Зло в промышленных масштабах: различия между версиями
(доперенос с сохранением) |
|||
Строка 4: | Строка 4: | ||
Зло в промышленных масштабах может быть по-настоящему пугающим. Одно дело — старый добрый Темный Властелин, его можно убить мечом или заклинанием, уничтожить его жизненный артефакт, разрушить замок… но что ты сделаешь с государством-Левиафаном, с пирамидой производства и потребления, с массовой промывкой мозгов? Толпа с вилами тут не справится! | Зло в промышленных масштабах может быть по-настоящему пугающим. Одно дело — старый добрый Темный Властелин, его можно убить мечом или заклинанием, уничтожить его жизненный артефакт, разрушить замок… но что ты сделаешь с государством-Левиафаном, с пирамидой производства и потребления, с массовой промывкой мозгов? Толпа с вилами тут не справится! | ||
Зло в промышленных масштабах характерно для таких жанров, как [[Антиутопия]], [[киберпанк]], [[стимпанк]], [[постапокалипсис]]. Но первые примеры такого зла в искусстве подарили нам направления [[Реализм]] и [[Натурализм]]. Да, то, что «Жерминаль» или «Оливер Твист» списаны во многом с натуры — дополнительное [[топливо ночного кошмара]]. Впрочем, с тех времен человечество достигло новых глубин ада, еще живы люди, помнящие Освенцим, и камбоджийцы не скоро разгребут последствия правления Пол Пота | Зло в промышленных масштабах характерно для таких жанров, как [[Антиутопия]], [[киберпанк]], [[стимпанк]], [[постапокалипсис]]. Но первые примеры такого зла в искусстве подарили нам направления [[Реализм]] и [[Натурализм]]. Да, то, что «Жерминаль» или «Оливер Твист» списаны во многом с натуры — дополнительное [[топливо ночного кошмара]]. Впрочем, с тех времен человечество достигло новых глубин ада, еще живы люди, помнящие Освенцим, Бухенвальд и другие лагеря нацистов, британцы с трудом признают своё авторство этого метода в Южной Африке (потому что по сравнению с нацистами это имеет вид невинной детской игры в крысу [[Остап Бендер|©]]), а камбоджийцы не скоро разгребут последствия правления Пол Пота. Хотя как раз Пол Пота трудно назвать промышленником: он был ненавистником пролетариата и фанатом крестьянства, и массовые казни при его правлении осуществлялись на полях мотыгами — потому что этот сказочный долб..б разогнал и развалил все патронные заводы, а те немногие патроны, что ещё оставались в стране, берегли как зеницу ока для войны с вьетнамцами. В общем, фантасту нынче трудно измыслить пакость, которой не было бы в реальности. | ||
Что дает нам применение зла в промышленных масштабах как художественного приема? Во-первых, более глубокий контакт с аудиторией, которая сама живет в индустриальую и постиндустриальную эпоху. Прихотливого потребителя уже не так легко напугать черной рукой из-под подушки, но что такое бесчувственная государственная машина и на что она способна — [[страхи взрослого человека|более-менее понимают все]]. | Что дает нам применение зла в промышленных масштабах как художественного приема? Во-первых, более глубокий контакт с аудиторией, которая сама живет в индустриальую и постиндустриальную эпоху. Прихотливого потребителя уже не так легко напугать черной рукой из-под подушки, но что такое бесчувственная государственная машина и на что она способна — [[страхи взрослого человека|более-менее понимают все]]. | ||
Строка 13: | Строка 13: | ||
=== [[Литература]] === | === [[Литература]] === | ||
* «[[Мы]] | * Евгений Замятин, «[[Мы]]» — люди низведены до состояния биороботов. Или, с их точки зрения, до оного состояния возвышены. Протагонист с гордостью отмечает, как слажены движения всех его коллег, даже при приеме пищи, и как никто даже на секунду не сбился с ритма, когда из-за несчастного случая на производстве разом погибло 15 человек. В финале трансформация доводится до своего логического итога, «нумерам» буквально выжигают способность к воображению, и обработанный таким образом протагонист безучастно смотрят, как пытают некогда любимую им женщину. | ||
* | * Олдос Хаксли, «[[О дивный новый мир]]» — тоже много чего и со вкусом: автор прямым текстом винит во всех несчастьях людей будущего создателя конвейера, Генри Форда. И да, тут люди сами помогают превращать себя в недочеловеков, причем абсолютно добровольно и фактически не подвергаясь манипуляциям. | ||
* «[[1984]]» — педаль всё там же: тут уже | * «[[1984]]» — педаль всё там же: тут уже десятилетия всё человечество подвергается промывке мозгов и многому другому. | ||
* [[Сага о ведьмаке]] | * Федор Кнорре, «Капитан Крокус» — Чучельномеханический комбинат Почётного Ростовщика Республики. | ||
* | * Владислав [[крапивинские мальчики|Крапивин]], «Голубятня на желтой поляне» — Те, которые велят. Обычно их упорно стараются не замечать и не говорить о них, официально их нет и даже в случае конфликтов наказывают как раз борцов с ними — «те, которые велят» совершенно обыденно творят взрывы (точнее — потворствуют всяким взрывам: бомб, человеческого горя, общества) и насылают «нашествия» ради высшей цели претворения мыслящей Галактики. А ещё у них есть заводы для создания искусственных тел. | ||
* | * «[[Сага о ведьмаке]]» — Сапковский подчеркивает бесчеловечную сущность Нильфгаардской империи, описывая войну глазами Пэтера Эвертсена, главного завхоза имперских армий, для которого разоренные города, трупы и захваченные рабы — это прежде всего логистика. | ||
** Басня получилась явно неудачной. Для любого высокопоставленного армейского завхоза всё это будет логистикой, иначе просто невозможно работать. Сущность государства, которому этот завхоз служит, не имеет никакого значения. | |||
* | *** Потому что никакой басни не было — обе стороны там абсолютно одинаковы, на фоне нордлингов нильфгаардцы выглядят ещё нормально по большей части. | ||
* Ллойд Биггл-младший «Музыкодел» и «Какая прекрасная школа!» — в промышленных масштабах тиражируется антикультура и антиобразование соответственно. | |||
* «Мерзейшая | ** Во втором рассказе эти горе-учителя породили поколение невежд. К чему приводит такое недообразование в (пост)индустриальную эпоху, может догадаться каждый. | ||
* | * Сергей Тармашев, цикл «Древний» — Межпланетная Корпорация президента Аугусто{{spoiler| он же Арториус Мудрый.}} Именно корпорационное государство с промывкой мозгов и прочими «прелестями жизни». | ||
* [[Метавселенная Рудазова]] | * Г. Макнилл, «Чёрное Солнце» — Демонкулаба и сопутствующие ей «производства» для создания новых космодесантников-предателей из легиона Железных Воинов. | ||
* Эдуард Скобелев, «Сокрушение несокрушимых» — Международная Океаническая Лаборатория командора Сэтэна. | |||
* Клайв Льюис, «Мерзейшая мощь» — ГНИИЛИ. | |||
* Илья Тё, циклы «Вселенная кластеров» и «Твердый космос» — Корпорация Нулевого Синтеза. [[Педаль в космос|Педаль за пределы вселенной]]. С одной стороны — заявленная основная задача — «производство потребительских товаров для обеспечения нужд человечества» а из второстепенных задач заявлено «Обеспечение стабильного (бесконечного) существования человечества.»/«Производство максимального, если возможно абсолютного множества миров в качестве ареала расселения человечества»/«Обеспечение стабильного (бессмертного) существования каждой человеческой особи, основанное на системе принудительной реинкарнации», с другой стороны: «4. Существование государств, не входящих в Торговый Союз Нуля является нарушением статута Нуль-Корпорации „О сертификации миров“ и карается в соответствии со статьями 102, 103, 104, 107 и 108 статута „О геноциде“.» и про систему принудительной реинкарнации помним? Так вот — она не бесплатная, а если у вас нет денег то будете отрабатывать долг на самых востребованных обществом профессиях, шлюхой, пытаемым или гладиатором. | |||
* [[Метавселенная Рудазова]] — расположенная в Аду фабрика невкусных сладостей. Смысл её работы в том, чтобы дети разочаровывались в праздниках. | |||
* [[Комбинат (роман)]] [[Юрий Нестеренко|Юрия Нестеренко]] ― собственно сам комбинат. {{spoiler|Его продукция ― человеческие жертвоприношения, за счет которых [[Гулаги и рабы|высшие силы превращают запустивший комбинат Советский Союз в сверхдержаву]].}} | * [[Комбинат (роман)]] [[Юрий Нестеренко|Юрия Нестеренко]] ― собственно сам комбинат. {{spoiler|Его продукция ― человеческие жертвоприношения, за счет которых [[Гулаги и рабы|высшие силы превращают запустивший комбинат Советский Союз в сверхдержаву]].}} | ||
=== [[Кино]] === | === [[Кино]] === | ||
* [[Jupiter Ascending]] — космические негодяи делают из людей эликсир бессмертия, уничтожая целые планеты. | * [[Jupiter Ascending]] — космические негодяи делают из людей [[Средство Макропулоса|эликсир бессмертия]], [[Космические садовники|уничтожая целые планеты]]. | ||
* [[Cabin in the Woods|Хижина в лесах]] | * «[[Cabin in the Woods|Хижина в лесах]]» — кормежка древних богов дело серьёзное, его нельзя пускать на самотек и отдавать в руки всякой там самодеятельности с алтарями и костяными ножами. Оно требует ответственного научного подхода и индустриальных мощностей. | ||
* [[The Matrix]] — тоже [[педаль в пол]]: все человечество превращено в гигантский электрогенератор. | * [[The Matrix]] — тоже [[педаль в пол]]: все человечество превращено в гигантский электрогенератор. До выхода второй-третьей части, где машины показали более человечным и неоднородным сообществом, и «Аниматрицы», где рассказали, как [[Плохие люди|человечество само довело себя до цугундера]], смотрелось как вопиющее зло. | ||
* В продолжении темы | * В продолжении темы антиутопий — «Бразилия» (Brazil, 1985). Общество, в котором бюрократия победила здравый смысл. | ||
* [[Ready Player One| | * «[[Ready Player One|Первому игроку приготовиться]]» — [[Преступная корпорация|корпорация IOI]] и её долговые центры, где влезших в долги перед корпорацией заставляют фармить для неё голду в местной ММОРПГ. Когда жертв долговых центров загоняют в воссозданный в виртуальности [[Стивен Кинг|отель «Оверлук»]], и зритель видит их ужас, становится слегка не по себе. | ||
* [[Pink Floyd|The Wall]]: многократно и с разных сторон. Тут и школа, превращающая детей в болванов, которых скармливают гигантской мясорубке (The Happiest Days of Our Lives/Another Brick in the Wall, Part 2); тут и шоу-бизнес, которому плевать, что у вас тяжёлая депрессия и вы не можете пошевелить пальцем — всего один маленький укольчик, и вы снова на сцене, ведь шоу должно продолжаться (Comfortably Numb/The Show Must Go On); тут и сам главный герой, ведущий легионы «скрещенных молотков» чтобы очистить улицы от разного сброда и вернуть Британии её былое величие (Run Like Hell/Waiting for the Worms). | |||
* «[[Nusknacker und Mausekönig|Щелкунчик и Крысиный Король]]» — [[крысолюди]]-[[нацист]]ы массово [[Убитая игрушка|уничтожают игрушки]], сжигая в печах. Причём игрушки эти, по законам данного волшебного мира, живые или, по крайней мере, были таковыми. | |||
=== [[Телесериалы]] === | === [[Телесериалы]] === | ||
* [[ | * «[[Buffy the Vampire Slayer|Баффи]]»: серия «Желание»: в альтернативном мире, где вампир Мастер остался жив и захватил Саннидейл, он организовал конвейер для «машинного доения» крови из людей. | ||
** В третьем сезоне — фабрика демонов, похищающих подростков из нашего измерения, заставляющих их работать до старости и выбрасывающих обратно — в то время, как в нашем мире проходит всего один день. | ** В третьем сезоне — фабрика демонов, похищающих подростков из нашего измерения, заставляющих их работать до старости и выбрасывающих обратно — в то время, как в нашем мире проходит всего один день. | ||
* [[Lexx]]: | * [[Lexx]]: «Суд» на Кластере представляет собой конвейер, на котором людей бесконечным потоком за малейшие прегрешения расчленяют и скармливают титульному мега-кораблю под монотонный бубнёж голограмм, изображающих судей. | ||
=== [[Мультфильмы]] === | === [[Мультфильмы]] === | ||
* A | * A Soldier’s Story («История солдата»): дом чёрта похож на какую-то футуризированную фабрику… | ||
* Robots (2005) — главзлодей, перехвативший себе в руки управление мегакорпорацией, которая раньше поставляла роботам новые запчасти, решает вообще отказаться от мелкой торговли. Теперь — только полная замена корпуса, и только у нас! А кому такое не по карману — пусть гниёт. <s>Кто сказал «Apple»?</s> | |||
** Мамаша главзлодея тоже не отстает: держит под городом фабрику по переработке сломанных роботов и отлавливает по всему городу «неликвидных жертв», чтобы пускать их на корпуса для сынулькиных бизнес-идей. | |||
=== [[Мультсериалы]] === | === [[Мультсериалы]] === | ||
* «Jimmy Two-Shoes» — комический вариант, «Унылая корпорация». Находится в городе Мизервилль, похожем на Ад, директор корпорации — Дьявол (правда, низкорослый) и производит товары такие, что от них жизнь жителей города становится только хуже. | * «Jimmy Two-Shoes» — комический вариант, «Унылая корпорация». Находится в городе Мизервилль, похожем на Ад, директор корпорации — Дьявол (правда, низкорослый) и производит товары такие, что от них жизнь жителей города становится только хуже. | ||
* | * «Южный Парк» — Уоллмарт, Амазон, Aplle… Мега-корпорации — это плохо, пнятненько? | ||
=== Веб-комиксы === | === Веб-комиксы === | ||
Строка 53: | Строка 61: | ||
=== [[Видеоигры]] === | === [[Видеоигры]] === | ||
* Amnesia: A Machine for | * Amnesia: A Machine for Pigs — вся игра проходит в огромном свиноводческом фабричном комплексе. | ||
* Castlevania: Lords of Shadow 2 — у слуг Дьявола есть на Земле своя мегакорпорация. Как в Мизервилле (см. «Мультсериалы»), только это уже не смешно… | * Castlevania: Lords of Shadow 2 — у слуг Дьявола есть на Земле своя мегакорпорация. Как в Мизервилле (см. «Мультсериалы»), только это уже не смешно… | ||
* [[Red Faction]] — корпорация «Ультор», которая гнобит бедных шахтёров [[Марс]]а. | |||
* Серия [[Resident Evil]] — «Амбрелла», и этим всё сказанно. | * Серия [[Resident Evil]] — «Амбрелла», и этим всё сказанно. | ||
** Субверсия — это такова её репутация. А создана была она, во многом, из-за недостатка информации. Это Вескер с Биркиным на пару всё поломали. Никто и не думал проводить на городах чудовищных экспериментов. А вот когда вирус уже вырвался, корпоранты начали действовать по принципу «зло во благо». Если зомби итак уже жрут людей, а на семь утра назначена ядерная бомбардировка, почему бы не воспользоваться этим промежутком для неэтичных экспериментов, которые дадут важную информацию? | ** Субверсия — это такова её репутация. А создана была она, во многом, из-за недостатка информации. Это Вескер с Биркиным на пару всё поломали. Никто и не думал проводить на городах чудовищных экспериментов. А вот когда вирус уже вырвался, корпоранты начали действовать по принципу «зло во благо». Если зомби итак уже жрут людей, а на семь утра назначена ядерная бомбардировка, почему бы не воспользоваться этим промежутком для неэтичных экспериментов, которые дадут важную информацию? | ||
* Серия Strider — проект ZAIN корпорации «Энтерпрайс» в NES-версии и спонсируемая Грандмастером Мейо корпорация «Кракен» в Strider 2. В римейке 2014 г. тоже что-то такое наблюдается. | * Серия Strider — проект ZAIN корпорации «Энтерпрайс» в NES-версии и спонсируемая Грандмастером Мейо корпорация «Кракен» в Strider 2. В римейке 2014 г. тоже что-то такое наблюдается. | ||
* [[Final Fantasy VII]] — корпорационное государство, основанное фирмой «Шин-ра», в буквальном смысле этого слова сосёт из планеты все соки. | * [[Final Fantasy VII]] — корпорационное государство, основанное фирмой «Шин-ра», в буквальном смысле этого слова сосёт из планеты все соки. | ||
* [[Assassin's Creed]]: Syndicate — вся игра об этом. | * [[Assassin's Creed]]: Syndicate — вся игра об этом. | ||
* Серия | * Серия Sonic — кто там у нас главный гад? Правильный ответ-безумный учёный-кибернетик. Половина уровней игр- это заводы и базы Эггмана — Роботника. | ||
* [[Warframe]] да все вражеские фракции. | |||
=== [[Настольные игры]] === | === [[Настольные игры]] === | ||
* [[Werewolf: The Apocalypse| | * «[[Werewolf: The Apocalypse|Оборотень: Апокалипсис]]» — корпорация «Пентекс». | ||
* [[Warhammer Fantasy]] | |||
** Скавены. Огромная тайная империя зла, стоящая с одной стороны на плодовитости и рабстве, а с другой — на взрывоопасно-раздолбайской техномагии и токсичных зелёных камушках. | |||
** Тёмные эльфы специально и последовательно поддерживают в стране садистскую разбойничье-рабовладельческую экономику и постоянные интриги всех против всех чтобы благодаря таким условиям у них скапливалась тёмная магия для бесконечной гражданской войны против высших эльфов. | |||
** Гномы Хаоса. Задумывались, откуда нищие северные варвары берут свою супер-броню при становлении воинами Хаоса? Ну так вот. Здесь есть адские заводы с демоническими машинами и неизменным рабским трудом на износ, эксплуатация всего, что эксплуатируется и торговля всем, что продаётся, а также поклонение кровожадному богу жадности с помощью всего этого и ещё просто массовых жертвоприношений. | |||
* [[WarHammer 40,000]]: | * [[WarHammer 40,000]]: | ||
** По идее, вся суть Империума Человечества — и это притом, что он УСЛОВНО ХОРОШИЙ и болеть предлагается за него. Но по-иному жить в сороковом тысячелетии нельзя: тяжёлые времена — бесконечная и кровопролитная [[гражданская война]], неиллюзорная вероятность [[демон]]ических вторжений на целую планету из-за одного-единственного «мыслепреступления» или из-за работы неосторожного либо специально засланного врагами псайкера-мага, неисчислимые налеты кровожадных [[орк]]ов, бесчисленное пробуждение гробниц с абсолютно бесчеловечными некронами-робонежитью, вечные набеги тёмных [[Космические эльфы|эльдар]] за рабами, да еще и местные «зерги» на огонёк из соседней галактики слетелись — требуют тяжелых мер. | ** По идее, вся суть Империума Человечества — и это притом, что он УСЛОВНО ХОРОШИЙ и болеть предлагается за него. Но по-иному жить в сороковом тысячелетии нельзя: тяжёлые времена — бесконечная и кровопролитная [[гражданская война]], неиллюзорная вероятность [[демон]]ических вторжений на целую планету из-за одного-единственного «мыслепреступления» или из-за работы неосторожного либо специально засланного врагами псайкера-мага, неисчислимые налеты кровожадных [[орк]]ов, бесчисленное пробуждение гробниц с абсолютно бесчеловечными некронами-робонежитью, вечные набеги тёмных [[Космические эльфы|эльдар]] за рабами, да еще и местные «зерги» на огонёк из соседней галактики слетелись — требуют тяжелых мер. | ||
** Со стороны Хаоса — Железные Воины, которые роют окопы, разминируют и уточняют характеристики вражьей обороны толпами военнопленных и даже жизнями непосредственных подчинённых. На захваченных мирах они быстро возводят крепости и фабрики, работающие на рабском труде и поставляющих оружие для дальнейших завоеваний. Иерархия у них, как правило, строится по ''полезности'', а значит: как только ты прекращаешь вкалывать на износ всех характеристик — ты идёшь собирать мины ногами или вообще на органы с кормом. Система, отлаженная тысячами лет. Сами Железные Воины не в восторге от системы, но [[так было надо|верят в правильность своего дела]]. | ** Со стороны Хаоса — Железные Воины, которые роют окопы, разминируют и уточняют характеристики вражьей обороны толпами военнопленных и даже жизнями непосредственных подчинённых. На захваченных мирах они быстро возводят крепости и фабрики, работающие на рабском труде и поставляющих оружие для дальнейших завоеваний. Иерархия у них, как правило, строится по ''полезности'', а значит: как только ты прекращаешь вкалывать на износ всех характеристик — ты идёшь собирать мины ногами или вообще на органы с кормом. Система, отлаженная тысячами лет. Сами Железные Воины не в восторге от системы, но [[так было надо|верят в правильность своего дела]]. | ||
** Ну а эталонным воплощением тропа можно считать Тёмных Механикумов. Ничего удивительного, учитывая что и «светлые» техножрецы предельно прагматичны и напрочь обделены | ** Ну а эталонным воплощением тропа можно считать Тёмных Механикумов. Ничего удивительного, учитывая что и «светлые» техножрецы предельно прагматичны и напрочь обделены эмпатией — а в случае «тёмных» ещё и сняты последние морально-религиозные ограничения, отчего абсолютно нормальными считаются массовые жертвоприношения для создания одержимых машин. | ||
== Примечания == | == Примечания == | ||
{{примечания}} | |||
{{Nav/ | {{Nav/Villains}} |
Версия 09:10, 18 июня 2024
![]() | TV Tropes Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Industrialized Evil. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью. |
Индустриальная эпоха открыла новые уровни зла и насилия: теперь это дело можно поставить на поток! Заставить людей вкалывать по 16 часов в день у станков и валиться спать тут же, чтобы, проснувшись, снова встать к станку! И этим еще повезло: скольких индустриализация вовсе лишила работы и заставила просить подаяния? Скольких вообще повесили за бродяжничество? Или бросили в тюрьмы, где они должны снова стоять у станков, теперь уже бесплатно, за еду? Кстати, и виселицы можно автоматизировать! А также создать пыточные машины! Газовые камеры! Эксперименты на людях! Прогресс же!
Зло в промышленных масштабах может быть по-настоящему пугающим. Одно дело — старый добрый Темный Властелин, его можно убить мечом или заклинанием, уничтожить его жизненный артефакт, разрушить замок… но что ты сделаешь с государством-Левиафаном, с пирамидой производства и потребления, с массовой промывкой мозгов? Толпа с вилами тут не справится!
Зло в промышленных масштабах характерно для таких жанров, как Антиутопия, киберпанк, стимпанк, постапокалипсис. Но первые примеры такого зла в искусстве подарили нам направления Реализм и Натурализм. Да, то, что «Жерминаль» или «Оливер Твист» списаны во многом с натуры — дополнительное топливо ночного кошмара. Впрочем, с тех времен человечество достигло новых глубин ада, еще живы люди, помнящие Освенцим, Бухенвальд и другие лагеря нацистов, британцы с трудом признают своё авторство этого метода в Южной Африке (потому что по сравнению с нацистами это имеет вид невинной детской игры в крысу ©), а камбоджийцы не скоро разгребут последствия правления Пол Пота. Хотя как раз Пол Пота трудно назвать промышленником: он был ненавистником пролетариата и фанатом крестьянства, и массовые казни при его правлении осуществлялись на полях мотыгами — потому что этот сказочный долб..б разогнал и развалил все патронные заводы, а те немногие патроны, что ещё оставались в стране, берегли как зеницу ока для войны с вьетнамцами. В общем, фантасту нынче трудно измыслить пакость, которой не было бы в реальности.
Что дает нам применение зла в промышленных масштабах как художественного приема? Во-первых, более глубокий контакт с аудиторией, которая сама живет в индустриальую и постиндустриальную эпоху. Прихотливого потребителя уже не так легко напугать черной рукой из-под подушки, но что такое бесчувственная государственная машина и на что она способна — более-менее понимают все.
Во-вторых, этот приём открывает дорогу к созданию интересных образов злодеев и антизлодеев. Он позволяет показать обыденность зла. Персонажей, действующих под девизом так было надо и я просто исполнял приказ.
Примеры
Литература
- Евгений Замятин, «Мы» — люди низведены до состояния биороботов. Или, с их точки зрения, до оного состояния возвышены. Протагонист с гордостью отмечает, как слажены движения всех его коллег, даже при приеме пищи, и как никто даже на секунду не сбился с ритма, когда из-за несчастного случая на производстве разом погибло 15 человек. В финале трансформация доводится до своего логического итога, «нумерам» буквально выжигают способность к воображению, и обработанный таким образом протагонист безучастно смотрят, как пытают некогда любимую им женщину.
- Олдос Хаксли, «О дивный новый мир» — тоже много чего и со вкусом: автор прямым текстом винит во всех несчастьях людей будущего создателя конвейера, Генри Форда. И да, тут люди сами помогают превращать себя в недочеловеков, причем абсолютно добровольно и фактически не подвергаясь манипуляциям.
- «1984» — педаль всё там же: тут уже десятилетия всё человечество подвергается промывке мозгов и многому другому.
- Федор Кнорре, «Капитан Крокус» — Чучельномеханический комбинат Почётного Ростовщика Республики.
- Владислав Крапивин, «Голубятня на желтой поляне» — Те, которые велят. Обычно их упорно стараются не замечать и не говорить о них, официально их нет и даже в случае конфликтов наказывают как раз борцов с ними — «те, которые велят» совершенно обыденно творят взрывы (точнее — потворствуют всяким взрывам: бомб, человеческого горя, общества) и насылают «нашествия» ради высшей цели претворения мыслящей Галактики. А ещё у них есть заводы для создания искусственных тел.
- «Сага о ведьмаке» — Сапковский подчеркивает бесчеловечную сущность Нильфгаардской империи, описывая войну глазами Пэтера Эвертсена, главного завхоза имперских армий, для которого разоренные города, трупы и захваченные рабы — это прежде всего логистика.
- Басня получилась явно неудачной. Для любого высокопоставленного армейского завхоза всё это будет логистикой, иначе просто невозможно работать. Сущность государства, которому этот завхоз служит, не имеет никакого значения.
- Потому что никакой басни не было — обе стороны там абсолютно одинаковы, на фоне нордлингов нильфгаардцы выглядят ещё нормально по большей части.
- Басня получилась явно неудачной. Для любого высокопоставленного армейского завхоза всё это будет логистикой, иначе просто невозможно работать. Сущность государства, которому этот завхоз служит, не имеет никакого значения.
- Ллойд Биггл-младший «Музыкодел» и «Какая прекрасная школа!» — в промышленных масштабах тиражируется антикультура и антиобразование соответственно.
- Во втором рассказе эти горе-учителя породили поколение невежд. К чему приводит такое недообразование в (пост)индустриальную эпоху, может догадаться каждый.
- Сергей Тармашев, цикл «Древний» — Межпланетная Корпорация президента Аугусто он же Арториус Мудрый. Именно корпорационное государство с промывкой мозгов и прочими «прелестями жизни».
- Г. Макнилл, «Чёрное Солнце» — Демонкулаба и сопутствующие ей «производства» для создания новых космодесантников-предателей из легиона Железных Воинов.
- Эдуард Скобелев, «Сокрушение несокрушимых» — Международная Океаническая Лаборатория командора Сэтэна.
- Клайв Льюис, «Мерзейшая мощь» — ГНИИЛИ.
- Илья Тё, циклы «Вселенная кластеров» и «Твердый космос» — Корпорация Нулевого Синтеза. Педаль за пределы вселенной. С одной стороны — заявленная основная задача — «производство потребительских товаров для обеспечения нужд человечества» а из второстепенных задач заявлено «Обеспечение стабильного (бесконечного) существования человечества.»/«Производство максимального, если возможно абсолютного множества миров в качестве ареала расселения человечества»/«Обеспечение стабильного (бессмертного) существования каждой человеческой особи, основанное на системе принудительной реинкарнации», с другой стороны: «4. Существование государств, не входящих в Торговый Союз Нуля является нарушением статута Нуль-Корпорации „О сертификации миров“ и карается в соответствии со статьями 102, 103, 104, 107 и 108 статута „О геноциде“.» и про систему принудительной реинкарнации помним? Так вот — она не бесплатная, а если у вас нет денег то будете отрабатывать долг на самых востребованных обществом профессиях, шлюхой, пытаемым или гладиатором.
- Метавселенная Рудазова — расположенная в Аду фабрика невкусных сладостей. Смысл её работы в том, чтобы дети разочаровывались в праздниках.
- Комбинат (роман) Юрия Нестеренко ― собственно сам комбинат. Его продукция ― человеческие жертвоприношения, за счет которых высшие силы превращают запустивший комбинат Советский Союз в сверхдержаву.
Кино
- Jupiter Ascending — космические негодяи делают из людей эликсир бессмертия, уничтожая целые планеты.
- «Хижина в лесах» — кормежка древних богов дело серьёзное, его нельзя пускать на самотек и отдавать в руки всякой там самодеятельности с алтарями и костяными ножами. Оно требует ответственного научного подхода и индустриальных мощностей.
- The Matrix — тоже педаль в пол: все человечество превращено в гигантский электрогенератор. До выхода второй-третьей части, где машины показали более человечным и неоднородным сообществом, и «Аниматрицы», где рассказали, как человечество само довело себя до цугундера, смотрелось как вопиющее зло.
- В продолжении темы антиутопий — «Бразилия» (Brazil, 1985). Общество, в котором бюрократия победила здравый смысл.
- «Первому игроку приготовиться» — корпорация IOI и её долговые центры, где влезших в долги перед корпорацией заставляют фармить для неё голду в местной ММОРПГ. Когда жертв долговых центров загоняют в воссозданный в виртуальности отель «Оверлук», и зритель видит их ужас, становится слегка не по себе.
- The Wall: многократно и с разных сторон. Тут и школа, превращающая детей в болванов, которых скармливают гигантской мясорубке (The Happiest Days of Our Lives/Another Brick in the Wall, Part 2); тут и шоу-бизнес, которому плевать, что у вас тяжёлая депрессия и вы не можете пошевелить пальцем — всего один маленький укольчик, и вы снова на сцене, ведь шоу должно продолжаться (Comfortably Numb/The Show Must Go On); тут и сам главный герой, ведущий легионы «скрещенных молотков» чтобы очистить улицы от разного сброда и вернуть Британии её былое величие (Run Like Hell/Waiting for the Worms).
- «Щелкунчик и Крысиный Король» — крысолюди-нацисты массово уничтожают игрушки, сжигая в печах. Причём игрушки эти, по законам данного волшебного мира, живые или, по крайней мере, были таковыми.
Телесериалы
- «Баффи»: серия «Желание»: в альтернативном мире, где вампир Мастер остался жив и захватил Саннидейл, он организовал конвейер для «машинного доения» крови из людей.
- В третьем сезоне — фабрика демонов, похищающих подростков из нашего измерения, заставляющих их работать до старости и выбрасывающих обратно — в то время, как в нашем мире проходит всего один день.
- Lexx: «Суд» на Кластере представляет собой конвейер, на котором людей бесконечным потоком за малейшие прегрешения расчленяют и скармливают титульному мега-кораблю под монотонный бубнёж голограмм, изображающих судей.
Мультфильмы
- A Soldier’s Story («История солдата»): дом чёрта похож на какую-то футуризированную фабрику…
- Robots (2005) — главзлодей, перехвативший себе в руки управление мегакорпорацией, которая раньше поставляла роботам новые запчасти, решает вообще отказаться от мелкой торговли. Теперь — только полная замена корпуса, и только у нас! А кому такое не по карману — пусть гниёт.
Кто сказал «Apple»?- Мамаша главзлодея тоже не отстает: держит под городом фабрику по переработке сломанных роботов и отлавливает по всему городу «неликвидных жертв», чтобы пускать их на корпуса для сынулькиных бизнес-идей.
Мультсериалы
- «Jimmy Two-Shoes» — комический вариант, «Унылая корпорация». Находится в городе Мизервилль, похожем на Ад, директор корпорации — Дьявол (правда, низкорослый) и производит товары такие, что от них жизнь жителей города становится только хуже.
- «Южный Парк» — Уоллмарт, Амазон, Aplle… Мега-корпорации — это плохо, пнятненько?
Веб-комиксы
- Order of the Stick. Тарквин и его команда просто хотят построить злую империю, но у одного из команды, вампира Малака, планы пострашнее. Он хочет, пережив соратников и унаследовав власть над империей, превратить её в теократию, где богу смерти Нергалу регулярно будут приноситься жертвы — по тысяче разумных существ в день. Малак планирует разработать специальные камеры, чтобы жертвы можно было приносить эффективно, без ненужной возни с гладиаторскими боями, которые так нравятся Тарквину.
Аниме и манга
- Sailor Moon — доктор Томоэ после того, как в него вселился демон Герматоид, стал выращивать в своей лаборатории демонов, которые забирали у людей светлую часть их души. Причём для этой цели одержимый демоном учёный даже создал целый научно-исследовательский институт.
Видеоигры
- Amnesia: A Machine for Pigs — вся игра проходит в огромном свиноводческом фабричном комплексе.
- Castlevania: Lords of Shadow 2 — у слуг Дьявола есть на Земле своя мегакорпорация. Как в Мизервилле (см. «Мультсериалы»), только это уже не смешно…
- Red Faction — корпорация «Ультор», которая гнобит бедных шахтёров Марса.
- Серия Resident Evil — «Амбрелла», и этим всё сказанно.
- Субверсия — это такова её репутация. А создана была она, во многом, из-за недостатка информации. Это Вескер с Биркиным на пару всё поломали. Никто и не думал проводить на городах чудовищных экспериментов. А вот когда вирус уже вырвался, корпоранты начали действовать по принципу «зло во благо». Если зомби итак уже жрут людей, а на семь утра назначена ядерная бомбардировка, почему бы не воспользоваться этим промежутком для неэтичных экспериментов, которые дадут важную информацию?
- Серия Strider — проект ZAIN корпорации «Энтерпрайс» в NES-версии и спонсируемая Грандмастером Мейо корпорация «Кракен» в Strider 2. В римейке 2014 г. тоже что-то такое наблюдается.
- Final Fantasy VII — корпорационное государство, основанное фирмой «Шин-ра», в буквальном смысле этого слова сосёт из планеты все соки.
- Assassin's Creed: Syndicate — вся игра об этом.
- Серия Sonic — кто там у нас главный гад? Правильный ответ-безумный учёный-кибернетик. Половина уровней игр- это заводы и базы Эггмана — Роботника.
- Warframe да все вражеские фракции.
Настольные игры
- «Оборотень: Апокалипсис» — корпорация «Пентекс».
- Warhammer Fantasy
- Скавены. Огромная тайная империя зла, стоящая с одной стороны на плодовитости и рабстве, а с другой — на взрывоопасно-раздолбайской техномагии и токсичных зелёных камушках.
- Тёмные эльфы специально и последовательно поддерживают в стране садистскую разбойничье-рабовладельческую экономику и постоянные интриги всех против всех чтобы благодаря таким условиям у них скапливалась тёмная магия для бесконечной гражданской войны против высших эльфов.
- Гномы Хаоса. Задумывались, откуда нищие северные варвары берут свою супер-броню при становлении воинами Хаоса? Ну так вот. Здесь есть адские заводы с демоническими машинами и неизменным рабским трудом на износ, эксплуатация всего, что эксплуатируется и торговля всем, что продаётся, а также поклонение кровожадному богу жадности с помощью всего этого и ещё просто массовых жертвоприношений.
- WarHammer 40,000:
- По идее, вся суть Империума Человечества — и это притом, что он УСЛОВНО ХОРОШИЙ и болеть предлагается за него. Но по-иному жить в сороковом тысячелетии нельзя: тяжёлые времена — бесконечная и кровопролитная гражданская война, неиллюзорная вероятность демонических вторжений на целую планету из-за одного-единственного «мыслепреступления» или из-за работы неосторожного либо специально засланного врагами псайкера-мага, неисчислимые налеты кровожадных орков, бесчисленное пробуждение гробниц с абсолютно бесчеловечными некронами-робонежитью, вечные набеги тёмных эльдар за рабами, да еще и местные «зерги» на огонёк из соседней галактики слетелись — требуют тяжелых мер.
- Со стороны Хаоса — Железные Воины, которые роют окопы, разминируют и уточняют характеристики вражьей обороны толпами военнопленных и даже жизнями непосредственных подчинённых. На захваченных мирах они быстро возводят крепости и фабрики, работающие на рабском труде и поставляющих оружие для дальнейших завоеваний. Иерархия у них, как правило, строится по полезности, а значит: как только ты прекращаешь вкалывать на износ всех характеристик — ты идёшь собирать мины ногами или вообще на органы с кормом. Система, отлаженная тысячами лет. Сами Железные Воины не в восторге от системы, но верят в правильность своего дела.
- Ну а эталонным воплощением тропа можно считать Тёмных Механикумов. Ничего удивительного, учитывая что и «светлые» техножрецы предельно прагматичны и напрочь обделены эмпатией — а в случае «тёмных» ещё и сняты последние морально-религиозные ограничения, отчего абсолютно нормальными считаются массовые жертвоприношения для создания одержимых машин.
Примечания