История одного преступления: различия между версиями

Материал из Posmotrelisu
Перейти к навигации Перейти к поиску
Строка 5: Строка 5:


== Сюжет ==
== Сюжет ==
Главный герой, Василий Васильевич Мамин (классический «[[маленький человек]]») — обычный советский гражданин, [[Осторожно, доброта!|добрейшей души человек]]. С утра он едет на работу в метро, уступает место старику (пусть его в итоге и занимает какой-то хам) и честно зарабатывает свой хлеб. Вернувшись домой, ему хочется спокойно отдохнуть, но у соседей другие планы.
Утром во дворе громко перекрикиваются дворничихи. Внезапно откуда-то появляется злой-презлой мужик с чугунной сковородкой, и [[Убить за ерунду|забивает обеих женщин]]. Тут прибегают соседи, один из них хватает мужика за руку, чтобы тот не сбежал от милиционера… и здесь рассказчик решает объяснить нам, что происходит.


Сначала старики во дворе играют в домино так, что чуть [[Земля дрожит от шагов|земля не трясётся]]. Потом сверху из громогласных колонок раздаётся [[элвис]]овское «Long Tall Sally». Когда Мамин приходит к соседу-меломану и умоляет сделать музыку потише, здоровенный наглый быдляк явно показывает ему своё неуважение — отвечает презрительными фразами, [[Протащить под радарами|переданными лишь музыкально-звуковыми эффектами]], в которых, однако, [[Опосредованная передача ругательств|угадываются конструкции]] вроде {{spoiler|«Мне пох…!»}}; скромняга не отвечает ему взаимностью. [[Спать хочется|Ночью издевательства соседей]] достигают апогея. Соседи пьяными голосами поют цыганский романс «Эх, раз, ещё раз». Потом муж-[[лудоман|картёжник]] приходит к жене, громко скандалит с ней, разбивая вещи в доме, а затем, помирившись, не менее громко выбрасывает их в мусоропровод. А влюблённые подростки «[[сарказм|романтично]]» перестукиваются по батареям.
Мужика зовут Василий Васильевич Мамин. Он — главный герой, обычный советский гражданин, классический «[[маленький человек]]» [[Осторожно, доброта!|и просто душка]]. С утра он едет на работу в метро, уступает место старику (пусть его в итоге и занимает какой-то хам) и честно зарабатывает свой хлеб. Вернувшись домой, ему хочется спокойно отдохнуть, но у соседей другие планы.


В итоге бессонная ночь доводит беднягу до белого каления, и он отоварил чугунной сковородой по головам двух дворничих, которые утром [[Убить за ерунду|перекрикивались]]. Неизвестно, насмерть ли, но даже при самом благополучном исходе обеим тёткам гарантировано сотрясение мозга. Меломан хватает его за руку, чтобы тот не сбежал от милиционера. Кончается мультфильм на трагикомической ноте — «благопристойные» соседи содрогаются от громкого шума, а [[Обнять и плакать|нашему Мамину всё равно]], он уже «познал дзен».
Сначала старики во дворе играют в домино так, что чуть [[Земля дрожит от шагов|земля не трясётся]]. Потом сверху из громогласных колонок раздаётся [[элвис]]овское «Long Tall Sally». Когда Мамин приходит к соседу-меломану и умоляет сделать музыку потише, здоровенный наглый быдляк явно показывает ему своё неуважение — отвечает презрительными фразами, [[Протащить под радарами|переданными лишь музыкально-звуковыми эффектами]], в которых, однако, [[Опосредованная передача ругательств|угадываются конструкции]] вроде {{spoiler|«Мне пох…!»}}; скромняга не отвечает ему взаимностью. [[Спать хочется|Ночью издевательства соседей]] достигают апогея. Соседи пьяными голосами поют цыганский романс «Эх, раз, ещё раз». Потом муж-[[лудоман|картёжник]] приходит к жене, громко скандалит с ней, разбивая вещи в доме, а затем, помирившись, не менее громко выбрасывает их в мусоропровод. А влюблённые подростки «[[сарказм|романтично]]» перестукиваются по батареям. В итоге нервы Мамина натягиваются до предела, и, когда уже посреди ночи из крана громко капает вода, бедняга выходит из себя.
 
Мы опять возвращаемся к утренней сцене: меломан держит Мамина за руку, что с тётками — неизвестно; даже при самом благополучном исходе им гарантировано сотрясение мозга. Кончается мультфильм на трагикомической ноте — «благопристойные» соседи содрогаются от громкого шума, а [[Обнять и плакать|нашему Мамину всё равно]], он уже «[[ГЭС|познал дзен]]».


== Что тут есть ==
== Что тут есть ==

Версия 01:06, 23 июня 2025

«История одного преступления» — советский сатирический мультфильм, режиссёрский дебют Фёдора Савельевича Хитрука, снятый в 1962 г. Сюжет чем-то напоминает классическое мультяшное «герою не дают заснуть, а он бесится» (как это случалось с Дональдом Даком, дятлом Вуди, а также героем мультфильма «Ш-ш-ш» Уолтера Лантца и Текса Эйвери). Но тут налицо игра с тропом: Хитрук подробно показывает как предысторию, так и последствия бессонной ночи.

Мультфильм вошёл в историю мультипликации не только благодаря драматургической, эмоциональной и притчевой насыщенности, но и ввиду совершенно неожиданного визуального решения. Хитрук дал задание художнику-постановщику: «Это будет творческий эксперимент. Нужно полностью сломать перспективу! Демонстративно отказываемся от имитации пространства. В тех кадрах, где у картинки должна бы быть иллюзорная „глубина“, как на всех нормальных рисунках — пусть этой „глубины“ просто не будет, вместо этого имитируем „схему, на которой все плоские и всё плоское“.»

Сюжет

Утром во дворе громко перекрикиваются дворничихи. Внезапно откуда-то появляется злой-презлой мужик с чугунной сковородкой, и забивает обеих женщин. Тут прибегают соседи, один из них хватает мужика за руку, чтобы тот не сбежал от милиционера… и здесь рассказчик решает объяснить нам, что происходит.

Мужика зовут Василий Васильевич Мамин. Он — главный герой, обычный советский гражданин, классический «маленький человек» и просто душка. С утра он едет на работу в метро, уступает место старику (пусть его в итоге и занимает какой-то хам) и честно зарабатывает свой хлеб. Вернувшись домой, ему хочется спокойно отдохнуть, но у соседей другие планы.

Сначала старики во дворе играют в домино так, что чуть земля не трясётся. Потом сверху из громогласных колонок раздаётся элвисовское «Long Tall Sally». Когда Мамин приходит к соседу-меломану и умоляет сделать музыку потише, здоровенный наглый быдляк явно показывает ему своё неуважение — отвечает презрительными фразами, переданными лишь музыкально-звуковыми эффектами, в которых, однако, угадываются конструкции вроде «Мне пох…!»; скромняга не отвечает ему взаимностью. Ночью издевательства соседей достигают апогея. Соседи пьяными голосами поют цыганский романс «Эх, раз, ещё раз». Потом муж-картёжник приходит к жене, громко скандалит с ней, разбивая вещи в доме, а затем, помирившись, не менее громко выбрасывает их в мусоропровод. А влюблённые подростки «романтично» перестукиваются по батареям. В итоге нервы Мамина натягиваются до предела, и, когда уже посреди ночи из крана громко капает вода, бедняга выходит из себя.

Мы опять возвращаемся к утренней сцене: меломан держит Мамина за руку, что с тётками — неизвестно; даже при самом благополучном исходе им гарантировано сотрясение мозга. Кончается мультфильм на трагикомической ноте — «благопристойные» соседи содрогаются от громкого шума, а нашему Мамину всё равно, он уже «познал дзен».

Что тут есть

Значимость мультфильма

«История…» (явно испытавшая влияния югославского «Суррогата») породила волну минималистичной анимации в Советском Союзе, которая впоследствии стала не менее популярна, чем каноническая, околодиснеевская. Тут царит настоящий полёт рисованной фантазии, которая становится не менее важна, чем сюжет. Благодаря этому мультфильму у нас есть «Три толстяка» (сёстры Брумберг, 1963), «Кот в сапогах» (они же, 1968), «Храбрый портняжка», «Большие неприятности» и, конечно же, «Бременские музыканты» (первая часть, у второй уже стиль немного другой).