До того, как это стало мейнстримом/Реальная жизнь/Технологии

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску

Это подстатья к статье «До того, как это стало мейнстримом». Навигационные шаблоны и категории здесь не нужны.

  • Деревянный звездолёт как явление.
  • Чарльз Бэббидж выдумал в теории первый компьютер, а Ада Лавлейс программы к нему. В XIX веке. Когда построить всё это в реальности не было никакой возможности.
    • А графический интерфейс практически в современном виде появился в компьютере Xerox Alto задолго до того, как это стало мейнстримом. И Стив Джобс, и Билл Гейтс посещали лабораторию компании Xerox и вполне честно купили право использовать их наработки. Причём второй сумел довести оконный интерфейс в своей ОС до ума только ближе к середине 90-х, когда у прочих (Apple, Amiga, Atari) он был мейнстримом давно и прочно. Но всё же некоторые важные элементы оконного интерфейса окончательно сформировались именно в windows 95.
      • Вообще-то честно украли, благо мама Билла Гейтса была топ-менеджером Xerox и имела доступ к новейшим разработкам. ;) Ксероксовцы даже хотели было судиться с Apple, но в итоге отстали. А вот сам Джобс был в бешенстве, когда узнал, что инженеры Microsoft имеют доступ к внутренностям их новой операционки (они, собственно, разрабатывали первые GUI-версии Word и Excel, и пытались их упихать в крошечные 128К памяти «тощего Мака») и по суду запретил первой версии Windows использовать перекрывающиеся окна. Так что не «сумел довести» (сумели довести GUI до ума они ещё к 87-му году, когда вышли Windows 2.0 и OS/2 1.1, имевшие почти одинаковый GUI разработки мелкомягких), а «сумел договориться с патентным троллем».
      • Вернёмся ещё к Xerox — их знаменитая демонстрация экспериментальных технологий, таких как компьютерная мышь, интерактивный текст, гипертекст, электронная почта, видеоконференции — в 1968 году! Ещё микропроцессоров даже не изобрели.
  • Паровой насос маркиза Вустера — первый известный механизм для подъёма воды силой давления пара. За полвека до того, как Сэвери запатентовал и запустил в производство его аналог, на который уже смотрел всем известный Ньюкомен.
  • Паровая турбина Герона Александрийского давит педаль в пол: появилась ещё в начале нашей эры, а мейнстрим пришёл только в конце 19 века вместе с Чарльзом Парсонсом и его знаменитым судном «Турбиния»!
    • Справедливости ради, это были разные турбины, у Герона не было колеса с лопатками. Однако колёса, крутящиеся от тяги в дымоходе (прообраз газовой турбины), встречались ещё в средневековых трактатах.
    • Тот же Герон изобрёл первый торговый автомат: его машина принимала от прихожанина монету и выдавала ему порцию освящённой воды.
  • Великий и ужасный пароход Great Eastern, по своим габаритам предвосхитивший океанские лайнеры начала 20 века за 40 лет до них.
    • Причём не просто так: из-за ужасно неэффективных паровых машин того времени, угля для дальних рейсов (типа Британия-Австралия) не хватало, приходилось дозаправляться по дороге, но местный уголь обычно был поганого качества, а доставка в промежуточные порты приличного угля стоила астрономических денег (последние парусники прожили до середины ХХ века именно на доставке недорогих и несрочных насыпных грузов вроде угля, руды, зерна и стройматериалов). Отсюда и пошли попытки построить настолько большой корабль, чтобы одной заправки ему хватало на весь рейс. Но тут изобрели значительно более экономичную компаунд-машину, и нужда в таком монстре просто пропала. Ставший убыточным ещё до спуска на воду пароход пришлось срочно переделывать в кабелеукладчик (для прокладки трансатлантического телеграфного кабеля), где он оказался на удивление успешен.
  • Древний Рим — в городах была канализация, для жилья строили инсулы — многоэтажные дома-коробки, на фресках находят изображения женщин в бикини, занимающихся тем, что сейчас назвали бы фитнесом, в строительстве использовался бетон, в том числе устойчивый к морской воде: всё это стало мейнстримом плюс-минус через 2000 лет.
  • Маска Чумного доктора – одновременно предвосхитила и медицинскую маску, и противогаз, так как набитые в патрон носовой «чехол» душистые травы позволяли огородиться от запашка разлагающихся трупов.
  • Ватерклозет (туалет со смывом посредством проточной воды) придумал в конце XVI века Джон Харрингтон, чтобы облегчить быт престарелой королевы Елизаветы? Или Леонардо да Винчи почти за век до этого?[1] Или древние римляне, у которых туалеты стояли над постоянно текущей водой из Тибра? А может быть, критяне, использовавшие такие сооружения в 18 веке до нашей эры? Всем им далеко до жителей города Скара-Брей эпохи неолита: у тех была система канализации и туалетная кабинка с подводом воды для смыва почти в каждом жилище — никак не позднее 2500 года до нашей эры.
  • w:Фестский диск — книгопечатание за тысячелетия до того, как это стало мейнстримом. При его создании, скорее всего, использовались типовые модели букв.
  • Вертолёты, самолёты и другие технологии в заметках Леонардо да Винчи. Потому он и гений — не только в искусстве. Возможно, его рисунки и вдохновили изобретателей.[2]
  • Паровая телега Кюньо — автомобиль/локомобиль/паровоз из 1770 года! А строго говоря, это вообще домейнстримный артиллерийский тягач — его создатель был из соответствующей школы и искал способы повысить мобильность тогдашних пушек.
  • Сложный случай — пресловутая «багдадская батарея». Для одних — в общем-то банальный сосуд для хранения свитков, для других — устройство для гальванопластики за несколько веков до нашей эры!
  • Аверсия: микроволновой печи Radiomissor, якобы изобретённой в нацистской Германии, по всей видимости, никогда не существовало, а вот советский приоритет в её изобретении вполне вероятен.
  • Зоотроп — прообраз современной мультипликации и прямой предок кинематографа. В Европе на лавры изобретателя претендуют австриец Симон фон Штампфер («стробоскоп»; не путать с современным значением этого слова), бельгиец Жозеф Плато («фенакистископ») и англичанин Уильям Горнер («фантасмаскоп» или «дедалеум») — все трое создали свои аппараты в 1832 году. Википедия утверждает, что значительно раньше них такое устройство создал китайский изобретатель Дин Хуань около 180 г. н. э. Но и его опередили на несколько тысяч лет древние персы: глиняная чаша с пятью почти одинаковыми изображениями при вращении позволяет наблюдать довольно качественную анимацию.
  • Шагающие механизмы Чебышева созданные ещё в эпоху пара, и способные реально двигаться шагом (но из-за отсуствия компьютерного мозга с видеокамерами могут это делать только по более-менее плоской поверхности)
  • Перцептрон — нейросеть придуманная в 1943 году, и реально построенная в 1960 году. с 1965 года стала реально использоваться на практике почтой США, а затем и почтой СССР, для распознования цифр почтового индекса написанных специальным шрифтом
  • Обретшее мировую известность оригинальное здание музея Гугенхайма в Нью-Йорке работы Ф.Л.Райта...невероятно похоже на дипломный проект Дворца Коминтерна Лидии Комаровой 1929 года. При этом жена Райта Ольга до него была замужем за советским архитектором Владимиром Хинценбергом, так что теоретически могла видеть проект и вдохновить мужа.

Автомобильные технологии[править]

  • Ford Fairlane Skyliner — первый серийный автомобиль с жёсткой складной крышей (до этого были только единичные прототипы с ручным приводом крыши), появившийся в 1957 году. Повальная мода на такие машины началась только с 1996 с появлением Mercedes SLK.
    • Та же компания «Форд» в конце 1950-х годов отметилась доведением до серийного производства опций вроде сидений с электронной памятью положения, что даже в наше время встречается крайне редко.
  • Американский Cord L29 — первый серийный переднеприводный автомобиль, выпущенный аккурат перед Великой Депрессией в 1929 году. Мейнстримные времена такой компоновки наступят лишь в 1960-е—первой половине 1970-х (с появлением привычных ШРУСов) и продолжаются до сих пор.
    • Конечно, уже в 1930-е были Citroen Traction Avant, а потом знаменитые 2CV и DS. Но в целом это воспринималось примерно на уровне оппозитных двигателей у «Субару» или «роторов» у «Мазды». Дескать, чудачат по-всякому, раз деньги есть (а «Ситроен» в то время прогорела и была выкуплена шинным гигантом «Мишлен», у которого деньги как раз были в изобилии).
  • ГАЗ-61 — первый кроссовер (полный привод на легковом шасси), за 40 лет до появления самой концепции. Уже впоследствии были ГАЗ М-72 (гибрид «Победы» и «козлика»), полноприводные «Москвичи» и знаменитая «Нива».
    • А «Мормоны-Херрингтоны» 1930-х годов?
      • Видимо, там совсем не задалось — даже англоязычная Википедия постит фото «газонов» в качестве SUV тех лет. ГАЗ по результатам его совместных испытаний с ГАЗ-61 пришел к выводу, что «Мормон» по проходимости несильно выигрывает даже у обычной неполноприводной «эмки», видимо полный привод на нём был криво реализован.
  • Компания «Крайслер» пустила в производство электронный (!) впрыск (т. е. привычный в наше время инжектор) топлива ещё в 1955 году. Массово эта технология начала использоваться с начала 1980-х годов и используется до сих пор.
    • Чуть-чуть от неё отстал Советский Союз, выпустив партию впрысковых «Волг» ГАЗ-21. Однако, рассудив, что обслуживать такую сложную систему советскому человеку будет слишком накладно, эксперимент сочли неудачным.
    • Как и автоматическую коробку на ней же. Если что, это были времена, когда гидравлическая жидкость представляла собой смесь спирта с касторкой.
      • Уже в 1954-ом году в СССР пытались поставить трофейную гидропередачу (точнее, гидротрансформатор, названный ГТК-2) на любую попавшую на кульман технику, что гражданскую, что военную. Так что достижение хоть и значимое, но вполне в духе времени, а не опережающее его.
  • Mercedes C111 и поныне выглядит предельно немейнстримным крутым суперкаром, каковым он и задумывался. Однако, помимо прочего, на третьем прототипе середины 1970-х наглядно показали, что дизельный двигатель — не только вялая и маломощная унылая практичность топливной экономии, но и вполне себе спортивная резвость. Ныне спорткаром с дизелем удивить уже сложно.
    • Просто достаточно мощный и приёмистый дизель требует весьма продвинутых технологий — например, нужных параметров ТНВД для такого мотора на коленке не сваяешь, а турбонагнетатель нужен с промежуточным охлаждением.
  • Первый дорожный автомобиль с турбонаддувом Oldsmobile F-85 Jetfire 1962 модельного года, а вовсе не BMW 2002 Turbo появившаяся спустя 11 лет после него.
  • Pontiac Chieftain 1952 года отметился автоматическим переключением с ближнего на дальний свет в качестве опции.
  • Nash Ambasador 1954 года первым получил простейший климат-контроль — установленная за задними сидениями массивная система подавала в салон воздух заданной температуры.
  • Aston Martin Lagonda — первый серийный автомобиль с цифровой приборной панелью. При этом в разработку электроники вбухали 80 % всего бюджета, а надёжность оказалось аховой. Но по меркам 1976 года — действительно футуристично и немейнстримно.
  • Buick Rivera 1986 года — первый серийный автомобиль с бортовым компьютером, управлявшимся с помощью тачскрина [1]
  • Rumpler Tropfenwagen — автомобиль 1921 года с коэффициентом Сх равным 0,28 — что и по нынешним меркам очень впечатляет!

Авиационные технологии[править]

  • Bristol Brabazon — суперлайнер с размахом крыльев от легендарного Бройлера Боинга-747 и широченным фюзеляжем от поздних вариантов Airbus-350. Был оснащён всевозможной роскошью для 100 пассажиров и 8 дико прожорливыми поршневыми двигателями… что оказалось тотально неуместным в мире, только что прошедшего ад Второй Мировой!
  • Первый реактивный самолёт — не немецкий Хейнкель-178 1939 года, а румынский Coandă-1910 почти за 30 лет до этого!
    • …если это правда. Не сохранилось никаких свидетельств (кроме заверений самого Коандэ) ни тому, что этот самолёт хотя бы раз поднимался в воздух, ни тому, что он был реактивным. Второе, кстати, даже сам конструктор стал утверждать лишь после полётов «Хейнкеля»; по сохранившимся чертежам скорее можно предположить что-то вроде импеллера. См. хотя бы англовики.
  • Константин Циолковский, подробно описавший, как надо летать в космос… в Российской империи. Во многом благодаря ему это и стало мейнстримом, так что его статуя стоит рядом с памятниками космонавтам и конструкторам, реально это воплотившим.
    • Циолковский не просто подробно описал как надо летать в космос. Первым теоретиком космонавтики его называют именно за то, что, будучи по профессии учителем физики, он был первым, кто начал разрабатывать методы космонавтики не просто как публицист и философ (таких было полно), но как инженер и математик. Потом, конечно, были и Цандер, и Кондратюк/Шаргей, и Гоманн, и Келдыш, но Циолковский был первым. В частности, именно он вывел знаменитое ракетное уравнение, оно же «формула Циолковского».
      • Правда, еще раньше оное уравнение было опубликовано в учебнике теоретической механики И. В. Мещерского (да и он был не первым, кто это уравнение получил). Увы, собственно научные достижения Циолковского в очень большой части относятся к категории «Россия — родина слонов», хотя его роль как популяризатора действительно была весьма большой.
        • И таки да, Россия — родина слонов, потому что ракетное уравнение было научной разработкой на основе любительской идеи Кибальчича, который заповедовал ученым развить идею «что будет если ракетный пердак будет иметь тяговооруженность выше единицы», на что у самого Кибальчича мозгов не хватило, и времени (осужден за терракт) прокачать теорию — тоже. Зато схему на которой видна платформа с движком и общим принципом действия, он нарисовать смог. 19й век был воистину веком великих открытий. Ракету вокруг всего этого построят ещё нескоро. В качестве промежуточного варианта (до того как фон Браун отметился в теме) была британская идея ракеты на твердотопливных двигателях, взрывная во всех смыслах, так что строить не стали.

Примечания[править]

  1. Вот уж точно не Леонардо. Утверждение об его авторстве было запущено Мартином Гарднером в качестве первоапрельской шутки, просто очень многие поверили.
  2. А вот про абидосские иероглифы и артефакты Кимбая здесь писать не надо.