Ось Зла: различия между версиями

Материал из Posmotrelisu
Перейти к навигации Перейти к поиску
(Новая страница: «Если в фэнтези-сеттинге есть пять рас, то наверняка есть и ещё пять, только нехорошие. Потому что делать всех Врагов принадлежащими к одной единообразной расе — это, конечно, хороший и современный политический мессидж...»)
 
(не показано 7 промежуточных версий 5 участников)
Строка 1: Строка 1:
Если в [[фэнтези]]-[[сеттинг]]е есть [[пять рас]], то наверняка есть и ещё пять, только нехорошие. Потому что делать всех Врагов принадлежащими к одной единообразной расе — это, конечно, [[Неполиткорректный злодей|хороший и современный политический мессидж]], но скучно же! Намного лучше добавить разнообразия, отзеркалив хорошие пять рас. Поэтому и существует '''Ось Зла'''.
Если в [[фэнтези]]-[[сеттинг]]е есть [[пять рас]], то наверняка есть и ещё пять, только нехорошие. Потому что делать всех Врагов принадлежащими к одной единообразной расе — это, конечно, [[Злодей не выбирает выражения|хороший и современный политический мессидж]], но скучно же! Намного лучше добавить разнообразия, отзеркалив хорошие пять рас. Поэтому и существует '''Ось Зла'''.


Как правило, она включает:
Как правило, она включает:
Строка 6: Строка 6:
* '''Жуткие существа''' ([[Демон]]ы, [[нежить]], лавкрафтианские сущности): могущественны, опасны, обладают колдовскими силами и наименее похожи на людей, внешне и внутренне. Соответствуют хорошим '''Волшебным'''.
* '''Жуткие существа''' ([[Демон]]ы, [[нежить]], лавкрафтианские сущности): могущественны, опасны, обладают колдовскими силами и наименее похожи на людей, внешне и внутренне. Соответствуют хорошим '''Волшебным'''.
* '''Злое племя''' (Зверолюды, иногда опять же [[орк]]и или просто нехорошие люди): во всем человекообразны, просто уродливы и отличаются мерзким характером. Соответвуют хорошим '''Обычным'''.
* '''Злое племя''' (Зверолюды, иногда опять же [[орк]]и или просто нехорошие люди): во всем человекообразны, просто уродливы и отличаются мерзким характером. Соответвуют хорошим '''Обычным'''.
* '''Падшие''' (Темные эльфы, вампиры или [[Испорченные аристократы|чуть]] [[Религия зла|более]] [[Злобный прихвостень|интеллигентные]] нехорошие люди): внешне привлекательные и умные, но [[Хитрый план|хитрые]] и [[Хроническое спиннокинжальное расстройство|подлые]], и очень этим гордые. На глаза показываться и лезть на поле брани не любят, живут либо под землей, либо в очень хорошо охраняемых злых городах с теплыми сортирами, специализируются на скрытности и безжалостности. Соответствуют хорошим '''Высшим'''. Альтернативное их изображение — как социальщиков тёмного блока, агитаторов, пропагандистов и дипломатов, миссия которых — рисовать портрет [[Черный властелин|Черного властелина]] «с человеческим лицом» (разумеется, это враки, потому что они все равно хитрые и подлые).
* '''Падшие''' (Темные эльфы, вампиры или [[Испорченные аристократы|чуть]] [[Религия зла|более]] [[Злобный прихвостень|интеллигентные]] нехорошие люди): внешне привлекательные и умные, но [[Хитрый план|хитрые]] и [[Хроническое спиннокинжальное расстройство|подлые]], и очень этим гордые. На глаза показываться и лезть на поле брани не любят, живут либо под землей, либо в очень хорошо охраняемых злых городах с теплыми сортирами, специализируются на скрытности и безжалостности. Соответствуют хорошим '''Высшим'''. Альтернативное их изображение — как социальщиков тёмного блока, агитаторов, пропагандистов и дипломатов, миссия которых — рисовать портрет [[Черный властелин|Черного властелина]] «с человеческим лицом» (разумеется, это враки, потому что они все равно хитрые и подлые).
* '''Ушлые''' ([[У нас зеленее гоблины|Гоблины]], [[кобольды]]): хитроумные ребята, не умеющие ни в драки, ни в интриги, зато обладающие полезными навыками, недоступными другим расам. Могут быть [[Сумасшедший ученый|безумными учёными]], заводчиками монстров, колдунами (если они не Падшие или Жуткие) или скрытными собирателями информации и убийцами. Соответствуют хорошим '''Милым'''.
* '''Ушлые''' ([[У нас зеленее гоблины|Гоблины]], [[кобольды]]): хитроумные ребята, не умеющие ни в драки, ни в интриги, зато обладающие полезными навыками, недоступными другим расам. Могут быть [[Сумасшедший ученый|безумными учёными]], заводчиками монстров, колдунами (если они не Падшие или Жуткие) или скрытными собирателями информации и убийцами. Соответствуют хорошим '''Милым'''.


Строка 13: Строка 13:
=== [[Литература]] ===
=== [[Литература]] ===
* [[LotR]], с определённой долей условности:
* [[LotR]], с определённой долей условности:
** Берсерки — орки, тролли.<ref>С орками всё мутно. Строго говоря, они больше подходят под роль злого племени, нежели берсерков, т.к. вряд ли они сильно отличаются от людей физическими характеристиками. С другой стороны, они же являются ушлыми, так как выкармливают волков, используют взрывчатку и создают пыточные и осадные машины.</ref>
** Берсерки — орки, тролли.<ref>С орками всё мутно. Строго говоря, они больше подходят под роль злого племени, нежели берсерков, так как вряд ли они сильно отличаются от людей физическими характеристиками. С другой стороны, они же являются ушлыми, так как выкармливают волков, используют взрывчатку и создают пыточные и осадные машины.</ref>
** Жуткие — балроги, умертвия, назгулы.
** Жуткие — балроги, умертвия, назгулы.
** Злое племя — харадримы, истерлинги.
** Злое племя — харадримы, истерлинги.
** Падшие — тёмные маги и Чёрные Нуменорцы.
** Падшие — тёмные маги и Чёрные Нуменорцы.
** Ушлые — Голлум, Змиеуст и порода мелких орков-сыщиков.
** Ушлые — Голлум, Змиеуст и порода мелких орков-сыщиков.


* Армия Волдеморта в [[Harry Potter]]:
* Армия Волдеморта в [[Harry Potter]]:
** Великаны и оборотни — Берсерки.
** Великаны и оборотни — Берсерки.
** Дементоры и зомби-инферналы — Жуткие.
** Дементоры и зомби-инферналы — Жуткие.
** Охотники за головами и прочие полицаи — Злые.
** Охотники за головами и прочие полицаи — Злые.
** Сами Пожиратели Смерти — Падшие.
** Сами Пожиратели Смерти — Падшие.
** Гоблины — Ушлые с большой долей условности.
** Гоблины — Ушлые с большой долей условности.


* Зимние Фейри в [[Досье Дрездена]]:
* Зимние Фейри в [[Досье Дрездена]]:
** [[Тролли вообще не такие|Тролли]], [[Огр|огры]], [[Троглодиты|хобы]] и [[У нас зеленее гоблины|Красные Шапки]] Дикие.
** [[Тролли вообще не такие|Тролли]], [[огр]]ы, [[Троглодиты|хобы]] и [[У нас зеленее гоблины|Красные Шапки]] — Дикие.
** [[Выходец из кошмара|Фетчи]] Жуткие.
** [[Выходец из кошмара|Фетчи]] — Жуткие.
** [[У нас зеленее гоблины|Гоблины]] Злобные.
** [[У нас зеленее гоблины|Гоблины]] — Злобные.
** [[У нас не такие эльфы|Сидхе]] Падшие.
** [[У нас не такие эльфы|Сидхе]] — Падшие.
** [[Зловещая кошка|Кайт Сит]] Ушлые.
** [[Зловещая кошка|Кайт Сит]] — Ушлые.


* [[Князь Пустоты]] хороших здесь практически нет даже среди людей, но местные темные силы вдалбливают педаль в земную кору:
* [[Князь Пустоты]] — хороших здесь практически нет даже среди людей, но местные темные силы вдалбливают педаль в земную кору:
** Шранки, Башраги — дикие берсерки. [[биоробот|Биороботы]], у которых всего два режима — убивать и насиловать все, что находится в пределах досягаемости.
** Шранки, Башраги — дикие берсерки. [[Биоробот]]ы, у которых всего два режима — убивать и насиловать все, что находится в пределах досягаемости.
** Инхорои — жуткие существа. Раса злобных извращенцев, насильников и садистов, выведенная [[достаточно развитые инопланетяне|достаточно развитыми инопланетянами]] для зачистки обитаемых миров.
** Инхорои — жуткие существа. Раса злобных извращенцев, насильников и садистов, выведенная [[достаточно развитые инопланетяне|достаточно развитыми инопланетянами]] для зачистки обитаемых миров.
** Скюльвенды — злое племя, народ людей, чья религия основана на служении Не-Богу и поддержавший Консульт в его апокалиптических начинаниях.
** Скюльвенды — злое племя, народ людей, чья религия основана на служении Не-Богу и поддержавший Консульт в его апокалиптических начинаниях.
** Нелюди-эрратики — падшие, нелюди, сошедшие с ума от дефективного бессмертия. Служат Консульту офицерами в отрядах шранков и колдунами.
** Нелюди-эрратики — падшие, нелюди, сошедшие с ума от дефективного бессмертия. Служат Консульту офицерами в отрядах шранков и колдунами.
** Шпионы-оборотни — ушлые, но даже при этом они сильнее и быстрее обычных людей, а в плане зверств и изнасилований даже превзошли шранков и башрагов.
** Шпионы-оборотни — ушлые, но даже при этом они сильнее и быстрее обычных людей, а в плане зверств и изнасилований даже превзошли шранков и башрагов.


* «[[The Edge Chronicles|Хроники Края]]» — в этой серии книг даже среди самых злобных рас могут найтись вполне достойные представители, но это, как правило, редкие исключения:
* «[[The Edge Chronicles|Хроники Края]]» — в этой серии книг даже среди самых злобных рас могут найтись вполне достойные представители, но это, как правило, редкие исключения:
** Шрайки — дикие берсерки. Налетающие [[птицелюди]] с матриархатом, склонные к садизму и поеданию своих жертв, иногда заживо.
** Шрайки — дикие берсерки. Налетающие [[птицелюди]] с матриархатом, склонные к садизму и поеданию своих жертв, иногда заживо.
** Главгад Хрумхрымс и Глистеры — жуткие существа. Существа из легенд, пришедшие в реальность благодаря неосознанным экспериментам местных ученых. Их очень трудно убить или ранить.
** Главгад Хрумхрымс и Глистеры — жуткие существа. Существа из легенд, пришедшие в реальность благодаря неосознанным экспериментам местных ученых. Их очень трудно убить или ранить.
** Молтоголовые, проскоголовые, волосатые и прочие гоблины — злое племя. Чуть адекватнее шраек хотя-бы в том, что не поедают заживо своих жертв.
** Молтоголовые, проскоголовые, волосатые и прочие гоблины — злое племя. Чуть адекватнее шраек хотя бы в том, что не поедают заживо своих жертв.
** Вэйфы — ушлые. Существа, умеющие читать мысли, благодаря чему из них получаются великолепные шпионы, воры и ассасины.
** Вэйфы — ушлые. Существа, умеющие читать мысли, благодаря чему из них получаются великолепные шпионы, воры и ассасины.


* [[Волшебник Изумрудного города]]:
* [[Волшебник Изумрудного города]]:
** Берсерки — солдаты-дуболомы.
** Берсерки — солдаты-дуболомы.
** Жуткие — злые колдуньи Гингема, Бастинда и Арахна, а также Саблезубые тигры.
** Жуткие — злые колдуньи Гингема, Бастинда и Арахна, а также Саблезубые тигры.
** Злое племя — марраны, с сильно прикрученным фитильком.
** Злое племя — марраны, с сильно прикрученным фитильком.
** Падшие — Урфин Джюс, [[Жуткая сова|Гуамоколатокинт]] (впоследствии повернули направо), Руф Билан, Кабр Гвин, Энкин Флед.
** Падшие — Урфин Джюс, [[Жуткая сова|Гуамоколатокинт]] (впоследствии повернули направо), Руф Билан, Кабр Гвин, Энкин Флед.
** Ушлые — деревянные полицейские-шпионы Урфина.
** Ушлые — деревянные полицейские-шпионы Урфина.


=== Фанфики ===
* [[Метавселенная Рудазова]] — демоны наиболее прописанных Тёмных миров вполне укладываются в архетип.
* То, что описано для LotR, нарочито [[Светлее_и_мягче|смягчено]] и [[Мелькор_был_хороший|вывернуто]] у [[Последний_кольценосец|К. Еськова]], в духе следующих примеров. Но структура сохранена. Орки — люди Мордора («незлое племя»), тролли — гордые, мастеровитые и независимые горцы («не кровожадные берсерки»), назгулы — нелюдимые мудрецы (не особенно жуткие и падшие).
** Лэнг:
*** Берсерки — [[чёрт с рогами|Двурогие]], [[элементаль|адские духи]], [[рой|утукку]], вымершие хигйджайя.
*** Жуткие — [[живой дым|Жрецы Древних]], будхи, эг-мумии, [[Lovecraft/Elder Things|Старцы]], Погонщики Рабов.
*** Злые племена — [[у нас зеленее гоблины|Тощие Всадники Ночи]], [[оборотень|Волки и Дикие Псы]].
*** Падшие — дьяволицы (пополам с ушлыми), с натяжкой [[вампир|Злыдни]] и опять-таки эг-мумии.
*** Ушлые — алуа и маскимы.
** Паргорон:
*** Берсерки — гохерримы, кульминаты, развраги, храпоиды, вымершие нактархимы и созданные по их образцу чрепокожие.
*** Жуткие — кэ-миало, ларитры (пополам с падшими), камтстады.
*** Злые племена — гхьетшедарии (пополам с жуткими), храки и харгаллы.
*** Падшие — фархерримы.
*** Ушлые — бушуки (пополам с падшими), маркольмы, аргеры, шуки.
 
* Тетралогия «[[Inheritance Cycle|Наследие]]»:
** Берсерки — ургалы, особенно подраса куллов – особенно крупных ургалов.
** Жуткие — шейды.
** Злое племя — обычные люди-солдаты Империи.
** Падшие — Гальбаторикс, проклятые и их драконы.
** Ушлые — раззаки, но в отличии от стандартных ушлых являются очень опасными бойцами.
 
==== [[Фанфик]]и ====
* То, что описано для LotR, нарочито [[Светлее и мягче|смягчено]] и [[Мелькор был хорошим|вывернуто]] у [[Последний кольценосец|К. Еськова]], в духе следующих примеров. Но структура сохранена. Орки — люди Мордора («незлое племя»), тролли — гордые, мастеровитые и независимые горцы («не кровожадные берсерки»), назгулы — нелюдимые мудрецы (не особенно жуткие и падшие).


=== [[Видеоигры]] ===
=== [[Видеоигры]] ===
* [[HoMM|Heroes of Might and Magic]] самые разные варианты архетипов.
* [[HoMM|Heroes of Might and Magic]] — самые разные варианты архетипов.
** I часть: Варвары (берсерки, злое племя, ушлые) и Чернокнижники (падшие Визарды);
** I часть: Варвары (берсерки, злое племя, ушлые) и Чернокнижники (падшие Визарды);
** II часть: добавлены Жуткие — Некроманты;
** II часть: добавлены Жуткие — Некроманты;
** III часть: два замка Жутких — Некрополис и Инферно, ушлые — Темница, а берсерки и злое племя — Цитадель. С фитильком к злому племени можно отнести Крепость a.k.a. Болото, но из-за того, что непонятно, к добру ли оно принадлежит или злу, а то и вовсе нейтрально, отнести этот замок к примеры злому племени довольно трудно, если вообще не представляется возможным.
** III часть: два замка Жутких — Некрополис и Инферно, ушлые — Темница, а берсерки и злое племя — Цитадель. С фитильком к злому племени можно отнести Крепость a.k.a. Болото, но из-за того, что непонятно, к добру ли оно принадлежит или злу, а то и вовсе нейтрально, отнести этот замок к примеры злому племени довольно трудно, если вообще не представляется возможным.
** IV часть: по сюжетной линии в каждом замке есть хорошие ребята и козлы (да-да, у некров тоже — Голдот!), однако Жуткие принадлежат масти Смерть (нежить и демоны), Злое племя (свиноподобные орки, минотавры, медузы), Падшие (чернокнижники, ифриты и кошмары как «тёмные версии» джиннов и единорогов) и ушлые (пиратская линия) Хаосу, берсерки — Мощи.
** IV часть: по сюжетной линии в каждом замке есть хорошие ребята и козлы (да-да, у некров тоже — Голдот!), однако Жуткие принадлежат масти Смерть (нежить и демоны), Злое племя (свиноподобные орки, минотавры, медузы), Падшие (чернокнижники, ифриты и кошмары как «тёмные версии» джиннов и единорогов) и ушлые (пиратская линия) — Хаосу, берсерки — Мощи.
** V часть и далее: Жуткие — некры и демоны, Падшие — тёмные эльфы, Берсерки — орки.<ref>С фитильком, т. к. с шестой части (местами есть ещё в пятой, но малозаметно) некроманты, орки и тёмные эльфы не сильно похожи на Абсолютное Зло. Чего не скажешь о демонах.</ref>
** V часть и далее: Жуткие — некры и демоны, Падшие — тёмные эльфы, Берсерки — орки.<ref>С фитильком, так как с шестой части (местами есть ещё в пятой, но малозаметно) некроманты, орки и тёмные эльфы не сильно похожи на Абсолютное Зло. Чего не скажешь о демонах.</ref>
*** Ну, некры в Асхане далеко не всегда злые.
 
* [[С прикрученным фитильком|С фитильком]] — [[WoW]], ибо Орда давным-давно не представляет абсолютное зло:
** Берсерки — орки, но частично они — Злое племя, так как соответствуют не Дворфам, а Людям;
** Злое племя — тролли, немножко таурены;
** Жуткие — Отрекшиеся (нежить);
** Падшие — Эльфы Крови;
** Ушлые — гоблины.
 
* Аналогично — [[Аллоды]] Онлайн:
** Злое племя — люди Хадагана (антитеза — естественно, Канийцы);
** Орки — берсерки с Ушлыми «шестёрками»-гоблинами (антитеза — Гибберлинги);
** Зэм — смесь Падших и Жутких (антитеза — Эльфы);


* [[С_прикрученным_фитильком|С фитильком]] — [[WoW]], ибо Орда давным-давно не представляет абсолютное зло:
* Также аналогично — [[Minecraft]]:
** Берсерки орки, но частично они — Злое племя, т. к. соответствуют не Дворфам, а Людям;
** Дикие Пиглины, в какой-то степени нежить;
** Злое племя — тролли, немножко таурены;
** Жуткие Странники Края (не очень злые, но действительно жуткие), Иссушитель, финальный босс из Dungeons;
** Жуткие — Отрекшиеся (нежить);
** Злое племя — Зловреды/илладжеры;
** Падшие — Эльфы Крови;
** Падшие — на эту роль худо-бедно тянут только Вызыватели у тех же зловредов, а также такими, вероятно, когда-то были Некроманты из Dungeons. А на серверах такую роль внезапно могут занимать всякие гриферы;
** Ушлые — гоблины.
** Ушлые — разумные расы кончились, но роль ушлых в принципе занимает ведьма (так как может помогать зловредам зельями).


* Аналогично — [[Аллоды]] Онлайн:
* [[Age of Wonders]] — всё по классике, только злого племени нет (это место с натяжкой можно отдать нейтральным ящеролюдам):
** Злое племя — люди Хадагана (антитеза — естественно, Канийцы);
** Берсерки — орки
** Орки — берсерки с Ушлыми «шестёрками»-гоблинами (антитеза — Гибберлинги);
** Жуткие — нежить
** Зэм — смесь Падших и Жутких (антитеза — Эльфы);
** Падшие — тёмные эльфы
** Ушлые — гоблины


=== [[Настольные игры]] ===
=== [[Настольные игры]] ===
* [[Dungeons & Dragons]] всё, что можно найти в других сеттингах, и ещё кое-что.
* [[Dungeons & Dragons]] — всё, что можно найти в других сеттингах, и ещё кое-что.
** Бехолдеры и мозгоеды-иллитиды — «родные» для D&D Жуткие.
** Бехолдеры и мозгоеды-иллитиды — «родные» для D&D Жуткие.
** Эталонные злые расы — танар’ри, баатезу и юголоты — состоят из подрас всех пяти типажей, но в целом демоны-танар’ри больше тяготеют к Берсерку, даймоны-юголоты — к Жуткости, а дьяволы-баатезу — к Ушлости.
** Эталонные злые расы — танар’ри, баатезу и юголоты — состоят из подрас всех пяти типажей, но в целом демоны-танар’ри больше тяготеют к Берсерку, даймоны-юголоты — к Жуткости, а дьяволы-баатезу — к Ушлости.


* [[Warhammer_Fantasy|Warhammer: Age of Reckoning]] пакт тёмных сил:
* [[Warhammer Fantasy|Warhammer: Age of Reckoning]] — пакт тёмных сил:
** Хаоситы, демоны, зверолюды — Злое племя + Жуткие существа, но высшие хаоситы — Падшие;
** Хаоситы, демоны, зверолюды — Злое племя + Жуткие существа, но высшие хаоситы — Падшие;
** Зеленокожие — орки-берсерки, гоблины-ушлые;
** Зеленокожие — орки-берсерки, гоблины-ушлые;
** Тёмные эльфы — Падшие.
** Тёмные эльфы — Падшие.


* [[Warhammer_40000|Warhammer 40 000]] злые существа мира мрачного будущего крайне разнообразны и враждебны друг к другу, но среди них можно выделить знакомые архетипы:
* [[Warhammer 40000|Warhammer 40 000]] — злые существа мира мрачного будущего крайне разнообразны и враждебны друг к другу, но среди них можно выделить знакомые архетипы:
** Силы Хаоса:
** Силы Хаоса:
*** Боги и демоны Варпа — Жуткие;
*** Боги и демоны Варпа — Жуткие;
*** Космодесант Хаоса — Падшие
*** Космодесант Хаоса — Падшие
**** Чумные десантники — Жуткие, берсерки Кхорна — Берсерки;
**** Чумные десантники — Жуткие, берсерки Кхорна — Берсерки;
*** Культисты и мутанты Хаоса — Злобные;
*** Культисты и мутанты Хаоса — Злобные;
*** Чернокнижники и Тёмные Механикус — Ушлые
*** Чернокнижники и Тёмные Механикус — Ушлые
** Ключевые ксенорасы:
** Ключевые ксенорасы:
*** Орки — Берсерки и Жуткие (так как под личиной простоватых качков скрывается потусторонняя, почти всемогущая хрень, которая имеет множество эволюционных форм и способна истребить все живые виды на планете).
*** Орки — Берсерки и Жуткие (так как под личиной простоватых качков скрывается потусторонняя, почти всемогущая хрень, которая имеет множество эволюционных форм и способна истребить все живые виды на планете).
*** Тираниды — Жуткие. Каждый тиранид является сильным псайкером, правда большинство из них использует свои способности только для телепатии. Там, где движется флот-улей тиранид, даже демоны чувствуют себя неуютно.
*** Тираниды — Жуткие. Каждый тиранид является сильным псайкером, правда большинство из них использует свои способности только для телепатии. Там, где движется флот-улей тиранид, даже демоны чувствуют себя неуютно.
*** Некроны — Падшие. При всём своём могуществе, себя некроны считают жертвой обмана и мечтают о возвращении живых тел.
*** Некроны — Падшие. При всём своём могуществе, себя некроны считают жертвой обмана и мечтают о возвращении живых тел.
**** Свежеватели некронов — Берсерки. По своей сути они являются безумными и глуповатыми существами.
**** Свежеватели некронов — Берсерки. По своей сути они являются безумными и глуповатыми существами.
*** Тёмные Эльдар — Падшие.
*** Тёмные Эльдар — Падшие.
**** Гомункулы Тёмных Эльдар — Жуткие.
**** Гомункулы Тёмных Эльдар — Жуткие.
*** Хруды — Ушлые.
*** Хруды — Ушлые.
** Прочие ксенорасы:
** Прочие ксенорасы:
*** Энулианцы — Злобные. Есть фанатская теория, что энулианцы являются единой расой с вымершой расой некронтир.
*** Энулианцы — Злобные. Есть фанатская теория, что энулианцы являются единой расой с вымершой расой некронтир.
*** Стриксис — Ушлые.
*** Стриксис — Ушлые.
*** Ю’ват — Жуткие.
*** Ю’ват — Жуткие.
*** Рак’гол — Берсерки.
*** Рак’гол — Берсерки.


* [[World of Darkness]]
* [[World of Darkness]]
** Приспешники Змея:
** Приспешники Змея:
*** [[Одержимость демонами|Фоморы]] Берсерки.
*** [[Одержимость демонами|Фоморы]] — Берсерки.
*** [[Демон|Губители]] Жуткие.
*** [[Демон|Губители]] — Жуткие.
*** [[Мраккультист|Сектанты Седьмого Поколения]] Злые.
*** [[Мраккультист|Сектанты Седьмого Поколения]] — Злые.
*** [[Оборотень|Плясуны Чёрной Спирали]] и [[Варлок|Нефанди]] Падшие.
*** [[Оборотень|Плясуны Чёрной Спирали]] и [[Варлок|Нефанди]] — Падшие.
*** [[Мегакорпорация|Пентекс]] Ушлые.
*** [[Мегакорпорация|Пентекс]] — Ушлые.
** Вампирские кланы:
** Вампирские кланы:
*** [[Неформалы-бандиты|Бруха]] и [[Оборотень|Гангрел]] Берсерки.
*** [[Неформалы-бандиты|Бруха]] и [[Оборотень|Гангрел]] — Берсерки.
*** [[Ассасин|Ассамиты]], [[Мраккультист|Сеттиты]], [[Некромантия|Предвестники Черепов]], [[Сумасшедший учёный|Цимисхи]] и [[Безумный провидец|Малкавиан]] Жуткие.
*** [[Ассасин|Ассамиты]], [[Мраккультист|Сеттиты]], [[Некромантия|Предвестники Черепов]], [[Сумасшедший учёный|Цимисхи]] и [[Безумный провидец|Малкавиан]] — Жуткие.
*** Каитифф и Пандер — Злые.
*** Каитифф и Пандер — Злые.
*** [[Криминальный барон|Джованни]], [[Тёмная энергия|Ласомбра]], [[Испорченные аристократы|Вентру]] и [[Культурный мерзавец|Тореадор]] Падшие.
*** [[Криминальный барон|Джованни]], [[Тёмная энергия|Ласомбра]], [[Испорченные аристократы|Вентру]] и [[Культурный мерзавец|Тореадор]] — Падшие.
*** [[обаятельный мошенник|Равнос]], [[Облик Орлока|Носферату]] и [[Маг|Тремере]] Ушлые.
*** [[обаятельный мошенник|Равнос]], [[Облик Орлока|Носферату]] и [[Маг|Тремере]] — Ушлые.
** Да и сами линейки можно разложить, [[Черно-серая мораль|такой уж мир]].
** Да и сами линейки можно разложить, [[Черно-серая мораль|такой уж мир]].
*** [[Оборотень|Оборотни]] Берсерки.  
*** [[Оборотень|Оборотни]] — Берсерки.
*** [[У нас страшнее призраки|Призраки]] Жуткие.
*** [[У нас страшнее призраки|Призраки]] — Жуткие.
*** [[Вампир|Вампиры]] Злые.
*** [[Вампир]]ы — Злые.
*** [[Одержимость демонами|Демоны]] Падшие.
*** [[Одержимость демонами|Демоны]] — Падшие.
*** [[Прекрасный народ|Феи]] Ушлые.
*** [[Прекрасный народ|Феи]] — Ушлые.


== Примечания ==
== Примечания ==
<references/>
{{примечания}}


{{Nav/Бестиарий}}
{{Nav/Бестиарий}}
{{Nav/Амплуа и архетипы}}
{{Nav/Амплуа и архетипы}}

Текущая версия на 16:54, 18 ноября 2024

Если в фэнтези-сеттинге есть пять рас, то наверняка есть и ещё пять, только нехорошие. Потому что делать всех Врагов принадлежащими к одной единообразной расе — это, конечно, хороший и современный политический мессидж, но скучно же! Намного лучше добавить разнообразия, отзеркалив хорошие пять рас. Поэтому и существует Ось Зла.

Как правило, она включает:

  • Дикие берсерки (Орки, огры, тролли): грубы, необузданны, физически сильны, непроходимо тупы. Дисциплина на нуле. Соотвествуют хорошим Крепким. Иногда изображаются несколько более симпатично, как неприятная, но всё-таки гордая и воинственная раса.
  • Жуткие существа (Демоны, нежить, лавкрафтианские сущности): могущественны, опасны, обладают колдовскими силами и наименее похожи на людей, внешне и внутренне. Соответствуют хорошим Волшебным.
  • Злое племя (Зверолюды, иногда опять же орки или просто нехорошие люди): во всем человекообразны, просто уродливы и отличаются мерзким характером. Соответвуют хорошим Обычным.
  • Падшие (Темные эльфы, вампиры или чуть более интеллигентные нехорошие люди): внешне привлекательные и умные, но хитрые и подлые, и очень этим гордые. На глаза показываться и лезть на поле брани не любят, живут либо под землей, либо в очень хорошо охраняемых злых городах с теплыми сортирами, специализируются на скрытности и безжалостности. Соответствуют хорошим Высшим. Альтернативное их изображение — как социальщиков тёмного блока, агитаторов, пропагандистов и дипломатов, миссия которых — рисовать портрет Черного властелина «с человеческим лицом» (разумеется, это враки, потому что они все равно хитрые и подлые).
  • Ушлые (Гоблины, кобольды): хитроумные ребята, не умеющие ни в драки, ни в интриги, зато обладающие полезными навыками, недоступными другим расам. Могут быть безумными учёными, заводчиками монстров, колдунами (если они не Падшие или Жуткие) или скрытными собирателями информации и убийцами. Соответствуют хорошим Милым.

Примеры[править]

Литература[править]

  • LotR, с определённой долей условности:
    • Берсерки — орки, тролли.[1]
    • Жуткие — балроги, умертвия, назгулы.
    • Злое племя — харадримы, истерлинги.
    • Падшие — тёмные маги и Чёрные Нуменорцы.
    • Ушлые — Голлум, Змиеуст и порода мелких орков-сыщиков.
  • Армия Волдеморта в Harry Potter:
    • Великаны и оборотни — Берсерки.
    • Дементоры и зомби-инферналы — Жуткие.
    • Охотники за головами и прочие полицаи — Злые.
    • Сами Пожиратели Смерти — Падшие.
    • Гоблины — Ушлые с большой долей условности.
  • Князь Пустоты — хороших здесь практически нет даже среди людей, но местные темные силы вдалбливают педаль в земную кору:
    • Шранки, Башраги — дикие берсерки. Биороботы, у которых всего два режима — убивать и насиловать все, что находится в пределах досягаемости.
    • Инхорои — жуткие существа. Раса злобных извращенцев, насильников и садистов, выведенная достаточно развитыми инопланетянами для зачистки обитаемых миров.
    • Скюльвенды — злое племя, народ людей, чья религия основана на служении Не-Богу и поддержавший Консульт в его апокалиптических начинаниях.
    • Нелюди-эрратики — падшие, нелюди, сошедшие с ума от дефективного бессмертия. Служат Консульту офицерами в отрядах шранков и колдунами.
    • Шпионы-оборотни — ушлые, но даже при этом они сильнее и быстрее обычных людей, а в плане зверств и изнасилований даже превзошли шранков и башрагов.
  • «Хроники Края» — в этой серии книг даже среди самых злобных рас могут найтись вполне достойные представители, но это, как правило, редкие исключения:
    • Шрайки — дикие берсерки. Налетающие птицелюди с матриархатом, склонные к садизму и поеданию своих жертв, иногда заживо.
    • Главгад Хрумхрымс и Глистеры — жуткие существа. Существа из легенд, пришедшие в реальность благодаря неосознанным экспериментам местных ученых. Их очень трудно убить или ранить.
    • Молтоголовые, проскоголовые, волосатые и прочие гоблины — злое племя. Чуть адекватнее шраек хотя бы в том, что не поедают заживо своих жертв.
    • Вэйфы — ушлые. Существа, умеющие читать мысли, благодаря чему из них получаются великолепные шпионы, воры и ассасины.
  • Волшебник Изумрудного города:
    • Берсерки — солдаты-дуболомы.
    • Жуткие — злые колдуньи Гингема, Бастинда и Арахна, а также Саблезубые тигры.
    • Злое племя — марраны, с сильно прикрученным фитильком.
    • Падшие — Урфин Джюс, Гуамоколатокинт (впоследствии повернули направо), Руф Билан, Кабр Гвин, Энкин Флед.
    • Ушлые — деревянные полицейские-шпионы Урфина.
  • Метавселенная Рудазова — демоны наиболее прописанных Тёмных миров вполне укладываются в архетип.
    • Лэнг:
    • Паргорон:
      • Берсерки — гохерримы, кульминаты, развраги, храпоиды, вымершие нактархимы и созданные по их образцу чрепокожие.
      • Жуткие — кэ-миало, ларитры (пополам с падшими), камтстады.
      • Злые племена — гхьетшедарии (пополам с жуткими), храки и харгаллы.
      • Падшие — фархерримы.
      • Ушлые — бушуки (пополам с падшими), маркольмы, аргеры, шуки.
  • Тетралогия «Наследие»:
    • Берсерки — ургалы, особенно подраса куллов – особенно крупных ургалов.
    • Жуткие — шейды.
    • Злое племя — обычные люди-солдаты Империи.
    • Падшие — Гальбаторикс, проклятые и их драконы.
    • Ушлые — раззаки, но в отличии от стандартных ушлых являются очень опасными бойцами.

Фанфики[править]

  • То, что описано для LotR, нарочито смягчено и вывернуто у К. Еськова, в духе следующих примеров. Но структура сохранена. Орки — люди Мордора («незлое племя»), тролли — гордые, мастеровитые и независимые горцы («не кровожадные берсерки»), назгулы — нелюдимые мудрецы (не особенно жуткие и падшие).

Видеоигры[править]

  • Heroes of Might and Magic — самые разные варианты архетипов.
    • I часть: Варвары (берсерки, злое племя, ушлые) и Чернокнижники (падшие Визарды);
    • II часть: добавлены Жуткие — Некроманты;
    • III часть: два замка Жутких — Некрополис и Инферно, ушлые — Темница, а берсерки и злое племя — Цитадель. С фитильком к злому племени можно отнести Крепость a.k.a. Болото, но из-за того, что непонятно, к добру ли оно принадлежит или злу, а то и вовсе нейтрально, отнести этот замок к примеры злому племени довольно трудно, если вообще не представляется возможным.
    • IV часть: по сюжетной линии в каждом замке есть хорошие ребята и козлы (да-да, у некров тоже — Голдот!), однако Жуткие принадлежат масти Смерть (нежить и демоны), Злое племя (свиноподобные орки, минотавры, медузы), Падшие (чернокнижники, ифриты и кошмары как «тёмные версии» джиннов и единорогов) и ушлые (пиратская линия) — Хаосу, берсерки — Мощи.
    • V часть и далее: Жуткие — некры и демоны, Падшие — тёмные эльфы, Берсерки — орки.[2]
      • Ну, некры в Асхане далеко не всегда злые.
  • С фитильком — WoW, ибо Орда давным-давно не представляет абсолютное зло:
    • Берсерки — орки, но частично они — Злое племя, так как соответствуют не Дворфам, а Людям;
    • Злое племя — тролли, немножко таурены;
    • Жуткие — Отрекшиеся (нежить);
    • Падшие — Эльфы Крови;
    • Ушлые — гоблины.
  • Аналогично — Аллоды Онлайн:
    • Злое племя — люди Хадагана (антитеза — естественно, Канийцы);
    • Орки — берсерки с Ушлыми «шестёрками»-гоблинами (антитеза — Гибберлинги);
    • Зэм — смесь Падших и Жутких (антитеза — Эльфы);
  • Также аналогично — Minecraft:
    • Дикие — Пиглины, в какой-то степени нежить;
    • Жуткие — Странники Края (не очень злые, но действительно жуткие), Иссушитель, финальный босс из Dungeons;
    • Злое племя — Зловреды/илладжеры;
    • Падшие — на эту роль худо-бедно тянут только Вызыватели у тех же зловредов, а также такими, вероятно, когда-то были Некроманты из Dungeons. А на серверах такую роль внезапно могут занимать всякие гриферы;
    • Ушлые — разумные расы кончились, но роль ушлых в принципе занимает ведьма (так как может помогать зловредам зельями).
  • Age of Wonders — всё по классике, только злого племени нет (это место с натяжкой можно отдать нейтральным ящеролюдам):
    • Берсерки — орки
    • Жуткие — нежить
    • Падшие — тёмные эльфы
    • Ушлые — гоблины

Настольные игры[править]

  • Dungeons & Dragons — всё, что можно найти в других сеттингах, и ещё кое-что.
    • Бехолдеры и мозгоеды-иллитиды — «родные» для D&D Жуткие.
    • Эталонные злые расы — танар’ри, баатезу и юголоты — состоят из подрас всех пяти типажей, но в целом демоны-танар’ри больше тяготеют к Берсерку, даймоны-юголоты — к Жуткости, а дьяволы-баатезу — к Ушлости.
  • Warhammer: Age of Reckoning — пакт тёмных сил:
    • Хаоситы, демоны, зверолюды — Злое племя + Жуткие существа, но высшие хаоситы — Падшие;
    • Зеленокожие — орки-берсерки, гоблины-ушлые;
    • Тёмные эльфы — Падшие.
  • Warhammer 40 000 — злые существа мира мрачного будущего крайне разнообразны и враждебны друг к другу, но среди них можно выделить знакомые архетипы:
    • Силы Хаоса:
      • Боги и демоны Варпа — Жуткие;
      • Космодесант Хаоса — Падшие
        • Чумные десантники — Жуткие, берсерки Кхорна — Берсерки;
      • Культисты и мутанты Хаоса — Злобные;
      • Чернокнижники и Тёмные Механикус — Ушлые
    • Ключевые ксенорасы:
      • Орки — Берсерки и Жуткие (так как под личиной простоватых качков скрывается потусторонняя, почти всемогущая хрень, которая имеет множество эволюционных форм и способна истребить все живые виды на планете).
      • Тираниды — Жуткие. Каждый тиранид является сильным псайкером, правда большинство из них использует свои способности только для телепатии. Там, где движется флот-улей тиранид, даже демоны чувствуют себя неуютно.
      • Некроны — Падшие. При всём своём могуществе, себя некроны считают жертвой обмана и мечтают о возвращении живых тел.
        • Свежеватели некронов — Берсерки. По своей сути они являются безумными и глуповатыми существами.
      • Тёмные Эльдар — Падшие.
        • Гомункулы Тёмных Эльдар — Жуткие.
      • Хруды — Ушлые.
    • Прочие ксенорасы:
      • Энулианцы — Злобные. Есть фанатская теория, что энулианцы являются единой расой с вымершой расой некронтир.
      • Стриксис — Ушлые.
      • Ю’ват — Жуткие.
      • Рак’гол — Берсерки.

Примечания[править]

  1. С орками всё мутно. Строго говоря, они больше подходят под роль злого племени, нежели берсерков, так как вряд ли они сильно отличаются от людей физическими характеристиками. С другой стороны, они же являются ушлыми, так как выкармливают волков, используют взрывчатку и создают пыточные и осадные машины.
  2. С фитильком, так как с шестой части (местами есть ещё в пятой, но малозаметно) некроманты, орки и тёмные эльфы не сильно похожи на Абсолютное Зло. Чего не скажешь о демонах.