Миссионер
« | Спорят с викингом раввин, |
» |
Итак, чем же миссионер отличается от проповедника?
Да ничем, по большей части. Те же проповеди, те же проблемы. Отличается лишь паства: у обычного проповедника она есть сразу, а миссионер вынужден работать там, где его веру не разделяют. Это накладывает определённые сложности. Миссионер нехило рискует:
- Своей жизнью — а что если этим ребятам не понравится идея о том, что мои боги лучше их? В этом случае герой имеет все шансы стать ещё и мучеником. И, опционально, ужином.
- Своей верой — а почему ты, собственно решил, что ты один сможешь убедить группу людей, а не они тебя?
- Верой тех, кому он проповедует — особенно в том случае, если возвещает государственную религию своей державы. Новая паства, может, была бы и не против новой веры — но вот кланяться вдобавок к новым богам ещё и новому государю она решительно несогласна! Иногда после этого приходится см. п. 1.
Миссионерство по своей природе следует разделять на внешнее (отправляемся на другую территорию) и внутреннее (например, к изолированным племенам на территории своей страны).
Стоит учесть, религиозная миссия не всегда подразумевает прозелитизм — обращение в свою веру. Миссионеры могут и просто поселиться среди «неверных» — и учить их грамоте, оказывать им медпомощь, развивать у них ремёсла… в общем, показывать им положительный пример, вдохновлять их своим образом жизни.
Примеры
Литература
- Жюль Верн, «Пять недель на воздушном шаре» — эпизодически появляется французский миссионер-неудачник, которого казнила его «паства».
- Станислав Лем, «Звёздные дневники Ийона Тихого» (путешествие двадцать второе) — юмористический вариант: отец Лацимон, ведущий проповедь христианства среди инопланетян, постоянно сталкивается со сложностями вроде: «У этих существ пять полов — кто из них может стать священником?[1] А у этих нет рук — можно ли разрешить им креститься хвостом?[2]».
- Там же чёрно-юмористический вариант: отец Орибазий, чья проповедь о христианских мучениках настолько впечатлила добрых мемногов, что они предали его мучительной смерти, искренне желая таким образом помочь ему попасть в рай.
- Гарри Гаррисон, «Смертные муки пришельца». Пример, где миссионер поневоле угодил в мученики, причём не по злобе тех, перед кем проповедовал, а сугубо по их наивности и неправильно понятым догмам.
- Он же плюс Джон Холм — трилогия «Молот и крест»: язычники решили, что в эту игру могут играть двое, и сами начали посылать миссионеров в христианские страны.
- Ян Вайсс, «Дом в тысячу этажей» — Ричард Альва.
- Дюна — миссионерки Бене Гессерит впрок распространяют по бесчисленному количеству планет различные «заразные предрассудки» о пришествии мессии. Зачем? На тот случай, если кому-то из ордена потребуется легкоуправляемая паства.
- Дэн Симмонс, Гиперион. Поль Дюре, священник позабытой людьми и обречённой на медленное умирание Церкви, прибывает на заброшенную планету Гиперион. Закончилось всё печально…
- «Молчание» и две экранизации — двое иезуитов узнав, что их наставник отрёкся от Христа, не поверив этому, отправились в Японию, в которой в то время шли активные гонения на христиан. Кончилось тем, что один из них утонул пытаясь спасти христиан, которых топили у него на глаза. Другой… отрёкся, потому что его заставили смотреть на пытки, сообщив, что местных христиан будут пытать и казнить до тех пор, пока он не отречётся от Христа.
- Александр Сухов, «Обреченные на битву». Забавная инверсия в лице отца Бонифациуса, отправившегося проповедовать на земли орков. Памятуя о злоключениях предшественников, он сперва выучил местный язык и отправился к главному шаману за разрешением на деятельность. В ходе диалога он не только получил разрешение, но и удостоился наглядной демонстрации недостаков христианства и возможностей магии, а напоследок получил совет: «Не говорить о том, что Христа распяли». Паства засмеет. Неудивительно, что обладавший магическим потенциалом священник уже через пару недель стал проситься в ученики к шаману.
- Джек Лондон, «Зуб кашалота» — Джон Стархертс пытался проповедовать дикарям-каннибалам с архипелага Фиджи. Погиб достойно, что было признано самими дикарями.
Кино
- «Игры на полях господних»
- «Миссия» с де Ниро.
Комиксы
- «Tintin в Бельгийском Конго»: на определённом этапе в повествовании появляются миссионеры из Европы (более того, из родной Tintin’овой Бельгии). Они все подпадают под троп «Пастырь добрый» и помогают Tintin’у.
Видеоигры
- Age of Empires: WOLOLO! Миссионеры позволяют переманивать войска под ваше командование.
- Crusader Kings: миссионеры под вашим началом могут распространять нужную вашей семье религию. Также безотказный инструмент, позволяющий избавляться от амбициозных, но бестолковых церковников: если миссионера растерзает фанатичная толпа в другом герцогстве, то какой с вас может быть спрос?
- Far Cry 4: Лонгин, безумный говорящий псалмами миссионер, кающийся грешник и торговец оружием одновременно. Символическое имя обязывает.
Реальная жизнь
- Апостолы Христовы.
- Целая куча святых античности и раннего средневековья.
- Кирилл и Мефодий. Для распространения православного учения им пришлось создать азбуку. Спасибо, услужили.
- Русские:
- Святители Стефан Пермский (XIV в., креститель Севера Руси), Иннокентий и Макарий (XIX — нач. XX века, крестители Дальнего Востока). Жития их крайне вдохновляющие. Для светских гуманистов: да-да, действовали совершенно бескровно. Стефан вообще пощадил шамана коми Пама, который проиграл ему ордалию и которого пермяки за это планировали пустить в расход.
- Епископ Николай (Касаткин), почитающийся как святой равноапостольный Николай Японский. К успеху пришёл в основном потому, что жёстко отмежевался от синодального мэйнстрима (в котором «миссионер» был синонимом госпропагандиста) и проповедовал православие здорового человека — то есть, нарочито оторванное от русской политической повестки.
- Дьякон Андрей Кураев — эпическое доказательство того, что учение религии и сиюминутный мэйнстрим исповедующей её церкви не есть одно и то же.
- Мать Тереза Калькуттская — пример миссионера, направившего свои усилия на помощь страждущим, а не на обращение неверных.
- Вообще-то при католических и протестантских миссиях в странах Третьего мира нормальное дело всякие там больницы и приюты: сначала спасаем тело, потом можно и о душе подумать.
- Бартоломе Де лас Касас — миссионер-доминиканец, работавший в Южной Америке начала XVI века, позже епископ Чьяпаса. Один из первых борцов за права индейцев, осудивший их уничтожение колонизаторами.
- Орден Иисуса, более известный как иезуиты. Хотя более известны, как шпионы и игроки в престолы, в первую очередь были профессиональными миссионерами, распространявшими Слово Божие далеко за пределы известной карты. Да, этим занимались все ордена, но иезуиты были наиболее успешными за счет крайне гибкой морали и свободы в толковании Писания. Благодаря этому — хорошо адаптировались к местным условиям и умудрялись вливаться в местную религиозную тусовку, не отдавливая больные мозоли всем подряд.
- Франциск Ксаверий. Наиболее успешный миссионер в истории. По некоторым подсчетам окрестил около 1 млн человек. Распространял христианство в Юго-Восточной Азии и Японии. Причислен к лику святых.
- По легенде, однажды он уронил в море распятие, и краб вынес пропажу на берег.
- Матео Риччи. Еще один миссионер-иезуит, работавший в Поднебесной. На все 200 % использовал навыки дипломата и богослова, выстраивая систему соответствий между католичеством и конфуцианством. Также преподавал математику и астрономию местным ученым. Считается одним из столпов китайского католицизма и местночтимым божеством — Ло-цзе, покровителем часовщиков.
- Франциск Ксаверий. Наиболее успешный миссионер в истории. По некоторым подсчетам окрестил около 1 млн человек. Распространял христианство в Юго-Восточной Азии и Японии. Причислен к лику святых.
- Клан Сога — аристократический род средневековой Японии, потомки китайско-корейских мигрантов, активно проповедовавшие буддизм.
Примечания
- ↑ Шутки шутками, а чисто богословских оснований, что священником может быть только мужчина, в христианстве и правда нет. Есть традиция (и ещё не факт, что она превыше разума), есть чисто бытовые причины, но именно богословски-мистериальных — нет.
- ↑ С той же лёгкостью, с которой могут налагать крестное знамение инвалиды, потерявшие „нужную“ руку. Или даже обе — тогда они делают движение головой. Чем хвост хуже?