Управление по компасу: различия между версиями
Перейти к навигации
Перейти к поиску
Wolfgirl (обсуждение | вклад) |
|||
(не показано 5 промежуточных версий 3 участников) | |||
Строка 17: | Строка 17: | ||
*** У Дика были лаг и два компаса. Капитанский компас Негоро уничтожил, как и лаг. | *** У Дика были лаг и два компаса. Капитанский компас Негоро уничтожил, как и лаг. | ||
* Р. Сабатини, «[[Одиссея капитана Блада]]». «— Почему мы идём в Кюрасао таким странным курсом? — Обычно я не веду астрономических наблюдений, так как всецело полагаюсь на навигационное счисление пути. Но сегодня, взяв в руки квадрант, я, к своему стыду, обнаружил, что уклонился на полградуса к югу». [[Аверсия]]: на самом деле дон Диего намеренно вёл корабль не в Кюрасао, а его слова — [[обоснуй|внутримировой обоснуй]]. | * Р. Сабатини, «[[Одиссея капитана Блада]]». «— Почему мы идём в Кюрасао таким странным курсом? — Обычно я не веду астрономических наблюдений, так как всецело полагаюсь на навигационное счисление пути. Но сегодня, взяв в руки квадрант, я, к своему стыду, обнаружил, что уклонился на полградуса к югу». [[Аверсия]]: на самом деле дон Диего намеренно вёл корабль не в Кюрасао, а его слова — [[обоснуй|внутримировой обоснуй]]. | ||
** А заодно и [[хуцпа]]. При уклонении на полградуса к югу от Кюрасао стал бы как минимум виден берег Южной Америки (да и на рифы у побережья можно было бы вылететь). Поскольку Блад тем самым вроде бы проявил какие-то познания в штурманском деле, дон Диего сильно рисковал. | |||
* «Лангольеры» — до момента посадки в Бангоре самолет летел именно по приборам: без связи с диспетчерами, без радиомаяков без визуального наблюдения земли (над облаками). | * «Лангольеры» — до момента посадки в Бангоре самолет летел именно по приборам: без связи с диспетчерами, без радиомаяков без визуального наблюдения земли (над облаками). | ||
* «[[Час Быка]]» — передвижение в нуль-пространстве возможно только по приборам и заранее сделанным расчетам. Малейшая ошибка — и хана. | * «[[Час Быка]]» — передвижение в нуль-пространстве возможно только по приборам и заранее сделанным расчетам. Малейшая ошибка — и хана. | ||
* В романе «„Летучий Голландец“ уходит в туман…» упоминается случай, когда герой, отправившись на задание в шхеры Балтийского моря глухой темной ночью, идет «по счислению» — просто за бортом не видно ни черта. | * В романе «„Летучий Голландец“ уходит в туман…» упоминается случай, когда герой, отправившись на задание в шхеры Балтийского моря глухой темной ночью, идет «по счислению» — просто за бортом не видно ни черта. | ||
* В. Бианки, «За ястребом» — с прикрученным фитильком: герои шли пешком и ориентироваться пытались по солнцу, но не учли, что его положение в небе в течение суток меняется, и заблудились. | |||
* М. Пришвин, «Кладовая солнца» — Митраша шел четко по стрелке компаса и забрел в слепую елань. | |||
=== [[Кино]] === | === [[Кино]] === | ||
* Несомненно, «[[Аватар]]». В мире Пандоры среди Парящих гор бушуют мощнейшие электровихри, порождаемые анобтаниумом в их толще, поэтому летать в тех краях можно только по СКП («Смотри, куда прёшь»). | * Несомненно, «[[Аватар]]». В мире Пандоры среди Парящих гор бушуют мощнейшие электровихри, порождаемые анобтаниумом в их толще, поэтому летать в тех краях можно только по СКП («Смотри, куда прёшь»). | ||
* Завязка фильма «Большая прогулка» — подбитый английский бомбардировщик летит на честном слове в густых облаках, карта прогорела посредине, по уцелевшим приборам определить можно только направление полета, но не координаты. Штурман полагал, что они летят над Кале, а оказалось — над полным нацистов Парижем… | |||
=== [[Видеоигры]] === | === [[Видеоигры]] === | ||
Строка 34: | Строка 38: | ||
** Дневные, в принципе, тоже, но днем можно использовать «компас Кагановича» — ориентироваться по железнодорожным путям. | ** Дневные, в принципе, тоже, но днем можно использовать «компас Кагановича» — ориентироваться по железнодорожным путям. | ||
* [[w:Аварийная посадка Ту-154 в Ижме]] — с неработающими приборами, на заброшенную полосу без приводных маяков и подсветки… | * [[w:Аварийная посадка Ту-154 в Ижме]] — с неработающими приборами, на заброшенную полосу без приводных маяков и подсветки… | ||
* Чуть менее чем все походы подводных лодок, особенно атомных. | |||
{{stub}} | {{stub}} |
Текущая версия на 03:55, 9 октября 2022
« | Едет летчик в такси и жалуется на жизнь:
|
» |
— Старый анекдот |
Радар, сонар, прибор ночного видения? Нету такого, не придумали еще! А значит, герою надо лететь или плыть, ориентируясь только по приборам — компасу, высотомеру (лоту), карте и хронометру. А такая навигация очень сложна и не очень точна…
Примеры[править]
Мифология и фольклор[править]
- Старый анекдот про полёт по пачке Беломора.
Литература[править]
- «Пятнадцатилетний капитан» — именно то, что написано на упаковке: Дик Сэнд пытался плыть, ориентируясь по лагу и компасу. Заплыл в Африку.
- Справедливости ради, под компас был подложен железный брусок, а лаг Негоро вовсе уничтожил, подпилив лаглинь. Будь приборы исправными — Дик доплыл бы куда надо (уж по крайней мере, с точностью до континента).
- У Дика были лаг и два компаса. Капитанский компас Негоро уничтожил, как и лаг.
- Справедливости ради, под компас был подложен железный брусок, а лаг Негоро вовсе уничтожил, подпилив лаглинь. Будь приборы исправными — Дик доплыл бы куда надо (уж по крайней мере, с точностью до континента).
- Р. Сабатини, «Одиссея капитана Блада». «— Почему мы идём в Кюрасао таким странным курсом? — Обычно я не веду астрономических наблюдений, так как всецело полагаюсь на навигационное счисление пути. Но сегодня, взяв в руки квадрант, я, к своему стыду, обнаружил, что уклонился на полградуса к югу». Аверсия: на самом деле дон Диего намеренно вёл корабль не в Кюрасао, а его слова — внутримировой обоснуй.
- А заодно и хуцпа. При уклонении на полградуса к югу от Кюрасао стал бы как минимум виден берег Южной Америки (да и на рифы у побережья можно было бы вылететь). Поскольку Блад тем самым вроде бы проявил какие-то познания в штурманском деле, дон Диего сильно рисковал.
- «Лангольеры» — до момента посадки в Бангоре самолет летел именно по приборам: без связи с диспетчерами, без радиомаяков без визуального наблюдения земли (над облаками).
- «Час Быка» — передвижение в нуль-пространстве возможно только по приборам и заранее сделанным расчетам. Малейшая ошибка — и хана.
- В романе «„Летучий Голландец“ уходит в туман…» упоминается случай, когда герой, отправившись на задание в шхеры Балтийского моря глухой темной ночью, идет «по счислению» — просто за бортом не видно ни черта.
- В. Бианки, «За ястребом» — с прикрученным фитильком: герои шли пешком и ориентироваться пытались по солнцу, но не учли, что его положение в небе в течение суток меняется, и заблудились.
- М. Пришвин, «Кладовая солнца» — Митраша шел четко по стрелке компаса и забрел в слепую елань.
Кино[править]
- Несомненно, «Аватар». В мире Пандоры среди Парящих гор бушуют мощнейшие электровихри, порождаемые анобтаниумом в их толще, поэтому летать в тех краях можно только по СКП («Смотри, куда прёшь»).
- Завязка фильма «Большая прогулка» — подбитый английский бомбардировщик летит на честном слове в густых облаках, карта прогорела посредине, по уцелевшим приборам определить можно только направление полета, но не координаты. Штурман полагал, что они летят над Кале, а оказалось — над полным нацистов Парижем…
Видеоигры[править]
- Flash-игра Caravaneer (гусары, молчать!). Присутствует НЕ интерактивная карта, компас и примерно прикидываемое ежедневное расстояние. Ориентиров нет — выжженая ядерным оружием пустыня. Удачно вам в таких условиях налаживать логистику!
- Skyrim — из-за бага на многих машинах в это превращается подводное плавание.
- Lufia 2 — из-за графического бага в одном месте можно пройти либо методом научного тыка, либо с пошаговой инструкцией — пять вперед, три влево и т. п.
- Breath of Fire III — в конце игры имеется Пустыня Смерти (да, прямо так и называется), ориентироваться в которой можно только по звёздам. Причём там ещё и есть лут, до которого без инструкции добраться будет сложновато, даром что до определённого момента при ошибке можно просто вернуться в стартовую точку, следуя за выданным команде животным. Кстати, ничего не мешает следовать не тому курсу, который говорят игроку, а сразу идти в конечную цель маршрута по прямой. ЕМНИП, направление — ровно посередине между настоящей полярной звездой и яркими звёздами справа от неё.
Реальная жизнь[править]
- Ночные полеты примерно до середины ХХ в.
- Дневные, в принципе, тоже, но днем можно использовать «компас Кагановича» — ориентироваться по железнодорожным путям.
- w:Аварийная посадка Ту-154 в Ижме — с неработающими приборами, на заброшенную полосу без приводных маяков и подсветки…
- Чуть менее чем все походы подводных лодок, особенно атомных.