Главный герой — пустышка
TV Tropes Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Vanilla Protagonist. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью. |
Главный герой — пустышка — довольно частое явление в аниме и эпизодическое — в иных видах искусства. Характеризуется отсутствием интересных черт у главного героя. Особенно часто встречается в сёнэнах, гаремниках, а также визуальных романах и симуляторах свиданий, где ключевую роль играет ассоциация игрока с главным героем.
По сути, этот персонаж — бледная моль в главной роли.
Причины[править]
Этот штамп появился в первую очередь из-за того, что стандартная подача сюжета в сёнене часто включает в себя создание героя из человека, очень похожего на зрителя своим образом мыслей и действий. Таким образом, герой, похожий на всех зрителей одновременно, является неким «усреднённым» образом обычного школьника, не обладающего никакими интересными чертами характера, поведения и отношения в миру. Иной раз у него даже глаза наглухо зашторены чёлкой, чтобы не просматривалась и тень индивидуальности. Такой главный герой, конечно, урезает возможности создания интересного сюжета, но при этом обеспечивает стабильный поток телезрителей, которым проще симпатизировать подобному персонажу.
Не менее важным фактором в формировании штампа является тот факт, что многие аниме снимаются по визуальным романам и эроге, в которых «пустой» главный герой нужен не только для простоты восприятия, но и для создания игры вообще: неочевидные тараканы в голове главного героя мешали бы процессу «завоёвывания» девушек.
Иногда в литературе автор предпочитает описывать похождения основного, крутого персонажа с точки зрения персонажа пустышки(например Холмс и Ватсон) что позволяет сохранять интригу до конца произведения, ведь несмотря на то, что крутой персонаж уже давно все понял и действует, пустышке, а вместе с ним и читателю, остается только догадываться о происходящем.
Как обойти[править]
Ну, кроме очевидного решения — взять и сделать нормального героя. Если имеем дело с неветвящимся сюжетом, то есть манга/аниме/кино/игры с линейным сюжетом…, то никак, герой — такой, как его показывают один раз, и другим он быть не может. В играх, где выбор игрока реально на что-то влияет, чуть больше возможностей: героя вполне можно наделить широким набором малозаметных и малозначимых черт, при этом не теряя похожесть на всех зрителей одновременно. Скажем, кто из нас не рисовал в детстве, или не взял пару нот на произвольном музыкальном инструменте, или не получал травму при неудачном падении, или не написал пару рифмованных строк (а кто не написал, тот точно написал пару согласованных строк программного кода)?… В зависимости от выбора игрока, герой вполне может развиваться, исходя из прошлого жизненного опыта. То есть, у персонажа жизнь была и до событий произведения, вполне конкретная, но исходя из неё есть предпосылки для самых разных занятий, и в каждом из этих занятий одни изначально малозначимые черты будут раскрываться и развиваться, а другие — выпадать из истории.
Разумеется, что как ни изворачивайся, а такой подход не поможет создать яркого и харизматичного героя, но хотя бы он не будет действительно пуст, как будто в минуспервый день игрового времени вышедший из инкубатора.
Где встречается[править]
Примеров слишком много. Пожалуйста, вносите сюда только те из них, которые примечательны хоть сколько-нибудь необычной игрой со штампом.
Литература[править]
- Большинство героев Нила Геймана.
- Не имеющий никакого отношения к аниме, но показательный пример: эпопея «Отзвуки серебряного ветра» Эльтерруса, где героев много и они все — пустышки (кроме Марти Стью у руля «хорошей» фракции). Пустышками они сделаны точно так же намеренно, ради ассоциации читателя с ними и более эффективной трансляции идей автора ему в мозг.
- «Глубокоуважаемый микроб» из гусляровского цикла Кира Булычёва (да и вообще сам цикл) — Корнелий Удалов средний, ничем не примечательный человек. Именно поэтому его приглашают от Земли на межпланетный Съезд Обыкновенных Существ, утверждающий, что именно на таких «средних» держится Вселенная, и во многом именно поэтому Корнелий раскрывает заговор паразитов.
- Рассказ «Выборы» из серии Айзека Азимова о суперкомпьютере Мультивак. Выборы здесь упрощены до того, что компьютер тупо выбирает самого обычного человека из всех обычных людей. Выбор падает на ГГ, и он решительно не понимает, почему вся семья так радует и гордится, что муж/папаша оказался самой заурядной заурядностью из миллионов. Правда, он, как воплощение всего народа, имеет право в одиночку решить исход выборов. Сделать выбор ему, правда, всё равно нельзя. Суть выборов в том, что компьютер просто считывает с мозга ГГ его мнение, а о чём оно должно было быть, герой даже не знал.
- Рассказ Уильяма Тенна «Нулевой потенциал» давит педаль в асфальт.
- «Колесо Времени» — Перрин серьёзный и добродушный, но не особо сообразительный, Мэт — азартный игрок и бабник, который всегда может выкинуть что-то неожиданное… а теперь назовите отличительные черты характера главного героя Ранда ал’Тора.
- Л. А. Филатов, «Про Федота-стрельца, удалого молодца». Сам Федот — «не красавец, не урод, не румян, не бледен, не богат, не беден, не в парше, не в парче, а так — вообче». Характерно, что по сюжету он сам практически ничего не делает, а только отдается на волю то положительным, то отрицательным персонажам.
- Как ничего?! А бунт против Царя кто поднял?!
Кино[править]
- Фильм «Зелёный шершень» (перезапуск 2011 года). Супергерой — богатенький наследник, придурковатый и заурядный человек, всю работу за него выполняет напарник. Субверсия: герой на протяжении фильма растёт над собой — само решение быть не просто хулиганом, а супергероем дорогого стоит — и оказывается достаточно силён, чтобы победить настоящих злодеев. В герое даже кое-какие суперсилы пробуждаются, лишь немногим более слабые, чем в его напарнике!
- «Вторжение Заркора»: главный герой стал главным именно потому, что представлял собой ровно середину. То есть половина человечества справится с поставленной перед ним задачей лучше, другая половина — хуже.
- «Идиократия» — главный герой как раз представлял собой образец заурядности, но, попав в будущее, на фоне окружающих оказался настоящим гением.
- «Спортлото-82», главные герои: романтическая пара в исполнении Альгиса Арлаускаса и Светланы Амановой. Фильм Гайдая явно был нацелен на повторение успеха дилогии про студента Шурика. Снова комедия положений про приключения наивного, но смелого студента с романтической линией на юге (даже снималось там же, где и «Кавказская пленница»). Но теперь уже в исполнении Арлаускаса, так как Демьяненко давно вышел из студенческого возраста, да и амплуа осточертело. Но попытка явно не удалась. Про героев Альгиса и Светланы можно сказать примерно ничего. В главных ролях они больше не снимались.
- Хм, Костя честный (не стал зариться на билет), ответственный (начал бегать по городу разыскивать практически незнакомых людей), сострадательный (как было в эпизоде с якобы травмированным Стёпой? Павел спросил:"Как Вы здесь очутились?", а Костя:"Что у Вас с ногой?"), находчивый (диалог про ложку из начала и эпизод с указателем ближе к концу фильма), бывает рассеянный (не удивился, когда заметил книгу на кровати, где только что искал (на самом деле ее незаметно сунул Стёпа),а так же в начале в поезде слопал все запасы Тани, хотя на следующей станции накупил продуктов «в возмещение ущерба»). К тому же искренне радовался за Таню (в отличие от корыстолюбивых персонажей, как тётя Клава или Сан Саныч). Не много ли качеств для якобы «пустышки»?
- А Таня, ну… Самая обычная, с самыми обычными девичьими запросами («Первым делом куплю дубленку…»). Под троп подходит.
- «Под Сильвер-Лэйк»: всё, что мы знаем о главном герое Сэме — он молодой бездельник, снимающий студию в районе Голливуда и целыми днями занимающийся ровным счетом ничем. Да, появление и исчезновение соседки Сары выводит его из вегетативного состояния, но даже так, погружаясь в жуткую вневременную атмосферу бесконечных вечеринок, он действует словно во сне, ни с того ни с сего избивая обгадивших мусором его машину подростков или убивая композитора. Даже раскрытие тайны исчезновения Сары и счастливое возвращение в наш мир ничего не меняет — он не в состоянии платить за квартиру и просто переезжает к молодящейся соседке напротив.
- «Sicario» — занятная игра с тропом. Главная героиня Кейт всю дорогу строит из себя «рыцаря в сияющей броне», что побеждает жестокость и беззаконие с помощью доброго слова и уголовного кодекса. Но чем дальше в лес, тем сильнее её метания кажутся мышиной возней на фоне настоящей работы, грязной и неблагодарной, которую делают Мэтт и Алехандро. В финале, когда реальность рушит все её идеалы и воздушные замки ей остается только последовать совету бывшего прокурора и уехать куда подальше.
- «Tall girl» — несмотря на то, что весь фильм крутится вокруг переживаний главной героини, кроме как «она высокая» о Джоди Крейман сказать нечего. У девушки отсутствуют какие-либо интересы или таланты, нет отличительных черт характера. Даже её финальная речь, в которой Джоди восхваляет саму себя, сводится к «я высокая». На редкость плоский и картонный персонаж.
- «Мортал Комбат» 2021 года — почти эталон. В придуманном для фильма главном герое Коуле Янге нет абсолютно ничего интересного. Вообще. Если взятые из игр персонажи стараются показать хоть что-то, Янг тупо… есть, и непонятно, зачем он вообще нужен в сюжете.
- «Кровь и шоколад» — Вивьен. Если интерес к ней вожака оборотничьей стаи еще понятен — она сбежала в Румынию из США, а поэтому добавит стае новые гены, то с чего вдруг в эту инертную и нерешительную девицу влюбился вольный художник — тайна покрытая мраком. При том, что сама оборотниха весь фильм ведет себя максимально инертно и тупо плывет по течению, не желая принимать самостоятельно ни одного решения.
- «Нюрнберг» (2023) — главный герой, разведчик-переводчик капитан Игорь Волгин, весь фильм занимается непонятно чем, не делает ничего полезного, ровным счетом никак не участвует ни в Нюрнбергском процессе, ни в выявлении нацистского подполья, оба главгада нейтрализуются не им, и даже могилу своего сбежавшего из концлагеря брата он так и не находит.
- «Кровавый фестиваль» — Дэкс обожает фильмы ужасов, буквально купался в них с ранних лет. Казалось бы – на таком фестивале он должен чувствовать себя как рыба в воде, легко выходить из любой ситуации, обводить злодеев вокруг пальца. Но в том-то и дело, что враги - это «психи-косплэйщики», а не персонажи сошедшие с экранов. И никакие «правила как выжить в ужастике» не работают, ведь антагонисты твёрдо намерены истребить всех посетителей. Вот смотрите: ключ-карту раздобыла Эшли. Двери вскрывал Крил. Как обезвредить зомби придумала Саманта. Рассекателя убил Крил. Вампиршу убила Саманта. Саманту из ловушки спас Роджер. А что же Дэкс? Он что сделал? Сбил на машине «демона Валака»? Пффф. Да, он придумал как отвлечь Рассекателя, но этот план провалился, что было предсказуемо, учитывая наплевательское отношение Рождера к своей работе. Как вывести Саманту из состояния берсерка подсказала сестра Дэкса. Также сестра (оказавшаяся убийцей) прикончила их с Дэксом отца (который был главным организатором бойни). Затем сестра спокойно сбежала, Дэкс ей не помешал. То есть! За весь фильм протагонист по своей инициативе совершил один-единственный толковый поступок, да и тот не удался! Тот неловкий момент, когда любовный интерес и прикольный друг оказались в разы интересней и полезней нежели главный герой.
Телесериалы[править]
- Lexx — уборщик Стенли Твидл, чей образ утёр бы нос чеховским и гоголевским типажам. Скучная стареющая посредственность, неудачник и слабак, но не подлец. Однако как это вписывается в космическую эпопею педалирующего в асфальт психодела!
Аниме и манга[править]
- «Меланхолия Харухи Судзумии» — Кён, как он сам считает, слишком обычный даже по меркам обычных японских школьников. При этом события, происходящие с героем, очень контрастируют с его показной «нормальностью», но быть «обычным японским школьником» он ни на мгновение не перестаёт. Аверсия: его «обычность» — показная, как и цинизм (не был бы настолько молод — был бы стопроцентным рыцарем в ржавых доспехах). Действительно заурядным человеком не заинтересовалась бы Харухи, в конце концов. В нём есть место и романтизму, и благородным порывам, а уж сила воли у него на зависть многим — но всё это тщательно скрыто под демонстративным «я обычный человек, блин блинский, отвалите все от меня». Тому виной двойное разочарование: сначала в том, что в мире нет никаких тайн и приключений, а потом — в том, что тайны и приключения очень даже есть, но от них одни неприятности.
- Хотя если приглядеться, Кён в этих историях только рассказчик и POV, а главная героиня сама Харухи.
- Что не совсем правда: Кён в центре любого приключения, хоть сам и не считает себя главным, а вот Харухи в 3/4 из них вообще не участвует. И решения за всю компанию, включая Харухи, иногда принимает именно он.
- Некоторые фанатские теории подвергают сомнению официальную трактовку событий, вплоть до объявления Харухи пустышкой, а Кёна — настоящим заказчиком чудес.
- Хотя если приглядеться, Кён в этих историях только рассказчик и POV, а главная героиня сама Харухи.
- Number Girl — суть произведения. Главные героини — начисто лишенные индивидуальности 16 девочек-клонов, пытающиеся под наблюдением инструктора развивать самостоятельные личности.
- Princess Connect! Re:Dive — изящный стеб режиссера над типичными попаданцами и требованием студии создать максимально близкого каждому игроку в оригинал героя. Когда-то Юки действительно был Героем, сражался, терял и превозмогал, но в этом воплощении чуть сильнее хряпнулся головой о землю и стал почти бессловесным идиотом, медленно восстанавливающим былые навыки боя, но личностно так и остающийся на уровне малыша. Не совсем — Юки и правда попаданец в местное ЛитРПГ, но сильно облажался в первый раз, позволив Кайзер Инсайт обрасти могущество и убить его друзей. Сам Юки тоже был при смерти, когда в свой божественный чертог его забрала богиня Амет и предложила сделку — путешествие в прошлое с возможностью всё переиграть как надо в обмен на всю память о прошлом таймлайне. Так и получилось, но тут Юки ещё и головой об камень приложился, став тем, кто он сейчас.
Видеоигры[править]
- Planescape: Torment — Безымянный, пробудившийся в начале игры в морге. У него нет знаний или убеждений. Но тут есть порядочный обоснуй: он пережил множественную потерю памяти, сопровождающуюся распадом личности на несколько других личностей. Или тел. Или душ.
- Manhunt, часть первая — игрок не знает даже, за что был осужден Джеймс Эрл Кэш. Бандюга и бандюга, тем более — актёр-марионетка для снафф-фильма. Но чем дальше в лес, тем больше сопереживания заявленному мерзавцу.
- Grand Theft Auto III — главный герой не имеет ни голоса, ни внятного имени, ни мимики. Всё, что он может сделать на эмоциях — это показать известный жест машине, которая чуть его не сбила. И да, его камео в San Andreas проливает свет лишь на две вещи: его имя — Клод, и он хорош с девушками, даже будучи за рулем.
- GTA 1, London (обе части) и Online. Там главного героя можно выбрать или создать, и индивидуальности у него нет вообще.
- GTA 2 — аверсия. Несмотря на то, что в процессе игры главный герой не особо показывает характер, короткометражный фильм по игре (официальный, причем) хорошо показывает, что у главного героя он есть.
- GTA 1, London (обе части) и Online. Там главного героя можно выбрать или создать, и индивидуальности у него нет вообще.
- The Elder Scrolls — педаль в пол, поскольку любое действие вашего персонажа выполняется вами же. Любая фраза в диалоге, любое телодвижение — с вашего позволения. Главный персонаж — это просто модель, создание которой является важной фишкой серии, но дальше этого — ничего. Проблема лишь в том, что квесты, зачастую, совсем не вариативны, но это уже иная история. Вариативность тут преимущественно в исследовании мира.
- Hollow Knight — главный герой — идеальный Полый рыцарь, пустота Бездны, заключенная в оболочку, у него нет ни эмоций, ни желаний, ни чувств. В случае победы над Лучезарностью он сбрасывает оболочку и снова становится частью пустоты.
- «Need for Speed: Heat» — за такого приходится играть и в отличии от конкурирующих серий кастомизировать его не дают, ограничиваясь выбором из десяти «скинов» и сменой одежды.
- Far Cry 5 — главный герой кастомизируемая безголосая «ходячая камера» по фамилии Рук (что наши горе-локализаторы перевели как "салага" в исполнении старших по званию товарищей).
- Обыграно в Yandere Simulator, где героем-пустышкой в первую неделю был Сэмпай, вокруг которого должен не успеть собраться гаремник.
- The Outer Worlds — главный герой, получивший от разморозившего его доктора Финеаса Уэллса прозвище «случайная переменная». Возможное прошлое персонажа до погружения в криосон для межвездного перелета сводится к бытию ничем непримечательным обывателем. А все потому что после серии неудач доктор Уэллс не рискнул проводить очередной эксперимент на ком-нибудь действительно ценным для гибнущей колонии.
Визуальные романы[править]
- «Бесконечное лето» отличается от большинства других визуальных романов тем, что, во-первых, там главный герой намеренно делался как перенос на отечественную почву этого штампа жанра (даже его имя Семен происходит от мема «Семён Персунов», от английского same person — аноним, который на форуме выдаёт себя за разных людей). Во-вторых, его безликость постепенно уменьшается за счет всех приемов, перечисленных выше, а его духовный рост и преображение становятся основой сюжета, что во многом может служить примером преодоления этого тропа.
Прочее[править]
- В книгах-играх — нередко.
- В. Шувалов (Шаламов), автор «Кощеевой цепи», открыто предлагает читателю-игроку самому придумать персонажу и имя, и биографию, и мировоззрение — но тогда, мол, пускай персонаж и выбор всегда делает в соответствии со всем этим.