BDSM

Материал из Posmotreli
< Справочник автораСправочник автора/BDSM / (перенаправлено с «BDSM»)
Перейти к навигации Перейти к поиску

Приоритетное направление: информация из статей http://tvtropes.org/pmwiki/pmwiki.php/UsefulNotes/BDSM http://tvtropes.org/pmwiki/pmwiki.php/UsefulNotes/Consent http://tvtropes.org/pmwiki/pmwiki.php/Main/CommonHollywoodSexTraits

Суть BDSM[править]

БДСМ — психосексуальная субкультура, суть которой заключается в передаче одним человеком власти над собой другому ради удовольствия обоих. Есть Верхний и нижний партнёр, где Верхний — тот, в чьих руках в данный момент сосредоточена власть. По традиции, не обязательной вне субкультуры, все слова, относящиеся к Верхнему, пишутся с большой буквы. Главный принцип BDSM: VISSC (иногда сокращенно SSC).

  • V — Voluntary — Добровольность. Никто не может быть принужден к BDSM, в него войти можно только самому.
    • Поэтому в BDSM нельзя вовлечь каким-либо образом, как-то и кого-то ограничивая.
  • I — Information — Информирование. Все действия с участниками обсуждаются и проговариваются заранее до начала действия.
    • На деле означает, что в начале любого сеанса должен быть его план (почти бизнеc-проект), с которым обязательном порядке должны быть ознакомлены все участники. Некоторые опытные участники этот план несколько утрируют, но в целом он все равно есть. Импровизации здесь не место. Есть действия, есть стоп-слова.
  • S — Safe — Безопасность. Все риски для физического и психологического здоровья должны быть минимализированы, поскольку есть опасные и экстремальные практики вроде разрезания (игр с кровью), прижигания и т. п.
    • Никому не нужны лишние несчастные случаи. Существуют особые техники бондажа и порки, которые вне этой субкультуры вы, скорее всего, никогда не увидите. Существует практика постсессионной заботы.
  • S — Sane — Разумность. Иногда осознанность. Человек в измененном состоянии сознания, к примеру, пьяный и/или упоровшийся до невменяемости, к процедурам не будет допущен ни при каких обстоятельствах. Не будет допущен взрослый недееспособный человек. Не будет допущен несовершеннолетний (в РФ младше 18 лет). И, разумеется, не будет допущен человек, который не понимает, куда и на что он идет. Последних стараются вычислить, подробнее ниже.
    • Дополнение. Из-за этого пункта в BDSM не могут участвовать животные и трупы. Они априори недееспособные.
  • C — Consensual — Согласие. Партнеры должны выяснить свои желания, четко их формулировать и дать свое согласие в соответствии с пунктом I.
    • Обычно достаточно сказать «да» вслух. Имейте в виду, что даже если «да» прозвучало, это не отменяет права любого участника в любой момент сказать «стоп» и «хватит», прервать сессию и уйти безо всякого порицания. Даже если задействована сложная техника ограничения свободы. Существуют специальные устройства для экстренного освобождения. Существуют стоп-слова. После их произнесения любые действия BDSM должны быть прекращены. Нарушение этого правила есть грубейшее нарушение основ VISSC.

Техника безопасности. Если начинать практиковать, то только в клубе и под руководством наставника. Во-первых, под видом людей «в теме» часто попадаются личности от в лучшем случае неловких до в худшем натуральных насильников, которые пользуются своим положением. Только BDSM-клубы рьяно следят за своей собственной безопасностью и безопасностью клиентов. Во-вторых, многие даже самые простые техники требуют тренировки и наглядных примеров. Самостоятельно их освоить можно только на примитивном уровне, для более продвинутых техник есть серьезный риск навредить здоровью.

Существует люди, которые теоретически хотят острых ощущений, но не готовы испытать их в реальности. Обычно с новичками беседует разбирающийся в прикладной психологии специалист, который умет по мимике и речи определять настроение и степень готовности клиента. В общем и целом, если есть хоть малейшее сомнение, клиента сразу выпроваживают, никто себе неприятностей не желает. Вот так, никто никого не соблазняет. Некоторые опытные участники BDSM могут воздействовать харизмой, но только в качестве альтернативы другому такому же участнику. Естественно, что с экстремальных сеансов никто не начинает.

В общем и целом у клубов BDSM есть свои правила для новичков, различающиеся от заведения к заведению, но они не могут противоречить общей для субкультуры позиции. Устойчивые пары могут выработать свой личный кодекс, который со стороны может быть незаметен и восприниматься как часть взаимной вежливости партнеров. Кстати, обычно BDSM пара выглядит с точки зрения окружающих хорошо, потому что не спорит по пустякам и ведет себя слаженно. Верхний — нижний образуют настолько тесную связь, что она сравнима с супружеской. Для нижнего потеря Верхнего — тяжелая трагедия. Есть исключения, но в целом, если сформировались устойчивые отношения, это именно так.

В BDSM собственно секс является необязательным элементом. Соответственно, если нет желания его применять, его и не будет. Однако многие люди сильно возбуждаются от садомазохизма, игр доминирование-подчинение, но это возбуждение не имеет ничего общего с оргазмом.

А еще из BDSM крайне, крайне редко уходят по своей воле. Есть такой термин — «голод», удовлетворить который вне субкультуры весьма затруднительно без риска и вреда здоровью.

Направления BDSM[править]

BDSM состоит из трёх независимых течений. Их участники обычно занимаются только каким-то одним.

Bondage & Discipline[править]

BD, Bondage & Discipline. Бондаж (Bondage) — связывание, ограничение, и Дисциплина (Discipline) — послушание. Отношения, включающие в себя ограничение физической свободы, ролевые игры, унижение и наказания, но не обязательно болевые. Психологический смысл BD: боттом погружается в детские ощущения полной беспомощности, беззащитности, а топ удовлетворяет свою жажду власти. Свитч получается из того, кто умеет быть тем, и другим. «Чистое» BD — ролевая игра с игровыми же наказанием, не причиняющим никакой боли. BD&SM — игры с наказаниями ради самой боли. BD&DS — дисциплина, то есть истинные наказания, включая физические, для послушания, не приносят удовольствия никому.

Бондаж (произносится бОндаж, как Джеймс Бонд) — ограничение свободы тем или иным способом. В пределах субкультуры у бондажа есть два свойства: он должен приносить удовольствие обоим участникам и должен использоваться по согласию с предварительным информированием. Если есть согласие, но нет удовольствия — такой вариант рассматривается как менее приятная и желательная, но допустимая форма «игры» (все мы — люди, не всё сразу получается). Если нет ни согласия, ни удовольствия, это считается похищением, или незаконным ограничением свободы. Если есть удовольствие, но нет предварительной договоренности и согласия, то здесь похищение и насилие, совершаемое из сексуальных побуждений.

Видов бондажа много, полный список не поместится в эту статью. Основные: частичное ограничение свободы (наручники, связывание), помещение самого тела боттома целиком куда-нибудь (клетка, мумификация или запертая комната), фиксирование конечностей (крест, колодки) на специальное приспособление (кресло), подвешивание (экстремальная практика, требует хорошей подготовки!). Между прочим, верёвочный бондаж — отдельная наука, которую уж точно с первого раза не освоишь. Он прежде всего требует бережного обращения со здоровьем партнёра, чтобы ничего не затекло. А еще верёвочный бондаж бывает художественный, произведение искусства.

Дисциплина — собственно ролевая игра и наказания за неподчинение. Обязательное условие: все участники должны оставаться в рамках своих ролей. Наказания за нарушения бывают разными, как и сама ролевая игра.

Domination & Submission[править]

DS, D/s, Domination & Submission — Доминирование и Подчинение. Выделяют сессионный DS и LS, Lifestyle. Отличаются они продолжительностью: сессионный ограничен одной сессией, лайфстайл — постоянное соблюдение правил DS в свободное время и обычно совместное проживание на одной территории. Доминант — тот, кто руководит. Сабмиссив — тот, кто подчиняется. Свитч здесь — исключительно редкая птица, потому что вопрос доминирования и подчинения касается устройства личности, а не персонального выбора.

Доминирование и подчинение подразумевает ролевые игры в господина и слугу или с вертикальными социальными отношениями, в которых один партнер берет на себя власть и ответственность, а другой подчиняется. Для нижних служение действительно приносит удовольствие, радость и счастье. Они сами готовы носить ошейник, не снимая во время сна и в душе, и даже могут захотеть поставить на себе клеймо своего господина. К примеру, во «Властелине колец» Сэм именно служит Фродо как своему господину к своему удовольствию, а эротики и слэша здесь не было и нет. Для слуги удовольствие состоит в принадлежности своему господину, в удовлетворении его прихотей. И да, это ДЕЙСТВИТЕЛЬНО приносит удовольствие, если есть задатки.

У постоянной DS пары, как правило, есть свой Протокол, в нем может быть весьма много правил, но зачастую они основаны на одной устной договоренности (доверии) и нигде не зафиксированы. Официальный Протокол из западной школы BDSM существует, но используют его крайне редко и никогда превращают во всеобщее обязательство. Тем более не будут Протокол сверять несколько недель подряд: человек либо идет на компромисс, либо нет.

По степени свободы нижнего выделяют три стиля доминирования-подчинения, как и стилей управления персоналом:

  • Авторитарный. Доминант есть хозяин и повелитель, его приказы не обсуждаются. Он решает за сабмиссива всё без исключения, включая бытовые вопросы, вроде чем и когда ему питаться, что надевать. В условиях коротких сеансов сложно исполнить, да и в быту тоже. Вне субкультуры считается идеалом, а внутри неё практикуется далеко не всеми.
    • TPE (Total Power Exchange). Термин не имеет полного аналога в русском языке, ближайший «полная передача власти». Сабмиссиву ещё сильнее ограничивают самостоятельность вплоть до полного послушания.
  • Либеральный. «Золотая середина». Используется чаще всего, потому что просто и ясно. Оба партнера сохраняют некоторую долю свободы, для сабмиссива допустимо обсуждать приказы и требовать объяснения их причины.
  • Попустительский. Сложный стиль непрямого управления. Доминант не отдаёт приказы, нет наказаний, только поощрения. Сабмиссив свободен, за исключением некоторых важных пунктов. Требует хороших практических навыков управленца и знания прикладной психологии от Доминанта.

Инфантильный беспомощный сабмиссив, который не способен принять решение и обслужить элементарно самого себя, скорее миф и большое исключение, чем правда. Как минимум для самого служения нужно владеть навыками хотя бы на уровне «помыть посуду, убрать комнату».

Для ощущений нижнего в процессе служения есть свой термин: слейвспейс (slavespace). Ощущение невероятно глубокое. Весьма похоже на ощущения просветления и вдохновения у монахов и ярых фанатиков веры. Очень сильное, некоторые сравнивают его с вырастающими за спиной крыльями. В первый раз его испытывают после многочасовой депривации зрения и без возможности следить за временем. В слейвспейсе человек концентрируется на Доминанте, а окружающий мир перестает иметь значение. Человек полностью выпадает из этого мира, не чувствует и не слышит ничего вокруг. Его захлестывает абсолютное спокойствие, ясность мыслей, обожествление Доминанта. Продолжаться это состояние может долго, часами, но и войти в него сложнее, чем в сабспейс. Есть подозрение, что самобичевание и аскеза религиозных фанатиков есть сочетание слейвспейса и сабспейса, к которым в BDSM прикрутили нормальную технику безопасности. В частности, поясняется указание закрывать глаза: частичная сенсорная депривация. После слейвпейса у нижних усиливается желание служить и быть полезным верхнему, делать ради него чего-то полезное, получать от него приказы. Они бодрые и положительно настроены. Через несколько часов или суток у нижнего возможен сабдроп (sub drop): вялость, головокружение, головные боли, тошнота, снижение тонуса мышц, тяжелые мрачные мысли, общее депрессивное настроение.

По аналогии с сабмиссивом Доминант тоже получает свое состояние изменённого сознания Домспейса (domspace), опасное из-за потери контроля. Длится всего несколько секунд или минут, после чего исчезает без следа. Зрение Доминанта концентрируется на каком-то одном предмете, повышается острота восприятия цвета. А у автора правки оно продолжалось полчаса однажды при экстремальных обстоятельствах! Повторять не советую, окружающих пугает до мокрых штанов. Вошла в режим холодной ярости. Боль не чувствовала, вытворяла в нормальном режиме невозможные вещи и едва не искалечила кое-кого в попытке самозащиты. Почувствуй себя Терминатором. Видение цветов обостряет, да, оно так до сих пор.

Домдроп (dom drop) — состояние подавленности у Доминанта. Усталость, беспричинная раздражительность, агрессивность.

Слейвспейс и сабдроп есть проявления воздействия одних и тех же веществ: природных опиатов, они же эндорфинов. Они постоянно синтезируются организмом человека на протяжении всей жизни. Их увеличивают некоторые виды еды, например, шоколад, и некоторые ситуации, связанные с положительными эмоциями. Во время сеансов же эндофринов выделяется так много, что ничто другое не сравнится по силе. Ударная доза приводит к изменению сознания вплоть до полного отключения и ощущения неземного блаженства, которое может испытать не всякий практикующий глубоко верующий человек после десятилетий упорного труда.

Физиологические основы домспейса и домдропа пока точно не выяснены. Эти состояния слишком быстро проходят. Но то, что это по сути старая добрая реакция «Бей-беги» — особых сомнений не вызывает.

Насчёт личного выбора и свободы личности вне субкультуры можно рассуждать долго и упорно, но в общем и целом есть психические акцентуации личности, которые предполагают склонность к доминированию (эпилептик, параноик, психопат (вид нарцисса)), которые предполагают склонность к подчинению (истерик, астеник, нарцисс, социозависимый) и тех, кому эти игры не интересны (шизоиды). BD и SM эти акцентуации не мешают, он важны только для DS. Подробности смотрите по запросу «акцентуализация личности», к самой субкультуре он отношения не имеет.

В любой устоявшейся человеческой паре один партнёр обычно лидирует. В DS такие пары переходят безо всяких проблем тогда, когда возникает осознанная договорённость. Совсем не факт, что лидером окажется именно тот, кто больше зарабатывает и построил карьеру, потому что одно дело — лидерство в обществе и совсем другое — лидерство в личной жизни.

Доминанта уважают, потому что он — лидер, который берёт на себя ответственность за решения, и, самое важное, за последствия своих решений. Если Доминант пользуется своим положением, чтобы унижать, то он есть обычный бытовой тиранчик, которых в этим мире пруд пруди, за красивым фасадом которого скрывается злоба к другим людям. Их вычислить просто: они упорно избегают всякой ответственности за свои поступки, включая незначительные пустяки.

Сабмиссив — человек, который видит смысл своей жизни в служении другому. Он тоже понимает, что переложил ответственность за себя на чужие плечи. Он делает всё, чтобы достойно отплатить Доминанту за его внимание. Сабмиссив весьма смел, потому что доверяет другому человеку в огромной степени. Владеет прикладной психологией: не каждый желающий быть Доминантом им является, и если выбор сделан, значит, он сделан за что-то.

В Lifestyle DS ни один Доминант не относится к своему сабмиссиву как к игрушке или домашнему животному. Доминант всегда отдаёт себе отчёт, что прежде всего с ним рядом — личность. Человек со своими вкусами и привычками, который пришел по своей воле и в любой момент может уйти, и который по своему желанию может временами изображать зверушку, но не более того. Сабмиссивы могут иногда забываться и называть себя рабами, но к реальности это отношения не имеет. Во-первых, именно сабмиссив часто выбирает, кому ему служить. А во-вторых, никакой раб не имеет права уйти в любой момент.

Примечание: отношение к людям как к вещам или животным из-за отсутствия эмпатии есть главный признак двух серьёзных психиатрических отклонений или как минимум серьёзных искажений личности: МКБ-10 нарциссизм и психопатия. Субкультура не одобряет психическое отклонение, оно препятствует самоконтролю.

Sadism & Masochism[править]

SM (Sadism & Masochism) — садизм и мазохизм, садомазохизм. Игры с болью, физические наказания. Садист — тот, кто берет на себя ответственность за чужое здоровье, приносит боль и доводит до удовольствия. Мазохист получает свою долю боли и физических наказаний. Большинство людей по своей натуре все же садомазохисты, в «чистом» виде SM встречается редко, место садистов занимают потенциальные Доминанты или Топы. Самостоятельно самому себе провести полноценный сеанс затруднительно. SM&BD — наиболее часто встречающийся вариант, BD тут как антураж и как средство безопасности (дергаться опасно). В SM&DS SM используется как поощрение или наказание.

В рамках субкультуры и согласно современной классификации психических отклонений MKB-10 садистом называют человека, который всего лишь является участником SM и в полной мере владеет эмпатией и этикой. Если он не имеет (не хочет) ни того, ни другого, его называют социопатом, психопатом (разновидностью нарцисса с упором на эмоциональный дефект). Настоящие социопаты — пренеприятные личности, с которыми вы вряд ли бы захотели жить по соседству. У них нет «тормозов» и совести, они моментально переключаются между «пять минут дерусь» и «сижу на месте спокойно». Психопаты куда более хладнокровные, но при этом патологические лжецы и эгоисты, склонные к физическому насилию.

Существует вид кинка альголагния — навязчивое стремление причинить себе или партнеру боль с целью сексуального возбуждения. Особенно данный вид кинка распространен среди любителей вампирской тематики. В субкультуре для любителей боли есть отдельный термин: алголанг. Мазохист может быть, но не обязательно, алголангом: его ведет желание полностью покориться, подчиниться чужой воле и почувствовать собственную беспомощность, в случае SM через физическое воздействие. В рамках субкультуры альголанга не наказывают болью, а поощряют.

Люди постоянно спорят о допустимости тех или иных элементов альголагнии в субкультуре, о границе между ней и мазохизмом. Все сходятся в одном: экстремальные формы альголагнии недопустимы для субкультуры в частности и для общества в целом. Все же принято считать, что боль не является самоцелью для BDSM, а лишь средством, потому что слишком сильная боль сопровождается немалым риском для жизни и здоровья. Сюда относятся экстремальные практики вроде игр с кровью и огнем.

Что бы ни привело мазохиста в субкультуру, в конце концов они все равно доходят до сабспейса и бросают боль как менее значительный источник удовольствия. Существует масса людей, которые замечают, что после нанесения себе мелких порезов, укалывание и даже выдирания волос им становится легче (в принципе это нормально, пока не мешает жить). Сюда же относится склонность к самокалеченью и самоистязанию наряду с наркоманией и алкоголизмом. Особенно подобное поведение характерно для людей с истерической акцентуацией характера: показательно страдать. На бытовом уровне BDSM вполне хватает легких шлепков и захватов. Профессиональные садисты учатся использовать более жесткие методы и в конце концов приводят мазохиста к первому сабспейсу, после чего он, как правило, предпочтет новый источник удовольствия. Замечу, что сделать это весьма непросто, нужна многолетняя практика и доверие друг к другу. При правильно проведенной процедуре нижний получает свою долю эндорфинов, через некоторое время отключается, перестает чувствовать боль и получает сабспейс. Именно по этой причине профессиональные сеансы SM начинаются с «разогрева» мазохиста: легких, слабых ударов, захватывающих большую площадь кожи.

Сабспейс — еще одно состояние измененного сознания, похожее на слейвспейс, но имеет ряд отличий. Получивший его мазохист почти не чувствует физических воздействий, а то и вовсе может провалиться в мир своих грез. Некоторые утверждают, что, наоборот, воспринимают мир более ярко. Эйфория длится недолго, максимум этак минут пятнадцать. Очнувшись, мазохист чувствует себя на редкость бодрым, с хорошим самочувствием и настроением. В отличие от слейвспейса, сабспейс более… внутренний, он сконцентрирован на личных ощущениях. А еще он более известный, чем слейвспейс, в рамках массовой культуры. После сабспейса неизбежен сабдроп, в случае SM он обычно наступает сразу после сессии: вялость, головокружение, головные боли, тошнота, снижение тонуса мышц, тяжёлые мрачные мысли, общее депрессивное настроение.

Постсессионная забота (aftercare) особенно важна для SM направления из-за связи с телесными повреждениями. Здесь достаточно упомянуть, что обычно нижнего кутают в одеяло, растирают места бондажа, некоторое время остаются рядом, чтобы он пришел в себя в как можно более комфортных условиях.

Исторические предпосылки[править]

Сам термин «BDSM» появился в сети alt.sex.bondage, самая ранняя публикация в Интернете с использованием аббревиатуры датируется июнем 1991 года. Уверенно можно сказать, что в 90-х годов XX века субкультура сформировалась полностью таковой, как она есть сейчас, в ней окончательно закрепились принципы VICSS. Таким образом, субкультура еще молодая и ей весьма далеко до максимума развития. Все, что было до этого, является историческим предпосылками.

Предпосылки субкультуры уходят своими корнями в глубокую древность, в дочеловеческий период. Отдельные аспекты доминирования и подчинения есть у многих стайных или ройных животных.

Прямыми предками BDSM направления «садизм-мазохизм» были профессиональные палачи. Они систематически собирали информацию о пределе выносливости, о природе воздействия боли и страха на человека. В их прямые обязанности входило добывание информации и НЕ входили смерть, а в некоторых случаях и увечье испытуемых. Таким образом, они учились пытать так, чтобы человек как можно дольше оставался в живых. Уникальный опыт пришел от инквизиторов. Нацисты совершили ряд опытов, которые нельзя провести из соображений гуманности в рамках открытых научных экспериментов. А вообще шрамирование тела, бодиморфинг, ритуальное бичевание, прижигание, клеймление и т. п. появляются на определенной стадии во всех мировых культурах. Ритуалы инициации ребенка во взрослого часто включают в себя элементы садизма и мазохизма. Ритуалы умерщвления плоти во многих религиях, наподобие самобичевания, можно отнести сюда же.

Прямыми предками направления «доминирование-подчинение» стали, как ни странно, доминирование и подчинение в рамках закона и социальной иерархии. Достаточно много стандартных правил этикета от античности до современности включает в себя то или иное доминирование высших слов общества (аристократов, дворян и т. п.) над низшими (крестьянами, рабами и т. п.). Современные правила этикета их тоже содержат, но в смягченной, демонстративной форме, в жесткой они сохранились разве что в армии. Как ни странно, многие положения BDSM из этой области применимы для менеджеров и входят в учебники и инструкции по управлению персоналом. Добровольная религиозная аскеза тоже является частью доминирования-подчинения, только в отношении человека и Бога.

Прямых предков «бондажа и дисциплины» указать сложнее. К примеру, наказания «поставить в угол» или «запереть в своей комнате» являются частью ограничения подвижности (свободы передвижения). Ролевые игры всегда присутствовали и в народной, и в аристократической культуре. Сказки про спящую красавицу или Золушку — точно сюда. Внутри семьи даже жесткое ко всякой эротике католическое христианство и православие допускало существенные вольности. И допускает до сих пор, хотя отдельные фанатики и порываются запрещать и не пущать.

Литературными предтечами BDSM считают двух людей:

  • Маркиза де Сада из XVIII века, от которого пошел термин «садизм».
  • Леопольда фон Захер-Мазоха из XIX века, автора, в частности, «Венеры в мехах». От него пошел термин «мазохизм».

Тем не менее, де Сад и фон Захер-Мазох были весьма далеки от нынешнего BDSM. Их произведения воспринимаются как теоретизирование, но ни в коем случае не как источник информации для субкультуры. После их смерти и до нынешнего времени были написаны тонны литературы по теме, но дотянуться до планки этих двух авторов никто не смог. Как правило, под очередным творением в духе садо-мазо скрываются весьма омерзительного характера произведения.

Впервые объединили предпосылки субкультуры отставные военные в 70-х годах XX века. «Old Guard leather»: закрытые клубы для геев из американской армии, вернувшихся со Второй мировой войны. Они ввели моду на кожу как символ BDSM и геев (leather, кожа, намекает). Для женщин-лесбиянок существовал аналогичный «Samois». Сейчас обе организации являются ответвлениями BDSM, когда приняли современные принципы VICSS и вышли из подполья. Причиной появления организаций стала потребность людей в адреналине, подчинении и доминировании. Она присутствует у людей вне зависимости от пола.

Существенный вклад в BDSM сделали психиатрия и наркология, прямые наследники Второй мировой войны. Последнюю преграду перед субкультурой сняли в 90-х годах XX века психиатры, а именно, APS (American Psychiatric Association), Американская психиатрическая ассоциация, а вслед за ней и другие психиатры по всему миру. Они исключили термины «садизм» и «мазохизм» из МКБ-10 после серии психологических экспериментов. Ни мазохизм, ни садизм не являются ни причиной, ни следствием криминальных наклонностей, психических заболеваний и психических отклонений. Они есть всего лишь вариант нормы, по некоторым классификациям, акцентуациями характера (нужна ссылка). Патологическими, т. е. нуждающимися в принудительной коррекции и нездоровыми признали только агрессивный насильственный садизм (нужна верификация термина) и саморазрушающий мазохизм (нужна верификация термина), которые по сути есть обыкновенное членовредительство. Саму субкультуру признали целиком и полностью здоровой, с нее сняли клеймо «отклонения». «Извращением» ее называют сейчас только в быту, как и ряд других явлений.

BDSM поддерживают в том числе феминистки NOW (National Organization for Women), эту субкультуру нельзя назвать унижающей достоинство женщины. Сегодня ни одна государственная организация в мире не считает BDSM экстремизмом (кроме самих экстремистов). Единственное ограничение, которому она подвергается — возрастной рейтинг. Обычно материалы с элементами BDSM обозначают «R» или «NC-17», но порнографией не считают, если нет дополнительных порнографических элементов.

Психиатры по всему миру сейчас уточняют термин «садизм». Точно сказать, чем это закончится, нельзя, ждем 11 редакции МКБ, практика отодвинута перемещена перенесена в 2018 год. Пока все диалоги сводятся к нейтрализации и декриминализации термина полностью. Вроде как, фигурируют термины «повседневный садизм», «агрессивный садизм». В любом случае, он уже не будет таким, как раньше.

BDSM в массовой культуре[править]

Представлена отвратительно в РФ и СНГ. Примерно 90 % литературных произведений для широкой аудитории с пометкой BDSM — лютый трэш и коммерческий ход от авторов, которые хотят так привлечь к себе читателей, пометка не соответствует содержанию. Обратите внимание на возрастной рейтинг: «R» или «NC-17» в обычных книжных магазинах не продают! Таким образом, до массовой культуры информация о BDSM доходит в искаженной и уродливой форме. Последователи субкультуры и сами неохотно рассказывают о себе. В основном BDSM сосредоточена в сетевых ресурсах, в которых преобладает англоязычный контент. Оригинальных произведений, полностью переведенных на русский язык и без купюр, очень мало.

Немалый вклад в искажение образа субкультуры сделала русскоязычная Википедия, в которой частенько искажают факты. Второе почетное место выдумщиков занимает Луркоморье (энциклопедия субкультур), на котором вообще нет ни слова правды и в котором само понятие BDSM сведено к членовредительству, инцесту, изнасилованию и прочим жестким кинкам. Не надо изучать субкультуру, отталкиваясь от этих источников.

В РФ субкультура сейчас, хотя и признана формально легальной, все еще остается в тени. Во-первых, в России как минимум два последних века весьма строго относились к любым упоминаниям в художественных произведениях межличностных отношений дальше поцелуев, всячески их замалчивая и блокируя информацию. Во-вторых, при СССР все предпосылки субкультуры, развивавшиеся в Западной Европе и Америке, безжалостно подавлялись. Таким образом, пришедшая с запада субкультура стала глубоко вторичной и не оригинальной, ей не было за что зацепиться. В РФ по-прежнему представители субкультуры стараются не афишировать свою принадлежность, особенно женщины, опасаясь преследования, травли и физического насилия от людей вне своего круга.

BDSM и художественные произведения[править]

Чаще всего BDSM путают с кинком. Этим грешат все авторы от МТА до серьезных и маститых.

Кинк есть стабильное отклонение поведения человека, не обязательно сексуальное. Необычное и малораспространенное влечение, которое не является однократным или случайным. Уже ненормально, но еще не клиника. Кинк не есть субкультура, кинк не есть вообще какой-то общественный институт. Он есть личное отклоненние и не более того. Жесть вроде некрофилии — жёсткий кинк с возрастным рейтингом NC-17 или NC-21. Имейте в виду, что все, что было написано до возникновения субкультуры, в частности, де Сад, является литературой именно кинков. Кинковые произведения и ресурсы используют внешнюю атрибутику (к примеру, наручники), которую общественное мнение приписывает субкультуре, чтобы разнообразить сценарий. Да, кинк и BDSM могут пересекаться, особенно относительно безобидные кинки вроде кошачьих ушей, но ровно пока соблюдаются правила.

Критерии тэга БДСМ для любых художественных произведений:

  • участники событий добровольно и по своему желанию принимают в них участие;
  • участники осознанно подходят к процессу, контролируют себя;
  • участникам не грозят увечья;
  • участники есть совершеннолетние дееспособные и трезвые люди;
  • Верхний получает власть и ответственность, нижний их отдает, оставаясь при этом в полной безопасности;
  • обычно, но необязательно, верхний заботится о нижнем после сессии.

Если ничего из вышеописанного нет:

  • если есть сильная эротическая составляющая, перед вами кинк;
  • если есть принуждение, перед вами обыкновенное насилие;
  • кинк и насилие могут сочетаться.

Часто встречающиеся ошибки у авторов, включая МТА:

  • в действиях принимают участие несовершеннолетние, трупы и звери;
    • а вот один из участников в роли собаки или кошки быть может. Трупы и несовершеннолетних изображают куда реже, особенно последних из-за достигшей невероятного размаха педоистерии, о ней как-нибудь в другом месте;
  • в действиях принимает участие человек без сознания, пьяный, в состоянии наркотического транса и т. д.;
  • в действиях кто-то погибает или серьезно калечится, и это воспринимается нормально;
  • практика происходит внезапно и без договоренности. Внезапность может быть, но даже она обговаривается.
  • навязывание партнёра. Не сложилось — и все, аргумент достаточный.
  • вне рамок субкультуры допустимо считать, что человек может получать удовольствие от боли, как это выглядит, сами понимаете…
  • «серые кардиналы» в роли нижнего. Не надо так. За это его серьезно наказывают вплоть до изгнания из субкультуры с позором;
  • навязывание разговоров о BDSM вне сеансов. В субкультуру часто входят люди, которые занимают высокие посты или живут со строгими женами или мужьями, для которых синяк — повод для скандала. Им не нужны лишние слухи.
  • наказания для удовлетворения Верхнего. Наказывают за неприятный проступок. В сеансах есть свои строго оговоренные правила, и их нарушение не ведет ни к какому взаимному удовольствию, а целью BDSM является именно оно. Лучше нарушения правил не будет вообще, чем будет вместе с наказанием. Если вы встретили человека, который говорит «я люблю наказывать», то знайте, что на BDSM его бы сразу забанили, занесли в «черный список» и вообще посоветовали бы держаться от этого психа как можно дальше. Вот почему любительская эротика не соответствует настоящему BDSM.

О некоторых BDSM-атрибутах, которые не являются частью субкультуры:

  • Как ни странно, кожа и латекс. Кожаную одежду носят, но, упс, вне сеансов. Примерно так же, как другие люди носят повседневную одежду. Во время сеансов кожа и латекс не подходят просто потому что в них неудобно.
  • Ошейник. Ношение ошейника для нижнего — гордость, но никак не наказание. Доминанты никогда ошейники не носят.

Как писать о субкультуре[править]

Субкультура не для всех. Это надо понимать. Большая часть людей воспринимает её как нечто неприятное, но не в силах объяснить самому себе, почему. Есть множество причин, основная — узкий кругозор в области межличностных отношений. В массовой культуре BDSM выпадает из стандартных штампов дружбы и половой любви, а других как бы и не существует. Если вы планируете задеть чувства широкой аудитории или писать о чём-то глобальном, то лучше выбрать что-нибудь другое. Недовольные будут всегда, недовольных будет много (25-50 %) от аудитории. В РФ такому произведению будет сложно вообще попасть на книжную полку, ну разве что со скандалом. Чего у там, даже на ресурсе вроде фанфикшена, известного своими свободными нравами, произведения этого жанра изрядно критикуют.

Оставим негатив, перейдём к позитиву.

Сравнительно немного из реально практикующих субкультуру людей доходит до чего-то серьёзного. Ещё меньше увлекшихся субкультурой из прочитавших. В большинстве случаев всё ограничивается игрой. Еще раз: игрой. BDSM — игра. Воспринимать субкультуру слишком серьёзно долго трудно, да и не нужно. Её правила не являются чем-то сверхчеловеческими и зачастую исполняются автоматически. А в игре главное — участие, а не результат!

BDSM-произведения ориентированы прежде всего на внутренние переживания и межличностные отношения и лишь во вторую очередь на всём остальное, включая пейзажи. Фон задаёт общее направление переживаний от трагических до комических, зависит от страны, эпохи и даже конкретного места проживания. Не могут нестандартные отношения быть стандартными. Предубеждения есть предубеждения. В эпоху натурального пуританизма и строжайшего патриархата логичнее предположить, что подчинённой станет женщина. У амазонок сложно себе представить Мастера с кнутом. Да, такое возможно, но не массово.

Подумайте, а зачем персонажи произведения вообще вступают в BDSM-отношения. Ну не с ровного же места они так сделали! Всё-таки сама субкультура — явление современное, тем более в нынешней жёсткой форме. В разные эпохи и в разных культурах отношение к BDSM элементам было самым разным: где-то принимали одни формы, но запрещали и отвергали другие. В фэнтези-мирах тоже должны быть определённые предпосылки. Откуда персонажи узнали, что так делать друг с другом нужно можно? Если вокруг другие персонажи, кто разделяет их взгляды и какие они? Что именно пришлось им изменить в своём образе жизни или же не поменялось ничего? Что именно привлекает персонажей в субкультуре?

Вот персонажи приступили к действиям в рамках субкультуры… А вот тут вступает в силу авторская фантазия. Может, они станут крепкой парой/тройкой/квадратом. А может быть, у них будут сложные и напряжённые отношения? Есть интересные варианты совмещённых жанров. Например, с кинком: злой «верхний» толкает «нижнего» на поступки за пределами его морали, заставляя унижать других, посторонних персонажей. Сможет ли он получать извращенное удовольствие, развратится или всё-таки предпочтет уйти? А может быть, однажды «топ» не рассчитал силы и всё-таки навредил «боттому». Несчастный случай или намеренное членовредительство? Множество придуманных миров ждут своих авторов.

Мелкие советы:

  • Автор должен сам симпатизировать субкультуре. Пожалуй, здесь это требование — единственное, являющееся обязательным. Неуверенность в вопросе нормально, а вот ненормально копаться в том, чего лично не принимаешь и к чему не чувствуешь симпатии. Мышки грызли кактус и плакались. Не надо так.
  • Отношение автора к персонажам в данном жанре хорошо заметно.
  • Не нужно бояться мелких психологических ошибок и неточностей. Вы всё равно вряд ли сможете правдоподобно описать поведение на сеансах человека, который посвятил субкультуре много лет, даже если с ним были лично знакомы: это индивидуально. Для новичков же бояться, совершать ошибки и типичные промахи естественно.
  • Знать правильные названия основного рабочего инвентаря и его принципы действия очень желательно, но подробное его описание, включая марки и технику владения в малейших нюансах вряд ли кому-то когда-то понадобится. Здесь просто: что понимаем, о том и пишем. Начинаем с простого. Не можете описать порку кнутом? Пишите про порку мокрым полотенцем! Оно вообще следов не оставляет, да и на себе всегда попробовать можно. А можно и вообще ограничить описание словесной игрой и лёгкими шлепками.
  • Следует избегать чрезмерного позитива и излишне радужных красок флаффа, а то у вас может получится Чёрная комедия.
  • В выдуманных мирах правила общие субкультуры соблюдаются (не навреди ближнему своему), но отдельные пункты могут отличаться. В конце концов, и в реальной жизни у практикующих есть свои индивидуальные привычки, вкусы.

Литература и ссылки[править]

Психологические основы[править]

Справочная литература[править]

Художественные произведения[править]

  • «История О», Полин Реаж. Роман и его экранизация.
  • «Девять с половиной недель», Элизабет МакНэйл. А вот экранизацию лучше не смотреть.
  • «Райское наслаждение», Энн Райс. Да, та самая. Она не только про вампиров писала. Статья из tv-tropes.
  • Софи Морган:
    • «Интимный дневник сабмиссива»;
    • «Необычная любовь».
  • Глория Брэм (Gloria Brame):
    • «Different Loving: An Exploration of the World of Sexual Dominance and Submission»;
    • «Different Loving Too: Real People, Real Lives, Real BDSM».
  • «50 оттенков серого». Не читать, не смотреть, не трогать. Хотя есть люди, воспринимающие это произведение всерьёз.
  • Песня «Карманный зомби» группы Беломорс. Две с половиной печальные минуты из жизни lifestyle submissive. Лирический герой контролируется женой и тёщей вплоть до разрешения/запрета поесть или сходить в туалет. С точки зрения персонажей песни это, вероятно, никакой не БДСМ, а нормальная семья, каких миллионы.

Художественные произведения: дополнительная литература[править]

Здесь размещены произведения, которые оказали влияние на субкультуру BDSM, но не являются ее частью. Ссылок не будет.

  • Джон Норман:
    • «Тарнсмены Гора».
    • «Вне закона на Горе».
    • «Цари-жрецы Гора».
  • Андре Жид, «Урок женам».
  • Анна Мар, «Женщина на кресте».
  • Л. Зиновьева-Аннибал. «Тридцать три урода».