Маги традиционно воспринимаются мудрыми. Считается что мудрость увеличивает их магические силы. Традиционно маг считается очень начитанным и имеет огромную библиотеку толстых магических книг, заклинания именно читают, а само волшебство дословно называется Grammary — созвучно «грамотности» и «грамматику». И даже в каком нибудь племени мумбо-юмбо шаман самый умный и мудрый, а в какой-нибудь богом забытой деревне неграмотная деревенская ведьма много ведает, то есть знает, и опять же является мудрой.
Само слово «маг» пришло к нам из Библии через греческий язык. Так называли волхвов, принесших дары новорожденному Иисусу. В греческий это слово перекочевало из персидского, а в персидском и означало «мудрец».
Пятиминутка реальности
В обществе примерно до Средневековья так оно и было: учёные происходили в основном из священников и шаманов. Ну и, разумеется, ведьмаки-одиночки, которые встали на путь мудрости. Дело в том, что простым людям приходится выживать, а знати — выполнять свою часть договора, которая и делает их феодалами. Богатое государство с мудрым правителем позволяет существовать профессиональным учёным. Случившееся после эпохи Возрождения развитие военного дела, лишившее «людей-танков» своих преимуществ, перебросило аристократов на другие дела, в том числе и в науку. А если нет ни того, ни другого, то служитель культа — лучшая кандидатура на учёного-любителя. Ну а ведьмак — он живёт если не наукой, то мудростью.
Где встречается
Предания
- Маг Мерлин из легенд о Короле Артуре.
- «Волшебник Изумрудного города» — Гуррикап, Виллина, Рамина, Стелла и мудрый Гудвин. Последний, конечно, шарлатан… но да, не лишён мудрости.
- «Властелин Колец» — все маги участвуют в Совете Мудрых. Их название, «истари», означает сразу «маги» и «мудрецы».
- А в английском языке слово wizard родственно слову wisdom.
- «Дозоры» Лукьяненко — связь между магией и умственным коэффициентом не проговаривается напрямую, но почему-то практически все «маги вне категорий» оказываются хитромудрыми интриганами. Может быть, долгая жизнь и умение видеть линии вероятностей способствует.
- Heroes of Might & Magic II — почти кодификатор. Все магические классы по умолчанию имеют навык Wisdom (мудрость).
- Во всей серии, кроме четвертой и шестой части, параметр Knowledge (знание) очень важен для магов и требует обязательной прокачки, так как без него маги получаются очень слабые и их сил хватает очень ненадолго. А если короче — от него напрямую зависит количество маны. Только не надо путать параметр Knowledge (один из четырех базовых) и навык Wisdom, который позволяет изучать и использовать более сильные заклинания. Например, рыцарь без навыка Wisdom может получить через артефакты Spell Power более 20 и Knowledge столько же, но бить врага мощными молниями он сможет, а огненные шары, телепорт или оживление — увы.
- Разве что найдется соответствующий свиток.
- Star Wars: Knights of the Old Republic — для успешного использования Силы персонаж должен быть мудрым. Именно мудрость влияет на количество очков Силы, успех применения способностей и т. п. Интеллект в игре влияет на дополнительные навыки, такие как взлом компьютеров, обход систем безопасности, ремонт поломанных дроидов, в общем с использованием Силы никак не связанные.
- Университет Пандоры - для магов этот троп - практически аксиома. Из-за того, что местная магия основывается на знании того, как правильно провести правильный ритуал, все вставшие на магический путь строго делятся на мудрых и кончивших ОЧЕНЬ плохо.
Где НЕ встречается
- Гарри Поттер — среди всех этих тысяч магов по-настоящему мудрых единицы.
- «Сонхийский цикл» Антона Орлова — наличие магических способностей никак не коррелирует с мудростью. Среди магов есть и крайне недалёкие, и мелочные, и лицемерные и просто откровенно тупые. Мудрые тоже встречаются — примерно в той же пропорции, что и среди обычных людей.
- Dungeons and Dragons — мудрые здесь клирики, а маги интеллектуальные (колдуны и вовсе харизматичные). Более того: мудрость для магов чаще всего оказывается «dump stat» — характеристикой, на которой экономят очки. Потому что с точки зрения игромеханики польза от мудрости для мага даже меньше, чем от силы.
- Dragonlance, списанная с предыдущего примера — хорошие маги начитанны, обладают колоссальным запасом знаний в разных областях… а еще весь Кринн небезосновательно считает их бездуховными прагматиками, примерно как современных ученых. Собственно, маги и есть такие ученые.
- По официальной ДнД раскидке самый известный маг цикла — Рейстлин — имеет стартовые значения мудрости 11 и интеллекта 17. На пике же могущества мудрость остается на значении 11, а интеллект доходит до 22, что в два раза больше. Это, в принципе, демонстрирует история Мира Песочных Часов: начинать войну со всем пантеоном не очень мудро, но чтобы выиграть ее, нужен выдающийся интеллект.
- Warcraft — маги по сюжету мудрые, а в игре откровенно тупят.
- Да и в фильме особо не лучше.
- Веб-комикс «Gunshow» — волшебник не может найти свой дробовик? Ерунда, наколдует еще пять тысяч и разбросает повсюду. Никакого понятия о том, что хорошо, а что плохо.
Суперспособности и магия |
---|
Происхождение |
Магия (Sorcery) • Антимагия (Гаситель сверхспособностей (Криптонит повсюду) • Магоед • Твоя магия здесь бесполезна) • Антирегенерация • Аспект • Бытовая магия • В руках государя целебная сила • Ведьмовство (Гадание, приворот, заговор) • Вклиниться в чужой спеллкаст • Герметическая магия • Данный свыше дар • Друидизм • Инициация • Источник магии (Альтернативный источник силы/Мана/Мидихлорианы) • Магия вероятностей • Магия крови • Магия подобна радиации • Маг-фу • Матемагия • Метамагия (суперспособности к суперспособностям) • Нацистский оккультизм vs Советская магия vs Колдуны из НАТО • Некромантия • Не магия • Оммёдо • Призыв духов • Псионические способности • Расовая магия • Религия — это магия • Родомагия • Сексуальная магия • Сила денег • Стандартные магические проблемы (Психологические эффекты магии) • Супергеройство • Суповой набор заклинаний • Техномагия (Технология получения суперспособностей • Чудеса от науки) • Чернокнижие • Шаманизм • Шкала комфортности бытия магом • Шкала могущества богов • Шкала могущества магов • Шкала способностей персонажей
Превращение: Асимметричная метаморфоза • Анимагия vs Оборотень (Поединок оборотней) • Болезненная трансформация • Доппельгангер • Окаменение • Превратить в животное |
---|
Форм-фактор |
Адаптация к урону • Астральная проекция • Всеведение • Всемогущество • Дальновидение • Дурной глаз • Дышит в космосе • Желание • Звукоимитатор • Изменение реальности (Всесильная бюрократия) • Истинное зрение/Нечеловеческое зрение • Копирование сверхспособностей/Скопировать материю • Кроме мордобития — никаких чудес • Левитация • Летучий кирпич • Лучи из глаз • Люди-плюс • Монстр-жижица • Невидимость (Гад-невидимка • Хороший невидимка) • Не чувствует боли • Няшная суперсила • Очень твёрдое тело • Волшебный барьер • Отражение урона/Перенос урона • Паразит сверхспособностей/Даритель сверхспособностей/Убил — забрал способность • Регенерация (утебяжрегенерация) • Руки-ножницы • Самокопирование • Самоуничтожение • Сверхчувствительные чувства • Сверхэластичность • Симпатическая магия • Созидание/Призыв и Магия Материи (трансфигурация) vs волшебная дезинтеграция • Стенолаз • Суперскорость • Технопатия • Убойное дыхание • Управление голосом • Ураганный чих • Физическая неуязвимость • Физическая суперсила • Ходить по воде • Хождение сквозь стены • Ядовитая персона |
---|
Элементалистика |
Ветродуй • Взрывная сила • Всех замочу (Ледяная душа • Заморозить и разбить) • Геокинез (Кристаллокинез) • Игра с огнём (Мощь лавы • файербол и его история • Ходячий крематорий • Холодное пламя vs. Адский и Солнечный огонь) • Мастер бумаги • Окаменение • Повелитель металла • Погодная магия • Пятая стихия/Пятый элемент (эфир • пустотная сингулярность) • Распад и гниение vs Биомагия • Сила лепестков • Сила природы • Человек-сонар/Вибромантия • Шок и трепет (демон электричества • псих-электрик) vs. Не электричество • Ща как засвечу (Мощь Солнца) vs Тёмная энергия |
---|
Экзистенциалика |
Божественный бэкап • Внепричинность • Демонология (режим демона) • Магическое подчинение • Магия иллюзий • Магия имени (Истинное имя • тот, кого нельзя называть) • Манипуляция воспоминаниями • Массовый гипноз • Похититель душ/Похитители тел • Предсказание • Принудительный сон • Ретрокогниция vs Ясновидение (тактическое • ясновидящий детектив) • Семантическая сверхспособность • Творчество меняет реальность/Эмоциональное миротворение • Телепатия |
---|
Структуристика |
Алхимия • Артефакторика (исходный код Мироздания • программный язык Мироздания) • Магия воображения • Манипуляция возрастом • Музыка — это магия • Телепортация (боевая • через ад • экстренная) • Телекинез • Чародей-тополог |
---|
Управление временем |
Мастер времени (Вернуться и переиграть • Остановка времени) • Ретрокинез |
---|
Маги и Ко. |
Алхимик (Фулканелли) • Армия магов • Архимаг/Маг широкого профиля • Астролог • Боевой маг/Военный маг/Колдун и стрелок • Босоногий маг • Варлок • Ведьма (Баба-Яга) • Верховный маг • Гадалка (Слепой прорицатель) • Звероуст • Добрый волшебник vs Злой колдун • Карга vs Прекрасная волшебница (Готическая волшебница • Милая ведьмочка) • Изобретатель заклинаний • Ковен • Лидер и маг • Лич • Магл • Маг-недоучка • Маг-разбойник • Медиум • Нарушитель теории вероятностей • Некромант (Некромант-изобретатель) • Неуклюжий маг • Придворный маг vs Чернокнижника вызывали? • Ребёнок со сверхспособностями • Робот-маг • Следопыт • Сноходец • Спирит • Телосложение (в отличной боевой форме • толстый • хлипкий) • Убийца магов • Чудак со сверхспособностями/Просветлённый со сверхспособностями
Волшебники против ведьм • Миллионер-оккультист • Президент-супергерой • Смертный не может быть так крут vs Реалистичные суперспособности • Тело не по навыкам (Для магии нужна сила) |
---|
Магические предметы и вещества |
Аксессуар для трансформации • Бездонный мешок • Бутылочка зелья • Волшебная книга (Гримуар • Книга заклинаний • Книга запретных знаний • Книга судеб и пророчеств) • Волшебная палочка • Волшебная татуировка • Волшебное зеркало • Волшебный цветок • Карты Таро • Ковёр-самолёт • Магический колокол • Магический пейджер • Машина лотофагов • Множитель силы • Непонятная штуковина • Рука славы • Священное древо • Средство Макропулоса • Филактерия • Фэнтезийные металлы (Адамантиум • Метеоритное железо/Холодное железо • Мифрил • Орихалк • Проклятое золото • Серебро — светлый металл) • Фэнтезийные неметаллы (Адский камень • Вечный лёд • Ихор • Обсидиан • Философский камень • Энергетические кристаллы)
Артефакт: Античитерский артефакт • Бесполезный артефакт • Злобный артефакт • Копирующий артефакт • Узнаваемый артефакт (Священный Грааль) • Читерский артефакт
Магическая одежда и аксессуары: Артефактная броня • Волшебная накидка • Волшебная шляпа • Магическая цепь • Магические ботинки • Магический браслет • Магический посох • Магический пояс • Магическое кольцо • Плащ невидимости • Талисман и амулет • Хрустальный шар
Оружие: Зачарованное оружие vs Колдовской клинок • Магический посох • Огненный меч • Одушевлённое оружие • Ритуальный клинок • Флеботические пули
Транспорт: Летучий Голландец • Мистическая карусель • Мистический транспорт • Поезд-призрак |
---|
Магические места |
Агентство паранормальных исследований • Азкабан • Аномальная зона • Башня мага • Волшебный водоём • Дом-бестиарий • Магазинчик, которого вчера здесь не было • НИИ магии • Мистический лес (Чудесный лес • Тёмный лес) • Проклятый старый дом • Чужеродное место • Школа волшебства |
---|
Прочее |
Автозащита • Активация через страдание • Антимист-фильтр • Без пяти полуночная спецспособность • Бесконечная выносливость • Борьба внутри (Прочь из моей головы!) • Вернуть силу • Взрослые не верят в волшебство • Волшебная аптека • Деньги тоже сверхспособность • Жертва сверхспециализации • Запретная магия • Забыл про сверхспособности (Сюжетоломающая способность) • Заявленная способность (Заявленная опасность / Заявленное проклятие / Заявленный интеллект) vs заявленная слабость • Иммунитет к магии • Как использовать суперсилу • Маги — мудрые • Магией владеют дети • Магическая ломка • Магию может победить только магия vs Сила против магии • Магом можно только родиться vs Любой тренированный — маг • Магический дозор • Магия против науки vs. Магия — фэнтезийная наука • Магия уходит vs. Пришествие магии • Магия — это плохо • Магл под опекой мага • Магутор сломался • Медитация/Азиатские волшебные мантры • Ментальная защита • Может, магия, а может, реальность vs Внезапная мистика • Мозаика сверхспособностей • Морально нейтральная сила • Моя способность — совсем не это • Название заклинания произносится вслух • Не в ладах со всемогуществом • Невероятно клёвое проклятие vs Невероятно отстойный дар (Ироничная способность • Не такой уж отстойный дар) • Незамеченное чудо • Нестандартное использование магии (Магия не действует на живое) • Неуправляемая сила (Аварийная трансформация • Конечность или жизнь) • Низведён до простого смертного (до крутого смертного) • Новая сила взамен старой • Носитель • Обязательные побочные способности (бессонница) • Одолжить ману • Оккультрёп • Орёл — сверхсила, решка — могила • Отметина мага/Одарённый — значит, с недостатком • Ошибка в ритуале • Парадокс магократии • Плохие силы, хорошие люди • Подцепить паранормальщину • Портал (живой портал) • Правило 34 для сверхспособностей • Пространство берёт своё • Роман магла с магом • Сверхспособности — это плохо • Сила ёжика • Сквиб • Скомбинировать сверхспособности (летучий кирпич) • Сорвать ритуал • Стазис-броня • Суперсилы провоцируют конфликты • Тошнотворная суперсила • У магии нет инерции vs Проклятие-паразит (Инкубационный период проклятия) • Уровень силы • Фиговая суперспособность • Цвета магии • Человек массового поражения • Хозяин своего тела • Шкала могущества магов
Проклятие: Нечаянное проклятие • Проклятие по эстафете
Сверхъестественное зло, обыденное добро |
---|
← |
Комиксы • Штамп • Основы |
---|