Слэшер: различия между версиями
(Новая страница: «{{TVTropes|SlasherMovie|Slasher Movie}} {{q|Раззудись, плечо! Размахнись, рука!|Вкратце суть большинства слэшеров}} thumb|Буду резать, буду бить! '''Слэ́шер''' (от англ. slash, «удар с плеча; рубить») — это в первую очередь не сочинитель Слэш|...») |
|||
Строка 2: | Строка 2: | ||
{{q|Раззудись, плечо! Размахнись, рука!|Вкратце суть большинства слэшеров}} | {{q|Раззудись, плечо! Размахнись, рука!|Вкратце суть большинства слэшеров}} | ||
[[Файл:Майерс.jpg|thumb|Буду резать, буду бить!]] | [[Файл:Майерс.jpg|thumb|Буду резать, буду бить!]] | ||
'''Слэ́шер''' (от англ. slash, «удар с плеча; рубить») | '''Слэ́шер''' (от англ. slash, «удар с плеча; рубить») — это [[Эффект голубого щенка|в первую очередь]] не сочинитель [[Слэш|историй о гейской любви]] (и даже, в данном случае, не видеоигра в жанре «[[симулятор фехтования|фехтовалка]]»), а поджанр в [[Ужасы|ужасах]], посвящённый тому, как некий убийца, нередко скрывающий лицо [[Страшная маска|под маской]], за короткое время истребляет энное количество человек, чаще всего подростков, одного за другим — в основном при помощи [[Фанат ножей|холодного оружия]] либо вообще [[Импровизированное оружие|весьма разнообразными способами]]. Как нетрудно догадаться, сюжеты подобных произведений не блещут оригинальностью и ограничены крайне узкими рамками, отчего в кругу высоколобых критиков на слэшеры принято глядеть свысока. Тем не менее, талантливые авторы умудряются сделать шедевр даже из такой простой истории — достаточно сказать, что большинство культовых хоррор-серий относится как раз к слэшерам. Ну а среди «творцов» попроще слэшер популярен тем, что такой сюжет не требует значительных денежных вложений. | ||
Началом эпохи слэшеров принято считать конец 1970-х годов, когда на экраны вышел знаменитый фильм Джона Карпентера «[[Хэллоуин (серия фильмов)|Хэллоуин]]» про молчаливого душегуба в маске, убивающего молодежь сонного маленького городка Хеддонфилд в канун Дня Всех Святых<ref>Впрочем, некоторые утверждают, что предшественником «Хэллоуина» и самым первым слэшером был канадский фильм [[w: Чёрное Рождество (фильм, 1974)|«Чёрное Рождество»]], вышедший в 1974 году.</ref>. Предшествовал слэшеру итальянский '''[[джалло]]'''. | Началом эпохи слэшеров принято считать конец 1970-х годов, когда на экраны вышел знаменитый фильм Джона Карпентера «[[Хэллоуин (серия фильмов)|Хэллоуин]]» про молчаливого душегуба в маске, убивающего молодежь сонного маленького городка Хеддонфилд в канун Дня Всех Святых<ref>Впрочем, некоторые утверждают, что предшественником «Хэллоуина» и самым первым слэшером был канадский фильм [[w: Чёрное Рождество (фильм, 1974)|«Чёрное Рождество»]], вышедший в 1974 году.</ref>. Предшествовал слэшеру итальянский '''[[джалло]]'''. | ||
Строка 8: | Строка 8: | ||
== Характерные признаки слэшера == | == Характерные признаки слэшера == | ||
* '''Жертвы:''' | * '''Жертвы:''' | ||
** [[Королева крика]] | ** [[Королева крика]] — некоторые актрисы благополучно кочуют из фильма в фильм. | ||
** [[Парочка на заклание]] | ** [[Парочка на заклание]] — обычно первые жертвы. | ||
** [[Последняя девушка]] и [[потаскушка на заклание]] | ** [[Последняя девушка]] и [[потаскушка на заклание]] — по одной штуке. | ||
** [[Мачо]] | ** [[Мачо]] — обычно парень '''потаскушки'''. | ||
** [[Нерд]] | ** [[Нерд]] — обычно тайно влюблён в '''последнюю девушку''', но боится признаться ей в своих чувствах. | ||
** [[Секс — это плохо]] vs [[Девственность — это сила]]: '''последняя девушка''' если и не девственница, то, по крайней мере, ведёт себя достаточно скромно, тогда как ее более раскрепощённые подруги и '''потаскушка''' почти всегда гибнут. | ** [[Секс — это плохо]] vs [[Девственность — это сила]]: '''последняя девушка''' если и не девственница, то, по крайней мере, ведёт себя достаточно скромно, тогда как ее более раскрепощённые подруги и '''потаскушка''' почти всегда гибнут. | ||
* '''Убийцы:''' | * '''Убийцы:''' | ||
** [[Злодей в маске]] | ** [[Злодей в маске]] — чаще всего. | ||
** [[Гад-франшизик]] | ** [[Гад-франшизик]] — в случае успеха произведения и выпуска продолжений. | ||
** [[Хоррор-икона]] | ** [[Хоррор-икона]] — если гад получился особо колоритным или харизматичным; также особо отличившийся исполнитель его роли. | ||
** [[Маньячка]] | ** [[Маньячка]] — некоторые убийцы оказываются женщинами. | ||
** [[Беглые психи]] | ** [[Беглые психи]] — если маньячина сделал ноги из дурки. | ||
** [[Псих с топором]] | ** [[Псих с топором]] — довольно часто. | ||
** [[Пришёл, увидел, замочил]] | ** [[Пришёл, увидел, замочил]] — если маньяк тупо мочит всех, кого видит, без каких-либо причин. | ||
** [[Убийца — один из нас]] | ** [[Убийца — один из нас]] — нередко. | ||
** [[Озлобленный ботаник]] | ** [[Озлобленный ботаник]] — нередко. | ||
** [[Гнусный клан]] | ** [[Гнусный клан]] — если маньячит целая семейка. | ||
** [[Распутинская живучесть]] | ** [[Распутинская живучесть]] — даже если маньяк самый обычный человек, его крайне сложно убить. | ||
* '''Прочее:''' | * '''Прочее:''' | ||
** [[Множество способов умереть]] | ** [[Множество способов умереть]] — если маньяк не зацикливается на одном орудии, а любит креатив. | ||
** [[Жуткие увеселения]] | ** [[Жуткие увеселения]] — события многих произведений происходят во время государственных праздников и дней рождения, а также в [[Страшный парк развлечений|развлекательных парках]]. | ||
** [[Копиркин]] | ** [[Копиркин]] — очень многие слэшеры являются перепевами более успешных образцов. Естественно, их персонажи — тоже. Знаменитый набор [[Хижина в лесу|Пай-девочка/Шлюха/Тупой качок/Ботаник/Шут]] не на пустом месте возник. | ||
** [[Страшный летний лагерь]] | ** [[Страшный летний лагерь]] — популярное место действия. | ||
** [[Тяжёлое детство, деревянные игрушки]], [[трагический момент из детства]], приведший к [[Детская травма|душевной травме]], [[скверная мамочка]], [[адский папаша]], [[травля]] | ** [[Тяжёлое детство, деревянные игрушки]], [[трагический момент из детства]], приведший к [[Детская травма|душевной травме]], [[скверная мамочка]], [[адский папаша]], [[травля]] — наиболее частые причины поступков убийцы. | ||
** [[Убийства в театральном стиле]] | ** [[Убийства в театральном стиле]] — некоторые убийцы ба-а-альшие затейники. | ||
== Примеры == | == Примеры == | ||
Строка 39: | Строка 39: | ||
==== [[Фольклор]] ==== | ==== [[Фольклор]] ==== | ||
* Многие [[городские легенды]] по сути являют собой микрослэшеры. В | * Многие [[городские легенды]] по сути являют собой микрослэшеры. В наличии — молодые герои и таинственный убийца, расправляющийся с одним или двумя из них. Больше разгуляться не даёт объём истории. | ||
==== [[Литература]] ==== | ==== [[Литература]] ==== | ||
* [[Agatha Christie|Агата Кристи]] | * [[Agatha Christie|Агата Кристи]] — «[[Ten Little Niggers|Десять негритят]]», по сути, содержит все элементы слэшера: загадочный убийца разными способами истребляет группу людей в замкнутом пространстве. | ||
* Роман супругов Гвен Бристоу и Брюса Мэннинга «Невидимый | * Роман супругов Гвен Бристоу и Брюса Мэннинга «Невидимый хозяин» — прямой предшественник «Десяти негритят», сюжетно совпадающий с историей леди Агаты вплоть до деталей и написанный на десять лет раньше. Имеем: дом на отшибе, группу людей, голос по радио (в романе Кристи была пластинка), объявляющий, что все гости умрут, и надо же — они начинают умирать по одному. | ||
* Роберт Блох, | * Роберт Блох, «Психо» — роман, легший в основу классической картины Хичкока. | ||
* [[Р. Л. Стайн]] утверждал, что слэшеры не жалует, предпочитая им жанр триллера. Тем не менее, повесть «Королева бала» из серии «Улица Страха» вполне может с некоторым фитильком назваться слэшером. Правда, убийств не так много, и все они остаются за кадром. | * [[Р. Л. Стайн]] утверждал, что слэшеры не жалует, предпочитая им жанр триллера. Тем не менее, повесть «Королева бала» из серии «Улица Страха» вполне может с некоторым фитильком назваться слэшером. Правда, убийств не так много, и все они остаются за кадром. | ||
* Отчасти примером можно назвать даже «Чарли и шоколадная фабрика». [[Не щадить детей|Подростки]] | * Отчасти примером можно назвать даже «Чарли и шоколадная фабрика». [[Не щадить детей|Подростки]] — есть, [[Жертва — козёл|порочные персонажи]] — есть, не пострадавший [[единственный нормальный человек]] — в наличии, псих «в театральном стиле» с [[Тяжёлое детство, деревянные игрушки|тяжёлым детством]] и [[Адский папаша|адским папашей]] (в фильме) — тоже. Ну и, конечно, [[Жуткие увеселения|жуткие увеселения]]. Что ещё для [[Топливо ночного кошмара|счастья]] нужно? | ||
==== [[Театр]] ==== | ==== [[Театр]] ==== | ||
* Агата Кристи, «Мышеловка» и «И никого не стало» по роману «Десять негритят». | * Агата Кристи, «Мышеловка» и «И никого не стало» по роману «Десять негритят». | ||
* Пьеса Оуэна Дэвиса «Девятый гость» по роману «Невидимый хозяин». Девятый | * Пьеса Оуэна Дэвиса «Девятый гость» по роману «Невидимый хозяин». Девятый гость — это смерть. | ||
==== [[Кино]] ==== | ==== [[Кино]] ==== | ||
Строка 59: | Строка 59: | ||
* Советская экранизация «Мышеловки». | * Советская экранизация «Мышеловки». | ||
* «Психо» Альфреда Хичкока. | * «Психо» Альфреда Хичкока. | ||
* «Безумие- | * «Безумие-13» — убивец с топором. Между прочим, дебют Фрэнсиса Форда Копполы! | ||
* «Кровавый пир» Гершела Гордона | * «Кровавый пир» Гершела Гордона Льюиса — едва ли не первый фильм ужасов с откровенной демонстрацией кровавого насилия с кишками и мясом. | ||
* «[[Кровавый залив]]» и «Топор для новобрачной» Марио Бавы. | * «[[Кровавый залив]]» и «Топор для новобрачной» Марио Бавы. | ||
* «Сильный испуг» 1971 года. | * «Сильный испуг» 1971 года. | ||
* «Тихая ночь, кровавая ночь» 1972 | * «Тихая ночь, кровавая ночь» 1972 года — едва ли не первый «почти настоящий» слэшер и уж точно первый «рождественский». А вовсе не «Чёрное Рождество». | ||
* «Кричите, кровавое убийство» 1973 года. У убийцы, кстати, [[крюк вместо руки]], но пользуется он им редко. | * «Кричите, кровавое убийство» 1973 года. У убийцы, кстати, [[крюк вместо руки]], но пользуется он им редко. | ||
* «Театр | * «Театр крови» — закритикованный актёр Эдвард Лайонхарт убивает критиков в соответствии с убийствами в пьесах Шекспира. Получается довольно кроваво. | ||
* «Сёстры | * «Сёстры смерти» — группу молодых женщин, виновных в гибели подруги по университету, собирают в доме на отшибе и начинают убивать одну за другой. | ||
* «Невменяемая» 1975 | * «Невменяемая» 1975 года — толстая тётка крушит тесаком всех, кто мешает ей ЖРАТЬ! | ||
* «Спаситель: Сын Сатаны» 1976 | * «Спаситель: Сын Сатаны» 1976 года — группу людей убивают в безлюдном школьном здании. | ||
* «Элис, милая Элис» 1976 года. | * «Элис, милая Элис» 1976 года. | ||
* «Ритуалы» 1977 года. | * «Ритуалы» 1977 года. | ||
Строка 75: | Строка 75: | ||
* «Убийства инструментами» 1978 года. | * «Убийства инструментами» 1978 года. | ||
* Серию о кукле Чаки многие относят к слэшерам, хотя в первую очередь она относится к поджанру про игрушки-убийцы. | * Серию о кукле Чаки многие относят к слэшерам, хотя в первую очередь она относится к поджанру про игрушки-убийцы. | ||
* Трилогия «Маньяк-полицейский» соединяет элементы слэшера, боевика и полицейского триллера. И мистического триллера о нежити среди людей. А некоторые из обыкновенных житейских | * Трилогия «Маньяк-полицейский» соединяет элементы слэшера, боевика и полицейского триллера. И мистического триллера о нежити среди людей. А некоторые из обыкновенных житейских сцен — особенно сцены боли и страдания — там сняты так крипово, что мороз по коже. | ||
* Серию «[[Кэндимен]]» тоже иногда относят к слэшерам. | * Серию «[[Кэндимен]]» тоже иногда относят к слэшерам. | ||
Строка 85: | Строка 85: | ||
* Новеллизации русских горе-слэшеров «ССД» и «Путевой обходчик». | * Новеллизации русских горе-слэшеров «ССД» и «Путевой обходчик». | ||
* Пиратские новеллизации «Пятницы, 13-е» от белорусских «умельцев». | * Пиратские новеллизации «Пятницы, 13-е» от белорусских «умельцев». | ||
* Рассказ Дмитрия Костюкевича и Андрея Анисова | * Рассказ Дмитрия Костюкевича и Андрея Анисова «Фиалка» — маньяк устраивает аварию автобуса в глуши, а потом расправляется с пассажирами по одному. | ||
==== На других языках ==== | ==== На других языках ==== | ||
* Официальная новеллизация серии «Пятница, 13-е» от писателя Саймона Хоука. Настоящее его имя (которое он в итоге официально сменил на Саймона Хоука) | * Официальная новеллизация серии «Пятница, 13-е» от писателя Саймона Хоука. Настоящее его имя (которое он в итоге официально сменил на Саймона Хоука) — Николай Валентинович Ермаков, так что в некотором роде он тоже «наш». | ||
* Многие романы [[Ричард Лаймон|Ричарда Лаймона]] по сути являются слэшерами, либо [[Игра с тропом|обыгрывают их штампы]]. | * Многие романы [[Ричард Лаймон|Ричарда Лаймона]] по сути являются слэшерами, либо [[Игра с тропом|обыгрывают их штампы]]. | ||
* Роман Дина Кунца «Дом ужасов» по сценарию «Смертельной забавы» Тоба Хупера. | * Роман Дина Кунца «Дом ужасов» по сценарию «Смертельной забавы» Тоба Хупера. | ||
Строка 96: | Строка 96: | ||
==== Абсолютная классика ==== | ==== Абсолютная классика ==== | ||
* Серия «[[Техасская резня бензопилой]]». Строго говоря, её не вполне можно назвать слэшером, скорее это история из разряда «деревенщины против городских», но тем не менее структура первого фильма в принципе | * Серия «[[Техасская резня бензопилой]]». Строго говоря, её не вполне можно назвать слэшером, скорее это история из разряда «деревенщины против городских», но тем не менее структура первого фильма в принципе схожа — молодые люди один за другим гибнут от рук жуткого громилы в маске. | ||
* Серия «[[Halloween|Хэллоуин]]». С безмолвного убийцы Майкла Майерса всё и началось. | * Серия «[[Halloween|Хэллоуин]]». С безмолвного убийцы Майкла Майерса всё и началось. | ||
* Серия «[[Friday the 13th|Пятница, 13-е]] | * Серия «[[Friday the 13th|Пятница, 13-е]]» — первый фильм создавался явно в подражание «Хэллоуину». Да и в дальнейшем они достаточно схожи, разве только Джейсон кровожаднее и тупее Майерса будет. Впрочем, в первом фильме действовала [[мама-медведица]] Джейсона, а в пятом — [[Убийца-подражатель|подражатель]]. | ||
* «[[Кошмар на улице Вязов]] | * «[[Кошмар на улице Вязов]]» — пожалуй, наиболее популярная серия из всех. Поздние фильмы достаточно далеко ушли от слэшера в фантасмагорию, но как минимум первые два в поджанр вполне себе вписываются. | ||
==== Значимые представители жанра ==== | ==== Значимые представители жанра ==== | ||
Строка 108: | Строка 108: | ||
* Серия «[[Спящий лагерь]]». | * Серия «[[Спящий лагерь]]». | ||
* «Сожжение» 1980 года. | * «Сожжение» 1980 года. | ||
* «Тихая ночь, смертельная ночь» 1984 | * «Тихая ночь, смертельная ночь» 1984 года — самый известный ужастик о [[Дед Отмороз|маньяке в костюме Санта-Клауса]]. В связи с этим вызвал жестокие анальные боли и истерику у [[храмовник]]ов, требующих не порочить светлый образ Санты. | ||
* Итальянский «Водолей» 1987 года. | * Итальянский «Водолей» 1987 года. | ||
Строка 130: | Строка 130: | ||
* «Дом, где падает кровь» 1982 года. | * «Дом, где падает кровь» 1982 года. | ||
* «Кровавая вечеринка» 1982 года. | * «Кровавая вечеринка» 1982 года. | ||
* «Обман или удовольствия» 1982 | * «Обман или удовольствия» 1982 года — явная калька с «Хэллоуина». | ||
* «Убийца» 1982 года. | * «Убийца» 1982 года. | ||
* «Заблудившиеся» 1982 года. | * «Заблудившиеся» 1982 года. | ||
Строка 139: | Строка 139: | ||
* «Дом на Греческой улице» 1983 года. | * «Дом на Греческой улице» 1983 года. | ||
* «Смерть кричит» 1983 года. | * «Смерть кричит» 1983 года. | ||
* «Кровавое месилово» 1983 | * «Кровавое месилово» 1983 года — «снят французом с греческими корнями в американском Висконсине, а главный его герой, он же убийца — призрак самурая!»(с) | ||
* «Кровавое посвящение» 1983 года. | * «Кровавое посвящение» 1983 года. | ||
* «Добыча» 1983 года. | * «Добыча» 1983 года. | ||
Строка 147: | Строка 147: | ||
* «Фатальные игры» 1984 года. | * «Фатальные игры» 1984 года. | ||
* «Расчленитель» 1984 года. | * «Расчленитель» 1984 года. | ||
* «Девушки исчезают» 1984 | * «Девушки исчезают» 1984 года — орудует маньяк [[Так грубо, что уже смешно|в костюме медведя!]] | ||
* «Не открывай до Рождества» 1984 | * «Не открывай до Рождества» 1984 года — тут уже самих Санта-Клаусов мочит маньяк. | ||
* «Тихое безумство» 1984 года. | * «Тихое безумство» 1984 года. | ||
* «Резня в | * «Резня в школе» — 1986 года. | ||
* «Ночь убийств» 1986 года. | * «Ночь убийств» 1986 года. | ||
* Итальянский «Отсчёт тел» 1986 года. | * Итальянский «Отсчёт тел» 1986 года. | ||
Строка 179: | Строка 179: | ||
==== Откровенный трэш ==== | ==== Откровенный трэш ==== | ||
* «Не ходите в лес.. одни!» 1981 | * «Не ходите в лес.. одни!» 1981 года — совершенно невообразимая бредятина. [[Сиквел-бастард]] фильма… | ||
* …просто «Лес» 1982 года (вышедший через год после «продолжения»). В отличие от «Не ходите в лес», этот снят более-менее профессионально, но куча нелепостей и несуразный маньяк-[[каннибал]] превращают его в довольно забавное зрелище. | * …просто «Лес» 1982 года (вышедший через год после «продолжения»). В отличие от «Не ходите в лес», этот снят более-менее профессионально, но куча нелепостей и несуразный маньяк-[[каннибал]] превращают его в довольно забавное зрелище. | ||
* Серия Андреаса Шнааса «[[Именно то, что написано на упаковке|Жестокое дерьмо]]». | * Серия Андреаса Шнааса «[[Именно то, что написано на упаковке|Жестокое дерьмо]]». | ||
==== Постмодернизм и эпоха «Крика» ==== | ==== Постмодернизм и эпоха «Крика» ==== | ||
* Как вам предыдущий списочек (который мы будем без конца | * Как вам предыдущий списочек (который мы будем без конца пополнять — муа-ха-ха! — и в который ещё не вошли бесчисленные сиквелы-приквелы культовой классики)? Изучили? В таком случае, вы наверняка понимаете, КАК всем осточертели слэшеры уже к концу восьмидесятых. Казалось, жанр убит наповал, утрамбован, раскатан асфальтовым катком бесчисленных однообразных поделок… и тут Уэс Крейвен выкатывает своё кино, нещадно обстёбывая все штампы жанра — причём всё это с великолепным сценарием молодого Кевина Уильямсона и блестящей игрой молодых актёров. '''«[[Scream|Крик]]»''' стал хитом — и именно ему мы обязаны тем, что добрая половина «посткриковских» слэшеров по умолчанию являются [[Чёрный юмор|чёрными комедиями]]. За ним, разумеется последовали «Крик-2» и «Крик-3» (в 2011 году пополнившиеся и «Криком-4»), а также куча подражаний, о которых ниже, ну а Кевин Уильямсон под шумок продал сценарий фильма по повести Лоис Дункан… | ||
* …ставший серией под названием «Я знаю, что вы сделали прошлым летом». Из довольно занудного молодежного триллера получился отличный слэшер про убийцу с крюком. В первом фильме он им просто орудовал, во втором крюк [[Крюк вместо руки|заменил ему руку]]. | * …ставший серией под названием «Я знаю, что вы сделали прошлым летом». Из довольно занудного молодежного триллера получился отличный слэшер про убийцу с крюком. В первом фильме он им просто орудовал, во втором крюк [[Крюк вместо руки|заменил ему руку]]. | ||
* Серия «Городские легенды». | * Серия «Городские легенды». | ||
* «Я ждала тебя» 1998 года по повести той же Лоис | * «Я ждала тебя» 1998 года по повести той же Лоис Дункан — [[Прикрутить фитилёк|с изрядным фитильком]], так как убийца в маске ведьмы почти никого не убил, в основном ограничиваясь членовредительством. | ||
* «Переулок влюблённых» 1999 | * «Переулок влюблённых» 1999 года — очередная вариация [[Городские легенды|городской легенды]] о Крюке. | ||
* Канадская «Маска призрака» 1999 года. | * Канадская «Маска призрака» 1999 года. | ||
* Немецкий «Кричи, так как я тебя убью» 1999 года и его продолжение «Девичий интернат: твои крики никто не услышит» 2001 года. | * Немецкий «Кричи, так как я тебя убью» 1999 года и его продолжение «Девичий интернат: твои крики никто не услышит» 2001 года. | ||
Строка 195: | Строка 195: | ||
* «Ген убийства» 2000 года. | * «Ген убийства» 2000 года. | ||
* «Убийства в Черри-Фоллс» 2000 года. | * «Убийства в Черри-Фоллс» 2000 года. | ||
* «Я знаю, что вы снимали этим | * «Я знаю, что вы снимали этим летом» (на самом деле этот дешевый мусор называется «Voyeur.com» — спасибо нашим дорогим прокатчикам!) | ||
* Французский «Театр смерти» 2000 года. | * Французский «Театр смерти» 2000 года. | ||
* Австралийская «Режиссёрская версия» («Нарезка») 2000 года. Местами сползает в откровенную [[Пародия|пародию]]. | * Австралийская «Режиссёрская версия» («Нарезка») 2000 года. Местами сползает в откровенную [[Пародия|пародию]]. | ||
Строка 202: | Строка 202: | ||
* Немецкий «Бассейн» 2001 года. | * Немецкий «Бассейн» 2001 года. | ||
* Немецкий же «Артефакт» 2001 года. | * Немецкий же «Артефакт» 2001 года. | ||
* «Крик: Последняя глава» 2001 года (в оригинале фильм называется «Final Stab», т. | * «Крик: Последняя глава» 2001 года (в оригинале фильм называется «Final Stab», т. е. «Последний удар ножом» — [[Сиквел-бастард|опять спасибо прокатчикам]]). Фильм дрянь, даже кетчупа пожалели. | ||
* «Хочешь узнать тайну?» 2001 года. | * «Хочешь узнать тайну?» 2001 года. | ||
* «День святого Валентина» 2001 года (не путать с «Мой кровавый Валентин». | * «День святого Валентина» 2001 года (не путать с «Мой кровавый Валентин». | ||
Строка 212: | Строка 212: | ||
* «Сноубордисты» 2002 года. | * «Сноубордисты» 2002 года. | ||
* «Приглашение со вкусом смерти» 2003 года. | * «Приглашение со вкусом смерти» 2003 года. | ||
* Дилогия «Кровавое | * Дилогия «Кровавое убийство» — бессовестный [[рип-офф]] с «Пятницы, 13-е». | ||
==== Новые времена ==== | ==== Новые времена ==== | ||
* Бесчисленные [[ремейк]]и и [[перезапуск]]и классики: «Кошмар на улице Вязов», «Техасская резня бензопилой», «Хэллоуин», «Пятница, 13-е», «Школьный бал», «День дурака»… Собственно, по наблюдениям автора статьи, новые времена ведут свой отсчёт как раз с ремейка «Техасской резни | * Бесчисленные [[ремейк]]и и [[перезапуск]]и классики: «Кошмар на улице Вязов», «Техасская резня бензопилой», «Хэллоуин», «Пятница, 13-е», «Школьный бал», «День дурака»… Собственно, по наблюдениям автора статьи, новые времена ведут свой отсчёт как раз с ремейка «Техасской резни бензопилой» — мода на сравнительно малокровные глянцевые ужастики а-ля «Крик» сменилась потоком брутальных и кровавых картин, далеко позади оставляющих своих предшественников по уровню жестокости. | ||
* «Кровавая жатва» 2003 года. | * «Кровавая жатва» 2003 года. | ||
* «Маленький помощник Сатаны» 2004 года. | * «Маленький помощник Сатаны» 2004 года. | ||
Строка 236: | Строка 236: | ||
* Трилогия «Уже можно, но очень страшно!» | * Трилогия «Уже можно, но очень страшно!» | ||
* «Забери мою душу» 2011 года (реж. Уэс Крейвен). | * «Забери мою душу» 2011 года (реж. Уэс Крейвен). | ||
* Японский «Aku no Kyoten» 2012 | * Японский «Aku no Kyoten» 2012 года — формально позиционируется как хоррор, но по факту именно слэшер, в котором учитель-психопат устраивает за своим классом охоту по всей школе с дробовиком наперевес (а перед этим убивает ещё нескольких человек посредством сожжения заживо, повешения на ремне сумки, пытки паяльником и сворачивания шеи). | ||
* «Спящий» 2012 года. | * «Спящий» 2012 года. | ||
* «Озорная ночь» 2013 года. | * «Озорная ночь» 2013 года. | ||
Строка 244: | Строка 244: | ||
* «Последняя девушка» 2015 года (не путать с «Последними девушками» того же года выпуска). | * «Последняя девушка» 2015 года (не путать с «Последними девушками» того же года выпуска). | ||
* Голландская «Резня на мельнице» 2016 года (очень неплохой мистический слэшер с [[отсылка]]ми к «Десяти негритятам»). | * Голландская «Резня на мельнице» 2016 года (очень неплохой мистический слэшер с [[отсылка]]ми к «Десяти негритятам»). | ||
* Норвежский фильм 2017 года «Рождественская | * Норвежский фильм 2017 года «Рождественская кровь» — снова Санта с топором. | ||
* «Хэллфест» 2018 года. | * «Хэллфест» 2018 года. | ||
* «Канун дня всех святых» (антология) и | * «Канун дня всех святых» (антология) и «Ужасающий» — совершенный слэшер с уклоном в ужасы и без штампов, над которыми даже стебется. Первый фильм, где жертва нашла способ спастись при удушении пакетом. Клоун тоже не лыком шит. | ||
* «Чёрное Рождество» 2019 | * «Чёрное Рождество» 2019 года — уже третья (!) версия истории 1974 года. Лютое говно от бесталанной режиссёрки с бредовым сюжетом, замешанным на самом примитивном понимании феминизма. | ||
* «Последний сеанс» (Уругвай, 2020). | * «Последний сеанс» (Уругвай, 2020). | ||
==== Пародии и игры с жанром ==== | ==== Пародии и игры с жанром ==== | ||
* И снова «Крик» Уэса Крейвена. Да-да, сама эта | * И снова «Крик» Уэса Крейвена. Да-да, сама эта тетралогия — язвительная пародия на расхожие приемы и штампы слэшеров (а последний фильм — ещё и на многие современные реалии). | ||
* «День дурака» 1986 | * «День дурака» 1986 года — слэшер с кучей трупов, в котором [[Всё было розыгрышем|никто не погиб]]. | ||
* «Возвращение в школу ужасов» 1987 | * «Возвращение в школу ужасов» 1987 года — довольно странный иронический слэшер, в сюжете которого без пол-литра и не разберешься. | ||
* «Летняя расчлененка» 1998 года. | * «Летняя расчлененка» 1998 года. | ||
* «Очень страшное кино» и куда менее удачное «Ну очень страшное кино», вышедшее с ним почти одновременно. | * «Очень страшное кино» и куда менее удачное «Ну очень страшное кино», вышедшее с ним почти одновременно. | ||
* «Рубаки» (в оригинале так и | * «Рубаки» (в оригинале так и называется — «Slashers») 2001 года от независимого режиссёра Мориса Деверо — фильм про кровавую японскую игру на выживание, где добровольцев запирают в лабиринте с маньяками-убийцами. Несмотря на копеечный бюджет, фильм получился качественный. | ||
* Серия фильмов «Топор». | * Серия фильмов «Топор». | ||
* «Турист» 2006 | * «Турист» 2006 года — маньяк в маске Рональда Рейгана мочит хиппи. Снял всё это безобразие Дэвид Аркетт — Дьюи из «Криков». | ||
* «[[Tucker & Dale vs Evil|Такер и Дэйл против зла]]» aka «Убойные каникулы» 2010 | * «[[Tucker & Dale vs Evil|Такер и Дэйл против зла]]» aka «Убойные каникулы» 2010 года — эпичнейший [[зигзаг]]. Детишки приехали самоубиваться на свежем воздухе! [[Эпидемия самоубийств|По всей делянке]]! Причём сами студентики искренне полагают, что это главгерои-деревенщины вырезают их одного за другим, [[Деконструкция|ибо стереотипы]], а потом {{spoiler|один из них сам становится маньяком, пытаясь защитить оставшихся приятелей. И ещё генетика сказывается. Он ведь сам — [[Ребёнок от изнасилования|сын упомянутого в начале фильма маньяка и его жертвы]]…}} | ||
* «[[Окровавленные холмы]]» 2009 | * «[[Окровавленные холмы]]» 2009 года — старый слэшер оказывается [[Снафф-видео|снафф-фильмом]], который снимает безумный режиссёр, превративший в маньяка родного сына. | ||
* «Наказание» 2011 года. | * «Наказание» 2011 года. | ||
* «[[Cabin in the Woods|Хижина в лесу]]» 2011 | * «[[Cabin in the Woods|Хижина в лесу]]» 2011 года — не являясь, по сути, слэшером, обыгрывает многие штампы поджанра. Да и слэшерные злодеи у Фирмы в закромах тоже есть. | ||
* «Кровавый библейский лагерь» 2012 года. | * «Кровавый библейский лагерь» 2012 года. | ||
* Иронический слэшер «Тебе конец! | * Иронический слэшер «Тебе конец!» — деконструкция: что будет, если сделать убийц обычными людьми без [[сюжетная броня|сюжетной брони]] (маньяки, терроризирующие семью, оказываются {{spoiler|наёмными убийцами, которых нанял жадный родственник, желающий получить наследство}}), а главной героине не выдавать [[идиотский мяч]]? | ||
* «Последние девушки» 2015 года. | * «Последние девушки» 2015 года. | ||
* «Счастливого дня смерти» 2017 года. | * «Счастливого дня смерти» 2017 года. | ||
Строка 270: | Строка 270: | ||
* «Кровавый фестиваль» 2018 года. | * «Кровавый фестиваль» 2018 года. | ||
* «Ты, должно быть, убийца» 2018 года. | * «Ты, должно быть, убийца» 2018 года. | ||
* «Я иду | * «Я иду искать» — убийцы здесь откровенные дилетанты, которые выглядят просто жалко. Правда, формально это не совсем слэшер, так как убийц много, а жертва одна. В смысле, намеченная, на самом деле их будет дофига. Зато есть бабуля с топором. | ||
* Городские легенды | * Городские легенды 2 — злодей изображает работу маньяка в маске с весьма приземленной целью — убрать свидетелей своего мошенничества, а всю вину свалить на героиню, на чем и прокололся. | ||
==== Русскоязычное кино ==== | ==== Русскоязычное кино ==== | ||
Строка 278: | Строка 278: | ||
* «Путевой обходчик». | * «Путевой обходчик». | ||
* Чудовищно унылая украинская «Штольня». | * Чудовищно унылая украинская «Штольня». | ||
* Российская чёрная комедия «Мёртвым | * Российская чёрная комедия «Мёртвым повезло» — единственный удачный пример в этом списке. | ||
=== [[Телесериалы]] === | === [[Телесериалы]] === | ||
Строка 286: | Строка 286: | ||
* «Королевы крика». | * «Королевы крика». | ||
* «[[American Horror Story/American Horror Story 1984|Американская история ужасов: 1984]]». | * «[[American Horror Story/American Horror Story 1984|Американская история ужасов: 1984]]». | ||
* «Мастера | * «Мастера ужасов» — первый эпизод первого сезона «Происшествие на горной дороге». | ||
* «Навстречу | * «Навстречу тьме» — первый сезон, эпизоды первый («Тело») и одиннадцатый («Школьный дух»). | ||
=== [[Документальные фильмы]] === | === [[Документальные фильмы]] === | ||
Строка 297: | Строка 297: | ||
=== [[Видеоигры]] === | === [[Видеоигры]] === | ||
[[Файл:Lvc5hrs.png|thumb|right|Группа прогрессивных Американских тинейджеров]] | [[Файл:Lvc5hrs.png|thumb|right|Группа прогрессивных Американских тинейджеров]] | ||
* Перво-наперво еще раз повторим, что речь не идёт о игровом жанре (для этого нужна отдельная статья), а о играх, основанных на классическом сюжете | * Перво-наперво еще раз повторим, что речь не идёт о игровом жанре (для этого нужна отдельная статья), а о играх, основанных на классическом сюжете слэшера — т. е. убийца с холодным оружием и набор жертв. Обычно они относятся к другому игровому жанру — [[survival horror]]. | ||
==== За маньяка ==== | ==== За маньяка ==== | ||
* [[Party Hard]] | * [[Party Hard]] — Симулятор маньяка в стиле современных слэшеров «Крик-style», но с прекрасной мотивацией главного злодея — он просто хочет тишины, а молодёжь ему мешает! | ||
* «Naughty | * «Naughty Bear» — симулятор типичного маньяка, но в нетипичном сеттинге: в стране разумных плюшевых игрушек! | ||
==== За жертв (у) ==== | ==== За жертв (у) ==== | ||
* «Lakeview Cabin | * «Lakeview Cabin Collection» — Серия не больших, но очень интересных игр, в которых нужно противостоять героям слэшеров, как Джэйсон Вурхис (Оригинальный и из фильма, где он в Нью-Йорке), Майкл Майерс, Семейству каннибалов из ТРБ. Протагонистами же выступают каноничные подростки. Что очень доставляет, в пятой главе — героями выступают: Алфач-рэгбист, его девушка-потаскушка, нерд и сестра нерда. | ||
* «Until | * «Until Dawn» — интерактивное кино, в котором от действий игрока зависят дальнейшие события. Однако в данной игре, пожалуй, присутствует [[зигзаг]]: от типичного слэшера к пародии на жанр, а после — явный мистический хоррор. | ||
* «A Nightmare on Elm Street» (NES, 1989) | * «A Nightmare on Elm Street» (NES, 1989) — исследуем Спрингвуд пятью не имеющими отношения к фильмам подростками, иногда засыпаем и убегаем уже от Фредди. | ||
** Примерно то же самое, но уже про героев фильма вышло на Commodore 64 в 1989 от другой компании, Monarch Software. Здесь героев нужно спасать от Фредди для разблокирования, а исследовать надо улицу Вязов и дом Крюгера. | ** Примерно то же самое, но уже про героев фильма вышло на Commodore 64 в 1989 от другой компании, Monarch Software. Здесь героев нужно спасать от Фредди для разблокирования, а исследовать надо улицу Вязов и дом Крюгера. | ||
* «Halloween» 1983 года по мотивам одноимённого фильма. Надо управлять Лори Строуд и прятать детей от брата. Драться нельзя, но есть одно ваншотное оружие, позволяющее пройти игру сразу же. | * «Halloween» 1983 года по мотивам одноимённого фильма. Надо управлять Лори Строуд и прятать детей от брата. Драться нельзя, но есть одно ваншотное оружие, позволяющее пройти игру сразу же. | ||
==== За обе стороны ==== | ==== За обе стороны ==== | ||
* «Friday the 13th: The | * «Friday the 13th: The Game» — играть можно как за вожатых, так и за Джейсона. | ||
* «[[Dead by Daylight]] | * «[[Dead by Daylight]]» — пять игроков: один маньяк и четыре жертвы. | ||
* «Last | * «Last Year» — по сути, могла бы стать первопроходцем в жанре онлайн-догонялок про маньяков, но очень затянулась в разработке и вышла тогда, когда это уже было никому особо не нужно. В итоге, на сегодняшний день полностью потерялась на фоне двух конкурентов выше, хотя имеет интересные находки, главная из которых — телепортация маньяка, когда он в тени. | ||
* | * «Horrorfield» — клон DbD на смартфоны. Суть та же, но с видом сверху и намного проще. Очень даже жив, несмотря на выход вдохновителя на мобильные платформы. | ||
* «Horror | * «Horror Show» — а вот это уже клон клона, только с ещё большей кучей доната. | ||
=== [[Визуальные романы]] === | === [[Визуальные романы]] === | ||
* «[[Бесконечное лето]]»: Мику- | * «[[Бесконечное лето]]»: Мику-рут — [[пародия]] и [[деконструкция]]. Хотя всё по правилам ({{spoiler|и [[Убийца — один из нас|маньяком оказалась одна из главных героинь]], и [[Потаскушка на заклание|развратная девица]] погибла}}), но тут и выжила [[Парочка на заклание|пара влюблённых]], и девушка далеко не [[Девственность — это сила|девственница]], и вообще {{spoiler|они попали в [[Шоу внутри шоу|фильм, который сами же и снимали]], а [[Жизнь есть сон|всё происходящее в итоге оказалось бредовым сном]] по [[вывих мозга|нарочито-безумной]] интерпретации сценария [[МТА|от возлюбленной]].}} | ||
=== [[Реальная жизнь]] === | === [[Реальная жизнь]] === | ||
* Знаменитое [[w: Убийства на озере Бодом|убийство на озере Бодом]], так и оставшееся [[Вечная загадка|нераскрытым]], напоминает фабулу типичного слэшера: лес, палатка, развесёлая компания молодёжи, жестокий убийца. | * Знаменитое [[w: Убийства на озере Бодом|убийство на озере Бодом]], так и оставшееся [[Вечная загадка|нераскрытым]], напоминает фабулу типичного слэшера: лес, палатка, развесёлая компания молодёжи, жестокий убийца. | ||
* Некий житель [[Швеция|Швеции]] двадцати одного года от роду взял меч и [[Псих с топором|пару топоров]], заявился в школу в прикиде [[Дарт Вейдер|Дарта Вейдера]] и [[w: Нападение на школу в Тролльхеттане|устроил резню]]. Причём не все сразу просекли происходящее, и несколько учеников даже благополучно пофоткались с маньяком в обнимку. Приехавшая полиция изрешетила психа, и тот умер в больнице. | * Некий житель [[Швеция|Швеции]] двадцати одного года от роду взял меч и [[Псих с топором|пару топоров]], заявился в школу в прикиде [[Дарт Вейдер|Дарта Вейдера]] и [[w: Нападение на школу в Тролльхеттане|устроил резню]]. Причём не все сразу просекли происходящее, и несколько учеников даже благополучно пофоткались с маньяком в обнимку. Приехавшая полиция изрешетила психа, и тот умер в больнице. | ||
* В принципе, на «слэшер» тянет «подвиг» [[w: Ричард Спек|Ричарда Спека]], за одну ночь прикончившего восемь молоденьких медсестёр в их общежитии. Даже [[последняя девушка]] | * В принципе, на «слэшер» тянет «подвиг» [[w: Ричард Спек|Ричарда Спека]], за одну ночь прикончившего восемь молоденьких медсестёр в их общежитии. Даже [[последняя девушка]] есть — девятая медсестра Корасон Амурао. | ||
== Примечания == | == Примечания == |
Версия 21:12, 29 марта 2022
![]() | TV Tropes Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Slasher Movie. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью. |
« | Раззудись, плечо! Размахнись, рука! | » |
— Вкратце суть большинства слэшеров |
Слэ́шер (от англ. slash, «удар с плеча; рубить») — это в первую очередь не сочинитель историй о гейской любви (и даже, в данном случае, не видеоигра в жанре «фехтовалка»), а поджанр в ужасах, посвящённый тому, как некий убийца, нередко скрывающий лицо под маской, за короткое время истребляет энное количество человек, чаще всего подростков, одного за другим — в основном при помощи холодного оружия либо вообще весьма разнообразными способами. Как нетрудно догадаться, сюжеты подобных произведений не блещут оригинальностью и ограничены крайне узкими рамками, отчего в кругу высоколобых критиков на слэшеры принято глядеть свысока. Тем не менее, талантливые авторы умудряются сделать шедевр даже из такой простой истории — достаточно сказать, что большинство культовых хоррор-серий относится как раз к слэшерам. Ну а среди «творцов» попроще слэшер популярен тем, что такой сюжет не требует значительных денежных вложений.
Началом эпохи слэшеров принято считать конец 1970-х годов, когда на экраны вышел знаменитый фильм Джона Карпентера «Хэллоуин» про молчаливого душегуба в маске, убивающего молодежь сонного маленького городка Хеддонфилд в канун Дня Всех Святых[1]. Предшествовал слэшеру итальянский джалло.
Характерные признаки слэшера
- Жертвы:
- Королева крика — некоторые актрисы благополучно кочуют из фильма в фильм.
- Парочка на заклание — обычно первые жертвы.
- Последняя девушка и потаскушка на заклание — по одной штуке.
- Мачо — обычно парень потаскушки.
- Нерд — обычно тайно влюблён в последнюю девушку, но боится признаться ей в своих чувствах.
- Секс — это плохо vs Девственность — это сила: последняя девушка если и не девственница, то, по крайней мере, ведёт себя достаточно скромно, тогда как ее более раскрепощённые подруги и потаскушка почти всегда гибнут.
- Убийцы:
- Злодей в маске — чаще всего.
- Гад-франшизик — в случае успеха произведения и выпуска продолжений.
- Хоррор-икона — если гад получился особо колоритным или харизматичным; также особо отличившийся исполнитель его роли.
- Маньячка — некоторые убийцы оказываются женщинами.
- Беглые психи — если маньячина сделал ноги из дурки.
- Псих с топором — довольно часто.
- Пришёл, увидел, замочил — если маньяк тупо мочит всех, кого видит, без каких-либо причин.
- Убийца — один из нас — нередко.
- Озлобленный ботаник — нередко.
- Гнусный клан — если маньячит целая семейка.
- Распутинская живучесть — даже если маньяк самый обычный человек, его крайне сложно убить.
- Прочее:
- Множество способов умереть — если маньяк не зацикливается на одном орудии, а любит креатив.
- Жуткие увеселения — события многих произведений происходят во время государственных праздников и дней рождения, а также в развлекательных парках.
- Копиркин — очень многие слэшеры являются перепевами более успешных образцов. Естественно, их персонажи — тоже. Знаменитый набор Пай-девочка/Шлюха/Тупой качок/Ботаник/Шут не на пустом месте возник.
- Страшный летний лагерь — популярное место действия.
- Тяжёлое детство, деревянные игрушки, трагический момент из детства, приведший к душевной травме, скверная мамочка, адский папаша, травля — наиболее частые причины поступков убийцы.
- Убийства в театральном стиле — некоторые убийцы ба-а-альшие затейники.
Примеры
Прото-слэшеры и околослэшеры
Фольклор
- Многие городские легенды по сути являют собой микрослэшеры. В наличии — молодые герои и таинственный убийца, расправляющийся с одним или двумя из них. Больше разгуляться не даёт объём истории.
Литература
- Агата Кристи — «Десять негритят», по сути, содержит все элементы слэшера: загадочный убийца разными способами истребляет группу людей в замкнутом пространстве.
- Роман супругов Гвен Бристоу и Брюса Мэннинга «Невидимый хозяин» — прямой предшественник «Десяти негритят», сюжетно совпадающий с историей леди Агаты вплоть до деталей и написанный на десять лет раньше. Имеем: дом на отшибе, группу людей, голос по радио (в романе Кристи была пластинка), объявляющий, что все гости умрут, и надо же — они начинают умирать по одному.
- Роберт Блох, «Психо» — роман, легший в основу классической картины Хичкока.
- Р. Л. Стайн утверждал, что слэшеры не жалует, предпочитая им жанр триллера. Тем не менее, повесть «Королева бала» из серии «Улица Страха» вполне может с некоторым фитильком назваться слэшером. Правда, убийств не так много, и все они остаются за кадром.
- Отчасти примером можно назвать даже «Чарли и шоколадная фабрика». Подростки — есть, порочные персонажи — есть, не пострадавший единственный нормальный человек — в наличии, псих «в театральном стиле» с тяжёлым детством и адским папашей (в фильме) — тоже. Ну и, конечно, жуткие увеселения. Что ещё для счастья нужно?
Театр
- Агата Кристи, «Мышеловка» и «И никого не стало» по роману «Десять негритят».
- Пьеса Оуэна Дэвиса «Девятый гость» по роману «Невидимый хозяин». Девятый гость — это смерть.
Кино
- «Террор» 1928 года.
- «Тринадцать женщин» 1932 года.
- «Девятый гость» (1934) по роману «Невидимый хозяин» и основанной на нём пьесе.
- Советская экранизация «Десяти негритят» и зарубежные экранизации пьесы по мотивам романа.
- Советская экранизация «Мышеловки».
- «Психо» Альфреда Хичкока.
- «Безумие-13» — убивец с топором. Между прочим, дебют Фрэнсиса Форда Копполы!
- «Кровавый пир» Гершела Гордона Льюиса — едва ли не первый фильм ужасов с откровенной демонстрацией кровавого насилия с кишками и мясом.
- «Кровавый залив» и «Топор для новобрачной» Марио Бавы.
- «Сильный испуг» 1971 года.
- «Тихая ночь, кровавая ночь» 1972 года — едва ли не первый «почти настоящий» слэшер и уж точно первый «рождественский». А вовсе не «Чёрное Рождество».
- «Кричите, кровавое убийство» 1973 года. У убийцы, кстати, крюк вместо руки, но пользуется он им редко.
- «Театр крови» — закритикованный актёр Эдвард Лайонхарт убивает критиков в соответствии с убийствами в пьесах Шекспира. Получается довольно кроваво.
- «Сёстры смерти» — группу молодых женщин, виновных в гибели подруги по университету, собирают в доме на отшибе и начинают убивать одну за другой.
- «Невменяемая» 1975 года — толстая тётка крушит тесаком всех, кто мешает ей ЖРАТЬ!
- «Спаситель: Сын Сатаны» 1976 года — группу людей убивают в безлюдном школьном здании.
- «Элис, милая Элис» 1976 года.
- «Ритуалы» 1977 года.
- «Лиза, Лиза» 1977 года.
- «Возвращение» 1978 года.
- «Убийства инструментами» 1978 года.
- Серию о кукле Чаки многие относят к слэшерам, хотя в первую очередь она относится к поджанру про игрушки-убийцы.
- Трилогия «Маньяк-полицейский» соединяет элементы слэшера, боевика и полицейского триллера. И мистического триллера о нежити среди людей. А некоторые из обыкновенных житейских сцен — особенно сцены боли и страдания — там сняты так крипово, что мороз по коже.
- Серию «Кэндимен» тоже иногда относят к слэшерам.
Слэшеры
Литература
Русскоязычная
- Новеллизации русских горе-слэшеров «ССД» и «Путевой обходчик».
- Пиратские новеллизации «Пятницы, 13-е» от белорусских «умельцев».
- Рассказ Дмитрия Костюкевича и Андрея Анисова «Фиалка» — маньяк устраивает аварию автобуса в глуши, а потом расправляется с пассажирами по одному.
На других языках
- Официальная новеллизация серии «Пятница, 13-е» от писателя Саймона Хоука. Настоящее его имя (которое он в итоге официально сменил на Саймона Хоука) — Николай Валентинович Ермаков, так что в некотором роде он тоже «наш».
- Многие романы Ричарда Лаймона по сути являются слэшерами, либо обыгрывают их штампы.
- Роман Дина Кунца «Дом ужасов» по сценарию «Смертельной забавы» Тоба Хупера.
Кино
Абсолютная классика
- Серия «Техасская резня бензопилой». Строго говоря, её не вполне можно назвать слэшером, скорее это история из разряда «деревенщины против городских», но тем не менее структура первого фильма в принципе схожа — молодые люди один за другим гибнут от рук жуткого громилы в маске.
- Серия «Хэллоуин». С безмолвного убийцы Майкла Майерса всё и началось.
- Серия «Пятница, 13-е» — первый фильм создавался явно в подражание «Хэллоуину». Да и в дальнейшем они достаточно схожи, разве только Джейсон кровожаднее и тупее Майерса будет. Впрочем, в первом фильме действовала мама-медведица Джейсона, а в пятом — подражатель.
- «Кошмар на улице Вязов» — пожалуй, наиболее популярная серия из всех. Поздние фильмы достаточно далеко ушли от слэшера в фантасмагорию, но как минимум первые два в поджанр вполне себе вписываются.
Значимые представители жанра
- «Чёрное Рождество» 1974 года. Очень атмосферное кинцо, вышел почти одновременно с «Техасской резней бензопилой».
- «С Днём Рожденья меня» 1981 года. Хотя по стилистике он ближе к джалло.
- «Школьный бал» 1980 года.
- «Мой кровавый Валентин» 1981 года.
- Серия «Спящий лагерь».
- «Сожжение» 1980 года.
- «Тихая ночь, смертельная ночь» 1984 года — самый известный ужастик о маньяке в костюме Санта-Клауса. В связи с этим вызвал жестокие анальные боли и истерику у храмовников, требующих не порочить светлый образ Санты.
- Итальянский «Водолей» 1987 года.
Менее известные и малоизвестные образцы
- «Он знает, что вы одни» 1980 года.
- «Всем спокойной ночи» 1980 года.
- «Поезд страха» 1980 года.
- «Последний экзамен» 1980 года.
- «Адская ночь» 1981 года.
- «Смертельная забава» 1981 года (реж. Тоб Хупер).
- «Безумец» 1981 года.
- «Вечерняя школа» 1981 года.
- «День окончания школы» 1981 года.
- «Дом, милый дом» 1981 года.
- «Незнакомец» 1981 года.
- «Перед самым рассветом» 1981 года.
- «Кошмары больного мозга» 1981 года.
- Комедийный слэшер «Тела студентов» 1981 года.
- «Крик» 1981 года.
- «Выродок» 1982 года.
- «Дом, где падает кровь» 1982 года.
- «Кровавая вечеринка» 1982 года.
- «Обман или удовольствия» 1982 года — явная калька с «Хэллоуина».
- «Убийца» 1982 года.
- «Заблудившиеся» 1982 года.
- «Резня в госпитале» 1982 года.
- «Остров крови» 1982 года.
- «Финальный террор» 1983 года.
- «Занавес» 1983 года.
- «Дом на Греческой улице» 1983 года.
- «Смерть кричит» 1983 года.
- «Кровавое месилово» 1983 года — «снят французом с греческими корнями в американском Висконсине, а главный его герой, он же убийца — призрак самурая!»(с)
- «Кровавое посвящение» 1983 года.
- «Добыча» 1983 года.
- «Сладкие 16» 1983 года.
- «Кровавый кинотеатр» 1984 года.
- «Кровавый универ» 1984 года.
- «Фатальные игры» 1984 года.
- «Расчленитель» 1984 года.
- «Девушки исчезают» 1984 года — орудует маньяк в костюме медведя!
- «Не открывай до Рождества» 1984 года — тут уже самих Санта-Клаусов мочит маньяк.
- «Тихое безумство» 1984 года.
- «Резня в школе» — 1986 года.
- «Ночь убийств» 1986 года.
- Итальянский «Отсчёт тел» 1986 года.
- «Бойня» 1987 года.
- «Кровная ярость» 1987 года.
- «Резня в психушке» 1987 года.
- «Луна в созвездии Скорпиона» 1987 года.
- «Горячая неделя» 1988 года.
- «Лагерь девушек-болельщиц» 1988 года.
- «Истребитель» 1988 года.
- «Последний девичник» 1988 года.
- «Сокращая класс» 1988 года.
- «Заледеневший» 1988 года.
- «Игра в прятки» 1988 года.
- Испано-американский «На острие топора» 1988 года.
- Австралийские «Опасные игры» 1988 года.
- «Незваный гость» 1989 года.
- «Лунный охотник» 1989 года.
- «Попкорн» 1990 года.
- Трилогия «Резня в женской общаге».
- Трилогия «Кровавая вечеринка».
- Мексиканская «Адская ловушка» 1990 года.
- Испанское «Смертоносное поместье» 1990 года.
- «Кровавая луна» 1990 года.
- «Маска Красной Смерти» 1991 года. От Эдгара По осталось в буквальном смысле одно название.
- Дилогия «Полицейский-психопат» (не путать с трилогией «Маньяк-полицейский»).
- «Счастливой адской ночи» 1992 года.
Откровенный трэш
- «Не ходите в лес.. одни!» 1981 года — совершенно невообразимая бредятина. Сиквел-бастард фильма…
- …просто «Лес» 1982 года (вышедший через год после «продолжения»). В отличие от «Не ходите в лес», этот снят более-менее профессионально, но куча нелепостей и несуразный маньяк-каннибал превращают его в довольно забавное зрелище.
- Серия Андреаса Шнааса «Жестокое дерьмо».
Постмодернизм и эпоха «Крика»
- Как вам предыдущий списочек (который мы будем без конца пополнять — муа-ха-ха! — и в который ещё не вошли бесчисленные сиквелы-приквелы культовой классики)? Изучили? В таком случае, вы наверняка понимаете, КАК всем осточертели слэшеры уже к концу восьмидесятых. Казалось, жанр убит наповал, утрамбован, раскатан асфальтовым катком бесчисленных однообразных поделок… и тут Уэс Крейвен выкатывает своё кино, нещадно обстёбывая все штампы жанра — причём всё это с великолепным сценарием молодого Кевина Уильямсона и блестящей игрой молодых актёров. «Крик» стал хитом — и именно ему мы обязаны тем, что добрая половина «посткриковских» слэшеров по умолчанию являются чёрными комедиями. За ним, разумеется последовали «Крик-2» и «Крик-3» (в 2011 году пополнившиеся и «Криком-4»), а также куча подражаний, о которых ниже, ну а Кевин Уильямсон под шумок продал сценарий фильма по повести Лоис Дункан…
- …ставший серией под названием «Я знаю, что вы сделали прошлым летом». Из довольно занудного молодежного триллера получился отличный слэшер про убийцу с крюком. В первом фильме он им просто орудовал, во втором крюк заменил ему руку.
- Серия «Городские легенды».
- «Я ждала тебя» 1998 года по повести той же Лоис Дункан — с изрядным фитильком, так как убийца в маске ведьмы почти никого не убил, в основном ограничиваясь членовредительством.
- «Переулок влюблённых» 1999 года — очередная вариация городской легенды о Крюке.
- Канадская «Маска призрака» 1999 года.
- Немецкий «Кричи, так как я тебя убью» 1999 года и его продолжение «Девичий интернат: твои крики никто не услышит» 2001 года.
- «Колобос» 1999 года.
- «Трещина в полу» 2000 года.
- «Ген убийства» 2000 года.
- «Убийства в Черри-Фоллс» 2000 года.
- «Я знаю, что вы снимали этим летом» (на самом деле этот дешевый мусор называется «Voyeur.com» — спасибо нашим дорогим прокатчикам!)
- Французский «Театр смерти» 2000 года.
- Австралийская «Режиссёрская версия» («Нарезка») 2000 года. Местами сползает в откровенную пародию.
- Немецкая «Анатомия» 2000 года.
- Немецкий «Флэшбек» 2000 года.
- Немецкий «Бассейн» 2001 года.
- Немецкий же «Артефакт» 2001 года.
- «Крик: Последняя глава» 2001 года (в оригинале фильм называется «Final Stab», т. е. «Последний удар ножом» — опять спасибо прокатчикам). Фильм дрянь, даже кетчупа пожалели.
- «Хочешь узнать тайну?» 2001 года.
- «День святого Валентина» 2001 года (не путать с «Мой кровавый Валентин».
- «Потрошитель: Письма из Ада» 2001 года.
- «Американский кошмар» 2002 года.
- «Ходячие трупы» 2002 года.
- «Падшие ангелы» 2002 года/
- «Повелитель страха» 2002 года.
- «Сноубордисты» 2002 года.
- «Приглашение со вкусом смерти» 2003 года.
- Дилогия «Кровавое убийство» — бессовестный рип-офф с «Пятницы, 13-е».
Новые времена
- Бесчисленные ремейки и перезапуски классики: «Кошмар на улице Вязов», «Техасская резня бензопилой», «Хэллоуин», «Пятница, 13-е», «Школьный бал», «День дурака»… Собственно, по наблюдениям автора статьи, новые времена ведут свой отсчёт как раз с ремейка «Техасской резни бензопилой» — мода на сравнительно малокровные глянцевые ужастики а-ля «Крик» сменилась потоком брутальных и кровавых картин, далеко позади оставляющих своих предшественников по уровню жестокости.
- «Кровавая жатва» 2003 года.
- «Маленький помощник Сатаны» 2004 года.
- «Дом восковых фигур» 2005 года.
- «Развлечение» 2007 года.
- «Не вижу зла» 2006 года.
- «Все парни любят Мэнди Лейн» 2006 года.
- «Саймон говорит» 2006 года.
- «Мрачная поездка» 2006 года.
- Английская «Дикость» 2006 года.
- Австрийская «Смерть в три дня» 2006 года.
- «Чёрное Рождество» 2006 года (ремейк фильма 1974).
- Южнокорейский «Учителю с любовью».
- «Бугимен-2» 2007 года (первый «Бугимен» был мистическим хоррором, а здесь орудует маньяк, использующий образ Бугимена по «плану Стэплтона»).
- Исландский «Гарпун: Резня на китобойном судне» 2009 года.
- Французское «Головокружение» 2009 года.
- Норвежская трилогия «Холодная добыча».
- Дилогия «Коллекционер».
- Дилогия «Похороненная» aka «Хромированный череп».
- Трилогия «Уже можно, но очень страшно!»
- «Забери мою душу» 2011 года (реж. Уэс Крейвен).
- Японский «Aku no Kyoten» 2012 года — формально позиционируется как хоррор, но по факту именно слэшер, в котором учитель-психопат устраивает за своим классом охоту по всей школе с дробовиком наперевес (а перед этим убивает ещё нескольких человек посредством сожжения заживо, повешения на ремне сумки, пытки паяльником и сворачивания шеи).
- «Спящий» 2012 года.
- «Озорная ночь» 2013 года.
- «Город, который боялся заката» 2014 года.
- «Страх сцены» 2014 года.
- Бельгийский «Детеныш» 2014 года.
- «Последняя девушка» 2015 года (не путать с «Последними девушками» того же года выпуска).
- Голландская «Резня на мельнице» 2016 года (очень неплохой мистический слэшер с отсылками к «Десяти негритятам»).
- Норвежский фильм 2017 года «Рождественская кровь» — снова Санта с топором.
- «Хэллфест» 2018 года.
- «Канун дня всех святых» (антология) и «Ужасающий» — совершенный слэшер с уклоном в ужасы и без штампов, над которыми даже стебется. Первый фильм, где жертва нашла способ спастись при удушении пакетом. Клоун тоже не лыком шит.
- «Чёрное Рождество» 2019 года — уже третья (!) версия истории 1974 года. Лютое говно от бесталанной режиссёрки с бредовым сюжетом, замешанным на самом примитивном понимании феминизма.
- «Последний сеанс» (Уругвай, 2020).
Пародии и игры с жанром
- И снова «Крик» Уэса Крейвена. Да-да, сама эта тетралогия — язвительная пародия на расхожие приемы и штампы слэшеров (а последний фильм — ещё и на многие современные реалии).
- «День дурака» 1986 года — слэшер с кучей трупов, в котором никто не погиб.
- «Возвращение в школу ужасов» 1987 года — довольно странный иронический слэшер, в сюжете которого без пол-литра и не разберешься.
- «Летняя расчлененка» 1998 года.
- «Очень страшное кино» и куда менее удачное «Ну очень страшное кино», вышедшее с ним почти одновременно.
- «Рубаки» (в оригинале так и называется — «Slashers») 2001 года от независимого режиссёра Мориса Деверо — фильм про кровавую японскую игру на выживание, где добровольцев запирают в лабиринте с маньяками-убийцами. Несмотря на копеечный бюджет, фильм получился качественный.
- Серия фильмов «Топор».
- «Турист» 2006 года — маньяк в маске Рональда Рейгана мочит хиппи. Снял всё это безобразие Дэвид Аркетт — Дьюи из «Криков».
- «Такер и Дэйл против зла» aka «Убойные каникулы» 2010 года — эпичнейший зигзаг. Детишки приехали самоубиваться на свежем воздухе! По всей делянке! Причём сами студентики искренне полагают, что это главгерои-деревенщины вырезают их одного за другим, ибо стереотипы, а потом один из них сам становится маньяком, пытаясь защитить оставшихся приятелей. И ещё генетика сказывается. Он ведь сам — сын упомянутого в начале фильма маньяка и его жертвы…
- «Окровавленные холмы» 2009 года — старый слэшер оказывается снафф-фильмом, который снимает безумный режиссёр, превративший в маньяка родного сына.
- «Наказание» 2011 года.
- «Хижина в лесу» 2011 года — не являясь, по сути, слэшером, обыгрывает многие штампы поджанра. Да и слэшерные злодеи у Фирмы в закромах тоже есть.
- «Кровавый библейский лагерь» 2012 года.
- Иронический слэшер «Тебе конец!» — деконструкция: что будет, если сделать убийц обычными людьми без сюжетной брони (маньяки, терроризирующие семью, оказываются наёмными убийцами, которых нанял жадный родственник, желающий получить наследство), а главной героине не выдавать идиотский мяч?
- «Последние девушки» 2015 года.
- «Счастливого дня смерти» 2017 года.
- «Убить за лайк» 2017 года.
- «Кровавый фестиваль» 2018 года.
- «Ты, должно быть, убийца» 2018 года.
- «Я иду искать» — убийцы здесь откровенные дилетанты, которые выглядят просто жалко. Правда, формально это не совсем слэшер, так как убийц много, а жертва одна. В смысле, намеченная, на самом деле их будет дофига. Зато есть бабуля с топором.
- Городские легенды 2 — злодей изображает работу маньяка в маске с весьма приземленной целью — убрать свидетелей своего мошенничества, а всю вину свалить на героиню, на чем и прокололся.
Русскоязычное кино
- «ССД».
- «Дизлайк».
- «Путевой обходчик».
- Чудовищно унылая украинская «Штольня».
- Российская чёрная комедия «Мёртвым повезло» — единственный удачный пример в этом списке.
Телесериалы
- «Крик».
- «Слэшер».
- «Остров Харпера».
- «Королевы крика».
- «Американская история ужасов: 1984».
- «Мастера ужасов» — первый эпизод первого сезона «Происшествие на горной дороге».
- «Навстречу тьме» — первый сезон, эпизоды первый («Тело») и одиннадцатый («Школьный дух»).
Документальные фильмы
- «Мясорубка: Слэшеры навсегда!»
- «На куски: рассвет и закат слэшеров».
- «Его звали Джейсон: 30 лет „Пятницы 13-е“».
- «Больше никогда не спи: Наследие улицы Вязов».
Видеоигры
- Перво-наперво еще раз повторим, что речь не идёт о игровом жанре (для этого нужна отдельная статья), а о играх, основанных на классическом сюжете слэшера — т. е. убийца с холодным оружием и набор жертв. Обычно они относятся к другому игровому жанру — survival horror.
За маньяка
- Party Hard — Симулятор маньяка в стиле современных слэшеров «Крик-style», но с прекрасной мотивацией главного злодея — он просто хочет тишины, а молодёжь ему мешает!
- «Naughty Bear» — симулятор типичного маньяка, но в нетипичном сеттинге: в стране разумных плюшевых игрушек!
За жертв (у)
- «Lakeview Cabin Collection» — Серия не больших, но очень интересных игр, в которых нужно противостоять героям слэшеров, как Джэйсон Вурхис (Оригинальный и из фильма, где он в Нью-Йорке), Майкл Майерс, Семейству каннибалов из ТРБ. Протагонистами же выступают каноничные подростки. Что очень доставляет, в пятой главе — героями выступают: Алфач-рэгбист, его девушка-потаскушка, нерд и сестра нерда.
- «Until Dawn» — интерактивное кино, в котором от действий игрока зависят дальнейшие события. Однако в данной игре, пожалуй, присутствует зигзаг: от типичного слэшера к пародии на жанр, а после — явный мистический хоррор.
- «A Nightmare on Elm Street» (NES, 1989) — исследуем Спрингвуд пятью не имеющими отношения к фильмам подростками, иногда засыпаем и убегаем уже от Фредди.
- Примерно то же самое, но уже про героев фильма вышло на Commodore 64 в 1989 от другой компании, Monarch Software. Здесь героев нужно спасать от Фредди для разблокирования, а исследовать надо улицу Вязов и дом Крюгера.
- «Halloween» 1983 года по мотивам одноимённого фильма. Надо управлять Лори Строуд и прятать детей от брата. Драться нельзя, но есть одно ваншотное оружие, позволяющее пройти игру сразу же.
За обе стороны
- «Friday the 13th: The Game» — играть можно как за вожатых, так и за Джейсона.
- «Dead by Daylight» — пять игроков: один маньяк и четыре жертвы.
- «Last Year» — по сути, могла бы стать первопроходцем в жанре онлайн-догонялок про маньяков, но очень затянулась в разработке и вышла тогда, когда это уже было никому особо не нужно. В итоге, на сегодняшний день полностью потерялась на фоне двух конкурентов выше, хотя имеет интересные находки, главная из которых — телепортация маньяка, когда он в тени.
- «Horrorfield» — клон DbD на смартфоны. Суть та же, но с видом сверху и намного проще. Очень даже жив, несмотря на выход вдохновителя на мобильные платформы.
- «Horror Show» — а вот это уже клон клона, только с ещё большей кучей доната.
Визуальные романы
- «Бесконечное лето»: Мику-рут — пародия и деконструкция. Хотя всё по правилам (и маньяком оказалась одна из главных героинь, и развратная девица погибла), но тут и выжила пара влюблённых, и девушка далеко не девственница, и вообще они попали в фильм, который сами же и снимали, а всё происходящее в итоге оказалось бредовым сном по нарочито-безумной интерпретации сценария от возлюбленной.
Реальная жизнь
- Знаменитое убийство на озере Бодом, так и оставшееся нераскрытым, напоминает фабулу типичного слэшера: лес, палатка, развесёлая компания молодёжи, жестокий убийца.
- Некий житель Швеции двадцати одного года от роду взял меч и пару топоров, заявился в школу в прикиде Дарта Вейдера и устроил резню. Причём не все сразу просекли происходящее, и несколько учеников даже благополучно пофоткались с маньяком в обнимку. Приехавшая полиция изрешетила психа, и тот умер в больнице.
- В принципе, на «слэшер» тянет «подвиг» Ричарда Спека, за одну ночь прикончившего восемь молоденьких медсестёр в их общежитии. Даже последняя девушка есть — девятая медсестра Корасон Амурао.
Примечания
- ↑ Впрочем, некоторые утверждают, что предшественником «Хэллоуина» и самым первым слэшером был канадский фильм «Чёрное Рождество», вышедший в 1974 году.