Рыцарь: различия между версиями

Материал из Posmotrelisu
Перейти к навигации Перейти к поиску
(Под другие тропы про плохих рыцарей не подходит, а пример кажется интересным, да и вообще, нужно больше дигимонов.)
 
(Новая страница: «{{Q|Рыцарь — это меч верхом на коне! Все прочее — обеты, помазание и поклонение прекрасным дамам — всего лишь ленточки, которые повязывают на этот меч.|Сандор «Пёс» Клиган}} Файл:Knight's full-Lance.JPG|thumb|Рыцарское «копьё» на марше:<br />1) боевой конь;<br />2) рыцарь в...»)
Строка 1: Строка 1:
{{Q|Рыцарь — это меч верхом на коне! Все прочее — обеты, помазание и поклонение прекрасным дамам — всего лишь ленточки, которые повязывают на этот меч.|[[ПЛиО|Сандор «Пёс» Клиган]]}}
{{Q|Рыцарь — это меч верхом на коне! Все прочее — обеты, помазание и поклонение прекрасным дамам — всего лишь ленточки, которые повязывают на этот меч.|Сандор «Пёс» Клиган}}
{{Q|Он на лошади и в железном костюме.|[[Денискины рассказы]]}}
[[Файл:Knight's full-Lance.JPG|thumb|Рыцарское «копьё» на марше:<br />1) боевой конь;<br />2) рыцарь в походном шлеме на верховом коне;<br />3) оруженосец везущий копьё, щит, и прочее снаряжение;<br />4) вооружённый слуга одетый в кое-какой доспех;<br />5) наёмный лучник, едет на своём коне, хотя воюет пешком;<br />6) слуга на коне, без доспеха, но с кое-каким оружием;<br />7) конь с припасами и слугой;<br />8) вьючная лошадь;<br />9) пешие воины.]]
[[Файл:Fechtbuch of 1300.jpg|thumb|[[w:Манускрипт I.33|Тауэрский Фехтбук]] — манускрипт 1300 г., описывающий тогдашние приёмы фехтования. Написан в Священной Римской империи на латыни, сохранился в [[Великий Смог|лондонском]] Тауэре.]]
[[Файл:Fechtbuch of 1300.jpg|thumb|Учебник фехтования начала XIV века (написан в Рейхе и сохранился в Лондонском Уэйт-Тауэр)]]
{{video|_Hc3Il-KC-o|Реконструкция Тауэрского учебника}}
{{video|_Hc3Il-KC-o|Реконструкция Тауэрского учебника фехтования}}
'''Благородный рыцарь''' — средневековый и [[фэнтези]]йный особо навороченный вариант [[дворянин]]а. В [[Средневековье]] обычный дворянин в 7 лет мог попасть в пажи (но это не обязательно), в 14 становился оруженосцем, а в 21 или около того, как правило, проходил посвящение в рыцари. Можно было и [[ASOIAF/Персонажи|не получить рыцарское звание]], но принадлежать к благородному роду, тем более что поначалу право на ношение рыцарского звания было тесно связано с тем, крепок ли ты здоровьем (то есть являешься ли реально боеспособным) и есть ли у тебя деньги, однако в Средние века поначалу это были скорее исключения, чем правило.
'''Благородный рыцарь''' — средневековый и [[фэнтези]]йный особо навороченный вариант дворянина. В средние века обычный дворянин в 7 лет мог попасть в пажи<ref>Становиться пажом было не так обязательно, как оруженосцем</ref>, а в 14 становился оруженосцем, ну а в 21 год или около того, как правило, проходил посвящение в рыцари. Можно было и [[ASOIAF/Персонажи|не получить рыцарское звание, но принадлежать к благородному роду]]<ref>Тем более что поначалу право на ношение рыцарского звания было тесно связано с тем, крепок ли ты здоровьем (то есть являешься ли реально боеспособным) и есть ли у тебя деньги на коня, оружие и доспех.</ref>; однако в средние века поначалу это были скорее исключения, чем правило. Шли века, и таких «просто дворян» (не-рыцарей) становилось всё больше.


== Полчасика реальности ==
До появления рыцарства были конные племенные дружины. В тёмные века их было достаточно, но очень скоро оказалось, что как попало вооружённое ополчение, которое питается тем, что удаётся отобрать у населения по месту дислокации, решительно сливает всем обидчикам: византийцам, викингам и арабам. Доходило до того, что викинги захватывали целые графства и герцогства... но вслед за ними приплывали новые бородатые искатели счастья.


=== Кто такие рыцари и где они живут ===
В итоге методом проб и ошибок было найдено оптимальное решение. Ставим на опасном месте замок (можно деревянный, без драконов и артиллерии всё равно осаждать замучаются), сажаем туда барона и делаем запасы лошадей, кольчуг и прочей амуниции. Если приходит враг, местные жители оперативно эвакуируются в замок вместе со скотом и прочим имуществом, так что противник вынужден сидеть под стенами без снабжения и добычи. А если враг не рискует сунуться к замку, группа быстрого реагирования оперативно седлает коней и скачут наперехват. Обнаружив противника, рыцари пересаживаются на свежих коней (у противника их нет), надевают кольчуги и начинается битва, исход которой немного предсказуем.
До появления рыцарства были конные племенные дружины. В Тёмные века их было достаточно, но очень скоро оказалось, что как попало вооружённое ополчение, которое питается тем, что удаётся отобрать у населения по месту дислокации, решительно сливает всем обидчикам.


В итоге методом проб и ошибок было найдено оптимальное решение. Ставим на опасном месте замок (можно деревянный, без [[дракон]]ов и [[Артиллерия — бог войны|артиллерии]] всё равно осаждать замучаются), сажаем туда барона и делаем запасы лошадей, кольчуг и прочей амуниции. Если приходит враг, местные жители оперативно эвакуируются в замок вместе со скотом и прочим имуществом, так что противник вынужден сидеть под стенами без снабжения и добычи. А если враг не рискует сунуться к замку, группа быстрого реагирования оперативно седлает коней и скачет наперехват. Обнаружив противника, рыцари пересаживаются на свежих коней (у противника их нет), надевают кольчуги, и начинается битва, исход которой немного предсказуем.
Если же враги не явились (а любой рыцарь знает, что враги не могут закончиться, они либо нападают, либо готовятся напасть), рыцарь всё равно занят. Потому что он же как правило и участковый, и судья, и надзирает за порядком и обеспечивает порядок на дорогах. А особо продвинутые рыцари доходили до того, что умели читать.


Если же враги не явились (а любой рыцарь знает, что враги не могут закончиться, они либо нападают, либо готовятся напасть), рыцарь всё равно занят. Потому что он же, как правило, и участковый, и судья, и надзирает за порядком, и обеспечивает порядок на дорогах. А [[сарказм|особо продвинутые]] рыцари доходили до того, что умели читать. Ну а вообще-то рыцари с не меньшим успехом ходили в походы [[Справочник автора/Феодализм|друг на друга]], вернее, господа покрупнее брали своих вассалов-рыцарей и воевали с соседями.
Разумеется, тогдашнее рыцарство не нуждалось в каких-то специальных кодексах и уставах. Это была крайне опасная, уважаемая профессия для настоящих мужчин, и мудаки и лентяи попросту не имели шанса закрепиться в таком коллективе. В результате такого вот отбора сформировались ударные отряды европейской тяжёлой конницы при поддержке пехоты с пиками и дубинами и лучниками на флангах (которые в те времена были вместо современных снайперов).


Разумеется, тогдашнее рыцарство не нуждалось в каких-то специальных кодексах и уставах. Это была крайне опасная, уважаемая профессия для настоящих мужчин, и лентяи или идиоты попросту не могли закрепиться в таком коллективе. В результате такого вот отбора сформировались ударные отряды европейской тяжёлой конницы при поддержке пехоты с пиками и дубинами и лучниками на флангах (которые в те времена были вместо современных снайперов).
В отличие от «просто [[дворянин]]а» (благородного, но не посвящённого в рыцари и уж подавно не имеющего титула)<ref>Простой дворянин: англ. gent (в более поздние века esquire, если владеет землёй), франц. petit noble, нем. Junker, исп. hidalgo, рус. жилец или сын боярский.</ref>, которого обычно сопровождает [[верный слуга]], благородного рыцаря<ref>Рыцарь: англ. knight, франц. chevalier, нем. Ritter, исп. caballero; на Руси — витязь, а с конца 14 века название поменялось на «сын боярский», одновременно поубавилось прав.</ref> сопровождает не простой слуга, а [[оруженосец]]<ref>Оруженосец: англ. squire, франц. écuyer, нем. Knappe, исп. escudero, рус. отрок.</ref>. <br />
В отличие от «просто дворянина», чья небогатость подчёркивается, чтобы заслужить сочувствие и послужить мотивом, финансовое состояние рыцаря, как правило, не упоминается — считается, что он достаточно обеспечен, чтобы иметь полный комплект рыцарских доспехов и оружия, а также (отнюдь не дешёвого) [[крутая лошадка|боевого коня]]. <br />
Но самое главное, что в отличие от простого дворянина со шпагой, который может и на пулю нарваться, рыцарь, благодаря своим доспехам, и [[Армия из одного человека|один в поле воин]]. Ну а то, что рыцаря помимо оруженосца может сопровождать полное ''копьё''<ref>«Копьё» — [[Mount & Blade|личный отряд рыцаря]], состоящий из одного или нескольких оруженосцев, простых неблагородных слуг, и нескольких неблагородных воинов. А если рыцарь родовитый (например, младший сын [[барон]]а без прав на наследование титула) или очень прославленный, возможно также наличие благородных пажей (в отличие от оруженосцев, держатся в стороне от битвы и выполняют роль благородных слуг). Помимо своего «копья» родовитый рыцарь может иметь ещё и нескольких вассалов-рыцарей, не входящих в его копьё, а имеющих свои собственные копья. Такой рыцарь с собственными вассалами в Англии и Франции назывался banneret (баннерет, баннерэ). Могли в баннереты произвести и менее родовитого рыцаря, за военные успехи предоставив ему право носить баннеретское знамя и брать других рыцарей в вассалы. Баннерет имел право на собственное знамя именуемое баннер, под которым и вёл свой отряд. А бакалав имел право лишь на личный флажок именуемый пеннон — в форме треугольника или ласточкиного хвоста (баннерет — в качестве личного знака тоже имел пеннон, а отряд свой вёл под баннером)</ref>, как правило, не упоминается. Как следствие, рыцарь является очень [[крутой|крутым]] [[герой|героическим]] [[персонаж]]ем.


В разных странах воины назывались по-разному:
На рыцарстве были построены средневековые европейские армии, собиравшиеся ad hoc пофеодно. Закат рыцарства наступил с созданием и распространением регулярных армий, в которых нужда в личных отрядах отпала; не столько пуля, сколько стандартизация и унификация убила рыцарство. Однако еще довольно долго некоторой атрибутикой рыцарства пользовались офицеры (которые, к примеру, даже в пехотных частях носили кавалерийское оружие — сабли и пистолеты).
* '''Рыцарь''' — англ. knight, франц. chevalier, нем. Ritter, исп. caballero, рус. витязь.
* '''Оруженосец''': англ. squire, франц. écuyer, нем. Knappe, исп. escudero, рус. отрок.
* '''Простой дворянин''' (благородный, но не посвящённый в рыцари и уж подавно не имеющий титула — со временем их становилось всё больше): англ. gent (в более поздние века esquire, если владеет землёй), франц. petit noble, нем. Junker, исп. hidalgo, рус. жилец или сын боярский.


В отличие от простого дворянина, чья небогатость может подчёркиваться, чтобы вызвать сочувствие и послужить мотивом для [[приключенец|поиска приключений]], финансовое состояние рыцаря, как правило, не упоминается — считается, что он достаточно обеспечен, чтобы иметь полный комплект рыцарских доспехов и оружия, а также отнюдь не дешёвого [[крутая лошадка|боевого коня]].
== Разновидности ==
 
* [[Паладин]]
В отличие от простого дворянина, которого обычно сопровождает [[верный слуга]], благородного рыцаря сопровождает [[оруженосец]].
* [[Рыцарь в ржавых доспехах]]
 
* [[Странствующий рыцарь]]
И самое главное: в отличие от простого дворянина с мечом/[[благородная рапира|шпагой]], рыцарь, благодаря своим доспехам — очень [[крутой]] [[герой]]. Он и [[Армия из одного человека|один в поле воин]] — а ведь он обычно не один!
* [[Черный рыцарь]]
 
* [[Орден|Рыцарь духовного ордена]]
Рыцарь мог таскать на своей и оруженосцевой лошадях [[Ходячий арсенал|целый арсенал]]: на рыцарском поясе слева обычный меч, у седла справа — длинный полуторный меч, справа на поясе кинжал, у седла слева булава или моргенштерн или топорик, а в руках копьё и щит. Опционально может иметься арбалет, а оруженосец на вьючной лошади, помимо запасных копий может вести целый набор различного древкового оружия — алебард и прочего, на случай, если рыцарю придётся биться спешившись, и опционально там же может находиться двуручный меч для пешего боя.<ref>Это, конечно, описание арсенала рыцаря XV—XVI вв. Настоящие доспехи и двуручные мечи стали появляться только в XIV в., а до тех пор в ходу были кольчуги, против которых не особо-то и нужна булава.</ref>
[[Файл:Knight's full-Lance.JPG|thumb|Рыцарское «копьё» на марше:<br />1) боевой конь;<br />2) рыцарь в походном шлеме на верховом коне;<br />3) оруженосец, везущий копьё, щит, и прочее снаряжение;<br />4) вооружённый слуга, одетый в кое-какой доспех;<br />5) наёмный лучник, едет на своём коне, хотя воюет пешком;<br />6) слуга на коне, без доспеха, но с кое-каким оружием;<br />7) конь с припасами и слугой;<br />8) вьючная лошадь;<br />9) пешие воины.]]
А помимо оруженосца, рыцаря может сопровождать полное '''«копьё»''' — [[Mount & Blade|личный отряд рыцаря]], состоящий из одного или нескольких оруженосцев, простых неблагородных слуг и нескольких неблагородных воинов. А если рыцарь родовитый (например, младший сын [[барон]]а без прав на наследование титула) или очень прославленный, возможно также наличие благородных пажей (в отличие от оруженосцев, держатся в стороне от битвы и выполняют роль благородных слуг).
 
Помимо своего «копья», родовитый рыцарь может иметь ещё и нескольких вассалов-рыцарей, не входящих в его копьё, а имеющих свои собственные копья. Такой рыцарь с собственными вассалами в Англии и Франции назывался banneret (баннерет, баннерэ). Могли в баннереты произвести и менее родовитого рыцаря, за военные успехи предоставив ему право носить баннеретское знамя и брать других рыцарей в вассалы. Баннерет имел право на собственное знамя, именуемое '''баннер''', под которым и вёл свой отряд. А бакалавр имел право лишь на личный флажок, именуемый пеннон — в форме треугольника или ласточкиного хвоста (баннерет в качестве личного знака тоже имел пеннон, а отряд свой вёл под баннером).
 
Вопреки распространённому мнению, средневековый рыцарь мог приносить несколько оммажей и, следовательно, иметь нескольких сеньоров, и по феоду от каждого из них. Так что, если собрать вместе все эти маленькие кусочки земли, то иногда какой-нибудь очень ушлый рыцарь мог иметь земли суммарно больше, чем барон. Чаще всего они принадлежали разным придворным партиям (иначе в чем смысл?) и могли враждовать между собой, соответственно, требуя от рыцаря-многостаночника участия и поддержки. Поэтому зародился обычай «абсолютного оммажа» (окончательная бумажка, броня!). Но и их со временем стали приносить несколько…
 
На рыцарстве были построены средневековые европейские армии, собиравшиеся ad hoc пофеодно. Или не собиравшиеся — английские короли, чтобы решить проблему недисциплинированности и необязательности рыцарского войска, стали брать с феодалов, не желающих служить, налог, а на эти деньги [[наёмник|нанимали тех же рыцарей]].
 
Следует также добавить, что, несмотря на распространённые стереотипы, в Средние века и простолюдин мог стать рыцарем, а привилегия посвящать в рыцари в разные времена давалась разным категориям благородных. В ходе войн с мусульманами, то есть [[Реконкиста|Реконкисты]] или [[Крестовые походы|крестовых походов]] (пусть и не так, как показано в фильме «[[Царство Небесное]]»), это было проще — могли посвятить на поле боя. Именно из-за этого в Испании расплодилось столько малоземельных и вовсе безземельных рыцарей — посвятить посвятили, но землю-то не всегда давали! Бывало, что рыцарями там считали по умолчанию — если у человека есть рыцарский конь, доспехи и меч, то неважно, как и откуда он их добыл: главное, чтобы сражался как рыцарь. В других же районах Европы рыцарство вовсе не жаловало не знакомых с этим социумом свинопасов в своих рядах.
 
В [[Не священная, не римская и не империя|Первом рейхе]] крепостному, посвящённому в рыцари, вольную не давали, и он продолжал считаться крепостным своего феодала — такие [[Оксюморон|рыцари-крепостные]] назывались '''министериалисы'''.
 
А в [[Файв-о-клок в тумане|Англии]] с XIII в. даже было предписано королём, чтобы любой, кто получал годовой доход 20 фунтов и более, обязательно посвящался в рыцари, независимо от его происхождения. Но рыцарский статус, помимо уважения, подразумевал и значительные расходы. Кроме дорогостоящей экипировки для себя, рыцарю полагалось за свой счёт снаряжать и «копьё» — личный вооружённый отряд. Поэтому в Англии (и не только) многие состоятельные люди не желали становиться рыцарями, предпочитая оставаться в статусе оруженосцев, то есть недо-рыцарей. В XVI в. возникло целое сословие сквайров (или, на несколько испанский манер, эсквайров) — благородных людей, не являвшихся рыцарями и титулованной знатью.


Впрочем, со временем, когда рыцарей стало много, рыцарство уже стало превращаться в замкнутое сословие — в Германии уже в XII в., во Франции в первой половине XIV в. (в ходе [[Столетняя война|Столетней войны]]), в Испании только под конец Реконкисты.
== Упадок рыцарства ==


=== Упадок рыцарства ===
В эпоху Возрождения и Нового времени началось безобразие: уже можно было носить рыцарское звание (для ''почёту'', который в стакане не булькает), но при этом не иметь земли или иметь её с гулькин нос, и потому не мочь наскрести даже на слугу (!) и на нормального коня; кое-как содержать [[Трикстер|«самообеспечивающегося» жулика под видом слуги]] (который временами и хозяину пожрать-выпить украдёт), а самому разъезжать на [[Цыганская кляча|кошмарной полудохлой кляче]].
Закат рыцарства наступил с созданием и распространением регулярных армий, в которых нужда в личных отрядах отпала.
* Ярчайший пример этого упадка рыцарства — '''шевалье''' (то есть формально рыцарь) Шарль де Бац д’Артаньян.
* Рыцарство как образ и атмосферу убили стандартизация и унификация. Однако еще довольно долго некоторой атрибутикой рыцарства пользовались офицеры (которые, к примеру, даже в пехотных частях носили кавалерийское оружие — сабли и пистолеты.
* Ну а Дон Кихот — это вообще комедия: по закону он «простой дворянин», и не более того, а рыцарское звание [[Самозванец|присвоил себе самовольно]], да ещё косплеил сказочного «[[Странствующий рыцарь|странствующего рыцаря]]», борца против Сил Зла (в Испании XVI в., ага).
* Рыцарство как часть армии убило развитие военного искусства — появление огромного количества дешёвых мушкетов и ещё более дешёвого строя пикинёров, точно так же, как появление строя гоплитов положило конец эпохе [[Герои и философы|древнегреческих]] героев.


В эпоху Возрождения и Нового времени уже можно было носить рыцарское звание для ''почёту'', который в стакане не булькает, но при этом не иметь земли или иметь её с гулькин нос и потому не мочь наскрести даже на слугу (!) и на нормального коня. Приходилось содержать [[Трикстер|«самообеспечивающегося» жулика]], который временами и хозяину пожрать-выпить украдёт, под видом слуги, а самому разъезжать на [[Цыганская кляча|полудохлой кляче]]. Ярчайший пример этого упадка рыцарства — шевалье Шарль Ожье де Батц де Кастельмор [[Три мушкетёра|д’Артаньян]].
Обнищание рыцарей в Рейхе привело к тому что [[:w:Зиккинген, Франц фон|Франц фон Зиккинген]] поднял [[:w:Рыцарское восстание|восстание… рыцарей (sic)!]] против князей, возглавляемых [[князь Церкви|князем Церкви]] — под лозунгом усиления власти Императора и ослабления власти князей, однако, Император в эту гражданскую войну между рыцарями и князьями предпочёл не вмешиваться.


Обнищание рыцарей в Первом рейхе привело к тому, что [[w:Зиккинген, Франц фон|Франц фон Зиккинген]] поднял [[w:Рыцарское восстание|восстание… рыцарей (!)]] против князей, возглавляемых [[князь Церкви|князем церкви]], под лозунгом усиления власти императора и ослабления власти князей, однако император в эту гражданскую войну предпочёл не вмешиваться.
Во Франции пытались сохранить рыцарство хотя бы в количестве двух ордонансных рот жандармерии, одетой в полные рыцарские доспехи и на тяжёлых рыцарских конях, тоже облачённых в латы. Вооружение жандармов, в связи с духом времени, дополнялось парой тяжёлых кавалерийских пистолетов метровой длины — таких же, как у кирасиров и рейтаров. Однако, когда в 30-летней войны обнаружилось, что жандармам критически не хватает скорости — их перевооружили по кирасирскому образцу.


Во [[Орлеанская дева и гугеноты|Франции]] пытались сохранить рыцарство хотя бы в количестве двух ордонансных рот жандармерии, одетой в полные рыцарские доспехи и на тяжёлых рыцарских конях, тоже облачённых в латы. Вооружение жандармов, в связи с духом времени, дополнялось парой тяжёлых кавалерийских пистолетов метровой длины — таких же, как у кирасиров и рейтаров. Однако, когда в [[Тридцатилетняя война|тридцатилетней войне]] обнаружилось, что жандармам критически не хватает скорости, их перевооружили по кирасирскому образцу.
В Англии, славящейся своей любовью к традициям, вплоть до гражданской войны, тот кто был удостоен королём или королевой рыцарского звания должен был заказать себе пафосный полный рыцарский доспех. Что показательно, этот доспех в полном комплекте в бой никогда не надевался, а надевался лишь частично в комплектации а ля кирасир или дэми-лэнсер. В полной же комплектации этот доспех надевался лишь в качестве парадного и [[турнир]]ного (английские любители традиций продолжали проводить рыцарские турниры вплоть до гражданской войны).


В Англии, славящейся своей любовью к традициям, вплоть до гражданской войны тот, кто был удостоен королём или королевой рыцарского звания, должен был заказать себе пафосный полный рыцарский доспех. Что показательно, в бой этот доспех надевался лишь частично в комплектации а-ля кирасир или дэми-лэнсер, а в полном комплекте — лишь в качестве парадного и [[турнир]]ного (англичане продолжали проводить рыцарские турниры вплоть до гражданской войны).
Что любопытно, в Речи Посполитой рыцарское «копьё» (личный отряд рыцаря) превратилось в то, что [[Крылатые гусары|гусар]], именующийся товарищ, поступая на службу должен был привести с собой небольшой личный отряд из нескольких гусар, именующихся пахоликами (они же «почтовые»). Причём жалование платилось только товарищу, который должен был содержать и снаряжать пахоликов за свой личный счёт<ref>Автор читал в какой-то из польских хроник о поиздержавшемся шляхтиче, который явился на войну «конно, людно и оружно», имея в отряде одного человека, вооружённого палкой.</ref>.


В [[Шляхта, сеймы и фольварки|Речи Посполитой]] рыцарское «копьё» (личный отряд рыцаря) превратилось в то, что [[Крылатые гусары|гусар]], именующийся товарищ, поступая на службу должен был привести с собой небольшой личный отряд из нескольких гусар, именующихся '''пахоликами''' (они же «почтовые»). Причём жалование платилось только товарищу, который должен был содержать и снаряжать пахоликов за свой личный счёт. В какой-то из польских хроник было написано о поиздержавшемся шляхтиче, который явился на войну «конно, людно и оружно», имея в отряде одного человека, вооружённого палкой (!).
А на Руси шёл другой процесс: гордый «витязь» раннего Средневековья (имевший право менять место службы) в конце 14 века превратился в «сына боярского». Таковой не обязательно был рождён на свет именно от чресл боярина («русского лорда»); да и сеньором его мог быть не только боярин, но и православный [[князь церкви|церковный иерарх]]. Термин «сын» употреблялся в переносном смысле: дескать, тот «старший» (буквальный перевод слова «сеньор»), которому воин служит — [[патернализм|он такому воину вместо отца]]. Сыны (aka «дети») боярские уже не имели права покидать «старшего» и переходить к другому — это посчитали бы изменой, и тогда… старшего меч — твоя, сыне боярский, голова с плеч.


А на [[Цари, стрельцы и терема|Руси]] шёл другой процесс: гордый «витязь» раннего Средневековья (имевший право менять место службы) в конце XIV в. превратился в простого «сына боярского». Таковой не обязательно был рождён на свет именно от чресл боярина («русского лорда»), да и сеньором его мог быть не только боярин, но и православный [[князь церкви|церковный иерарх]]. Термин «сын» употреблялся в переносном смысле: дескать, тот «старший» (буквальный перевод слова «сеньор»), которому воин служит — [[патернализм|он такому воину вместо отца]]. Сыны (aka «дети») боярские уже не имели права покидать «старшего» и переходить к другому — это посчитали бы [[предатель|изменой]], и тогда… старшего меч — твоя, сыне боярский, голова с плеч.
== Рыцари наших дней ==


=== Рыцари наших дней ===
В наше время там, где институт рыцарства сохранился (например, в Великобритании), он используется просто как разновидность государственной награды. Современного британца могут посвятить в рыцари за заслуги в науке, культуре, искусстве. <br />
Сохранились и некоторые духовно-рыцарские ордена (например, орден госпитальеров), в качестве общественных организаций, иногда с полугосударственным статусом; в доспехах и они тоже давно не скачут. <br />
Естественно, всё это имеет мало что общего с рыцарством, каким оно было когда-то. <br />


В наше время там, где институт рыцарства сохранился (например, в Великобритании), он используется просто как разновидность государственной награды. Современного британца могут посвятить в рыцари за заслуги в науке, культуре, искусстве. Причём попасть в рыцари в Англии можно двумя способами: через получение соответствующей степени какого-либо ордена либо (чаще) через посвящение в рыцари-бакалавры. А до XIX в. можно было купить патент и сделаться баронетом — этот титул был даже выше рыцарского.
== Обращение «дон» в ряде стран и культур ==


Сохранились и некоторые духовно-рыцарские [[орден]]а (например, орден госпитальеров) в качестве общественных организаций, иногда с полугосударственным статусом; в доспехах и они тоже давно не скачут.
Внимание: в повести [[Трудно быть богом]] [[А. и Б. Стругацкие|Стругацких]] «дон» — это титул любого благородного, с рыцарским званием или без оного.


=== Обращение «дон» в ряде стран и культур ===
В реальной феодальной Японии «-доно» (например, «Ёсида-доно!», «Санада-доно!») — это обращение к [[самурай|самураю]] любого ранга и статуса, просто чтобы отличить благородного от простолюдина… но и от ещё более благородного ''кугэ'' (= вельможи), которому все эти самураи — что пыль под ногами.
* В '''[[Оливы, макароны и серенады|Италии]]''' «доном» (от лат. dominus — господин) титуловали сначала рыцаря (cavaliere), а потом — любого влиятельного человека с деньгами и статусом (откуда и пошёл в наши дни титул главарей [[Итальянская мафия|мафии]]).
* После того, как император Муцухито в 1884 году реформировал японское дворянство, введя новую систему «кадзоку» и отменив кугэ как факт — было велено обращаться «-доно» ко всем дворянам в тех случаях, когда не говоришь им «-сама» (= «великий мой господин»).
* В '''[[Сеньорес, амигос и чикос|Испании]]''' «доном» называли ''исключительно'' рыцаря (caballero), а простому дворянину могли почтительно сказать «сеньор» (= сударь), но никак не «дон». Горделивость испанцев общеизвестна, и у них с этим было строго.
* А в 1947 году, когда в Японии ввели конституцию и система «кадзоку» накрылась медным тазом, «-доно» превратился в один из знаков формальной учтивости в строго определённых ситуациях:
* В феодальной '''[[Развесистая сакура|Японии]]''' «-доно» (например, «Ёсида-доно!», «Санада-доно!») — это обращение к [[самурай|самураю]] любого ранга и статуса, просто чтобы отличить благородного от простолюдина… но и от ещё более благородного ''кугэ'' (= вельможи), которому все эти самураи — что пыль под ногами.
** в официальных документах и деловой переписке — после имени получателя;
** После того, как император Муцухито в 1884 г. реформировал японское дворянство, введя новую систему «кадзоку» и отменив кугэ как факт, было велено обращаться «-доно» ко всем дворянам в тех случаях, когда не говоришь им «-сама» (= «великий мой господин»).
** если сообщаешь плохие новости — титулуешь так их адресата;
** В 1947 г. в Японии ввели конституцию, система «кадзоку» накрылась медным тазом, а «-доно» превратился в один из знаков формальной учтивости в строго определённых ситуациях:
** так обращаются к высшим лицам государств, если только они (скажем, японский император) не имеют права на ещё более почтительное титулование;
*** В официальных документах и деловой переписке — после имени получателя.
** в армии солдат всегда говорит так при обращении к офицеру;
*** Если сообщаешь плохие новости — их адресату.
** в офисе подчинённые говорят так своему начальнику, но только если сильно его уважают;
*** Высшим лицам государств, если только они (скажем, [[император]]) не имеют права на ещё более почтительное титулование.
** слуга говорит так родственникам своего хозяина (самому хозяину он говорит «-сама»).
*** В армии к равному или старшему по званию, например солдат — офицеру.
*** В офисе подчинённые — начальнику, но только если сильно его уважают.
*** Слуга — родственникам хозяина (самому хозяину он говорит «-сама»).


В повести «[[Трудно быть богом]]» [[Братья Стругацкие|Стругацких]] «дон» — это титул любого благородного, с рыцарским званием или без оного. И взято это словечко не у европейцев, а у японцев: Аркадий начинал как переводчик с японского.
В реальной Италии «доном» (от латинского dominus — господин) титуловали сначала рыцаря (cavaliere), а потом — любого влиятельного человека с деньгами и статусом (откуда и пошёл в наши дни титул главарей мафии).


== Примеры ==
Но! В реальной '''Испании''' во все века «доном» называли исключительно и только рыцаря (caballero), а «простому дворянину» могли почтительно сказать «сеньор» (= сударь) — как, впрочем, и рыцарю, — но никак не «дон». Горделивость испанцев общеизвестна, и у них с этим было строго.
{{Примеры}}
* В самом названии романа Сервантеса — «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский» — содержится стёб: по закону и обычаю, если Алонсо Кихано ''идальго'' (то есть «просто дворянин» без рыцарского звания), то он никоим образом не ''дон''.
* [[Доннерветтер унд сосиски|Немецкий]] сюжет (и одноимённая [[опера]] Вагнера) о рыцаре Тангейзере, который семь лет [[Гедонист|жил в гроте с богиней Венерой]], но потом пошёл в Рим спасать свою душу. [[Папа римский]] сказал, что скорее его посох расцветёт, чем такой грешник будет прощён. В балладе Тангейзер вернулся к [[Афродита сама всех полюбит|Венере]], а посох тем временем пустил побеги.
** Кстати, Алонсо Кихано предельно простодушен, а не хитроумен, и эпитет «хитроумный» в применении к нему — это ещё один стёб, указывающий на то, что наш идальго определённо ку-ку (а точнее, непроходимо [[Ролевое движение|дивнюч]] — впрочем, грань тонка).
* Мигель Сервантес, «[[El ingenioso hidalgo Don Quijote de la Mancha|Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский]]». В самом названии содержится стёб: по закону и обычаю, если Алонсо Кихано ''идальго'' (то есть простой дворянин), то он никоим образом не ''дон''. Рыцарское звание [[Самозванец|присвоил себе самовольно]], да ещё косплеил сказочного «[[Странствующий рыцарь|странствующего рыцаря]]», борца против Сил Зла (в Испании XVI в., ага).
** Кстати, Кихано предельно простодушен, а не хитроумен, и эпитет «хитроумный» в применении к нему — это ещё один стёб, указывающий на то, что наш идальго определённо ку-ку (а точнее, непроходимо [[Тюнибё|дивнюч]] — впрочем, грань тонка). Сам Кихано осознаёт, что недостоин такого наименования, и хочет как можно скорее провести бдение над оружием, предшествующее посвящению в рыцари. Интересно, что считать более значимым: веру дона в то, что его посвятили по всем правилам, или реальный статус посвящавшего?
* «[[Маша и Медведь]]» — Маша, попав в 1234 г., оказалась в центре сражения рыцарских войск из двух враждующих замков. Потом с её подаче по трое с каждой стороны согласились именно поиграть в хоккей, и им понравилось. (71-я серия, «Вот такой хоккей»).
* [[Digimon]] Frontier — антагонисты предпоследней арки, «Благородные рыцари» Динасмон и Лорд Кнайтмон (в украинском переводе {{перевод|«Лицаремон» и «Трояндоносецьмон»|«Рыцаремон» и «Розоносецмон»}}.) По их мнению, «благородство» и «рыцарство» заключаются в том, чтобы безрассудно служить хозяину и исполнять любые его приказы, и тогда будешь самым крутым рыцарем и хозяин тебя щедро наградит (конкретно — ключом от мира людей, чтобы завоевать их). В итоге одного из рыцарей одолевают сомнения, [[Варенье на завтра|не обманывают ли их и действительно ли они получат награду]], и из-за этих мыслей он ослаб и проиграл в бою, а за ним пал и второй. После чего хозяин явился и [[Съесть дракона|украл их цифровые духи, чтобы стать сильнее]].
* [[Heroes of Might and Magic]] и Might and Magic — классический герой фракции людей с навыком Лидерство. А ещё здесь у них фактически все воины — рыцари (кроме крестьян). В первой части их фракция и побеждает, захватив власть на континенте.
** Начиная с третьей части есть тут также и [[Чёрный рыцарь|чёрные рыцари]], и [[Рыцарь Смерти|рыцари смерти]]. Последние бывают двух разновидностей: простые юниты и класс героев.
** В Might and Magic — самый немагический класс, впрочем, без них обойтись трудно — лучше них чинить вещи никто не научится, да и без сильного воина в команде живучесть и урон будут не так высоки.
*** Тут у Рыцарей следующие повышения: Рыцарь —> Кавалер(-ист) —> Чемпион (Добро)/Чёрный Рыцарь (Зло).
*** Ещё есть [[мультикласс]]ы, связанные с ними. В шестёрке: Рыцарь + [[Клирик]] = [[Паладин]], Рыцарь + [[Маг]] = [[Лучник]]; в семёрке появляются (возвращаются) новые (старые): (по сути) Рыцарь + Паладин = [[Монах]], (по сути) Рыцарь + Лучник = [[Вор]], (по факту) Рыцарь + Друид (Клирик + Маг) = [[Рейнджер]]. В ранних частях ролёвки есть ещё похожий класс [[Варвар]].
* [[Dark Souls]] же! Как и ожидается от японской попытки изобразить европейское фэнтези, в них важно главным образом то, что это пафосные мужики в железных костюмах. Даже без лошадей, и с непонятным происхождением. Дошло до формулировки «король-рыцарь».
* Алексей Лютый, серия «[[Рабин Гут]]» — в первой книге есть рыцари, действие происходит во времена короля Артура. Грифлет — один из центральных персонажей.
 
== Разновидности ==
* [[Паладин]]
* [[Рыцарь в ржавых доспехах]]
* [[Странствующий рыцарь]]
* [[Черный рыцарь]]
* [[Орден|Рыцарь духовного ордена]]


== См. также ==
== См. также ==
* [[Дочь в жёны и полцарства в придачу]] — легитимный способ стать королём.
* [[Принцесса и рыцарь]] — легитимный способ стать королём.
* [[Warlord]] — тоже способ стать королём, правда, в отличие от первого случая враги будут называть его [[самозванец]] или [[узурпатор]].
* [[Warlord]] — тоже способ стать королём, правда, в отличие от первого случая враги будут называть его [[самозванец]] или [[узурпатор]].
* [[:w:Манускрипт I.33|Тауэрский Фехтбук]] — манускрипт 1300 года, описывающий тогдашние приёмы фехтования (написан в Рейхе на латыни, сохранился в Лондонском Уэйт-Тауэр).
{{stub}}
{{stub}}


Строка 115: Строка 79:
{{Nav/Рыцарь}}
{{Nav/Рыцарь}}
{{Nav/Средневековье}}
{{Nav/Средневековье}}
{{Nav/Combat}}
{{Nav/Military}}
{{Nav/Military}}
{{Nav/Транспорт}}
{{Nav/Транспорт}}

Версия 11:26, 7 апреля 2022

« Рыцарь — это меч верхом на коне! Все прочее — обеты, помазание и поклонение прекрасным дамам — всего лишь ленточки, которые повязывают на этот меч. »
— Сандор «Пёс» Клиган
Рыцарское «копьё» на марше:
1) боевой конь;
2) рыцарь в походном шлеме на верховом коне;
3) оруженосец везущий копьё, щит, и прочее снаряжение;
4) вооружённый слуга одетый в кое-какой доспех;
5) наёмный лучник, едет на своём коне, хотя воюет пешком;
6) слуга на коне, без доспеха, но с кое-каким оружием;
7) конь с припасами и слугой;
8) вьючная лошадь;
9) пешие воины.
Учебник фехтования начала XIV века (написан в Рейхе и сохранился в Лондонском Уэйт-Тауэр)

(link)

Реконструкция Тауэрского учебника фехтования

Благородный рыцарь — средневековый и фэнтезийный особо навороченный вариант дворянина. В средние века обычный дворянин в 7 лет мог попасть в пажи[1], а в 14 становился оруженосцем, ну а в 21 год или около того, как правило, проходил посвящение в рыцари. Можно было и не получить рыцарское звание, но принадлежать к благородному роду[2]; однако в средние века поначалу это были скорее исключения, чем правило. Шли века, и таких «просто дворян» (не-рыцарей) становилось всё больше.

До появления рыцарства были конные племенные дружины. В тёмные века их было достаточно, но очень скоро оказалось, что как попало вооружённое ополчение, которое питается тем, что удаётся отобрать у населения по месту дислокации, решительно сливает всем обидчикам: византийцам, викингам и арабам. Доходило до того, что викинги захватывали целые графства и герцогства... но вслед за ними приплывали новые бородатые искатели счастья.

В итоге методом проб и ошибок было найдено оптимальное решение. Ставим на опасном месте замок (можно деревянный, без драконов и артиллерии всё равно осаждать замучаются), сажаем туда барона и делаем запасы лошадей, кольчуг и прочей амуниции. Если приходит враг, местные жители оперативно эвакуируются в замок вместе со скотом и прочим имуществом, так что противник вынужден сидеть под стенами без снабжения и добычи. А если враг не рискует сунуться к замку, группа быстрого реагирования оперативно седлает коней и скачут наперехват. Обнаружив противника, рыцари пересаживаются на свежих коней (у противника их нет), надевают кольчуги и начинается битва, исход которой немного предсказуем.

Если же враги не явились (а любой рыцарь знает, что враги не могут закончиться, они либо нападают, либо готовятся напасть), рыцарь всё равно занят. Потому что он же как правило и участковый, и судья, и надзирает за порядком и обеспечивает порядок на дорогах. А особо продвинутые рыцари доходили до того, что умели читать.

Разумеется, тогдашнее рыцарство не нуждалось в каких-то специальных кодексах и уставах. Это была крайне опасная, уважаемая профессия для настоящих мужчин, и мудаки и лентяи попросту не имели шанса закрепиться в таком коллективе. В результате такого вот отбора сформировались ударные отряды европейской тяжёлой конницы при поддержке пехоты с пиками и дубинами и лучниками на флангах (которые в те времена были вместо современных снайперов).

В отличие от «просто дворянина» (благородного, но не посвящённого в рыцари и уж подавно не имеющего титула)[3], которого обычно сопровождает верный слуга, благородного рыцаря[4] сопровождает не простой слуга, а оруженосец[5].
В отличие от «просто дворянина», чья небогатость подчёркивается, чтобы заслужить сочувствие и послужить мотивом, финансовое состояние рыцаря, как правило, не упоминается — считается, что он достаточно обеспечен, чтобы иметь полный комплект рыцарских доспехов и оружия, а также (отнюдь не дешёвого) боевого коня.
Но самое главное, что в отличие от простого дворянина со шпагой, который может и на пулю нарваться, рыцарь, благодаря своим доспехам, и один в поле воин. Ну а то, что рыцаря помимо оруженосца может сопровождать полное копьё[6], как правило, не упоминается. Как следствие, рыцарь является очень крутым героическим персонажем.

На рыцарстве были построены средневековые европейские армии, собиравшиеся ad hoc пофеодно. Закат рыцарства наступил с созданием и распространением регулярных армий, в которых нужда в личных отрядах отпала; не столько пуля, сколько стандартизация и унификация убила рыцарство. Однако еще довольно долго некоторой атрибутикой рыцарства пользовались офицеры (которые, к примеру, даже в пехотных частях носили кавалерийское оружие — сабли и пистолеты).

Разновидности

Упадок рыцарства

В эпоху Возрождения и Нового времени началось безобразие: уже можно было носить рыцарское звание (для почёту, который в стакане не булькает), но при этом не иметь земли или иметь её с гулькин нос, и потому не мочь наскрести даже на слугу (!) и на нормального коня; кое-как содержать «самообеспечивающегося» жулика под видом слуги (который временами и хозяину пожрать-выпить украдёт), а самому разъезжать на кошмарной полудохлой кляче.

  • Ярчайший пример этого упадка рыцарства — шевалье (то есть формально рыцарь) Шарль де Бац д’Артаньян.
  • Ну а Дон Кихот — это вообще комедия: по закону он «простой дворянин», и не более того, а рыцарское звание присвоил себе самовольно, да ещё косплеил сказочного «странствующего рыцаря», борца против Сил Зла (в Испании XVI в., ага).

Обнищание рыцарей в Рейхе привело к тому что Франц фон Зиккинген поднял восстание… рыцарей (sic)! против князей, возглавляемых князем Церкви — под лозунгом усиления власти Императора и ослабления власти князей, однако, Император в эту гражданскую войну между рыцарями и князьями предпочёл не вмешиваться.

Во Франции пытались сохранить рыцарство хотя бы в количестве двух ордонансных рот жандармерии, одетой в полные рыцарские доспехи и на тяжёлых рыцарских конях, тоже облачённых в латы. Вооружение жандармов, в связи с духом времени, дополнялось парой тяжёлых кавалерийских пистолетов метровой длины — таких же, как у кирасиров и рейтаров. Однако, когда в 30-летней войны обнаружилось, что жандармам критически не хватает скорости — их перевооружили по кирасирскому образцу.

В Англии, славящейся своей любовью к традициям, вплоть до гражданской войны, тот кто был удостоен королём или королевой рыцарского звания должен был заказать себе пафосный полный рыцарский доспех. Что показательно, этот доспех в полном комплекте в бой никогда не надевался, а надевался лишь частично в комплектации а ля кирасир или дэми-лэнсер. В полной же комплектации этот доспех надевался лишь в качестве парадного и турнирного (английские любители традиций продолжали проводить рыцарские турниры вплоть до гражданской войны).

Что любопытно, в Речи Посполитой рыцарское «копьё» (личный отряд рыцаря) превратилось в то, что гусар, именующийся товарищ, поступая на службу должен был привести с собой небольшой личный отряд из нескольких гусар, именующихся пахоликами (они же «почтовые»). Причём жалование платилось только товарищу, который должен был содержать и снаряжать пахоликов за свой личный счёт[7].

А на Руси шёл другой процесс: гордый «витязь» раннего Средневековья (имевший право менять место службы) в конце 14 века превратился в «сына боярского». Таковой не обязательно был рождён на свет именно от чресл боярина («русского лорда»); да и сеньором его мог быть не только боярин, но и православный церковный иерарх. Термин «сын» употреблялся в переносном смысле: дескать, тот «старший» (буквальный перевод слова «сеньор»), которому воин служит — он такому воину вместо отца. Сыны (aka «дети») боярские уже не имели права покидать «старшего» и переходить к другому — это посчитали бы изменой, и тогда… старшего меч — твоя, сыне боярский, голова с плеч.

Рыцари наших дней

В наше время там, где институт рыцарства сохранился (например, в Великобритании), он используется просто как разновидность государственной награды. Современного британца могут посвятить в рыцари за заслуги в науке, культуре, искусстве.
Сохранились и некоторые духовно-рыцарские ордена (например, орден госпитальеров), в качестве общественных организаций, иногда с полугосударственным статусом; в доспехах и они тоже давно не скачут.
Естественно, всё это имеет мало что общего с рыцарством, каким оно было когда-то.

Обращение «дон» в ряде стран и культур

Внимание: в повести Трудно быть богом Стругацких «дон» — это титул любого благородного, с рыцарским званием или без оного.

В реальной феодальной Японии «-доно» (например, «Ёсида-доно!», «Санада-доно!») — это обращение к самураю любого ранга и статуса, просто чтобы отличить благородного от простолюдина… но и от ещё более благородного кугэ (= вельможи), которому все эти самураи — что пыль под ногами.

  • После того, как император Муцухито в 1884 году реформировал японское дворянство, введя новую систему «кадзоку» и отменив кугэ как факт — было велено обращаться «-доно» ко всем дворянам в тех случаях, когда не говоришь им «-сама» (= «великий мой господин»).
  • А в 1947 году, когда в Японии ввели конституцию и система «кадзоку» накрылась медным тазом, «-доно» превратился в один из знаков формальной учтивости в строго определённых ситуациях:
    • в официальных документах и деловой переписке — после имени получателя;
    • если сообщаешь плохие новости — титулуешь так их адресата;
    • так обращаются к высшим лицам государств, если только они (скажем, японский император) не имеют права на ещё более почтительное титулование;
    • в армии солдат всегда говорит так при обращении к офицеру;
    • в офисе подчинённые говорят так своему начальнику, но только если сильно его уважают;
    • слуга говорит так родственникам своего хозяина (самому хозяину он говорит «-сама»).

В реальной Италии «доном» (от латинского dominus — господин) титуловали сначала рыцаря (cavaliere), а потом — любого влиятельного человека с деньгами и статусом (откуда и пошёл в наши дни титул главарей мафии).

Но! В реальной Испании во все века «доном» называли исключительно и только рыцаря (caballero), а «простому дворянину» могли почтительно сказать «сеньор» (= сударь) — как, впрочем, и рыцарю, — но никак не «дон». Горделивость испанцев общеизвестна, и у них с этим было строго.

  • В самом названии романа Сервантеса — «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский» — содержится стёб: по закону и обычаю, если Алонсо Кихано идальго (то есть «просто дворянин» без рыцарского звания), то он никоим образом не дон.
    • Кстати, Алонсо Кихано предельно простодушен, а не хитроумен, и эпитет «хитроумный» в применении к нему — это ещё один стёб, указывающий на то, что наш идальго определённо ку-ку (а точнее, непроходимо дивнюч — впрочем, грань тонка).

См. также

  • Принцесса и рыцарь — легитимный способ стать королём.
  • Warlord — тоже способ стать королём, правда, в отличие от первого случая враги будут называть его самозванец или узурпатор.
  • Тауэрский Фехтбук — манускрипт 1300 года, описывающий тогдашние приёмы фехтования (написан в Рейхе на латыни, сохранился в Лондонском Уэйт-Тауэр).

Примечания

  1. Становиться пажом было не так обязательно, как оруженосцем
  2. Тем более что поначалу право на ношение рыцарского звания было тесно связано с тем, крепок ли ты здоровьем (то есть являешься ли реально боеспособным) и есть ли у тебя деньги на коня, оружие и доспех.
  3. Простой дворянин: англ. gent (в более поздние века esquire, если владеет землёй), франц. petit noble, нем. Junker, исп. hidalgo, рус. жилец или сын боярский.
  4. Рыцарь: англ. knight, франц. chevalier, нем. Ritter, исп. caballero; на Руси — витязь, а с конца 14 века название поменялось на «сын боярский», одновременно поубавилось прав.
  5. Оруженосец: англ. squire, франц. écuyer, нем. Knappe, исп. escudero, рус. отрок.
  6. «Копьё» — личный отряд рыцаря, состоящий из одного или нескольких оруженосцев, простых неблагородных слуг, и нескольких неблагородных воинов. А если рыцарь родовитый (например, младший сын барона без прав на наследование титула) или очень прославленный, возможно также наличие благородных пажей (в отличие от оруженосцев, держатся в стороне от битвы и выполняют роль благородных слуг). Помимо своего «копья» родовитый рыцарь может иметь ещё и нескольких вассалов-рыцарей, не входящих в его копьё, а имеющих свои собственные копья. Такой рыцарь с собственными вассалами в Англии и Франции назывался banneret (баннерет, баннерэ). Могли в баннереты произвести и менее родовитого рыцаря, за военные успехи предоставив ему право носить баннеретское знамя и брать других рыцарей в вассалы. Баннерет имел право на собственное знамя именуемое баннер, под которым и вёл свой отряд. А бакалав имел право лишь на личный флажок именуемый пеннон — в форме треугольника или ласточкиного хвоста (баннерет — в качестве личного знака тоже имел пеннон, а отряд свой вёл под баннером)
  7. Автор читал в какой-то из польских хроник о поиздержавшемся шляхтиче, который явился на войну «конно, людно и оружно», имея в отряде одного человека, вооружённого палкой.