Магия: различия между версиями
м (оформление) |
(Новая страница: «'''Магия''' — искусство оказывать воздействие на мир с помощью сверхъестественных сил. От науки отличается тем, что использует законы не физического, а какого-то иного мира, а от религии тем, что ориентирована на конкретные и практиче...») |
||
Строка 3: | Строка 3: | ||
== Виды магии == | == Виды магии == | ||
== Стандартная [[фэнтези]]йная магия == | |||
Наиярчайшая часть [[Стандартный фэнтези сеттинг|стандартного фэнтезийного сеттинга]] — стандартная фэнтезийная магия. Родоначальник её, несмотря на это, ни разу не Толкин, а, скорее, Гигакс, родство с ДнД и другими играми очевидно. | Наиярчайшая часть [[Стандартный фэнтези сеттинг|стандартного фэнтезийного сеттинга]] — стандартная фэнтезийная магия. Родоначальник её, несмотря на это, ни разу не Толкин, а, скорее, Гигакс, родство с ДнД и другими играми очевидно. | ||
Строка 17: | Строка 17: | ||
Классический пример СФМ — [[файербол]]. | Классический пример СФМ — [[файербол]]. | ||
Внутренних классификаций СФМ есть великое множество. Обычно она делится на [[стихии]] или школы. Каждая школа — отдельное направление в магии, которое изучается отдельным узкоспециализированнным сообществом магов (в играх — отдельная ветка развития персонажа). Есть варианты: | Внутренних классификаций СФМ есть великое множество. Обычно она делится на [[стихии]] или школы. Каждая школа — отдельное направление в магии, которое изучается отдельным узкоспециализированнным сообществом магов (в играх — отдельная ветка развития персонажа). Есть варианты: | ||
Строка 50: | Строка 43: | ||
Часто это то же самое, что и боевая магия, а иногда боевая специализация присутствует только у более «агрессивных» стихий, например таких, как огонь или воздух. | Часто это то же самое, что и боевая магия, а иногда боевая специализация присутствует только у более «агрессивных» стихий, например таких, как огонь или воздух. | ||
См. также: | |||
* [[Магия Вэнса]] | |||
: Разновидность стандартной фэнтезийной магии, особенность которой заключается в том, что заклинания одноразово запоминаются, и после каждого использования их надо заново повторять. Придумана писателем Джеком Вэнсом и распиарена в Dungeons and Dragons. | |||
* Боевая магия | |||
: Магия, специально предназначенная для уничтожения врагов на поле боя. Состоит из заклинаний огромной убойной силы, таких, как бессмертный [[файербол]]. | |||
* Маг примитивных и жестоких народов (орков, гоблинов, кое-кого из людей) называется шаманом. Его магия такая же — [[Уныло, но практично|прямолинейная, энергозатратная, жестокая]]. Как правило, шаманы презираются цивилизованными и интеллигентными магами. Иногда — заслуженно. Иногда — не очень. | |||
== [[Герметическая магия]] == | |||
Магия, построенная на представлениях исторически существовавших оккультистов Европы, принадлежность городского фэнтези или любого другого сеттинга с реалистичной магией. Называется также европейской и церемониальной. Построена на вызываниях духов с помощью вычурных магических кругов с каббалистическими символами, сложных обрядах и договорах с ангелами и демонами. Не столь бросается в глаза, как СФМ, но столь же эффективна. Например, если СФМ-демон — это пыхающая огнём из глаз и ноздрей тварь, которая будет рвать всё живое, включая и самого вызывавшего, если он утратит контроль, то оккультный демон — нечто, видимого проявления не имеющее, кроме как размытой фигуры в зеркале или магическом шаре, в реальном мире влияющее на случайные события, способное помочь магу, но при этом явно преследующее свои интересы и способное его жестоко обмануть с плачевным для него исходом. | Магия, построенная на представлениях исторически существовавших оккультистов Европы, принадлежность городского фэнтези или любого другого сеттинга с реалистичной магией. Называется также европейской и церемониальной. Построена на вызываниях духов с помощью вычурных магических кругов с каббалистическими символами, сложных обрядах и договорах с ангелами и демонами. Не столь бросается в глаза, как СФМ, но столь же эффективна. Например, если СФМ-демон — это пыхающая огнём из глаз и ноздрей тварь, которая будет рвать всё живое, включая и самого вызывавшего, если он утратит контроль, то оккультный демон — нечто, видимого проявления не имеющее, кроме как размытой фигуры в зеркале или магическом шаре, в реальном мире влияющее на случайные события, способное помочь магу, но при этом явно преследующее свои интересы и способное его жестоко обмануть с плачевным для него исходом. | ||
== [[Псионика]] == | |||
"Способность силой ума создавать паранормальные явления или управлять ими", а вообще-то та же самая магия, рафинированная под скептическим взглядом современного образованного зрителя и утратившая все эти ваши очевидные, вульгарные огненные шары в пользу тонких социальных взаимодействий, оставляющих куда большие возможности для веры в чудо/шарлатанство. | |||
== [[Гадание, приворот, заговор|Ведовство или колдовство]] == | |||
Более природная и деревенская магия, построенная обычно на народных заговорах. Часто ассоциируется с нечистой силой, но, как правило, нечистая сила тоже деревенская: колдун имеет дело не с пафосным архидемоном в алом плаще с кровавым подбоем, как герметист, а с маленьким, пузатеньким, свинорылым чёртиком. Более организованных, возвышенных и религиозных колдунов обычно называют [[друид]]ами; они специализируются на живой природе. | Более природная и деревенская магия, построенная обычно на народных заговорах. Часто ассоциируется с нечистой силой, но, как правило, нечистая сила тоже деревенская: колдун имеет дело не с пафосным архидемоном в алом плаще с кровавым подбоем, как герметист, а с маленьким, пузатеньким, свинорылым чёртиком. Более организованных, возвышенных и религиозных колдунов обычно называют [[друид]]ами; они специализируются на живой природе. | ||
== [[Шаман|Шаманская магия]] == | |||
Дикарская магия, построенная на представлениях анимизма — что у всего на свете есть духи, и этих духов можно призывать, договариваться с ними и задабривать их | Дикарская магия, построенная на представлениях анимизма — что у всего на свете есть духи, и этих духов можно призывать, договариваться с ними и задабривать их. Шаманы присутствуют у всех народов с первобытно-общинным строем. | ||
== [[Алхимия]] == | |||
Алхимию тоже часто причисляют к магии, понимая ее как искусство варить различные магические вещества: зелья, эликсиры, философские камни. Последний обеспечивает магу абсолютную власть над материей. Реже встречается т. н. высшая или духовная алхимия, ставящая целью преобразование духа во что-то более совершенное (популяризовано в массовом сознании Карлом Густавом Юнгом). Она близка к герметической магии. Зелья, тигли, перегонные кубы для такого алхимика — лишь способ достичь желаемого просветления или же символы. | Алхимию тоже часто причисляют к магии, понимая ее как искусство варить различные магические вещества: зелья, эликсиры, философские камни. Последний обеспечивает магу абсолютную власть над материей. Реже встречается т. н. высшая или духовная алхимия, ставящая целью преобразование духа во что-то более совершенное (популяризовано в массовом сознании Карлом Густавом Юнгом). Она близка к герметической магии. Зелья, тигли, перегонные кубы для такого алхимика — лишь способ достичь желаемого просветления или же символы. | ||
== [[Техномагия]] == | |||
Совмещение магии и привычной нам науки, технические устройства, работающие на магических принципах. Не забудь покормить телефон, %username%. | Совмещение магии и привычной нам науки, технические устройства, работающие на магических принципах. Не забудь покормить телефон, %username%. | ||
{{Nav/Superpowers}} | {{Nav/Superpowers}} |
Версия 23:47, 9 апреля 2022
Магия — искусство оказывать воздействие на мир с помощью сверхъестественных сил. От науки отличается тем, что использует законы не физического, а какого-то иного мира, а от религии тем, что ориентирована на конкретные и практические результаты.
Виды магии
Стандартная фэнтезийная магия
Наиярчайшая часть стандартного фэнтезийного сеттинга — стандартная фэнтезийная магия. Родоначальник её, несмотря на это, ни разу не Толкин, а, скорее, Гигакс, родство с ДнД и другими играми очевидно.
Характеризуется:
- Набором заклинаний с фиксированными свойствами.
- Маной или каким-то другим универсальным магическим эквивалентом.
- Общей техничностью и несакральностью.
- Как следствие — маги сходны со специалистами, ремесленниками, иногда — вообще инженерами.
По производимому эффекту СФМ весьма… эффектна. И эффективна. Хороший способ испепелить врага. Или заморозить его. Или пропустить по нему пару миллионов ампер. Выбирайте, в общем, что вам по вкусу. Можно и наоборот, зарастить в минуту рану от чужого меча. Или открыть портал за тридевять земель. Или прямо в Ад. Чтобы вытащить оттуда толпу рогатых клыкастых демонов, смачно облизывающихся в предвкушении хруста костей вашего врага. Да, внимательный читатель заметил верно — почти все способы применения так или иначе завязаны на войну или приключения. Связано это с тем, что магия в играх именно под это и затачивалась (под что же ещё! там же, в общем, больше ничего и нет), а МТА механически переносят это в книги. Впрочем, есть и адекватные прочтения СФМ, где она, помимо войны, используется и для вполне утилитарных целей.
Классический пример СФМ — файербол.
Внутренних классификаций СФМ есть великое множество. Обычно она делится на стихии или школы. Каждая школа — отдельное направление в магии, которое изучается отдельным узкоспециализированнным сообществом магов (в играх — отдельная ветка развития персонажа). Есть варианты:
Чёрно-белая магия
Разделение идёт от раннесредневекового христианства. Обращаешься за помощью к Богу и ангелам — добро, к демонам — зло. Вне зависимости от результата, кстати — потому и «белый» маг может жечь врагов взглядом и выворачивать их кишками наружу изящным жестом, а «чёрный» — воскрешать мёртвых. Характерный подтип — разделение магии на:
- чёрную (основана на договорах с демонами, форм-фактор — бес-помощник, который исполняет приказы мага, сам черный маг может только отдавать эти приказы и ограничен способностями своего демонического слуги),
- натуральную (основана на могуществе самого человека, самая наукообразная из всех. Сюда относятся всякие алхимия и герметизм. В общем — Arcane Magic, как она есть. Ограничена могуществом мага.)
- и белую (основана на помощи от Вышних Сил, а потому не ограничена ничем. Правда, Вышние Силы кому попало не помогают, поэтому ее достижение еще и самое сложное).
Белая магия
Магия, предназначенная для лечения, защиты и экзорцизма (обычно, впрочем, её адепты — не безоружные пацифисты, у них есть какое-нибудь «святое пламя», или они могут позвать на помощь пролетающего мимо ангела с огненным мечом. А еще, где вы в неяпонских произведениях видели белого мага, не являющегося клириком с какой-нибудь дубиной? Воооот…). Повторяет многие способности, приписываемые адептам различных религий, и во многих сеттингах составляет с религией единое целое. Классическая белая магия не требует для использования никаких опасных и аморальных действий, но требует от мага аскетизма и высокого нравственного кодекса.
Черная магия
Магия, предназначенная для нанесения вреда. В некоторых сеттингах черная магия, или чернокнижие — то же самое, что и боевая магия, в некоторых это то же самое, что и некромантия. Для чёткого разграничения чёрной магии от всей остальной обычно добавляются особые чёрточки — например, она требует для использования жертвоприношений, или годится только для проклятий и тому подобных гадостей, или даже некромантией действительно можно воскрешать людей, но они всегда возвращаются не такими.
- Магия, связанная со смертью и мёртвыми. Обычно основное предназначение некромантии — создание и управление нежитью. Но иногда (например, у Ника Перумова) некроманты — профессиональные упокоители нежити. Многие некроманты сами рано или поздно становятся нежитью, например, личами.
- Подвид черной магии, основанный на жертвоприношениях. Магия крови берет силу от страданий или смерти жертв, предаваемых различным мучительным или не очень казням.
Этот способ деления штампован, примитивен и неоднократно подвергнут деконструкции. См. тот же Перумов: «Да, конечно, я жестоко зарезал пару сотен пушистых котяток. Но я сделал это для того, чтобы высвобожденной силой уничтожить армию, угрожающую захватить город и жестоко зарезать пару сотен тупых обывателей, которые меня так ненавидят.»
- Другой пример деконструкции из лукоморского цикла Светланы Багдериной: белые — это техномаги или учёные, которые работают в белых халатах. А чёрные — классические маги которым лень стирать спецодежду.
Магия стихий
Магия, построенная на управлении стихиями, которых обычно четыре: земля, вода, огонь и воздух. Или три — огонь, лед и молния. Или пять — четыре стандартных и эфир, или пустота, или астрал. В Китае пять стихий — это: дерево, огонь, почва, металл, вода. Магия эта либо берёт источник энергии из определённой стихии, либо проявляется, воздействуя, на эту стихию, либо и то, и другое. Часто это то же самое, что и боевая магия, а иногда боевая специализация присутствует только у более «агрессивных» стихий, например таких, как огонь или воздух.
См. также:
- Разновидность стандартной фэнтезийной магии, особенность которой заключается в том, что заклинания одноразово запоминаются, и после каждого использования их надо заново повторять. Придумана писателем Джеком Вэнсом и распиарена в Dungeons and Dragons.
- Боевая магия
- Магия, специально предназначенная для уничтожения врагов на поле боя. Состоит из заклинаний огромной убойной силы, таких, как бессмертный файербол.
- Маг примитивных и жестоких народов (орков, гоблинов, кое-кого из людей) называется шаманом. Его магия такая же — прямолинейная, энергозатратная, жестокая. Как правило, шаманы презираются цивилизованными и интеллигентными магами. Иногда — заслуженно. Иногда — не очень.
Герметическая магия
Магия, построенная на представлениях исторически существовавших оккультистов Европы, принадлежность городского фэнтези или любого другого сеттинга с реалистичной магией. Называется также европейской и церемониальной. Построена на вызываниях духов с помощью вычурных магических кругов с каббалистическими символами, сложных обрядах и договорах с ангелами и демонами. Не столь бросается в глаза, как СФМ, но столь же эффективна. Например, если СФМ-демон — это пыхающая огнём из глаз и ноздрей тварь, которая будет рвать всё живое, включая и самого вызывавшего, если он утратит контроль, то оккультный демон — нечто, видимого проявления не имеющее, кроме как размытой фигуры в зеркале или магическом шаре, в реальном мире влияющее на случайные события, способное помочь магу, но при этом явно преследующее свои интересы и способное его жестоко обмануть с плачевным для него исходом.
Псионика
"Способность силой ума создавать паранормальные явления или управлять ими", а вообще-то та же самая магия, рафинированная под скептическим взглядом современного образованного зрителя и утратившая все эти ваши очевидные, вульгарные огненные шары в пользу тонких социальных взаимодействий, оставляющих куда большие возможности для веры в чудо/шарлатанство.
Ведовство или колдовство
Более природная и деревенская магия, построенная обычно на народных заговорах. Часто ассоциируется с нечистой силой, но, как правило, нечистая сила тоже деревенская: колдун имеет дело не с пафосным архидемоном в алом плаще с кровавым подбоем, как герметист, а с маленьким, пузатеньким, свинорылым чёртиком. Более организованных, возвышенных и религиозных колдунов обычно называют друидами; они специализируются на живой природе.
Шаманская магия
Дикарская магия, построенная на представлениях анимизма — что у всего на свете есть духи, и этих духов можно призывать, договариваться с ними и задабривать их. Шаманы присутствуют у всех народов с первобытно-общинным строем.
Алхимия
Алхимию тоже часто причисляют к магии, понимая ее как искусство варить различные магические вещества: зелья, эликсиры, философские камни. Последний обеспечивает магу абсолютную власть над материей. Реже встречается т. н. высшая или духовная алхимия, ставящая целью преобразование духа во что-то более совершенное (популяризовано в массовом сознании Карлом Густавом Юнгом). Она близка к герметической магии. Зелья, тигли, перегонные кубы для такого алхимика — лишь способ достичь желаемого просветления или же символы.
Техномагия
Совмещение магии и привычной нам науки, технические устройства, работающие на магических принципах. Не забудь покормить телефон, %username%.