Призрак: различия между версиями

Материал из Posmotrelisu
Перейти к навигации Перейти к поиску
Строка 1: Строка 1:
{{TVTropes|OurSpiritsAreDifferent|Our Spirits Are Different}}  
{{TVTropes|OurSpiritsAreDifferent|Our Spirits Are Different}}
{{Q|Мы невзрачны, мы прозрачны.<br />Мы не любим пошлой драчки:<br />Колдовать пытаемся,<br />Атакуем таинством.<br />Нас ни разу не достали<br />Ни со сталью, ни без стали:<br />Движется вверх-вниз рука<br />Без вреда для призрака.|Фольклор толкинистов}}
{{Q|Мы невзрачны, мы прозрачны.<br>Мы не любим пошлой драчки:<br>Колдовать пытаемся,<br>Атакуем таинством.<br>Нас ни разу не достали<br>Ни со сталью, ни без стали:<br>Движется вверх-вниз рука<br>Без вреда для призрака.|Фольклор толкинистов}}
[[Файл:1376589627402.jpg|240px|thumb|right|Какой-то у Петрухи самогон неправильный... Или не показалось?]]
[[Файл:1376589627402.jpg|240px|thumb|right|Какой-то у Петрухи самогон неправильный… Или не показалось?]]
[[Файл:20210224 213906.JPG|thumb|right|Выглядит-то не страшно, но настроена очень решительно.]]  
[[Файл:20210224 213906.JPG|thumb|right|Выглядит-то не страшно, но настроена очень решительно.]]
'''Призраки'''. Неупокоенные души людей, ставшие нежитью и злыми духами. Или не людей? Или не злыми? И почему они не упокоились? Или это просто Карлсон в простыне? Какие они вообще бывают, и чем отличаются? Где их можно найти — на кладбище, в [[Проклятый старый дом|проклятом старом доме]], на спиритическом сеансе или в армии [[Черный властелин|Черного Властелина]]? Или в армии [[LotR|доброго короля-изгнанника]], почему бы и нет? В разных произведениях и привидения бывают разными.
'''Призраки'''. Неупокоенные души людей, ставшие нежитью и злыми духами. Или не людей? Или не злыми? И почему они не упокоились? Или это просто Карлсон в простыне? Какие они вообще бывают, и чем отличаются? Где их можно найти — на кладбище, в [[Проклятый старый дом|проклятом старом доме]], на спиритическом сеансе или в армии [[Черный властелин|Черного Властелина]]? Или в армии [[LotR|доброго короля-изгнанника]], почему бы и нет? В разных произведениях и привидения бывают разными.


[[Братья Стругацкие]], «[[Понедельник начинается в субботу]]». «Фантом — призрак, привидение. По современным представлениям — сгусток некробиотической информации. Фантомы вызывают суеверный ужас, хотя совершенно безобидны. В институте их используют для уточнения исторической правды, хотя юридически считаться очевидцами они не могут». (Послесловие).
[[Братья Стругацкие]], «[[Понедельник начинается в субботу]]». «Фантом — призрак, привидение. По современным представлениям — сгусток некробиотической информации. Фантомы вызывают суеверный ужас, хотя совершенно безобидны. В институте их используют для уточнения исторической правды, хотя юридически считаться очевидцами они не могут». (Послесловие).


== Причины неупокоенности ==
== Причины неупокоенности ==
Призрак — это, как правило, дух мертвого человека или существа, почему-то не отправившийся на [[тот свет]]. Что же его не пустило?
Призрак — это, как правило, дух мертвого человека или существа, почему-то не отправившийся на [[тот свет]]. Что же его не пустило?
* [[Незавершённые дела]]. При жизни он занимался чем-то очень важным, что было ему дороже любого того света. Ему не дали завершить, и теперь он в этом своем состоянии пытается продолжать. Призрак упокоится, если помочь ему завершить дело его жизни. Впрочем, бывают и призраки с бесконечными незавершенными делами — например, фольклорный призрачный пожарный, спасающий жизни людей, или призрак короля, бродящий по старому замку и являющийся своим потомкам, потому что очень уж не хочется расставаться с властью над страной.
* [[Незавершённые дела]]. При жизни он занимался чем-то очень важным, что было ему дороже любого того света. Ему не дали завершить, и теперь он в этом своем состоянии пытается продолжать. Призрак упокоится, если помочь ему завершить дело его жизни. Впрочем, бывают и призраки с бесконечными незавершенными делами — например, фольклорный призрачный пожарный, спасающий жизни людей, или призрак короля, бродящий по старому замку и являющийся своим потомкам, потому что очень уж не хочется расставаться с властью над страной.
Строка 48: Строка 47:
* Призрак — это та же личность, что и при жизни, со всеми положительными и отрицательными качествами.
* Призрак — это та же личность, что и при жизни, со всеми положительными и отрицательными качествами.
* Призрак — в общем-то та же личность, но какое-то ее качество, обычно нехорошее, преувеличивается и/или затмевает все остальные. К примеру, ученый, который и при жизни-то был слегка «не от мира сего», теперь может не есть, не спать, не ходить в нужник, а только изучать-изучать-изучать… так что «достучаться» до него и поговорить о чем-то отвлеченном уже становится нетривиальной задачей.
* Призрак — в общем-то та же личность, но какое-то ее качество, обычно нехорошее, преувеличивается и/или затмевает все остальные. К примеру, ученый, который и при жизни-то был слегка «не от мира сего», теперь может не есть, не спать, не ходить в нужник, а только изучать-изучать-изучать… так что «достучаться» до него и поговорить о чем-то отвлеченном уже становится нетривиальной задачей.
* Призрак сохраняет память исходной личности, но его характер необратимо портится, т. е. даже призрак хорошего человека будет злым (традиционно для японского фольклора, например).
* Призрак сохраняет память исходной личности, но его характер необратимо портится, то есть даже призрак хорошего человека будет злым (традиционно для японского фольклора, например).
* Призрак — это вообще не исходная личность, а злой дух, принимающий ее облик.
* Призрак — это вообще не исходная личность, а злой дух, принимающий ее облик.
* Призрак — вообще не личность, а что-то вроде записи, которая прокручивается раз за разом при определенных обстоятельствах (по ночам на месте смерти и т. п.) Такие призраки можно наблюдать, но пообщаться с ними нельзя.
* Призрак — вообще не личность, а что-то вроде записи, которая прокручивается раз за разом при определенных обстоятельствах (по ночам на месте смерти и т. п.) Такие призраки можно наблюдать, но пообщаться с ними нельзя.
Строка 55: Строка 54:
== Типичные ограничения ==
== Типичные ограничения ==
* Темнота. Призрак может являться только ночью или под землёй; при свете дня он бессилен.
* Темнота. Призрак может являться только ночью или под землёй; при свете дня он бессилен.
* Боязнь святого. Призрак не может появляться вблизи храма или в храме; святые имена и молитвы отпугивают его (так имя Эльберет действует на назгулов в LotR).  
* Боязнь святого. Призрак не может появляться вблизи храма или в храме; святые имена и молитвы отпугивают его (так имя Эльберет действует на назгулов в LotR).
* На поводке. Некоторые призраки встречаются только в строго определенных местах, которые не могут покинуть. Обычно — в месте своей смерти или вблизи своих останков.
* На поводке. Некоторые призраки встречаются только в строго определенных местах, которые не могут покинуть. Обычно — в месте своей смерти или вблизи своих останков.


Строка 64: Строка 63:
* Приходят сами. Добрые привидения, оберегающие своих подопечных (например, призраки джедаев в [[Star Wars]]), сами являются и помогают.
* Приходят сами. Добрые привидения, оберегающие своих подопечных (например, призраки джедаев в [[Star Wars]]), сами являются и помогают.
* Ненависть, ненависть, ненависть! В этом случае привидение движимо ненавистью к живым и желает им навредить в меру своих сил.
* Ненависть, ненависть, ненависть! В этом случае привидение движимо ненавистью к живым и желает им навредить в меру своих сил.
== Примеры ==
=== Литература ===
* «Гамлет» — призрак отца Гамлета, требующий мщения
* [[Arda|Легендариум Толкина]] — назгулы. В прошлом были людьми, но так давно носили подаренные Сауроном магические кольца, что превратились в призраков — бестелесных и неуязвимых почти ко всему.
=== Видеоигры ===
* [[Heroes of Might and Magic]] — привидения встречаются в каждой части серии:
** В первой и второй части части призраки были нейтральными существами, пополнявшими численность своего отряда за счёт убитых врагов. Вести на бой с ними отряд крестьян было очень, очень плохой идеей.
** В третьей игре призраки наконец-то стали частью фракции некромантов, но растеряли способность наращивать численность за счёт убитых врагов. Вместо этого они научились полностью восстанавливать здоровье (но не численность) в начале каждого хода и воровать ману у вражеского героя
** В «четвёрке» призраки наконец-то получили талант «бестелесность», дающий серьёзные резисты к физическому урону, а при атаке они [[Ускоренное старение|состаривали]] противника, снижая его атаку и скорость. Ценой этого, однако, стало очень низкое здоровье призраков, которые теперь рассыпаются в пыль от пары заклинаний.
** В пятой части призраки научились с некоторым шансом проигнорировать получаемый урон.
* [[The Elder Scrolls]] — призраки присутствовали в игре с самой первой части серии, и вплоть до «Скайрима» им можно было нанести урон только зачарованным, серебряным или даэдрическим оружием. Из сюжетно важных призраков:
** Лисандус, король Даггерфолла, с появления духа которого и начинается история. Является частичной отсылкой на призрака отца Гамлета, тоже требует мщения, и местные тоже не знают, что с ним делать и как его вообще воспринимать.
** Катрия, призрак исследовательницы двемеров и автор книги «Войны за этерий». Погибла во время землетрясения в Аркнтамзе, но даже после смерти не оставила стремление завершить начатое и добраться до кузницы этерия.
* [[Warcraft]] — призраки появились в третьей части, и в целом они не слишком опасны как бойцы, но знают два неприятных заклинания: «проклятие» заставляет цель промахиваться в 40 % случаев, а «одержимость» позволяет вселиться в тело другого юнита и захватить нам ним контроль. Баньши, особую разновидность призраков, также умеющую накладывать временную невосприимчивость к магии, может нанимать нежить.
* [[Age of Wonders]] — традиционно призраки сражаются на стороне нежити. В первой части они умели парить, проходили сквозь стены и были невосприимчивы к физическому урону. Во второй — всё то же самое, но иммунитет к физическим атакам заменили на защиту от них. Концепцию вселения в чужие тела отдали другой разновидности бестелесных существ — воплощениям, убер-юнитам тёмных эльфов.
* [[Disciples]] — здесь призраки тоже сражаются за нежить, но не наносят урона — вместо этого они парализуют цель, заставляя её пропустить ход, плюс ещё есть баньши — герой-призрак, умеющая ставить жезлы для захвата территории. Вообще баньши обычно действуют в качестве поддержки, но при желании и прямых руках можно сделать её основным героем.


{{Nav/Нежить}}
{{Nav/Нежить}}
{{Nav/Бестиарий}}
{{Nav/Бестиарий}}
{{Nav/Штампы/Шкажошные шушества}}
{{Nav/Штампы/Шкажошные шушества}}

Версия 12:14, 18 июня 2025

TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Our Spirits Are Different. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
« Мы невзрачны, мы прозрачны.
Мы не любим пошлой драчки:
Колдовать пытаемся,
Атакуем таинством.
Нас ни разу не достали
Ни со сталью, ни без стали:
Движется вверх-вниз рука
Без вреда для призрака.
»
— Фольклор толкинистов
Какой-то у Петрухи самогон неправильный… Или не показалось?
Выглядит-то не страшно, но настроена очень решительно.

Призраки. Неупокоенные души людей, ставшие нежитью и злыми духами. Или не людей? Или не злыми? И почему они не упокоились? Или это просто Карлсон в простыне? Какие они вообще бывают, и чем отличаются? Где их можно найти — на кладбище, в проклятом старом доме, на спиритическом сеансе или в армии Черного Властелина? Или в армии доброго короля-изгнанника, почему бы и нет? В разных произведениях и привидения бывают разными.

Братья Стругацкие, «Понедельник начинается в субботу». «Фантом — призрак, привидение. По современным представлениям — сгусток некробиотической информации. Фантомы вызывают суеверный ужас, хотя совершенно безобидны. В институте их используют для уточнения исторической правды, хотя юридически считаться очевидцами они не могут». (Послесловие).

Причины неупокоенности

Призрак — это, как правило, дух мертвого человека или существа, почему-то не отправившийся на тот свет. Что же его не пустило?

  • Незавершённые дела. При жизни он занимался чем-то очень важным, что было ему дороже любого того света. Ему не дали завершить, и теперь он в этом своем состоянии пытается продолжать. Призрак упокоится, если помочь ему завершить дело его жизни. Впрочем, бывают и призраки с бесконечными незавершенными делами — например, фольклорный призрачный пожарный, спасающий жизни людей, или призрак короля, бродящий по старому замку и являющийся своим потомкам, потому что очень уж не хочется расставаться с властью над страной.
  • Месть! Этот человек погиб очень дурной смертью, и пока не свершится справедливость, он никуда не уйдёт. Классический пример — тень отца Гамлета.
  • Ему забыли сказать, что он умер, и он до сих пор считает себя живым, игнорируя всякие мелкие странности.
  • Не похоронили, или похоронили неправильно. Во многих верованиях, чтобы позволить духу уйти в загробный мир, надо провести правильный погребальный обряд. Иначе он так и будет слоняться среди живых, пока останки не захоронят по-человечески.
  • Над призраком тяготеет проклятие или какая-нибудь чёрная магия, которая не пускает его на тот свет и удерживает в состоянии нежити.
  • Призрак при жизни был очень злым и боится на тот свет, потому что знает, что там ему пропишут пистонов по полной программе.
  • Призрак приходит сам, добровольно или по вызову, чтобы помогать своим потомкам или ученикам.
  • При жизни у человека было не всё в порядке с головой: это может быть психбольной, фанатик, наркоман, сектант, и Т.П. И при жизни-то было непонятно, что у него в голове творится, а теперь он вообще на тот свет уходить не собирается. Проще, пожалуй, будет танк голыми руками порвать, чем переубедить этого призрака; упокоить его можно только насильно, если вообще это возможно.

Типичные способности

MF.png

Ещё одну статью на эту тему можно прочитать в журнале «Мир фантастики».

  • Бесплотность. Призрак является бесплотным духом, может проходить сквозь стены, просачиваться через замочные скважины, появляться и исчезать.
  • Способность напускать безотчетный страх. Или, как вариант, необъяснимый холод (вероятно, могильный).
  • Видимость и невидимость. Призрак сам выбирает, когда его могут видеть, а когда нет. Или, в некоторых случаях, его могут видеть те, кому положено (например, люди, которые были близки ему при жизни), а другие — нет. Либо же видеть можно только «сильных» призраков, вроде душ бравых воинов.
  • Псионические способности. Например, телекинез или управление иллюзиями. Хотя перемещение предметов или, скажем, понижение температуры является скорее не психокинезом, а следствием того, что наблюдатель не видит призрака, а видит лишь результаты его действий.
    • Напускание снов. Некоторые призраки могут наводить сны на живых людей и являться им во сне.
  • Изменение облика. Призрак обычно выглядит так, как выглядел в момент смерти, но некоторые — так, как сами себя представляют, и могут принимать различные устрашающие формы. Была, например, фольклорная история о призраке начальника исправительного лагеря, который являлся в виде злобной потусторонней овчарки.
    • Как вариант, облик зависит от силы духа. Какой-нибудь менеджер, достижением всей жизни которого являются пролежни на заднице, воплотится в виде парящего шарика энергии; могучий воин — в своем собственном облике; Бог-император — кем захочет.
  • Материализация. Некоторые самые сильные привидения могут материализоваться и на время становиться осязаемыми. У них, однако, не получается точная копия живого человека, они продолжают выглядеть как мертвецы (на самом деле тоже не всегда, некоторые совершенно неотличимы от живых и даже способны являться в таком виде при свете дня). В некоторых случаях материализованное тело призрака состоит из зеленой или полупрозрачной слизи под названием «эктоплазма».
    • Вообще в ряде произведений призраки, хотя бы частично, материальны и могут быть зафиксированы вполне научными приборами — от фотоаппаратов и телекамер до всевозможных хитрых детекторов. Иногда призраки способны также звонить по телефону или выходить на радиосвязь.
  • Вселение. Другие, чтобы проявить себя в этом мире, могут вселяться в тела людей. Обычно тело предоставляет доброволец, называемый медиумом; но иногда призраки крадут штик у демонов и вселяются насильно. А бывают специальные такие люди, шаманы. Они призраков сами же и призывают из загробного мира в наш (при этом автоматом заставляя подчиняться себе, а то не шибко добрый дух потом может и не захотеть уходить обратно) или берут под контроль неупокоенных, ради собственной выгоды. К примеру, впускает в себя шаман призрака какого-нибудь великого рыцаря, и в ближайшем сражении на мечах шаман почти 100 % выиграет.
  • Призрак в доспехах. Привидение может вселиться в какой-нибудь неодушевленный предмет, от рыцарских доспехов до мобильного телефона, и одушевить его. Также это может быть и отдельным.

Разновидности

В английском языке существует множество разновидностей, и ещё ряд разновидностей создан авторами Dungeons & Dragons.

  • Wraith
  • Spectre
  • Ghost
  • Banshee
  • Poltergeist
  • Spirit
  • Phantom
  • Shadow

Те, которые называются просто Ghost (наиболее обыкновенный термин), чаще всего незлые. Всякие там Spectre — уже более явно отрицательные. Наконец, самые нехорошие привидения, созданные черной магией, часто зовутся Wraith (благодаря тому, что у Толкина именно к этому классу духов относятся печально известные Назгулы). Баньши — что-то среднее между привидением и феей или эльфом, как правило, неживая фея.

Можно также разделить призраков в зависимости от того, как они соотносятся с исходной личностью:

  • Призрак — это та же личность, что и при жизни, со всеми положительными и отрицательными качествами.
  • Призрак — в общем-то та же личность, но какое-то ее качество, обычно нехорошее, преувеличивается и/или затмевает все остальные. К примеру, ученый, который и при жизни-то был слегка «не от мира сего», теперь может не есть, не спать, не ходить в нужник, а только изучать-изучать-изучать… так что «достучаться» до него и поговорить о чем-то отвлеченном уже становится нетривиальной задачей.
  • Призрак сохраняет память исходной личности, но его характер необратимо портится, то есть даже призрак хорошего человека будет злым (традиционно для японского фольклора, например).
  • Призрак — это вообще не исходная личность, а злой дух, принимающий ее облик.
  • Призрак — вообще не личность, а что-то вроде записи, которая прокручивается раз за разом при определенных обстоятельствах (по ночам на месте смерти и т. п.) Такие призраки можно наблюдать, но пообщаться с ними нельзя.
  • С ними можно пообщаться, они будут вести себя так же, как исходная личность, но всё же это запись, лишь проекция той личности.

Типичные ограничения

  • Темнота. Призрак может являться только ночью или под землёй; при свете дня он бессилен.
  • Боязнь святого. Призрак не может появляться вблизи храма или в храме; святые имена и молитвы отпугивают его (так имя Эльберет действует на назгулов в LotR).
  • На поводке. Некоторые призраки встречаются только в строго определенных местах, которые не могут покинуть. Обычно — в месте своей смерти или вблизи своих останков.

Что им надо от живых?

  • Дать квест. Привидение само не может захоронить свои останки или отомстить за себя, поэтому оно является живым людям и добивается от них помощи в упокоении. Кодификатор — тень отца Гамлета.
  • Мертвые рассказывают сказки. Если какая-то тайна умерла вместе с ее носителем, это не значит, что ее никто не узнает. Он явится кому-нибудь и расскажет.
  • Приходят по вызову. Обычно на спиритические сеансы с медиумами или столоверчением.
  • Приходят сами. Добрые привидения, оберегающие своих подопечных (например, призраки джедаев в Star Wars), сами являются и помогают.
  • Ненависть, ненависть, ненависть! В этом случае привидение движимо ненавистью к живым и желает им навредить в меру своих сил.

Примеры

Литература

  • «Гамлет» — призрак отца Гамлета, требующий мщения
  • Легендариум Толкина — назгулы. В прошлом были людьми, но так давно носили подаренные Сауроном магические кольца, что превратились в призраков — бестелесных и неуязвимых почти ко всему.

Видеоигры

  • Heroes of Might and Magic — привидения встречаются в каждой части серии:
    • В первой и второй части части призраки были нейтральными существами, пополнявшими численность своего отряда за счёт убитых врагов. Вести на бой с ними отряд крестьян было очень, очень плохой идеей.
    • В третьей игре призраки наконец-то стали частью фракции некромантов, но растеряли способность наращивать численность за счёт убитых врагов. Вместо этого они научились полностью восстанавливать здоровье (но не численность) в начале каждого хода и воровать ману у вражеского героя
    • В «четвёрке» призраки наконец-то получили талант «бестелесность», дающий серьёзные резисты к физическому урону, а при атаке они состаривали противника, снижая его атаку и скорость. Ценой этого, однако, стало очень низкое здоровье призраков, которые теперь рассыпаются в пыль от пары заклинаний.
    • В пятой части призраки научились с некоторым шансом проигнорировать получаемый урон.
  • The Elder Scrolls — призраки присутствовали в игре с самой первой части серии, и вплоть до «Скайрима» им можно было нанести урон только зачарованным, серебряным или даэдрическим оружием. Из сюжетно важных призраков:
    • Лисандус, король Даггерфолла, с появления духа которого и начинается история. Является частичной отсылкой на призрака отца Гамлета, тоже требует мщения, и местные тоже не знают, что с ним делать и как его вообще воспринимать.
    • Катрия, призрак исследовательницы двемеров и автор книги «Войны за этерий». Погибла во время землетрясения в Аркнтамзе, но даже после смерти не оставила стремление завершить начатое и добраться до кузницы этерия.
  • Warcraft — призраки появились в третьей части, и в целом они не слишком опасны как бойцы, но знают два неприятных заклинания: «проклятие» заставляет цель промахиваться в 40 % случаев, а «одержимость» позволяет вселиться в тело другого юнита и захватить нам ним контроль. Баньши, особую разновидность призраков, также умеющую накладывать временную невосприимчивость к магии, может нанимать нежить.
  • Age of Wonders — традиционно призраки сражаются на стороне нежити. В первой части они умели парить, проходили сквозь стены и были невосприимчивы к физическому урону. Во второй — всё то же самое, но иммунитет к физическим атакам заменили на защиту от них. Концепцию вселения в чужие тела отдали другой разновидности бестелесных существ — воплощениям, убер-юнитам тёмных эльфов.
  • Disciples — здесь призраки тоже сражаются за нежить, но не наносят урона — вместо этого они парализуют цель, заставляя её пропустить ход, плюс ещё есть баньши — герой-призрак, умеющая ставить жезлы для захвата территории. Вообще баньши обычно действуют в качестве поддержки, но при желании и прямых руках можно сделать её основным героем.