Мусульмане плохие: различия между версиями
(Новая страница: «{{Балалайка|Posmotre.li не интересуется политикой и не считает одну религию хуже другой. Нас интересуют только художественные приёмы и штампы — а также те тексты (и прочие феномены), которые нашли широкое отражение в массовом сознании и массовой культуре. Ес...») |
|||
Строка 7: | Строка 7: | ||
Молодые исламские государства были серьезной угрозой на исходе Темных веков, когда под ними была вся Испания, а если бы не Карл Мартелл, то и Франция. Потом христианский мир перешел в наступление: Реконкиста и Крестовые походы. Потом фортуна опять переменилась: крестоносные королевства накрылись, [[Базилевсы, порфира и еретики|Византия]] постепенно перешла к туркам вся, а вскоре и Балканы с Грецией оказались под их властью. Потом установился статус кво: вялотекущее противостояние, периодически взрывающееся боевыми действиями. В XIX в. христианский мир снова перешел в решительное наступление. И хотя войны из религиозных стали колониальными либо национально-освободительными, образ «плохого мусульманина» по-прежнему пользовался спросом. Но в Первой Мировой, хотя Турция и оставалась одним из ключевых противников, англичане поддержали арабов, которые хотели построить шариатское государство под руководством эмира Мекки. Так что образ «плохого мусульманина» пришлось пока задвинуть в самый пыльный угол. Пожалуй, дольше всего его эксплуатировали в СССР: шла борьба с остатками басмачей, в Средней Азии утверждалась молодая советская власть — и главными врагами ее выступали нехорошие баи, угнетающие дехкан, да муллы-мракобесы, норовящие завернуть комсомолок в паранджу. | Молодые исламские государства были серьезной угрозой на исходе Темных веков, когда под ними была вся Испания, а если бы не Карл Мартелл, то и Франция. Потом христианский мир перешел в наступление: Реконкиста и Крестовые походы. Потом фортуна опять переменилась: крестоносные королевства накрылись, [[Базилевсы, порфира и еретики|Византия]] постепенно перешла к туркам вся, а вскоре и Балканы с Грецией оказались под их властью. Потом установился статус кво: вялотекущее противостояние, периодически взрывающееся боевыми действиями. В XIX в. христианский мир снова перешел в решительное наступление. И хотя войны из религиозных стали колониальными либо национально-освободительными, образ «плохого мусульманина» по-прежнему пользовался спросом. Но в Первой Мировой, хотя Турция и оставалась одним из ключевых противников, англичане поддержали арабов, которые хотели построить шариатское государство под руководством эмира Мекки. Так что образ «плохого мусульманина» пришлось пока задвинуть в самый пыльный угол. Пожалуй, дольше всего его эксплуатировали в СССР: шла борьба с остатками басмачей, в Средней Азии утверждалась молодая советская власть — и главными врагами ее выступали нехорошие баи, угнетающие дехкан, да муллы-мракобесы, норовящие завернуть комсомолок в паранджу. | ||
Но ближе к концу ХХ века образ плохого мусульманина достали с чердака и стряхнули пыль: в идеологическом противостоянии «холодной войны» многие исламские государства гласно или негласно поддерживали СССР. С другой стороны, против СССР боролись [[Война в Афганистане|афганские моджахеды]]. А когда СССР ушел с политической арены, исламские фундаменталисты | Но ближе к концу ХХ века образ плохого мусульманина достали с чердака и стряхнули пыль: в идеологическом противостоянии «холодной войны» многие исламские государства гласно или негласно поддерживали СССР. С другой стороны, против СССР боролись [[Война в Афганистане|афганские моджахеды]]. А когда СССР ушел с политической арены, исламские фундаменталисты заняли почетные места в первых рядах голливудских злодеев. Да и в России, как и на всём постсоветском пространстве, события на территориях б. СССР (Чечня) популярности мусульманам не прибавили… | ||
В целом типовой образ плохого мусульманина таков: | В целом типовой образ плохого мусульманина таков: | ||
Строка 20: | Строка 20: | ||
* Стадность. Провокаторы делают тролльфейс, когда вооруженная толпа устраивает резню и погромы. Зачем? Все побежали, и я побежал. | * Стадность. Провокаторы делают тролльфейс, когда вооруженная толпа устраивает резню и погромы. Зачем? Все побежали, и я побежал. | ||
* Нетерпимость к другим религиям и культурам. В лучшем случае заставят платить [[:w:Джизья|джизью]], что, объективно говоря, является обычным вымогательством, и будут навязывать свои порядки. Проще говоря, запрещать, сжигать и громить. | * Нетерпимость к другим религиям и культурам. В лучшем случае заставят платить [[:w:Джизья|джизью]], что, объективно говоря, является обычным вымогательством, и будут навязывать свои порядки. Проще говоря, запрещать, сжигать и громить. | ||
** Ирония в том, что по своим временам это было очень мирно и веротерпимо. | ** Джизия времен халифов — 4 динара. Для сравнения, налог с успешного крестьянского хозяйства в Византии на пике расцвета — 2-2,5 номисмы, равных по содержанию золота динарам. Соответственно, 2-2,5 динара. | ||
*** Ирония в том, что по своим временам это было очень мирно и веротерпимо. Другие религии, как бы, предпочитали брать деньги только со своих, а чужих либо насильно своими делали, либо за людей не считали. | |||
* Нетерпимость к другим течениям ислама, прежде всего к более умеренным. | * Нетерпимость к другим течениям ислама, прежде всего к более умеренным. | ||
Строка 33: | Строка 34: | ||
=== [[Фольклор]] === | === [[Фольклор]] === | ||
* Эпические песни народов, когда-либо находившихся под властью мусульман (южные славяне) или долго с ними воевавших (восточные славяне, испанцы). Хотя там скорее архетипическая ненависть к чужому и враждебному. Ислам как религию сказители обычно знали весьма слабо и видели в нём что-то вроде гибрида язычества с сатанизмом<ref>Например, в | * Эпические песни народов, когда-либо находившихся под властью мусульман (южные славяне) или долго с ними воевавших (восточные славяне, испанцы). Хотя там скорее архетипическая ненависть к чужому и враждебному. Ислам как религию сказители обычно знали весьма слабо и видели в нём что-то вроде гибрида язычества с сатанизмом<ref>Например, в западноевропейском эпосе мусульмане молятся Мухаммеду, Люциферу и Аполлону, в «Сказании о Мамаевом побоище» Мамай призывает опять-таки Мухаммеда, а также Перуна, Хорса и каких-то Ираклия с Салаватом, в эпосе армян о Санасаре и Багдасаре арабский калиф приносит человеческие жертвы каким-то идолам (справедливости ради: армянский эпос куда древнее, чем может показаться — и в изначальном варианте в нем речь шла не о халифе, а об ассирийском лугале Синнахерибе, при котором человеческие жертвы были в порядке вещей!). </ref>. Но всё же конкретные анти-исламские мотивы иногда проскакивают. | ||
* {{q|pre=1| | * {{q|pre=1| | ||
Мусульмане раньше: интересно, как далеко этот город от Мекки? А давай по приколу изобретём [[ | Мусульмане раньше: интересно, как далеко этот город от Мекки? А давай по приколу изобретём [[Чуждая геометрия|сферическую тригонометрию]] и посчитаем по углам от лучей Солнца? | ||
Мусульмане сейчас: попросили доказать халяльность российской вакцины от [[ковидная эпоха|коронавируса]]|С Баша}} | Мусульмане сейчас: попросили доказать халяльность российской вакцины от [[ковидная эпоха|коронавируса]]|С Баша}} | ||
Строка 42: | Строка 43: | ||
==== Русскоязычная ==== | ==== Русскоязычная ==== | ||
* Елена Чудинова, «Мечеть Парижской Богоматери». | * Елена Чудинова, «Мечеть Парижской Богоматери». | ||
* К. Медведевич, трилогия «Ястреб Халифа». Мусульмане, правда, [[Незримый орёл Аллах|фэнтезийные, и называются не мусульманами, а ашшаритами | * К. Медведевич, трилогия «Ястреб Халифа». Мусульмане, правда, [[Незримый орёл Аллах|фэнтезийные, и называются не мусульманами, а ашшаритами, и даже пророком у них был Али, а не Магомет]], но при этом почти все списано с реальной истории Арабского халифата. [[Слово Божие]] гласит, что автор, описывая массовую резню, пытки, сексуальное насилие над детьми и так далее, смягчает картину. | ||
* [[Александр Афанасьев]], цикл «Бремя Империи»: одно из главных мест действия в книгах — Ближний Восток, Северная Африка и Средняя Азия, где основными противниками (и союзниками тоже) являются именно мусульмане. | * [[Александр Афанасьев]], цикл «Бремя Империи»: одно из главных мест действия в книгах — Ближний Восток, Северная Африка и Средняя Азия, где основными противниками (и союзниками тоже) являются именно мусульмане. | ||
** Но особенно ярко троп выражен в его же дилогии «Зона заражения». | ** Но особенно ярко троп выражен в его же дилогии «Зона заражения». | ||
Строка 49: | Строка 50: | ||
* Михаил Харитонов, «[[Братья Стругацкие|Факап]]» — Халифат. Были учёные (кое-кто {{spoiler|Бондепадхай}} потом даже в шарашке работал). Было новое течение, махдизм. Первого же 13 марта в [[Полдень XXII век|Полдень]] после его смерти его [[Третья Мировая война|заветы были исполнены]]. | * Михаил Харитонов, «[[Братья Стругацкие|Факап]]» — Халифат. Были учёные (кое-кто {{spoiler|Бондепадхай}} потом даже в шарашке работал). Было новое течение, махдизм. Первого же 13 марта в [[Полдень XXII век|Полдень]] после его смерти его [[Третья Мировая война|заветы были исполнены]]. | ||
* Илья Деревянко. Просто Деревянко (см. эпиграф как пример). Он, правда, скорее не любит [[Камаз Отходов|чеченцев]], но раз уж чеченцы — тоже мусульмане… | * Илья Деревянко. Просто Деревянко (см. эпиграф как пример). Он, правда, скорее не любит [[Камаз Отходов|чеченцев]], но раз уж чеченцы — тоже мусульмане… | ||
* «Четвёртый тост» А. | * «Четвёртый тост» А.Бушкова — зигзаг. С одной стороны, действие происходит в Чечне начала 2000 года, а [[Главный Гад|нехороший человек Джинн]] и вовсе из Пакистана. С другой, среди джинновых помощников полно вполне себе европейцев явно не исламской веры, желающих денег или преследующих собственные политические интересы. | ||
==== На других языках ==== | ==== На других языках ==== | ||
* «[[Хроники Нарнии]]» — жители страны Тархистан (Калормен<ref>Если адаптировать оригинальную игру слов, получится что-то в духе «Чуркистан»</ref>). Они, правда, не Аллаху молятся, а богу Таш с птичьей головой (в переводе почему-то | * «[[Хроники Нарнии]]» — жители страны Тархистан (Калормен<ref>Если адаптировать оригинальную игру слов, получится что-то в духе «Чуркистан»</ref>). Они, правда, не Аллаху молятся, а богу Таш с птичьей головой (в переводе почему-то<ref>«Почему-то»… Ведь очевидно почему: чтобы не отсылать в русском тексте к [[Дьявол|тому деятелю мужского пола]], к которому отсылает Льюис.</ref> ставшему богиней), но под троп подходят. Ибо культурная отсылка очень прозрачна, и «[[На тебе!]]» более чем очевидно. | ||
* «Эления» Дэвида Эддингса. Рендорцы, жители [[Курак|южной страны с жарким климатом]], не просто злобны, но и карикатурно, до искусственности тупы. | * «Эления» Дэвида Эддингса. Рендорцы, жители [[Курак|южной страны с жарким климатом]], не просто злобны, но и карикатурно, до искусственности тупы. | ||
* «[[Videssos|Хроники пропавшего легиона]]» Гарри Тертлдава — пустынные кочевники йезды, поклоняющиеся местному тёмному богу — [[Эффект Телепорно|Скотосу]]<ref>Отсылка к реальной секте езидов, которых ИГИЛ (запрещённая в РФ организация) считает «дьяволопоклонниками» и физически уничтожает, вырезая всех мужчин и продавая в [[рабство]] женщин.</ref>, уничтожили древнее царство Макуран (намёк на завоевание Ирана мусульманами) и теперь угрожают империи Видесс — [[СФК]] Византии. | * «[[Videssos|Хроники пропавшего легиона]]» Гарри Тертлдава — пустынные кочевники йезды, поклоняющиеся местному тёмному богу — [[Эффект Телепорно|Скотосу]]<ref>Отсылка к реальной секте езидов, которых ИГИЛ (запрещённая в РФ организация) считает «дьяволопоклонниками» и физически уничтожает, вырезая всех мужчин и продавая в [[рабство]] женщин.</ref>, уничтожили древнее царство Макуран (намёк на завоевание Ирана мусульманами) и теперь угрожают империи Видесс — [[СФК]] Византии. | ||
* | * Locked On Тома Клэнси — главным антагонистом является глава российской частной космической корпорации «Космос» Георгий Сафронов, сговорившийся с чеченами и пакистанцами в целях захвата Байконура и угрозы нанесения ядерного удара по Москве силами своих ракет «Днепр» и двух пакистанских ядерных бомб. А все потому, что кровавые русские в лице семьи Сафроновых усыновили дагестанского сироту Магомета Сагикова, обозвав Георгием и скрыв от него, что он был дагестанцем, а следовательно — мусульманином. | ||
* «Война 2020 года» Ральфа Питерса — вся об этом. Мусульмане делятся на: подлых интриганов, плетущих интриги ради самого процесса во вред всем, в том числе себе, бешеных фанатиков, радостно режущих и бомбящих химическим оружием мирное население и готовых кинуться толпой на пулеметы, и просто кровожадных маньяков. Кроме того, неисправимые раздолбаи, способные угробить секретный летающий командный пункт, подложить в привезенный на ремонт танк змею, чтобы она цапнула японского механика, и в любой момент броситься резать кого угодно, включая союзников. | * «Война 2020 года» Ральфа Питерса — вся об этом. Мусульмане делятся на: подлых интриганов, плетущих интриги ради самого процесса во вред всем, в том числе себе, бешеных фанатиков, радостно режущих и бомбящих химическим оружием мирное население и готовых кинуться толпой на пулеметы, и просто кровожадных маньяков. Кроме того, неисправимые раздолбаи, способные угробить секретный летающий командный пункт, подложить в привезенный на ремонт танк змею, чтобы она цапнула японского механика, и в любой момент броситься резать кого угодно, включая союзников. | ||
* «[[Circle of the World|Земной круг]]» Джо Аберкромби — местные СФК-мусульмане гурки, которые являются чуть ли не единственными религиозными людьми в этом мире, нарушили «Второй закон», согласен которому запрещено есть человечину, чтобы получить сверхспособности. Цимес в том, что Бог в этой вселенной не факт, что вообще есть, а вот демоны вполне реальны — и именно они дают сверхспособности. | * «[[Circle of the World|Земной круг]]» Джо Аберкромби — местные СФК-мусульмане гурки, которые являются чуть ли не единственными религиозными людьми в этом мире, нарушили «Второй закон», согласен которому запрещено есть человечину, чтобы получить сверхспособности. Цимес в том, что Бог в этой вселенной не факт, что вообще есть, а вот демоны вполне реальны — и именно они дают сверхспособности. | ||
Строка 72: | Строка 71: | ||
* «Четыре льва» — крайне баттхертогенный фильм о четырёх воинах Аллаха, желающих погибнуть в борьбе с неверными. Погибли (далеко не так красиво, как мечталось, и не вместе). Американцы (спецслужбы), впрочем, показаны ничуть не меньшими придурками и извергами. | * «Четыре льва» — крайне баттхертогенный фильм о четырёх воинах Аллаха, желающих погибнуть в борьбе с неверными. Погибли (далеко не так красиво, как мечталось, и не вместе). Американцы (спецслужбы), впрочем, показаны ничуть не меньшими придурками и извергами. | ||
* «[[Postal]]» — что мусульмане во главе с Бен Ладеном, что что христианско-ньюэджевая секта, что простые обыватели — все друг дружки сто́ят. | * «[[Postal]]» — что мусульмане во главе с Бен Ладеном, что что христианско-ньюэджевая секта, что простые обыватели — все друг дружки сто́ят. | ||
=== [[Телесериал]]ы === | === [[Телесериал]]ы === | ||
Строка 94: | Строка 92: | ||
=== [[Видеоигры]] === | === [[Видеоигры]] === | ||
* Osman аки Cannon Dancer. Хотя террористы здесь веруют не в Аллаха, а в злую богиню Госпожу, но антураж и их одежды как бы намекают, что перед игроком СФК мусульман. | * Osman аки Cannon Dancer. Хотя террористы здесь веруют не в Аллаха, а в злую богиню Госпожу, но антураж и их одежды как бы намекают, что перед игроком СФК мусульман. | ||
* C&C Generals — GLA же! В комплекте [[толпа с вилами|буйные толпы фанатиков]], [[камикадзе|шахиды]] на грузовиках и пешие, плюс распыление пресловутой сибирской язвы. Короче, типичные страшилки об исламских радикальных террористах начала 21 века, [[Мета-пророчество|ВНЕЗАПНО ставшие правдой]] (привет пресловутой организации, запрещённой в России!). | * C&C Generals — GLA же! В комплекте [[толпа с вилами|буйные толпы фанатиков]], [[камикадзе|шахиды]] на грузовиках и пешие, плюс распыление пресловутой сибирской язвы. Короче, типичные страшилки об исламских радикальных террористах начала 21 века, [[Мета-пророчество|ВНЕЗАПНО ставшие правдой]] (привет пресловутой организации, запрещённой в России!). | ||
** По сюжету второй части GLA должна была стать эдаким глобальным «террористическим интернационалом», и ближневосточных террористов предполагалось разбавить немусульманскими персонажами из Восточной Европы и Латинской Америки, а может быть, и из других регионов. Но игра так и не вышла. | ** По сюжету второй части GLA должна была стать эдаким глобальным «террористическим интернационалом», и ближневосточных террористов предполагалось разбавить немусульманскими персонажами из Восточной Европы и Латинской Америки, а может быть, и из других регионов. Но игра так и не вышла. | ||
* Torch Light — среди противников есть древняя раса агрессивных автоматонов, похожих на карикатурных арабов. Они ещё и [[антиреклама наркотиков|наркоманы]]… то есть [[Робот-наркоман|амбероманы]]. | * Torch Light — среди противников есть древняя раса агрессивных автоматонов, похожих на карикатурных арабов. Они ещё и [[антиреклама наркотиков|наркоманы]]… то есть [[Робот-наркоман|амбероманы]]. | ||
=== [[Настольные игры]] === | === [[Настольные игры]] === | ||
* [[Warhammer Fantasy Battle]] — местные СФК мусульман Аравия. Впрочем, | * [[Warhammer Fantasy Battle]] — местные СФК мусульман Аравия. Впрочем, в этом мире все хоть немного, но плохие. | ||
== Примечания == | == Примечания == | ||
<references/> | <references/> | ||
{{Шаблон:Nav/Религия}} | {{Шаблон:Nav/Религия}} |
Версия 12:54, 9 апреля 2022
Короче, Склихосовский! Всё плохое, что люди знают и думают о мусульманах. Всё хорошее — здесь и вот тут. |
« | — Испортил аппетит, грязный гяур, — ворчал Аслан. — Ненавижу Россию! Закидать бы ее атомными бомбами!!! — А где деньги будем зарабатывать? — резонно заметил Абдула. — Что кушать станем? Нет, брат, Россия нам нужна, как дойная корова! |
» |
— Илья-прости-господи-Деревянко, «Выкуп» |
Данный троп зародился на заре Средневековья, едва не помер в ХХ веке и с новой силой заиграл после арабо-израильского конфликта, достигнув максимальной популярности после 9/11.
Молодые исламские государства были серьезной угрозой на исходе Темных веков, когда под ними была вся Испания, а если бы не Карл Мартелл, то и Франция. Потом христианский мир перешел в наступление: Реконкиста и Крестовые походы. Потом фортуна опять переменилась: крестоносные королевства накрылись, Византия постепенно перешла к туркам вся, а вскоре и Балканы с Грецией оказались под их властью. Потом установился статус кво: вялотекущее противостояние, периодически взрывающееся боевыми действиями. В XIX в. христианский мир снова перешел в решительное наступление. И хотя войны из религиозных стали колониальными либо национально-освободительными, образ «плохого мусульманина» по-прежнему пользовался спросом. Но в Первой Мировой, хотя Турция и оставалась одним из ключевых противников, англичане поддержали арабов, которые хотели построить шариатское государство под руководством эмира Мекки. Так что образ «плохого мусульманина» пришлось пока задвинуть в самый пыльный угол. Пожалуй, дольше всего его эксплуатировали в СССР: шла борьба с остатками басмачей, в Средней Азии утверждалась молодая советская власть — и главными врагами ее выступали нехорошие баи, угнетающие дехкан, да муллы-мракобесы, норовящие завернуть комсомолок в паранджу.
Но ближе к концу ХХ века образ плохого мусульманина достали с чердака и стряхнули пыль: в идеологическом противостоянии «холодной войны» многие исламские государства гласно или негласно поддерживали СССР. С другой стороны, против СССР боролись афганские моджахеды. А когда СССР ушел с политической арены, исламские фундаменталисты заняли почетные места в первых рядах голливудских злодеев. Да и в России, как и на всём постсоветском пространстве, события на территориях б. СССР (Чечня) популярности мусульманам не прибавили…
В целом типовой образ плохого мусульманина таков:
- Жестокость. Плохой мусульманин не щадит ни своих, ни чужих: неверных щадить сам Аллах не велит, а правоверные все равно попадут в рай, не нужно слишком заботиться об их бренных телах.
- Коварство. Коран запрещает лгать только своим, из чего многие делают вывод, что неверным лгать можно. Но иногда можно и своим.
- Мракобесие. Плохой мусульманин знать ничего не хочет о том, как далеко продвинулась наука со времен Пророка. Единственное исключение — он готов смириться с прогрессом в оружейном деле.
- Агрессивная патриархальность, насилие над женщинами и отношение к ним, как к унтерменшам.
- Поголовный милитаризм. Оружие достают любым путем и учат обращению с ним даже детей.
- Стадность. Провокаторы делают тролльфейс, когда вооруженная толпа устраивает резню и погромы. Зачем? Все побежали, и я побежал.
- Нетерпимость к другим религиям и культурам. В лучшем случае заставят платить джизью, что, объективно говоря, является обычным вымогательством, и будут навязывать свои порядки. Проще говоря, запрещать, сжигать и громить.
- Джизия времен халифов — 4 динара. Для сравнения, налог с успешного крестьянского хозяйства в Византии на пике расцвета — 2-2,5 номисмы, равных по содержанию золота динарам. Соответственно, 2-2,5 динара.
- Ирония в том, что по своим временам это было очень мирно и веротерпимо. Другие религии, как бы, предпочитали брать деньги только со своих, а чужих либо насильно своими делали, либо за людей не считали.
- Джизия времен халифов — 4 динара. Для сравнения, налог с успешного крестьянского хозяйства в Византии на пике расцвета — 2-2,5 номисмы, равных по содержанию золота динарам. Соответственно, 2-2,5 динара.
- Нетерпимость к другим течениям ислама, прежде всего к более умеренным.
При этом пресечение с тропом Достойный противник может вести и к одновременному наличию тропов Ислам — это круто!, Благонамеренный экстремист и Антизлодей.
Родственные тропы
Где встречается
Фольклор
- Эпические песни народов, когда-либо находившихся под властью мусульман (южные славяне) или долго с ними воевавших (восточные славяне, испанцы). Хотя там скорее архетипическая ненависть к чужому и враждебному. Ислам как религию сказители обычно знали весьма слабо и видели в нём что-то вроде гибрида язычества с сатанизмом[1]. Но всё же конкретные анти-исламские мотивы иногда проскакивают.
« |
Мусульмане раньше: интересно, как далеко этот город от Мекки? А давай по приколу изобретём сферическую тригонометрию и посчитаем по углам от лучей Солнца? Мусульмане сейчас: попросили доказать халяльность российской вакцины от коронавируса |
» |
— С Баша |
Литература
Русскоязычная
- Елена Чудинова, «Мечеть Парижской Богоматери».
- К. Медведевич, трилогия «Ястреб Халифа». Мусульмане, правда, фэнтезийные, и называются не мусульманами, а ашшаритами, и даже пророком у них был Али, а не Магомет, но при этом почти все списано с реальной истории Арабского халифата. Слово Божие гласит, что автор, описывая массовую резню, пытки, сексуальное насилие над детьми и так далее, смягчает картину.
- Александр Афанасьев, цикл «Бремя Империи»: одно из главных мест действия в книгах — Ближний Восток, Северная Африка и Средняя Азия, где основными противниками (и союзниками тоже) являются именно мусульмане.
- Но особенно ярко троп выражен в его же дилогии «Зона заражения».
- Меганезийский цикл Александра Розова. Любая религия — это плохо, но исламу, как самой радикальной, достается больше всех.
- Миррский цикл рассказов Максима Шапиро. Религия и некоторые культурные особенности Мара откровенно указывают на ислам. Надо заметить, что автор отделяет фанатиков от простых верующих, которые просто соблюдают для себя лично некие обряды и ограничения. Самый раскрученный рассказ, «Уважение культурных традиций» — стёб над толерантностью.
- Михаил Харитонов, «Факап» — Халифат. Были учёные (кое-кто Бондепадхай потом даже в шарашке работал). Было новое течение, махдизм. Первого же 13 марта в Полдень после его смерти его заветы были исполнены.
- Илья Деревянко. Просто Деревянко (см. эпиграф как пример). Он, правда, скорее не любит чеченцев, но раз уж чеченцы — тоже мусульмане…
- «Четвёртый тост» А.Бушкова — зигзаг. С одной стороны, действие происходит в Чечне начала 2000 года, а нехороший человек Джинн и вовсе из Пакистана. С другой, среди джинновых помощников полно вполне себе европейцев явно не исламской веры, желающих денег или преследующих собственные политические интересы.
На других языках
- «Хроники Нарнии» — жители страны Тархистан (Калормен[2]). Они, правда, не Аллаху молятся, а богу Таш с птичьей головой (в переводе почему-то[3] ставшему богиней), но под троп подходят. Ибо культурная отсылка очень прозрачна, и «На тебе!» более чем очевидно.
- «Эления» Дэвида Эддингса. Рендорцы, жители южной страны с жарким климатом, не просто злобны, но и карикатурно, до искусственности тупы.
- «Хроники пропавшего легиона» Гарри Тертлдава — пустынные кочевники йезды, поклоняющиеся местному тёмному богу — Скотосу[4], уничтожили древнее царство Макуран (намёк на завоевание Ирана мусульманами) и теперь угрожают империи Видесс — СФК Византии.
- Locked On Тома Клэнси — главным антагонистом является глава российской частной космической корпорации «Космос» Георгий Сафронов, сговорившийся с чеченами и пакистанцами в целях захвата Байконура и угрозы нанесения ядерного удара по Москве силами своих ракет «Днепр» и двух пакистанских ядерных бомб. А все потому, что кровавые русские в лице семьи Сафроновых усыновили дагестанского сироту Магомета Сагикова, обозвав Георгием и скрыв от него, что он был дагестанцем, а следовательно — мусульманином.
- «Война 2020 года» Ральфа Питерса — вся об этом. Мусульмане делятся на: подлых интриганов, плетущих интриги ради самого процесса во вред всем, в том числе себе, бешеных фанатиков, радостно режущих и бомбящих химическим оружием мирное население и готовых кинуться толпой на пулеметы, и просто кровожадных маньяков. Кроме того, неисправимые раздолбаи, способные угробить секретный летающий командный пункт, подложить в привезенный на ремонт танк змею, чтобы она цапнула японского механика, и в любой момент броситься резать кого угодно, включая союзников.
- «Земной круг» Джо Аберкромби — местные СФК-мусульмане гурки, которые являются чуть ли не единственными религиозными людьми в этом мире, нарушили «Второй закон», согласен которому запрещено есть человечину, чтобы получить сверхспособности. Цимес в том, что Бог в этой вселенной не факт, что вообще есть, а вот демоны вполне реальны — и именно они дают сверхспособности.
Кино
- Любой голливудский боевик, где противниками выступают какие-нибудь ближневосточные террористы.
- Любой российский (и некоторые голливудские тоже, хотя там это обычно эпизод), где противниками выступают террористы чеченские (или афганские душманы/талибы, если фильм о войне в Афганистане 1980-х годов или Таджикистане 1990-х).
- Могут упоминаться боснийские мусульмане или албанцы — в контексте конфликтов в бывшей Югославии.
- В советских фильмах, особенно истернах, роль мусульман-антагонистов играют басмачи.
- Наиболее известный басмач советского кино — Чёрный Абдулла.
- «Корона Российской империи, или снова неуловимые» — отряд басмачей во главе с белогвардейским полковником Кудасовым («Великие воины ислама! Во имя Аллаха, гоните эту красную сволочь с нашей родной земли!»).
- «Спаситель» (реж. П. Антониевич) — действие началось с того, что родные главного героя погибли от взрыва, устроенного исламскими экстремистами. Герой им мстит…
- «Дракула» 2014 года — Османская империя забирает в рабство детей и жестоко истязает их, чтобы вырастить себе янычар — идеальные машины для убийства. Подвигом считается сжигать города и сажать всех встречных-поперечных на кол.
- «Четыре льва» — крайне баттхертогенный фильм о четырёх воинах Аллаха, желающих погибнуть в борьбе с неверными. Погибли (далеко не так красиво, как мечталось, и не вместе). Американцы (спецслужбы), впрочем, показаны ничуть не меньшими придурками и извергами.
- «Postal» — что мусульмане во главе с Бен Ладеном, что что христианско-ньюэджевая секта, что простые обыватели — все друг дружки сто́ят.
Телесериалы
- Strike Back — в первом сезоне 2/3 эпизодов герой сражается с плохими мусульманами.
- Homeland — несмотря на некоторое количество хороших мусульман, плохие всё же доминируют.
- Родина ждёт — зигзаг: шейхов, готовых спонсировать джихад путём терроризма, хорошими назвать никак нельзя. Вот только с организацией, в которую они готовы вливать деньги всё гораздо сложнее. На самом деле, заправляет ею одна отставная сотрудница ЦРУ, а вполне реальные теракты планируются лишь как демонстрация серьёзности намерений с целью прикарманивания денег этих самых шейхов.
Мультфильмы
- Кормилица (Добытчица) — педаль в пол. Хотя хорошие люди среди мусульман встречаются, в тамошнем обществе царит крайний маразм и поистине драконовские законы. Местом действия является Афганистан во времена Талибана. Это был едва ли не самый радикально-фундаменталистский режим, в других странах правила были более лайтовыми. Хотя западный обыватель в таких тонкостях скорее всего не разбирается.
Музыка
- The Dartz — альбом Proxima Parada +. Точно неизвестно, отчего произошел апокалипсис, но некоторые песни намекают, что беда пришла с Ближнего Востока. Классические «Минареты над Парижем» присутствуют.
- Ария — «Последний закат». Опять же, намёки на то, что ядерный апокалипсис настал из-за одной восточной непримиримой религии: «Восточным эхом долетают голоса — они толкают землю в третье столкновение миров…», «Живое солнце или мертвая луна — цивилизации стоят лицом к лицу у черты, за которой война…».
- Альбомом ранее «Патриот» продавил педаль сквозь сцену — враги «молятся на восход, режут людей, как скот, и рвутся в рай…».
- Некоторые группы, играющие black metal, death metal, pagan metal и другие «тёмные» стили. Как правило, конкретно те, что основаны иммигрантами из стран с традиционно мусульманской культурой (Aeternam, Melechesh) или находятся в андеграунде этих самых стран (Al-Namrood, Janaza). У таких ребят традиционная для жанра антихристианская тематика превращается в антиисламскую.
- Рабфак, «Калашников» (a.k.a. «Иншалла Калашников», что намекает): «Здравствуй, мой брат — Мустафа аль-Джихад! Неверный обидел пророка и рад…»
- Sabaton — «In the name of God» про подлых террористов.
- Epica — альбом «The Phantom Agony» был написан под впечатлением от атак 11 сентября. Конечно, в первую очередь, он именно антирелигиозный, но и данный троп тоже присутствует.
Видеоигры
- Osman аки Cannon Dancer. Хотя террористы здесь веруют не в Аллаха, а в злую богиню Госпожу, но антураж и их одежды как бы намекают, что перед игроком СФК мусульман.
- C&C Generals — GLA же! В комплекте буйные толпы фанатиков, шахиды на грузовиках и пешие, плюс распыление пресловутой сибирской язвы. Короче, типичные страшилки об исламских радикальных террористах начала 21 века, ВНЕЗАПНО ставшие правдой (привет пресловутой организации, запрещённой в России!).
- По сюжету второй части GLA должна была стать эдаким глобальным «террористическим интернационалом», и ближневосточных террористов предполагалось разбавить немусульманскими персонажами из Восточной Европы и Латинской Америки, а может быть, и из других регионов. Но игра так и не вышла.
- Torch Light — среди противников есть древняя раса агрессивных автоматонов, похожих на карикатурных арабов. Они ещё и наркоманы… то есть амбероманы.
Настольные игры
- Warhammer Fantasy Battle — местные СФК мусульман Аравия. Впрочем, в этом мире все хоть немного, но плохие.
Примечания
- ↑ Например, в западноевропейском эпосе мусульмане молятся Мухаммеду, Люциферу и Аполлону, в «Сказании о Мамаевом побоище» Мамай призывает опять-таки Мухаммеда, а также Перуна, Хорса и каких-то Ираклия с Салаватом, в эпосе армян о Санасаре и Багдасаре арабский калиф приносит человеческие жертвы каким-то идолам (справедливости ради: армянский эпос куда древнее, чем может показаться — и в изначальном варианте в нем речь шла не о халифе, а об ассирийском лугале Синнахерибе, при котором человеческие жертвы были в порядке вещей!).
- ↑ Если адаптировать оригинальную игру слов, получится что-то в духе «Чуркистан»
- ↑ «Почему-то»… Ведь очевидно почему: чтобы не отсылать в русском тексте к тому деятелю мужского пола, к которому отсылает Льюис.
- ↑ Отсылка к реальной секте езидов, которых ИГИЛ (запрещённая в РФ организация) считает «дьяволопоклонниками» и физически уничтожает, вырезая всех мужчин и продавая в рабство женщин.