Драг-Рейсинг

Драг-рейсинг (или дрег-рейсинг, в зависимости от произношения) — спринтерское соревнование между двумя автомобилями на короткой прямой, получившее популярность в США в начале 1950 годов и распространившееся по всему миру. Обычно дистанция составляет 1\4 мили (402 метра), но также гонки могут проводиться на 1\8 мили (201 метр) и 1\2 мили (804 метра). В гонках используют не только легковые машины, но и мотоциклы, грузовики, трактора и даже газонокосилки. Особенностью драг-рейсинга состоит в том, что для участия в соревнованиях не требуется специальная трасса, а правила в отношении автомобилей позволяют участвовать не только на специальных болидах, но и на обычных машинах, что сделало данный вид спорта по настоящему массовым.
(link)
Краткое видео про Фанни-кары от канала «Автотренды»Зарождение[править]
Никто не знает, когда появился драг-рейсинг. Еще древние римляне устраивали гонки на колесницах по прямой, а зарождение именно автомобильного дрег-рейсинга многими связывается с зарождением автомобилей в целом. «Национальная ассоциация хот-роддинга» возникла в 50 годах на базе уже существующей субкультуры и это было связано, в первую очередь, с возросшей популярностью соревнований и необходимостью кодификации их правил. В начале шестидесятых годов, начался настоящий «бум» — с распространением телевидения драг-рейсингом заинтересовались автопроизводители, решившие использовать популярный вид спорта, прежде всего, в рекламных целях. Так появились машины, подготовленные для дрег-рейсинга, как правило, класса «Super Stock», которые можно было заказать у дилера, что облегчало командам работу и, само главное, подстегивало продажи обычных моделей. С началом топливного кризиса 1973 года «супер сток» сошел на нет и главенствующую роль стали играть классы «Alcohol» и «Top Fuel», использующие метанол и нитрометан соответственно. В настоящее время драг-рейсинг чрезвычайно популярный вид автоспорта поддерживаемый сотнями, если не тысячами, производителями деталей и узлов. В конце 2010 годов попытался возродиться даже класс «Супер сток», но такой популярности как прежде он не приобрел.
Классификация[править]
Классификаций, в разных странах, существует великое множество, но обычно машины делят по степени доработки. В США с созданием NHRA появились и четкие правила и классы, которым надо было соответствовать для допуска машины к гонкам. Со временем менялись правила, классы исчезали и появлялись новые:
- Stock — абсолютно серийные машины. В этом классе никогда не проводились гонки национального и международного уровня, однако он сыграл огромную роль с популяризации драг-рейсинга как спорта так как в нем можно было участвовать на любой серийной машине.
- Gasser — первые специально подготовленные машины для участия в драг-рейсинге. Единственными правилами были длина, ширина и колесная база серийной машины и двигатель работающий на бензине. С появлением других классов постепенно сошел на нет.
- Super Stock — самый хуцповый класс появившийся в начале шестидесятых годов и именно в него устремились автопроизводители, следовавшие мантре «выиграй гонку в воскресенье, продай машину в понедельник». Из-за довольно свободного регламента он позволял проводить серьезную модификацию не выходя за рамки правил. Например, высверлить в раме кучу отверстий и заменить половину деталей на алюминий и стеклопластик для облегчения кузова. Доходило до того, что некоторым машинам запрещалось появляться на дорогах общего пользования. И самое интересное — все это можно было купить через дилера, если знать правильный код комплектации.
- «Stock Eliminator» — еще более дикий класс с серьезными апгрейдами агрегатов.
- Factory Experimental — появившийся в середине шестидесятых и быстро сошедший на нет в конце десятилетия запомнился прежде всего машинами с измененной колесной базой под которую специально делали кузов. Из-за внешнего вида получили «кличку» «Funny Cars» и послужили базой для появления следующего.
- Funny Car — класс появившийся в середине шестидесятых отличающийся тем, что машину уже строили на базе специального шасси с кузовом из фибергласа, имитирующим серийный. Как правило, двигатели стоят уже не бензиновые, а работающие на метаноле или нитрометане. В настоящее время — самый популярный класс по охвату зрительской аудитории.
- Pro Stock — по конструкции аналогичен предыдущему, но ограничен в двигателе — без любого наддува и работающий исключительно на гоночном бензине.
По используемому топливу делятся на Gas (бензин), Top Alcohol (метанол) и Top Fuel (нитрометан или смесь нитрометана и метанола в соотношении 9:1).
Драг-рейсинг в России[править]
В наши широты данный вид спорта пришел в конце 1990 годов. По началу был полностью нелегален, но с 2002 года действует «Российская Федерация дрег-рейсинга» проводящая легальные соревнования. Популярность пришла в 2001 году после выхода фильма Форсаж, а с отходом серии от тематики уличных гонок, сошел на нет и «хайп». Раньше РФДР использовала европейскую классификацию с делением машин по объему и повышением при использовании любого типа наддува, однако к настоящему моменту классы делятся по времени прохожления трассы при квалификации.
Где встречается[править]
Кино[править]
- Естественно Форсаж, куда же без него! При этом дистанция, показанная в фильме, не привычная 1\4 мили, а миль так десять.
- «Fast Company» Дэвида Кронненберга уже про гонщиков в классе «Funny car».
- «Two Lane Blacktop» начинается с драг-заезда главных героев.
- «Hi-riders» 1978 года.
Видеоигры[править]
- «Dragster» 1980, на минуточку, года! Одна из первых гоночных игр вообще.
- Дилогия «Street Rod».
- Test Drive: Overdrive
- Need for Speed начиная с «Motor City Online».
- Forza Horizon.
- Серия симуляторов «NHRA Drag Racing»
- «Hot Rod: Garage to glory»
- «Midnight Outlaw: Illegal Street Drag»
- Lada Racing Club
- CSR Racing со всеми ответвлениями и куча мобильных игр рангом ниже.
Музыка[править]
- Beach Boys — Shut Down
- Jan & Dean — Dead Man`s Curve
- Rip Chords — Drag City
- Огромное количество русских реперов, на волне популярности «Форсажа» эксплуатировали нелегальный аспект темы.