Герой-социопат

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Sociopathic Hero. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
« Я не герой. Я высокофункциональный социопат. Счастливого Рождества! »
— Sherlock, который в этот момент убивает Чарльза Магнуссена, чтобы спасти Ватсонов и Майкрофта Холмса
« зачем так сразу грубо гопник
зови меня социопат
болезнью берна я страдаю
мабилку подлечиться дай
»
— miherris [1]

Персонаж не ведает ни страха смерти или наказания, ни сострадания и уважения к человеческой жизни, не умеет любить, не понимает сути дружбы, отношения между людьми видит только в свете взаимной эксплуатации… Конечно же, он злодей. Или нет?

Герой со всеми задатками злодея — не новость в массовой культуре. Ещё Шерлок Холмс признавался, что был бы величайшим преступником, если бы не принципы, которые повелевают ему бороться с преступностью.

Социопатией называют диссоциальное расстройство личности, при котором человек не способен формировать привязанность к другим людям (не в последнюю очередь — к своим родным) и различать собственные эмоции (поэтому для социопата их как бы нет, они все проходят малопонятным для него фоном). В реальной жизни социопаты обычно крайне неприятные типы, которые беззастенчиво используют других, постоянно врут и не краснеют, могут обидеть любого и не понимать, на что человек обижается, и считают слабаками всех, кто не готов дать им по роже. А еще у них полностью отсутствует совесть (они никогда не раскаиваются в содеянном и мало способны делать какие-то выводы исходя из критики или наказания) и сопереживание в любом виде (они не могут поставить себя на место другого человека, не «чувствуют», что другим больно, и не способны человека поддержать, даже если сами этого хотят, и так далее).

В реальной жизни т. н. пассивные социопаты действительно могут быть героями — нередко они формируют «замену отсутствующей совести» чем-то внешним, будь то религиозные книги, своды законов, или же заменяют собственные суждения суждениями родственников или просто других людей. Или, если мозгов хватает, используют статистику для сравнения и корректировки своих действий относительно общепринятых. Хотя в основном религия как замена совести вырождается в лидерство (или подчинение) в секте, выбор уголовного кодекса в качестве ориентира не мешает как угодно вертеть административные и иные правовые нормы, а ориентир на мнение других чаще подчиняет пассивного социопата активному. Но бывают и редкие исключения…[1]

В литературе и кино авторы порой задаются вопросом: а можно ли такую личность со всеми её милыми особенностями заставить служить добру? Ведь герой, защищающий людей, которых любит, действует во многом ради себя: если люди погибнут, то ему будет плохо. А что будет, если людей защищает человек, которому они в лучшем случае безразличны?

Как правило, такого рода сюжеты требуют правдоподобного обоснования — почему вдруг предельно эгоистичная сволочь внезапно решила заняться борьбой за правое дело. Обычно мотивы социопата примитивны — он хочет денег, власти, но пуще всего — признания.

Впрочем, если социопат таки встал на сторону добра, то если он геройствует в горячей точке, где страдание — обыденное дело, отсутствие эмпатии даже полезно: он более устойчив к выгоранию и вряд ли получит ПТСР.

Два основных сценария, по которым строятся сюжеты о героическом социопате:

Первый правдоподобней, второй интересней.

Также следует отличать социопатию от социальной дезадаптации. Если человек молчалив, замкнут, боится заговорить со сверстниками, не понимает элементарных особенностей человеческого общения, это не делает его социопатом — скорее, социофобом/асоциалом. Корень «социо» часто вводит людей в заблуждение.

Противотроп — сентиментальный злодей. Родственные — комический социопат и военный социопат.

Примеры[править]

Литература[править]

  • «Десять негритят» Агаты Кристи. В очень своеобразном варианте, сабжем является судья Уоргрейв. Человек ещё в детстве понял что он садист, и решил направить свою жизнь в русло правосудия. Да, он откровенно радовался, когда ему удавалось приговорить к смерти преступника, но невиновных не вешал никогда. А осознав, что умирает, решил унести с собой в могилу девять преступников, до которых закон дотянуться не мог. И не просто убил, а в соответствии со степенью их подлости растянул наказание, чтобы более виновные мучились заодно и страхом. Да, убийца… но, строго говоря, мир он улучшил.
    • Десять преступников — еще одного он использовал как посредника для покупки острова, а отъезжая туда, дал ему отраву под видом лекарства. А в облегчённой версии — восемь (двое на самом деле были невиновными, и именно они сумели избежать предназначенного им Уоргрейвом).
  • Шеллар из цикла «Хроники странного королевства» — эталонный пример второго типа. Вследствие родового проклятья от рождения лишён эмоций: не плачет и не смеется, ничего не боится и никого не любит; однако постепенно становится человеком — учится состраданию под влиянием жестокого наказания от наставника, учится улыбаться перед зеркалом… И едва не сходит с ума, впервые испытав страх за другого человека. Бояться за самого себя он, кажется, так и не научился.
  • Принц Йорк Анкрат из цикла «Разрушенная империя» за авторством Марка Лоуренса. Можно сказать, кристально чистый, дистиллированный пример социопата. То самое добро с кулаками, которое поставит зло на колени, затем беспощадно его изнасилует, расчленит на мелкие кусочки и съест без соли.
  • Вера Камша, «Хроники Арции» — Базиль Гризье.
  • Вадим Арович Габриэлян из цикла «В час, когда луна взойдет».
  • Эдуард из книг Лорел Гамильтон об Аните Блейк.
  • Роберт Уайт из романа Ю. Нестеренко «Охота за островом (Пилот с границы)». Да и вообще многие протагонисты того же автора, что как бы намекает.
  • «Второго шанса не будет» Сурена Цормудяна — Илья Крест, он же Людоед. Военный социопат на всю голову, однако при этом едва ли не самый положительный персонаж (и, безусловно, самый харизматичный).
  • Сельма Лагерлёф, «Удивительное путешествие Нильса Хольгерссона с дикими гусями по Швеции» — сам Нильс, несмотря на юный возраст, был таким, во всяком случае, в начале книги. Потому и хулиганил и бездельничал, даже не замечая, сколько огорчений приносит своим родителям, не говоря уж о жестокости к животным. Не заколдуй его гном, вполне мог бы вырасти в преступника. Много ему пришлось пережить, прежде чем о нем автор написала: «Теперь уже никто бы не сказал о Нильсе Хольгерссоне, что он никого не любит».
  • Ложная слепота: «вампиры» — это социопаты в худшем смысле. Будучи подвидом людей, они при этом являются одиночными хищниками-каннибалами, питающимися другими людьми. А вот у Сири Китона социопатия — это лишь симптом более глубокого расстройства в самом восприятии реальности.
  • Роберт Хайнлайн «Не убоюсь я зла» — хирург, пересадивший мозг протагониста в тело его погибшей секретарши. На предложение «отблагодарить по-женски» отвечает, что его интересует исключительно экстремальный БДСМ, и хирургия — единственный способ практиковать таковой безнаказанно. Так что протагонист его уже отблагодарил.
  • «Сказки тёмного леса» — не совсем труЪ, но проблески эмпатии, совести и прочих качеств, обычно присущих человекам, у героев встречаются крайне редко (пальцев одной руки должно хватить). Следует заметить, что данное поведение по крайней мере у Джонни не врождённое. Как оно было в реальности — а кто ж знает!
  • Виктория Ледерман «Теория невероятностей» — главный герой почти что вылитый Хачиман Хикигая: нарочно держится одиночкой, людей вокруг себя в лучшем случае терпит, считает, что все отношения людей определяются исключительно выгодой, и из всех активностей предпочитает засесть дома за компьютером. Что характерно, и причина схожая — сломал ноги при игре с друзьями, долго лежал в больнице и в итоге отверг бросивших его друзей и возможность дружбы в целом. По мере развития сюжета вынужден меняться, познавая взаимовыручку и бескорыстную дружбу, радость вместе со всеми и популярность — в итоге преображается и уже нормально принимает нежданно-негаданно свалившуюся маленькую дочку умершей маминой подруги в семью.
  • Цикл «Эсминец „Уокер“» — помощник канонира Деннис Сильва. Очень любит убивать врагов. При этом имеет слабость к детям и ни за что не даст их в обиду.
  • Метавселенная Рудазова — случаются.

Кино[править]

  • Хэнкок из одноименного фильма. Хотя это скорее субверсия: у Хэнкока отшибло память, да и вообще травм, боевых и не очень дофига и больше. А к концу фильма он становится Героем — именно так, с большой буквы — и Человеком абсолютно без всяких там социопатий.
  • «Солдат» — главный герой Тодд. Воспитан таким с детства, ибо таков путь суперсолдата. Впрочем, попав аки мусор на планету-свалку, постепенно социализируется и спасает местных жителей-нелегалов от отряда суперсолдат следующего поколения.

Телесериалы[править]

  • Современный Шерлок из одноимённого сериала BBC.
    • При этом сам Стивен Моффат утверждает, что для Шерлока это лишь поза: «Он не социопат и не высокофункционален. Он просто хочет быть социопатом. Но это чертовски не так. Удивительная драма Шерлока Холмса в том, что он стремится к этому необычному стандарту. Он в целом абсолютно обычный человек с очень, очень большим мозгом».
    • Куда больше под троп подходит его брательник, Майкрофт.
  • Декстер из не менее одноименного сериала.
  • Его московский коллега Роман Фрейдин в «Методе Фрейда».
  • Где-то тут же рядом Родион Меглин из «Метода»
  • Грегори Хаус. Его прототипом является Шерлок Холмс, но ведь известный сыщик и сам списан с доктора Джозефа Белла. Быть может, хороший врач по сути своей социопат? Хотя Хаус скорее козёл, причём с золотым сердцем.
  • «Слепое пятно» — во втором сезоне появляются опасные ребята Роман и Шепард.
  • «Блестящий ум» — ещё одна медицинская драма. На этот раз корейская. Главный герой, Ли Ен О, нейрохирург, который не способен чувствовать эмоции и сопереживать людям, но с детства был приучен их имитировать.
  • «Социопат» — аверсия. Главного героя считают таковым из-за того, что он ещё в одиннадцатилетнем возрасте попал в тюрьму за убийство. Но на самом деле всё сложнее.

Комиксы[править]

  • Бигби в Fables — частично. Тот самый Большой и Злой Волк, терроризировавший Красную Шапочку и Трёх Поросят, то есть по дефолту сказочный антагонист. Держится стороны Фэйблтауна из-за влюблённости в Белоснежку. В общем-то, ненавидит общество и старается быть максимально отчуждённым от него. Даже физически: забивает запахи города непрерывным курением. Всё-таки добившись взаимных чувств, изрядно социализируется, но в ванильного героя не превращается уж точно.
  • Хранители — Роршах же! Ну, и Комедиант не отстаёт, он хоть и гад редкостный, но не антагонист.
    • Отчасти Доктор Манхеттен. После трансформации от него фактически остался один интеллект. С фитильком, потому что он, можно сказать, уже не человек.
  • Top Cow Universe — Том Джадж. Священник, потерявший веру, любитель алкоголя, табака и шлюх. Геройствует натурально из-под палки, особенных моральных принципов при этом не имеет. Да и демонов бьёт преимущественно собственным управляемым демонизмом. Оттуда же — Джеки Эстакадо, владелец артефакта Тьма, с суперсилой и ордой дарклингов, ситуативно бывал и героем, и злодеем.
  • Спаун тоже подходит под определение. А ведь до трансформации был добрейшей души воякой, разве что убивать немножко любил, да и жене аборт одним ударом сделал, чтобы дети убивать не мешали дальше, а так да, очень добрый парень…
  • Город Грехов — Марв.

Аниме, манга и ранобэ[править]

  • Legend of the Galactic Heroes:
    • Пауль фон Оберштайн, начальник штаба Райнхарда, позже военный министр Нойе Рейха. С виду — полнейший социопат и сволочь: абсолютно безжалостен, с неизменной мордой кирпичом, ничего не любит и не боится, режет правду-матку в глаза, не брезгует самыми некрасивыми методами, людей рассматривает как ценные инструменты. Никто не в силах выносить его больше пяти минут, кроме разве что его собаки и личного помощника. Однако это интересная субверсия и деконструкция, потому что Оберштайн не эгоист. Все его поступки направлены на благо государства — о себе он не думает и, если понадобится, с той же готовностью принесёт себя в жертву (и таки приносит), как и других. Да, ему наплевать на людей в том плане, что он никого не любит и ни к кому не привязан, но он осознаёт ценность человеческой жизни и откровенно выражает нелестное мнение о тех, кто жертвует жизнями бессмысленно, в то время как куда более симпатичные в человеческом плане персонажи о таких вещах не задумываются.
    • У самого Райнхарда с человеческими ценностями и привязанностями тоже неважно: от социопата его отличает только привязанность к двум людям, один из которых давно погиб. Двум. Во всей Галактике.
      • К концу сериала — уже по меньшей мере к трём. Да и вообще, оттаивает потихоньку — например, всерьёз переживает из-за гибели подчинённого.
  • Суигинто из Rozen Maiden в первой части, явно играясь с тропом «тьма не есть зло». Холодная, временами даже жестокая, с яркими повадками трикстера и вспышками агрессии, способная с редкостным рвением броситься в бой против собственных сестер, когда от борьбы отказались все. Позже поведение Гин было полностью обосновано: ее предала Шинку, оставив умирать после первого (он же последний) боя в «Игре Алисы», а мастер-создатель выбросил, как неудачный проект. Тем не менее, после первого поражения в бою уже непосредственно с Шинку, выясняется, что Суигинто не такая уж социопатка, и у нее появляется объект любви и заботы (девочка с пороком сердца), а под конец второй части она перед смертью прощает Шинку.
  • Death Note: Ягами Лайт, он же Кира, пополам с протагонистом-злодеем. У него ещё и комплекс Бога. Кроме битвы за справедливость и войны интеллектов его не волнуют никакие потери, под конец готов жертвовать даже своими последователями и членами семьи. Да и в самом начале, скорее опасается что его поймают, чем искренне о ком-то сопереживает (если убийства преступников ещё можно понять в моральном плане, то вот смерть Рэя Пенбера и Наоми Мисоры были совершенны из чистого прагматизма).
  • Акселератор из вселенной Raildex преодолел долгий путь от злодея до героя-социопата. С одной стороны — безжалостный и высокомерный убийца, ни во что не ставящий человеческую жизнь, с другой — жертва системы, которой он был выгоден именно таким. Сложно определить, к какому типу героя-социопата относиться сей персонаж, но скорее ко второму — с развитием сюжета в нем проявляется все больше героических черт. Впрочем, даже после получения просветляющих зуботычин от протагониста, формального перехода в лагерь «хороших» и появившейся привязанности к Ласт Ордер в нем гораздо больше социопатии, нежели героизма.
    • И вообще очень многие персонажи из этого сеттинга, начиная с Мугино и Тэйтоку и заканчивая Фиаммой и Отинус. Что поделать, любит Камати Кадзума этот троп.
  • 7 Seeds — команда Лето-А кажется сборищем подростков-социопатов. Первое, что они делают, встретив сборную команду Осень-Весна-Зима, это хладнокровно стреляют в лидера Осени, Ран (вместо неё гибнет гид-очкарик, кинувшийся её прикрывать). А до этого — они вместе убивают своего гида (который, впрочем, это заслужил). Но на самом деле они не социопаты, а крайне травмированные подростки, которые приняли такое поведение как средство выживания. Постепенно они социализируются под влиянием людей из других команд (особенно из Лета-В).
  • Cheese in the trap — игра со штампом с Ю Чонгом. Манхва построена таким образом, что как минимум 2\3 истории читатель, возможно, будет подозревать его в социопатии. Множество его поступков как минимум неоднозначны, а его истинные мотивы не будут известны\понятны вплоть до последних глав манги.
    • Тем не менее, Ю Чонг скорее социально неадаптированный, чем социопат. Во многом ему трудно понять, что думают или чувствуют другие люди, так как с детсва сам был вынужден подавлять свои истинные порывы и эмоции. К тому же, показателен пример, когда он в детстве получив от отца за нежелание играть с какой-то девочкой, прислушивается к совету старшего друга подстроиться под ситуацию, а потом и вовсе повернуть ее в свою пользу. Так он и делает, напоив ту девочку алкоголем и свалив вину на старшего товарища.
  • Monster — Вольфганг Гриммер, эмпатии лишился во время экспериментов над его личностью, однако, он осознаёт, насколько его бесчуственность неправильна, а также хорошо понимает, что такое добро и зло, и поэтому стремится найти тех, кто в этом виновен. На социопата также очень походит инспектор Рунге: вечная морда кирпичом, полное погружение в работу, игнорирование проблем в семье и жестокость, правда, только к несомнено плохим парням и в рамках его полномочий.
  • Arifureta Shokugyou De Sekai Saikyou — в оригинальной новелле до переноса в другой мир протагонист апатичным до социума притворялся в школе, дабы меньше нарываться на выходки своих одноклассников (меньше, чем он и без того нарывался), но на самом деле был хорошим парнем и вполне мог проявить это, когда был уверен, что никто из знакомых его не видит (собственно после одной из таких сцен ещё задолго до перемещения на него запала Каори, что потом прямо скажем особо и скрывать не пыталась, чем и привлекала к нему внимание остального класса). Стремительный отходняк после падения в пропасть и потери руки мозги пареньку конкретно вправил, научив его не забывать о себе и грамотно расставлять приоритеты (что в условиях отсутствия спутников и наличия враждебной фауны не так сложно — сложно всё остальное). На моменте встречи с Юэ Хадзиме балансирует на грани тропа, но в итоге склоняется в другую сторону и вытаскивает девушку. После выхода из первого подземелья ведёт себя, как вполне чистый герой-прагматик, помогая другим с расчётом потом забрать должок и не стремясь лишний раз сеять добро где попало, однако перед широкой общественностью предстаёт именно что социопатом, плевавшим на общество с высокой колокольни. К старой команде присоединяться не собирается и сам ищет способ вернуться домой. По ходу повествования выясняет, что местное не совсем адекватное божество фактически угрожает всем мирам с разумной жизнью, включая его родной, потому в спасение мира впрягается скорее вынужденно. Сам подсвечивает, что, если бы не Юэ, вполне возможно вообще бы избегал любых социальных контактов после падения.
  • Youjo Senki — Таня фон Дегуршафф. Причём чем дальше — тем меньше там остаётся героя и все больше прибавляется социопата.
  • Kon'yaku haki Kara Hajimeru Akuyaku Reijou no Kangoku Slow Life — главная героиня Рэйчел Фергюсон. Еще в детстве она отличалась недетской продуманностью и жестокостью - обижавших ее хулиганов она била скалкой по голове и травила осами, а главаря загнала в пруд и не давала вылезти, кидая в него камни. Только отец сумел спасти несчастного от утопления и внушить Рэйчел систему правил "игры в жизнь", чтобы не дать ее социопатии разгуляться. Так что когда принц Эллиот расторг помолвку с ней, родители беспокоятся отнюдь не за Рэйчел, а за принца и весь его двор, как бы она всех не поубивала. Мстит, впрочем, героиня легко, непринужденно и почти без насилия (ну, не считая того, что подошедшей поиздеваться фаворитке принца она двинула коленом в живот и была настолько взбудоражена ее реакцией, что искренне восхищается тем, что она "идеальная груша для битья", и просит ее позволить дать себе хотя бы 10 пощечин)

Видеоигры[править]

  • Neverwinter Nights 2 — Бишоп, один из попутчиков главного героя, самый что ни на есть каноничный представитель. Хаотично-злой, циничный следопыт, совершенно равнодушный к жизням других и ни во что не ставящий союзников, которого с героем связывают сугубо деловые отношения. Основной принцип — «Сражайся или страдай». Во время нападения Короля Теней переходит на сторону врага, чтобы спасти себя, а в самом конце предает и его, оставив на растерзание герою.
  • Postal — главный герой. Вот уж кто маньячит изо всех орудий! Но по пути Чувак встречается с такими вражинами, так что ему можно и сопереживать.
  • Manhunt — Джеймс Эрл Кэш. У него даже была семья. И он даже мстит за её убийство. Но без всяких сострадательных эмоций. И журналистку спасает без всякой теплоты, лишь бы Режиссёру несладко было. И врагов крошит, как машина. Чего ещё ждать от рецидивиста-смертника?
  • Проклятые земли — наёмник Харад из Последнего укрытия. Бывший вояка местной восточной деспотии, военный социопат. Отказался выполнить приказ, но в целом никак не изменился. Никаких позитивных эмоций вы от него не дождётесь — но сражаться против бывшего начальства будет так же неистово, как служил ему.
    • Там же есть занятый субверсивный пример с педалью — Ящер-Отшельник. Людей он не понимает по видовой причине, но ведь ещё и от своего рода сбежал! Ох, лучше бы Зак не намекал ему, что чувство юмора — это хорошо… Но персонаж неплохой, спас протагониста от смерти и помог добраться до Великого мага.
  • The Wolf Among Us, игра по сеттингу Fables — играем за Бигби, и можно проходить её весьма зверским способом — например, в драке оторвать руку угрюмому, но в целом неплохому парню Гренделю.
  • Алекс Мерсер из Prototype — второй тип: совесть отращивает не только и не столько от общения с хорошими людьми, сколько от поедания заживо совсем и не совсем плохих и усвоения их памяти. Потому что он — разумный вирус в человеческом облике, искренне считавший себя Мерсером. Настоящий Алекс, создатель вируса, был просто социопатом без каких-либо положительных качеств.

Визуальные романы[править]

  • Fate/Stay Night — если в первых двух сценариях Кирей Котомине — антагонист, то в третьем оказывается вынужден объединить силы с протагонистом против большего зла. И в любом случае он социопат, «сломанный».
    • Некоторые диалоги намекают, что таким же «сломанным» является и Широ. Чрезмерная доброта же, казалось бы, неуместная для социопата, служит лишь попыткой оправдать собственное существование, — на что и указывает Арчер, говоря о фальшивости его идеала.
  • Crimson Gray — Лиззи Досс. «Любит»[2] только главного героя, к остальному человечеству относится равнодушно-презрительно (впрочем, имеет на это более чем веские причины), а некоторых отдельных личностей и вовсе ненавидит. Способна хладнокровно убивать направо и налево множеством способов, а также просто причинять боль или даже похитить человека — и не испытывает вообще никаких рефлексий по этому поводу. Благодаря некоторым выборам в повествовании, может до определенной степени исправиться. Ну, или окончательно слететь с катушек.

Настольные игры[править]

  • Warhammer 40000, во множестве, т. к. это вселенная вечной войны.
    • Кейдж и особенно полковник Шаффер из цикла «13-й Штрафной Легион». И на фоне штрафников они еще вполне положительные персонажи.
    • Профессиональный дефект Адептус Механикус — старшие иерархи больше похожи на машины, чем на людей, и ведут себя соответственно.
    • Изрядная часть командного состава Инквизиции. По долгу службы нужно быть готовым уничтожить планету — пусть спасая десять других — и спокойно спать после, неспособные отсеиваются в процессе.

Примечания[править]

  1. В реальной жизни «социопатия является врожденным расстройством психики и лечению не поддаётся, а встречаются крайне редко; журналисты неправильно используют этот термин в угоду своим целям» (Т. В. Гурьянова, врач-психотерапевт и врач-психиатр с 10-летним стажем работы). Это про психопатию (она врожденная, больше биохимическая, чем психологическая — социопатия, наоборот, приобретённая штука (может развиться из дистимной акцентуации, например), и она больше психологическая, нежели биохимическая. В МКБ они синонимичны в последнем издании. Также стоит обратить внимание на то, что влияние оказывают как биологическая составляющая так и психологическая. Нужно учитывать и социальный фактор. Касательно психопатии — бывают врождённые, но чаще вполне себе приобретённые. Обычно помогает клинический анализ.
  2. На самом деле её любовь здорово так напоминает банальную одержимость и болезненную фиксацию на протагонисте. Яндере как-никак. Удастся ли всё-таки развить из вымученных потуг Джона и лиззиной одержимости более-менее нормальные любовные отношения — зависит только от игрока.