Вывих мозга/Мультипликация: различия между версиями

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
Строка 2: Строка 2:


== [[Мультфильмы]] ==
== [[Мультфильмы]] ==
=== Российкие мультфильмы (в том числе РСФСР) ===
=== Российские мультфильмы (в том числе РСФСР) ===
* «[[yt:8jQqbamNem0|Кот в колпаке]]» (1984) — экранизация книги [[Доктор Сьюз|Доктора Сьюза]].
* «[[yt:8jQqbamNem0|Кот в колпаке]]» (1984) — экранизация книги [[Доктор Сьюз|Доктора Сьюза]]. Он, даром что детский писатель, и сам-то был мастер на проявления тропа, но в советской экранизации ещё чуть сгустили. В оригинале у Сьюза сказка, именуемая «Кот в шляпе», содержит много ''диковинного'', но, кажется, ничего настолько ''психоделического''.
* «Этого не может быть» Юрия Бутырина. Чего только стоит преследующая главного героя русалка и марширующий вместе с курицей генерал. И всё это — под песню «На дворе трава — на траве дрова». И они, кстати, ''специально'' начали существовать, чтобы вынести мозг единственному нормальному человеку, который всё ещё понимает, что они существовать не могут.
* «Этого не может быть» Юрия Бутырина. Чего только стоит преследующая главного героя русалка и марширующий вместе с курицей генерал. И всё это — под песню «На дворе трава — на траве дрова». И они, кстати, ''специально'' начали существовать, чтобы вынести мозг единственному нормальному человеку, который всё ещё понимает, что они существовать не могут.
* «ПотеЦ» Александра Федулова. Оригинальная пьеса А. Введенского<ref>Александр Введенский (1904—1941) — друг и единомышленник [[Так плохо, что уже хорошо|Даниила Хармса]].</ref> сопоставима в безумии с мультфильмом.
* «ПотеЦ» Александра Федулова. Оригинальная стихотворная одноактная пьеса А. Введенского<ref>Александр Введенский (1904—1941) — друг и единомышленник [[Так плохо, что уже хорошо|Даниила Хармса]].</ref> сопоставима в безумии с мультфильмом. Вернее, превосходит мультфильм. Например, в мультфильме, кажется, ни разочка не произнесли одну из любимых фишек Введенского «…СВЕРКАЯ НОГАМИ…»(с), которая в пьесе идёт как своеобразный рефрен.
** [[Мультики — это для детей|Особенно радостно было увидеть сей шедевр в 1992 году в дневном блоке мультиков]].
** [[Мультики — это для детей|Особенно радостно было увидеть сей шедевр в 1992 году в дневном (!) блоке мультиков]]. Хотя он [[Получилось страшно|однозначно]] [[Определённо не для детей|для взрослых]] — психоделия, нихрена не понятно (если вы не фанат символизма и не упоённый разгадыватель загадок), притом нагнетание жути (пусть и полупародийное), тема смерти опять же… Но и добрая половина зрелой аудитории тоже далеко не всё поймёт — если вообще ''захочет понимать и вникать''. Вещи очень-очень на любителя — и первоисточник, и экранизация. Но художественной ценности не лишены. Тем более что и автор и экранизатор ещё и вовсю стебались.
* Юрий Норштейн: Филин, гоняющийся за ежом в тумане («Ёжик в тумане»); серый волк, поющий ребёнку колыбельную про то, как придёт он сам к нему и за бочок ухватит («Сказка сказок»); мальчик, сбежавший от своих родителей в гнездо к воронам; девочка и бык, играющие со скакалкой… И так далее.
* Юрий Норштейн: Филин, гоняющийся за ежом в тумане («Ёжик в тумане»), и там же — иллюзия, напоминающая страшного, хтонического чёрного слона, которого рядом заведомо нет; серый волк, поющий ребёнку колыбельную про то, как придёт он сам к нему и за бочок ухватит («Сказка сказок»); мальчик, сбежавший от своих родителей в гнездо к воронам; девочка и бык, играющие со скакалкой… И так далее.
* «В мире басен» на тему басен Крылова.
* Режиссёр-мультипликатор Андрей Хржановский (род. 1939) тяготеет к сабжу:
* «Жил-был Козявин». Бюрократ Козявин пошёл искать какого-то Сидорова и обошёл весь земной шар пешком. На первый взгляд — сценарий для довольно стандартной советской сатиры на бюрократию, но в постановке гениального Хржановского мультфильм превратился в жутковатое сюрреалистическое произведение. А скелет [[динозавр]]а в пустыне, похоже, на самом деле принадлежал не динозавру, а какому-то [[чу-чу|чужеродному чудовищу]] …
** «В мире басен» на тему басен Крылова.
** «Жил-был Козявин». Бюрократ Козявин пошёл искать какого-то Сидорова и обошёл весь земной шар пешком. На первый взгляд — сценарий для довольно стандартной советской сатиры на бюрократию, но в постановке гениального Хржановского мультфильм превратился в жутковатое сюрреалистическое произведение. А скелет [[динозавр]]а в пустыне, похоже, на самом деле принадлежал не динозавру, а какому-то [[чу-чу|чужеродному чудовищу]] …
* Советские мультфильмы по [[фольклор]]ным мотивам:
* Советские мультфильмы по [[фольклор]]ным мотивам:
** «Келе» — экранизация чукотской сказки, о демоне, который ворует детей.
** «Кёле» — экранизация чукотской сказки, о демоне, который ворует детей.
** «Бескрылый гусёнок» — ещё одна, в виде чукотских рисунков. Зрелище не для слабонервных.
** «Бескрылый гусёнок» — ещё одна, в виде чукотских рисунков. Зрелище не для слабонервных.
** «[[Легенды перуанских индейцев]]» — то же, что и с «Гусёнком», только в качестве сценария использованы мифы и рисунки индейского племени мочика. Под жуткую музыку группы «Бумеранг» и текст за кадром, читаемый Владимиром Басовым.
** «[[Легенды перуанских индейцев]]» — то же, что и с «Гусёнком», только в качестве сценария использованы мифы и рисунки индейского племени мочика. Под жуткую музыку группы «Бумеранг» и текст за кадром, читаемый Владимиром Басовым.
** «Притча о мыши» 1991 года, ещё одна психоделическая экранизация индейских мифов.
** «Притча о мыши» 1991 года, ещё одна психоделическая экранизация индейских мифов.
* «Волчок» (1985, по мотивам стихотворения Б. Заходера) про волка, который с голодухи погнался за своим хвостом и превратился в юлу. Причём всё происходит в квартире под Новый Год и… Скажем так, одна из сцен мультика такая — волк бросается на кровать, чтобы её съесть, а она превращается в оленя и убегает…
* «Волчок» (1985, по мотивам стихотворения Б. Заходера) про волка, который с голодухи погнался за своим хвостом и превратился в юлу. Причём всё происходит в квартире под Новый Год и… Скажем так, одна из сцен мультика такая — волк бросается на кровать, чтобы её съесть, а она превращается в оленя и убегает…
* «Болеро» — а здесь гоняться а своим хвостом любит [[дракон]].
* «Болеро» — а здесь гоняться а своим хвостом любит [[дракон]].
** «Провинциальная школа» того же автора — ученики в школе превращаются в монстров. Мультипликатор хотел этим намекнуть на плохое образование и что оно делает с детьми, а вышел сабж.
** «Провинциальная школа» того же автора — ученики в школе превращаются в монстров. Мультипликатор хотел этим намекнуть на плохое образование и что оно делает с детьми, а вышел сабж.
** Вообще это фирменный стиль Ивана Максимова. И «Провинциальная школа» — ещё из наименее мозговыносных его работ, т. к. в ней хотя бы смысл ясен, а в большинстве других смысл разной степени невнятности. Хотя если ранние его мультфильмы были полным сюрреализмом, то в поздних хоть и те же фантасмагоричные картины, но уже более понятные.
** Вообще это фирменный стиль Ивана Максимова. И «Провинциальная школа» — ещё из наименее мозговыносных его работ, так как в ней хотя бы смысл ясен, а в большинстве других смысл разной степени невнятности. Хотя если ранние его мультфильмы были полным сюрреализмом, то в поздних хоть и те же фантасмагоричные картины, но уже более понятные.
* «Савушкин, который не верил в чудеса» (СССР). Прикольное городское фэнтези. Но использованы такие ракурсы, что мозги можно себе вывихнуть при просмотре.
* Мультики '''Александра Татарского''' — в большей или меньшей степени безумие присутствует практически во всех. В «[[Падал прошлогодний снег]]», «[[Братья Пилоты|Колобках»/«Пилотах]]», «Пластилиновой вороне» и других это даже добавляет большей прикольности. А вот в его же мультиках 1990-х вывиха больше, а прикольности меньше.
* Мультики А. Татарского — в большей или меньшей степени безумие присутствует практически во всех. В «[[Падал прошлогодний снег]]», «[[Братья Пилоты|Колобках»/«Пилотах]]», «Пластилиновой вороне» и других это даже добавляет большей прикольности. А вот в его же мультиках 1990-х вывиха больше, а прикольности меньше.
* '''Владимир Тарасов''':
* Владимир Тарасов:
** «Контакт» (1978).
** «Контакт» (1978).
** «Перевал». По нарастающей: сюжет (являющийся пересказом первой части повести Кира Булычева «Поселок») удивления не вызывает. Рисовка персонажей — тоже, даже восьмиглазая хоботная коза вполне проходит по разделу забавного инопланетного зверья. Окружающие пейзажи существуют уже где-то далеко за гранью привычной нам логики. А при попытке вместить совершенно земной (!) космический корабль «Полюс» в наше трехмерное пространство автор правки знатно вывихнул себе мозг и теперь точно знает, как должен выглядеть гиперзвездолет (между прочим, рисовал этот корабль математик Фоменко — тот самый, который потом прославился «новой хронологией»). При этом в повести этот сон Эшера описан как скучная «летающая тарелка»…
** «Перевал». По нарастающей: сюжет (являющийся пересказом первой части повести Кира Булычева «Поселок») удивления не вызывает. Рисовка персонажей — тоже, даже восьмиглазая хоботная коза вполне проходит по разделу забавного инопланетного зверья. Окружающие пейзажи существуют уже где-то далеко за гранью привычной нам логики. А при попытке вместить совершенно земной (!) космический корабль «Полюс» в наше трехмерное пространство автор правки знатно вывихнул себе мозг и теперь точно знает, как должен выглядеть гиперзвездолет (между прочим, рисовал этот корабль математик Фоменко — тот самый, который потом прославился «новой хронологией»). При этом в повести этот сон Эшера описан как скучная «летающая тарелка»…
** «Тир» — про бессовестного делягу, который использовал работников как живые мишени.
** «Тир» — про бессовестного делягу, который использовал работников как живые мишени.
* Советский мультик «Сундук». Но смотреть очень осторожно его надо [[Музыкальный триппер|не только поэтому…]] {{spoiler|То в щёлочку, то в дырочку, то в щёлочку, то в дырочку, то в странное отверстие для маленьких жучков…}} Прозаик и поэт Юрий Коваль не всякий раз упивался тропом, но если уж начнёт практиковать его, то… И постановщик мультфильма это радостно подхватил, обыграл и сгустил.
* «Случай с художником» (1962). Приключения художника в нарисованном им абстрактном мире — вывих мозга. Пережив это безобразие, он решает вернуться к реалистичной живописи, за которую меньше платят, но она честнее.
* «Девочка, наступившая на хлеб» Елены Лапшиной, конкретно — события после того, как Инге наступила на хлеб. Один из комментариев на Youtube: «Наступишь на хлеб — сломаешь пространственно-временной континуум».
* «Девочка, наступившая на хлеб» Елены Лапшиной, конкретно — события после того, как Инге наступила на хлеб. Один из комментариев на Youtube: «Наступишь на хлеб — сломаешь пространственно-временной континуум».
** На самом деле какая-то сила (болотные духи?) заставила маленькую мерзавку «отработать» за все её выкрутасы.
** На самом деле какая-то сила (болотные духи?) заставила маленькую мерзавку «отработать» за все её выкрутасы.
* «[[На задней парте]]», последняя серия — странствия Лейкина (вернее, его нарисованного двойника) внутри Бермудского Треугольника. Создатели вышеуказанного мультика о Инге явно вдохновлялись…
* '''Валерий Угаров''' (1941—2007) любил поставить перед собой более или менее простую задачу — и начать решать её уж настолько ''угарными'' средствами…
* Советский мультик «Сундук». Но смотреть очень осторожно его надо [[Музыкальный триппер|не только поэтому…]] {{spoiler|То в щёлочку, то в дырочку, то в щёлочку, то в дырочку, то в странное отверстие для маленьких жучков...}}
** «[[На задней парте]]», последний из четырёх выпусков — странствия Лейкина (вернее, его нарисованного двойника) внутри Бермудского Треугольника. Создатели вышеуказанного мультика о Инге явно вдохновлялись…
* «Случай с художником» (1962). Приключения художника в нарисованном им абстрактном мире — вывих мозга. Пережив это безобразие, он решает вернуться к реалистичной живописи, за которую меньше платят, но она честнее.
** «[[Шкатулка с секретом]]» (1976) — экранизация знаменитой сказки Одоевского «Городок в табакерке». Но рисовка — развитие идей «[[The Beatles|битловской]]» «[[Yellow Submarine (film)|Желтой подводной лодки]]».
* «[[Шкатулка с секретом]]» (1976) — экранизация знаменитой сказки Одоевского «Городок в табакерке». Но рисовка — развитие идей «[[The Beatles|битловской]]» «[[Yellow Submarine (film)|Желтой подводной лодки]]».
** «Бабочка и тигр» (1978). Сама по себе история о том, как полосатый матрас возомнил себя тигром и начал всех терроризировать — уже как будто из тяжёлого сна. Но визуальный ряд вдобавок очень характерный для Угарова, а мысль и мораль одновременно добрая и ехидно-сатиричная.
* «Бабочка и тигр» (1978).
** «Халиф-аист» (1981). От просмотра — [[Получилось страшно|мороз по коже]]. Одни животные чего стоят. Однако [[с прикрученным фитильком]]: всё более-менее понятно, однако — нафига колдуну пытаться превращать животных в людей? И где их сходка вообще? В пещере? А как расколдованные халиф и фея оказались на поверхности? Непонятно.
* «Халиф-аист» (1981). Одни животные чего стоят. Однако [[с прикрученным фитильком]]: всё более-менее понятно, однако — нафига колдуну пытаться превращать животных в людей? И где их сходка вообще? В пещере? А как расколдованные халиф и фея оказались на поверхности? Непонятно.
*** В сцене разрушения логова злого волшебника видно, что всех выкинуло на поверхность. Так что с героями, оказавшимися на поверхности, всё понятно. Шабаш колдунов может происходить и в пещере, а может в каком-то колдовском «карманном» измерении. С зверолюдьми не сильно понятно, правда — не то колдун просто издевался над животными и хотел показать другим злым волшебникам, какой он крутой, то ли создавал армию по методу Саурона…
** В сцене разрушения логова злого волшебника видно, что всех выкинуло на поверхность. Так что с героями, оказавшимися на поверхности, всё понятно. Шабаш колдунов может происходить и в пещере, а может в каком-то колдовском «карманном» измерении. С зверолюдьми не сильно понятно, правда — не то колдун просто издевался над животными и хотел показать другим злым волшебникам, какой он крутой, то ли создавал армию по методу Саурона…
*** Судя по поверхности колдовского логова (дерево в пустыне и стена) — возможно, это были погребённые под песком развалины.
** Судя по поверхности колдовского логова (дерево в пустыне и стена) — возможно, это были погребённые под песком развалины.
** И что характерно: когда для журнала «Весёлые картинки» брежневской эпохи потребовалось нарисовать комикс-одночастёвку, пародирующий раннего Диснея — пригласили именно Угарова.
* «Твой любящий друг» (1984) по фрагментам писем [[Алиса в Стране чудес|Льюиса Кэрролла]] детям. Причём половину безумия добавляет именно видеоряд, необычные ракурсы, в т. ч. использование «тотальной анимации». Плюс шуточно обыгрывается «Прибытие поезда» и другие «старинные» кадры.
* «Твой любящий друг» (1984) по фрагментам писем [[Алиса в Стране чудес|Льюиса Кэрролла]] детям. Причём половину безумия добавляет именно видеоряд, необычные ракурсы, в т. ч. использование «тотальной анимации». Плюс шуточно обыгрывается «Прибытие поезда» и другие «старинные» кадры. Сам Кэрролл любил «управляемое безумие» как художественный приём — он бы, пожалуй, аплодировал, если бы посмотрел. Ну вы же читали его общеизвестную дилогию об Алисе Лидделл и вставной номер во второй части — балладу о Бармаглоте? А гораздо менее пропиаренную и более увесистую в плане тропа «Охоту на Снарка»? Вот бы постановщица «Твоего любящего друга» — '''Елена Баринова''' — взялась за её экранизацию, наверняка получился бы мозговыносящий шедевр…
** Елена Петровна «Художница» Баринова — в отличие от её однофамилицы Галины Сергеевны «Сказочницы» Бариновой — не только жена [[Нечаевщина|того самого Леонида Нечаева]], но и знатный мастер тропа. Она любит добавлять яркие элементы сабжа — вкупе с явно пародийными деталями — в визуальные интерпретации даже самых простых как палка сюжетов («Кто получит ананас?», «Пирог со смеяникой», «Ба-буш-ка!», «Золотой цыплёнок»).
*** Из её же чутких рук вышел мультфильм «Савушкин, который не верил в чудеса». Прикольное городское фэнтези. Но использованы такие ракурсы, что мозги можно себе вывихнуть при просмотре.
* «Мальчик как мальчик» (1986).
* «Мальчик как мальчик» (1986).
* «Дождливая история» (1986).
* «Дождливая история» (1986).
Строка 41: Строка 45:
* «Колобок, колобок!..» (1988). Тихий ужас, да и только. [[Перестроечное кино]].
* «Колобок, колобок!..» (1988). Тихий ужас, да и только. [[Перестроечное кино]].
* «Медвежуть» (1988). А чего ещё ждать от ночных кошмаров медведя, которому не даёт нормально впасть в спячку приставучий комар?
* «Медвежуть» (1988). А чего ещё ждать от ночных кошмаров медведя, которому не даёт нормально впасть в спячку приставучий комар?
* "ФРУ-89" (1989 г.). Два мультика ("ФРУ-89: Жертва" и "ФРУ-89: Слева направо") это такое, такое... В общем, фрустрация — это зло.
* «ФРУ-89» (1989 г.). Два мультика («ФРУ-89: Жертва» и «ФРУ-89: Слева направо») это такое, такое… В общем, фрустрация — это зло.
* "Его жена — курица". Сюрреалистический п... коллапс с сексуальным подтекстом.
* «Его жена — курица». Сюрреалистический п… коллапс с сексуальным подтекстом.
* Выпуски «Веселой карусели» 1990-х годов состояли из [[Так плохо, что уже хорошо|довольно странных]] мультфильмов: «Качели», «Если бросить камень вверх», «Поливальная машина». В отличие от других примеров в разделе, которые могут вызвать смех, страх или восхищение, эти мультфильмы вызывают только вопрос «[[Что это было?]]», и уже в детстве они воспринимались как разжижитель мозга.
* Выпуски «Веселой карусели» 1990-х годов состояли из [[Так плохо, что уже хорошо|довольно странных]] мультфильмов: «Качели», «Если бросить камень вверх», «Поливальная машина». В отличие от других примеров в разделе, которые могут вызвать смех, страх или восхищение, эти мультфильмы вызывают только вопрос «[[Что это было?]]», и уже в детстве они воспринимались как разжижитель мозга.
* «Женская астрология, или Внеземное притяжение» (1991).
* «Женская астрология, или Внеземное притяжение» (1991).
* «Гипнэротомахия» (1992). [[Именно то, что написано на упаковке|Путаница из взаимопроникающих снов мужчины, женщины и собаки]], где каждый сон полон меланхолии вечером, чувственности ночью и ночных кошмаров перед восходом.
* «Гипнэротомахия» (1992). [[Именно то, что написано на упаковке|Путаница из взаимопроникающих снов мужчины, женщины и собаки]], где каждый сон полон меланхолии вечером, чувственности ночью и ночных кошмаров перед восходом.
* «Сиротка Энни» Юлиана Калишера (1992), да и многие другие его работы.
* «Сиротка Энни» '''Юлиана Калишера''' (1992), да и многие другие его работы. Да, да, «Большой секрет для маленькой компании» — это тоже он.
* "На краю земли" (1998). Но зато очень полезный, факт.
* «На краю земли» (1998). Но зато очень полезный, факт.
* «Синяя лужа» (2004), режиссер Екатерина Бим. Ученическая работа некоей школы-студии «Шар», но сделано очень мило. Мутаген - синяя лужа, доктор-коротышка и превращения пациентов от его снадобий, и неожиданная романтическая линия главного героя (изначально - поросенка).
* «Синяя лужа» (2004), режиссер Екатерина Бим. Ученическая работа некоей школы-студии «Шар», но сделано очень мило. Мутаген — синяя лужа, доктор-коротышка и превращения пациентов от его снадобий, и неожиданная романтическая линия главного героя (изначально — поросенка).


=== Союзных республик ===
=== Союзных республик ===

Версия 07:12, 11 января 2024

Это подстатья к статье «Вывих мозга». Навигационные шаблоны и категории тут не нужны.

Мультфильмы

Российские мультфильмы (в том числе РСФСР)

  • «Кот в колпаке» (1984) — экранизация книги Доктора Сьюза. Он, даром что детский писатель, и сам-то был мастер на проявления тропа, но в советской экранизации ещё чуть сгустили. В оригинале у Сьюза сказка, именуемая «Кот в шляпе», содержит много диковинного, но, кажется, ничего настолько психоделического.
  • «Этого не может быть» Юрия Бутырина. Чего только стоит преследующая главного героя русалка и марширующий вместе с курицей генерал. И всё это — под песню «На дворе трава — на траве дрова». И они, кстати, специально начали существовать, чтобы вынести мозг единственному нормальному человеку, который всё ещё понимает, что они существовать не могут.
  • «ПотеЦ» Александра Федулова. Оригинальная стихотворная одноактная пьеса А. Введенского[1] сопоставима в безумии с мультфильмом. Вернее, превосходит мультфильм. Например, в мультфильме, кажется, ни разочка не произнесли одну из любимых фишек Введенского «…СВЕРКАЯ НОГАМИ…»(с), которая в пьесе идёт как своеобразный рефрен.
    • Особенно радостно было увидеть сей шедевр в 1992 году в дневном (!) блоке мультиков. Хотя он однозначно для взрослых — психоделия, нихрена не понятно (если вы не фанат символизма и не упоённый разгадыватель загадок), притом нагнетание жути (пусть и полупародийное), тема смерти опять же… Но и добрая половина зрелой аудитории тоже далеко не всё поймёт — если вообще захочет понимать и вникать. Вещи очень-очень на любителя — и первоисточник, и экранизация. Но художественной ценности не лишены. Тем более что и автор и экранизатор ещё и вовсю стебались.
  • Юрий Норштейн: Филин, гоняющийся за ежом в тумане («Ёжик в тумане»), и там же — иллюзия, напоминающая страшного, хтонического чёрного слона, которого рядом заведомо нет; серый волк, поющий ребёнку колыбельную про то, как придёт он сам к нему и за бочок ухватит («Сказка сказок»); мальчик, сбежавший от своих родителей в гнездо к воронам; девочка и бык, играющие со скакалкой… И так далее.
  • Режиссёр-мультипликатор Андрей Хржановский (род. 1939) тяготеет к сабжу:
    • «В мире басен» на тему басен Крылова.
    • «Жил-был Козявин». Бюрократ Козявин пошёл искать какого-то Сидорова и обошёл весь земной шар пешком. На первый взгляд — сценарий для довольно стандартной советской сатиры на бюрократию, но в постановке гениального Хржановского мультфильм превратился в жутковатое сюрреалистическое произведение. А скелет динозавра в пустыне, похоже, на самом деле принадлежал не динозавру, а какому-то чужеродному чудовищу
  • Советские мультфильмы по фольклорным мотивам:
    • «Кёле» — экранизация чукотской сказки, о демоне, который ворует детей.
    • «Бескрылый гусёнок» — ещё одна, в виде чукотских рисунков. Зрелище не для слабонервных.
    • «Легенды перуанских индейцев» — то же, что и с «Гусёнком», только в качестве сценария использованы мифы и рисунки индейского племени мочика. Под жуткую музыку группы «Бумеранг» и текст за кадром, читаемый Владимиром Басовым.
    • «Притча о мыши» 1991 года, ещё одна психоделическая экранизация индейских мифов.
  • «Волчок» (1985, по мотивам стихотворения Б. Заходера) про волка, который с голодухи погнался за своим хвостом и превратился в юлу. Причём всё происходит в квартире под Новый Год и… Скажем так, одна из сцен мультика такая — волк бросается на кровать, чтобы её съесть, а она превращается в оленя и убегает…
  • «Болеро» — а здесь гоняться а своим хвостом любит дракон.
    • «Провинциальная школа» того же автора — ученики в школе превращаются в монстров. Мультипликатор хотел этим намекнуть на плохое образование и что оно делает с детьми, а вышел сабж.
    • Вообще это фирменный стиль Ивана Максимова. И «Провинциальная школа» — ещё из наименее мозговыносных его работ, так как в ней хотя бы смысл ясен, а в большинстве других смысл разной степени невнятности. Хотя если ранние его мультфильмы были полным сюрреализмом, то в поздних хоть и те же фантасмагоричные картины, но уже более понятные.
  • Мультики Александра Татарского — в большей или меньшей степени безумие присутствует практически во всех. В «Падал прошлогодний снег», «Колобках»/«Пилотах», «Пластилиновой вороне» и других это даже добавляет большей прикольности. А вот в его же мультиках 1990-х вывиха больше, а прикольности меньше.
  • Владимир Тарасов:
    • «Контакт» (1978).
    • «Перевал». По нарастающей: сюжет (являющийся пересказом первой части повести Кира Булычева «Поселок») удивления не вызывает. Рисовка персонажей — тоже, даже восьмиглазая хоботная коза вполне проходит по разделу забавного инопланетного зверья. Окружающие пейзажи существуют уже где-то далеко за гранью привычной нам логики. А при попытке вместить совершенно земной (!) космический корабль «Полюс» в наше трехмерное пространство автор правки знатно вывихнул себе мозг и теперь точно знает, как должен выглядеть гиперзвездолет (между прочим, рисовал этот корабль математик Фоменко — тот самый, который потом прославился «новой хронологией»). При этом в повести этот сон Эшера описан как скучная «летающая тарелка»…
    • «Тир» — про бессовестного делягу, который использовал работников как живые мишени.
  • Советский мультик «Сундук». Но смотреть очень осторожно его надо не только поэтому… То в щёлочку, то в дырочку, то в щёлочку, то в дырочку, то в странное отверстие для маленьких жучков… Прозаик и поэт Юрий Коваль не всякий раз упивался тропом, но если уж начнёт практиковать его, то… И постановщик мультфильма это радостно подхватил, обыграл и сгустил.
  • «Случай с художником» (1962). Приключения художника в нарисованном им абстрактном мире — вывих мозга. Пережив это безобразие, он решает вернуться к реалистичной живописи, за которую меньше платят, но она честнее.
  • «Девочка, наступившая на хлеб» Елены Лапшиной, конкретно — события после того, как Инге наступила на хлеб. Один из комментариев на Youtube: «Наступишь на хлеб — сломаешь пространственно-временной континуум».
    • На самом деле какая-то сила (болотные духи?) заставила маленькую мерзавку «отработать» за все её выкрутасы.
  • Валерий Угаров (1941—2007) любил поставить перед собой более или менее простую задачу — и начать решать её уж настолько угарными средствами…
    • «На задней парте», последний из четырёх выпусков — странствия Лейкина (вернее, его нарисованного двойника) внутри Бермудского Треугольника. Создатели вышеуказанного мультика о Инге явно вдохновлялись…
    • «Шкатулка с секретом» (1976) — экранизация знаменитой сказки Одоевского «Городок в табакерке». Но рисовка — развитие идей «битловской» «Желтой подводной лодки».
    • «Бабочка и тигр» (1978). Сама по себе история о том, как полосатый матрас возомнил себя тигром и начал всех терроризировать — уже как будто из тяжёлого сна. Но визуальный ряд вдобавок очень характерный для Угарова, а мысль и мораль одновременно добрая и ехидно-сатиричная.
    • «Халиф-аист» (1981). От просмотра — мороз по коже. Одни животные чего стоят. Однако с прикрученным фитильком: всё более-менее понятно, однако — нафига колдуну пытаться превращать животных в людей? И где их сходка вообще? В пещере? А как расколдованные халиф и фея оказались на поверхности? Непонятно.
      • В сцене разрушения логова злого волшебника видно, что всех выкинуло на поверхность. Так что с героями, оказавшимися на поверхности, всё понятно. Шабаш колдунов может происходить и в пещере, а может в каком-то колдовском «карманном» измерении. С зверолюдьми не сильно понятно, правда — не то колдун просто издевался над животными и хотел показать другим злым волшебникам, какой он крутой, то ли создавал армию по методу Саурона…
      • Судя по поверхности колдовского логова (дерево в пустыне и стена) — возможно, это были погребённые под песком развалины.
    • И что характерно: когда для журнала «Весёлые картинки» брежневской эпохи потребовалось нарисовать комикс-одночастёвку, пародирующий раннего Диснея — пригласили именно Угарова.
  • «Твой любящий друг» (1984) по фрагментам писем Льюиса Кэрролла детям. Причём половину безумия добавляет именно видеоряд, необычные ракурсы, в т. ч. использование «тотальной анимации». Плюс шуточно обыгрывается «Прибытие поезда» и другие «старинные» кадры. Сам Кэрролл любил «управляемое безумие» как художественный приём — он бы, пожалуй, аплодировал, если бы посмотрел. Ну вы же читали его общеизвестную дилогию об Алисе Лидделл и вставной номер во второй части — балладу о Бармаглоте? А гораздо менее пропиаренную и более увесистую в плане тропа «Охоту на Снарка»? Вот бы постановщица «Твоего любящего друга» — Елена Баринова — взялась за её экранизацию, наверняка получился бы мозговыносящий шедевр…
    • Елена Петровна «Художница» Баринова — в отличие от её однофамилицы Галины Сергеевны «Сказочницы» Бариновой — не только жена того самого Леонида Нечаева, но и знатный мастер тропа. Она любит добавлять яркие элементы сабжа — вкупе с явно пародийными деталями — в визуальные интерпретации даже самых простых как палка сюжетов («Кто получит ананас?», «Пирог со смеяникой», «Ба-буш-ка!», «Золотой цыплёнок»).
      • Из её же чутких рук вышел мультфильм «Савушкин, который не верил в чудеса». Прикольное городское фэнтези. Но использованы такие ракурсы, что мозги можно себе вывихнуть при просмотре.
  • «Мальчик как мальчик» (1986).
  • «Дождливая история» (1986).
  • «Страшная месть» (1988). Без знакомства с оригиналом почти невозможно понять, что вообще происходит — но получилось даже мрачнее и страшнее, чем у Гоголя.
  • «Колобок, колобок!..» (1988). Тихий ужас, да и только. Перестроечное кино.
  • «Медвежуть» (1988). А чего ещё ждать от ночных кошмаров медведя, которому не даёт нормально впасть в спячку приставучий комар?
  • «ФРУ-89» (1989 г.). Два мультика («ФРУ-89: Жертва» и «ФРУ-89: Слева направо») это такое, такое… В общем, фрустрация — это зло.
  • «Его жена — курица». Сюрреалистический п… коллапс с сексуальным подтекстом.
  • Выпуски «Веселой карусели» 1990-х годов состояли из довольно странных мультфильмов: «Качели», «Если бросить камень вверх», «Поливальная машина». В отличие от других примеров в разделе, которые могут вызвать смех, страх или восхищение, эти мультфильмы вызывают только вопрос «Что это было?», и уже в детстве они воспринимались как разжижитель мозга.
  • «Женская астрология, или Внеземное притяжение» (1991).
  • «Гипнэротомахия» (1992). Путаница из взаимопроникающих снов мужчины, женщины и собаки, где каждый сон полон меланхолии вечером, чувственности ночью и ночных кошмаров перед восходом.
  • «Сиротка Энни» Юлиана Калишера (1992), да и многие другие его работы. Да, да, «Большой секрет для маленькой компании» — это тоже он.
  • «На краю земли» (1998). Но зато очень полезный, факт.
  • «Синяя лужа» (2004), режиссер Екатерина Бим. Ученическая работа некоей школы-студии «Шар», но сделано очень мило. Мутаген — синяя лужа, доктор-коротышка и превращения пациентов от его снадобий, и неожиданная романтическая линия главного героя (изначально — поросенка).

Союзных республик

  • «Эрик» (Украина). История о «типа некроманте», по рассказу Платонова.
  • Роберт Саакянц — не только мэтр армянской мультипликации, но и мастер этого тропа. «Три синих-синих озера малинового цвета», «Ух ты, говорящая рыба!», «Кто расскажет небылицу», «В синем море, в белой пене...» — это всё он. Видеоряд изобилует психоделическими фрагментами, буквальным показом того, о чём говорят герои (а это отдельная тема — например, монстр Ээх одного такого монолога не выдержал) и отсылками к современной автору культуре там, где их абсолютно не ждёшь (знак «Инь-янь» в глазах у того же Ээха и майка «Адидас» у того же монстра — и кроссовки у парня-рыбы, который монстру противостоял). И это ещё «детские» мульты, где режиссёра сдерживали какие-никакие рамки приличия, а ведь Саакянц делал и «взрослые» мультфильмы — например, «Урок»…
    • Кто хочет оценить весь потенциал маэстро — смотрите «Ветер». По градусу безумия он намного превосходит все остальные работы Саакянца вместе взятые.
  • Рейн Раамат:
    • «Большой Тылль» (Suur Tull) по книжке Юри Аррака, в основном из-за оформления.
    • «Ад» (Porgu), на этот раз по картинам Эдуарда Вийральта. «Тылль», безусловно, эпичен, но с «Адом» по части вывиха мозга и рядом не валялся.
  • Литовский мульт «Космическая сказка». Реплики единственного героя похожи на шизофазию, происходящее вокруг него не похоже вообще ни на что. Хотя история вообще-то о роботе, который пытается восстановить историю человечества (а говорит робот так потому что старый, раздолбанный и его некому чинить…).
  • «На порог мой села сказка» Розалии Стиебры. Да и все остальные её мультфильмы тоже. Но этот — особенно. С десятого раза понимаешь, что это не надо пытаться понять. Это просто Сказка показывает офигевшей маленькой Розалии (или пацанёнку-гному) красивые и волшебные миры. И нужно вместе с ней (ним) разинуть рот и офигевать. Ну, может, ещё пара метафор где-то в глаза бросится, но копать глубже уже не стоит. Есть риск услышать треск мозга из глубины своего черепа. Плюс кривой перевод с латышского (хотя где-то — например, здесь — бродит и советский, рифмованный и вполне красивый). Нет у них сердечки! Это у нового переводчика, похоже, сердечка нет.
  • Мультфильмы серии «Фантадром» про робокота Индрикиса Тринадцатого (Латвия, 1984-85).

Иностранные

  • Nekojiru-so — японский вывих мозга о двух котятках.
  • «Destino» («Судьба»), плод творческого сотрудничества Уолта Диснея и Сальвадора Дали, причём снятый после смерти обоих.
  • Венгерский мультфильм «Сын белой кобылицы», по мотивам старой сказки.
  • Французский полнометражный анимационный фильм «Дикая планета» не то чтобы совсем вывихивает мозг… но скручивает знатно.
    • Две другие полнометражки Рене Лалу — «Властелины времени» и «Гандахар» от него отстают, но не сильно.
  • «Кровавый чай и красная ниточка» (реж. Кристиан Седжавски, США) — про то, как белые мыши-аристократы (судя по всему, ещё и вампиры) и крысоптицы-алхимики не поделили беременную куклу…
  • «Шпрота, закопчённая на солнце» (1992, Эстония, немецкий язык)
  • «История солдата» (The Soldier’s Tale, США, 1984, Блехман). Как вам чёрт, пляшущий с превратившимся в девушку микрофоном? А когда солдат с чёртом играют в карты, то становятся красным и чёрным. В аду на небе летают какие-то красные глобусы… И так далее, и тому подобное. По рисовке и эффектам внезапно напоминает советский мультфильм «Когда растаял снег».
    • Отечественная экранизация этого же творения Стравинского, перенесённая в конец 1980-х, ещё более психоделична.
  • «Волшебники» Ральфа Бакши.
  • «Жёлтая подводная лодка» с Битлз. Возьмите Саакянца, добавьте музыку Битлов (и самих рисованных Битлов) и помножьте всё это на ЛСД.
  • «El corazón del roble» («Сердце Дуба»)

Мини-мультфильмы

Хотя дебютируют многие из них на различных фестивалях и выставках, оцениваемые серьезными критиками, основным пристанищем этого вида шизы является YouTube. Тут могут встретиться:

  • Вполне прозрачные метафоры, например, на зависимость.
  • Стёб над всяким серьезно-мрачно-пафосным.
  • И просто всеми нами любимый сюр Феликса Колгрейва.
  • Kings of Power: 4 Billion% ломает мозг начиная с названия, а к концу просмотра и вовсе дезинтегрирует нервную систему (а кого-то просто пробивает на ха-ха).
  • Мирс-пирс — как вам роботы на одноколёсных велосипедах стреляющие с рук из пулемётов «максим» в революционных матросов? А как вам финальный твист, где герои рассуждают о своём повороте налево как будто так и надо. Не говоря уже о странном стиле анимации с внезапными картинками не в тему и нечитаемыми надписями.
  • Творчество некого Cyriak Harris

Мультсериалы

« Что за х**ню, мать её, я только что посмотрел?! »
— Nostalgia Critic после просмотра первой серии
  • При дальнейшем просмотре зрители могут обнаружить тонны смысла и логических взаимосвязей, и начать вывихивать себе мозги самостоятельно, строя предположения о дальнейшем развитии сюжета.
  • «Кураж — трусливый пёс».
  • «Захватчик Зим».
  • «Супертюрьма».
  • «Настоящие охотники за привидениями». Отважная четверка нередко действует в безумных мозговыносящих локациях: проклятые старые дома (в том числе и дом миссис Роджерс), нехорошие квартиры, логова потусторонних сущностей (логово Бугимена чего стоит), различные потусторонние миры и другие измерения. Некоторые серии и целиком можно отнести к вывиху мозга.
    • А «Экстремальные охотники за привидениями» с новой командой и более сумасшедшей рисовкой и вовсе давят педаль в параллельное измерение.
  • «12 oz. Mouse» — достаточно почитать описания персонажей.
  • «Аватар: Легенда об Аанге» — здешние животные, в подавляющем большинстве представляют данный троп. Летучие Мышеволки, угри-гончие, курицепоссумы и осы-стервятники — лишь малая часть химер, порождённых разумом создателей мультсериала.
    • Причём обычные, точнее, привычные нам животные в мире сериала тоже встречаются, да только вот являются они там в основном невероятной диковинкой. Как тот медведь Царя. Мдааа, действительно верить во всякие теории о постапокалипсисе начнёшь…
  • «Охотники на драконов»: именно таким образом Ментальный дракон/Драко Мента борется сначала с Гвиздо, а затем — с Лиан-Чу, когда тот сменяет друга. При этом видит зритель всё то же, что происходит у бедного великана в голове: коварная тварь заставляет его сражаться с иллюзорными химерами из тел уже убитых им драконов и острозубых голов его друзей, в то время как настоящие Гвиздо и Гектор продолжают борьбу с драконом-гипнотизёром в реальном мире.
    • Да и облик большинства драконов в мультсериале порождён столь раскованной фантазией художников, что без труда отвечает тропу.
    • Сюда же — фантастические дизайны многих локаций.
  • «Король Звездный Король» — на трезвую голову этого лучше не видеть. На пьяную тоже.
  • Aqua Teen Hunger Force.
  • «Drawn матьегодамудоговорнойласки Together», он же «Сумашедшие За Стеклом». Все три сезона и фильм. После первого просмотра изнасилованный анально мозг прячется в тёмной комнате и тихо плачет. А потом в ужасе выясняет что он всё-одно беременный…
    • На самом деле, по сравнению с Злыми Крутыми Бобрами и «Шоу Рена и Стимпи» (и прочими шедеврами канала Nickelodeon, нарративная команда которого — совершенно точно известно — таки УПОТРЕБЛЯЛА), «Мультреалити» — крепко сбитое, выверенное произведение с зачатками морали и здравого смысла, жестко высмеивающее популярные стереотипы американской массовой культуры, в том числе и реалити-шоу с самыми кончеными фриками, которых только можно вытащить на свет божий.
  • Happy Tree Friends — Концовка «Brake the Cycle» — Птица, которая сделала гнездо из болтиков и у которой из яйца вылупился гаечный ключ.
  • «Куми-Куми» — сюрреалистическая графика и совершенно мозговыносящий (хотя по-своему логичный) мир. При этом сюжет отдельных серий достаточно прост (чаще всего обыгрывается ситуация «два паренька клеятся к одной девчонке»).
  • MLP — Дискорд же! Точнее его выходки. Хотя он и сам выглядит как тот ещё вывих мозга. Странно что до сих пор никто про него не вспомнил.
  • Стрипперелла — вывих могут вызвать попытки осмыслить непростые взаимоотношения сиамских близнецов Дэйва и Клиффа друг с другом и окружающими. Дейв — простой американский паренёк, а Клифф — напыщенный сноб, окончивший Оксфорд и говорящий с британским акцентом. Персефона целый месяц встречалась с Дэйвом, но ни разу не видела Клиффа. Дейв предъявляет на входе в стрипбар документы, подтверждающие возраст, а Клифф свои забыл — охранник соглашается пропустить Дейва, но не Клиффв (а то вдруг он несовершеннолетний). Дэйв на неделю старше Клиффа. Когда Клифф учился в Оксфорде, Дейв развлекался с девушками. И т.д. и т.п.

Веб-анимация

  • ENA продавливает педаль в пол. При первом просмотре, мозг отключается если не в самом начале, то по крайней мере, в середине серий.
    • В меньшей степени, сюда подходит и часть остального творчества Joel G.
  • Madness Combat: арка Аудитора.

Примечания

  1. Александр Введенский (1904—1941) — друг и единомышленник Даниила Хармса.