Жуткая альтернативная реальность: различия между версиями
(Новая страница: «{{TVTropes|DarkWorld|Dark World}} {{Q|ПОБАЛИВАЕТ ПЕЧЕНЬ?! ПРИЛИВАЕТ ЖЕЛЧЬ?! НЕВРАСТЕНИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА?! ТОНЗИЛЛИТ?! АРТРИТ?! Это лишь малая часть недугов, от которых вас может избавить профессиональное КРОВОПУСКАНИЕ. В нашей конторе лежат пачки БЛАГОДАРСТВЕННЫХ ОТЗ...») |
|||
Строка 1: | Строка 1: | ||
{{TVTropes|DarkWorld|Dark World}} | {{TVTropes|DarkWorld|Dark World}} | ||
{{Q|ПОБАЛИВАЕТ ПЕЧЕНЬ?! ПРИЛИВАЕТ ЖЕЛЧЬ?! НЕВРАСТЕНИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА?! ТОНЗИЛЛИТ?! АРТРИТ?! Это лишь малая часть недугов, от которых вас может избавить профессиональное КРОВОПУСКАНИЕ. В нашей конторе лежат пачки БЛАГОДАРСТВЕННЫХ ОТЗЫВОВ, с которыми можно ознакомиться в любое время. Не доверяйте свое здоровье недоучкам-любителям! Положитесь на специалистов с многолетним опытом: ВЛ. ЦЕПЕШ — ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ КРОВОПУСКАНИЕ. | {{Q|ПОБАЛИВАЕТ ПЕЧЕНЬ?! ПРИЛИВАЕТ ЖЕЛЧЬ?! НЕВРАСТЕНИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА?! ТОНЗИЛЛИТ?! АРТРИТ?! Это лишь малая часть недугов, от которых вас может избавить профессиональное КРОВОПУСКАНИЕ. В нашей конторе лежат пачки БЛАГОДАРСТВЕННЫХ ОТЗЫВОВ, с которыми можно ознакомиться в любое время. Не доверяйте свое здоровье недоучкам-любителям! Положитесь на специалистов с многолетним опытом: ВЛ. ЦЕПЕШ — ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ КРОВОПУСКАНИЕ. Румыния, Париж, Лондон, Уитби. Не впадай в отчаяние — попробуй КРОВОПУСКАНИЕ!!!|Нил Гейман, «[[Sherlock Holmes|Этюд в изумрудных тонах]]». Газетное объявление в альтернативном викторианском Лондоне}} | ||
{{Q|Надоело есть жесткие отбивные? Свинину проще выбросить, чем разделать? Тогда вам пора в МЯСНУЮ ЛАВКУ ДЖЕКА! Работаем в присутствии клиента. Неизменно превосходный результат. Ни единой жалобы за три года! Спешите в МЯСНУЮ ЛАВКУ ДЖЕКА! Забьем, освежуем, распотрошим и разделаем за пятнадцать минут. Для дам — особая скидка в МЯСНОЙ ЛАВКЕ ДЖЕКА В УАЙТЧЕПЛЕ! Скидки действуют с 31 августа по 8 ноября.|Оттуда же}} | {{Q|Надоело есть жесткие отбивные? Свинину проще выбросить, чем разделать? Тогда вам пора в МЯСНУЮ ЛАВКУ ДЖЕКА! Работаем в присутствии клиента. Неизменно превосходный результат. Ни единой жалобы за три года! Спешите в МЯСНУЮ ЛАВКУ ДЖЕКА! Забьем, освежуем, распотрошим и разделаем за пятнадцать минут. Для дам — особая скидка в МЯСНОЙ ЛАВКЕ ДЖЕКА В УАЙТЧЕПЛЕ! Скидки действуют с 31 августа по 8 ноября.|Оттуда же}} | ||
{{ | {{Q|Окинув здание задумчивым взором, Тай заметила, — Что-то не так с этим местом, нюхом чую. Но вот пальцем ткнуть, что именно в нем не так… <br>Все три куноичи посмотрели на каменную громаду внимательнее. Более сотни обсидиановых горгулий украшали ныне здание, и все они сверлили враждебными взглядами «посторонних». Девушки внимательно исследовали два крупных фонтана, дополнительно прибавленные к зданию. Кровь струилась по высеченным из гранита каменным демонам, объединенных в единое целое с людьми в различных стадиях расчленения.<br>— Я знаю, что это такое — заявила Би-Джей, и ужас заставил ее голос дрожать, как только она осознала, что именно было не так.<br>— Что? — в унисон поинтересовались Май и Тай.<br>— Здесь слишком маленькая стоянка. Она тут одна-единственная, и на нее войдет не больше тридцати машин. И все.<br>— Ты права, — содрогнулась Тай, — Слава богу, а то я чуть не тронулась, пытаясь понять, что именно тут не так. До чего же отвратительная планировка. |[http://ranmafics.chebmaster.com/fanfics/twhninja/ Те, Кто Охотятся на Ниндзя]}} | ||
[[Файл:Boo York.jpg|thumb|right|Не совсем Нью-Йорк…]] | |||
При словах «параллельный мир» большинство представляет себе фантастические пейзажи и невероятных существ, которых по определению не бывает в нашем мире. Но всё может быть не совсем так… | При словах «параллельный мир» большинство представляет себе фантастические пейзажи и невероятных существ, которых по определению не бывает в нашем мире. Но всё может быть не совсем так… | ||
Представьте себе, что вы свернули не в тот переулок и попали в незнакомый район города. Выглядит он абсолютно обычно (жилые многоэтажки, витрины магазинов, рекламы на стенах), и ни о чём ''таком'' вы не думаете: здесь скорее стоит бояться уличной шпаны, потому что место довольно безлюдное. А вот [[Жуткий прохожий|этот дядя]] на шпану не похож, спросим-ка у него дорогу? Пробурчал что-то невнятное и пошёл дальше (и кстати, что это у него с лицом?) Ладно, разберёмся сами, если идти дальше по улице, наверняка же выйдешь в людное место. Вот только людей всё нет, и сама улица какая-то неприятная: куклы в витрине смотрят как живые, а Кока-Кола, которую пьёт парень на рекламном плакате, какого-то странного | Представьте себе, что вы свернули не в тот переулок и попали в незнакомый район города. Выглядит он абсолютно обычно (жилые многоэтажки, витрины магазинов, рекламы на стенах), и ни о чём ''таком'' вы не думаете: здесь скорее стоит бояться уличной шпаны, потому что место довольно безлюдное. А вот [[Жуткий прохожий|этот дядя]] на шпану не похож, спросим-ка у него дорогу? Пробурчал что-то невнятное и пошёл дальше (и кстати, что это у него с лицом?) Ладно, разберёмся сами, если идти дальше по улице, наверняка же выйдешь в людное место. Вот только людей всё нет, и сама улица какая-то неприятная: куклы в витрине смотрят как живые, а Кока-Кола, которую пьёт парень на рекламном плакате, какого-то странного красного цвета… В любом случае, надо бы позвонить домой, чтобы близкие не волновались… Что значит «Набранный вами номер не существует»?! | ||
И вот тут вы понимаете, что вы очень крепко влипли. В лучшем случае провалились в портал между мирами, и надо теперь искать обратный ход, а в худшем — [[Твист Амброза Бирса|умерли и сами того не заметили]], со всеми вытекающими отсюда проблемами. | |||
Очень частый приём в хоррорах, нередко выступает прелюдией к [[Твист Амброза Бирса|твисту Амброза Бирса]]. Более общий троп — [[Странная альтернативная реальность]]. | |||
Антиутопии и вариации на тему «история изменилась, и всё стало плохо/миром правит тиран/человечество вымерло в результате ядерной войны» — не сюда, а в троп [[Альтернативная история]]. Этот троп — про инфернально-мистические миры, которые только ''внешне'' выглядят похожими на наш. | Антиутопии и вариации на тему «история изменилась, и всё стало плохо/миром правит тиран/человечество вымерло в результате ядерной войны» — не сюда, а в троп [[Альтернативная история]]. Этот троп — про инфернально-мистические миры, которые только ''внешне'' выглядят похожими на наш. | ||
Родственный и часто пересекающийся троп — [[Обыденный кошмар]], когда в повседневно-уютной реальности появляются очень пугающие детали | Родственный и часто пересекающийся троп — [[Обыденный кошмар]], когда в повседневно-уютной реальности появляются очень пугающие детали. | ||
== Примеры == | == Примеры == | ||
=== [[Литература]] === | === [[Литература]] === | ||
* [[Stephen King|Стивен Кинг]], «Крауч Энд». | |||
* Нил Гейман, «Этюд в изумрудных тонах» — альтернативная Земля XIX века, которой правят Великие Древние Лавкрафта (все королевские династии состоят из них); в здешней викторианской Англии Джек-Потрошитель держит мясную лавку, а Доктор Джекилл продаёт лечебный порошок для «освобождения внутреннего Я» (см. эпиграф). Субверсия, потому что это на самом деле [[Лавкрафт-лайт]], и атмосфера здесь скорее пародийная, чем реально страшная. | |||
* Ричард Лаймон, «Ночь в тоскливом октябре» — с фитильком. Ночной город, по которому гуляет главный герой, периодически производит такое впечатление (появляются [[Жуткий прохожий|жуткие прохожие]], улицы с незнакомыми названиями и др.) | |||
* Рассказы [[Jean Ray|Жана Рэя]] — во все поля! Очень часто встречаются сюжеты про героев, попавших в некую жутковатую местность, переулок и др., которого нет на карте («Переулок святой Берегонны», «Солянка» и др.) | * Рассказы [[Jean Ray|Жана Рэя]] — во все поля! Очень часто встречаются сюжеты про героев, попавших в некую жутковатую местность, переулок и др., которого нет на карте («Переулок святой Берегонны», «Солянка» и др.) | ||
* | * Нил Гейман, «Коралина в стране кошмаров» — что характерно, сабж замаскирован под ''лучшую'' версию обычной реальности. | ||
* | * Диана Дуэйн, «Как стать волшебником» — альтернативная версия Манхэттена, где проживает Главгад и где водятся хищные автомобили и пожарные гидранты. | ||
* [[Макс Фрай]], «Ключ из жёлтого металла» — в такую передрягу попадает ГГ, проезжая на автобусе литовско-польскую границу. К счастью, закончилось всё благополучно. | |||
** Её же «Властелин Морморы»: силами антагониста целый город вынужден еженощно видеть во сне сабж. Правда, в силу [[тупой злой|некоторых личных качеств]] оного антагониста периодически становится [[так страшно, что уже смешно]]. | |||
* Р. Л. Стайн, «Безбашенный Хэллоуин»: главный герой, убегая от погони, перепрыгивает овраг и попадает в странный безлюдный район города, где улицы называются просто «Улица 1», «Улица 2» и др. Только в одном доме вечеринка по поводу Хэллоуина, но и она [[Ужасная вечеринка|оставляет желать лучшего]]. {{spoiler|А разгадка проста: на самом деле он НЕ перепрыгнул овраг.}} | |||
* Эдуард Успенский, «[[Красная рука, чёрная простыня, зелёные пальцы]]» — в одной из сцен ГГ оказывается в странном незнакомом районе Москвы, где ходят трамваи, на которых вместо номеров годы рождения и смерти. Он едва не сел в трамвай, на котором был написан его год рождения… | * Эдуард Успенский, «[[Красная рука, чёрная простыня, зелёные пальцы]]» — в одной из сцен ГГ оказывается в странном незнакомом районе Москвы, где ходят трамваи, на которых вместо номеров годы рождения и смерти. Он едва не сел в трамвай, на котором был написан его год рождения… | ||
* | * Юрий Нестеренко, «Нижний город». Главный герой просто сел не на тот поезд метро и оказался именно в такой версии Нью-Йорка. {{spoiler|Заканчивается твистом Амброза Бирса.}} | ||
** Его же «Газета» — жизнь главного героя постепенно превращается в сабж, а началось всё с того, что очередной номер выписываемой им газеты оказался очень странного и жуткого содержания. | |||
** «Газета» — жизнь главного героя постепенно превращается в сабж, а началось всё с того, что очередной номер выписываемой им газеты оказался очень странного и жуткого содержания. | |||
* [[Макс Далин]], «Рукопись, найденная под прилавком»: главный герой — продавец книг в метро, у которого и [[Обыденный кошмар|обычная-то жизнь не сахар]]: мертвецы-пассажиры в метро, электрические пауки, слова, вытекающие из книг… А потом он выходит не на той станции и попадает именно в такой мир. [[Глазами сумасшедшего|А возможно, что это всё бред сумасшедшего]]. | * [[Макс Далин]], «Рукопись, найденная под прилавком»: главный герой — продавец книг в метро, у которого и [[Обыденный кошмар|обычная-то жизнь не сахар]]: мертвецы-пассажиры в метро, электрические пауки, слова, вытекающие из книг… А потом он выходит не на той станции и попадает именно в такой мир. [[Глазами сумасшедшего|А возможно, что это всё бред сумасшедшего]]. | ||
* Илья Масодов — Чёрная Москва (например, из романа «Тьма твоих глаз»). | * Илья Масодов — Чёрная Москва (например, из романа «Тьма твоих глаз»). | ||
* Андрей | * Андрей Саломатов — повсеместно. Например, «Девушка в белом с огромной собакой». Два алкаша беспрестанно утоляют жажду, один из них рассказывает, как встретил прекрасную девушку, но так и не решил познакомиться. А пару дней назад видел её снова — ''представляешь, в Москве одного человека дважды встретить''. Наконец, видит её в третий раз, бежит к ней и попадает под поезд. В финале девушка в белом с огромной собакой под руку с трупом удаляются в счастливое будущее. | ||
* Дэвид Линдсей, «Наваждение»: в старом доме главная героиня находит лестницу, которую больше никто не видит, и попадает на отсутствующий этаж, а оттуда выходит в странный мир, где вечная весна, и где обитает загадочный музыкант в пёстром наряде. Пополам со [[Странная альтернативная реальность]], потому что место хотя и имеет зловещий оттенок, но не выглядит откровенно враждебным. | |||
* Саймон Грин, цикл «Темная сторона». Опасный мир, где царит вечная ночь, где любая невозможность возможна, где живут, общаются и конкурируют самые невероятные существа, каких только можно вообразить. Туда можно попасть через лондонское метро. | |||
* Дэвид Линдсей, | |||
* Саймон Грин, цикл «Темная сторона». Опасный мир, где царит вечная ночь, где любая невозможность возможна, где живут, общаются и конкурируют самые невероятные существа, каких только можно вообразить. Туда можно попасть через | |||
=== [[Кино]] === | === [[Кино]] === | ||
* «Лестница Иакова» — герой периодически выпадает из своей обычной жизни в такой мир (наиболее яркие сцены — в метро и в больнице). Напополам с [[псевдозаговор]]ом, ибо к демонам из галлюцинаций примешиваются ещё и правительственные агенты. {{spoiler | * «Лестница Иакова» — герой периодически выпадает из своей обычной жизни в такой мир (наиболее яркие сцены — в метро и в больнице). Напополам с [[псевдозаговор]]ом, ибо к демонам из галлюцинаций примешиваются ещё и правительственные агенты. {{spoiler|В действительности он умирает в военном госпитале, «демоны» — это ангелы, а жуткий вид альтернативных миров выражает его страх перед смертью.}} | ||
* «Тёмные углы» — главная героиня живёт в двух параллельных реальностях, одна из которых сладко-сиропная в духе голливудских мелодрам, а другая — именно такая. | * «Тёмные углы» — главная героиня живёт в двух параллельных реальностях, одна из которых сладко-сиропная в духе голливудских мелодрам, а другая — именно такая. | ||
* «Тёмный город» 1998 года — на первый взгляд вроде бы обычный американский мегаполис, но на самом деле представляет собой странную смесь эпох, отчасти с футуристическими элементами (например, закусочная-автомат, где блюда появляются в специальных окошках), а отчасти с элементами готического хоррора и множественными отсылками к немецкому экспрессионизму (в первую очередь к фильмам Фрица Ланга и к «Носферату» Мурнау). А ещё здесь всё время ночь, происходят кровавые убийства, по улицам бродят жуткого вида [[люди в чёрном]], и география города меняется произвольным образом. {{spoiler|На самом деле город находится в космосе, все его жители были похищены с Земли инопланетянами (теми самыми людьми в чёрном), и все происходящие события — часть изощрённого психологического эксперимента.}} | * «Тёмный город» 1998 года — на первый взгляд вроде бы обычный американский мегаполис, но на самом деле представляет собой странную смесь эпох, отчасти с футуристическими элементами (например, закусочная-автомат, где блюда появляются в специальных окошках), а отчасти с элементами готического хоррора и множественными отсылками к немецкому экспрессионизму (в первую очередь к фильмам Фрица Ланга и к «Носферату» Мурнау). А ещё здесь всё время ночь, происходят кровавые убийства, по улицам бродят жуткого вида [[люди в чёрном]], и география города меняется произвольным образом. {{spoiler|На самом деле город находится в космосе, все его жители были похищены с Земли инопланетянами (теми самыми людьми в чёрном), и все происходящие события — часть изощрённого психологического эксперимента.}} | ||
* «Тупик» (Dead End, 2003) — семья поехала отмечать Рождество у родственников, решила срезать путь и оказалась на бесконечной дороге, где бродит странная женщина в белом платье и ездит чёрный автомобиль с затемнёнными стёклами. {{spoiler|Отец заснул за рулём, и все попали в аварию; гибели членов семьи в инфернальной реальности отражали их смерти в реальном мире от травм.}} | * «Тупик» (Dead End, 2003) — семья поехала отмечать Рождество у родственников, решила срезать путь и оказалась на бесконечной дороге, где бродит странная женщина в белом платье и ездит чёрный автомобиль с затемнёнными стёклами. {{spoiler|Отец заснул за рулём, и все попали в аварию; гибели членов семьи в инфернальной реальности отражали их смерти в реальном мире от травм.}} | ||
* «Алиса, или Последний побег» Шаброля — фантазия на тему «[[Alice in Wonderland|Алисы в Стране Чудес]]»: главная героиня после автомобильной аварии оказывается в очень странном особняке, населённом кафкианскими персонажами и окружённом лесами, из которых невозможно выбраться. Очень тонкий вариант сабжа на грани с [[Странная альтернативная реальность|соседним тропом]]: крови и монстров здесь нет, французские лесные лабиринты выглядят очень красиво, и жуть навевают чисто психологически. {{spoiler|[[Твист | * «Алиса, или Последний побег» Шаброля — фантазия на тему «[[Alice in Wonderland|Алисы в Стране Чудес]]»: главная героиня после автомобильной аварии оказывается в очень странном особняке, населённом кафкианскими персонажами и окружённом лесами, из которых невозможно выбраться. Очень тонкий вариант сабжа на грани с [[Странная альтернативная реальность|соседним тропом]]: крови и монстров здесь нет, французские лесные лабиринты выглядят очень красиво, и жуть навевают чисто психологически. {{spoiler|[[Твист Амброза Бирса|А разгадка проста]].}} | ||
=== [[Телесериалы]] === | === [[Телесериалы]] === | ||
Строка 68: | Строка 54: | ||
* «[[Симпсоны]]» — хэллоуинские выпуски из серии «Дом ужасов» представляют собой именно сабж: они содержат множество жутких деталей и неканоничны по отношению к основному сюжету «Симпсонов». | * «[[Симпсоны]]» — хэллоуинские выпуски из серии «Дом ужасов» представляют собой именно сабж: они содержат множество жутких деталей и неканоничны по отношению к основному сюжету «Симпсонов». | ||
* Великий Человек-Паук — во время путешествия по альтернативным Вселенным Питер Паркер побывал в различных мирах, причём в одном из них произошла эпидемия вампиризма и города наводнены кровожадными безжалостными упырями. | * Великий Человек-Паук — во время путешествия по альтернативным Вселенным Питер Паркер побывал в различных мирах, причём в одном из них произошла эпидемия вампиризма и города наводнены кровожадными безжалостными упырями. | ||
=== [[Видеоигры]] === | === [[Видеоигры]] === | ||
* Внезапно, World of Tanks. Как вам сражения на мёртвых танках в танковом аду? | * Внезапно, World of Tanks. Как вам сражения на мёртвых танках в танковом аду? А бои в сумеречном лесу, кишащем танковой нежитью? | ||
* [[Silent Hill]] — во все поля! Герои постоянно ныряют из «нормального» мира в «ненормальный» и назад. {{spoiler|Самая плохая концовка первой игры — твист Амброза Бирса (выясняется, что ГГ погиб в автокатастрофе, с которой началась игра, и все последующие события — его предсмертные видения).}} | * [[Silent Hill]] — во все поля! Герои постоянно ныряют из «нормального» мира в «ненормальный» и назад. {{spoiler|Самая плохая концовка первой игры — твист Амброза Бирса (выясняется, что ГГ погиб в автокатастрофе, с которой началась игра, и все последующие события — его предсмертные видения).}} | ||
** «[http://www.reloaded.org/download/Noisy-Mountain/228/ Noisy Mountain]» — пародия на сабж. {{spoiler| | ** «[http://www.reloaded.org/download/Noisy-Mountain/228/ Noisy Mountain]» — пародия на сабж. {{spoiler|Завершается твистом Амброза Бирса.}} | ||
* [[Мор (Утопия)]] — судя по всему, разработчиками изначально ставилась цель сделать место действия как можно ближе к реалистичному, дабы потом всякой происходящей чертовщиной раз за разом рвать шаблоны игрокам, которые, насмотревшись на вполне непримечательный город, перестают ожидать подвоха. Вполне успешно получилось. | * [[Мор (Утопия)]] — судя по всему, разработчиками изначально ставилась цель сделать место действия как можно ближе к реалистичному, дабы потом всякой происходящей чертовщиной раз за разом рвать шаблоны игрокам, которые, насмотревшись на вполне непримечательный город, перестают ожидать подвоха. Вполне успешно получилось. | ||
* «Шизариум» — некоторые уровни представляют собой откровенно фантастические миры, но другие поначалу выглядят практически нормально, а затем оказываются не менее инфернально-сюрреалистическими (например, психбольница, где в начале игры очнулся ГГ). {{spoiler|И всё это были [[приключения в Комаляндии]].}} | * «Шизариум» — некоторые уровни представляют собой откровенно фантастические миры, но другие поначалу выглядят практически нормально, а затем оказываются не менее инфернально-сюрреалистическими (например, психбольница, где в начале игры очнулся ГГ). {{spoiler|И всё это были [[приключения в Комаляндии]].}} | ||
* Fran Bow — Ультрареальность является жуткой и искажённой смесью для пяти реальностей и трёх временных линий. | * Fran Bow — Ультрареальность является жуткой и искажённой смесью для пяти реальностей и трёх временных линий. | ||
* [[Max Payne]] 2 — в телесериале «[[шоу внутри шоу|Адрес неизвестен]]» главгерой попадает в Нуар-Йорк — зловещую альтернативную версию Нью-Йорка. | * [[Max Payne]] 2 — в телесериале «[[шоу внутри шоу|Адрес неизвестен]]» главгерой попадает в Нуар-Йорк — зловещую альтернативную версию Нью-Йорка. | ||
* Квест «[http://gibbousgame.com Gibbous]» по мотивам миров Лавкрафта в стилистике LucasArts — субверсия. Представляет собой альтернативную версию современного мира, где процветают культы Великих Древних и магия вуду, обитают лавкрафтианские монстры и др., но по атмосфере [[Лавкрафт-лайт|игра совсем не жуткая]], вполне себе уютная и скорее напоминает классику жанра типа Curse of Monkey Island. | * Квест «[http://gibbousgame.com Gibbous]» по мотивам миров Лавкрафта в стилистике LucasArts — субверсия. Представляет собой альтернативную версию современного мира, где процветают культы Великих Древних и магия вуду, обитают лавкрафтианские монстры и др., но по атмосфере [[Лавкрафт-лайт|игра совсем не жуткая]], вполне себе уютная и скорее напоминает классику жанра типа Curse of Monkey Island. | ||
* Серия TES — план Молаг Бала, Холодная Гавань, представляет собой именно это. | * Серия TES — план Молаг Бала, Холодная Гавань, представляет собой именно это. | ||
Строка 90: | Строка 69: | ||
* «Dark Seed 2» — жуткая альтенативная версия нормального мира. | * «Dark Seed 2» — жуткая альтенативная версия нормального мира. | ||
* «[[Dark Souls|Dark Souls 3]]» — если Храм Огня кажется вам слишком уютным для Лотрика местом, загляните в его темную версию в локации Заброшенные Могилы. По разным версиям это может быть прошлое, либо место вне времени, либо параллельная реальность другого протагониста. | * «[[Dark Souls|Dark Souls 3]]» — если Храм Огня кажется вам слишком уютным для Лотрика местом, загляните в его темную версию в локации Заброшенные Могилы. По разным версиям это может быть прошлое, либо место вне времени, либо параллельная реальность другого протагониста. | ||
=== [[Визуальные романы]] === | === [[Визуальные романы]] === | ||
* «[[Бесконечное лето]]» — {{spoiler|линия Маши/Мику. То ли сон, то ли и правда была какая-то чертовщина.}} | * «[[Бесконечное лето]]» — {{spoiler|линия Маши/Мику. То ли сон, то ли и правда была какая-то чертовщина.}} | ||
* [[Rewrite]] — изначально таким кажется замкнутое пространство Кадзамацури, так как до линий девушек нам вообще не объясняют, что это такое. Посудите сами: герой попадает в какое-то другие измерение, в точности напоминающее его город, но где серое небо, нет людей, а по улицам бродят только странные типы в мантиях и злобные чёрные псы. Только потом мы узнаём, что это другое пространство, где организация Gaia хранит своих фамильяров, и ничего жуткого там по сути нет. | * [[Rewrite]] — изначально таким кажется замкнутое пространство Кадзамацури, так как до линий девушек нам вообще не объясняют, что это такое. Посудите сами: герой попадает в какое-то другие измерение, в точности напоминающее его город, но где серое небо, нет людей, а по улицам бродят только странные типы в мантиях и злобные чёрные псы. Только потом мы узнаём, что это другое пространство, где организация Gaia хранит своих фамильяров, и ничего жуткого там по сути нет. | ||
=== [[Настольные ролевые игры]] === | === [[Настольные ролевые игры]] === | ||
Строка 107: | Строка 79: | ||
** Трехсполовииная редакция — План Тени, темное, постоянно меняющиеся отражение Первичного Материального Плана. Любые источники света (даже магические) здесь постепенно гаснут, из цветов есть только оттенки серого. Любые места Прайма становятся жуткими — город может превратиться в руины, обыкновенный средневековый замок — в сатанинско-готический, а во тьме леса будут мерещиться монстры. Вода и пища здесь горькие, а путешественник постоянно чувствует холод, не физический, а скорее нервный, и вообще — план со временем изменяет понаеховших обитателей. Из местных — любые варианты теней и много нежити из-за скоплений Негативной энергии. | ** Трехсполовииная редакция — План Тени, темное, постоянно меняющиеся отражение Первичного Материального Плана. Любые источники света (даже магические) здесь постепенно гаснут, из цветов есть только оттенки серого. Любые места Прайма становятся жуткими — город может превратиться в руины, обыкновенный средневековый замок — в сатанинско-готический, а во тьме леса будут мерещиться монстры. Вода и пища здесь горькие, а путешественник постоянно чувствует холод, не физический, а скорее нервный, и вообще — план со временем изменяет понаеховших обитателей. Из местных — любые варианты теней и много нежити из-за скоплений Негативной энергии. | ||
** Четвертая редакция — Царство Теней, оно же Шэдоуфелл. Слегка измененный План Тени. | ** Четвертая редакция — Царство Теней, оно же Шэдоуфелл. Слегка измененный План Тени. | ||
=== [[Музыка]] === | === [[Музыка]] === | ||
{{Video|GLBJRP2TjyE}} | {{Video|GLBJRP2TjyE}} | ||
* Вторая версия клипа на песню «Утекай» группы | * Вторая версия клипа на песню «Утекай» группы «Мумий Тролль» (справа приведён вариант с китайским ремиксом). Первоначально нам кажется, что за человеком бежит злобный гуманоид с окровавленным ртом. {{spoiler|На деле же, именно обычно выглядящий человек является жестоким убийцей, которого в конце ловят полицейские с такими же ртами в крови. Также показано, что такой рот присутствует у остальных "людей", а также крыс.}} | ||
=== [[Реальная жизнь]] === | === [[Реальная жизнь]] === | ||
* Галлюцинации при психических заболеваниях (особенно при шизофрении) иногда дают такой эффект: от [[Обыденный кошмар|одной-двух пугающих деталей]] (например, копыта у людей на улице или живой шарф на кресле) до полноценного погружения в сабж. | * Галлюцинации при психических заболеваниях (особенно при шизофрении) иногда дают такой эффект: от [[Обыденный кошмар|одной-двух пугающих деталей]] (например, копыта у людей на улице или живой шарф на кресле) до полноценного погружения в сабж. | ||
{{Nav/Сеттинг}} | {{Nav/Сеттинг}} | ||
{{Nav/Ужасы}} | {{Nav/Ужасы}} |
Версия 21:53, 18 апреля 2022
![]() | TV Tropes Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Dark World. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью. |
« | ПОБАЛИВАЕТ ПЕЧЕНЬ?! ПРИЛИВАЕТ ЖЕЛЧЬ?! НЕВРАСТЕНИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА?! ТОНЗИЛЛИТ?! АРТРИТ?! Это лишь малая часть недугов, от которых вас может избавить профессиональное КРОВОПУСКАНИЕ. В нашей конторе лежат пачки БЛАГОДАРСТВЕННЫХ ОТЗЫВОВ, с которыми можно ознакомиться в любое время. Не доверяйте свое здоровье недоучкам-любителям! Положитесь на специалистов с многолетним опытом: ВЛ. ЦЕПЕШ — ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ КРОВОПУСКАНИЕ. Румыния, Париж, Лондон, Уитби. Не впадай в отчаяние — попробуй КРОВОПУСКАНИЕ!!! | » |
— Нил Гейман, «Этюд в изумрудных тонах». Газетное объявление в альтернативном викторианском Лондоне |
« | Надоело есть жесткие отбивные? Свинину проще выбросить, чем разделать? Тогда вам пора в МЯСНУЮ ЛАВКУ ДЖЕКА! Работаем в присутствии клиента. Неизменно превосходный результат. Ни единой жалобы за три года! Спешите в МЯСНУЮ ЛАВКУ ДЖЕКА! Забьем, освежуем, распотрошим и разделаем за пятнадцать минут. Для дам — особая скидка в МЯСНОЙ ЛАВКЕ ДЖЕКА В УАЙТЧЕПЛЕ! Скидки действуют с 31 августа по 8 ноября. | » |
— Оттуда же |
« | Окинув здание задумчивым взором, Тай заметила, — Что-то не так с этим местом, нюхом чую. Но вот пальцем ткнуть, что именно в нем не так… Все три куноичи посмотрели на каменную громаду внимательнее. Более сотни обсидиановых горгулий украшали ныне здание, и все они сверлили враждебными взглядами «посторонних». Девушки внимательно исследовали два крупных фонтана, дополнительно прибавленные к зданию. Кровь струилась по высеченным из гранита каменным демонам, объединенных в единое целое с людьми в различных стадиях расчленения. — Я знаю, что это такое — заявила Би-Джей, и ужас заставил ее голос дрожать, как только она осознала, что именно было не так. — Что? — в унисон поинтересовались Май и Тай. — Здесь слишком маленькая стоянка. Она тут одна-единственная, и на нее войдет не больше тридцати машин. И все. — Ты права, — содрогнулась Тай, — Слава богу, а то я чуть не тронулась, пытаясь понять, что именно тут не так. До чего же отвратительная планировка. |
» |
— Те, Кто Охотятся на Ниндзя |
При словах «параллельный мир» большинство представляет себе фантастические пейзажи и невероятных существ, которых по определению не бывает в нашем мире. Но всё может быть не совсем так…
Представьте себе, что вы свернули не в тот переулок и попали в незнакомый район города. Выглядит он абсолютно обычно (жилые многоэтажки, витрины магазинов, рекламы на стенах), и ни о чём таком вы не думаете: здесь скорее стоит бояться уличной шпаны, потому что место довольно безлюдное. А вот этот дядя на шпану не похож, спросим-ка у него дорогу? Пробурчал что-то невнятное и пошёл дальше (и кстати, что это у него с лицом?) Ладно, разберёмся сами, если идти дальше по улице, наверняка же выйдешь в людное место. Вот только людей всё нет, и сама улица какая-то неприятная: куклы в витрине смотрят как живые, а Кока-Кола, которую пьёт парень на рекламном плакате, какого-то странного красного цвета… В любом случае, надо бы позвонить домой, чтобы близкие не волновались… Что значит «Набранный вами номер не существует»?!
И вот тут вы понимаете, что вы очень крепко влипли. В лучшем случае провалились в портал между мирами, и надо теперь искать обратный ход, а в худшем — умерли и сами того не заметили, со всеми вытекающими отсюда проблемами.
Очень частый приём в хоррорах, нередко выступает прелюдией к твисту Амброза Бирса. Более общий троп — Странная альтернативная реальность.
Антиутопии и вариации на тему «история изменилась, и всё стало плохо/миром правит тиран/человечество вымерло в результате ядерной войны» — не сюда, а в троп Альтернативная история. Этот троп — про инфернально-мистические миры, которые только внешне выглядят похожими на наш.
Родственный и часто пересекающийся троп — Обыденный кошмар, когда в повседневно-уютной реальности появляются очень пугающие детали.
Примеры
Литература
- Стивен Кинг, «Крауч Энд».
- Нил Гейман, «Этюд в изумрудных тонах» — альтернативная Земля XIX века, которой правят Великие Древние Лавкрафта (все королевские династии состоят из них); в здешней викторианской Англии Джек-Потрошитель держит мясную лавку, а Доктор Джекилл продаёт лечебный порошок для «освобождения внутреннего Я» (см. эпиграф). Субверсия, потому что это на самом деле Лавкрафт-лайт, и атмосфера здесь скорее пародийная, чем реально страшная.
- Ричард Лаймон, «Ночь в тоскливом октябре» — с фитильком. Ночной город, по которому гуляет главный герой, периодически производит такое впечатление (появляются жуткие прохожие, улицы с незнакомыми названиями и др.)
- Рассказы Жана Рэя — во все поля! Очень часто встречаются сюжеты про героев, попавших в некую жутковатую местность, переулок и др., которого нет на карте («Переулок святой Берегонны», «Солянка» и др.)
- Нил Гейман, «Коралина в стране кошмаров» — что характерно, сабж замаскирован под лучшую версию обычной реальности.
- Диана Дуэйн, «Как стать волшебником» — альтернативная версия Манхэттена, где проживает Главгад и где водятся хищные автомобили и пожарные гидранты.
- Макс Фрай, «Ключ из жёлтого металла» — в такую передрягу попадает ГГ, проезжая на автобусе литовско-польскую границу. К счастью, закончилось всё благополучно.
- Её же «Властелин Морморы»: силами антагониста целый город вынужден еженощно видеть во сне сабж. Правда, в силу некоторых личных качеств оного антагониста периодически становится так страшно, что уже смешно.
- Р. Л. Стайн, «Безбашенный Хэллоуин»: главный герой, убегая от погони, перепрыгивает овраг и попадает в странный безлюдный район города, где улицы называются просто «Улица 1», «Улица 2» и др. Только в одном доме вечеринка по поводу Хэллоуина, но и она оставляет желать лучшего. А разгадка проста: на самом деле он НЕ перепрыгнул овраг.
- Эдуард Успенский, «Красная рука, чёрная простыня, зелёные пальцы» — в одной из сцен ГГ оказывается в странном незнакомом районе Москвы, где ходят трамваи, на которых вместо номеров годы рождения и смерти. Он едва не сел в трамвай, на котором был написан его год рождения…
- Юрий Нестеренко, «Нижний город». Главный герой просто сел не на тот поезд метро и оказался именно в такой версии Нью-Йорка. Заканчивается твистом Амброза Бирса.
- Его же «Газета» — жизнь главного героя постепенно превращается в сабж, а началось всё с того, что очередной номер выписываемой им газеты оказался очень странного и жуткого содержания.
- Макс Далин, «Рукопись, найденная под прилавком»: главный герой — продавец книг в метро, у которого и обычная-то жизнь не сахар: мертвецы-пассажиры в метро, электрические пауки, слова, вытекающие из книг… А потом он выходит не на той станции и попадает именно в такой мир. А возможно, что это всё бред сумасшедшего.
- Илья Масодов — Чёрная Москва (например, из романа «Тьма твоих глаз»).
- Андрей Саломатов — повсеместно. Например, «Девушка в белом с огромной собакой». Два алкаша беспрестанно утоляют жажду, один из них рассказывает, как встретил прекрасную девушку, но так и не решил познакомиться. А пару дней назад видел её снова — представляешь, в Москве одного человека дважды встретить. Наконец, видит её в третий раз, бежит к ней и попадает под поезд. В финале девушка в белом с огромной собакой под руку с трупом удаляются в счастливое будущее.
- Дэвид Линдсей, «Наваждение»: в старом доме главная героиня находит лестницу, которую больше никто не видит, и попадает на отсутствующий этаж, а оттуда выходит в странный мир, где вечная весна, и где обитает загадочный музыкант в пёстром наряде. Пополам со Странная альтернативная реальность, потому что место хотя и имеет зловещий оттенок, но не выглядит откровенно враждебным.
- Саймон Грин, цикл «Темная сторона». Опасный мир, где царит вечная ночь, где любая невозможность возможна, где живут, общаются и конкурируют самые невероятные существа, каких только можно вообразить. Туда можно попасть через лондонское метро.
Кино
- «Лестница Иакова» — герой периодически выпадает из своей обычной жизни в такой мир (наиболее яркие сцены — в метро и в больнице). Напополам с псевдозаговором, ибо к демонам из галлюцинаций примешиваются ещё и правительственные агенты. В действительности он умирает в военном госпитале, «демоны» — это ангелы, а жуткий вид альтернативных миров выражает его страх перед смертью.
- «Тёмные углы» — главная героиня живёт в двух параллельных реальностях, одна из которых сладко-сиропная в духе голливудских мелодрам, а другая — именно такая.
- «Тёмный город» 1998 года — на первый взгляд вроде бы обычный американский мегаполис, но на самом деле представляет собой странную смесь эпох, отчасти с футуристическими элементами (например, закусочная-автомат, где блюда появляются в специальных окошках), а отчасти с элементами готического хоррора и множественными отсылками к немецкому экспрессионизму (в первую очередь к фильмам Фрица Ланга и к «Носферату» Мурнау). А ещё здесь всё время ночь, происходят кровавые убийства, по улицам бродят жуткого вида люди в чёрном, и география города меняется произвольным образом. На самом деле город находится в космосе, все его жители были похищены с Земли инопланетянами (теми самыми людьми в чёрном), и все происходящие события — часть изощрённого психологического эксперимента.
- «Тупик» (Dead End, 2003) — семья поехала отмечать Рождество у родственников, решила срезать путь и оказалась на бесконечной дороге, где бродит странная женщина в белом платье и ездит чёрный автомобиль с затемнёнными стёклами. Отец заснул за рулём, и все попали в аварию; гибели членов семьи в инфернальной реальности отражали их смерти в реальном мире от травм.
- «Алиса, или Последний побег» Шаброля — фантазия на тему «Алисы в Стране Чудес»: главная героиня после автомобильной аварии оказывается в очень странном особняке, населённом кафкианскими персонажами и окружённом лесами, из которых невозможно выбраться. Очень тонкий вариант сабжа на грани с соседним тропом: крови и монстров здесь нет, французские лесные лабиринты выглядят очень красиво, и жуть навевают чисто психологически. А разгадка проста.
Телесериалы
- Stranger Things — «Обратная сторона», параллельный мир, похожий на наш, но пустой, темный, отравленный и населенный монстрами.
- «Баффи — истребительница вампиров» — Корделия загадала в присутствии демона Аньянки желание, чтобы Баффи никогда не появлялась в Саннидейле. Готово! Добро пожаловать в альтернативную реальность, где Саннидейлом правят вампиры!
Мультсериалы
- «Настоящие охотники за привидениями» — эпизод «Антимир» («Flip Side»), обыграно в пародийном ключе. Город Бу-Йорк (Boo York, в русском дубляже — Нью-Ужас), населённый нечистью, которая жутко боится людей, и там даже есть свои охотники за людьми.
- «Черный плащ» — аналогичная серия «Антимиры», где все противоположно привычному миру ЧП и правит там Антиплащ.
- Похожее было и в «Войне гоботов»
- «Симпсоны» — хэллоуинские выпуски из серии «Дом ужасов» представляют собой именно сабж: они содержат множество жутких деталей и неканоничны по отношению к основному сюжету «Симпсонов».
- Великий Человек-Паук — во время путешествия по альтернативным Вселенным Питер Паркер побывал в различных мирах, причём в одном из них произошла эпидемия вампиризма и города наводнены кровожадными безжалостными упырями.
Видеоигры
- Внезапно, World of Tanks. Как вам сражения на мёртвых танках в танковом аду? А бои в сумеречном лесу, кишащем танковой нежитью?
- Silent Hill — во все поля! Герои постоянно ныряют из «нормального» мира в «ненормальный» и назад. Самая плохая концовка первой игры — твист Амброза Бирса (выясняется, что ГГ погиб в автокатастрофе, с которой началась игра, и все последующие события — его предсмертные видения).
- «Noisy Mountain» — пародия на сабж. Завершается твистом Амброза Бирса.
- Мор (Утопия) — судя по всему, разработчиками изначально ставилась цель сделать место действия как можно ближе к реалистичному, дабы потом всякой происходящей чертовщиной раз за разом рвать шаблоны игрокам, которые, насмотревшись на вполне непримечательный город, перестают ожидать подвоха. Вполне успешно получилось.
- «Шизариум» — некоторые уровни представляют собой откровенно фантастические миры, но другие поначалу выглядят практически нормально, а затем оказываются не менее инфернально-сюрреалистическими (например, психбольница, где в начале игры очнулся ГГ). И всё это были приключения в Комаляндии.
- Fran Bow — Ультрареальность является жуткой и искажённой смесью для пяти реальностей и трёх временных линий.
- Max Payne 2 — в телесериале «Адрес неизвестен» главгерой попадает в Нуар-Йорк — зловещую альтернативную версию Нью-Йорка.
- Квест «Gibbous» по мотивам миров Лавкрафта в стилистике LucasArts — субверсия. Представляет собой альтернативную версию современного мира, где процветают культы Великих Древних и магия вуду, обитают лавкрафтианские монстры и др., но по атмосфере игра совсем не жуткая, вполне себе уютная и скорее напоминает классику жанра типа Curse of Monkey Island.
- Серия TES — план Молаг Бала, Холодная Гавань, представляет собой именно это.
- Квест «Вовочка и Петечка» — после восьмого уровня герои разбиваются на мотоцикле и попадают в Комаляндию. В целом она не очень жуткая, но один из уровней («Фрейд знал, о чем писать») представляет собой более мрачную версию школьного туалета с жуткой гориллой и неприятной крысой.
- «Harvester» — городок Харвест, который похож на наш обычный мир, но при этом в нём есть что-то откровенно странное и ненормальное.
- «Dark Seed 2» — жуткая альтенативная версия нормального мира.
- «Dark Souls 3» — если Храм Огня кажется вам слишком уютным для Лотрика местом, загляните в его темную версию в локации Заброшенные Могилы. По разным версиям это может быть прошлое, либо место вне времени, либо параллельная реальность другого протагониста.
Визуальные романы
- «Бесконечное лето» — линия Маши/Мику. То ли сон, то ли и правда была какая-то чертовщина.
- Rewrite — изначально таким кажется замкнутое пространство Кадзамацури, так как до линий девушек нам вообще не объясняют, что это такое. Посудите сами: герой попадает в какое-то другие измерение, в точности напоминающее его город, но где серое небо, нет людей, а по улицам бродят только странные типы в мантиях и злобные чёрные псы. Только потом мы узнаём, что это другое пространство, где организация Gaia хранит своих фамильяров, и ничего жуткого там по сути нет.
Настольные ролевые игры
- Vampire: the Masquerade, а также все другие игровые линейки Старого и Нового Миров Тьмы. Собственно, Мир Тьмы соответствует нашей реальности конца девяностых (Старый) и начала двадцать первого века (Новый), и большинство его обитателей не знают (или просто закрывают на это глаза), что рядом с ними обитают (и, подчас, охотятся на людей) вампиры, оборотни, призраки, маги, демоны и прочие ужасающие твари и сущности.
- Dungeons and Dragons:
- Трехсполовииная редакция — План Тени, темное, постоянно меняющиеся отражение Первичного Материального Плана. Любые источники света (даже магические) здесь постепенно гаснут, из цветов есть только оттенки серого. Любые места Прайма становятся жуткими — город может превратиться в руины, обыкновенный средневековый замок — в сатанинско-готический, а во тьме леса будут мерещиться монстры. Вода и пища здесь горькие, а путешественник постоянно чувствует холод, не физический, а скорее нервный, и вообще — план со временем изменяет понаеховших обитателей. Из местных — любые варианты теней и много нежити из-за скоплений Негативной энергии.
- Четвертая редакция — Царство Теней, оно же Шэдоуфелл. Слегка измененный План Тени.
Музыка
(link)
- Вторая версия клипа на песню «Утекай» группы «Мумий Тролль» (справа приведён вариант с китайским ремиксом). Первоначально нам кажется, что за человеком бежит злобный гуманоид с окровавленным ртом. На деле же, именно обычно выглядящий человек является жестоким убийцей, которого в конце ловят полицейские с такими же ртами в крови. Также показано, что такой рот присутствует у остальных "людей", а также крыс.
Реальная жизнь
- Галлюцинации при психических заболеваниях (особенно при шизофрении) иногда дают такой эффект: от одной-двух пугающих деталей (например, копыта у людей на улице или живой шарф на кресле) до полноценного погружения в сабж.