Мужественное Добро, женственное Зло: различия между версиями

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
 
(Новая страница: «В традиционных обществах маскулинность нередко ассоциируется с честью, долгом, храбростью, верностью, а феминность — с коварством, распутством, хитростью и стремлением свернуть героя-воина с Истинног...»)
Строка 3: Строка 3:
Троп играется [[на минималках]], если персонажи, олицетворяющие «мужское» и «женское» начало, биологически одного пола: скажем, [[Пацанка и леди|простая и честная «свой парень» против беспринципной кокетки-соблазнительницы]] или [[ГАР|правильный мужественный мужик]] против [[Думать о красе ногтей|манерного]] [[Бисёнэн|феминного андрогина]].
Троп играется [[на минималках]], если персонажи, олицетворяющие «мужское» и «женское» начало, биологически одного пола: скажем, [[Пацанка и леди|простая и честная «свой парень» против беспринципной кокетки-соблазнительницы]] или [[ГАР|правильный мужественный мужик]] против [[Думать о красе ногтей|манерного]] [[Бисёнэн|феминного андрогина]].


В современном обществе в пику этому тропу появился [[Женственное Добро, мужественное Зло|противоположный]].
В современном обществе этому тропу появился [[Женственное Добро, мужественное Зло|противоположный]].


Родственный троп [[Муж — добрый, жена — злая]].
Родственный троп [[Муж — добрый, жена — злая]].
Строка 12: Строка 12:
* Мардук vs Тиамат!
* Мардук vs Тиамат!
* Согласно [[Библия|Библии]], именно Ева первой поддалась на искушение Змея и затем совратила Адама. В апокрифических текстах фигурирует ещё некая Лилит, первая жена Адама, которая не пожелала ему подчиняться и превратилась в демоницу.
* Согласно [[Библия|Библии]], именно Ева первой поддалась на искушение Змея и затем совратила Адама. В апокрифических текстах фигурирует ещё некая Лилит, первая жена Адама, которая не пожелала ему подчиняться и превратилась в демоницу.
** [[Самсон]] и [[Далила]] же!
* Мерлин и Моргана в [[Arthurian cycle|легендах о короле Артуре]].
* Мерлин и Моргана в [[Arthurian cycle|легендах о короле Артуре]].


Строка 27: Строка 26:
* [[Dragonlance]] — семейка Маджере вся об этом. Брутальный богатырь Карамон даже в [[заливать горе|худшие годы]] сохраняет безупречный [[этический компас]], а потом учится действовать самостоятельно и в итоге завоёвывает себе мирную жизнь с семьёй. Хладнокровный рационалист Рейстлин едва не обрушивает мир к некоторой матери, однако вовремя спохватывается и спасает его ({{spoiler|дважды}}). А вот роковая леди-воительница Китиара заканчивает весьма печально, причём во многом — именно в силу своей слабости на передок.
* [[Dragonlance]] — семейка Маджере вся об этом. Брутальный богатырь Карамон даже в [[заливать горе|худшие годы]] сохраняет безупречный [[этический компас]], а потом учится действовать самостоятельно и в итоге завоёвывает себе мирную жизнь с семьёй. Хладнокровный рационалист Рейстлин едва не обрушивает мир к некоторой матери, однако вовремя спохватывается и спасает его ({{spoiler|дважды}}). А вот роковая леди-воительница Китиара заканчивает весьма печально, причём во многом — именно в силу своей слабости на передок.
** Да и в целом противостояние Паладайна и Такхизис.
** Да и в целом противостояние Паладайна и Такхизис.
* «Сказочник» Георгия Зотова — история о четырех всадниках апокалипсиса, которые {{spoiler|просто следят за тем, чтоб люди быстрее умирали, чтобы их [[смерть навсегда|создатель мог их покушать]] — жизнь в этом сеттинге бессмысленна, а люди просто корм [[Злой Яхве|злого Яхве]]}}. Самый добрый и человечный из них — Смерть, который сам убивает редко и по собственному желанию, а на работе просто занимается переправкой душ — сам не зная, для чего. А Война — единственная девушка в команде. Неоднократно подсвечивается рассуждениями Смерти:
{{q|Война по природе своей и не может быть мужчиной. Она страстна, коварна, беспощадна, яростна – полный набор женских качеств.|Смерть о Войне}}


=== [[Кино]] ===
=== [[Кино]] ===
* Судья Дредд же!([[Дредд|который 2012 года]]) «Ма-Ма не закон. <del>Папа</del> Я — закон.»
* Судья Дредд же!([[Судья Дредд|который 2012 года]]) «Ма-Ма не закон. <del>Папа</del> Я — закон.»
* [[Майор Гром: Чумной Доктор]] — мужественный [[Крутой полицейский|Игорь Гром]] и куда более андрогинный Сергей Разумовский. В комиксе выражено [[Педаль в пол|ещё сильнее]].
* [[Майор Гром: Чумной Доктор]] — мужественный [[Крутой полицейский|Игорь Гром]] и куда более андрогинный Сергей Разумовский. В комиксе выражено [[Педаль в пол|ещё сильнее]].
** {{spoiler|Всё же [[Зигзаг|зигзаг]]. Именно в экранизации сам Сергей в общем-то неплохой парень, как раз в андрогинном состоянии, а в состоянии Птицы выглядит немного более брутально. Не говоря уже о том, Птица долгое время выдавала себя за Олега Волкова, которого в андрогинности не обвинит даже слепой.}}


=== [[Аниме]] и [[манга]] ===
=== [[Аниме]] и [[манга]] ===
Строка 45: Строка 41:


=== [[Настольные игры]] ===
=== [[Настольные игры]] ===
* [[Warhammer]] (любой) — Мир Молота Войны скорее проходит по варианту «[[Сделать добро из зла|злое]] [[Херой|добро]], [[Благонамеренный экстремист|доброе]] [[Даже у зла есть стандарты|зло]]», а гендерные стереотипы там глубоко вторичны, но всё таки самой женственной стороной конфликта является Слаанеш и его(её) слуги — одна из самых злых сторон, а вот для положительных сторон весьма характерна брутальность, даже [[Бой-баба|среди женщин]].
* [[Warhammer 40,000]] — Голодная Сука vs Бог-Император. С фитильком, потому [[Слаанеш]] — [[гермафродит]], да и Импи — [[Чёрно-серая мораль|«добро»]] [[Все оттенки чёрного|весьма]] [[Зло против зла|сомнительное]] (особенно [[Негодяйский моральный стриптиз|в свете последних редакций]], где, вероятно, он {{spoiler|пошёл на [[Сделка с дьяволом|сделку с богами Хаоса]] и [[Адский папаша|де-факто продал им часть сыновей]]}}).
** А ещё есть тёмные эльфы\эльдари, известные своими ведьмочками в [[бронелифчик]]ах — тоже ужасные создания.
** Примерно так могут видеть [[Кхорн|кхорниты]] (те из них, что ещё сохранили способность соображать) своё противостояние со слаанешитами.
*** Кхорнопоклонники, с их кличами о [[Псих с топором|крови, резне и убийствах]], способны считать себя хорошими? Тут больше в их понимании «[[Зло — это круто|сильный]] и [[отважный злодей]] [[Все оттенки чёрного|против]] [[Самоуверенный мерзавчик|женоподобно-нарциссичного]]».
**** ''«Кто сохранил возможность соображать»'' же! Среди кхорнопоклонников есть и вполне [[Антизлодей|достойные]] (или хотя бы [[Даже у зла есть стандарты|пытающиеся такими быть]]) индивиды. Поклоняются ему не одни лишь полоумные берсерки — его довольно часто почитает и [[снайпер]], и офицер (который со стороны Хаоса, разумеется). Есть даже [[Warhammer 40,000/Кровавый договор|целая армия таких]]. Как и среди слаанешитов не все являюстся копиями [[Плохие эльфы|тёмных Эльдар]] [[С прикрученным фитильком|на минималках]] — среди них есть и творческие люди (музыканты/художники/%свой_вариант%), и ценящие качество своих изделий ремесленники, и даже стремящиеся к воинскому мастерству бойцы! Ну и просто [[Месье знает толк в извращениях|тонкие ценители]], конечно.
*** В случае противостояния Кхорна и Слаанеш тут [[зигзаг]] либо вообще [[аверсия]], так как среди кхорнитов хватает женщин (Валькия Кровавая передает привет), среди слаанешитов — мужчин (причём, не обязательно женственных или даже [[Бисёнэн|бисёнэнов]] — [[ГАР]]ов среди них тоже хватает).
** Туда же и эльдарские арлекины с последним живым эльдарским богом Цегорахом (хоть в этом [[трикстер]]е особо мачизма не замечено, да и добрый он, как и все «добрые» в этом сеттинге, постольку-поскольку). Противник… правильно, опять Та-Что-Жаждет.
*** Если вам хочется увидеть на [[GAR]]ов от эльдарского пантеона, смотрите в сторону [[Никто не любит Ареса|Кхейна]] и [[Все уважают труд Гефеста|Ваула]].
** Мир Молота Войны скорее проходит по варианту «[[Сделать добро из зла|злое]] [[Херой|добро]], [[Благонамеренный экстремист|доброе]] [[Даже у зла есть стандарты|зло]]», а гендерные стереотипы там глубоко вторичны.
 
{{Nav/Goodevil}}
{{Nav/Goodevil}}
{{Nav/Gender}}
{{Nav/Gender}}

Версия 10:37, 9 апреля 2022

В традиционных обществах маскулинность нередко ассоциируется с честью, долгом, храбростью, верностью, а феминность — с коварством, распутством, хитростью и стремлением свернуть героя-воина с Истинного Пути. Один из архетипических сюжетов — смелый приключенец, для которого самым тяжёлым испытанием оказываются именно чары соблазнительницы; на этом построены многие сюжеты про злых колдуний.

Троп играется на минималках, если персонажи, олицетворяющие «мужское» и «женское» начало, биологически одного пола: скажем, простая и честная «свой парень» против беспринципной кокетки-соблазнительницы или правильный мужественный мужик против манерного феминного андрогина.

В современном обществе этому тропу появился противоположный.

Родственный троп Муж — добрый, жена — злая.

Примеры

Мифология и фольклор

  • Мардук vs Тиамат!
  • Согласно Библии, именно Ева первой поддалась на искушение Змея и затем совратила Адама. В апокрифических текстах фигурирует ещё некая Лилит, первая жена Адама, которая не пожелала ему подчиняться и превратилась в демоницу.
  • Мерлин и Моргана в легендах о короле Артуре.

Театр

  • Моцарт, «Волшебная флейта» — Царица Ночи против светлого мага Зарастро. Моцарт в целом к женщинам относился довольно свысока.

Литература

  • «Три мушкетёра» — Миледи, чья беспринципность и склонность пользоваться красотой в личных целях явно противопоставляются мушкетёрским ценностям «один за всех, и все за одного».
  • «Она» или «Аэша» Генри Райдера Хаггарда — мужественный и честный Лео Винси и коварная королева Аэша. Ценности викторианской эпохи, чего вы хотите.
  • «Хроники Нарнии»:
    • «Лев, колдунья и платяной шкаф» — Аслан против Белой Колдуньи. Лев — традиционный архетип мужества и воинственности, а Колдунья, хоть это и не проговаривается явно, использует свои женские чары (эпизод, где она угощает Эдмунда рахат-лукумом и тем самым промывает ему мозги, делая предателем — явная метафора). И более того, образ Колдуньи был вдохновлён вышеупомянутой Аэшей, и она является потомком той самой Лилит из библейских апокрифов!
    • И Зеленая Колдунья из «Серебряного кресла», заколдовавшая принца Рилиана. А вот здесь демоническая женственность уже используется во всей красе: Рилиан под действием чар верил, что любит её, и что она станет его женой, когда он завоюет для неё «наземное царство» (в действительности — его собственную страну, Нарнию).
    • На минималках — противопоставления Аравита/Лазарилина в «Конь и его мальчик» и Люси/Сьюзен в «Последней битве» (в обоих случаях первая — типичная дева-воительница, а вторая — кокетка, больше всего стремящаяся нравиться противоположному полу; ни Лазарилина, ни Сьюзен не злодейки, но автором осуждаются). Более того, в пятой книге «Покоритель Зари, или Плавание на край света» осуждается и Люси, когда она думала использовать заклинание из магической книги, чтобы стать писаной красавицей (по факту использование такого заклинания означает переход на тёмную сторону, поскольку применившая его становится не просто красивой, а роковой соблазнительницей, из-за которой развязывается кровопролитная война).
  • Dragonlance — семейка Маджере вся об этом. Брутальный богатырь Карамон даже в худшие годы сохраняет безупречный этический компас, а потом учится действовать самостоятельно и в итоге завоёвывает себе мирную жизнь с семьёй. Хладнокровный рационалист Рейстлин едва не обрушивает мир к некоторой матери, однако вовремя спохватывается и спасает его (дважды). А вот роковая леди-воительница Китиара заканчивает весьма печально, причём во многом — именно в силу своей слабости на передок.
    • Да и в целом противостояние Паладайна и Такхизис.

Кино

Аниме и манга

  • Берсерк — брутальный Гатс против откровенно андрогинного (причём бывшего таковым ещё до трансформации в Фемто) Гриффита. Возможно, с некоторым фитильком, поскольку самого Гатса добряком назвать всё-таки сложно, но тем не менее, он скорее на правильной стороне и противостоит злу как может. Там же:Гатс против девушки-апостола, убившей Коркуса.

Видеоигры

Настольные игры