седьмой может использовать это, чтобы подобраться к Абиатти и убить его.
- Кампания «Нулевой пациент». Лидер секты Ойбек Набазов выдаёт себя не то за необычайно просветлённого гуру, не то за бога во плоти. Для демонстрации своих божественных сил он суёт ладони в пламя, которое не причиняет ему никакого вреда. На самом деле он предварительно наносит на ладони огнеупорную жидкость, а наш коварный лысый киллер может подменить её на другую — особо горючую.
- В миссии «Дом на песке» Сорок Седьмой может и сам отыграть троп — замаскироваться под предсказателя судьбы, нагадать цели скорую смерть и тут же, не отходя от кассы, собственноручно исполнить «пророчество».
- Во втором сезоне основной кампании он же может переодеться под местного шамана и провести ритуал изгнания духов со стройплощадки, дабы успокоить суеверных рабочих и заодно подобраться поближе к очередной цели.
- При этом совсем не факт, что вышеупомянутые предсказатель судьбы и шаман относятся к тропу. Они вполне могут верить, что обладают магическими способностями, или даже действительно ими обладать.
- «Ведьмак 3: Дикая Охота»" — божество Всебог, которому местные крестьяне приносят богатые съедобные жертвоприношения, оказался Сильваном-шарлатаном, обитающим в подвале под идолом Всебога и вещающим оттуда страшным голосом. Сильван он, быть может, существо и волшебное, но до бога (даже до низкоуровневого языческого божка) ему явно далеко.
Настольные игры[править]
- Шарлатан, престиж-класс в Dungeons & Dragons, не имеет магической силы, пользуясь умением блефовать, ловкостью рук и так далее.
- Небезызвестный сэр Медведингтон, конечно, не шарлатан, а шпион, да и косил не под мага, а под аристократа, так что с прикрученным фитильком. Но, думается, у него бы получилось.
- В 5 редакции Dungeons & Dragons игрок может выбрать предысторию шарлатан, что даёт неплохие плюшки. Субверсия: шарлатан способный метать фаерболы/исцелять наложением рук/превращаться в зверей когда припечёт — явление нередкое. А на высоких уровнях любой игровой класс способен творить паранормальные вещи.
- Шарлатан в The Dark Eye обладает минимальными навыками магии, но в основном пользуется фокусами и алхимией.
Музыка[править]
- Король и Шут, «Идол» — инверсия. Суеверная толпа приняла Казимира, который всего лишь нёс на плечах найденного в горах идола, за Бога. И все все его попытки объяснить им их ошибку, имеют лишь обратный эффект. И в итоге эти предположительно cредневековые, но совершенно точно дебилы решают, что Господь хочет, чтобы они обратили его плоть в прах, и «нужно сжечь его, чтоб он не стал таким, как мы».
Прочее[править]
- Серия роликов «Дэвид Блэйн: Уличный маг» (не путать с настоящим Блэйном!) — в выпуске, где заглавный герой не достаёт двух своих постоянных жертв, он демонстрирует именно такую «магию». Например, одним взмахом рук заставляет стаю голубей взлететь.
Реальная жизнь[править]
- Все до одного гадалки, целительницы, экстрасенсы и всё тому подобное прочее — до того момента, пока с научной строгостью не будет доказано обратное. Редакция заранее приносит извинения записавшимся на приём к победителям очередной «Битвы экстрасенсов».
- Джузеппе Бальзамо aka Калиостро знают именно за это.
- Григория Ефимовича Распутина — не только и не столько за это, но по сути тем самым он и был.
- Ещё один Григорий за неумелое гудвинство даже отсидел четыре года (и сидел бы ещё столько же, но вышел по «удочке»).
- Фокусники раньше выдавали себя за вполне настоящих магов, хотя сейчас принято говорить «ловкость рук и никакого мошенничества», и посетители не сомневаются, что их обманывают — другой вопрос, как. Ури Геллер — один из последних фокусников «очень старой школы», то есть совершенно серьёзно выдающих себя за настоящего сверхчеловека, без kayfabe. Вернее, как фокусник он не снискал той популярности, на которую рассчитывал, вот и подался в «сверхъестественные маги». Даже организовал телешоу «Феномен» (российская версия с российскими «гудвинами» была показана осенью 2008 г., точнее в августе начали, в октябре закончили, а в мае 2009 г. обсуждали у А.Малахова). Там даже было целое соревнование «великих-ужасных гудвинов».
- Гарри Гудини — аверсия: показательно не верил в существование магии, обещая награду тем, кто заставит его изменить своё мнение, но в памяти народа остался именно магом (до такой степени, что его именем на уютненьком посмотрелье назван тот, кто способен заморочить голову самой судьбе). Это подчёркивается фильмами о нём, например, диснеевским «Молодой Гарри Гудини», тем более, что секреты некоторых его фокусов коллеги по цеху до сих пор не смогли разгадать.
- А если почитать «нетленку» А.Вадимова и М.Триваса «От магов древности до иллюзионистов наших дней», то в «мире магии» с 18-19 веков боролись две тенденции от предмета статьи (хотя иногда и в не совсем серьезной форме) до полной аверсии. А в СССР никаких «гудвинов»! Максимум факиры и «психологические опыты» (с предсказанием, угадыванием и проч.). А вот экстрасенсы из бывших фокусников стали появляться в начале в 1980-х (не очень смело), а потом понеслось.
- А еще в некоторых «учебниках» по фокусам про ментальную магию пишут, что тут цель некий «переворот в умах», а не ощущение ловкого трюка (у Марка Уилсона такое было). В прочем, не забываем про тонкую грань перейдя которую артист оригинального жанра может превратиться в шарлатана.