Враждующие фэндомы/Литература
Перейти к навигации
Перейти к поиску
Распри поклонников в реальной жизни[править]
Русская классика[править]
- Старше, чем радио: ещё критики XIX века отмечали странную тенденцию — поклонники Льва Толстого терпеть не могут поклонников Фёдора Достоевского и наоборот. Современные критики отмечают, что тенденция оказалась довольно живучей.
- Впрочем, чего-то странного и необъяснимого здесь нет — ортодоксальные и патриотические идеи Достоевского противоречили философии Толстого, который проповедовал собственные религиозные взгляды (за что и был отлучён от церкви) и антипатриотизм. Так что в этом конфликте зародилось противостояние либералов-оппозиционеров и охранителей.
- Юмор в том, что ответ на вопрос, кто из них кто, ни разу не очевиден. Потому что Толстой — последовательный и непримиримый морализатор, всегда «знающий, как надо» и не стесняющийся тыкать читателю этим в нос, в то время как сочинения Достоевского
страдаютхарактеризуются полифоничностью, сиречь отсутствием у авторской точки зрения привилегий перед точками зрения персонажей (в наше время такой способ построения сюжета пытается использовать, к примеру, Иудковский).- Что увы, не отменяет того, что у Достоевского зачастую попадаются столь же характерные для Толстого околосьюшные резонёры и «всегда хорошие» персонажи ввиду ношения ими авторской позиции, в то время как его идейные противники и оппоненты зачастую изображаются не самым приятным образом, мягко говоря – особенно это ярко выражается в «Бесах», которых даже многие идейные охранители консервативного толка считают самым слабым романом Достоевского, за то, что этот памфлет на «плохих революционеров, противостоящих добрым православным консерваторам» изобразил обе стороны недостаточно убедительно и откровенно ходульно, что убивает и всю веру в происходящее. Впрочем, у обоих авторов это не столько приёмы, сколько общие тенденции литературы XIX века как таковые.
- Юмор в том, что ответ на вопрос, кто из них кто, ни разу не очевиден. Потому что Толстой — последовательный и непримиримый морализатор, всегда «знающий, как надо» и не стесняющийся тыкать читателю этим в нос, в то время как сочинения Достоевского
- И те, и другие против поклонников Ивана Тургенева.
- Впрочем, чего-то странного и необъяснимого здесь нет — ортодоксальные и патриотические идеи Достоевского противоречили философии Толстого, который проповедовал собственные религиозные взгляды (за что и был отлучён от церкви) и антипатриотизм. Так что в этом конфликте зародилось противостояние либералов-оппозиционеров и охранителей.
Детективы[править]
- Детективы английские, где расследуют чистой логикой преступление среди сливок общества (в духе А. К. Дойла и Агаты Кристи) vs детективы американские, где вся суть в грязной оперативной работе (в духе Дэшила Хэммета и Рэймонда Чандлера).
Фэнтези[править]
- Конфликты толкинистов:
- Ортодоксальные толкинисты против «апокрифистов» (фанатов разных фанфиков по Толкину):
- На первом месте по нелюбви канонистов заслуженно стоят фанаты ЧКА.
- В своё время очень яростные споры были у них и с перумистами. Сейчас же Ник Перумов больше известен собственными мирами, так что его поклонники никаких чувств к «ржавым» толкинистам не испытывают.
- Фанаты Чигиринской враждовали и с ниэннистами, и с ультраортодоксальными толкинистами (просто правоверные могли объединиться против «Чёрной книги»).
- Среди всех вышеупомянутых товарищей о Еськове вообще лучше не упоминать…
- Отношения с ролевиками всегда были сложными и неоднозначными — от дружбы в конце 1980-х годов до чуть ли не вражды в 1990—2000-е.
- В середине и конце 2000-х наблюдалась определённая вражда с анимешниками.
- В 1990-е и начало 2000-х был значительный конфликт с коммунистами. Известное дело, Толкин никогда не жаловал коммунистическое учение (а практике коммунистов отсылал прямые натебейки и в «Хоббите» и в «ВК»).
- Отдельную и взаимную неприязнь друг к другу имеют толкинисты (в особенности — высокие) и горе-патриоты, идентифицирующие себя с Мордором и тёмными народами.
- Столь же значительную неприязнь толкинисты испытывали и испытывают к «китоврасам» — носителям патриотичных взглядов (чаще — горе-патриотичных), обвиняющих Толкина, его произведения и толкинистов (очень часто «за компанию» доставалось и ролевикам) во всех мыслимых и немыслимых грехах.
- Ортодоксальные толкинисты против «апокрифистов» (фанатов разных фанфиков по Толкину):
- Фэндом «Гарри Поттера» против фэндома «Сумерек». Впрочем, этих никто не любит.
- Фандом HPMOR сейчас повторяет печальную судьбу ЧКАшного и перумовского — в основном в силу апломба, с которым Иудковский и его герой толкают в массы трансгуманизм и сциентизм. Что характерно, к оригинальным произведениям Иудковского типа «Тройного контакта», претензий гораздо меньше, ибо они не паразитируют на чужой вселенной и не подгоняют её законы под собственную мораль.
- Отдельную подковырку МРМ заслужил от фандома Рудазова — исключительно за меметичный момент «ТРАНСФИГУРАЦИЯ НЕПОСТОЯННА!!1», который в Метавселенной решён гораздо тоньше и, ви таки будете смеяться, рациональнее.
- И фэндом «Гарри Поттера» против фэндома «Детей против волшебников» и вообще всевозможных квазирелигиозно настроенных граждан, обвиняющих творчество Роулинг в сатанизме. Если, конечно, считать «борцов за духовность» «фэндомом».
- Фандом HPMOR сейчас повторяет печальную судьбу ЧКАшного и перумовского — в основном в силу апломба, с которым Иудковский и его герой толкают в массы трансгуманизм и сциентизм. Что характерно, к оригинальным произведениям Иудковского типа «Тройного контакта», претензий гораздо меньше, ибо они не паразитируют на чужой вселенной и не подгоняют её законы под собственную мораль.
- Особая ситуация сложилась с фанатами-попаданцами — попаданческая литература собрала вокруг себя крайне специфическое и токсичное сообщество, которое считает произведения авторов этого жанра (которые, мягко выражаясь, далеко не шедевры) на голову выше прочей фантастической и фэнтезийной литературы (и прочих видов искусства) и ведёт себя по отношению ко всем им очень агрессивно, будь то толкинисты (при этом попаданцы, являясь в подавляющем большинстве случаев горе-патриотами, охотно используют фабулу «Последнего Кольценосца» и «Писем к Ингару» именно с целью как можно сильнее исказить и извратить Легендариум), фанаты Стругацких (попаданцев очень раздражает отсутствие в их произведениях «попаданческой повестки» в форме «наша Великая Родина в кольце врагов и предателей, и для её Победы необходимо истребить всех инакомыслящих и национал-предателей»), фанаты Гарри Поттера (здесь попаданцы охотно используют фабулу «Детей против волшебников»), нарнийцы и пр. Так что здесь уместно говорить о том, что враждующими фэндомами будут любители фантастики и фэнтези вообще с одной стороны и «попаданцы» — с другой.
- Это уже откровенное очучеливание в сочетании с группировкой по несущественному признаку. ~80 % попаданцев безыдейно приключается в иных мирах/прошлом/космосе, собирая гарем, арсенал артефактов, поднимаясь до князей, архимагов и богов-императоров, перепевая Высоцкого, прогрессорствуя и т. д. В разных комбинациях. Создатели еще ~10 % попаданцев политические убеждения таки имеют и проявляют это в тексте, делая противников главгероя СФК неприятных их земных культур (как у Зыкова в «Дороге домой») или разбавляя пополнение гарема и арсенала размышлениями о том, кто и почему был не прав на оставленной героем Земле. Но все же это глубоко периферийно, гарем и арсенал важнее. Поклонники, что первых, что вторых склонны вполне равнодушно относиться к смежным фэндомам фантастики[1]. И даже среди оставшихся 10 % текстов, в которых герои-попаданцы занимаются спасением СССР/Российской империи/Московского царства/великого княжества Московского, испытывая сюжетно обоснованную неприязнь к странам, на описываемый период являющимся противниками спасаемой страны, большая часть текстов (и, соответственно, их поклонников) вполне умеренна и чужда описываемых перекосов. Банально спасать свою страну в прошлом интереснее (и понятнее для читателей), чем спасать Византию/Парфию/Японию. Остается 1 % идейно озабоченных авторов с аналогичными читателями, но это — не фэндом «попаданцы». Это — фэндом «политика»[2].
- Фэндом «Коты-Воители» и фэндом «Хроники стаи» враждуют, несмотря на то, что обе серии книг написаны авторским коллективом Эрин Хантер. Кошки — враги собак, чо.
- «Сумерки» нажил попросту огромный хейтдом со стороны любителей крутых вампиров. Им не понравилось, что в этой книге описывается роман простой смертной девушки с каким-то эмошным и смазливым пареньком, который, ЧЁРТ ВОЗЬМИ, блестит на солнце! «Он вампир или фея?..»(с) И после этого он называет себя вампиром. Хотя ради справедливости отметим, что местные вампиры тут крайне опасные ребята, которых убить невероятно трудно. И в более поздних главах описывается как раз нехилая войнушка этих самых вампиров с оборотнями. Просто беда в том, что вся эта любовь-морковь с розовыми соплями, с которой Стефани Майер и вправду переборщила, выдвинута на первый план, что весьма раздражает. А Эдвард оказался вусмерть плохо прописанным персонажем. В общем, получился эдакий бульварный любовный романчик посредственного качества для девушек подросткового возраста. Особенно люто ненавидят Сумерки фанаты Хеллсинга. Ох, видали бы вы те дни, когда интернет пестрел мемами и комиксами, где Алукард мочит Эдварда всеми возможными способами…
- Фанаты «Колеса времени» и «Меча истины». Первые часто считают «Меч» плагиатом (искатель = возрожденный дракон, сестры света = айз седай, Владетель = Тёмный и т. д.). Не помогают и комментарии Терри Гудкайнда, который назвал всех кто видит подобные сходства «недостаточно взрослыми, чтобы читать его книги».
Внутримировые примеры[править]
- Вернор Виндж «Конец радуг». Немалым двигателем сюжета является вражда между поклонниками чего-то покемонообразного и поклонниками подражателя Пратчетта. Правда, враждуют они в основном за место, в котором оба сообщества желают тусоваться.
Примечания[править]
- ↑ Могут относиться и положительно или отрицательно — но это отношение конкретного читателя, а не попаданческого фэндома в целом.
- ↑ Желающие могут зайти на Author.today и просмотреть топ книг по жанрам «Попаданцы», «Попаданцы в прошлое», «Попаданцы в магические миры» и т. д. Выборка вполне репрезентативная — счет текстов идет на десятки тысяч…