Фольклор
« | Я — фольклорный элемент, |
» |
— Даже Баба-Яга в курсе |
Дословно с немецкого — «народная мудрость». К фольклору относятся разнообразные произведения, не имеющие однозначно установленного авторства, но сложившиеся как продукт коллективного творчества масс и поколений. Иногда в фольклор попадают и авторские произведения, которые подвергаются переработке и переосмыслению в ходе пересказов и перепевов.
К фольклору примыкают понятия, которые у нас на проекте определяют как «мифология» и «предания». В чём разница? Они повествуют о существах высшего по сравнению с людьми ранга. Первое понятие относят к языческим верованиям, второе — к священным книгам крупных (по числу приверженцев) современных религий, которые рассматриваются здесь не как Священное Писание, а как художественное произведение.
Фольклор изначально передаётся от рассказчика, актёра, музыканта или плясуна к слушателю и зрителю, не фиксируясь на бумаге (пергаменте, папирусе etc). Однако рано или поздно наступает момент, когда образованные люди идут к носителям аутентичного фольклора — крестьянам, и записывают всё это (ну, или сами крестьяне либо становятся горожанами, либо овладевают грамотой на месте и решают что-нибудь записать, возможно даже становясь профессиональными писателями). Будучи записанным, фольклор остаётся таковым. Больше того, когда какой-нибудь Гомер, Лонгфелло, Ушинский, Караджич или Лённрот, а может, братья Гримм или Перро творчески переработают наследие своих или чужих предков — это всё равно будет фольклор (для широких масс, а не для исследователей, сильно ненавидящих сочетание «письменный фольклор»)!
Также к фольклору примыкают анонимные произведения, которые изначально были записаны и распространялись в «самиздате». В новых копиях, особенно если они рукописные или компьютерные, могут делаться изменения. Хотя, к примеру, «Слово о полку Игореве» первоначально имело всего одну копию…
Кстати о компьютерных. С появлением Интернета фольклор вышел на новый, принципиально иной уровень. Во-первых, что естественно, байки и анекдоты стали превращаться в достояние республики сообщества юзеров гораздо быстрее, чем во времена изустной передачи. Во-вторых, появилась новая форма фольклора — изобразительное искусство. Комиксы, «аткритки» и, главное, демотиваторы начали победное шествия по блоговым платформам, социальным сетям и другим сайтам. А по мере ускорения Интернета к ним присоединились песни (обычно в универсальном формате .mp3), а потом и видеоролики. Их особенность в том, что внести изменения в картинку и особенно аудио или видео не так-то просто. И надо быть ТруЪ сыщиком, чтобы раскопать, откуда пошла та или иная фигня…
Впрочем, ещё до появления компов, с развитием урбанизации, характерные для традиционного общества формы и жанры стали вытесняться новыми. В России это были частушка (четверостишие, написанное хореем, обычно на любовную/эротическую тематику), городской/жестокий романс и блатная песня, а в прозе — наш обожаемый анекдот.
Возвращаясь в далёкое прошлое, упомяну Библию. Космогонические мифы, героический эпос, кодификация обычного права, философские притчи, любовная лирика — и всё в одном флаконе, да ещё с запретом на переделку — это круто!
И завершая вступление, нельзя не заметить, что есть ещё декоративно-прикладное искусство, национальные костюмы, жильё, еда, обряды… Впрочем, это уже не про вымышленные миры.
Фольклорные жанры[править]
Эпические=Литература[править]
- Сказка (волшебная, бытовая, о животных).
- Миф.
- Легенда.
- Былина.
- Дума.
- Сказание.
- Сага.
- Эпос.
- Устная повесть.
- Поэма (только не романтическая).
- Басня.
- Притча.
- Малые формы — пословица, поговорка, загадка, считалка; анекдот.
Драматические=Театр[править]
- Вертепные пьесы.
- Народные драмы.
- Народные комедии.
- Пассии. ???Страсти.
- Фарсы.
Лирические=музыка[править]
Песни:
- Обрядовые.
- Колыбельные.
- Семейные.
- Солдатские.
- Любовные.
- Частушки.
- Рабочие.
- Причитания (исполняются на похоронах).
Где-то рядом бегают народные танцы, которые регулярно пополняют собой континуум множество танцев бальных. Впрочем, к сайту Посмотре.ли, который я в настоящий момент представляю, танцы не имеют отношения.
Героический эпос[править]
Пожалуй, самая значимая и интересная часть фольклора. Интересная тем, что обычно содержит информацию о реальных людях и событиях, разбавленную той или иной долей вымысла. Думаю, что будет невредно скопировать сюда список из Вики в хронологическом порядке в сокращённом виде.
- Двуречье — «Гильгамеш».
- Древняя Греция — «Илиада» и «Одиссея» (Гомер).
- Индия — «Махабхарата» (Вьяса) и «Рамаяна» (Вальмики).
- Древний Рим — «Энеида» (Вергилий).
- Арабы — «Дни арабов».
- Англосаксы — «Беовульф».
- Современные англичане — король Артур (хотя этот эпос кельтского, а не германского происхождения), Робин Гуд.
- Ирландцы — саги о племени богини Дану, богатырях Финне и Кухулине.
- Армения — «Давид Сасунский» (сост. Гарегин Срвандзтянц).
- Франция — «Песнь о Роланде».
- Испания — «Песнь о моем Сиде».
- Россия/Украина/Белоруссия — былины.
- А также немало повестей, из которых наиболее популярно «Слово о полку Игореве».
- Украина — думы.
- Грузия — «Витязь в тигровой шкуре» (Шота Руставели).
- Скандинавия — Эдда (Снорри Стурлусон).
- Это только Младшая, автор/составитель Старшей не установлен.
- Плюс ещё саги.
- Это только Младшая, автор/составитель Старшей не установлен.
- Германия — «Песнь о Нибелунгах».
- Египет — «Бейбарс».
- Южные славяне — юнацкие песни, исполняемые под гусле.
- У сербов особо выделяется косовский цикл.
- Северный Кавказ — Нартский эпос.
- Калмыкия — «Джангар».
- Монголия и родственные народы — «Гэсэр».
- Португалия — «Лузиады» (Л. В. ди Камоэнс).
- Азербайджан, Туркменистан, Казахстан, Узбекистан, а также другие тюркские регионы и Таджикистан — «Кёроглы».
- Киргизия — «Манас». Самый длиииинный.
- Узбекистан, Казахстан, Каракалпакия — «Алпамыш».
- Каракалпакия — «Сорок девушек» («Кырк кыз»).
- Карелия и Финляндия — «Калевала» (сост. Э. Лённрот).
- Эстония — «Калевипоэг» (сост. Ф. Крейцвальд.
- Ирокезы — «Песнь о Гайавате» (сост. Г. Лонгфелло).
- Латвия — «Лачплесис» (сост. А. Пумпур).
- Саха-Якутия — «Олонхо».
Популярнейшая из «малых форм»[править]
То, что в наши дни называется «анекдот» — это ультракороткий юмористический или сатирический рассказ с заведомо вымышленными событиями и ударной (порою ещё и неожиданной) концовкой, вызывающей смех. Возможны длинные циклы с одним и тем же постоянным персонажем (или несколькими). В XX—XXI веках иногда постоянными персонажами становятся герои мультфильмов (вроде «Ну, погоди!» или про Гену с Чебурашкой) или любимых народом фильмов и телесериалов («Чапаев», «Гусарская баллада», «Операция „Ы“ и другие приключения Шурика» и «Кавказская пленница», «Война и мир», «Семнадцать мгновений весны», «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона»). Очень популярна сортирная и сексуальная тематика, но к ней не сводится. Хватает и народной сатиры нравов, и даже политической сатиры. В некоторых странах, в некоторые эпохи за политический анекдот можно было схлопотать реальный тюремный или лагерный срок.
- А начиналось всё в седой древности, в дописьменную эпоху — ещё с тех самых пор у всех народов был жутко популярен данный жанр. Только он тогда назывался «весёлая история». А «анекдотом» во Франции, Германии и России до XIX века включительно называлось несколько другое явление — реальная (или похожая на реальную) занятная история, произошедшая (или якобы произошедшая) с реальным (или предположительно реальным) лицом. Слово «анекдот» поменяло значение на нынешнее примерно в 1920-е годы.
Детский фольклор[править]
- Возможно, самый древний жанр — считалки. А как ещё выбрать водящего в играх? В городском сообществе жанр начал угасать, но автор правки ещё помнит:
« | За стеклянными дверями |
» |
— Считалка |
- Есть и другие стишки, например, дразнилки:
« | Я дурочка-Снегурочка, |
» |
— Так надо отвечать, когда обзывают дурой |
- Ну и опять-таки анекдоты. Как же без них?
- Пионерский фольклор, которому посвящена отдельная статья — страшилки, садистские стишки и пионерлагерные песни.