Протагонист-злодей

Материал из Posmotrelisu
Версия от 20:38, 26 марта 2022; Taskforce304 (обсуждение | вклад) (Новая страница: «{{TVTropes|VillainProtagonist|Villain Protagonist}} {{Q|HBO доказал, что мы будем годами следовать за преступными героями до тех пор, пока они интересны для нас.|Джордж Мартин о сериале «Клан Сопрано»}} То, что персонаж является протагонистом произведения (т. е. он единственный...»)
(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Villain Protagonist. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
« HBO доказал, что мы будем годами следовать за преступными героями до тех пор, пока они интересны для нас. »
— Джордж Мартин о сериале «Клан Сопрано»

То, что персонаж является протагонистом произведения (т. е. он единственный наиболее значимый персонаж, без которого просто не было бы сюжета), вовсе не гарантирует того, что этот персонаж обязательно будет хорошим. В конце концов, злодеи, маньяки, психопаты и коварные манипуляторы — тоже люди, и про них тоже можно написать массу интересного! При этом мерзавец-протагонист должен быть великолепным, маньяк — харизматичным и не лишённым симпатичных черт, а манипулятор — настолько умным и талантливым, что хочется ему поаплодировать. Иначе аудитории просто неинтересно будет на него смотреть.

Стоит различать три разных понятия злодея:

  1. «В чёрной маске». Протагонист на стороне, которая считается отрицательной в его мире, но ни он сам, ни его союзники ничего по-настоящему плохого (с точки зрения автора) не делают. Мегамозг в этом подтропе.
  2. «Пособник». Сам по себе герой старается сохранять определённые этические принципы (или хотя бы считает, что сохраняет их), но другие персонажи из его команды или фракции — действительно плохие парни, без всяких оговорок. И защищая их либо выполняя их указания, протагонист объективно (или по крайней мере с точки зрения автора) увеличивает зло. Тейлор в этом подтропе.
  3. «Что бы такого сделать плохого». Главный герой сам, лично творит зло — либо по своей инициативе, либо выполняя откровенно преступные просьбы/приказы, и в лучшем случае никак не пытается уменьшить наносимый его действиями вред, в худшем — активно и с удовольствием его увеличивает. Жюльетта в этом подтропе.

Противоположный троп — героический антагонист.

Не путать с вигилантом.

Примеры

Общие случаи

  • Почти любое (кроме некоторых) биографическое (и околобиографическое) произведение про Адольфа Гитлера. Туда же и про остальную верхушку Третьего Рейха.
  • Мемуары бандитов, различных убийц и маньяков (особенно приговорённых к казни или пожизненному сроку), где злодей обычно ещё и POV-персонаж. А также производное творчество.
    • Туда же и жанр гангстерского кино и сериала. Хотя в некоторых экземплярах — с фитильком.

Театр

  • Макбет из одноимённой пьесы Уильяма Шекспира.
  • Сальери в «Моцарте и Сальери» А. С. Пушкина.
    • Борис Годунов, в принципе, тоже, но он скорее антизлодей.
  • Мэкки-Нож в «Трёхгрошовой опере» Бертольда Брехта.
    • У него же — поэт Ваал в одноимённой ранней пьесе.
  • «„Юнона“ и „Авось“»: главный герой занимался контрабандой, убил немало стражников, обесчестил дочь губернатора и убил на дуэли её жениха. А в конце бросил ее, оправдываясь тем, что закон не разрешает жениться без личного одобрения императора. Но всё подано таким образом, что поневоле сопереживаешь ему.
    • Тут скорей троп Получился мерзавец. Что касается Фернандо, то он мог бы и выжить. Кстати, автор правки искренне не понимает фанатов оперы, а заодно и создателей, которые считают ЭТО идеалом любви.
  • Суини Тодд из одноимённого мюзикла, перерезающий глотки своим клиентам. В экранизации он скорее вигилант.

Литература

Русскоязычная

  • «Преступление и наказание», Фёдор Достоевский — отчасти (Раскольников всё же раскаялся), а вот «Записки из подполья» — полностью.
  • «Конь бледный», Борис Савинков.
  • «Леди Макбет Мценского уезда» Н. С. Лесков — Катерина Измайлова.
  • У дореволюционных левых, а затем советских писателей такое проявляется там, где главный герой — помещик или капиталист:
    • «Господа Головлёвы», М. Е. Салтыков-Щедрин — списанный с брата автора Иудушка.
    • «Дело Артамоновых», Максим Горький — история целой семьи от антизлодея-отца и такого же старшего сына до бездельника-внука.
    • «Жизнь Клима Самгина», Максим Горький. Хотя с фититльком — Самгин не злодей, он есть воплощенная духовная пустота.
    • «Угрюм-река», В. Я. Шишков — целая семья, протагонист — Прохор Громов.
  • В произведениях о Гражданской войне — часто злодей по должности.
  • «Двенадцать стульев», И.Ильиф и Е.Петров — Остап Бендер.
  • «Лолита», В.Набоков — Гумберт.
  • Сергей Сухинов, «Дочь Гингемы», . В центре внимания ведьма Корина и её путь наверх.
  • «Приключения Эраста Фандорина: Смерть Ахиллеса», Борис Акунин. Половина книги — история жизни Ахимаса Вельде, наёмного убийцы, увиденная его глазами.
  • «Волонтёры Хаоса», Александр Романовский. Команда героев играет за чёрных в не вполне классическом, но всё же чёрно-белом сеттинге.
  • Валерьян Подмогильный, «Город» — Степан Радченко. Возможно, пополам с тропом «получился мерзавец»: согласно некоторым источникам, автор хотел показать, как человек может опуститься, решив «покорить город».
  • Метавселенная Рудазова — лорд Бельзедор, Тёмный Властелин Парифата, эталонный первый тип.
  • Анатолий Фесенко «Шаг из тьмы» (рассказ опубликованный в журнале «Приключение, фантастика» (выпуск 3 за 1992 год) — о том, что протагонист злодей становится ясно только в финале.

На других языках

  • «История Жюльетты, или Успехи порока» маркиза де Сада.
  • Творчество Эдгара По: «Чёрный кот», «Бочонок амонтильядо», «Сердце-обличитель», «Бес противоречия», «Вильям Вильсон» и многое другое.
  • «Грозовой перевал».
  • Ги де Мопассан, «Милый друг» — главный герой весьма неприятная личность: завистливый настолько, что это чувство становится чуть ли не его главным движущим мотивом, лицемерный, хладнокровно использующий женщин и друзей ради наживы, мелочно трясущийся над своей репутацией в свете, персонаж с большим самомнением… И, что ещё больше подчёркивает все пороки, куда менее умный и хитрый, чем кажется сам себе, творящий зло зачастую просто по глупости и из куража.
  • «Портрет Дориана Грея», Оскар Уайльд — превращение героя из добродетельного юного красавца в беспринципного и циничного гедониста. С виду Дориан так же обаятелен и молод, в то время как его портрет не только стареет, но и и становится уродливым, перенимая на себя внутренние уродства его личности.
  • Герберт Уэллс:
  • Герберт Уэст, Реаниматор, из цикла рассказов Говарда Лавкрафта.
  • «Заводной апельсин», Энтони Берджесс: Алекс — главарь уличной банды. Он жестокий и агрессивный подросток, ему нравится избивать и насиловать. Книга стоит из трех частей. В первой части рассказывается о преступлениях Алекса. Вторая часть повествует о том, как он попал в тюрьму, где пробыл два года. Ему предоставляется возможность попасть на свободу, но для этого он должен согласиться на участие в эксперименте. Над ним проводятся исправительные эксперименты, и теперь он испытывает отвращение к насилию, а самое главное — не может постоять за себя. Третья часть романа рассказывает о том, что происходило с Алексом после выхода из тюрьмы.
  • «Парфюмер. История одного убийцы», Патрик Зюскинд — знаменитый роман, где главный герой талантливый парфюмер и маньяк, который ради идеального аромата совершал зверские преступления.
  • «Пятый ребенок», Дорис Лессинг — Гарриет и Дэвид с первого взгляда полюбили друг другу. У них большой дом, много друзей и родственников, четверо детей. Но Гарриет беременеет в пятый раз. Уже на третьем месяце она чувствует необъяснимую ненависть к ребенку. Бен появляется с врожденным уродством, он отличается от остальных детей, быстро растет и учится не по годам. в детстве он окружён презрением и ненавистью, что приводит к страшной трагедии.
  • «Коллекционер», Джон Фаулз — большая часть романа написана от лица Фредерика Клегга, и фактически показывается становление его как серийного убийцы.
  • «Американский психопат», Брет Истон Эллис — Патрик Бэйтмен молодой человек из обеспеченной семьи. Он работает на Уолл-стрит. Главное увлечение его жизни — убийства. Патрик детально описывает, как он находит, как он пытает и как убивает несчастных жертв.
  • «Письма Баламута» Клайва С. Льюиса: старый чёрт в письмах наставляет своего племянника, как нужно соблазнять людей «тёмной стороной».
  • «Талантливый мистер Рипли», Патриция Хайсмит.
  • «Ганнибал» и «Ганнибал: восхождение», Томас Харрис.
  • «Ночь без конца», Ричард Лаймон.
  • «Червь»: Тейлор приходит в банду «Неформалы» в качестве шпиона, однако остаётся с ними, отказываясь выдавать их стражам порядка.
  • «Благоволительницы», Джонатан Литтелл.
  • Яцек Пекара, цикл про инквизитора Мордимера, который пытает, насилует, отправляет на костёр детей, заключает сделки с демонами.
  • Джеймс Карлос Блейк. У него этот троп встречается почти всегда, и все злодейства протагонистов тщательно выписаны.
  • «Князь Пустоты» — главный герой Келлхус.

Сетевая

  • Михаил Харитонов обожает этот троп. Почти любое его произведение, а особенно «Успех».

Кино

  • «Крёстный отец» (1969), режиссера Фрэнсиса Форда Копполы — история династии донов мафии.
  • «Криминальное чтиво» (1994), «Бесславные ублюдки» (2009), «Омерзительная восьмерка» (2015), режиссера Квентино Тарантино.
  • «Грязь» режиссера Джона С. Бейрда по одноименному роману Ирвина Уэлша — грязный коп Брюс Робертсон. Да и коп он ради привилегий. Наркоман. Кидала. Подставляет своих невиновных друзей. Оповещает бездомных о холодной зиме (со злорадной улыбкой). Изменяет жене. А под конец совсем головой тронется.
  • «Бойцовский клуб» (1996), режиссера Дэвида Финчера, по мотивам романа Чака Паланика — терзаемый хронической бессонницей и отчаянно пытающийся вырваться из скучной жизни клерк встречает некоего Тайлера Дардена, торговца мылом с извращенной философией.
  • «Талантливый мистер Рипли».
  • «Оружейный барон».
  • «Прирождённые убийцы».
  • «Гитлер. Восхождение дьявола».
  • «Роковая женщина» (2002) — грабительница, убийца, кидала и прочая и прочая.
  • «Машина смерти» — изобретатель-маньяк Джек Данте[1].
  • «Великий Инквизитор» (на самом деле — «Главный Ведьмолов», Witchfinder General) — Мэтью Хопкинс.
  • «Жмурки» — два друга на службе криминального авторитета.
  • «Кто вы, Мистер Брукс» — маньяк-убийца, утверждает, что занимается этим далеко не первый год и не всегда пользовался только огнестрелом.
  • Экранизация «Американского психопата».
  • Экранизация «Заводного апельсина».
  • «Немыслимое» — герой Сэмюэля Л. Джексона, великолепный мерзавец, которого при желании можно принять за злодея по должности. Бедный террорист, заложивший бомбы в трех разных американских городах, не догадывался, насколько далеко может зайти старина Джулс.
  • «Мстители: Война Бесконечности» — Танос. В фильме пересекаются несколько сюжетных линий, в каждой из которых протагонисты свои, есть она и у Таноса, причём ей уделено явно больше внимания.
  • «Плохой лейтенант» (1992) — в служебное время лейтенант с завидной регулярностью занимается развратом, отбирает награбленное у воров, активно потребляет наркотики, а сворованные доллары успешно проигрывает на тотализаторе у местного букмекера.
  • «Волк с Уолл-стрит» (2013)— Джордан добивается успеха путем продажи акций, проворачивая со своими коллегами крупные денежные махинации. Его компания со временем расширяется, Джордан зарабатывает огромные суммы на которые он кидается с одной тусовки на другую, балуется девушками легкого поведения, увлекается различными наркотиками, среди которых кокаин и прочие.
  • «Садист» (2001) — Бобби Кент, герой фильма «Садист», властный, несколько циничный мужчина с жесткими взглядами на общество, самоутверждается за счет оскорблений и откровенных унижений друга детства Марти Пуччио, неспособного себя отстоять. Девушка постоянно терпящего нападки со стороны товарища молодого человека предлагает наказать Бобби, совершив циничное убийство. Марти соглашается с Лизой, которая в свою очередь, по всем друзьям разносит детали планируемого преступления, совершенно не беспокоясь о такой откровенности.
  • «Гори, гори ясно».

Телесериалы

  • «Декстер». По другому мнению, он всего лишь антигерой.
  • «Во все тяжкие» — история наркоторговца.
  • «Игра»: изначально Алексей Смолин был студентом МГУ, однако из-за нехватки денег он ушёл из института, чтобы прокормить младшего брата. Родители уже к тому времени умерли. В итоге ввязался в криминал. Поворотным моментом стало непреднамеренное убийство человека, и затем — уже преднамеренное, его жены. Результат? Бегство из страны, служба в Легионе (в том числе война в Джибути), а по возвращении в Россию — превращение в одного из самых опасных преступников. Несмотря на это, за преданность жене, маленькому сыну и друзьям часть аудитории расценивает Смолина как не лишенное шарма чудовище. Во втором сезоне, просидев три года в тюрьме и перенеся другие жизненные трудности, ооочень немного, но все же поднял уровень доброты, поскольку перенял привычку Белова не проливать лишнюю кровь. А еще он не выстрелит в ребенка, даже если это будет условием для освобождения его сына.
  • «Гадалка» и «Слепая» — большинство протагонистов постоянно совершают низкие поступки ради собственной выгоды : привораживают, насылают порчи, мстят не разобравшись, шантажируют, предают близких и т. д. Поэтому, когда в конце они получают по заслугам, зрители не сопереживают им.
  • 24 часа главгерой Джек Бауэр стал таким в последних шести сериях 8 сезона. После гибели Рене Джек выясняет что за за всеми событиями этого дня стояли русские, а президент Тейлор решила их прикрыть . ГГ пустился в бега и стал собирать улики против ГлавГада. Но попутно он стал убивать его приспешников и тех кто ему мешал. Окончательно он стал сабжем когда решил развязать Третью Мировую войну. Но во время остановился. Джек снова пустился в бега попутно подставив свою верную подругу Хлою.
  • Supernatural в конце 10 сезона стало окончательно понятно что главная угроза мирозданию не демоны, ангелы или монстры, а сами братья Винчестеры.
  • Doctor_Who после смерти Клары и четырех с половиной миллиардов лет пыток Доктор нарушает временные законы (а Доктор прекрасно знает, к чему это может привести) и воскрешает Клару. Попутно убив одного из Таймлордов (хотя тот и регенерировал). Но в Конце Времен Клара и Я убеждают его остановиться.
  • Острые козырьки — зигзаг сериал рассказывает о становлении криминальной семьи Шелби, но многие противники еще хуже.

Мультфильмы

  • Как минимум половина мультиков из кино-(теле-)журнала «Фитиль». Обычно это не злодей в привычной форме, а бюрократ, безответственный руководитель, мелкий жулик, бессовестный карьерист, лжец, приспособленец и т. п. Обычно завершается показом, как он был наказан.
    • Или как победил. Например, «Лишние люди» («Фитиль» 1967): бюрократы из Главпуговицы сдали ЭВМ «Ревизор» в металлолом, поскольку машинка показывала, что из 333 сотрудников главка надо почти всех сократить, оставив трёх (т. е. в 111 раз).
  • «Гадкий я» — субверсия: хотя Грю формально является злодеем и осуществляет грандиозные кражи, но скорее он просто козёл, благодаря приёмным дочерям постепенно отращивающий золотое сердце.
  • «Мегамозг»: аналогично с предыдущим случаем, только тут повороту направо способствует влюблённость.
  • «Приключения Икабода и мистера Тоада».
  • Woody Woodpecker, особенно в ранних выпусках. В поздних он уже не столько злодей, сколько трикстер.

Мультсериалы

  • «Захватчик Зим».
  • «Лига Суперзлодеев».
  • «Фриски Динго».
  • «Мистер Пиклз».
  • «С приветом по планетам». Центральных персонажей четверо, и двое из них — типичные злодеи. Одного из них создатель и называет протагонистом, и, с учётом уделяемого ему экранного времени, это вполне допустимо.
  • «Пинки и Брейн».
  • «Villainous» — мини-сериал о буднях злодейской корпорации.
  • «Зиг и Шарко» — Зиг, пополам с злодеем-недотёпой.
  • Удивительный мир Гамбола. Иногда поступки ГГ уже переходят черту дозволенного. К примеру он продал родителей Алана клоуну (они шарики, для них это участь хуже смерти) из-за того что Алан слишком добрый.
  • Wunschpunsch — по мнению автора правки, Бубоник и Тирания явно оказывались в центре внимания больше, чем Якоб и Мяурицио.
  • South Park - Картман же! Смесь полного чудовища, великолепного мерзавеца и самоуверенного мерзавчика. В качестве мести, придумал гениальный план, в котором подстроил смерть родителей своего врага, приготовил из них чили и скормил ему же; подружился с Ктулху, а затем ловко манипулировал им, отправив друзей в Р'Льех и уничтожив Джастина Бибера, несколько синагог, магазинов органической пищи и фестиваль хиппи; издевался над рыжими, говоря, что у них нет души, когда его самого перекрасили в рыжий, возглавил их и попытался уничтожить всех нерыжых; пытался организовать Четвертый Рейх, под видом фан-клуба фильма «Страсти Христовы»; в суде требовал отключения Кенни от аппарата поддержания жизни, чтобы получить PSP, завещанную ему. И совершил много других ужасных вещей. При этом всем, относится к четверке протагонистов.

Манга и аниме

  • «Тетрадь смерти» — Ягами Лайт.
  • «Oyasumi Punpun / Спокойной ночи, Пунпун» мангаки Инио Асано — Пунпун и Айко.
    • Серьёзно? Не жертвы обстоятельств, не классические антигерои, а именно злодеи?
    • Пунпуна ещё можно записать с натяжкой в козлы: там и склонность к социопатии, и деструктивные тенденции с манипулятивным поведением, и то, что все свои загоны он скидывает на и без того настрадавшуюся Айко. Но она так вообще типичная жертва с основательно протекшим чердаком, и аффект при убийстве из самозащиты её в злодейку не превращает — эдак всех женщин, у которых терпение лопнуло, и они на сдавших нервах абьюзеру прописали, в мрази надо записать.
  • Overlord: главный герой — лич божественного порядка с кучей мощных скиллов. В глазах преданных до фанатизма поданных — высшее существо. В глазах обычных людей и нелюдей — непостижимый монстр или знаменитый герой (когда притворяется своим альтер-эго, искателем приключений). На самом же деле — просто обычный парень, по неизвестной причине перенёсшийся из ММО-игры в чужой мир. И из страха и любви перед оными подданными косплеящий тёмного властелина. Получается, надо сказать, на ура.
  • Danganronpa 3: The End of Hope's Peak High School — Эношима Джунко. В отличие от большинства визуальных романов этой серии — единственный сквозной персонаж, а по уровню уделённого экранного времени и сюжетных арок уверенно держит первое место. Ибо наблюдать сильной, волевой красавицей с интеллектом гения (хоть и с тяжелым сдвигом по фазе) оказалось гораздо интереснее, чем за противостоящими ей шаблонными ОЯШами вроде Наеги или Хинаты (которому даже превращение в угрюмого отморозка не помогло в харизме.
  • Teito Monogatari: Ясунори Като, тёмный маг, апокалиптический маньяк и полное чудовище. В англоязычной Вики назван протагонистом, и с учётом уделяемого ему экранного времени, похоже так и есть.
  • «Terror in Resonance»: главные герои — подростки, в свободное от учёбы время совершающие террористические акты по всей Японии.
  • Berserk — Гриффит, если считать его главным героем Золотого Века.
  • Detroit Metal City: главный герой — музыкант, страдающий раздвоением личности. На сцене он — Сатана металла, который изнасилует всё и изобьет всё, а вне её — ОЯШ, любящий поп-музыку.
  • Shaman King - Хана Асакура. Надо отметить, у него весомый повод ненавидеть как своих одноклассников, так и своего родного отца. И в конце концов, он исправился

Видеоигры

Все примеры со злодеями-протагонистами из данного раздела выделены в отдельную статью.

  • Beholder — быть злодеем совсем не обязательно, но получение хорошей концовки требует немалого количества денег, как на взятки, так и на деньги на учёбу сыну и лечение дочери, которые здесь не добыть честным путём, а потому получивший хорошую концовку может являться конченной мразью, подбрасывающей улики невинным с целью как вымогательства с них взяток, так и чтобы шить им дела получая награды.

Визуальные романы

Музыка

(link)

Стёбный пример
  • Максвелл из песни «Битлз» «Maxwell’s Silver Hammer».
  • Motorhead — Orgasmatron. Песня исполняется от лица кровожадного бога, правящего этим миром. Почему его так зовут? Потому что люди наслаждаются его жестокостью.
  • Протагонисты большинства песен группы «Slayer».
  • Nirvana — Polly. Прототипом насильника-протагониста послужил реальный маньяк Дж. Френд.
  • Альбом Ника Кэйва «Murder Ballads». Многие песни написаны от имени убийц, некоторые из которых — законченные психопаты. Песню «Where the Wild Roses Grow» в дуэте с Кайли Миноуг наверняка слышали многие.
  • «Небраска» Брюса Спрингстина, песня от имени реального маньяка-убийцы Чарльза Старквезера.
  • Аналогично с «Королём и Шутом»: повествование нередко ведётся от лица злодея.
  • Как и у идейных вдохновителей «КиШей» The Misfits:
«

I got something to say,
I killed your baby today, and it
Doesn't matter much to me,
As long as it's dead.
I got something to say,
I raped your mother today, and it
Doesn't matter much to me,
As long as she's spread…

»
— «Last Caress» (известен также кавер от «Металлики»)
  • Voltaire — When You’re Evil.
  • Очень, очень многие песни Rammstein'a, перечислять все смысла нет. Лирические герои многих песен — извращенцы и маньяки всех мастей, причем зачастую — вполне реальные.
    • Ну и вообще, индастриал-металлисты и представители Neue Deutsche Härte (в просторечии — «ну типа Раммштайна») любят петь от лица всякой шушеры и дарксайдеров. Gothminister, Deathstars, Oomph!, Raubtier — всего не упомнишь.
  • Да не только индастриал: металлисты вообще злые. Ищем известную пасту «Как металлисты принцессу спасали» aka «Принцесса и металлист», обращаем внимание на блэк-, дэт- и викинг-метал. Этими стилями, впрочем, злодейство не ограничено.
  • Многоточие - Аста ла виста. Песня парня, который убил девушку, перемолол её тело мясорубкой и нажарил котлет, которые скормил новой девушке.

Телевидение

  • Примерно половина протагонистов из вышеупомянутого «Фитиля». Не только мультипликационные, но и live-action сюжеты. Примерно как и в мультиках, но не так гротескно. Хотя более поздние ближе к фарсу.

Примечания

  1. По списку актёров он всегда первый, да и жертвы в здании корпорации могли бы быть любыми, а вот Данте генерирует сюжет. Так что протагонист — он, а не дамочка-директор.