Протагонист-злодей
![]() | TV Tropes Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Villain Protagonist. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью. |
« | HBO доказал, что мы будем годами следовать за преступными героями до тех пор, пока они интересны для нас. | » |
— Джордж Мартин о сериале «Клан Сопрано» |
То, что персонаж является протагонистом произведения (т. е. он единственный наиболее значимый персонаж, без которого просто не было бы сюжета), вовсе не гарантирует того, что этот персонаж обязательно будет хорошим. В конце концов, злодеи, маньяки, психопаты и коварные манипуляторы — тоже люди, и про них тоже можно написать массу интересного! При этом мерзавец-протагонист должен быть великолепным, маньяк — харизматичным и не лишённым симпатичных черт, а манипулятор — настолько умным и талантливым, что хочется ему поаплодировать. Иначе аудитории просто неинтересно будет на него смотреть.
Стоит различать три разных понятия злодея:
- «В чёрной маске». Протагонист на стороне, которая считается отрицательной в его мире, но ни он сам, ни его союзники ничего по-настоящему плохого (с точки зрения автора) не делают. Мегамозг в этом подтропе.
- «Пособник». Сам по себе герой старается сохранять определённые этические принципы (или хотя бы считает, что сохраняет их), но другие персонажи из его команды или фракции — действительно плохие парни, без всяких оговорок. И защищая их либо выполняя их указания, протагонист объективно (или по крайней мере с точки зрения автора) увеличивает зло. Тейлор в этом подтропе.
- «Что бы такого сделать плохого». Главный герой сам, лично творит зло — либо по своей инициативе, либо выполняя откровенно преступные просьбы/приказы, и в лучшем случае никак не пытается уменьшить наносимый его действиями вред, в худшем — активно и с удовольствием его увеличивает. Жюльетта в этом подтропе.
Противоположный троп — героический антагонист.
Не путать с вигилантом.
Примеры
Общие случаи
- Почти любое (кроме некоторых) биографическое (и околобиографическое) произведение про Адольфа Гитлера. Туда же и про остальную верхушку Третьего Рейха.
- Мемуары бандитов, различных убийц и маньяков (особенно приговорённых к казни или пожизненному сроку), где злодей обычно ещё и POV-персонаж. А также производное творчество.
- Туда же и жанр гангстерского кино и сериала. Хотя в некоторых экземплярах — с фитильком.
Театр
- Макбет из одноимённой пьесы Уильяма Шекспира.
- Сальери в «Моцарте и Сальери» А. С. Пушкина.
- Борис Годунов, в принципе, тоже, но он скорее антизлодей.
- Мэкки-Нож в «Трёхгрошовой опере» Бертольда Брехта.
- У него же — поэт Ваал в одноимённой ранней пьесе.
- «„Юнона“ и „Авось“»: главный герой занимался контрабандой, убил немало стражников, обесчестил дочь губернатора и убил на дуэли её жениха. А в конце бросил ее, оправдываясь тем, что закон не разрешает жениться без личного одобрения императора. Но всё подано таким образом, что поневоле сопереживаешь ему.
- Тут скорей троп Получился мерзавец. Что касается Фернандо, то он мог бы и выжить. Кстати, автор правки искренне не понимает фанатов оперы, а заодно и создателей, которые считают ЭТО идеалом любви.
- Суини Тодд из одноимённого мюзикла, перерезающий глотки своим клиентам. В экранизации он скорее вигилант.
Литература
Русскоязычная
- «Преступление и наказание», Фёдор Достоевский — отчасти (Раскольников всё же раскаялся), а вот «Записки из подполья» — полностью.
- «Конь бледный», Борис Савинков.
- «Леди Макбет Мценского уезда» Н. С. Лесков — Катерина Измайлова.
- У дореволюционных левых, а затем советских писателей такое проявляется там, где главный герой — помещик или капиталист:
- «Господа Головлёвы», М. Е. Салтыков-Щедрин — списанный с брата автора Иудушка.
- «Дело Артамоновых», Максим Горький — история целой семьи от антизлодея-отца и такого же старшего сына до бездельника-внука.
- «Жизнь Клима Самгина», Максим Горький. Хотя с фититльком — Самгин не злодей, он есть воплощенная духовная пустота.
- «Угрюм-река», В. Я. Шишков — целая семья, протагонист — Прохор Громов.
- В произведениях о Гражданской войне — часто злодей по должности.
- «Бронепоезд 14-69», Всеволод Иванов — капитан Незеласов.
- «Двенадцать стульев», И.Ильиф и Е.Петров — Остап Бендер.
- «Лолита», В.Набоков — Гумберт.
- Сергей Сухинов, «Дочь Гингемы», . В центре внимания ведьма Корина и её путь наверх.
- «Приключения Эраста Фандорина: Смерть Ахиллеса», Борис Акунин. Половина книги — история жизни Ахимаса Вельде, наёмного убийцы, увиденная его глазами.
- «Волонтёры Хаоса», Александр Романовский. Команда героев играет за чёрных в не вполне классическом, но всё же чёрно-белом сеттинге.
- Валерьян Подмогильный, «Город» — Степан Радченко. Возможно, пополам с тропом «получился мерзавец»: согласно некоторым источникам, автор хотел показать, как человек может опуститься, решив «покорить город».
- Метавселенная Рудазова — лорд Бельзедор, Тёмный Властелин Парифата, эталонный первый тип.
- Анатолий Фесенко «Шаг из тьмы» (рассказ опубликованный в журнале «Приключение, фантастика» (выпуск 3 за 1992 год) — о том, что протагонист злодей становится ясно только в финале.
На других языках
- «История Жюльетты, или Успехи порока» маркиза де Сада.
- Творчество Эдгара По: «Чёрный кот», «Бочонок амонтильядо», «Сердце-обличитель», «Бес противоречия», «Вильям Вильсон» и многое другое.
- «Грозовой перевал».
- Ги де Мопассан, «Милый друг» — главный герой весьма неприятная личность: завистливый настолько, что это чувство становится чуть ли не его главным движущим мотивом, лицемерный, хладнокровно использующий женщин и друзей ради наживы, мелочно трясущийся над своей репутацией в свете, персонаж с большим самомнением… И, что ещё больше подчёркивает все пороки, куда менее умный и хитрый, чем кажется сам себе, творящий зло зачастую просто по глупости и из куража.
- «Портрет Дориана Грея», Оскар Уайльд — превращение героя из добродетельного юного красавца в беспринципного и циничного гедониста. С виду Дориан так же обаятелен и молод, в то время как его портрет не только стареет, но и и становится уродливым, перенимая на себя внутренние уродства его личности.
- Герберт Уэллс:
- «Человек-невидимка» — заглавный герой Гриффин. Поначалу предстает просто раздражительным и грубым, но постепенно все больше и больше раскрывается как опасный социопат, заканчивает и вовсе мечтами о царстве террора.
- «В дни кометы» (первая половина романа, во второй все сделались белыми и пушистыми).
- Герберт Уэст, Реаниматор, из цикла рассказов Говарда Лавкрафта.
- «Заводной апельсин», Энтони Берджесс: Алекс — главарь уличной банды. Он жестокий и агрессивный подросток, ему нравится избивать и насиловать. Книга стоит из трех частей. В первой части рассказывается о преступлениях Алекса. Вторая часть повествует о том, как он попал в тюрьму, где пробыл два года. Ему предоставляется возможность попасть на свободу, но для этого он должен согласиться на участие в эксперименте. Над ним проводятся исправительные эксперименты, и теперь он испытывает отвращение к насилию, а самое главное — не может постоять за себя. Третья часть романа рассказывает о том, что происходило с Алексом после выхода из тюрьмы.
- «Парфюмер. История одного убийцы», Патрик Зюскинд — знаменитый роман, где главный герой талантливый парфюмер и маньяк, который ради идеального аромата совершал зверские преступления.
- «Пятый ребенок», Дорис Лессинг — Гарриет и Дэвид с первого взгляда полюбили друг другу. У них большой дом, много друзей и родственников, четверо детей. Но Гарриет беременеет в пятый раз. Уже на третьем месяце она чувствует необъяснимую ненависть к ребенку. Бен появляется с врожденным уродством, он отличается от остальных детей, быстро растет и учится не по годам. в детстве он окружён презрением и ненавистью, что приводит к страшной трагедии.
- «Коллекционер», Джон Фаулз — большая часть романа написана от лица Фредерика Клегга, и фактически показывается становление его как серийного убийцы.
- «Американский психопат», Брет Истон Эллис — Патрик Бэйтмен молодой человек из обеспеченной семьи. Он работает на Уолл-стрит. Главное увлечение его жизни — убийства. Патрик детально описывает, как он находит, как он пытает и как убивает несчастных жертв.
- «Письма Баламута» Клайва С. Льюиса: старый чёрт в письмах наставляет своего племянника, как нужно соблазнять людей «тёмной стороной».
- «Талантливый мистер Рипли», Патриция Хайсмит.
- «Ганнибал» и «Ганнибал: восхождение», Томас Харрис.
- «Ночь без конца», Ричард Лаймон.
- «Червь»: Тейлор приходит в банду «Неформалы» в качестве шпиона, однако остаётся с ними, отказываясь выдавать их стражам порядка.
- «Благоволительницы», Джонатан Литтелл.
- Яцек Пекара, цикл про инквизитора Мордимера, который пытает, насилует, отправляет на костёр детей, заключает сделки с демонами.
- Джеймс Карлос Блейк. У него этот троп встречается почти всегда, и все злодейства протагонистов тщательно выписаны.
- «Князь Пустоты» — главный герой Келлхус.
Сетевая
- Михаил Харитонов обожает этот троп. Почти любое его произведение, а особенно «Успех».
Кино
- «Крёстный отец» (1969), режиссера Фрэнсиса Форда Копполы — история династии донов мафии.
- «Криминальное чтиво» (1994), «Бесславные ублюдки» (2009), «Омерзительная восьмерка» (2015), режиссера Квентино Тарантино.
- «Грязь» режиссера Джона С. Бейрда по одноименному роману Ирвина Уэлша — грязный коп Брюс Робертсон. Да и коп он ради привилегий. Наркоман. Кидала. Подставляет своих невиновных друзей. Оповещает бездомных о холодной зиме (со злорадной улыбкой). Изменяет жене. А под конец совсем головой тронется.
- В книге — да, однозначный злодей. Автор даже пояснение на лестнице такое дал. А в кино все-таки не так все просто — далеко не все его жертвы сочувствие вызывают, и судьба некоторых воспринимается как кармическое наказание.
- «Бойцовский клуб» (1996), режиссера Дэвида Финчера, по мотивам романа Чака Паланика — терзаемый хронической бессонницей и отчаянно пытающийся вырваться из скучной жизни клерк встречает некоего Тайлера Дардена, торговца мылом с извращенной философией.
- «Талантливый мистер Рипли».
- «Оружейный барон».
- «Прирождённые убийцы».
- «Гитлер. Восхождение дьявола».
- «Роковая женщина» (2002) — грабительница, убийца, кидала и прочая и прочая.
- «Машина смерти» — изобретатель-маньяк Джек Данте[1].
- «Великий Инквизитор» (на самом деле — «Главный Ведьмолов», Witchfinder General) — Мэтью Хопкинс.
- «Жмурки» — два друга на службе криминального авторитета.
- «Кто вы, Мистер Брукс» — маньяк-убийца, утверждает, что занимается этим далеко не первый год и не всегда пользовался только огнестрелом.
- Экранизация «Американского психопата».
- Экранизация «Заводного апельсина».
- «Немыслимое» — герой Сэмюэля Л. Джексона, великолепный мерзавец, которого при желании можно принять за злодея по должности. Бедный террорист, заложивший бомбы в трех разных американских городах, не догадывался, насколько далеко может зайти старина Джулс.
- «Мстители: Война Бесконечности» — Танос. В фильме пересекаются несколько сюжетных линий, в каждой из которых протагонисты свои, есть она и у Таноса, причём ей уделено явно больше внимания.
- «Плохой лейтенант» (1992) — в служебное время лейтенант с завидной регулярностью занимается развратом, отбирает награбленное у воров, активно потребляет наркотики, а сворованные доллары успешно проигрывает на тотализаторе у местного букмекера.
- «Волк с Уолл-стрит» (2013)— Джордан добивается успеха путем продажи акций, проворачивая со своими коллегами крупные денежные махинации. Его компания со временем расширяется, Джордан зарабатывает огромные суммы на которые он кидается с одной тусовки на другую, балуется девушками легкого поведения, увлекается различными наркотиками, среди которых кокаин и прочие.
- «Садист» (2001) — Бобби Кент, герой фильма «Садист», властный, несколько циничный мужчина с жесткими взглядами на общество, самоутверждается за счет оскорблений и откровенных унижений друга детства Марти Пуччио, неспособного себя отстоять. Девушка постоянно терпящего нападки со стороны товарища молодого человека предлагает наказать Бобби, совершив циничное убийство. Марти соглашается с Лизой, которая в свою очередь, по всем друзьям разносит детали планируемого преступления, совершенно не беспокоясь о такой откровенности.
- «Гори, гори ясно».
Телесериалы
- «Декстер». По другому мнению, он всего лишь антигерой.
- «Во все тяжкие» — история наркоторговца.
- «Игра»: изначально Алексей Смолин был студентом МГУ, однако из-за нехватки денег он ушёл из института, чтобы прокормить младшего брата. Родители уже к тому времени умерли. В итоге ввязался в криминал. Поворотным моментом стало непреднамеренное убийство человека, и затем — уже преднамеренное, его жены. Результат? Бегство из страны, служба в Легионе (в том числе война в Джибути), а по возвращении в Россию — превращение в одного из самых опасных преступников. Несмотря на это, за преданность жене, маленькому сыну и друзьям часть аудитории расценивает Смолина как не лишенное шарма чудовище. Во втором сезоне, просидев три года в тюрьме и перенеся другие жизненные трудности, ооочень немного, но все же поднял уровень доброты, поскольку перенял привычку Белова не проливать лишнюю кровь. А еще он не выстрелит в ребенка, даже если это будет условием для освобождения его сына.
- «Гадалка» и «Слепая» — большинство протагонистов постоянно совершают низкие поступки ради собственной выгоды : привораживают, насылают порчи, мстят не разобравшись, шантажируют, предают близких и т. д. Поэтому, когда в конце они получают по заслугам, зрители не сопереживают им.
- 24 часа главгерой Джек Бауэр стал таким в последних шести сериях 8 сезона. После гибели Рене Джек выясняет что за за всеми событиями этого дня стояли русские, а президент Тейлор решила их прикрыть . ГГ пустился в бега и стал собирать улики против ГлавГада. Но попутно он стал убивать его приспешников и тех кто ему мешал. Окончательно он стал сабжем когда решил развязать Третью Мировую войну. Но во время остановился. Джек снова пустился в бега попутно подставив свою верную подругу Хлою.
- Supernatural в конце 10 сезона стало окончательно понятно что главная угроза мирозданию не демоны, ангелы или монстры, а сами братья Винчестеры.
- Doctor_Who после смерти Клары и четырех с половиной миллиардов лет пыток Доктор нарушает временные законы (а Доктор прекрасно знает, к чему это может привести) и воскрешает Клару. Попутно убив одного из Таймлордов (хотя тот и регенерировал). Но в Конце Времен Клара и Я убеждают его остановиться.
- Острые козырьки — зигзаг сериал рассказывает о становлении криминальной семьи Шелби, но многие противники еще хуже.
Мультфильмы
- Как минимум половина мультиков из кино-(теле-)журнала «Фитиль». Обычно это не злодей в привычной форме, а бюрократ, безответственный руководитель, мелкий жулик, бессовестный карьерист, лжец, приспособленец и т. п. Обычно завершается показом, как он был наказан.
- Или как победил. Например, «Лишние люди» («Фитиль» 1967): бюрократы из Главпуговицы сдали ЭВМ «Ревизор» в металлолом, поскольку машинка показывала, что из 333 сотрудников главка надо почти всех сократить, оставив трёх (т. е. в 111 раз).
- «Гадкий я» — субверсия: хотя Грю формально является злодеем и осуществляет грандиозные кражи, но скорее он просто козёл, благодаря приёмным дочерям постепенно отращивающий золотое сердце.
- «Мегамозг»: аналогично с предыдущим случаем, только тут повороту направо способствует влюблённость.
- «Приключения Икабода и мистера Тоада».
- Woody Woodpecker, особенно в ранних выпусках. В поздних он уже не столько злодей, сколько трикстер.
Мультсериалы
- «Захватчик Зим».
- «Лига Суперзлодеев».
- «Фриски Динго».
- «Мистер Пиклз».
- «С приветом по планетам». Центральных персонажей четверо, и двое из них — типичные злодеи. Одного из них создатель и называет протагонистом, и, с учётом уделяемого ему экранного времени, это вполне допустимо.
- «Пинки и Брейн».
- «Villainous» — мини-сериал о буднях злодейской корпорации.
- «Зиг и Шарко» — Зиг, пополам с злодеем-недотёпой.
- Удивительный мир Гамбола. Иногда поступки ГГ уже переходят черту дозволенного. К примеру он продал родителей Алана клоуну (они шарики, для них это участь хуже смерти) из-за того что Алан слишком добрый.
- Wunschpunsch — по мнению автора правки, Бубоник и Тирания явно оказывались в центре внимания больше, чем Якоб и Мяурицио.
- South Park - Картман же! Смесь полного чудовища, великолепного мерзавеца и самоуверенного мерзавчика. В качестве мести, придумал гениальный план, в котором подстроил смерть родителей своего врага, приготовил из них чили и скормил ему же; подружился с Ктулху, а затем ловко манипулировал им, отправив друзей в Р'Льех и уничтожив Джастина Бибера, несколько синагог, магазинов органической пищи и фестиваль хиппи; издевался над рыжими, говоря, что у них нет души, когда его самого перекрасили в рыжий, возглавил их и попытался уничтожить всех нерыжых; пытался организовать Четвертый Рейх, под видом фан-клуба фильма «Страсти Христовы»; в суде требовал отключения Кенни от аппарата поддержания жизни, чтобы получить PSP, завещанную ему. И совершил много других ужасных вещей. При этом всем, относится к четверке протагонистов.
Манга и аниме
- «Тетрадь смерти» — Ягами Лайт.
- «Oyasumi Punpun / Спокойной ночи, Пунпун» мангаки Инио Асано — Пунпун и Айко.
- Серьёзно? Не жертвы обстоятельств, не классические антигерои, а именно злодеи?
- Пунпуна ещё можно записать с натяжкой в козлы: там и склонность к социопатии, и деструктивные тенденции с манипулятивным поведением, и то, что все свои загоны он скидывает на и без того настрадавшуюся Айко. Но она так вообще типичная жертва с основательно протекшим чердаком, и аффект при убийстве из самозащиты её в злодейку не превращает — эдак всех женщин, у которых терпение лопнуло, и они на сдавших нервах абьюзеру прописали, в мрази надо записать.
- Overlord: главный герой — лич божественного порядка с кучей мощных скиллов. В глазах преданных до фанатизма поданных — высшее существо. В глазах обычных людей и нелюдей — непостижимый монстр или знаменитый герой (когда притворяется своим альтер-эго, искателем приключений). На самом же деле — просто обычный парень, по неизвестной причине перенёсшийся из ММО-игры в чужой мир. И из страха и любви перед оными подданными косплеящий тёмного властелина. Получается, надо сказать, на ура.
- Danganronpa 3: The End of Hope's Peak High School — Эношима Джунко. В отличие от большинства визуальных романов этой серии — единственный сквозной персонаж, а по уровню уделённого экранного времени и сюжетных арок уверенно держит первое место. Ибо наблюдать сильной, волевой красавицей с интеллектом гения (хоть и с тяжелым сдвигом по фазе) оказалось гораздо интереснее, чем за противостоящими ей шаблонными ОЯШами вроде Наеги или Хинаты (которому даже превращение в угрюмого отморозка не помогло в харизме.
- Teito Monogatari: Ясунори Като, тёмный маг, апокалиптический маньяк и полное чудовище. В англоязычной Вики назван протагонистом, и с учётом уделяемого ему экранного времени, похоже так и есть.
- «Terror in Resonance»: главные герои — подростки, в свободное от учёбы время совершающие террористические акты по всей Японии.
- Berserk — Гриффит, если считать его главным героем Золотого Века.
- Detroit Metal City: главный герой — музыкант, страдающий раздвоением личности. На сцене он — Сатана металла, который изнасилует всё и изобьет всё, а вне её — ОЯШ, любящий поп-музыку.
- Shaman King - Хана Асакура. Надо отметить, у него весомый повод ненавидеть как своих одноклассников, так и своего родного отца. И в конце концов, он исправился
Видеоигры
Все примеры со злодеями-протагонистами из данного раздела выделены в отдельную статью.
- Beholder — быть злодеем совсем не обязательно, но получение хорошей концовки требует немалого количества денег, как на взятки, так и на деньги на учёбу сыну и лечение дочери, которые здесь не добыть честным путём, а потому получивший хорошую концовку может являться конченной мразью, подбрасывающей улики невинным с целью как вымогательства с них взяток, так и чтобы шить им дела получая награды.
Визуальные романы
- Saya no Uta — Фуминори и его возлюбленная Сая.
Музыка
(link)
Стёбный пример- Максвелл из песни «Битлз» «Maxwell’s Silver Hammer».
- Motorhead — Orgasmatron. Песня исполняется от лица кровожадного бога, правящего этим миром. Почему его так зовут? Потому что люди наслаждаются его жестокостью.
- Протагонисты большинства песен группы «Slayer».
- Nirvana — Polly. Прототипом насильника-протагониста послужил реальный маньяк Дж. Френд.
- Альбом Ника Кэйва «Murder Ballads». Многие песни написаны от имени убийц, некоторые из которых — законченные психопаты. Песню «Where the Wild Roses Grow» в дуэте с Кайли Миноуг наверняка слышали многие.
- «Небраска» Брюса Спрингстина, песня от имени реального маньяка-убийцы Чарльза Старквезера.
- Аналогично с «Королём и Шутом»: повествование нередко ведётся от лица злодея.
- Как и у идейных вдохновителей «КиШей» The Misfits:
« | I got something to say, |
» |
— «Last Caress» (известен также кавер от «Металлики») |
- Voltaire — When You’re Evil.
- Очень, очень многие песни Rammstein'a, перечислять все смысла нет. Лирические герои многих песен — извращенцы и маньяки всех мастей, причем зачастую — вполне реальные.
- Ну и вообще, индастриал-металлисты и представители Neue Deutsche Härte (в просторечии — «ну типа Раммштайна») любят петь от лица всякой шушеры и дарксайдеров. Gothminister, Deathstars, Oomph!, Raubtier — всего не упомнишь.
- Да не только индастриал: металлисты вообще злые. Ищем известную пасту «Как металлисты принцессу спасали» aka «Принцесса и металлист», обращаем внимание на блэк-, дэт- и викинг-метал. Этими стилями, впрочем, злодейство не ограничено.
- Многоточие - Аста ла виста. Песня парня, который убил девушку, перемолол её тело мясорубкой и нажарил котлет, которые скормил новой девушке.
Телевидение
- Примерно половина протагонистов из вышеупомянутого «Фитиля». Не только мультипликационные, но и live-action сюжеты. Примерно как и в мультиках, но не так гротескно. Хотя более поздние ближе к фарсу.
Примечания
- ↑ По списку актёров он всегда первый, да и жертвы в здании корпорации могли бы быть любыми, а вот Данте генерирует сюжет. Так что протагонист — он, а не дамочка-директор.