Монотеизм: различия между версиями
Orehov (обсуждение | вклад) |
|||
Строка 1: | Строка 1: | ||
{{Q|Веруем во Единого Бога Отца, Вседержителя, Творца всего видимого и невидимого.|Никейский Символ веры}} | {{Q|Веруем во Единого Бога Отца, Вседержителя, Творца всего видимого и невидимого.|Никейский Символ веры}} | ||
'''Монотеизм''' — вера в единого Бога, создавшего Вселенную и управляющего ей. Если | '''Монотеизм''' — вера в [[Единый Бог|единого Бога]], являющегося личностью, создавшего Вселенную и управляющего ей. Если последнее условие не выполняется, то мы имеем дело с [[деизм]]ом. Если не выполняется первое условие - с [[пантеизм]]ом. | ||
При описании земных реалий, как правило представлено авраамизмом, при описании иных миров - вариациями на тему культов [[Хрустальный дракон Иисус|Хрустального дракона]], [[Незримый орёл Аллах|Незримого орла]] или [[Могучий лев Яхве|Могучего льва]]. Мир монотеизма этими традициями не исчерпывается (см. раздел Реальная жизнь), но авторы предпочитают использовать более узнаваемые образы. | |||
== Примеры == | == Примеры == | ||
''Добавляйте примеры произведений, где Бог, или хотя бы | ''Добавляйте примеры произведений, где Бог, ангелы (включая [[Падший ангел|падших]]) или хотя бы святые, чья сила исходит от Единого Бога<ref>Если люди (или не люди) благодаря своей святости делают что-то, чего обычные люди делать не могут, - через них проявляет свою волю Творец. Если люди, прославленные как святые, чудес не творят (святая Арлиль из «Магические осадки не ожидаются») или творят не благодаря помощи свыше (как святой Феандилль в «[[Хроники странного королевства|Хрониках странного королевства]]», - это не про данную тему.</ref>, являются действующими лицами, но не те, где часть персонажей, или даже все поголовно, просто верят в Него. Таких в рамках нашей (пост)христианской культуры окажется слишком много. Произведения, в которых присутствуют Бог или ангелы, но отсутствует вера в них/религиозный культ - тоже не сюда, это в [[Единый Бог|смежный троп]].'' | ||
=== [[Литература]] === | === [[Литература]] === | ||
==== Отечественная ==== | ==== Отечественная ==== | ||
* [[Наше Всё|А. С. Пушкин]], | * [[Наше Всё|А. С. Пушкин]], «Пророк» — новеллизация библейского сюжета о явлении ангела пророку. | ||
* Н. С. Гумилев, «Потомки Каина» и «Пять коней» — [[Деконструкция|деконструкция деконструкции]]. Оба стихотворения начинаются с сюжета про встречу героя (героев) с [[Тьма не есть зло|романтично-прекрасным демоном]], инверсией традиционного христианского образа, к началу XX века близкой к [[Убитый штамп|убитому тропу]], а в конце стихотворения парой строк разворачивает картину на 180 градусов. | |||
* Н. В. Гоголь, «Страшная месть» — один из персонажей говорит с Богом и получает от Него разрешение отомстить тем способом, который выбрал сам. | * Н. В. Гоголь, «Страшная месть» — один из персонажей говорит с Богом и получает от Него разрешение отомстить тем способом, который выбрал сам. | ||
* М. А. [[Булгаков]], «[[Мастер и Маргарита]]» — [[зигзаг]]: Бог-Отец остаётся за кадром, а действующий на страницах [[шоу внутри шоу|романа мастера]] ([[может, магия, а может, реальность|а отчасти и за их пределами]]) Иешуа га-Ноцри [[только оболочка|далеко-о не тождественен]] своему библейскому прототипу. Более того, [[бонус для гениев|по намёкам]] понятно, что Иешуа — это симулякр, навеянный мастеру [[дьявол|Воландом]], воплощающий то, как Воланд понимает реального Христа (который [[персонаж-призрак|тоже за кадром]] — однако [[нечисть боится святых символов|от знамения Его креста демоны таки шарахаются]]). | * М. А. [[Булгаков]], «[[Мастер и Маргарита]]» — [[зигзаг]]: Бог-Отец остаётся за кадром, а действующий на страницах [[шоу внутри шоу|романа мастера]] ([[может, магия, а может, реальность|а отчасти и за их пределами]]) Иешуа га-Ноцри [[только оболочка|далеко-о не тождественен]] своему библейскому прототипу. Более того, [[бонус для гениев|по намёкам]] понятно, что Иешуа — это симулякр, навеянный мастеру [[дьявол|Воландом]], воплощающий то, как Воланд понимает реального Христа (который [[персонаж-призрак|тоже за кадром]] — однако [[нечисть боится святых символов|от знамения Его креста демоны таки шарахаются]]). | ||
* [[Братья Стругацкие]], «Отягощённые злом»: один из персонажей — Демиург, а его помощник — Агасфер Лукич, который только носит имя того самого нехорошего древнего еврея, а на самом деле он — Иоанн, автор библейского Откровения. | * [[Братья Стругацкие]], «Отягощённые злом»: один из персонажей — Демиург, а его помощник — Агасфер Лукич, который только носит имя того самого нехорошего древнего еврея, а на самом деле он — Иоанн, автор библейского Откровения. | ||
** Интересно, что Демиург производит [[демон]]ическое впечатление, поэтому многие читатели ассоциировали его с Воландом, а персонаж другой линии зовётся Г. А. Носов, что выглядит как явная [[отсылка]] к Га-Ноцри. | ** Интересно, что Демиург производит [[демон]]ическое впечатление, поэтому многие читатели ассоциировали его с Воландом, а персонаж другой линии зовётся Г. А. Носов, что выглядит как явная [[отсылка]] к Га-Ноцри. | ||
* Дилогия «Граничник» В. Останина — постапокалипсис в самом буквальном смысле слова. Земная цивилизация почти рухнула под ударами демонов (тех самых, библейских) и неудивительно, что восстановление цивилизации происходит вокруг Церкви, способной [[Экзорцизм|защитить людей от инфернальной угрозы]] или хитрецов, решивших договориться с демонами{{spoiler|, в т.ч., демонами косплеящими языческих божеств}}. | |||
* «Оборотень в погонах» А. Уланова - магико-мистическое AU. В частности, местный аналог коммунизма представлял собой теократическое учение, основанное на христианстве (соборы св. [[Ленин|Владимира Симбирского]] на главной площади каждого города - в комплекте). На страницах книги Творец, ни его противники не появляются, но за кадром демоны (библейские, не фэнтезийные) появляются, а катастрофы в финале удается избежать лишь благодаря [[Эвкатастрофа|наложению такого количества случайностей]], что очевидно - Творец помог... | |||
==== Зарубежная ==== | ==== Зарубежная ==== | ||
Строка 24: | Строка 29: | ||
** Также действует в первых главах «Сильмариллиона» — сотворяя Валар, вместе с Валар сотворяя Арду, а также время от времени общаясь с Валар. | ** Также действует в первых главах «Сильмариллиона» — сотворяя Валар, вместе с Валар сотворяя Арду, а также время от времени общаясь с Валар. | ||
* Цикл «Dragonlance» — зигзаг. Верховный бог (он же «Отец всего/Мать всего») есть, но за всю историю Кринна отметился всего лишь дважды - создав Кринн и младших богов, а также остановив Войну богов, когда детишки не сошлись в мнениях по вопросу «Как нам обустроить Кринн». Вера в Верховного имеется. Организованного культа нет. | * Цикл «Dragonlance» — зигзаг. Верховный бог (он же «Отец всего/Мать всего») есть, но за всю историю Кринна отметился всего лишь дважды - создав Кринн и младших богов, а также остановив Войну богов, когда детишки не сошлись в мнениях по вопросу «Как нам обустроить Кринн». Вера в Верховного имеется. Организованного культа нет. | ||
=== [[Музыка]] === | === [[Музыка]] === | ||
* | * «Бывший подъесаул» В. Цоя - голос свыше призывал главного героя не присоединяться к Гражданской войне. {{spoiler| Главный герой не послушал. Всё закончилось плохо.}} | ||
=== [[Реальная жизнь]] === | === [[Реальная жизнь]] === | ||
Строка 39: | Строка 38: | ||
* Ранний [[Справочник автора/Зороастризм|Зороастризм]] — [[с прикрученным фитильком]]: признаётся существование двух верховных богов, равных по силе, но поклоняться надо только одному, потому что второй — [[злодей]]. | * Ранний [[Справочник автора/Зороастризм|Зороастризм]] — [[с прикрученным фитильком]]: признаётся существование двух верховных богов, равных по силе, но поклоняться надо только одному, потому что второй — [[злодей]]. | ||
* Некоторые течения индуизма, в которых единый Бог выступает в роли творца, хранителя и разрушителя материальной вселенной, а также спасителя верующих. Характерен для традиций [[w:Бхакти|бхакти]]. | * Некоторые течения индуизма, в которых единый Бог выступает в роли творца, хранителя и разрушителя материальной вселенной, а также спасителя верующих. Характерен для традиций [[w:Бхакти|бхакти]]. | ||
* [[Герои и философы|Греческая философия]] - редкий пример монотеизма как философии без культа. Первые вариации на тему встречаются уже у Платона, проработано у Филона Александрийского. | |||
* [[Индийские песни и пляски|Сикхизм]], развившийся на основе индуизма под влиянием ислама. | * [[Индийские песни и пляски|Сикхизм]], развившийся на основе индуизма под влиянием ислама. | ||
* В [[Конфуцианцы, кунфуисты и коммунисты|Китае]] до развития конфуцианства и даосизма существовал [[w:Моизм|моизм]]. Наряду с ним были малые боги и духи, которые подчинялись Небу, как ангелы в авраамизме. | * В [[Конфуцианцы, кунфуисты и коммунисты|Китае]] до развития конфуцианства и даосизма существовал [[w:Моизм|моизм]]. Наряду с ним были малые боги и духи, которые подчинялись Небу, как ангелы в авраамизме. | ||
* У [[Мачу-Пикчу и кипу|инков]] и их соседей была тенденция рассматривать демиурга [[w:Виракоча (божество)|Виракочу]] именно как единого бога, а остальных божеств - его воплощениями. | * У [[Мачу-Пикчу и кипу|инков]] и их соседей была тенденция рассматривать демиурга [[w:Виракоча (божество)|Виракочу]] именно как единого бога, а остальных божеств - его воплощениями. | ||
* По одной из версий культ Тэнгри у [[Степи и Чингисхан|монголов]] был монотеистическим. | |||
{{Nav/Религия}} | {{Nav/Религия}} |
Текущая версия на 16:59, 21 июля 2024
« | Веруем во Единого Бога Отца, Вседержителя, Творца всего видимого и невидимого. | » |
— Никейский Символ веры |
Монотеизм — вера в единого Бога, являющегося личностью, создавшего Вселенную и управляющего ей. Если последнее условие не выполняется, то мы имеем дело с деизмом. Если не выполняется первое условие - с пантеизмом.
При описании земных реалий, как правило представлено авраамизмом, при описании иных миров - вариациями на тему культов Хрустального дракона, Незримого орла или Могучего льва. Мир монотеизма этими традициями не исчерпывается (см. раздел Реальная жизнь), но авторы предпочитают использовать более узнаваемые образы.
Примеры[править]
Добавляйте примеры произведений, где Бог, ангелы (включая падших) или хотя бы святые, чья сила исходит от Единого Бога[1], являются действующими лицами, но не те, где часть персонажей, или даже все поголовно, просто верят в Него. Таких в рамках нашей (пост)христианской культуры окажется слишком много. Произведения, в которых присутствуют Бог или ангелы, но отсутствует вера в них/религиозный культ - тоже не сюда, это в смежный троп.
Литература[править]
Отечественная[править]
- А. С. Пушкин, «Пророк» — новеллизация библейского сюжета о явлении ангела пророку.
- Н. С. Гумилев, «Потомки Каина» и «Пять коней» — деконструкция деконструкции. Оба стихотворения начинаются с сюжета про встречу героя (героев) с романтично-прекрасным демоном, инверсией традиционного христианского образа, к началу XX века близкой к убитому тропу, а в конце стихотворения парой строк разворачивает картину на 180 градусов.
- Н. В. Гоголь, «Страшная месть» — один из персонажей говорит с Богом и получает от Него разрешение отомстить тем способом, который выбрал сам.
- М. А. Булгаков, «Мастер и Маргарита» — зигзаг: Бог-Отец остаётся за кадром, а действующий на страницах романа мастера (а отчасти и за их пределами) Иешуа га-Ноцри далеко-о не тождественен своему библейскому прототипу. Более того, по намёкам понятно, что Иешуа — это симулякр, навеянный мастеру Воландом, воплощающий то, как Воланд понимает реального Христа (который тоже за кадром — однако от знамения Его креста демоны таки шарахаются).
- Братья Стругацкие, «Отягощённые злом»: один из персонажей — Демиург, а его помощник — Агасфер Лукич, который только носит имя того самого нехорошего древнего еврея, а на самом деле он — Иоанн, автор библейского Откровения.
- Интересно, что Демиург производит демоническое впечатление, поэтому многие читатели ассоциировали его с Воландом, а персонаж другой линии зовётся Г. А. Носов, что выглядит как явная отсылка к Га-Ноцри.
- Дилогия «Граничник» В. Останина — постапокалипсис в самом буквальном смысле слова. Земная цивилизация почти рухнула под ударами демонов (тех самых, библейских) и неудивительно, что восстановление цивилизации происходит вокруг Церкви, способной защитить людей от инфернальной угрозы или хитрецов, решивших договориться с демонами, в т.ч., демонами косплеящими языческих божеств.
- «Оборотень в погонах» А. Уланова - магико-мистическое AU. В частности, местный аналог коммунизма представлял собой теократическое учение, основанное на христианстве (соборы св. Владимира Симбирского на главной площади каждого города - в комплекте). На страницах книги Творец, ни его противники не появляются, но за кадром демоны (библейские, не фэнтезийные) появляются, а катастрофы в финале удается избежать лишь благодаря наложению такого количества случайностей, что очевидно - Творец помог...
Зарубежная[править]
- «Бхагавад-Гита» — Арджуна в ходе разговора с Кришной понимает, что перед ним не простой крутой смертный, а сам Творец.
- Джон Милтон, «Потерянный рай»
- Клайв Льюис:
- «Хроники Нарнии» — присутствует постоянно.
- «Космическая трилогия» — многократно упоминается, но действует разве что в «Переландре», где Рэнсом ведет с ним мысленный диалог.
- Дж. Толкин — нуменорцы поклонялись Эру Илуватару. Когда Саурон уломал их вместо этого поклоняться Мелькору, принося человеческие жертвоприношения, а потом - пойти войной на Валинор, Эру вмешался, изменив метрику мира и выведя Валинор в другой пласт бытия, в процессе чего Нуменор утонул.
- Также действует в первых главах «Сильмариллиона» — сотворяя Валар, вместе с Валар сотворяя Арду, а также время от времени общаясь с Валар.
- Цикл «Dragonlance» — зигзаг. Верховный бог (он же «Отец всего/Мать всего») есть, но за всю историю Кринна отметился всего лишь дважды - создав Кринн и младших богов, а также остановив Войну богов, когда детишки не сошлись в мнениях по вопросу «Как нам обустроить Кринн». Вера в Верховного имеется. Организованного культа нет.
Музыка[править]
- «Бывший подъесаул» В. Цоя - голос свыше призывал главного героя не присоединяться к Гражданской войне. Главный герой не послушал. Всё закончилось плохо.
Реальная жизнь[править]
- Фараон Эхнатон попытался ввести монотеистический культ бога Атона, отменив поклонение остальным богам. Не взлетело, но, судя по всему, понравилось древним евреям, которые сформировали следующий пункт.
- Авраамические религии (иудаизм, христианство, ислам и примкнувший к ним бахаизм).
- Ранний Зороастризм — с прикрученным фитильком: признаётся существование двух верховных богов, равных по силе, но поклоняться надо только одному, потому что второй — злодей.
- Некоторые течения индуизма, в которых единый Бог выступает в роли творца, хранителя и разрушителя материальной вселенной, а также спасителя верующих. Характерен для традиций бхакти.
- Греческая философия - редкий пример монотеизма как философии без культа. Первые вариации на тему встречаются уже у Платона, проработано у Филона Александрийского.
- Сикхизм, развившийся на основе индуизма под влиянием ислама.
- В Китае до развития конфуцианства и даосизма существовал моизм. Наряду с ним были малые боги и духи, которые подчинялись Небу, как ангелы в авраамизме.
- У инков и их соседей была тенденция рассматривать демиурга Виракочу именно как единого бога, а остальных божеств - его воплощениями.
- По одной из версий культ Тэнгри у монголов был монотеистическим.
- ↑ Если люди (или не люди) благодаря своей святости делают что-то, чего обычные люди делать не могут, - через них проявляет свою волю Творец. Если люди, прославленные как святые, чудес не творят (святая Арлиль из «Магические осадки не ожидаются») или творят не благодаря помощи свыше (как святой Феандилль в «Хрониках странного королевства», - это не про данную тему.