Последний кольценосец

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску


Последний кольценосец — роман Кирилла Еськова, представляющий собой апокрифическое описание событий трилогии Р.Толкина «Властелин Колец» и последовавших за ней событий. Впервые изданный в 1999 г. роман, смешивающий криптоисторию, фэнтези и шпионский боевик, исходит из посылки, что текст Толкина — «Алая Книга» — литературно обработанный героический эпос народов-победителей, и при критическом подходе к нему как к историческому источнику может представиться иная картина событий Войны Кольца

Проблема[править]

Началось все с попытки согласовать картографический материал Средиземья, представленный Толкином, с известными в настоящее время законами, управляющими механизмом дрейфа материков, с позиции которого Средиземье в виде, описанном Толкином невозможно — оно должно было быть лишь малой частью мира. Отсюда потянулись прочие вопросы, такие как чем занималось население Рохана, помимо разведения коней, может ли король добровольно отдать корону бродяге, только потому что так гласит легенда, и прочая пошлая реальность. По сути, вся книга — это одни большие и широкие штаны Арагорна, реконструирующие детали оригинала в более реалистичном ключе с помощью привычного автору научного метода.

Еськов пошёл на значительные отступления от канона Средиземья, пытаясь представить вымышленную сказочную вселенную в виде исторической в своём представлении и показать более реалистичные, чем в оригинале, причины событий и мотивировки главных героев. Многими сказочно-мифологическими элементами мира Еськов для этого пожертвовал: орки (у Еськова — орокуэны, степные и пустынные кочевники) и тролли (племена горцев) в этой версии оказываются лишь другими народностями, а вовсе не нелюдью. Появление легенд о них связывается с желанием людей Гондора демонизировать своих врагов в памяти будущих поколений. Хоббиты также названы выдумкой. В мир вводятся новые элементы, такие, как спецслужбы, похожие на современные, хакимианская религия, похожая на ислам и т. п.

Проблема в том, что с историей у Еськова плохо. Совсем плохо. А со вспомогательными историческими дисциплинами — даже не плохо, а просто никак. Поэтому вместо деконструкции/реконструкции получилось, с одной стороны, примитивное очернушивание, а с другой — разухабистая отсебятина.

В любом случае, к достоинствам можно отнести оригинальное толкование привычного сеттинга и увлекательную интригу. К недостаткам — в первую очередь слишком «рояльный» сюжет (практически любая перипетия построена на счастливой или несчастливой случайности), современную психологию и язык персонажей, а также дикое смешение эпох — примерно конец XVIII века в Мордоре и Умбаре соседствует с в лучшем случае позднесредневековыми Гондором и Роханом. Для фанфика по Толкиену недостатком также является откровенное пренебрежение авторской матчастью: судя по книге, Еськов даже не открывал приложение к «Властелину Колец», не говоря уж о более серьезном справочном материале вроде «Мифа преображенного».

Как результат — книга оказалась настолько не имеющей отношения к Толкиену, что совершенно спокойно допускает публикацию за рубежом при условии замены всех толкиеновских имен и топонимов любыми другими.

Сюжет[править]

Мир, в котором происходит действие, переживает смену геологических эпох. Сопутствующие этому климатические изменения приводят к тому, что территория, где располагается Мордор, медленно, но верно превращается в пустыню, что создаёт естественные трудности для сельского хозяйства и ограничивает возможность самообеспечения страны продовольствием. Неудачные попытки наладить мелиорацию дополнительно ухудшают положение. В итоге Мордор - "кузница мира", наиболее технологически развитое государство с промышленностью, наукой, парламентом, университетом, начавшее уже создавать летательные аппараты тяжелее воздуха, оказывается зависимым от поставок продовольствия из-за рубежа.

Радикально настроенный маг Гэндальф смещает более прагматичного Сарумана и ставит на повестку дня «окончательное решение мордорского вопроса» — требует воспользоваться неустойчивым положением Мордора и уничтожить его. В противном случае, как говорит предсказание находящегося в руках магов волшебного Зеркала, через пару веков Мордор подчинит себе такие силы природы, что никакая магия не сможет ему противостоять.

Организуя провокации на торговых путях через Итилиэн, имеющих для зависимого от импорта продовольствия Мордора стратегическое значение, Гэндальф провоцирует войну, а в этой войне привлекает на свою сторону эльфов, до этого замкнуто обитавших на окраине Средиземья и не вмешивавшихся в его жизнь. Более того, по настоянию Гэндальфа эльфам передают Зеркало (чтобы с его помощью планировать боевые операции), нарушив тем самым баланс сил — эльфы получают возможность активно влиять на события в человеческом мире и тут же начинают ею пользоваться.

Рохан не заинтересован в войне, Эомер — главный лидер «партии войны» — был посажен под домашний арест усилиями Гримы: тот донёс Теодену, что его племянник слишком активно примеряет роханскую корону; однако сын короля Теодена неожиданно был убит якобы орками. Мордор предпринимает попытку не позволить объединиться Гондору и Рохану и отправил в Изенгард крупную группировку. Эльфы узнают об этом через Зеркало, и Гэндальф передаёт информацию Эомеру. Тот, понимая, что это его последний шанс, ведёт войско Рохана на перехват и разбивает мордорцев у леса Фангорн. После этого Теоден вынужден делать вид, будто всё идет по его плану, и Рохан нападает на Изенгард. Взять его не получается, но эльфы разрушают плотины на Изене и затапливают город. Гэндальф впервые понимает, что эльфы ведут только свою игру…

Эльфы помогают своему протеже, авантюристу Арагорну[1], получить гондорский престол. В битве на Пелленорских полях, после того, как Арагорн выводит в бой воскрешённых мертвецов, Мордор терпит сокрушительное поражение. В побеждённом Мордоре под руководством эльфов ведётся поголовное уничтожение населения и всех его культурных и научных достижений.

Сержант-орк Цэрлэг и полковой врач Халаддин из Кирит-Унгольского егерского полка направляются из Итилиэна в кочевье Тэшгол, где живёт родня Цэрлэга. Однако прибыв туда, они обнаруживают, что население Тэшгола было «вырезано». Осматривая местность, они спасают гондорского офицера Тангорна, которого за попытку помешать отряду наёмников-вастаков под командованием эльфа Элоара убивать мирных жителей закопали заживо в землю по шею. Троица убивает наёмников и Элоара, но Тангорн получает серьёзное ранение. Цэрлэг принимает дерзкое решение — спрятаться в руинах караван-сарая, на базе наёмников. Также он прячет труп Элоара и имитирует следы того, будто эльф в панике сбежал в пустыню — естественно, наёмники будут искать в первую очередь его. Отсидевшись, троица уходит в Пепельные горы к троллям.

Халаддину является Шарья Рана — последний из назгулов, призраков-чародеев Мордора, и раскрывает тайный замысел эльфов, которые хотят превратить динамично развивающееся Средиземье в придаток другого мира, застойного магократического Заморья. Троице поручается уничтожить предмет, связывающий два мира — Зеркало Галадриэль. По словам назгула, после уничтожения Зеркала человеческий мир будет навсегда отделён от магического мира эльфов и продолжит развиваться дальше в русле технического прогресса. Оставшиеся в нём эльфы, потеряв все свои магические способности, уже не смогут претендовать на управление людьми. Халаддин же выбран для этой миссии из-за того, что он — человек, полностью нечувствительный к магии. Таким образом, противник не сможет пользоваться своим главным преимуществом для противодействия ему.

Зеркало можно уничтожить только в вулкане Ородруин, но доставить его туда невозможно: во-первых, оно слишком велико; во-вторых — находится в глубоком тылу врага и хорошо охраняется. Герои находят решение: нужно сбросить палантир в Ородруин, перед этим поместив другой рядом с Зеркалом и настроив их друг на друга. Пылающая лава вырвется из шара и сожжёт Зеркало. Чтобы добыть второй палантир, герои отправляются в Итилиэн, где под домашним арестом сидят гости-заложники победившего Арагорна: наместник Фарамир и принцесса Эовин. Формально Фарамир после прибытия в Гондор «потомка Исилдура» отправлен «на княжение». Прибыв в Итилиэн, они оказываются втянутыми в операцию бывших офицеров Итилиэнского полка по освобождению Фарамира. Им удаётся это сделать, гондорские войска покидают Итилиэн, а герои получают палантир Дэнетора. Палантир был отдан Фарамиру Арагорном, так как тот посчитал его испорченным — те, кто был причастен к «самоубийству» Дэнетора, видели в нём только обугленные руки короля.

Тем временем власть эльфов над Западом скрепляется династическим браком нового короля с Арвен Ундомиэль; при этом о каких-либо чувствах со стороны эльфийки к человеку речь не идёт — она просто не в состоянии воспринимать Арагорна как мужчину, ведь он моложе её на несколько тысяч лет. Задетый пренебрежением Арвен, Арагорн начинает свою партию: его секретная служба, сформированная из оживлённых мертвецов, абсолютно преданных хозяину, организует поиск и спасение оставшихся в живых мордорских учёных и инженеров. Спасённых уверяют, что им помогло «мордорское сопротивление», озабоченное сохранением культуры и науки страны, и привлекают для продолжения разработок. Арагорн создаёт себе научно-техническую базу — единственное, что можно противопоставить эльфийской магии.

У Элоара Халаддин находит письмо, в котором упоминается его мать Эорнис, «клофоэль» Звёздного Совета — «министр иностранных дел» в правительстве королевы Галадриэль и его брат Эландар, занимающийся некоей деятельностью в Умбаре. Они решают шантажировать Эорнис, солгав ей, что якобы держат в заложниках её сына. Тангорн отправляется в Умбар, где, лавируя между разведками и спецслужбами разных держав, наводнившими город, пытается выйти на представителей эльфийского дома. Первая попытка — через владельцев судов, предоставленных Арагорну для перевозки армии Мёртвых, проваливается — все следы существования кораблей исчезли, а эльфы насаждают версию, что это были захваченные корабли пиратского флота, пришедшего грабить Пеларгир.

Ситуацию осложняет то, что «Департамент специальной документации» — секретная служба Умбара вместе с военным командованием тайно собирают флот для удара по Пеларгиру, где Арагорн, в свою очередь, собирает флот для аннексии Умбара. Чтобы отвлечь от этих приготовлений гондорскую разведку, ДСД сбрасывает гондорцам все данные по мордорской резидентуре в городе. На одной из явок Тангорна едва не арестовывают. Тем не менее, ему удаётся избежать ареста, а затем, имитируя «спасение» захваченного якобы гондорскими агентами секретаря Умбарского МИДа (принадлежащего к взращиваемой эльфами прослойке «золотой молодёжи», помешанной на эльфийской культуре и мифах об счастливом мироустройстве эльфов) выходит на Эландара.

Здесь раскрывается личная трагедия Тангорна — именно он, будучи резидентом Фарамира в Умбаре и анализируя торговые операции Мордора, подготовил доклад для короля Гондора о том, что, будучи зависим от поставок продовольствия, Мордор стремится к миру, будучи просто неспособным вести затяжную войну. Именно по этому докладу Гэндальф и спланировал войну против Мордора…

Операция в Умбаре стоит Тангорну жизни, но цель достигнута — информация дошла до адресатов и принята. Отправившись тем временем в Дол Гулдур за спрятанным там Шарья Раной вторым палантиром, Халаддин обнаруживает, что именно там расположилось «конструкторское бюро» Арагорна, где в числе прочих мордорских инженеров и ученых находится его старый друг тролль Кумай — конструктор планёров. Халаддин убеждает его помочь. После заключения сделки с клофоэлью Кумай доставляет в Лориэн палантир при помощи оставленного там Шарья Раной планера назгулов «Дракон», отличающегося неограниченной дальностью полёта, однако терпит крушение. Эльфы узнают о работах в Дол Гулдуре и проводят операцию по его уничтожению.

План Халаддина сработал: эльфийка поместила видящий шар рядом с Зеркалом, а врач и Цэрлэг прибыли на вершину вулкана. В последний момент с героями связывается Саруман, глава Белого Совета, вернувшийся на свой пост, когда маги во главе с Гэндальфом, поняв своё бессилие, бежали. Он пытается отговорить Халаддина от его предприятия, упирая на непредсказуемость последствий и необратимость действий и почти убеждает Халаддина не выполнять задуманное, но вмешивается случай — у Халаддина сводит ногу и он роняет палантир. Цэрлэг подбирает кристалл и получает наведённое Гэндальфом заклятие, которое начинает превращать его в камень. Когда Саруман отказывается снять заклятие, Халаддин в состоянии аффекта сбрасывает шар в жерло.

Всё происходит именно так, как предсказывал назгул: одновременно во всём мире детонируют все палантиры, после чего из мира мгновенно исчезает магия — превращаются в кости оживлённые заклинаниями живые мертвецы, перестают действовать чудесные эльфийские медицинские снадобья, магические предметы становятся никчёмными игрушками. А эльфы, оставшиеся в мире, превращаются в самых обыкновенных, пусть и необычно красивых, людей безо всяких сверхъестественных способностей.

Спустя много столетий Средиземье развивается по направлению обычного технологического мира, и ничто не напоминает о прежнем влиянии эльфов, кроме старинных легенд. Вскоре сын Тангорна и умбарки Элвис мореплаватель Аменго открыл огромный континент на западе, названный по его имени, который многие ошибочно считали тем самым Валинором. Арагорн провёл ряд передовых реформ, разрушив дворянскую оппозицию и создав представительные органы власти, благодаря чему Воссоединённое королевство гордо называется древнейшей демократией Арды. Династия Элессаров, впрочем, оборвалась после его смерти, и трон перешёл к потомкам Фарамира[2]. Империя харадримов распалась, и Харад представляет из себя нечто вроде нынешней Африки. Мордорская же цивилизация так и не восстановилась в прежнем виде…

Особенности[править]

От идеологии толкиновского канона автор предпочёл оставить главным образом лишь имена персонажей. Толкиновские акценты и оценки он демонстративно отмёл, а местами и поменял на противоположные. В авторской трактовке, изложенной в одном из сетевых интервью, это выглядит так: «Пусть уж будет Зло и Добро, если этого требует канон, но граница между ними не будет проходить по фарватеру реки Андуин».

  • По Еськову, стороны в Войне Кольца вовсе не являются Добром и Абсолютным Злом. В действительности каждая из враждующих сторон имеет свои интересы, и на каждой из сторон есть такие их представители, которые ради этих интересов готовы предать человечность и превратиться в полных чудовищ. Бывшая «светлая» сторона выведена более тёмной, но не без обоснований. Эльфы всерьёз опасаются проиграть усиливающейся техногенной цивилизации и оказаться покорёнными ей, поэтому решают уничтожить врага первыми; Арагорн предприимчивый авантюрист и самозванец, весьма неразборчивый в методах, но не лишённый больших организаторских и политических способностей; Эомер и мёртвые воины Арагорна — вообще приличные люди и разве что злодеи по должности. Бывшие тёмные у Еськова — самые обычные люди: орки и тролли — это лишь названия народностей. Мелькор, Эру, Валар и прочее — где мифология, где религия, но не более того. Мордор, конечно, пострадал от криворукой попытки наладить земледелие в эпоху аридизации климата — но это ведь их мордорские проблемы, да?
  • Вместо противостояния добра и зла — борьба магии и науки, а, точнее, стран и персон, делающих упор на тот или иной уклад. В зависимости от выбора — или тихая пасторальная жизнь под опекой небожителей, распоряжающихся тобой по собственному усмотрению, или жизнь своим умом, чреватая возможностью сделать что-то не то. Впрочем, автор — человек двадцатого века, и наука и свобода ему явно симпатичнее.
  • Гэндальф у Еськова — идеалист-фанатик, намеревающийся осчастливить весь мир, не считаясь с потерями и реальностью; Саруман — грустный и мудрый диссидент (который довольно быстро забывает про диссидентство, когда пушистый зверёк объявляется на горизонте в виде Хала с Палантиром над жерлом Ородруина). А Радагаст вообще старый маразматик.
  • А в целом вещь писалась ради того, чтобы альтернативным и неожиданным манером ответить на некоторые вопросы вроде «какая муха укусила мордорцев, что они построили свою столицу посреди пустыни» и «какого это балрога во всей Арде континент только один[3], а огромного горного плато посередине него нет[4]». На первый взгляд, разборки спецслужб и вообще вся остальная фабула — просто художественное оформление для этого. На второй и более взгляд — это полноценный шпионско-приключенческий боевик, написанный ещё и специально для того, чтобы показать, как спецслужбы друг друга уделывают.

Критика[править]

  • Самое главное — идиотский сюжет. Всё произведение могло бы пойти совершенно иначе, если бы мудрый Саруман не превратился в диссидента, почти добровольно уступив Гэндальфу власть в попытках сначала спорить в ним, потом давить на жалость, а затем и вовсе лупить по больному самолюбию (и это против самолюбивого фанатика!), окончательно настраивая Гэндальфа против себя. Почему, видя, что он в меньшинстве, Саруман просто не притворится, что согласен, и те развяжет себе руки для действий у Гэндальфа за спиной? А тогда сюжета бы не было.
    • Как реализована заявленная способность Халаддина в виде полной нечувствительности к магии? Никак: искать его магией/ставить магические перименты вокруг ценных артефактов… никто и не пытался, и особенность используется один раз, чтобы эффектней подтолкнуть доктора рискнуть судьбой мира ради спасения товарища.
      • Почему человека с такой ценной способностью назгул находит только тогда, когда все полимеры уже про… пали? Что мешало заранее озаботиться поиском таких ценных кадров и сколотить из них небольшой спецотряд для противостояния вражеским магам?
    • Накал страстей вокруг эльфов и зеркала остаётся нераскрытым: активно использовать его они не могут, так как оно показывает только то, что произойдёт относительно смотрящего. Теоретически это даёт эльфам контроль над межмировым проходом и шансы когда-нибудь разобраться с устройством зеркала, связью миров и причинностью — но явно не скоро. Проще говоря — при помощи Зеркала эльфы освоят квантовую физику, и получат большое преимущество. Над кем? Зачем? Непонятно. Впрочем, не раскрыта и сама необходимость участия эльфов в войне: числом они не блещут, магию не демонстрируют. Весь их вклад — секрет поднимающего покойников заклятья Арагорна и, теоретически, закадровое уничтожение назгулов.
    • С другой стороны, не раскрыто также и техническое превосходство Мордора, из-за которого и началась вся история. Точней, об этом рассказывают, но не показывают, за исключением единичных вундервафель. Устройство всех участвующих государств равно анахронично, а их оружие, доспех, одежда, медикаменты — не показаны в массе своей превосходящими аналоги их противников.
    • Эльфы помогают выстроить империю Арагорна, еще более мощную, чем прежние Гондор и Мордор вместе взятые (но не показывается, как конкретно). А Арвен, вместо того, чтобы скреплять взаимоотношения между державами, своим «дам, но не вам» неосознанно провоцирует его начать восстанавливать мордорские технологии. Ай, молодцы, за что боролись, на то и напоролись. Зачем они вообще это сделали? В их интересах было постоянно поддерживать вялотекущий конфликт Гондора и Мордора с тем, чтобы ни одна сторона не получила решающего преимущества и обе оставались достаточно обескровленными, чтоб не представлять угрозы.
      • На основе видений Зеркала известно, что "В Будущее ведет много дорог, но по какой бы из них ни пошел Мордор, он не позднее чем через три века прикоснется к силам природы, обуздать которые не сможет уже никто". То есть использовать Мордор в хоть каком-нибудь ослабленном виде заранее нельзя. Только уничтожать, желательно полностью и со всеми технологиями - а для этого нужна и власть на местах, и армия.
    • Зачем нужно было устраивать «умбарский гамбит», если агентами Лориена просто набит двор Арагорна? Начиная с королевы-эльфийки? Тангорн мог спокойно вернуться домой и передать свою дезу через них. Свидетелей его дезертирства все равно ведь не осталось.
      • Потому что с Гондорского двора его погнали уже давно. В Итилиенском полку аристократы просто так не оказывались.
    • Также книга производит впечатление диком мешанины жанров: тут ниспровержение Толкина, научные экскурсы, шпионские страсти, отсылки к советской культуре, и всё частями: закончился один отрывок текста — закончилась и тема вместе с ним.
  • Не в ладах с военным делом:
    • «У мордорской армии вообще нет на вооружении отравленных стрел» — пассаж выдает глубокое незнакомство с вопросом о вооружении средневековых армий. А именно: стрелы продаются/поставляются «уже отравленными» только в видеоиграх, в жизни каждый лучник сам решал, надо это ему или нет. При этом большинство ядов растительного/животного происхождения быстро разлагается на воздухе, так что «брать на вооружение отравленные стрелы» нет никакого смысла. И практика использования ядов для стрел есть у всех охотничьих народов (привет орокуэнам), а когда речь идет о регулярных армиях, «отравленность» стрел зачастую заключалась в том, что стрелу выдергивали из несвежего трупа для повторного использования и, естественно, не дезинфицировали. Если имелись в виду какие-то другие, специальные, магические яды на вооружении противников Мордора — прямо об этом не сказано. Если отравленные боеприпасы в Мордоре запрещены из гуманизма — об этом тоже ни слова.
    • Основой флотов являются боевые галеры, но при этом на них используют в качестве гребцов военнопленных, которым приходится хуже, чем тем, кого отправили в каменоломни, причем, как понимают знакомые с горным делом пленные, не чтобы добывать камень, а чтобы сдохнуть. То есть местные флотоводцы считают, что лучшие гребцы — полумертвые доходяги, которые особенно желательно, чтобы начали окончательно загибаться в разгар боя, когда даются максимальные нагрузки и нужна максимальная тяга. В реальности каторжников начали использовать на галерах только когда те выродились во вспомогательные каботажные шаланды, да и тогда это было все же лучше, чем тюрьма — именно потому, что у командования был хоть какой-то интерес в том, чтобы гребцы не дохли пачками. Паруса, пускай даже самые банальные, прямые, в качестве основного движителя? А что это? Не античный же сеттинг, в самом деле (хотя паруса были даже в античности — пускай и вспомогательным движителем, но все же)…
  • У всех толкиновских эльфов без исключения говорящие имена, образованные по законам грамматики синдарина (или квэнья, но они тоже синдаризованы). Что за имя Элоар? Эорнис? Эланар? И что такое «клофоэль», от каких слов и корней оно происходит?
    • Внезапно, нормальное эльфийское имя носит «барон» Тангорн. И внутри мира это даже обоснованно: практически все знатные люди носят синдаринские имена. Но это у автора получилось, видимо, случайно.
  • Никак не объясняется, с чего бы «совокупное магическое знание в принципе не может прирастать относительно того, что было некогда получено из рук Ауле и Оромэ». Вообще никак не объясняются принципы работы магии.
  • Рояль в кустах — главный двигатель сюжета.

Тропы[править]

  • Аллюзия — многократно. Настолько, что в описании этого тропа оба эпиграфа — про Еськова. Некоторые сам автор подсвечивает.
  • Великолепный мерзавец — Арагорн. Тот случай, когда Еськову очернение изначально положительных персонажей удалось, по крайней мере по сравнению с другими. С одной стороны, Арагорн здесь не просто авантюрист-самозванец. Он способен на подлые поступки во имя победы и фактически, причастен к геноциду населения Мордора. Но при этом он же старается не убивать больше, чем ему нужно для утверждения его власти — он пожалел даже Фарамира, у которого было много причин восстать против Арагорна (не из благородства, а зная, что тот восстать не сможет, а все недовольные будут стекаться к Фарамиру, и ему же иметь мозги). Кроме того, Арагорн старается перевербовать бывших врагов, и, придя к власти, заботится о благополучии Гондора, становясь искусным государём. Плюс даже сохраняет верность Арвен, несмотря на то, что она здесь ещё та сволочь.
  • Воины — по прямой, маги — по параболе — аверсия. Маги во многом на уровне с технократами и даже выше, а уж о том, что происходит в магическом мире, и вовсе ничего не говорится. Однако развитие магического строя околонулевое, а технологии развиваются постоянно, хотя и медленно. Всё началось с того, что Мордор вплотную приблизился к точке невозврата, за которой он должен был догнать и безнадёжно перегнать магов — и те благоразумно решили атаковать первыми.
  • Дойти до самоубийства — судьба Кумая. Предпочёл умереть, выбросившись из окна, чтобы не терпеть пыток.
  • Дороги и тропы — линия Халаддина строится на них. Произведение подражает походу Фродо в Мордор, как-никак.
  • Заявленная способность — нечуствительность Халаддина к магии. Сработала один раз, да и там не была критически важна.
  • Идиотский сеттинг — Критики Толкина обвиняют его в том, что у него картонно-злой Мордор (вопрос, насколько справедливо их обвинение, оставим за рамками этой статьи). Здесь же Мордор вместо картонно-злого вышел даже не картонно-добрым, а картонно-никаким. Плюс технологически развитые мордорцы, уже занимающиеся изготовлением дирижаблей и вплотную подошедшие к созданию паровой машины, так и не изобрели огнестрела, хотя в реальности первое огнестрельное оружие появилось ещё в конце XIII века. Плюс мордорцы отличились офигенно гениальной тактикой ведения войны в духе «тормозим с началом военных действий, когда над страной нависла очевидная опасность», а затем «устраиваем превентивные вторжения в нейтральные страны, когда это не поможет». В свою очередь, эльфы здесь представлены как картонные злодеи. Нацизм к другим расам и постоянная грызня между собой присутствуют. Это действительно антифанфик, призванный раскритиковать мир Толкина за чёрно-белость? Вместо пусть чёрно-белого, но всё же довольно искусно проработанного сеттинга получился… тот же чёрно-белый, но куда более примитивный и с примесью картонки.
    • Спорно. Техническое развитие не обязано идти только одним путём — а особенно техническое развитие в сеттинге с магией (которой владели те же кольценосцы, например). Назгул прямо проговаривает, что Мордору война не была нужна поскольку он развивается и чем дальше, тем сильнее становится; в свою очередь война началась из-за мордорских проблем с пищей, которые можно было решить, захватив плодородные «нейтральные страны», коль скоро торговать те отказались. Кроме того, стороны показаны неравномерно: со стороны магии и особенно эльфов показаны в основном офицеры и прочие начальники, которые, естественно, постоянно грызутся между собой за власть и весьма циничны; со стороны науки и особенно Мордора вся верхушка или перебита, или сбежала, или переметнулась, а герои в кадре — простые бойцы и подпольщики. Естественно, они грызться за власть не склонны: их у неё нет и никогда не было. Более того: мир магии — мир вечного средневековья, в котором ненавидеть иноверца не нацизм, а доблесть. А вот Мордор — уже куда ближе к современности и современной же морали.
    • Всё же, троп с фитильком, ибо Гондор, Рохан, Умбар и некоторые персонажи-люди всё-таки получились живыми и действительно неоднозначными.
  • Конец света, как мы его знаем — фактически настал для мордорской цивилизации. Инфраструктура и наследие уничтожены, народы зачищены так плотно, что от них остались только страшные сказки. Однако в целом жизнь продолжается, и цивилизация вновь всходит в других землях.
  • Магия против науки — всё произведение об этом.
  • Магия уходит — из страха перед тропом (а, точнее, перед неспособностью магии что-то значить в приближающемся мире технического прогресса) началась война. Тропом в самом экстремальном варианте война и закончилась — просто не стало никакой магии.
  • Макгаффин — зеркало Галадриэль. Теоретически, может дать эльфам большую силу. Как минимум, даёт дар предсказания. Потенциально связанно с судьбой всего магического мира. Но так ли это, мы уже не узнаем — зеркало уничтожили, миры разделились (или магический погиб? Наблюдаемый эффект один и тот же), магия пропала.
  • Неудачная басня — условно-хорошие парни выигрывают благодаря серии роялей из кустов и… все той же магии. А ещё экспериментального прототипа самолёта, спешно доведённого до ума и позволившего преодолеть отслеживающих магию стражей, сбросив палантир сверху.
    • ОК, допустим, толкиеновский расизм — это нехорошо (опять же, насколько справедливо обвинение Толкина в расизме, оставим за рамками этой статьи). Орки и тролли здесь — на самом деле просто человеческие народы, а не гуманоиды-нелюди. Что мешало для равновесия обеих сторон представить и эльфов тоже одним из народов людей, просто очень хорошо владеющим магией? Ведь если эльфы и в самом деле не подвид сапиенсов, а какой-то совершенно иной вид, то их расизм абсолютно имеет смысл. Например, нежелание Арвен спать с Арагорном — при таком раскладе совершенно резонно. Автор, ты об этом подумал?
      • Подумал. Если учесть, что в мире без магии эльфы становятся людьми, а не умирают или исчезают вовсе, то вся их физиология — людская и работающая на обычной физике-химии-биологии, а магия только улучшает отдельные моменты. То есть Арвен может превосходить Арагорна культурно за счёт длинной жизни и паранормальных способностей, но биологически она таки женщина, просто окутанная чарами.
    • Нуменор объявлен стопроцентной легендой. Как бы для того, чтобы приблизить сеттинг Средиземья к реальности. При этом Валинор — реален. Э? Автор, ты уверен, что ты материалист?
      • Нуменор в тексте упоминается трижды. Первый раз он и правда поименован «легендарным», в контексте мечтаний людей запада о своём славном прошлом. А вот после «приход нуменорцев» описывается как рядовое переселение людей. То есть не «Нуменор объявлен стопроцентной легендой», а «представление потомков нуменорцев о своём прошлом — легенда про золотой век; сам Нуменор — просто ещё одна древняя страна, из которой кто-то когда-то переселялся; до Нуменора никому в тексте дела нет, за отсутствием описания археологической науки».
    • Но в реальности до средневековья существовали высокоразвитые цивилизации — такие, как Римская Империя или Империя Хань. Если отменять Нуменор, то стоило ввести какой-нибудь Развитый Древний Гондор, который неграмотные историки времён тёмного средневековья переместили с континента на вымышленный остров. Короче говоря, если хочется налепить любой ценой реализма и аллюзий, да побольше, то легенды о Нуменоре надо представлять не полным вымыслом, а скорее, искажённой и приукрашенной историей местного аналога Римской Империи.
  • Профессор был неправ и Мелькор был хорошим — на 146 %. Только хорошим объявляется не персонаж, а подход.
  • Реконструкция — не получилось. Чтобы сделать историческую реконструкцию ТОлкиена, надо знать а) историю, б) Толкиена.
  • Тупое самопожертвование — король Саурон, сражавшийся в последней битве как обычный воин. Господа талантливые авторы, запомните, короли сражались в лучшей броне с лучшим оружием в руках и окружённые королевской охраной вовсе не ради того, чтобы поплёвывать сверху на обычных рыцарей и ополчение из простолюдинов. А потому, что в случае преждевременной кончины короля монархическому государству грозит как минимум очередной сезон игры престолов с непредсказуемыми последствиями. Если же считать, что король отчаялся, и понимал, что дни Мордора сочтены, так все равно ему стоило выступить при полной амуниции — хотя бы чтобы побольше врагов с собой в могилу унести.
    • Там сказано «в простом капитанском плаще». Что у них носят капитаны и насколько это адекватное снаряжение для короля — думайте сами
  • У магии нет инерции — при уничтожении зеркала Галадриэль вся магия просто исчезает. Даже магические существа моментально откатываются до своих аналогов.
  • Шпион, он же разведчик — активно участвуют в произведении. Как-никак, значительная его часть посвящена работе спецслужб.

Примечания[править]

  1. «Потомком Исильдура» считал себя каждый уважающий себя дунадан
  2. У Толкина, разумеется, ничего подобного нет — но именно это («После смерти Арагорна королём стал Фарамир») говорилось в некоем древнем неофициальном переводе. Возможно, Еськов был знаком с оригиналом исключительно по нему?
  3. Хотя ничего подобного во Властелине Колец напрямую вообще-то и не утверждалось, а в черновиках и дополнительных материалах упоминания „других земель“ таки есть.
  4. Даже если бы континент был только один — карта к „Властелину колец“ показывает лишь крохотную его часть, так что „огромное горное плато“ преспокойно могло быть где-то в другом месте.