Справочник автора/Аккордеон: различия между версиями
Ajoura (обсуждение | вклад) (→Музыка) |
|||
Строка 56: | Строка 56: | ||
=== [[Музыка]] === | === [[Музыка]] === | ||
* Музыка соответствующего времени, как народная, так и авторская — например, «Одинокая бродит гармонь». Ведь было время, когда в России/СССР гармошка занимала ту экологическую нишу, где сейчас безраздельно властвует гитара. | * Музыка соответствующего времени, как народная, так и авторская — например, «Одинокая бродит гармонь». Ведь было время, когда в России/СССР гармошка занимала ту экологическую нишу, где сейчас безраздельно властвует гитара. | ||
* Балканская народная музыка и ее современный | * Балканская народная музыка и ее современный извод — турбо-фолк — немыслима без аккордеона (или его имитации на синтезаторе). | ||
* Finsterforst — одна из фишек этой немецкой фолк-паган-[[метал]] группы — аккордеонист в постоянном составе, правда, с 2016 только студийном. Аккордеон ведет основную мелодию во всех песнях. | * Finsterforst — одна из фишек этой немецкой фолк-паган-[[метал]] группы — аккордеонист в постоянном составе, правда, с 2016 только студийном. Аккордеон ведет основную мелодию во всех песнях. | ||
* «Песня о [[кельты в килтах|бретонцах]]» ([[ | * «Песня о [[кельты в килтах|бретонцах]]» ([[Непристойно — значит, смешно|похабная]]). Это фактически «нерусские частушки». При переводе пришлось немного стилизовать под частушки России и упомянуть «гармониста» (частого персонажа последних) — но в оригинале там именно «аккордеонист». ''«У тебя, у гармониста, Очень мелкая пиписка, Не для траха — для пи-пи! Подлиннее отрасти!»''. | ||
* [[Rammstein]] — в песне «Reise, Reise» для придания дополнительного моряцкого колорита использовались проигрыши на аккордеоне, а в песне [[Клюква| | * [[Rammstein]] — в песне «Reise, Reise» для придания дополнительного моряцкого колорита использовались проигрыши на аккордеоне, а в песне «[[Клюква|Moskau]]» аккордеон сыграл роль русского народного баяна. Баян на московском концерте принадлежал знаменитому раммфагу-баянисту Гоше Киселёву, вокальному двойнику Линденманна. | ||
* Ноль — начиная со второго альбома дядя Фёдор Чистяков лихо мочит на бояне. | * Ноль — начиная со второго альбома дядя Фёдор Чистяков лихо мочит на бояне. | ||
* Uratsakidogi — до перехода на блэк-хоп солирующим инструментом сей мозговыносящей группы был именно баян Егора Гогенатора, к последнему «абсурдистскому» альбому «Падшие березы» фирменный звук был доведен до совершенства. | * Uratsakidogi — до перехода на блэк-хоп солирующим инструментом сей мозговыносящей группы был именно баян Егора Гогенатора, к последнему «абсурдистскому» альбому «Падшие березы» фирменный звук был доведен до совершенства. | ||
* Аккордеоном в своё время сильно баловался Ян Тьерсен, чья музыка позже войдёт к саундтрек к фильму «[[Амели]]». Вообще, у него неоконченные консерватории по фортепиано и скрипке; на аккордеоне, по собственному заявлению, играть научился от фонаря — «ну, клавиши есть, вот и научился». Даже когда он начал холодеть ко всему популярно-французскому (не столько потому, что [[Смердяков]] — просто вспомнил бретонские корни), ещё долго на нём играл. | |||
* Странный Эл Янкович, известный американский музыкант-пародист. Родители (серб и англо-итальянка) решили отдать сынулю не на гитару, а на аккордеон, который к тому моменту уже считался в США инструментом для дряхлых дедушек; сын вырос, стал эксцентричным и талантливым, и, считай, скинул с аккордеона общенациональное клеймо. | |||
* Мартин Мулин из группы Wintergatan, известный тем, что построил [https://www.youtube.com/watch?v=IvUU8joBb1Q здоровую музыкальную шкатулку], регулярно играл на аккордеоне, когда ещё выступал с группой, а не сидел в мастерской. А до Wintergatan Мартин участвовал с братом Андерсом в группе Detektivbyrån – там на аккордеоне играл Андерс, а не Мартин. Когда группа распалась, Андерс взял аккордеон, обвешал его грохоталками и принялся выступать на улицах, а потом уехал в Великобританию и [https://www.youtube.com/watch?v=6HsLrDvfloo так и продолжает играть на аккордеоне и грохотать]. | |||
* [[Ляпис Трубецкой]] — на ранних альбомах на аккордеоне играл фронтмен группы [[Комический толстяк|Сергей Михалок]]. | * [[Ляпис Трубецкой]] — на ранних альбомах на аккордеоне играл фронтмен группы [[Комический толстяк|Сергей Михалок]]. | ||
* Voivod — «The Unknown Knows». Шестиминутный прогрессив-трэш-[[метал]] трек заканчивается неожиданным соло на аккордеоне. | * Voivod — «The Unknown Knows». Шестиминутный прогрессив-трэш-[[метал]] трек заканчивается неожиданным соло на аккордеоне. | ||
* Эдит Пиаф — песня «L’accordeoniste». | * Эдит Пиаф — песня «L’accordeoniste». | ||
* Игорь Тальков — песня «Чистые пруды». Аккордеон упоминается в самой песне, плюс сам Тальков аккомпанировал себе на аккордеоне же. А потом его же [[деконструкция]] этой песни под названием «Война». | * Игорь Тальков — песня «Чистые пруды». Аккордеон упоминается в самой песне, плюс сам Тальков аккомпанировал себе на аккордеоне же. А потом его же [[деконструкция]] этой песни под названием «Война». | ||
* Рушан | * Рушан Аюпов — самый известный аккордеонист и баянист [[Русский рок|русского рока]], получил известность в составе «Бригады С», и с кем только не записывался и не концертировал! По словам [[Гарик Сукачёв|Гарика Сукачёва]]: «если в какой-то песне современного исполнителя мы слышим баян, то это непременно баян Рушана Аюпова», и это лишь небольшое преувеличение. | ||
{{Nav/Музыка}} | {{Nav/Музыка}} |
Версия 01:44, 18 ноября 2024
![]() | Прошу помощь зала. Автор статьи начал её писать, но не уверен, что сможет доработать до соответствия стандартам. Поэтому он просит других участников помочь в написании статьи. |
Ручные гармоники (англ. squeezeboxes) — семейство язычковых музыкальных инструментов в виде двух полукорпусов с клавиатурами и мехов между ними. К ним относятся академический инструмент аккордеон, а также множество региональных версий — русские гармонь и баян, латиноамериканский бандонеон, баскская трикити, английская концертина… Ко всем этим гармошкам в массовой культуре отношение сходное, так что не будем конкретизировать.
Язычковый инструмент, чем-то похожий на оргáн, изобретён в Китае задолго до нашей эры. В XVIII веке язычковая система становится популярной в Европе, особенно для небольших оргáнов — а там уже недалеко и до гармошки. Считается, что первая гармоника была изобретена в Берлине в 1822 году Кристианом Фридрихом Людвигом Бушманом, хотя недавно был обнаружен один инструмент, который, по-видимому, был создан раньше. Собственно аккордеон сделали в 1829, добавив к гармонике фортепианную клавиатуру и аккордный аккомпанемент — при нажатии одной клавиши звучат несколько язычков, настроенных на разные ноты, и эти комбинации (регистры) можно переключать под мелодию. У обычного недорогого трёхголосого аккордеона пять регистров:
- строевой язычок — то есть настроенный ровно на ту ноту, какую жмём клавишу;
- строевой + с разливом — второй настроен чуть на более высокую ноту;
- строевой + с разливом + октавный — третий настроен ровно на октаву ниже;
- строевой + октавный;
- только октавный — весь аккордеон звучит на октаву ниже.
Аккордеон широко распространен по всему миру благодаря волнам иммиграции из Европы в Америку и другие регионы. В некоторых странах (например: Бразилия, Колумбия, Доминиканская Республика, Мексика и Панама) он используется в популярной музыке (например: гаусо, форро и сертанежо в Бразилии, валенато в Колумбии, меренже в Доминиканской Республике, нортено в Мексике и, разумеется, танго в Аргентине), тогда как в других регионах (таких как Европа, Северная Америка и другие страны Южной Америки) он, как правило, больше используется в данс-поп и народной музыке. В России и СССР гармонно-баянное дело было развито с конца XIX века и до ВОВ; вплоть до пришествия рока гармошка была главным уличным инструментом, как сейчас гитара. Из-за портативности, достаточного диапазона и «академического» звучания аккордеоны и баяны были любимы среди школьных учителей пения (сейчас эту роль перенимает портативный синтезатор типа «самограйка»). А уж какие страшные звуки учитель извлекает из аккордеона, когда надо заставить класс замолчать — ноты, конечно, тоже берутся диссонансные, но в первую очередь это резкая работа мехами. А вот в КНДР игра на баяне и аккордеоне популярность так и не утратила, и до сих пор является распространённым хобби.
Вся аккордеонная музыка в культуре США почему-то называется полькой (не путать с одноимённым танцем). Это очень веселая и задорная музыка. В художественных произведениях она в основном появляется:
- Чтобы обозначить старшее поколение со своими интересами — ведь младшее, как было сказано, предпочитает гитары.
- Как любимая музыка гика или жителя страны эльфов. Причем другие персонажи могут считать этот музыкальный жанр скучным, как классику.
- Чтобы обозначить перед нами Францию, француза и всё что с ними связано.
- Для матросской тематики. Какой морячок будет не рад сыграть подобную мелодию вроде «Яблочка»? Любую самодеятельность на корабле поддерживали, чтоб ром не пьянствовали и в кости не резались, а струнные инструменты от сырости и качки быстро портились. Выдерживала корабельную жизнь или дудка, или (позднее) губная гармоника с концертиной[1].
Примеры
Фольклор
- «Хоронили тёщу, порвали два баяна» — самый известный анекдот на тему. В одно время на известном сайте анекдотов[2] была целая волна унылых пересказов-переделок этой нехитрой шутки, и в комментариях к ним люди писали: «Опять боян». Так в интернет-культуре слово (незаслуженно) обрело новое значение: донельзя заезженная и обычно несмешная хохма. Интересно, что иронический эрратив соответствует историческому варианту написания: инструмент назван в честь древнерусского сказителя Бояна.
Кино
- «Человек с аккордеоном» — артист московской оперетты, получив тяжелое ранение на фронте, становится «аккордеонистом по вызову».
- «Один дома» — типичный пример аккордеонной музыки как атрибута старшего поколения. Мать натыкается на полька-группу и едет с ней грузовиком, и они всю дорогу играют на аккордеоне и кларнетах.
Мультфильмы
- Ну Чебурашка же! Точнее, крокодил Гена, играющий на гармошке у прохожих на виду.
- Питер Пэн — один из пиратов Капитана Крюка играл на нём. Капитан не оценил это и застрелил музыканта.
- Русалочка — принц Эрик играет на флейте, а другой моряк на аккордеоне, пока на главной палубе корабля проходят гуляния.
Мультсериалы
- Финес и Ферб — Балджит упоминал, что ходил на курсы по игре на польке.
- А его двойник из параллельной Вселенной даже сыграл на нем в кадре.
- Шоу Кливленда: Кливленд пытается саботировать популярность Канье Уэста, послав на его концерт со своего сына-нерда и других музыкантов-изгоев, играющих эту музыку. Канье настолько крутой, что ему удается придать польке массовую привлекательность, придав ей нотку хип-хопа.
- My Little Pony — Чиз Сендвич специализируется на этом жанре. Что неудивительно, ведь озвучивает его знатный аккордеонист Альфред Янкович, мастер польки и музыкальной пародии.
- Озорные анимашки — в одном из эпизодов бельчонок Слэппи выступал на сцене с аккордеоном, но даже щебечущие сверчки не остались, чтобы его слушать.
- Губка Боб Квадратные Штаны — всякий раз когда Мистер Краб, бывший матрос, становится безумным и чем-то одержимым, фоном играет такая музыка. Да и вообще шанти в исполнении аккордеона — фирменная черта Krusty Krab’s.
- В серии, где Крабс поменял Губку Боба на французского повара, тот потребовал множества затрат на то чтобы превратить Красти Крабс в изысканный ресторан, в том числе и музыкантов, играющих на аккордеоне.
- Milo Murphy's Law — Майло отлично играет на аккордеоне. Вместе с Мелиссой, Заком и Мортом он создает группу «Ещё на старте», где может продемонстрировать свои таланты.
- С приветом по планетам — на нем играет доктор Сбрендил, которого озвучил (кто бы вы думали?) Странный Эл Янкович. Причем у него каким-то образом получилось заставить польку на аккордеоне звучать зловеще.
Комиксы
- Гарфилд — это любимая музыка Джона Арбакла, хозяина Гарфилда.
Аниме, манга, ранобэ
- Soul Eater — это любимый музыкальный жанр Маки и за это её высмеивают. В английском дубляже был заменен на кантри.
- Hetalia — эта музыка нравится Польше.
Интернет
- Talking Angela — среди вещей, которые можно купить Анжеле, есть и аккордеон. При нажатии на него раздаётся характерная мелодия.
Serbia strong!
- Самый колоритный сербский патриот исполняет ставшую мемом Serbia strong (или Remove Kebab) на аккордеоне.
Музыка
- Музыка соответствующего времени, как народная, так и авторская — например, «Одинокая бродит гармонь». Ведь было время, когда в России/СССР гармошка занимала ту экологическую нишу, где сейчас безраздельно властвует гитара.
- Балканская народная музыка и ее современный извод — турбо-фолк — немыслима без аккордеона (или его имитации на синтезаторе).
- Finsterforst — одна из фишек этой немецкой фолк-паган-метал группы — аккордеонист в постоянном составе, правда, с 2016 только студийном. Аккордеон ведет основную мелодию во всех песнях.
- «Песня о бретонцах» (похабная). Это фактически «нерусские частушки». При переводе пришлось немного стилизовать под частушки России и упомянуть «гармониста» (частого персонажа последних) — но в оригинале там именно «аккордеонист». «У тебя, у гармониста, Очень мелкая пиписка, Не для траха — для пи-пи! Подлиннее отрасти!».
- Rammstein — в песне «Reise, Reise» для придания дополнительного моряцкого колорита использовались проигрыши на аккордеоне, а в песне «Moskau» аккордеон сыграл роль русского народного баяна. Баян на московском концерте принадлежал знаменитому раммфагу-баянисту Гоше Киселёву, вокальному двойнику Линденманна.
- Ноль — начиная со второго альбома дядя Фёдор Чистяков лихо мочит на бояне.
- Uratsakidogi — до перехода на блэк-хоп солирующим инструментом сей мозговыносящей группы был именно баян Егора Гогенатора, к последнему «абсурдистскому» альбому «Падшие березы» фирменный звук был доведен до совершенства.
- Аккордеоном в своё время сильно баловался Ян Тьерсен, чья музыка позже войдёт к саундтрек к фильму «Амели». Вообще, у него неоконченные консерватории по фортепиано и скрипке; на аккордеоне, по собственному заявлению, играть научился от фонаря — «ну, клавиши есть, вот и научился». Даже когда он начал холодеть ко всему популярно-французскому (не столько потому, что Смердяков — просто вспомнил бретонские корни), ещё долго на нём играл.
- Странный Эл Янкович, известный американский музыкант-пародист. Родители (серб и англо-итальянка) решили отдать сынулю не на гитару, а на аккордеон, который к тому моменту уже считался в США инструментом для дряхлых дедушек; сын вырос, стал эксцентричным и талантливым, и, считай, скинул с аккордеона общенациональное клеймо.
- Мартин Мулин из группы Wintergatan, известный тем, что построил здоровую музыкальную шкатулку, регулярно играл на аккордеоне, когда ещё выступал с группой, а не сидел в мастерской. А до Wintergatan Мартин участвовал с братом Андерсом в группе Detektivbyrån – там на аккордеоне играл Андерс, а не Мартин. Когда группа распалась, Андерс взял аккордеон, обвешал его грохоталками и принялся выступать на улицах, а потом уехал в Великобританию и так и продолжает играть на аккордеоне и грохотать.
- Ляпис Трубецкой — на ранних альбомах на аккордеоне играл фронтмен группы Сергей Михалок.
- Voivod — «The Unknown Knows». Шестиминутный прогрессив-трэш-метал трек заканчивается неожиданным соло на аккордеоне.
- Эдит Пиаф — песня «L’accordeoniste».
- Игорь Тальков — песня «Чистые пруды». Аккордеон упоминается в самой песне, плюс сам Тальков аккомпанировал себе на аккордеоне же. А потом его же деконструкция этой песни под названием «Война».
- Рушан Аюпов — самый известный аккордеонист и баянист русского рока, получил известность в составе «Бригады С», и с кем только не записывался и не концертировал! По словам Гарика Сукачёва: «если в какой-то песне современного исполнителя мы слышим баян, то это непременно баян Рушана Аюпова», и это лишь небольшое преувеличение.