Нестандартные приемы съёмки: различия между версиями

Материал из Posmotrelisu
Перейти к навигации Перейти к поиску
Строка 11: Строка 11:
* Великолепные [[спецдефекты]]. Нереалистичность эффектов очевидна — но, парадоксальным образом, это работает на историю и добавляет сцене реализма. Яркий пример — кукла-терминатор в первой части: да, она действительно выглядит не как живой Арни. Она выглядит как безэмоциональный терминатор, у которого начинает отмирать и гнить органическая часть. Сопутствующий эффект [[зловещая долина|зловещей долины]] вышел очень атмосферным.
* Великолепные [[спецдефекты]]. Нереалистичность эффектов очевидна — но, парадоксальным образом, это работает на историю и добавляет сцене реализма. Яркий пример — кукла-терминатор в первой части: да, она действительно выглядит не как живой Арни. Она выглядит как безэмоциональный терминатор, у которого начинает отмирать и гнить органическая часть. Сопутствующий эффект [[зловещая долина|зловещей долины]] вышел очень атмосферным.


*Длинный кадр. Считается, что статическая сцена длиной более 10 секунд становится для зрителя скучной и часто ее оживляют сменой плана или ракурса. С другой стороны непрерывный кадр, длящийся дольше обычного, позволяет усилить драматичность действия, хотя и требует слаженной работы актеров, оператора и всей съемочной площадки. Первые фильмы, зачастую и снимались одним кадром, а разбиение фильма на сцены появилось позднее. Технически, до появления цифровой съемки длина кадра ограничивалась количеством пленки (обычно около 10 минут), но и это ограничение пытались обходить. Ярким примером может служить 80-минутный фильм Хичкока «Веревка» 1948 г, состоящий из 9 монтажных сцен, переходы в которых маскировались различным реквизитом.  
*Длинный кадр. Считается, что статическая сцена длиной более 10 секунд становится для зрителя скучной и часто ее оживляют сменой плана или ракурса. С другой стороны непрерывный кадр, длящийся дольше обычного, позволяет усилить драматичность действия, хотя и требует слаженной работы актеров, оператора и всей съемочной площадки. Первые фильмы, зачастую и снимались одним кадром, а разбиение фильма на сцены появилось позднее. Технически, до появления цифровой съемки длина кадра ограничивалась количеством пленки (обычно около 10 минут), но и это ограничение пытались обходить. Ярким примером может служить 80-минутный фильм Хичкока «Веревка» 1948 г, состоящий из 9 монтажных сцен, переходы в которых маскировались различным реквизитом. Режиссеры будто соревновались, кто сможет сделать наиболее длинный план в своем фильме. [[Педаль в пол]] утопил Сокуров, снявший полнометражный фильм «Русский ковчег» одним кадром от начала и до конца!
{{CollapsedSection|h3|Примеры|
*Бёрдман - прогулка по Таймс-сквер
*[[Сияние]] 1980г. - сцена с трехколесным велосипедом
*[[Славные_парни_(фильм,_1990)]] - проходка в клуб
*[[Дитя человеческое]] 2006г. - шестиминутная сцена пробега Тео по городу, где идут военные действия
*1917 - пробежка по полю боя
*[[Олдбой]] 2003г. - трехминутная сцена драки в коридоре
*Гравитация 2013 г. - трехминутная сцена в открытом космосе, начало фильма}}
Режиссеры будто соревновались, кто сможет сделать наиболее длинный план в своем фильме. [[Педаль в пол]] утопил Сокуров, снявший полнометражный фильм «Русский ковчег» одним кадром от начала и до конца!


*Поликадр (разделение экрана). Одновременный показ нескольких действий в одном кадре. В чем баг? Зрителю некомфортно отслеживать два параллельных (или даже более) события на одном экране. Фича как раз в том, что талантливый режиссер умеет эту технику правильно использовать. Например, фильм «Таймкод» 2000 г. - это поликадр из четырех непрерывных 90-минутных планов.   
*Поликадр (разделение экрана). Одновременный показ нескольких действий в одном кадре. В чем баг? Зрителю некомфортно отслеживать два параллельных (или даже более) события на одном экране. Фича как раз в том, что талантливый режиссер умеет эту технику правильно использовать. Например, фильм «Таймкод» 2000 г. - это поликадр из четырех непрерывных 90-минутных планов.   
Строка 28: Строка 19:


*Съемка на пленку. Да, раньше фильмы снимали на пленку и никого это не удивляло - альтернатив не было. С появлением цифровых кинокамер большинство режиссеров перешли на цифру, ведь она упрощает работу, в первую очередь - пост-продакшн. И пленка стала анохронизмом, хотя и иногда применялась. Думаете для какого-нибудь артхауса? Да для него тоже, даже черно-белая. Но и более массовые продукты снимали на кинопленку. Например, все 5 сезонов [[Во все тяжкие]] Гиллиган снимал на 35 мм пленку. Трижды оскароносный «Операция «Арго» 2012 тоже снят на пленку, чтобы передать атмосферу времени и органично вписать документальную хронику. Или [[Оппенгеймер]] 2020г. хоть и частично, но снят на пленку.
*Съемка на пленку. Да, раньше фильмы снимали на пленку и никого это не удивляло - альтернатив не было. С появлением цифровых кинокамер большинство режиссеров перешли на цифру, ведь она упрощает работу, в первую очередь - пост-продакшн. И пленка стала анохронизмом, хотя и иногда применялась. Думаете для какого-нибудь артхауса? Да для него тоже, даже черно-белая. Но и более массовые продукты снимали на кинопленку. Например, все 5 сезонов [[Во все тяжкие]] Гиллиган снимал на 35 мм пленку. Трижды оскароносный «Операция «Арго» 2012 тоже снят на пленку, чтобы передать атмосферу времени и органично вписать документальную хронику. Или [[Оппенгеймер]] 2020г. хоть и частично, но снят на пленку.
*Съемка с рук. Уважающий себя и свое дело оператор старается удерживать камеру ровно, насколько это возможно. Чтобы картинка была стабильной, а движения камеры наиболее плавными. В этом ему помогает штатив, монопод и подобное оборудование. Для динамичной съемки применяется стедикам - система стабилизации камеры, позволяющая избегать тряски. В эпоху домашнего видео, когда непрофессионалы снимали на ручную камеру, удерживаемую одной рукой, характерным было именно трясущийся кадр. Добавьте сюда автоматический, вечно промахивающийся, фокус и недорогую оптику. Это было допустимо для непубличной записи, но в профессиональной среде материал, отснятый с таким качеством считался однозначным браком. И когда такого качества видео вынуждено приходилось ставить в эфир новостей или телепередачу, на нее стыдливо вешалась плашка «Любительская съемка». Однако, именно благодаря возможности работать с непрофессиональным оборудованием возник отдельный жанр [[псевдодокументалистика]] и масса мистификаций типа «страшная найденая видеокассета». Самый известный пример: «Ведьма из Блэр» 1999 г.
**Вдогонку еще можно указать поделие<ref>Автор упорно отказывается считать ЭТО фильмом</ref> уровня «Горько!» 2013г, где съемка хоть и ведется на довольно приличное оборудование, но манера съемки вбирает в себя все ошибки непрофессионального оператора: съемка с руки, постоянные дерганья камеры влево-вправо и отвратительный наезд-отъезд. Любое содержание, снятое таким образом, приводит к тошноте при просмотре примерно через полчаса. Но здесь это - авторский прием.
== Примечания ==
== Примечания ==
{{Примечания}}
{{Примечания}}

Версия 16:14, 28 марта 2025

Dw-worker.jpgСтройплощадка, наденьте каску!
Эта статья сейчас в процессе написания. Автор планирует нечто объёмное и застрачивает сюда текст по частям. Пожалуйста, дождитесь завершения работы, и только потом редактируйте: не создавайте неудобства себе и автору.

Багофичи бывают только в играх? Ну, или хотя бы только в ПО? Помилуйте, сударь, багофичи появились раньше, чем Конрад Цузе начал делать свой компьютер! Конечно, есть они и в кинематографе.

Процесс съемки фильма с технической точки зрения подчиняется массе писаных и неписаных правил. Но однажды, кто-то из технических или творческих работников случайно нарушает правила, либо режиссер нарушением таких правил выражает свою идею. Или задумка сценариста не может быть реализована в связи с недостаточно развитыми технологиями и оператору с режиссером приходится изворачиваться, чтобы получилось максимально близко к придуманному сценарию. И внезапно, такая ошибка становится яркой отличительной особенностью фильма, позволяет эффектнее раскрыть сюжет или даже признается общепринятым художественным приемом.

  • Номер ноль — чёрно-белая плёнка! Просто раньше другой и не было. В качестве багофичи символизирует или воспоминания (особенно очень старые), или древность как таковую (можно еще и дефектов пленки добавить, будет подобие старой-старой кинопленки), или просто безэмоциональную серость, депрессию.
    • Её родной брат — немое кино. Если актёры изо всех сил работают мимикой, безмолвно грызя реквизит — применяется и по сей день, потому что никакие звуки, кроме музыки, там уже не нужны. Бывшая вынужденная мера, тоже ставшая стилем, а кто вспомнил «Деревню дураков» — тот правильно вспомнил[1].
  • Slit Scan (щелевое сканирование). Представляете себе, как щель затвора скользит по кадру, а предметы за это время успевают сместиться? Ужас-ужас-ужас, их форма ведь исказится! Или не ужас? Или это можно использовать во благо? Применялся в «Космической одиссее» Кубрика. Для желающих почувствовать себя «типаякубрик-ом» — небольшой хелп тут, видеоредактор тут и самое главное (сам плагин для этого эффекта) — тут.
  • Lens Flare (внутриобъективные блики). Сколько оптику ни просветляй, а отражать что-то всё равно будет. Считались техническим браком и шли в корзину до 1969 года, когда Деннис Хоппер в «Беспечном ездоке» сделал их фичей. А теперь их добавляют даже в видеоигры, где никаких объективов нет. А при съемках любительского фильма бликами можно "скрыть" какие-либо дефекты.
  • Проявка киноплёнки по «ошибочному» техпроцессу (перепутали с другим типом плёнки). Или оставить кадры цветными, но качество и яркость цветов "подкрутить" и добавить дефектов кинопленки. Получится подобие кинохроники, но не очень старой.(Тоже добавить, у кого это было).
  • Великолепные спецдефекты. Нереалистичность эффектов очевидна — но, парадоксальным образом, это работает на историю и добавляет сцене реализма. Яркий пример — кукла-терминатор в первой части: да, она действительно выглядит не как живой Арни. Она выглядит как безэмоциональный терминатор, у которого начинает отмирать и гнить органическая часть. Сопутствующий эффект зловещей долины вышел очень атмосферным.
  • Длинный кадр. Считается, что статическая сцена длиной более 10 секунд становится для зрителя скучной и часто ее оживляют сменой плана или ракурса. С другой стороны непрерывный кадр, длящийся дольше обычного, позволяет усилить драматичность действия, хотя и требует слаженной работы актеров, оператора и всей съемочной площадки. Первые фильмы, зачастую и снимались одним кадром, а разбиение фильма на сцены появилось позднее. Технически, до появления цифровой съемки длина кадра ограничивалась количеством пленки (обычно около 10 минут), но и это ограничение пытались обходить. Ярким примером может служить 80-минутный фильм Хичкока «Веревка» 1948 г, состоящий из 9 монтажных сцен, переходы в которых маскировались различным реквизитом. Режиссеры будто соревновались, кто сможет сделать наиболее длинный план в своем фильме. Педаль в пол утопил Сокуров, снявший полнометражный фильм «Русский ковчег» одним кадром от начала и до конца!
  • Поликадр (разделение экрана). Одновременный показ нескольких действий в одном кадре. В чем баг? Зрителю некомфортно отслеживать два параллельных (или даже более) события на одном экране. Фича как раз в том, что талантливый режиссер умеет эту технику правильно использовать. Например, фильм «Таймкод» 2000 г. - это поликадр из четырех непрерывных 90-минутных планов.
    • А в 1950-е годы эта техника использовалась как способ обойти требования кодекса Хейнса и создать иллюзию одновременного пребывания влюбленных вместе. (Хотя это уже ближе к тропу протащить под радарами).
  • Мультиэкспозиция. При съемке на пленку один и то же кадр можно экпозировать несколько раз. Это распространенная ошибка у новичков, использующих фотоаппарат с ручной перемоткой пленки: сфотографировал, забыл перемотать пленку на чистый кадр, снова сфотографировал и получил две наложенных друг на друга картинки. Опытные же фотографы превратили это любительский промах в художественный прием, комбинируя в одном кадре несколько объектов. После этот прием перекочевал и к кинооператорам, позволяя получать спецэффекты при минимальных затратах. Да-да, это один из видов комбинированных съемок.
  • Съемка на пленку. Да, раньше фильмы снимали на пленку и никого это не удивляло - альтернатив не было. С появлением цифровых кинокамер большинство режиссеров перешли на цифру, ведь она упрощает работу, в первую очередь - пост-продакшн. И пленка стала анохронизмом, хотя и иногда применялась. Думаете для какого-нибудь артхауса? Да для него тоже, даже черно-белая. Но и более массовые продукты снимали на кинопленку. Например, все 5 сезонов Во все тяжкие Гиллиган снимал на 35 мм пленку. Трижды оскароносный «Операция «Арго» 2012 тоже снят на пленку, чтобы передать атмосферу времени и органично вписать документальную хронику. Или Оппенгеймер 2020г. хоть и частично, но снят на пленку.
  • Съемка с рук. Уважающий себя и свое дело оператор старается удерживать камеру ровно, насколько это возможно. Чтобы картинка была стабильной, а движения камеры наиболее плавными. В этом ему помогает штатив, монопод и подобное оборудование. Для динамичной съемки применяется стедикам - система стабилизации камеры, позволяющая избегать тряски. В эпоху домашнего видео, когда непрофессионалы снимали на ручную камеру, удерживаемую одной рукой, характерным было именно трясущийся кадр. Добавьте сюда автоматический, вечно промахивающийся, фокус и недорогую оптику. Это было допустимо для непубличной записи, но в профессиональной среде материал, отснятый с таким качеством считался однозначным браком. И когда такого качества видео вынуждено приходилось ставить в эфир новостей или телепередачу, на нее стыдливо вешалась плашка «Любительская съемка». Однако, именно благодаря возможности работать с непрофессиональным оборудованием возник отдельный жанр псевдодокументалистика и масса мистификаций типа «страшная найденая видеокассета». Самый известный пример: «Ведьма из Блэр» 1999 г.
    • Вдогонку еще можно указать поделие[2] уровня «Горько!» 2013г, где съемка хоть и ведется на довольно приличное оборудование, но манера съемки вбирает в себя все ошибки непрофессионального оператора: съемка с руки, постоянные дерганья камеры влево-вправо и отвратительный наезд-отъезд. Любое содержание, снятое таким образом, приводит к тошноте при просмотре примерно через полчаса. Но здесь это - авторский прием.

Примечания

  1. Впрочем, не совсем: конкретно в «Деревне» персонажи разговаривают ускоренной тарабарщиной, но часто можно разобрать, что именно они говорят (как правило, когда ради дополнительного юмора нужно, чтобы зритель это расслышал). А вот в «Маски шоу» любили стилизацию под немое кино. Не в каждом выпуске, но все же.
  2. Автор упорно отказывается считать ЭТО фильмом