Маленький человек: различия между версиями

Материал из Posmotrelisu
Перейти к навигации Перейти к поиску
(Извините, но Передонов тут ни к селу ни к городу. Сволочь он, а не МЧ. Передонова убрал, остальных "переселил" в примеры.)
Строка 20: Строка 20:


=== Кино ===
=== Кино ===
* «Ирония судьбы, или С лёгким паром!» — достаточно жестокая, хоть и формально комедийная, деконструкция привычного образа. С одной сторонй, Женя Лукашин, хоть и добрый, но на классического Акакия Акакиевича не тянет. Поэтому сценарист достаточно жестко ему «помог» вжиться в роль, влив в экранного персонажа литр категорически противопоказанной оному водки. И вот здесь наш «маленький человек» раскрывается с достаточно интересной стороны. Автор недвусмысленно дал понять, что для окружающих, родственников и вообще всех кому маленького человека хоть немного жалко, такие вот маленькие люди — скорее, обуза, а моральная ничтожность оных часто представляется той самой простотой, что хуже воровства. И вообще сам маленький человек «как мертвый — он этого не понимают, а окружающие от этого плачут». Впрочем, как следует расставив точки над "ё", [[А он вовсе не такой!|главный герой трезвеет]], наступает хеппи-енд, но зрителю не особо смешно: в полном соответствии с канонами жанра немного ранее нашего страдальца чуть не выставли мокрым на мороз. [[Сарказм|Вот смеху то было бы!]].
* «Ирония судьбы, или С лёгким паром!» — достаточно жестокая, хоть и формально комедийная, деконструкция привычного образа. С одной стороны, Женя Лукашин, хоть и добрый, но на классического Акакия Акакиевича не тянет. Поэтому сценарист достаточно жестко ему «помог» вжиться в роль, влив в экранного персонажа литр категорически противопоказанной оному водки. И вот здесь наш «маленький человек» раскрывается с достаточно интересной стороны. Автор недвусмысленно дал понять, что для окружающих, родственников и вообще всех кому маленького человека хоть немного жалко, такие вот маленькие люди — скорее, обуза, а моральная ничтожность оных часто представляется той самой простотой, что хуже воровства. И вообще сам маленький человек «как мертвый — он этого не понимает, а окружающие от этого плачут». Впрочем, как следует расставив точки над "ё", [[А он вовсе не такой!|главный герой трезвеет]], наступает хеппи-енд, но зрителю не особо смешно: в полном соответствии с канонами жанра немного ранее нашего страдальца чуть не выставли мокрым на мороз. [[Сарказм|Вот смеху то было бы!]]  
* «Служебный роман» — а вот это уже, скорее, попытка [[Реконструкция|реконструкции]]. Здесь «маленьких людей» аж два — это герой всё того же Мягкова, Новосельцев — тихий исполнительный сотрудник, воспитывающий в одиночку двоих детей, и его формальная начальница Калугина, которая, мягко говоря, авторитетом среди сотрудников не пользуется, даже несмотря на строгость. Собственного говоря, более-менее как начальника её воспринимает только Новосельцев, остальные за глаза зовут её «мымрой» и либо изящно хамят в лицо, либо вежливо игнорируют.
* «Служебный роман» — а вот это уже, скорее, попытка [[Реконструкция|реконструкции]]. Здесь «маленьких людей» аж два — это герой всё того же Мягкова, Новосельцев — тихий исполнительный сотрудник, воспитывающий в одиночку двоих детей, и его формальная начальница Калугина, которая, мягко говоря, авторитетом среди сотрудников не пользуется, даже несмотря на строгость. Собственного говоря, более-менее как начальника её воспринимает только Новосельцев, остальные за глаза зовут её «мымрой» и либо изящно хамят в лицо, либо вежливо игнорируют.



Версия 06:52, 22 июня 2025

TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статьи The Everyman, Unlucky Everydude. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
« Я человек маленький… »
— Незадачливый вымогатель из фильма «Криминальный квартет» (и заодно Болванщик из советской "Алисы в стране чудес"

Маленький человек — тип антигероя, лишенного героических черт, причем почти всех. Бывает, что ему при этом оставляют доброту, а бывает, что и того нет. Важная часть образа - это низкий социальный статус и совершенно незнатное происхождение. Это чиновник, мелкий служащий, и так далее и тому подобное. Лишеный героических черт аристократ или обедневший дворянин — это всё-таки не наш случай. Почему?! Да потому что главная тема «приключений» (хотя, скорее — злоключений) «маленького человека» это его беззащитность перед обществом, и вовсе не обязательно власть имущими и прочими небожителями, а буквально от всех, кто выше его хотя бы на миллиметр. То есть как правило, начальства, а то и более ушлых коллег. Отсюда вторая важная черта МЧ — смирение и покорность, впрочем, имеющие мало общего с традционными христианскими добродетелями (где это является доблестью именно вследствие сознательного выбора), но очень много — с безволием и бесхребетностью. Иными словами, «маленький человек» и рад бы дать отпор, как-то взять себя в руки, что-то поменять — «да хто ж ему дасть-то?!». Первый враг и угентатель «маленького человека» — это его собственная нервная система, просто не поддерживающая функцию какой-либо борьбы вообще, что чаще всего оправдывается тонкой душевной организацией и ранимостью. Короче говоря, маленький человек должен страдать. И не пафосно, как превозмогающий ФО ЗЭ ЭМПРАХ!!! Танкред, а тоже по-маленькому, как собака из любимого тренерами личностного роста анекдота[1]. Впрочем и такая нагрузка порой оказывается маленькому человеку не по силам.

Разумеется, смакуются данные злоключения это не из какого-то социального садизма, а с точностью до наоборот - дабы показать что маленькие люди тоже имеют право на счастье, и третировать человека просто потому что тот неспособен дать сдачи - это жестоко и мерзко. По крайней мере, так было поначалу. Если Гоголь и Достоевский своих «маленьких людей», при всех недостатках, искренне жалели, то более поздние авторы стали наделять подобных персонажей совсем уж мерзкими чертами, не оставляя практически ничего светлого.

За границей такие экземпляры тоже попадались. Яркий пример — созданный Я. Гашеком Швейк.

Субверсия в наше время чуть ли не популярнее прямого тропа: псевдомаленький человек внезапно расправляет плечи, включает «с меня хватит», включает «ну-ка, от винта» и переламывает ситуацию в ключевой момент, а то и вообще становится главным героем. Впрочем, и у прямого отыгрыша осталась маленькая экологическая ниша — ниша выпирающего статиста. Там можно спокойно оставаться маленьким и не превращать всё произведение в произведение о маленьком человеке, как упомянутые кодификаторы.

Примеры

Литература

  • «Станционный смотритель» Пушкина — пример один из первых, но, увы, не совсем типичный. Горе у станционного смотрителя вполне понятное, человеческое и совсем не мелочное: дочь укатила с заезжим гусаром, а когда отец приехал навестить оную в Петербург, счастливый зять просто выставляет своего низкостатусного тестя из дома, сунув пачку купюр, как говорят в народе, «шоб не вонял». Станционный смотритель едет на свою станцию, где с горя спивается и умирает. Через какое-то время погост посещает некая «барыня с тремя детьми». ХЕППИ ЕНД!!!!
  • «Шинель» Гоголя, пример из палаты мер и весов. Скромный чиновник Акакий Акакиевич Башмачкин живёт в Петербурге и терпит насмешки сослуживцев. И даже мечты-то у него крошечные, ничтожные: не социальный рост, не самоутверждение, не наказание вчерашних обидчиков, а мечта о новой шинели. Шинели, Карл!!! Башмачкин так уходит в свою крошечную мечту, что живёт в мыслях о этой злосчастной шинели и тратит на неё почти все свои деньги. Спойлер: радость была недолгой.
    • Впрочем, Гоголь вообще любил этот троп. В «Петербургских повестях» подобные типажи периодически встречаются и рядом.
  • «Бедные люди» Достоевского — между прочим, дебютный роман Фёдора Михайловича, описание быта вот таких вот маленьких людей.
  • «Смерть чиновника» Чехова — мелкий служащий буквально умирает со страху, не выдержав гнева своего начальства.
  • «Юшка» Платонова — другой нестандартный пример, попытка возврата к пушкинским корням, где акцент сдвинут в сторону душераздираемости. Если у других писателей «маленький человек» по большей части ничтожество, то здесь это, скорее, юродивый — и в чём-то даже святой своей простотой. Собственно говоря, за время рассказа с главным героем не происходит абсолютно ничего кроме описания его доброты и бесславной смерти.

Кино

  • «Ирония судьбы, или С лёгким паром!» — достаточно жестокая, хоть и формально комедийная, деконструкция привычного образа. С одной стороны, Женя Лукашин, хоть и добрый, но на классического Акакия Акакиевича не тянет. Поэтому сценарист достаточно жестко ему «помог» вжиться в роль, влив в экранного персонажа литр категорически противопоказанной оному водки. И вот здесь наш «маленький человек» раскрывается с достаточно интересной стороны. Автор недвусмысленно дал понять, что для окружающих, родственников и вообще всех кому маленького человека хоть немного жалко, такие вот маленькие люди — скорее, обуза, а моральная ничтожность оных часто представляется той самой простотой, что хуже воровства. И вообще сам маленький человек «как мертвый — он этого не понимает, а окружающие от этого плачут». Впрочем, как следует расставив точки над "ё", главный герой трезвеет, наступает хеппи-енд, но зрителю не особо смешно: в полном соответствии с канонами жанра немного ранее нашего страдальца чуть не выставли мокрым на мороз. Вот смеху то было бы!
  • «Служебный роман» — а вот это уже, скорее, попытка реконструкции. Здесь «маленьких людей» аж два — это герой всё того же Мягкова, Новосельцев — тихий исполнительный сотрудник, воспитывающий в одиночку двоих детей, и его формальная начальница Калугина, которая, мягко говоря, авторитетом среди сотрудников не пользуется, даже несмотря на строгость. Собственного говоря, более-менее как начальника её воспринимает только Новосельцев, остальные за глаза зовут её «мымрой» и либо изящно хамят в лицо, либо вежливо игнорируют.

Мультсериалы

  • Batman the Animated Series. Чревовещатель, см. Комиксы.

Комиксы

  • Суперзлодей комиксов DC Чревовещатель. До злодейской карьеры он был как раз типичным «маленьким человеком» по имени Арнольд Вескер, униженным и слабовольным интеллигентом в очках. В качестве альтер-эго, призванном воплощать силу, угрозу и авторитет, он создаёт куклу, ставшую для Вескера второй личностью.
  1. Один человек ходил на работу мимо дома престарелой пары и раз за разом наблюдал следующую картину: на крыльце сидят старик со старухой, старик курит, старуха что-то там вяжет, а между ними лежит собака и мерзко-мерзко скулит. И вот однажды тот не выдержал и спросил в чём причина такого странного поведения собаки. «Всё просто» — сказала старуха. — «Собачка привыкла лежать на этом месте, но доски крыльца просели и обнажили гвоздь. И вот она по привычке ложится на это место, гвоздь её колет, ей неприятно, она стонет». «Но почему она просто не переляжет?!» — спросил человек, на что получил ответ — «Видишь ли, гвоздь торчит ровно настолько чтобы она скулила, но не настолько чтобы она встала и ушла»